РУБРИКИ

Иностранные инвестиции

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Иностранные инвестиции

базироваться на применении передовой техники и технологии, научных методах

управления, увеличении объемов и ассортимента продукции, повышении качества

товаров, экономии энергии, сырья, материалов, расширении экспортного

производства и увеличении валютных доходов, а также возможности подготовки

высококвалифицированного технического и управленческого персонала из числа

китайских граждан[19].

Четко определяется форма организации, структура уставного капитала

СП и различные виды средств инвестирования, а также четко регламентированы

отношения между СП, другими субъектами хозяйствования и государственными

органами при создании и осуществлении деятельности СП, оговорены права

пользования земельными участками в городской и сельской местности.

Немаловажной является возможность разрешения различных споров,

возникающих между иностранным инвестором и местным партнером. Поэтому в

Китае созданы соответствующие судебные и арбитражные органы,

предусматривается также возможность рассмотрения споров в стране ответчика

или в третьем государстве.

Среди принятых в Китае законов, направленных на создание

благоприятного климата для иностранных инвестиций можно отметить

Постановление Государственного Совета КНР "О поощрении иностранных

инвестиций". Государство поощряет иностранные юридические и физические лица

создавать в Китае не только СП, но и кооперативные предприятия с

иностранным и китайским участием, создание предприятий на 100%

принадлежащих иностранцам. Государство предоставляет особые льготы всем

перечисленным выше категориям предприятий в отношении налогообложения,

таможенных пошлин, получения кредитов и др. льгот.

Особенностью политики КНР в отношении иностранных инвестиций

является то, что при стремлении привлечь иностранный капитал, при

предоставлении разнообразных льгот существует жесткое административное

регулирование иностранных инвестиций. Оно осуществляется на двух уровнях:

центральном и местном. Центральные органы: Государственный Совет КНР,

Комитет по контролю за иностранными инвестициями (занимается регистрацией

иностранных инвестиций; предприятий с иностранным капиталом), Министерство

внешнеэкономических связей и внешней торговли, другие министерства и

ведомства. Банк Китая осуществляет строгий контроль за проведением всех

валютных операций. Кроме того, создана Международная инвестиционно-

посредническая компания Китая, которая занимается поиском партнеров среди

иностранных компаний и местных предприятий для реализации конкретных

проектов, а также финансированием некоторых из них. Текущий надзор за

деятельностью иностранных инвесторов осуществляет Государственное

управление промышленности и торговли.

На местном уровне действуют комитеты по внешнеэкономическим связям и

внешней торговле при правительствах провинций, автономных районов и

городов. Создаются также местные инвестиционно-посреднические компании. В

1986 г. их было уже более 30[20].

Из этого можно сделать вывод, что регулирование иностранных

инвестиций опирается на жесткий административный контроль. Это так, но

инвестициям предоставляется достаточно льгот и привилегий экономического

характера, чтобы компенсировать неблагоприятные условия сильного

административного регулирования. Кроме того, инвесторов привлекают дешевая

рабочая сила, ресурсы, сравнительная политическая стабильность Китая.

Несмотря на обилие законодательных актов, прямо или косвенно

затрагивающих иностранные инвестиции, в законодательстве остается немало

"белых пятен".

Не урегулированы вопросы гарантии иностранных инвесторов от

"политических рисков", например, в отношении национализации иностранной

собственности и компенсации за национализированное имущество. Чтобы

ликвидировать недостатки законодательства и стимулировать приток

иностранного капитала Китай использует практику заключения двухсторонних

договоров о поощрении и защите инвестиций. Уже заключены договора более

чем с 20 сторонами.

При изучении опыта Китая в привлечении иностранных инвестиций нельзя

не упомянуть об особых экономических зонах. Начало созданию этих зон было

положено в 1980 г., когда было принято "Положение об особых экономических

зонах в провинции “Гуандун”[21]. Сегодня в Китае действует 5 крупных

специальных экономических зон, 14 городов имеют статус "отрытых городов". С

1985 г. стали создаваться т.н. районы экономического развития,

располагающиеся вокруг экономических зон и открытых городов, их цель -

комплексное развитие областей, где расположены зоны на основе включения

хозяйства зон в экономику областей, страны в целом.

В 1992 г. 5 зон произвели промышленной продукции в 28 раз больше,

чем в 1979 г. (50% этой продукции приходится на предприятия с иностранным

капиталом), их внешнеторговый оборот составил 14,7%[22] внешнеторгового

оборота Китая. Зоны являются также полигоном для испытания реформ,

разнообразных рыночных преобразований, опыты по реализации которых можно

затем использовать в рамках всей страны.

Местным властям дается право самостоятельно вырабатывать законы,

проводить экономическую политику в отношении специальных экономических зон.

