РУБРИКИ |
Гражданство в международном праве |
РЕКЛАМА |
|
Гражданство в международном правеСССР. Следует иметь в виду, что, во-первых, оптация возможна не только в групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при вступлении в брак, при ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых, во всех перечисленных случаях она осуществляется только на основе добровольного выбора гражданства. Трансферт- это «передача населения территории, переходящей из-под суверенитета одного государства под суверенитет другого, соответственно из одного гражданства в другое».* Трансферт отличается от оптации тем, что здесь изменение гражданства наступает автоматически. Фактически, это обмен населением между государствами на основе международного соглашения. И хотя современное международное право не допускает автоматического изменения гражданства, т. е. его приобретение или утрату помимо воли индивида, трансферт все-таки имел место в нескольких случаях как исключение. Впервые переселение было предусмотрено конвенцией и протоколом, подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции и Лозанне (Швейцария) по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после победы последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы содержали положение о принудительном обмене всех греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции (за некоторыми исключениями). Такое же переселение было предусмотрено решением Потсдамской конференции руководителей великих держав-победительниц в 1945 г. по итогам Второй мировой войны, которым предусматривалось перемещение в Германию немецкого населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Это было мотивировано, прежде всего, тем, что проживавшее в этих странах немецкое население служило поводом для интервенции немецких войск. *Л.Д.Тимченко Международное право учебник – Х., 1999 г. 3.Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение гражданства на основании международного договора. В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах “любому, кто законно находится на территории любого государства, принадлежит, в границах этой территории, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Каждый человек имеет право оставлять любую страну, включая свою собственную. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и являются необходимыми для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения... Никто не может быть своевольно лишен права на въезд в свою собственную страну.”* Из смысла данной статьи следует право гражданина на выход из гражданства своего государства. Таким образом выход из гражданства является одним из способов прекращения гражданства. В законодательстве многих государств существует еще несколько способов прекращения гражданства, к ним относятся: утрата гражданства; лишение гражданства; прекращение гражданства на основании международных договоров. Рассмотрим подробнее каждый из способов. Общепринято, что разработка осований и условий выхода из гражданства (отказа от гражданства) относится к исключительной компетенции конкретного государства. Обычно выход из гражданства осуществляется по ходатайству лица, т.е. заявление о выходе из гржданства подается гражданином непосредственно. Вместе с тем, если Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. в п. «b» абз. 1 ст. 4 предусматривает возможность принятия в гражданство в результате поданного заявления самим лицом или от его имени, следовательно, такой же порядок возможен и при выходе из гражданства. В выходе их гражданства может быть отказано, если лицо, которое ходатайствует о выходе из гражданства привлечено в качестве обвиняемого в уголовном деле или относительно которого имеется обвинительный приговор суда, который вступил всилу и подлежит исполнению. Датой прекращения гражданства является дата издания соответствующего указа уполномоченным органом (Президент в Украине). Международное право уделяет особое внимание субинститутам утраты и лишения гражданства. Это объясняется тем, что инициатива при таком способе прекращения гражданства принадлежит исключительно госу- * Международный пакт о гражданских и политических правах принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН. дарству, т.е индивид лишается гражданства не только по воле государства, но и по его инициативе. А это, естественно, в случаях произвола приводит к нарушению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в международном праве существует ряд международно-правовых актов, касающихся таких способов прекращения гражданства. Прежде всего следует отметить Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, которая в п.2 статьи 15 закрепила положение, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Проблема лишения гражданства регулируется Конвенцией о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года, в соответствии с положениями которой существенно ограничиваются условия, при которых гражданин может быть лишен гражданства. В частности, статья 9 Конвенции устанавливает прямой запрет на индивидуальное или групповое лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим мотивам. В современном международном праве субинститут лишения гражданства считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом еще в ответ на противоправные действия фашистских государств, лишавших гражданства отдельных лиц или группы лиц по национальным или расовым мотивам. Вместе с тем не следует забывать, что уже в послевоенные годы в некоторых тоталитарных государствах, в том числе в СССР, весьма часто практиковалось лишение гражданства по политическим мотивам. Так, в семидесятые годы XX века за критику политического режима в своей стране, гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели культуры и искусства (А. Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие другие). И хотя в СССР такая практика была впоследствии осуждена, она по сей день напоминает нам о грубейших нарушениях прав человека со стороны государства. Законодательство суверенной Украины в этой области полностью соответствует общепризнанным международно правовым нормам. Особенностью механизма утраты гражданства в Украине является то, что такая утрата не инициируется государством в отношении конкретного гражданина. Здесь законодатель пошел по пути формального закрепления в нормативно-правовом акте перечня деяний, при совершении которых лицом, наступает утрата гражданства. Так, в соответствии со статьей 18 Закона Украины от 18 января 2001 года гражданство Украины утрачивается: 1. если гражданин Украины после достижения им совершеннолетия добровольно приобрел гражданство иного гооударства. Добровольным приобретением гражданства иного государства считаются все случаи, когда гражданин Украины по своему свободному волеизъявлению, выраженному в форме письменного ходатайства, приобрел гражданство иного государства или он добровольно получил документ, который подтверждает наличие приобретения им иностранного гражданства, за исключением случаев, если: . дети при рождении синхронно с гражданством Украины приобретают также гражданство иного государства; . дети, которые являются гражданами Украины и усыновлены иностранцем, приобретают гражданство усыновителя; . гражданин Украины автоматически приобрел гражданство государства вследствие бракосочетания с иностранцем; . согласно законодательству другого государства его гражданство предоставлено гражданину Украины автоматически без его добровольного волеизъявления и он не получил добровольно документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства. если иностранец приобрел гражданство Украины и не предоставил документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе от него; 2. если иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался правами или исполнил обязанности, которые предоставляет или возлагает на него иностранное гражданство; 3. если лицо приобрело гражданство Украины вследствие предоставления сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов; 4. если гражданин Украины без согласия государственных органов Украины добровольно вступил на военную службу, на работу в службу безопасности, правоохранительные органы, органы юстиции или органы государственной власти или органы местного самоуправления иного государства. Однако следует иметь в виду, что положения пунктов 1,2,3,5 не применяются, если вследствие этого гражданин Украины станет лицом без гражданства. Такое положение целиком отвечает положениям Конвенции 1961 года. Важным положением закона является и то, что за гражданином Украины не признается принадлежность к иностранному гражданству до принятия решения об утрате гражданства Украины. Таким образом, совершение указанных выше деяний не является основанием для автоматической утраты гражданства- необходимо принятие решения компетентным государственным органом. 4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ), понятие, порядок предотвращения. Случаи двойного гражданства и безгражданства имеют место вследствие различного решения законодательством отдельных государств вопросов о приобретении и утрате гражданства. Двойное гражданство (бипатризм)-пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств. Это состояние возникает в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например, ребенок родившийся на территории государства, применяющего принцип «права почвы», от родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип «права крови», получает с момента рождения двойное гражданство. Двойное гражданство возникает также в случае брака женщины, являющейся гражданкой страны, законодательство которой не лишает женщину своего гражданства при вступлении ее в брак с иностранцем (например, Франция, США, Швеция), либо гражданином такой страны, которая автоматически предоставляет гражданство женщине-иностранке, вышедшей замуж за ее гражданина (например, Бразилия). Натурализация - прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица - также может породить ситуацию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица, признаваемого гражданином другого государства. Таковы основные условия возникновения ситуации двойного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации, порождающие двойное гражданство, в частности, на основе международного договора. Законодательство Украины о гражданстве исходит из непризнания одновременной принадлежности гражданина Украины к гражданству другого государства. Еще в первоначальной редакции статьи 10 Закона Украины «О гражданстве» от 8 октября 1991 года было зафиксировано положение, в соответствии с которым: «За лицом, являющимся гражданином Украины, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства». Но все же этот закон допускал возможность возникновения двойного гражданства на основании международных соглашений Украины. В настоящее время наличие за гражданином Украины двойного гражданства не признается. Лицо, имеющее двойное гражданство, находясь на территории одного из государств, в гражданстве которого оно состоит, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству. Каждое государство, в гражданстве которого состоит бипатрид, имеет право считать его своим гражданином и требовать от него выполнения соответствующих обязанностей. От бипатридов, т. е. лиц имеющих два или более гражданства следует отличать двойное гражданство, присущее некоторым сложным государствам. Так, двойное гражданство, как уже отмечалось, принадлежало гражданам СССР, так как они являлись гражданами Союза и гражданами субъектов федерации. На основании статьи 8 (1) Договора о Европейском Союзе каждый гражданин государства-члена, кроме обладания гражданством государства, является и гражданином Союза. Для разрешения многих проблем, связанных с двоим гражданством, используется принцип определения эффективного гражданства. Эффективное гражданство связано с необходимостью определения фактического или преимущественного гражданства бипатрида для разрешения проблем, связанных с коллизионной формулой прикрепления, определяющей личный статус физического лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица его работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого, проживания его семьи и т.