РУБРИКИ

ЗОЖ

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

ЗОЖ

На частоте курения сказывается окружающая обстановка: курение

становится как бы подпоркой для психики курящего – он хватается за сигарету

в момент любого волнения, напряжения мысли, в ситуации, требующей

размышления и т.д., и именно в таких ситуациях без курения ощущает себя

потерянным, внутренне опустошенным, лишенным какой-то внутренней

психологической опоры и уверенности. При этом особым смыслом наполняется

для курильщика любое его действие, связанное с курением: вынимание пачки

сигарет, зажигание спички и прикуривание определенная манера затягивание и

выпускания дыма, вкусовые ощущения запаха табака до и в момент горения и

т.д.

Курение позволяет легче включиться в процесс общения: достаточно

подойти к курящим и закурить вместе с ними.

Имеются несколько групп мотивов.

Это подражание. Можно выделить несколько его видов. Во-первых, это

уменьшенное подражание членам какой-либо компании хочет быть принятым;

усвоение свойственных данной компании манер. Во-вторых, это подражание

нравящемуся человеку. В-третьих, подражание может быть неосознанным.

Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости. Школьник

стремится продемонстрировать, перед окружающими свою взрослость,

независимость, самостоятельность.

Курение становится одним из способов самоутверждения для тех, кто не

выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к

таким вот внешним знаком. Стремление быстрее усвоить «модные» манеры

«повысить свой престиж. Еще один мотив – стремление все в жизни

испробовать. «Если другие могут это делать и им нравится то почему я должен

лишать себя удовольствия?» - спрашивает себя такой человек. Есть следующие

мотивы: из-за плохого настроения», «с тоски», «с горя», «для возбуждения

умственной деятельности», «чтобы поднять трудоспособность» (5. с. 144 –

153).

В настоящее время на земном шаре посевами табака занято примерно 3,9 –

4,2 млн. га, причем, как правило, это лучшие земли, позволяющие получить до

40 – 50 ц. пшеницы с гектара.

Курение широко распространено в современном мире. Подсчитано, что

каждую минуту на земном шаре выкуривается около 300 тыс. сигарет и папирос.

Согласно данным Департамента здравоохранения США, в возрасте старше 25 лет

курят 60% мужчин и 35% женщин. Аналогичные показатели в Италии составляют

50% и 27%. По наблюдениям И.И. Беляева, проведенным в г. Горьком, курят

около 50% мужчин и примерно 2% женщин, а среди студентов медицинского

института эти показатели составили соответственно 40% и 10%. В настоящее

время в России курят около 70 млн. граждан.

Курящих мужчин во всех странах значительно больше, чем курящих женщин,

но соотношение их колеблется в широких пределах. Так в США и Англии

соотношение курящих мужчин и женщин равно примерно 1,35:1, в странах Африки

3,7:1, Латинской Америки 4,6:1, Азии 6,2:1. особенно много курящих женщин в

Англии: по некоторым данным, до 43%. Однако за последние годы курение среди

женщин распространилось довольно широко и продолжает распространяться, так

что удивляться тому, к сожалению, больше не приходится. Следует отметить,

что именно среди женщин распространения порой принимает характер

своеобразных локальных эпидемий. К сожалению, курение среди женщин одно

время вошло в моду, и многие из них начинали курить исключительно для того,

чтобы от этой моды не отстать. Однако курение такая вещь что бросить его

после того, как мода начинает проходить, очень и очень трудно. Среди лиц

мужского пола курящих в среднем больше, однако столь поголовного вовлечения

их в пагубное пристрастие обычно не наблюдается, а причины начала курения

реже объясняются стремлением следовать моде.

Согласно данным американского Национального центра по курению и

здоровью, в 1968 г. в США курили 14,7% мальчиков и 8,4% девочек в возрасте

13 – 15 лет. В 1970 г. эти показатели составили соответственно 15,7% и

15,3%, т.е. практически сравнялись, в 1975 г. в США курили уже 27% девочек

подростков. Во многих странах начало курения приходится примерно на возраст

11 – 12 лет. Согласно данным зарубежной статистики в Дании курят около 80%

мальчиков 11 – 14 лет и более половины девочек, во Франции в возрасте 12 –

18 лет курят 46% школьников, причем эту привычку большинство приобретают к

14 годам. Согласно наблюдениям А.Я. Гуткина, проведенным в Санкт-

Петербурге, среди мальчиков – учеников 6 класса было 6% курящих, 7 класса –

12%, 8 класса – 18%, 9 класса – 32%.

Раннее начало курения особенно неблагоприятно, так как при этом не

только увеличивается общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый

организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся

организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия

курения. Как подчеркивает И.И. Беляев, подростки курят обычно тайком,

торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно

докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются

наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки;

нередко подростки курят одну сигарету, передавая ее друг другу изо рта в

рот, что может способствовать передаче инфекционных заболеваний; наконец,

они тратят отпущенные им на завтраки деньги на табачные изделия.