Это дает возможность предоставления иностранному капиталу в зонах более

льготного режима, чем тот который предоставляет законодательство Китая. За

счет кредитной поддержки и льгот для частных предприятий в зонах стали

быстро расти капитальные вложения частных предпринимателей как

национальных, так и иностранных. Зоны привлекают иностранный капитал

дешевой рабочей силой, хорошо развитой инфраструктурой, минимальным

административным вмешательством, минимальными валютными и экспортно-

импортными ограничениями, легким доступом

к кредитам (инвестиционные проекты часто кредитуются местными и

центральными властями), выгодным налогообложением (налог на прибыль в Китае

33%, а в зонах - не более 15%), гибкими юридическими формами организации СП

и т.п. Для снижения риска иностранному инвестору разрешается получать 100%

прибыли СП, пока он не компенсирует свои издержки, а лишь затем свою долю

прибыли получает и китайский партнер[23].

Эти и другие меры позволяют привлекать значительные иностранные

инвестиции. И хотя Китаю не удается полностью избежать негативного

воздействия иностранного капитала, все же положительный эффект иностранных

инвестиций гораздо больше. За 1992 г. Китай подписал контракты на получение

более 50 млрд. долларов иностранных инвестиций, а за 1993 г. - на 100

млрд[24]. Основной поток инвестиций (2/3) приходят из Гон-Конга.

Отдельного рассмотрения заслуживают инвестиционные контракты -

соглашения, заключаемые между правительством той или иной страны с

иностранным инвестором (физическим или юридическим лицом).

Практика заключения таких контрактов распространена в основном в

развивающихся странах. Инвестиционные кодексы многих развивающихся

государств предусматривают в своих положениях необходимость заключения

таких контрактов с иностранными инвесторами. Эти контракты базируются на

законодательствах принимающих стран и международных соглашениях об

инвестициях, выступают средством индивидуализации и конкретизации их

положений.

Выделяют несколько видов инвестиционных контрактов-соглашений:

1) акты об одобрении;

2) концессионные договора;

3) соглашения о гарантиях[25].

Часто инвестиционные соглашения относят либо к административным

контрактам, либо к международным экономическим концессиям.

Экономическая концессия рассматривается как специальное разрешение в

форме особой привилегии, предоставляемое иностранному инвестору

правительством принимающей страны или государственным органом от имени

правительства. Этот орган или правительство заключают с инвестором

контракт, по которому ему разрешается заниматься инвестиционной

деятельностью, связанной с экономическим развитием принимающего

государства. Поэтому эти контракты называют также "соглашения об

экономическом развитии".

Инвестиционные соглашения в виде административных контрактов были

заимствованы из французской практики, предусматривавшей возможность

заключения контрактов между правительством и физическим или юридическим

лицом. Такой тип инвестиционного контракта, правда в модифицированном виде,

широко распространен в странах Азии и Африки - бывших колониях Франции,

Бельгии, Италии, Нидерландов.

Когда принимающее государство использует эту форму, т.е. строит свои

отношения с иностранным инвестором, приспосабливая, модифицируя

административно-правовой контракт, также отношения квалифицируют как

"транснациональный контракт об экономическом развитии". Положения

административного контракта признают односторонние действия правительства

(как стороны контракта) по контролю за исполнением условий контракта или по

изменению его условий в общественных интересах.

Подобные положения отсутствуют в других инвестиционных контрактах,

вследствие чего в них ограничено право правительств принимающих стран в

одностороннем порядке изменять условия контракта с иностранным инвестором.

Предметом контрактов является соглашение сторон о вложении

иностранного капитала в экономику принимающего государства инвестором и о

разрешении допустить этот капитал на территорию государства, в определенную

отрасль экономики. Контракт содержит положения о том, что любая

инвестиционная деятельность должна способствовать экономическому развитию,

увеличению занятости, обеспечению профессиональной подготовки местного

населения, передаче управленческого опыта, улучшению платежного баланса,

улучшению снабжения населения товарами первой необходимости и т.д.

Непременным условием инвестиционной деятельности является использование

местных ресурсов — сырья, материалов, рабочей силы и т.д. Контракт содержит

и положения-обязательства принимающего государства предоставить иностранным

инвестициям полное или частичное освобождение от налогов, экспортно-

импортных таможенных пошлин, свободу перевода прибылей и капитала в

соответствующей валюте за границу, не применять положения национального

законодательства, изменяющие правовой режим, льготы, привилегии до

истечения срока контракта. Контракты также содержат арбитражную оговорку и

условие, обязующее стороны на строгое соблюдение взаимных прав и

обязанностей[26].

Часто в соответствии с инвестиционными контрактами иностранным

инвестициям предоставляются более льготные режимы, чем те, которые

закреплены в инвестиционных кодексах и законах.