п. Это, например, весьма актуально в современной Европе, где существуют «прозрачные» межгосударственные границы, которые, по сути, упразднены, наблюдается ординарная миграция населения в пределах Европейского Союза. Безгражданство (апатризм) - это такое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства. В Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона. Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при: а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве; б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет; в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет гражданство страны, законодательство которой руководствуется принципом «жена следует гражданству мужа» (Испания); г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство; д) лишении гражданства и т.д. Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи 16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др. Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают. Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике. 5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины. Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся Государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствии вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза, имея в виду, что в статье 15 Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций указала, что "каждый человек имеет право на гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство", желая сотрудничать с Организацией Объединенных Наций, чтобы способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия пола, настоящим соглашаются о нижеследующем: . Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. . Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина. . Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан, может приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах государственной безопасности или публичного порядка. . Каждое Договаривающееся Государство соглашается, чтонастоящая Конвенция не будет толковаться как затрагивающая какие-либо законодательства или судебную практику, согласно которым иностранка, состоящая замужем за кем- либо из его граждан,может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа.”* *Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. 6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование. В принципе, правовое положение иностранцев, как и правовое положение собственных граждан и апатридов, устанавливается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных норм общего международного права, в частности, касающихся возможности защиты их прав, и государством их национальной принадлежности. Иностранцами называются лица, которые, проживая на территории определенного государства, не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства либо не имеют такового вообще. Как отмечалось, понятие «иностранец» носит комплексный характер и охватывает иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). Такое понятие соответствует Закону Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года. Однако в разных государствах наблюдается неодинаковое отношение к понятию «иностранец», от которого напрямую зависит определение правового положения иностранцев. Некоторые государства, как отмечалось, относят к таковым лиц имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Хотя в действующем законодательстве Украины это понятие носит комплексный характер, Конституция Украины, Закон Украины «Об иммиграции» от 7 июня 2001 г., закрепляют понятия «иностранец» и «лицо без гражданства» отдельно. Другие государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство другого государства. Так, согласно законодательству бывшего СССР, иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они рассматривались как лица без гражданства. “Иностранцы- лица, являющиеся гражданами одного государства и проживающие на территории другого государства, в гражданстве которого они не состоят. Правовое положение иностранцев характеризуется: временным характером правовой связи иностранца с государством своего пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь путем оставления пределов этого государства; отсутствием обязанности военной службы; отсутствием избирательного права; некоторыми незначительными ограничениями в гражданских правах в целях охраны государственной безопасности страны пребывания.”* *Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г. Каждое государство устанавливает свой правовой режим пребывания иностранцев. Однако современное международное право крайне негативно относится к любым формам дискриминации иностранцев, и государства немедленно предпринимают ответные меры к тем, кто ущемляет права их граждан. Достаточно вспомнить бурную реакцию властей Российской Федерации в начале 1998 года в ответ на обращение граждан России и русскоязычных лиц, проживающих в Латвии, и предпринятые ими репрессалии в отношении этого государства, где ограничивались права такого населения. Такие действия явились проявлением дипломатической защиты. Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и законных интересов иностранных граждан государством их гражданства. Под дипломатической защитой понимается обычно заявление протеста соответствующему государству, требования восстановить нарушенные права данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна осуществляться в пределах норм законодательства государства пребывания и его международных обязательств. Ведь ее цель состоит в обеспечении правового режима иностранцев в отношении своих граждан на территории определенного государства. В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания, дипломатическая защита сводится к выяснению истинных фактов правонарушения и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление его интересов в суде и т.