Что же способствует распространению курения: прежде всего это пример

родителей и других взрослых.

Распространению курения способствует и снисходительные к нему

отношение окружающих, в том числе и тех, кто против своей воли оказывается

в положении «пассивных курильщиков» и страдает от этого. У нас нет обычая,

согласно которому курящий обязан был бы учитывать положение некурящих, и в

результате не некурящие навязывают свою волю курящим, что было бы

справедливо, учитывая общепризнанный вред курения, а, наоборот, курящие

ставят в безвыходное положение некурящих, заставляя их терпеть табачный дым

между тем, как справедливо подчеркивает И.Н. Пятницкая, «чем

снисходительнее относится общество к злоупотреблению, тем меньше

индивидууму нужно предпосылок, чтобы начать злоупотребление».

Распространению курения среди молодого поколения способствует и

доступность табачных изделий, наличие своеобразной солидарности

курильщиков: если мальчике и откажут продать сигареты в табачном киоске, то

почти каждый курящий взрослый дядя поможет их ему приобрести.

Наконец, распространению курения способствует неосознанная, но

достаточно эффективная реклама табака и табачных изделий, которая заметим,

во многом (к сожалению отвечает требованиям воспитательного процесса:

ненавязчиво, в связи с повседневной жизнью, с различными реальными

ситуациями, на примере действий героев и «кинозвезд» она вырабатывает

положительную мотивацию по отношению к курению. В результате молодежь

оказывается недостаточно устойчива к психологическому давлению, которое

курящие оказывают на некурящих.

Нередко предметы, связанные с курением, используют многие фотографы и

художники при создании своих произведений.

К рекламе табачных изделий относится и привлекательная их упаковка.

Для табачной продукции придумывают привлекательные названия: например, есть

сигареты «Друг» (интересно, чей?) и т.д.

Широкое распространение курения приносит обществу большой ущерб,

несводимый лишь к ущербу, наносимому здоровью граждан. Например, в 1976 г.

в США прямые убытки от лечения людей, пострадавших в результате курения,

составили 8 млрд. 224 млн. долларов, непрямые убытки ( в том числе и от

снижения производительности труда) еще 19 млрд. 139 млн. долларов, т.е.

общая сумма убытков превысила 27 млрд. долларов.

Кроме убытков, связанных с ухудшением здоровья населения, с

невозможностью курящими достичь высоких результатов в труде, в спорте,

курение приносит большой ущерб и вследствие некоторых типичных для курящих

привычных действий. К ним относится, например, манера куда попало бросать

окурки. Мало того, что при этом загрязняются улицы, особенно на остановках

транспорта, при этом возможен и ущерб общественному имуществу, окружающей

природе. Немало лесных пожаров происходило и происходит от того, что

курящий бросил окурок, вместо того, чтобы затоптать его в землю. За

последние годы, по данным Управления пожарной охране ГУВД мосгорисполкома,

до трети всех пожаров и возгорания в столице произошло от неосторожного

обращения с папиросой, сигаретой и т.д. Замечено, что особенно неосторожно

с огнем обращаются курящие женщины. Все это невольно заставляет вспомнить

времена царя Михаила Романова, который полностью запретил употребление

табачных изделий в первую очередь именно вследствие пожаров, вызванных

безответственностью курильщиков (5. с. 158 – 162).

Учителя и врачи не имеют права курить. Табак – это серьезно, курение

еще хуже, чем алкоголизм. Вот это мало кто понимает. Сейчас нет ни одного

человека, который бы не курил, если сам не курит, то является пассивным

курильщиком. В общественных местах, в транспорте, на работе, дома мы

вдыхаем дым, ядовитые вещества (табаке сейчас изучено 8500 вредных

компонентов).

Алкоголизм, наркомания и табакокурения являются одними из важнейших и

актуальных социальных, экономических, психолого-педагогических, медико-

биологических проблем современности. Ученые считают, что алкоголь,

наркотики, табакокурение болезнь номер один не только среди мужчин, но и

среди детей, подростков и женщин. Поэтому задача всего человечества –

предупреждение и недопущение глубокого, катастрофического проникновения

алкоголя, наркотиков и табачных изделий в детский организм.

Пришло время обсуждать эту проблему спокойно, разносторонне, общими

усилиями не только специалистов психологов, медицинских работников,

биологов, философов, социологов и педагогов, но и всех, кто хотел бы внести

прественную и оперативную лепту в блокирование и недопущения в детский

организм (алкогольных и табачных изделий, наркотических веществ). Каждый из

нас ответственен перед молодым поколением, которому предстоит жить в XXI

веке. Это поколение должно вступить интеллектуально развитым, физически

здоровым, духовно богатым и нравственно ответственным за последующее

поколение.