Правительства обычно заключают контракты с крупными компаниями, ТНК,

которые экологическом отношении иногда превосходят по мощи принимающие

государства. Это создает определенные сложности. Особенность контрактов

также в том, что они основываются на нормах международного права,

национальных законодательствах принимающей стороны и иностранного инвестора

одновременно.

Кроме того, тут присутствуют и отношения партнерства и подчинения: в

обмен на допуск в страну, предоставление определенных условий и гарантий от

политических рисков инвестор должен принять предлагаемые ему условия и

строго их соблюдать. А при нанесении ущерба инвестициям по вине принимающей

стороны, ущерб компенсируется не полностью, без учета упущенной выгоды.

В заключении можно отметить, что инвестиционные контракты-соглашения

играли и играют значительную роль в привлечении иностранных инвестиций в

экономику развивающихся государств.

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Для того, чтобы поощрить инвестиции друг друга, дать им

дополнительные льготы и гарантии, государства заключают между собой

соответствующие соглашения.

Выделяют 3 типа таких соглашений, оказывающих влияние на иностранное

инвестирование:

1) торговые договора;

2) соглашения о налогообложении;

3) договора и соглашения об иностранных инвестициях.

Торговые договора играют сегодня главную роль в регулировании

международной торговли, а также в значительной мере используются как форма

регулирования отношений, связанных с экспортом-импортом капитала. Такие

договора заключаются как между развитыми странами (США имеет договора с

Италией, Японией, ФРГ),

так и между развитыми и развивающимися странами (между США и Эфиопией

(1951 г.), Ираном (1955 г.), Никарагуа (1956 г.), Пакистаном (1959

г.))[27].

Договора имеют целью развивать и укреплять дружественные отношения

между народами, способствовать взаимовыгодной торговле и инвестированию. Но

из-за слабости источников инвестирования в развивающихся странах принцип

взаимности, взаимовыгодности соблюдается лишь в отношениях между развитыми

странами, а из договоров между развитыми и развивающимися странами выгоды

извлекают преимущественно развитые государства.

Торговые договора определяют принципы и нормы регулирования вопросов

в отношении инвестирования капитала. Они устанавливают общий правовой

режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск

иностранных физических и юридических лиц в страну, дают им свободу

передвижения по территории друг друга, взаимное признание иностранных

юридических лиц, право иностранных юридических и физических лиц на

обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной

собственности на территории друг друга, вопросы налогообложения, перевода

прибылей и капиталов за границу, приобретения движимого и недвижимого

имущества. Эти договора часто создают основу регулирования отношений,

связанных с иностранным инвестированием.

Обычно иностранным инвестициям в соответствии с договором

предоставляется "национальный режим", но может устанавливаться и "режим

наиболее благоприятствуемой нации", когда иностранные инвестиции получают

более благоприятные условия по сравнению с национальными компаниями.

Споры между договаривающимися сторонами должны разрешаться по

дипломатическим каналам, если же это не удается, то рассмотрение спора

может быть передано в Международный суд ООН.

Соглашения о налогообложении заключаются между государствами в целях

регулирования вопросов налогообложения при экспорте-импорте капитала между

ними. Государства, подписавшие подобное соглашение принимают на себя

обязательство полностью или частично освободить предприятия, контролируемые

иностранным капиталом от налогообложения.

Многие развивающиеся государства, заинтересованные в притоке

иностранного капитала, предоставляют ему льготы налогового характера в силу

постановлений национального законодательства об иностранных инвестициях,

т.е. необходимости в заключении соглашений о налогообложении вроде бы нет.

Но, не несмотря на это, такие соглашения заключаются с целью избежания

двойного налогообложения инвесторов.

Вопросом налогообложения иностранных инвестиций занимались эксперты

финансового комитета ООН, Международной Торговой Палаты, ОЭСР. Они

рекомендовали при заключении налоговых соглашений или в одностороннем

порядке предусмотреть положения, в силу которых доходы от иностранных

инвестиций облагались бы только первоначально в той стране, где они были

получены. Надо сказать, что в некоторых странах (например в Великобритании)

национальное законодательство предусматривает избежание двойного

налогообложения по некоторым видам доходов.

В двухсторонних договорах об избежании двойного налогообложения этот

вопрос решается двумя способами:

1) полное или частичное освобождение от подоходного налога частных

инвесторов. При этом налогами облагаются доход и прибыль частного инвестора

только один раз, т.е. в развивающихся странах или по месту получения

дохода;

2) некоторые страны предоставляют кредит инвесторам для уплаты

налогов, взимаемых в развивающихся странах. При этом прибыль, поступающая

из-за рубежа облагается налогами в зависимости от ее налогообложения за

рубежом. Такая практика применяется в США, Англии, Японии.