д.). Дипломатическая защита выступает в качестве института как международного, так и внутригосударственного права. По международному праву какое-либо государство имеет право, но же обязано оказывать дипломатическую защиту своим гражданам на территории других государств. Государства в своих взаимоотношениях должны уважать это право. Условия возникновения права на дипломатическую защиту содержатся в настоящее время в статье 22, разрабатываемого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит: «Если поведение государства создало ситуацию, не соответствующую результату, предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного обязательства следует что данный или эквивалентный результат может тем не менее быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние возможности в целях достижения предусмотренного этим обязательством соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного обращения».* Отсюда, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возможно лишь при условии исчерпания ими внутренних возможностей, предусмотренных законодательством государства, на территории которого они находятся, т.е. после безуспешного обращения к компетентным органам государства пребывания. По внутригосударственному праву большинства государств оказание дипломатической помощи своим гражданам за рубежом — их обязанность. В статье 25 Конституции Украины провозглашается: «Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами».** В этом случае граждане имеют право требовать от своей державы оказания им дипломатической защиты при нахождении в другом государстве, а государство гражданства обязано оказывать им эту защиту. Если дипломатическая защита не привела к желаемому результату, то налицо правонарушение соответствующего государства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом, применительно к индивидам, право защиты их нарушенных прав возникает не только у государства их национальной принадлежности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда в частности, речь идет о их дискриминации по любым признакам или в случаях серьезных нарушений международных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечны действия. Поэтому следует иметь в виду, что режим иностранцев определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, в том числе и двусторонними договорами государств, в которых стороны устанавливают положение своих граждан в другом договаривающемся государстве. Государство пребывания устанавливает правовой режим иностранцев, который не должен противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам государства, взятым в рамках двусторонних и многосторонних договоров. * М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г. ** Конституция Украины принята 28 июня 1996 г. Правовой режим иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Эволюционное развитие взглядов и практики на определение правового положения иностранцев от минимального международного стандарта до существующих ныне правовых режимов происходило в 20 веке. Оно напрямую было связано, прежде всего, с бурным развитием всеобщих и разносторонних связей между людьми. Доминировали здесь, безусловно же, экономические связи, но свою роль сыграл и факт прогрессирующего роста численности человечества, которому становится тесно в рамках одного государства. Бурное развитие транспортных средств дало людям возможность стремительно передвигаться из одного конца земного шара в другой. Поэтому от практики минимального международного стандарта для иностранцев государствами был сделан достаточно быстрый переход к правовому режиму, устанавливаемому конкретным государством. Минимальный международный стандарт определялся как совокупность определенных прав, которыми должен обладать иностранец в данном государстве. На практике определение этой совокупности оказывалось достаточно сложным в силу того, что нередко возникала коллизия между вопросом о содержании стандарта и метода его реализации, например, плохо работающее правосудие сводило на нет предоставленный иностранцу объем судебной защиты. Недостатком также оказывалось отсутствие единого стандарта, что затрудняло применение государствами принципов взаимности. Попытки уточнения стандарта путем введения дополнительных определений («разумная забота» или «должная заботливость» об иностранце затем «основные права человека») хотя и помогли определенным образом продвинуть решение проблемы, но оставались недостаточными и требовали качественно иного решения, которое и было найдено посредством введения национального режима. Национальный режим в настоящее время является одним из двух видов правового режима, включая режим наибольшего благоприятствования, которые устанавливаются государствами в отношении иностранцев. Национальный режим предполагает наличие такого объема прав и обязанностей у иностранцев, который практически ничем не отличается от объема прав и обязанностей, предоставляемых государством их пребывания для собственных граждан. Речь, таким образом, идет о фактическом уравнивании статуса иностранцев в той или иной сфере с гражданами страны пребывания, за некоторыми, естественно, исключениями. В соответствии со статьей 26 Конституции Украины иностранцы и апатриды, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Закрепленный Конституцией национальный режим для иностранцев находит свою детальную регламентацию и конкретизацию в Законе Украины от 4 февраля 1994 года «О правовом статусе иностранцев». В этом законе содержатся ограничения в правовом