Острота и сложность проблем (алкоголизм, наркомания и табакокурение)

среди детей и подростков обусловлены единством, т.е. сложно сплоченностью,

разно уровневой иерархичностью, субъективных свойств ребенка и объективных

причин. Известный психолог Н.Ф. Добрынин, исследуя принцип активности и

связанную с ним проблему значимости объектов, на которые направлена

активность ребенка, выделил две формы активности, элементарную и высшую. В

структуру активности входят потребности, интересы, мотивы и убеждения

человека. С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в

тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические

факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как

обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продука социальных

отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией,

которая, как пишет С.Л. Рубинштейн «заключается в подчеркивании внутреннего

момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения

внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту,

отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним

воздействиям или просто приспособление к ним (Рубинштейн С.Л. «Проблемы

общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382). Таким образом,

влечение, непреодолимое желание потреблять спиртные напитки, наркотики и

курение табака в детском возрасте особенно опасны разрушением внутреннего

психического стержня самоопределения и регуляции поведения.

Движущие силы поступков и поведения детей и подростков в определенной

мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности с

неадекватным осознанием. Психический рост человека проявляется в

деятельности, отношениях. Личностное отношение к побуждениям, импульсам,

влечениям осознанно, либо неосознанно, соотносятся с возможностями идущими

извне требованиями, собственным представлениями о должном и вероятностью

успеха желаемого действия. Новейшие исследования психологов (Асеев В.Г.)

все более подтверждают положение о том, что мотивация действий, поступков

человека полимодальная, интегрирует в себе параметры желательности

необходимости и возможности реализации действий. Только при достаточно

высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров

обеспечивается непреодолимость стремлений человека.

При изучении поведения людей в различных ситуациях деятельности в

сфере нравственной мотивации выделены четыре зоны. Центральное место

занимает зона личностно значимых и неукоснительно выполняемых норм. Рядом с

ней располагается зона также значимых предписаний, но выполняемых с

определенным волевым усилием. Кроме них обнаружены две зоны отступлений от

нравственных зон, незначительные нарушения:

а) слабо контролируемые обществам;

б) детерминируемые сверхзначимыми личностными мотивами, побуждениями

человека к аморальным, асоциальным действиям.

Потребности – наиболее устойчивые побудительные структуры личности. На

основе теоретического обоснования И.А. Джидарьяна, можно выделить два

способа развития индивидуальных потребностей – экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивное развитие достигается за счет увеличения числа

потребностей и формирования новых способов их удовлетворения. Интесивное –

предполагает качественные изменения в структуре потребностей на основе

более гармоничных связей между ними, взаимных стимуляции, возрастания их

духовного потенциала. Искусство воспитания с данной позиции состоит не

только в том, чтобы сделать выбор в пользу нравственного содержания

потребности, но и в том, чтобы психологически подготовить субъекта к

трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями,

недостаточное волевое развитие личности блокирует ее стремление к

справедливости, состраданию к людям, добру, что порождает расхождение

нравственных установок в сфере сознания и поведения, поступков. В

результате социально-психологическое развитие личности деформируется,

снижается нравственный потенциал всей системы потребностей.

Интересен вопрос: а почему дети мешают пить, курить, употреблять

наркотики? Ответ очень прост – потому что им хорошо, Чем хорошо? Тем, что

употребление алкоголя наркотиков и табакокурение социально привлекательны и

одобряемы, приятны для ребенка.

Социальная привлекательность алкоголя и табакокурения сформирована в

течение тысячелетий. Нам надо взглянуть на влияние этих традиций, заметно и

сильно вкрапленных в национальные обычаи, в повседневную жизнь коренных

народов.

И.Н. Пятницкая (Клиническая наркология – М., 1975) и другие

подчеркивают влияние алкоголя, наркотиков и табакокурения как переживание

приятного психического состояния эйфории, легкости Ю.Э. Русманкий (Проблемы

системного подхода в психиатрии – Рига, 1977_ считает, что субъективная

привлекательность данных состояний обусловлена переходом от системы сложно

организованного управления на «облегченный режим работы». В реальной жизни

ребенку, да и взрослому, не всегда удается получить удовольствие от

реализма субъективно важных и ценных программ поведения, а в состоянии

алкогольного опьянения и употребления наркотиков это удается без особых

затрат энергии. В состоянии опьянения ситуация неудачи воспринимается

упрощенно, без сложностей, без дальней перспективы, ребенок становится

легко внушаемым, облегчается принятие решения, завышается возможность

достижения цели.

Во многих научных исследованиях раскрыта зависимость потребности в

пьянстве, курении, наркомании от индивидно-личностных свойств детей.

Таким образом, согласно исследованиям многих ученых, личностные

особенности, способствующие отклонениям в потребностях в алкоголе,

наркотиках и табаке, устойчиво группируются:

1. Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному

напряжению, житейским трудностям, конфликтам, к длительному и

спокойному ожиданию, «бегство о реальности»).

2. Комплекс неполноценности, прикрытый напускной бравадой и вполне

выраженный решительностью.

3. Незрелость личности в целом.

4. Относительная интеллектуальная неграмотность одной из важных задач

врача, педагога, психолога при проведении профилактической работы по

защите здоровья детей от алкоголя, табака и наркотиков является знание

путей, по которым дети и подростки идут к алкоголизму, наркомании и

табакокурению.