В некоторых развитых в промышленном отношении странах

предусматривается освобождение от налогов иностранных источников дохода:

постоянно получаемые из-за рубежа доходы, дивиденды и т.п. не подлежат

обложению.

В соглашения о налогообложении включаются положения о том, в каких

случаях и какой вид налога взымается с дохода, прибыли или сверхприбыли,

дивидендов, а также положения о снижении или освобождении от налогов.

Главная цель двухсторонних договоров об инвестициях состоит в том,

чтобы обеспечить в условиях социально-экономического и политического

кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения

капитала, обеспечить приток иностранного частного капитала в страну,

предоставив ему гарантии от политических или некоммерческих рисков.

В понятие "гарантии от некоммерческих рисков" входит:

1) гарантии от национализации и экспроприации предприятий с иностранным

капиталом;

2) от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей[28];

3) от ущерба инвестициям в случае войн, революций, других социальных

потрясений.

Договоры и соглашения об инвестициях в практике США, ФРГ, Японии и

др. вытекают из государственной системы страхования заграничных частных

инвестиций, существующей в этих государствах. Эта система заключается в

том, что частные инвесторы страхуют свои капиталы перед тем как вложить их

в развивающиеся страны. Страхование возможно лишь при наличии договоров или

соглашений с теми государствами, куда инвестор намерен поместить капитал.

Первоначально такая система страхования возникла в США в связи с

планом Маршалла, в 1952 г. она была дополнена принятием закона "О взаимной

безопасности", а в 60-х - закона "О международном развитии". В ФРГ

государственная система страхования заграничных инвестиций была введена в

1959 г. на основе бюджетного закона. Широко используется практика

заключения соглашений об инвестициях и в Японии. Но в отличие от практики

США наличие такого соглашения не является обязательным условием в Японии и

ФРГ для предоставления гарантий экспортеру капитала. В Японии и ФРГ

действуют национальные законодательства о гарантиях инвесторам, они

предусматривают в качестве условия возврата капитала совершение инвестором

всех возможных действий, направленных на возмещение ущерба в рамках

национальной системы права принимающего государства.

Что касается соглашений об инвестициях (их еще называют "соглашения

о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций"), то они

заключаются для развития экономического сотрудничества, создания

благоприятных условий для увеличения инвестирования на территориях

договаривающихся государств.

Соглашения содержат определения таких понятий как "инвестиции",

"инвестор", "территории" и др. Далее оговаривается, что каждая сторона

создает благоприятные условия для инвестиций другой стороны, предоставляет

им защиту и гарантии.

В отношении инвестиций и доходов устанавливается режим не менее

благоприятный, чем для национальных инвестиций или инвестиций третьих

сторон, т.е. режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Но

из режима наибольшего благоприятствования могут предусматриваться

исключения: он не обязательно распространяет на инвестиции другой стороны

преимущества, вытекающие из любых международных договоров и внутренних

законов, таможенного союза и т.п. Далее определяется общий порядок

возмещения убытков иностранным инвесторам (в каких случаях и каким

образом). Иностранные инвестиции не подлежат национализации и экспроприации

иначе как в интересах государства, связанных с чрезвычайной потребностью и

при обеспечении своевременной и адекватной компенсации. Далее соглашение

определяет порядок репатриации инвестиций и доходов.

При возникновении споров между государством и физическими или

юридическими лицами другого государства за их разрешением надлежит

обращаться в Международный центр по урегулированию международных споров или

арбитраж. Споры же между государствами - сторонами соглашения должны

разрешаться по дипломатическим каналам, либо передаваться на рассмотрение

двусторонней комиссии, либо в арбитраж.

Далее устанавливается принцип суброгации: после возмещения

государством экспортера капитала ущерба частному инвестору это государство

приобретает право требовать сумму компенсации у государства импортера

капитала и у других должников инвестора, т.е. к государству переходят права

частного инвестора, полученные им в связи с инвестированием капитала.

Кроме того, определяется, что если внутренне законодательство или

дополнения к соглашению содержат более благоприятные условия для инвестиций

другой стороны, чем предусмотрено в соглашении, то они имеют

преимущественную силу. Положения соглашения применяются к правам и

обязанностям сторон в отношении инвестиций, осуществленных после вступления

в силу соглашения. Иногда положения соглашения распространяются и на

инвестиции, осуществленные до его подписания (особенно часто это

используется в договорах США с развивающимися странами). Соглашения

действуют обычно в течение 10 лет и автоматически до уведомления одной из

сторон за 12 месяцев о прекращении соглашения.

При прекращении, положения соглашения действительны в течение 10 лет

по отношению к инвестициям сторон со дня прекращения.