статусе иностранцев в таких сферах: . политической (иностранцы не могут быть членами политических партий Украины; они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также принимать участие в референдумах; им ограничен доступ к государственной службе); . отношение к военной службе (на иностранцев не распространяется всеобщая воинская обязанность, они не проходя военную службу в Вооруженных Силах Украины и иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины); . право на передвижение (они могут передвигаться на территории Украины и избирать место жительства в ней в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины; такой порядок может содержать определенные ограничения в передвижении и выборе места жительства, которые допускаются, когда это необходимо, для обеспечения безопасности Украины, охраны общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и законных интересов ее граждан и других проживающих в Украине лиц); . право въезда-выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев, либо наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного государства); . установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы, например, не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например, измена Родине, уклонение от воинской обязанности, они не вправе приобретать в собственность землю и т.д.). Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам такого объема прав и обязанностей, который ничем не отличается от объема прав и обязанностей, предоставляемого государством пребывания гражданам любого третьего государства на своей территории. Режим наибольшего благоприятствования предусматривается обычно в международных договорах, весьма часто в торговых соглашениях. Он используется для исключения дискриминации среди иностранцев. В некоторых случаях к иностранцам может применяться специальный режим, в соответствии с которым им предоставляется в какой-то сфере определенные права или налагаются соответствующие обязанности. При этом характер и объем таких прав и обязанностей обычно отличается от прав и обязанностей своих граждан. Такой режим характеризуется определенной двойственностью: при нем иностранцы могут иметь либо больше прав, чем свои граждане, либо быть ограниченными в правах по сравнению с ними. Следует учитывать, что в чистом виде ни один из указанных выше режимов, как правило, не применяется. Чаще всего в одной сфере иностранцы имеют национальный режим, а в другой (или других) - специальный. Кроме того, на режим иностранных граждан из конкретного государства влияет характер отношений между этим государством и государством пребывания. В настоящее время большинство государств использует разрешительный порядок въезда и выезда как иностранцев, так и своих граждан. Хотя в силу заключенных международных соглашений этот порядок может носить упрощенный (безвизовый) характер. Например, 25 июня 1996 года было заключено Соглашение между Украиной и Польшей о взаимных безвизовых поездках (вступило в силу с 17 сентября 1997 года), предусматривающее безвизовый режим. По состоянию на 1 января 2002 года в Украине имелось свыше 20 соглашений с различными государствами о безвизовом режиме въезда, в том числе с Аргентиной, Вьетнамом, Турцией, Чили и др. Однако в последнее время наблюдается обратная тенденция, связанная с расширением Европейского Союза, государства-члены которого хотят защитить себя визовой политикой от нелегальной иммиграции. Так, в апреле 2000 года правительства Чехии и Словакии денонсировали соглашение о безвизовом въезде граждан Украины, заключенное еще СССР и Чехословакией в 1981 году, в соответствии с чем с 28 июня 2000 года был введен визовый режим между Украиной и Чехией, Украиной и Словакией. По мере расширения ЕС на Восток визовый режим для граждан Украины будет введен Венгрией, Румынией и Польшей. Вместе с тем, следует указать, что государства-члены ОБСЕ в том числе и Украина, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и других документах этой организации, в частности касающихся «человеческого измерения» общеевропейского процесса, взяли на себя обязательства по упрощению процедур въезда и выезда как для своих граждан, так и иностранцев, с целью расширения возможностей взаимных контактов людей из разных государств в профессиональной, научной, культурной, личной и иных сферах. Кроме того, следует вспомнить содержание статьи 13 Всеобщей декларации прав человека, которая устанавливает: «1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». Общеизвестно, что именно эти положения явились основанием для позиции СССР, который воздержался при голосовании в 1948 году по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Всеобщей декларации прав человека. И для этого были свои доводы, ведь «железный занавес», как добровольное жесткое ограничение контактов населения своей страны с внешним миром, до сих пор является одним из символов тоталитарных режимов. Демократические же государства, как представляется, должны быть заинтересованы как с политической, так и с экономической точки зрения в последовательном и неуклонном выполнении ст. 13 Всеобщей декларации прав человека. Правовое положение иностранцев двойственно. С одной стороны, они, являясь гражданами своего государства, должны выполнять законы этого государства, а с другой,-подчиняться законодательству государства пребывания и, следовательно, подпадают под юрисдикцию этого государства. Ситуация может усложниться, если законы двух государств, обязательные для выполнения иностранцем, противоречат друг другу. В таком случае говорят о конкурирующей юрисдикции государств. Чтобы избежать подобных правовых коллизий, в современном международном праве наблюдается устойчивая тенденция распространять права человека, зафиксированные в наиболее важных международных актах, на иностранцев и лиц без гражданства. На практике данная тенденция проявляется