Подростка к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению часто

толкают семейные проблемы (разводы, конфликты, непонимание желаний

ребенка), неуспех в учебе, неспособность противостоять групповому давлению,

большое количество сцен в кино, драмах, связанных с употреблением алкоголя,

наркотиков, табака.

На основе анализа научной литературы и практической работы новые,

более совершенные организационные формы профилактики могут состоять из

следующих больших блоков:

1. Разработка правовой основы защиты детского организма от влияния и

употребления алкогольных изделий, наркотических веществ и курения

табака.

2. комплекс социально-психологических исследований в области возрождения

культурологических аспектов антиалкогольного воспитания детей и

населения. Культура, как определяют психологи, это система, имеющая

составляющие: технологическую (материальную, по нашему – прикладное

искусство, народное искусство)Ю социальную (типы поведения и отношений

между людьми – этнопсихология, народная педагогика) и духовную

(знания, вера). Каждой подсистеме культуры может быть поставлено в

соответствие определенное технологической – функциональное развитие,

социальной – социализация, усвоение образов, правил и норм поведения,

духовной – личностное развитие. Эти культурологические основы хорошо

отработаны в программе «Эркээйи».

3. организация социально-профилактической работы среда детей и

подростков, заключающейся в выявлении, устранении и нейтрализации

причин и условий, провоцирующих отклонения потребностей.

Единственной и спасительной силой против назревающего вовлечения детей

и подростков во игра алкоголя, наркомании и табакокурения, поглощающий всю

их жизнь и последующее их потомство, является признание приоритетности в

государственной политике Республики Саха общественного движения «За

здоровый образ жизни каждого гражданина нашей родной республики». И это

будет подтверждением любви к детям конкретным делом» (7 с ).

2.2. Традиционные формы и методы

профилактики курения школьников

Наша республика приступила к всеохватывающему по масштабам и важному

по значимости реформированию всей системы здравоохранения. На передний план

должно выйти профилактическое направление медицины: от много затратной

системы бесконечной гонки за болезнями медицина должна перейти к новой

эффективной системе сохранения здоровья здорового человека и не только

отдельного человека, но и всего общества.

Однако, одна только реформа системы здравоохранения не даст

качественного изменения в состоянии здоровья населения.

Безусловно, государство и впредь должно заботиться о человеке. Но

прежде всего самим гражданам надо научиться беречь собственное здоровье.

Здоровье – дело каждого из нас. Стремление к здоровому образу жизни, борьба

против наркомании задачами не только государства, но и всего общества и

каждого человека. И только совместные усилия государства и каждого

гражданина позволят сохранить генофонд народа, создать полноценное здоровое

общество (1. с. 5).

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который

продолжается на протяжении всей жизни подростка. Однако наиболее интенсивно

он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные

ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется

мотивация социального поведения. Если образно предоставить этот процесс как

строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и

возведение сего здания; в дальнейшем производится только отдельные работы,

которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации школьника, его формирование и развитие,

становление как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой,

которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых

разных социологических факторов.

Профилактика отклоняющегося поведения, в частности борьба с вредными

привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого

школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором

всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки

гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о

медицинских, психологических и педагогических методах коррекции

отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает

им соответствующие рекомендации. При общении с табакокурящими школьниками,

педагог устанавливает контакт с школьником, должен выяснить, насколько

далеко зашло его увленчение табакокурением. Но при этом надо учитывать, что

учащиеся страдающие такими влечениями, часть недооценивают свою патологию.

Поэтому к их информации не следует относится с полным доверием.

В беседе о вредном влиянии иногда не надо боятся преувеличений. В то

же время, чтобы не сложилось впечатлениями бесперспективности избавления от

патологического влечения. Лучшими средствами борьбы с этими вредными

привычками являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера.

Борьбу с табакокурением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с

младшего школьного возраста, используя для этого все средства беседы,

лекции, видеофильмы, плакаты, чтобы выработать у школьника отрицательное

отношение к курению. К этой работе необходимо широко привлекать родителей.

Работа с родителями состоит в проведении текущего антинаркогенного контроля

за детьми.

Беседу с школьниками не следует начинать прямо с вопроса о вредных

привычках и недостатках. Это может сразу вызвать реакцию протеста, в

результате чего школьник еще больше замкнется и не сможет раскрыться перед

педагогом. Можно вначале познакомиться с интересами и склонностями

школьника, задать косвенные вопросы о любимых играх, спортивных увлечениях,

составить представление о его детстве, особенностях характера и круга

общения. Не акцентируя внимание школьника на мотивах неправильного

поведения, учитель обычно начинает беседу с вопросов, что побудило к

совершению поступка? Почему поступил так, а не иначе. Если появляются

поводы для возражения по ходу расспроса, педагог должен не заискивать перед

учащимся, а в тактичной форме высказать свою оценку.