Такие соглашения обычно вступают в силу после их подписания и не

требуют ратификации высшими законодательными органами. от имени государства

документ часто подписывает посол. Соглашения об инвестициях сегодня весьма

широко используются сторонами для поощрения своих инвесторов делать

вложения в те или иные страны, а также для привлечения иностранного

частного капитала в экономику сторон, нуждающихся в нем.

Многостороннее регулирование отношений, связанных иностранным

частным инвестированием получило свое начало в 20-х годах нашего века. В

1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью

заключения многосторонней Международной Конвенции по обращению с

иностранцами и их собственностью. Однако участники конференции к согласию

не пришли.

В 1944 г. были созданы МВФ и МБРР, который начал свои операции 25

июня 1946 г. как международный инвестиционный институт предоставлением

целевых займов для реконструкции производства и развития производственных

объектов. Кроме того, МБРР играет ведущую роль в разработке и внедрении

многосторонних международных конвенций по регулированию иностранных

инвестиций.

После второй Мировой войны многие государства выступали с

предложениями о создании международной организации по торговле и в 1946 г.

были разработаны примерный Устав международной торговой организации и

приложение к нему "Международное инвестирование и экономическое развитие".

Но Устав не был ратифицирован необходимым количеством государств.

Затем были предприняты новые попытки создания многосторонней

конвенции и системы защиты частного капитала за рубежом. Так, на

экономической конференции в Боготе было подписано соглашение, содержащее

положения по регулированию частных инвестиций, его ратифицировали 3

латиноамериканских государства.

А в 1957 г. состоялась экономическая конференция членов Организации

американских государств в Буэнос Айресе.

С конца 50-х особую роль в вопросах иностранного инвестирования

стала играть ООН. В ООН обсуждаются все важные вопросы отношений между

государствами и особенно вопросы ускорения экономического развития стран

Азии, Африки и Латинской Америки. ООН сама непосредственно влияет на

экономическое развитие этих стран, предоставляя им экономическую помощь,

которой руководит аппарат Программы развития ООН через отдел технического

сотрудничества ООН на регулирование иностранных инвестиций в развивающихся

странах оказывают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и

Социального Совета ООН, конференции ООН по торговле и развитию.

Одна из наиболее важных резолюций ООН "О постоянном суверенитете над

национальными природными богатствами" была принята в 1962 г. Документ

закрепил право на свободное распоряжение своими ресурсами в национальных

интересах. Зафиксирован принцип отказа от политических условий при

предоставлении экономической помощи. Национализация иностранной

собственности должна основываться лишь на соображениях общественной пользы,

национальной безопасности и национальных интересах, стоящих выше интересов

частных иностранных граждан.

Деятельность предприятий с иностранным капиталом должна

осуществляться с разрешения принимающих государств, а также на основе норм

национального и международного права.

В рамках другой резолюции было проведено исследование вопроса о

поощрении международного движения частного капитала. В результате был

выработан документ в виде свода правовых норм, поощряющих инвестиции в

развивающиеся страны обеспечить гарантии иностранному частному капиталу при

помощи ООН.

В соответствии с резолюцией "О финансировании экономического

развития", посвященной инвестированию капитала в развивающиеся страны и

принятию и совершенствованию их инвестиционных законодательств, были

выработаны документы "Иностранные инвестиции в развивающихся странах",

"Роль частного предпринимательства в инвестировании и обеспечении экспорта

из развивающихся стран", "Договора о налогообложении между развитыми и

развивающимися странами".

Они рекомендовали методы обеспечения в национальных законодательствах

стран благоприятных условий для иностранного капитала.

Немаловажен также заключительный документ ЮНКТАД-1 A-IV-12. В первом

разделе даются рекомендации правительствам развитых стран: они не должны

препятствовать и ограничивать приток частного капитала в развивающиеся

страны, а наоборот предпринимать меры для поощрения инвестиций в эти

страны, т.е. предоставлять гарантии частным инвесторам, снижать или

освобождать их от налогообложения. Далее содержаться рекомендации

развивающимся странам по принятию и совершенствованию национального

законодательства, регулирующего иностранные инвестиции, созданию

информационных и консультативных инвестиционных бюро, банков развития,

укреплению финансово-кредитной системы. Третий раздел содержит рекомендации

по созданию информационных центров на рынках капиталов развивающимися

странами совместно с ООН. Следующий раздел относится к иностранным частным

инвесторам. Им предписывается уважать суверенитет принимающих стран,

сотрудничать с местными властями, ориентированные на местные ресурсы,

способствовать насыщению внутренних рынков, расширять экспорт, проводить

производственное обучение местных граждан и передавать им управленческий

опыт. В пятом разделе содержались рекомендации международным организациям

по ускорению решения вопроса о многостороннем международном регулировании

иностранных частных инвестиций.