В беседе не следует сразу ругать учащегося за то, что он не может

избавиться от какой-то вредной привычки. Возможно, эта привычка и так

составляет предмет переживаний ребенка. Беседа является способом

формирования идейной и нравственной подструктуры его личности.

Наблюдение – один из методов психологического исследования личности.

Видный советский психолог А.А. Бодалев считает, что во внешнем обликеи

поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые можно выявить

характерологические особенности человека. Его способности, испытываемое

состояние. Надо учитывать, что маску человек снимает в конфликтных

ситуациях а типичные черты характера непроизвольно обнаруживает в

экстремальных ситуациях. Определение характера по внешности – дело сложное.

Поэтому наблюдения дает возможность педагогу выяснить социальную

подструктуру направленности личности: какие цели школьник преследует? Что

считает главным в своей жизни? К чему стремится? Изучая разносторонность

интересов школьника, надо выявить, нет ли интересов, мешающие учебе.

Учитывая, что вредные привычки и нарушения поведения чаще возникают у

школьника при нарушении волевых процессов, надо выяснить эти характеристики

по следующим показателям: владеет ли собой в сложной обстановке? Умеет ли

при сильном возбуждении сдерживаться или казаться внешне спокойным.

На основании полученных данных результатов может быть составлен

психологическая характеристика личности учащегося, являющаяся основой

педагогической характеристики.

Имея четкое представление о личности ученика, учитель может

воздействовать на его психическое состояние, используя различные приемы

активизации сознания. К таким приемам относится прежде всего разъяснение.

Цель разъяснения – формирование правильного поведения школьника, адекватной

самооценки и взаимоотношений в учебном коллективе. Задачи разъяснения

определяются конкретным случаем отклоняющегося поведения, методика ничем не

отличается от общепринятых методов разъяснения и убеждения.

Рассказ и беседа. Рассказ и его тема могут быть нацелены на те или

иные недостатки в поведении учащихся. Сопереживание или реакция школьников

является лакмусовой бумажной эффективности педагогического воздействия.

Беседы могут проводиться с акцентом на культуру и организацию умственного

труда школьника, с экскурсом в области психогигиены. Элементарные знания,

даваемые учителем в этой области, являются залогом профилактики рецидивов

нарушения поведения. Желательно проводить беседы по типу «сократического

диалога» с аудиторией, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями.

Вступая в диалог с школьником. Задавая ему наводящие вопросы, учитель

«демонстрирует» наличие у него вредной привычки, которая до сих пор не

замечалась ребенком.

Вредные привычки, как правило, являются результатом закрепления

неправильного поведения им патологических анефеотипов. Поэтому борьба с

ними должна осуществляться с помощью контр-упражнений, требующих

переобучения путем тренировки и воспитания новых навыков поведения,

свободных от прежней ущербности. А это уже означает необходимость

формирование новой личности. Последнее предполагает, прежде всего

формирование нового характера. Закрепленные в характере свойства личности,

влияют на личность и поведение школьные в целом. Изменение содержательной

стороны личностных свойств и качеств человека происходит с помощью

тренировки, упражнения, обучения и воспитания.

Тренировка – самый элементарный вид формирования личности, в основе

которого лежит систематическое повторение определенных действий, а

результатом является закрепление повторяемых процессов. Тренировка

используется для закрепления нужных свойств личности. Например: аутогенная

тренировка.

Упражнение как вид формирования личности и коллектива опирается на

тренировку, но дополняется знаниями результатов каждого упражнения и

стремлением учащихся улучшать свои показания.

Обучение как вид формирования личности и коллектива опирается на

упражнение, но дополняется связями нового упражнения с уже изученным,

усвоенным.

Воспитанием называется наиболее сложный вид формирования личности и

коллектива, опирающийся на обучение связями приобретенного в процессе

обучения со свойствами направленности данной личности. Важная цель

педагогической деятельности – воспитание активной жизненной позиции –

невозможна без научения основам самовоспитания и самостоятельности.

Большое значение для понимания вредных привычек школьников имеет

дифференциальная диагностика педагогической запущенности. Убедившись в

наличии у ребенка вредных привычек, школьный врач и педагог налаживают

контакт с родителями, способствуют установлению психогигиенического режима

дома. По отношению к семьям, где нередки семейные конфликты, нужны

специализированные меры типа семейный психотерапии.

Работа учителя и школьного врача может проводиться в два этапа:

На первом этапе совместная оценка состояния нерво-психического

здоровья, особенностей учащихся и их умственной работоспособности. Дети,

имеющие вредные привычки должны быть выделены для специального наблюдения.

Второй этап – наблюдение за этими школьными возможны периодические

осмотры врачом в случае обращения к нему учащегося, а также индивидуальные

психогигиенические консультации. Одновременно неплохо организовать цикл

лекций и бесед по гигиене умственного труда для всех учащихся.

Существенным моментом является контакт учителя и врача при организации

педагогического процесса – рационализации расписания, организации отдыха

школьников. Такая работа повысит качество учебы и будет способствовать

укреплению нерво-психического здоровья учащихся. Опыт работы в области

школьной психогигиены позволяет дать следующие рекомендации:

1. В школе можно и должно организовать санитарно-просветительскую работу в

области рациональной организации умственного труда;

2. Необходимо также и обучение элементарным психогигиеническим приемам, как

учащихся, так и учителей. Это способствует созданию правильного

психогигиенического микроклимата в школьной среде;

3. Нужно стараться устроить организационные недостатки в учебном процессе,

и прежде всего рационализировать учебные нагрузки и общественные

обязанности;

4. Нужна правильная организация труда и отдыха, борьба с малоподвижным

образом жизни, приобщения к физкультуре и спорту на уровне режима,

доведенного до мировоззрения;

5. При наличии специалистов необходимо проведение аутогенной тренировки и

психофизической гимнастики.

Проводится специальная работа с родителями группы «риска»

(употребляющие табак, алкоголь). Выявляются информированность родителей о

наргенных веществах. С помощью специальных тестов проверяются установки по

отношению к этим веществам. Родители должны вести профилактическую работу в

домашних условиях, проведение текущего антинаркогенного контроля. Обучение

родителей умению преодолевать конфликтные ситуации, стрессы.

Целью специально-педагогической деятельности школьниками, склонными к

табакокурению, является устранение негативных факторов, способствующих

табакокурению детей.

Первый фактор – индивидуально-психологический, включающий в себя,

искажения личностных черт, деформацию мотивационной сферы,

несформированность навыков общения, педагогическую запущенность,

задержанное психическое развитие ребенка.

Второй фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у

ребенка, склонного к табакокурению, наследственных соматических

заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав

ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, низкий

социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор – социальный школьный, негативно влияющий социально-

психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус

группы. Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у

него табакокурительной зависимости.

Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена

на минимализацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию

ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована

путем решения следующих задач:

1) Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и

защиты для конкретного ребенка.

2) Формирование у школьника позитивных ценностных ориентации в процессе

социально-педагогической и коррекционной работы.

3) Вовлечение школьников в социально-полезную деятельность формирование у

него разносторонних интересов и увлечений.

4) Воспитание активной личности, привитое ей качеств гражданина, семьянина,

формирование положительной самооценки.

5) Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем

осуществления комплекса медицинских, психических мероприятий.

6) Формирование основ правовой культуры ребенка.

7) Формироанвие навыков «выживания» в условиях кризиса современного

общества.

Второй компоненты структуры деятельности это ее субъекты. Основным

субъектом деятельности является социальный педагог, а также может

привлекаться и специалист по социальной работе, психолог, родители.

Третий компонент – это событие, для которого и организуется социально-

педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным

уровнем вовлеченности в процессе табакокурения.

Четвертый компонент – функции деятельности. Они вытекают из конкретных

функций работы субъектов деятельности.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию

личности ребенка, в полной мере должны реализовать родители как наиболее

значимые субъекты деятельности.

Следующим компонентом деятельности являются методы которые зависят от

специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей

ребенка, уровня его вовлеченности в процессе табакокурения.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с

организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. Методами социально-

педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления

деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально

значимые качества личности школьника, склонного к табакокурению, и

способствует преодолению проблемы табакокурения.

Последний компонент структуры деятельности – формы реализации методов,

которые определяются в соответствии с конкретными методами. В школьном

возрасте, начиная с 11 лет взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и

все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже

социальный статус школьника, тем меньше его влияние на группу, а значит

больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой

нормы. Поэтому основной акцент работы социологического педагога в этом

возрасте – это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) Профилактика причин и последствий табакокурения. Это можно

осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с

табакокурением. Результатом таких занятий должно являться формирование

группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в

ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с

табакокурением и давлением сверстников. В ролевой игре, направленном на

профилактику табакокурения, можно достичь личностного развития ребенка,

обучения противостоять уговорам курить, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в

школьной группе, это: умение четко формировать аргументы против табака и

умению противостоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде

табакокурения, деловая игра, экскурсия, беседа. Методы, которые запутывают

детей, применять нецелесообразно.

2) организация свободного времени школьников,, поскольку

бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии

злоупотребления школьников табака. Необходима своеобразная яркая реклама

деятельности кружков, секций, клубов, чтобы школьник мог выбрать себе

занятие по душе. Наибольший интерес школьника с девиантным поведением,

проявляют не с интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому

необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать

походы, спортивные состязания, школы выживания.

3) Антикурительная воспитание направленное на формирование у школьника

твердых антикурительных убеждений: о необходимости здорового образа жизни,

о формировании антисоциальной личности школьника, злоупотребляющего

курением.

4) антикурительное просвещение педагогического коллектива школы. На

основе знакомства с образовательной программой учащихся школьного возраста

можно предложить включить элементы антикурительного воспитания во все

предметы школы. Благодаря этим дополнением будут расширены знания учащихся

о вредном воздействии табака на здоровье человека и его потомство, о

несовместимости табакокурения о социальным образом жизни.