12 декабря 1974 г. была принята Хартия экономических прав и

обязанностей государств. В соответствии с ней каждое государство вправе

свободно распоряжаться своими ресурсами, контролировать и регулировать

иностранные инвестиции в своих интересах, национализировать или

реквизировать частную собственность иностранцев, выплатив соответствующую

компенсацию и др. Никакая иностранная компания или ТНК не вправе

вмешиваться во внутренние дела государства. Документ также определяет

принципы разрешения споров о национализации.

Конвенция ОЭСР

12 октября 1967 г. был одобрен проект конвенции ОЭСР "О защите

иностранной собственности". В резолюции Совета ОЭСР по проекту Конвенции

говорится, что положения Конвенции направлены на оказание помощи

развивающимся странам. Принятие конвенции будет налагать на государство

дополнительные обязательства по гарантии иностранной частной собственности

на его территории.

В преамбуле подчеркивается желание государств укреплять международное

экономическое сотрудничество на основе международного права и взаимного

доверия, важность содействия притоку иностранного капитала в экономику

стран.

Объект защиты Конвенции — частная иностранная собственность в самом

широком смысле. “Каждое государство-участник должно в любое время

обеспечивать справедливое и благоприятное отношение к собственности

граждан других государств-участников” (ст. 1а). Государство должно

предоставлять эффективную защиту и безопасность этой собственности, не

применять дискриминационных мер, препятствующих владению, пользованию и

распоряжению иностранцами своей собственностью на его территории.

Статья 1 регулирует приобретение собственности иностранцами. Но при

этом оговорено, что положения Конвенции не должны влиять на право каждого

государства разрешать или запрещать приобретение собственности гражданами

другой страны на его территории.

Статья 2 закрепляет необходимость исполнения обязательств, которые

государство, приняло на себя в отношении собственности граждан других

государств. При невыполнении этих обязательств должна быть выплачена

соответствующая компенсация. Упомянутые обязательства вытекают из условий

контрактов или других актов, разрешающие иностранцам осуществлять

инвестиции.

Статья 3 указывает, что государства не должны предпринимать каких-

либо мер ( прямых или косвенных), направленных на лишение иностранных

граждан их собственности. Если такие меры все же принимаются, они могут

быть осуществлены только в общественных интересах и при соблюдении законной

процедуры с выплатой компенсации — реальной стоимости собственности на

момент национализации. Выплата компенсации осуществляется с гарантией

свободного ее перевода за границу в соответствующей валюте.

В понятие косвенного лишения собственности входит: запрещение

продажи собственности, наложение чрезмерных налогов, отказ в приобретении

местного сырья или экспортно-импортных лицензий.

Статья 4 содержит положения о свободном переводе дохода, прибыли и

сумм, полученных при ликвидации иностранной собственности, включая

компенсации при национализации.

Статья 5 оговаривает, что любое нарушение положений Конвенции влечет

обязательство полной репарации капиталов государством, ответственным за

нарушение. При этом выплаты включают в себя все убытки: положительный ущерб

и упущенную выгоду.

Статьей 6 предусмотрено, что каждое государство может принять на

своей территории меры, направленные на уменьшение эффективности Конвенции.

Это допускается, при:

1) вовлечении государства в войну или подобную ситуацию;

2) выполнении государством решений Совета Безопасности Генеральной

Ассамблеи ООН.

Любые меры такого порядка должны быть временными и ограниченными по

объему.

Споры, возникающие в связи с толкованием Конвенции должны разрешаться

дипломатическим путем, а если это невозможно, то через специальный

арбитражный трибунал. При этом обе стороны должны признать юрисдикцию

такого трибунала, что закрепляется в соответствующей декларации, в которой

стороны могут также заявить о постоянном признании трибунала.

Статья 7 предусматривает, что в арбитражный трибунал могут

обращаться и юридические, и физические лица государств-участников. При этом

частные лица должны получить письменное разрешение на обращение в трибунал

от своего государства.

В статье 9 даются определения понятий “частные лица” ( это физические

и юридические лица, их национальность определяется согласно законам

соответствующих государств); “компания” ( любое реально существующее

объединение, ассоциация или корпорация, созданная в соответствии с законом

государства-участника, признано в качестве юридического лица, обладающего

полной правоспособностью); “собственность” ( включает в себя все

инвестиционные средства : деньги, имущество, интеллектуальную собственность

и т.д.).

К сожалению, этот проект так и остался проектом и не был

ратифицирован необходимым количеством государств.

Вашингтонская Конвенция

В марте 1965 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о разрешении

инвестиционных споров. Она вступила в силу 14 октября 1966г. Ее участниками

стали 46 государств-членов МБРР, но доступ в нее открыт не только для

членов МБРР. Цель конвенции - создание специального международно-правового

института по разрешению инвестиционных споров между государством и частными

лицами других государств.