5) подключение к профилактической работе не только родителей,

учащихся, но и сотрудников милиции, медиков, работников близлежащих

предприятий, общественности.

6) преодоление социально-педагогической запущенности школьника,

проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об

окружающем мире. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть

безнравственность употребления табака, в том числе и в небольших дозах.

Следует делать акцент не только на раскрытии последствий табакокурения, но

и на безнравственности самого факта употреблении табака.

В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема табакокурения и ее

решение может дать положительные результаты при условии, что ее реализация

будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех

субъектов деятельности(2).

2.3. Краткий обзор школьных программ

по профилактике курения школьников.

Приоритетным направлением в антикурительных компаниях и программах

является профилактика начала и закрепления курения среди детей и молодежи.

Известно, что около 90% взрослых курильщиков начинают регулярное курение в

возрасте 15-20 лет. Именно у таких курильщиков отмечается выраженная

табачная зависимость. После 15 лет начинают курить намного реже, и эти

поздно начавшие курильщики, как правило, отличаются меньшим числом

выкуриваемых сигарет, меньшей табачной зависимостью, чаще и легче

отказываются от курения. Т.е. подростковый возраст является своеобразным

периодом повышенного риска в отношении приобретения привычки курения и

зависимости от нее. Поэтому профилактика начала и закрепления курения у

молодежи безусловно является наиболее рациональным, эффективным и гуманным

направлением борьбы с курением и предупреждения большого числа заболеваний

во взрослом возрасте.

В разных странах мира за последние годы уже накоплен определенный опыт

как создание, так и практического применения специальныз школьных программ

по гигиеническому воспитанию и образованию школьников. Используются

программы как узкоцелевые, к примеру, только к вредным привычкам (табак,

алкоголь, наркотики), но и обучающие правилам здорового питания, физической

активности, эмоциональной поддержке, профилактике СПИДа и травматизма.

После внедрения антитабачных школьных программ доля куривших среди 13-

летних девушек в Швеции уменьшилось с 16% до 6%, в Норвегии среди девушек с

16 – 20 лет доля курящих уменьшилось с 41% до 26%, в США среди 15 – 18 лет

– с 29% до 19%.

В Республике Саха (Якутия) выработана доктрина здорового образа жизни.

Укрепились не только культурные, но и экономические и политические связи

республики с ближним и дальним зарубежом.

В этих условиях требуется новый имидж и менталитет гражданина

республики. Однако, стихийное вхождение в рыночную экономику некоторая

вседозволенность и идеологический вакуум способствовали развитию негативных

процессов переходного периода, а именно массовому распространению пьянства,

росту токсикомании и наркомании. Особенно заметно возросло пьянство детей,

подростков и женщин. В результате под ударом оказалось нравственность и

духовное развитие детей и молодого поколения, а значит и будущее нации,

любого народа, от физического и психического состояния которых зависят

темпы возрождения нации, любого народа, от физического и психического

состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа.

Перед социальными педагогами стоит задача выполнения социального

заказа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева и Правительства

Республики о формировании здоровья и здорового образа жизни у граждан

республики.

Формирование здоровья населения республики является стратегическим

направлением государственной политики Республики Саха (Якутия). Духовность

и образ жизни единой и здоровы образ жизни – это единение человека с

природой, знание законов бытия, заложенных в человеке с рождения, и

применение этих знаний в повседневной жизни.

Духовность должен стать неотъемлемой частью образа жизни, только тогда

можно формировать положительную мотивацию к укреплению собственного

здоровья.

Табакокурение – способ преодоления стресса пассивного, слабовольного

человека. Наиболее действенным средством от многих недугов является спорт.

Необходимо пропагандировать и привлекать людей к спорту.

В республике общая продолжительность жизни относительно низкая – в

1999 году она составила всего лишь 65 лет. Причины этого явления – это

курение и алкоголизм.

Курение, распитие спиртных напитков должны постепенно вытесняться из

общественных мест. Нужно общими усилиями добиться нетерпимого отношения к

курению и распитию спиртных напитков. Наша республика должна воспитывать у

каждого человека нетерпимое сознание к табакокурению и алкоголю.

Программа «Уроки нравственного здоровья» признана настроить детей,

учащихся на понимание своего места в процессе возрождения нации, на

переориентацию жизненных установок на здоровый образ жизни, который

позволит им стать физически сильными, умственно развитыми, духовно

богатыми, гармонично развитыми личностями.

Программа «Уроки нравственного здоровья» в сочетании с программой

«Эркээйи», дополняя и усиливая отдельные ее разделы, обогащаясь ее

основными принципами, позволить обогатить и совершенствовать учебный

процесс, дает возможность творческого развития, как ученику так и его

родителям и учителю.

Программа основана на концепции психологической запрограммированности

человека на употребление алкоголя, табака и наркотиков, разработанной

ленинградским ученым – психологом Г.А. Шичко.