Конвенция дает возможность изъять из-под юрисдикции местных судов

большую часть споров между иностранными частными инвесторами и принимающим

государством с целью объективного рассмотрения любых нарушений обязательств

по контракту между государством и частными лицами.

Разрешение споров должно производится по взаимному соглашению сторон

инвестиционного контракта, т.е. необязательно обращаться именно в

специальный орган, созданный по Конвенции. Однако, в соответствии с

Конвенцией государство не обладает правом формулирования арбитражной

оговорки в инвестиционном контракте и государство поэтому может обращаться

фактически лишь в специальный орган, созданный согласно Конвенции. Таким

органом является Международный Центр по разрешению инвестиционных споров

при МБРР.

В преамбуле Конвенции подчеркивается необходимость международного

сотрудничества и роль частных инвестиций в экономическом развитии.

Глава 1 называется “Международный Центр по разрешению инвестиционных

споров”. Находится он там же , где и МБРР. Управляется Центр

Административным Советом и Секретариатом, в его штат входит и

соответствующий персонал посредников и арбитров. В Административный Совет

входит по одному представителю и заместителю представителя из каждого из

договаривающихся государств, председателем является Президент МБРР. Он,

однако не имеет право голоса.

Функции Административного Совета :

1) принимать и издавать административные и финансовые постановления

Центра;

2) принимать правила процедуры примиренческого, посреднического и

арбитражного рассмотрения дел;

3) реализовывать мероприятия МБРР по улучшению работы администрации

и служб;

4) определять полномочия и структуру работы Секретариата Центра,

работу Генерального Секретаря и его заместителей;

5) принимать и утверждать годовой бюджет доходов и расходов;

6) принимать и утверждать ежегодный доклад о работе Центра.

Административный Совет созывает совещания ежегодно или по требованию

пяти его членов или председателя.

Секретариат Центра состоит из Генерального Секретаря (избирается

Административным Советом на 6 лет), его заместителей и соответствующего

персонала. Служебные обязанности Генерального Секретаря и его заместителей

несовместимы с осуществлением политических функций и другой деятельности.

Генеральный секретарь является главным официальным лицом Центра, он

отвечает за его администрацию, производит назначения в штат.

Персонал Центра состоит из квалифицированных арбитров и посредников,

каждое государство вправе назначить одного арбитра и посредника, но не из

числа своих граждан. Председатель Административного Совета назначает 10

арбитров и 10 посредников, причем в их состав должны войти представители

основных правовых систем мира. Арбитры и посредники назначаются сроком на 6

лет. Финансирование Центра осуществляется за счет его собственных

возможностей, если же расходы не могут быть покрыты таким образом, то

используются дополнительные взносы стран-участниц, члены МБРР делают взнос

соответственно своей доле в МБРР, а не члены — согласно правилам

Административного Совета.

Центр имеет полную международную правосубъектность, которая включает

способность заключать контракты, приобретать и распоряжаться движимым и

недвижимым имуществом, организовывать разрешение споров.

Центр пользуется иммунитетами и привилегиями на территории каждого

государства-участника. Центр, его собственность и активы имеют судебный

иммунитет и не облагаются пошлинами и налогами. Официальные лица Центра

также имеют привилегии и иммунитеты: судебный иммунитет при исполнении

обязанностей; иммунитет от эмиграционных ограничений, от требований

регистрации для иностранцев, от валютных ограничений; они имеют право

свободного передвижения по территории всех стран-участниц; их зарплата не

облагается налогами. Иммунитеты в отношении передвижения и регистрации

предоставляются также лицам, участвующим в рассмотрении споров (

представители сторон, агенты, консультанты, адвокаты, свидетели, эксперты).

Юрисдикция Центра распространяется на любой правовой спор,

возникающий между странами-участницами и частными иностранными инвесторами.

Споры разрешаются в Центре на основе взаимного согласия; ни одна из сторон

не может отказаться от разрешения спора в одностороннем порядке.

Термин “частное лицо” другой страны-участницы означает :

а) любое физическое лицо, являющееся в день подачи заявления В Центр

гражданином другой страны-участницы, по отношению к государству,

являющемуся стороной спора;

б) любое юридическое лицо, которое имеет национальность одной из стран-

участниц.

От имени государства, являющегося стороной спора, выступают его

органы, участие которых должно быть одобрено государством.

Всякое договаривающееся государство при ратификации конвенции может

известить Центр о том, какого вида споры оно считает предоставленными

юрисдикции Центра.

Согласие сторон спора на арбитражное разбирательство и его разрешение

исключает передачу спора в другой арбитраж ( согласно Конвенции).

Процедура рассмотрения спора посредством примирения

Страна-участница, физическое или юридическое лицо направляет

ходатайство Генеральному Секретарю. После получения он определяет попадает

ли изложенное в ходатайстве дело под юрисдикцию Центра и отсылает копию

ходатайства другой стороне спора. Это ходатайство о примирении должно

содержать информацию о сути спора, согласие сторон на примирение в

соответствии с Правилами примиренческого и арбитражного рассмотрения.

Генеральный Секретарь должен зарегистрировать ходатайство (или отказать в

регистрации, если спор не попадает под юрисдикцию Центра). Затем создается

примирительная комиссия из одного или нескольких посредников-примирителей,

назначаемых по соглашению сторон. Комиссия прежде всего выясняет все

спорные вопросы, чтобы стороны достигли соглашения на взаимоприемлемых

условиях. На каждой стадии примирения комиссия рекомендует сторонам условия

разрешения спора. Если стороны достигли согласия, комиссия составляет

доклад, фиксируя все вопросы спора и тот факт, что стороны пришли к

согласию. При невозможности достижения согласия комиссия приостанавливает

разбирательство и составляет соответствующий доклад.

Порядок разрешения инвестиционного спора

Спорящие стороны направляют письменные заявления Генеральному

Секретарю, который посылает копию заявления другой стороне спора. Заявление

должно содержать информацию по всем основным вопросам спора и согласие

сторон на его разрешение в соответствии с Правилами. Генеральный Секретарь

регистрирует заявление (или отказывает в регистрации, если спор не попадает

под юрисдикцию Центра) и уведомляет об этом стороны.

Затем создается Арбитражный трибунал, который состоит из 1 или

нескольких арбитров, назначаемых сторонами по взаимному согласию. Трибунал

разрешает спор в соответствии с нормами права, избранного по соглашению

сторон. При отсутствии такого соглашения трибунал применяет право одного из

государств-участников, включая коллизионное право, а также нормы

международного права, относящиеся к спору. На любой стадии рассмотрения

спора трибунал может запросить стороны о предоставлении дополнительных

документов.

Если одна из сторон не присутствует на рассмотрении спора, то другая

сторона может требовать вынесения решения. При этом трибунал должен

известить об этом сторону, не присутствовавшую при разрешении спора.

Трибунал решает вопрос большинством голосов. Решение выносится в

письменном виде и подписывается голосовавшими за него. Любой член трибунала

может иметь свое индивидуальное мнение относительно решения. Решение не

может быть опубликовано без согласия сторон. Оно вступает в силу со дня

рассылки сторонам копий.

По запросу одной из сторон ( в течении 45 дней после вынесения

решения) трибунал может разрешить любой вопрос, упущенный в основном

решении, исправить канцелярскую или арифметическую ошибку. Новое решение и

внесенные исправления становятся неотъемлемой частью основного решения и

сообщаются сторонам в том же порядке.

Любой спор относительно толкования отдельных положений решения

разрешаются посредством письменного обращения к Генеральному Секретарю.

Запрос передается тому составу трибунала, который вынес решение, а если это

невозможно, то создается новый трибунал. В зависимости от обстоятельств,

новый трибунал может приостановить исполнение решения.

Каждая сторона может требовать пересмотра решения посредством

письменного обращения к Генеральному Секретарю, на том основании, что стали

известны факты, которые могут изменить решение.

Каждая из сторон может требовать аннулирования решения посредством

письменного обращения к Генеральному Секретарю, если:

1) трибунал превысил свои полномочия;

2) обнаружен факт коррупции членов трибунала;

3) создание трибунала осуществлялось с нарушением положений Конвенции и

соглашения сторон;

4) допущены серьезные отступления от основных правил процедуры

рассмотрения спора;

5) аргументация решения неубедительна.

Такое требование должно быть выдвинуто в течение 120 дней после

вынесения решения. Получив подобное требование председатель

Административного Совета немедленно назначает из состава арбитров Центра

комитет ad hoc из трех человек, ни один из которых не являлся членом

трибунала, вынесшего решение и гражданами государств-сторон спора. Комитет

может аннулировать решение, приостановить его исполнение на время

рассмотрения спора. Если решение аннулируется по требованию одной из

сторон, то спор представляется на рассмотрение нового трибунала. Решение не

подлежит обжалованию ни в какие другие инстанции, за исключением

предусмотренных в Конвенции.

Сторона, добившаяся исполнения решения на территории страны-

участницы, должна представит копию решения суду, уполномоченному для его

исполнения данной страной. Каждая страна-участница должна сообщить

Генеральному Секретарю о назначении такого компетентного суда. Исполнение

решения должно соответствовать законам того государства, на территории

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.