Программа включает в себя принципы, формы и методы нравственного

воспитания и претворения в жизнь направленной здорового образа жизни.

Основные значения программ:

- Обеспечить учителей, психологов, социологов методами профилактики

наркотизма среди учащихся, как одного из условий воспитания гармонично

развитой личности

- Обучить учащихся умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным

ситуациям без применения антистрессирующих средств, каковыми являются

алкоголь, табак и наркотики.

Осуществить истинную переориентацию ценностей в сторону здорового

образа жизни.

Главная цель антиалкогольного, антикурительного, антинаркотического

воспитания детей в учебных заведениях – оградить их от пагубного влияния

алкоголя, табака, токсических веществ и наркотиков, пробудить и утвердить

чувство совести в ребенке и подростке, воспитать нравственное здоровье.

Настоящий курс «Уроки нравственного здоровья» состоит из двух разделов

– профилактики наркогенных установок и нравственного воспитания личности.

Тематика профилактических занятий включает в себя теоретическую информацию,

ролевые ситуационные игры, самостоятельную работу, аутогенную тренировку и

аутофиксацию каждого занятия. Отношение учителя к проблемам табакокурения,

алкоголизма, наркомании, нравственному и духовному здоровью ребенка,

подростка имеет принципиальное значение. Для выполнения поставленных задач

программой предусмотрена работа в трех направлениях с учащимся, педагогами,

родителями.

Задачами курса Г.К. Зайцева «Расти здоровым» являются:

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной

жизни, физического воспитания;

- обеспечение физического и психического саморазвития.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-

ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на

самостоятельное экспериментированное и поисковую активность самих детей,

побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, занятия

содержать позновательный материал, соответствующий возрастным особенностям

детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные

минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения),

необходимыми для развития навыков ребенка.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического

здоровья но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства

ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в

гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия важно

строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше

здоровье, приобрели навыки самосовершенствования. Занятие должно приносить

детям чувство удовлетворения, легкости и радости, и желания прийти на

занятие снова.

Программа Л.В. Трубицыной «Позитивной профилактики курения,

алкоголизма и наркомании» предназначена для проведения занятий с детьми

младшего школьного возраста (7 – 10 лет). Дети очень любознательные,

активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны

ощущения собственной неуязвимости и готовы смотреть на любого взрослого как

на непререкаемый авторитет. Из-за этих особенностей они нередко могут

попадать в опасные для жизни ситуации.

Основная цель данной программы – предупреждение начала

экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость,

обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни,

здоровья и психологического благополучия детей в разных ситуациях,

избежание неправильного употребления лекарств и т.д.

Настоящая программа включает тринадцать занятий.

Темы занятий:

1. Я.

2. Моя семья.

3. Умение слушать.

4. Съедобное и несъедобное.

5. Что мне полезно, что мне вредно.

6. Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью?

7. Опасность.

8. Курение.

9. Умение отказывать.

10. Действие имеет последствия.

11. Общение.

12. Эмоции.

13. Как справиться с неприятными эмоциями (со стрессом).

Программа школьного курса Л.Г. Татарниковой «Валеалогия» (1 и 2

классы). Предложенная программа предоставляет систему знаний, приобщающихся

учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-значимом уровне.

Она разработана с учетом возрастных психовизиологических особенностей.

Программой предусмотрено ознакомление с характеристиками опасных и вредных

факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите

здоровья от последствий этих ситуаций. Система здорового образа жизни

позволяет формировать установки на сохранение здоровья и следовать им в

повседневной жизни.

Наука о формировании и сбережения здоровья в школьном варианте

подразделяется на три самостоятельных учебно-тематических блока: «я и мое

здоровье» (I ступень); «ребенок и его здоровье», «Валеология подростка» (II

ступень); «Валеология семьи», «Валеология интимной культуры», «Валеология

материнства и отцовства» (III ступень). Таким образом, курс развивается с

постоянным повышением социальной доминанты.

Настоящий курс не только формирует умение ребенка, помогает ему жить в

гармонии с собой, но и помогает более продуктивно усваивать другие школьные

курсы, развивающие общую и профессиональную культуру каждой

индифидуальности.

В учебном пособии Б.Н. Чумакова «Валеология» рассматриваются вопросы

болезней цивилизации. В лекциях отражены социально-психологические вопросы

пола, вредных привычек (табакокурение, токсикомания). Автор указывает, что

табак является веществом вызывающим зависимость, и способен наносить

физический ущерб здоровью. Это серьезная проблема, которая вызывает тревогу

не только медиков, но и педагогов.

Табак, как стимулятор или депрессант, оказывает относительно небольшой

эффект на центральную нервную систему, вызывая незначительные нарушения

восприятия, настроения, двигательных функций и поведения. Под действием

табака даже в большом количестве (2 – 3 пачки) в день психотоксическое

действие несравнимо с фармапрепаратами, но «одурманивающий эффект»

наблюдается, особенно в молодом и детском возрасте.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.