в том, что многие государства, в том числе и Украина, предоставляют иностранцам национальный режим. Иностранец, находясь на территории какого-либо государства, имеет права, предоставляемые ему на основе норм внутригосударственного и международного права. Вместе с тем, иностранец должен выполнять и определенные обязанности, главная из которых состоит в соблюдении конституции и законодательства государства пребывания. За невыполнение своих обязанностей иностранец может привлекаться к гражданской, административной и уголовной ответственности, если на него не распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты. Иностранец привлекается к указанным видам ответственности на тех же основаниях, что и граждане государства, где пребывает иностранец, если иное не предусмотрено в законодательстве и международных договорах этого государства. Что касается уголовной юрисдикции, то иностранец, как правило, не несет ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные им на территории какого-либо другого государства, если эти преступления не затрагивают законные интересы государства пребывания. В таком случае заинтересованное государство может просить другое государство о выдаче преступника, находящегося на его территории. Выдача преступника (экстрадиция) — это передача его одним государством, на территории которого он находится, другому государству, гражданином которого он является или на территории которого он совершил преступление, или государству, потерпевшему от этого преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Если требование о выдаче одного и того же преступника поступает от нескольких государств, предпочтение отдается государству, на территории которого было совершено преступление. Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства. При выдаче преступников соблюдаются следующие правила: 1. собственные граждане, как правило, не выдаются; 2. обычно не подлежат выдаче лица, совершившие политические преступления; 3. выдача преступника является обязательной в том случае, если инкриминируемое ему преступление подпадает под действие договора о выдаче и наказуемо как по законам государства, требующего выдачи, так и по законам выдающего государства; 4. выдаваемые лица могут быть судимы только за то преступление, которое послужило основанием для требования выдачи; 5. выдача преступников производится по распоряжению органов государства, осуществляющего выдачу. В выдаче преступника может быть отказано, если он совершил в государстве, требующем его выдачи, преступление, которое по законодательству страны пребывания не является преступлением, или если за совершенное им преступление в государстве, требующем его выдачи, предусмотрено наказание в виде смертной казни. Переговоры по вопросам выдачи ведутся по дипломатическим каналам. Выдача преступников регулируется как национальным законодательством государств, так и международными договорами. Экстрадиция обычно осуществляется на условиях двусторонних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В международном праве существуют обычная и договорная нормы о невыдаче собственных граждан в руки правосудия другого государства. Исключения составляют военные преступники: их выдают государству, на территории которого они совершали свои злодеяния, или в руки международных трибуналов в соответствии с договорным и обычным правом.* Следует отметить, что в законодательстве многих государств предусмотрена такая мера ответственности иностранцев, как выдворение из страны. Иностранец может быть выдворен за пределы государства по решению органов внутренних дел или службы безопасности государства, если: этого требуют интересы обеспечения безопасности или охраны общественного порядка; это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан; он грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев в стране пребывания, а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством страны пребывания. Иностранец может обратиться в суд для обжалования решения о его выдворении. *Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г. 7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве. «Под термином беженец следует понимать иностранца, в том числе и лицо без гражданства, который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношению к религии или гражданству, принадлежности определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является или на территории которого он постоянно проживает, и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений.»* К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения. Чаще всего беженцы появляются вследствие международных или внутренних военных конфликтов. В международном праве термин «беженцы» появился после Первой мировой войны. Однако постоянный рост локальных и глобальных вооруженных конфликтов привел к необходимости не только детальной регламентации правового статуса беженцев, но и к созданию международных структур профильного характера. В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (5) от 14 декабря 1950 года было создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), а в 1951 года была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. Согласно Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое рассматривалось как беженец в сил ряда соглашений, заключенных в период между двумя мировыми войнами, а также в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. В 1967 году был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. В соответствии с протоколом Конвенция 1951 года уже распространялась и на лиц, ставших беженцами после 1951 года. Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою деятельность. Кроме УВКБ, которое является центральным звеном, в международную систему защиты беженцев входят другие международные учреждения системы ООН, международные региональные организации, неправительственные организации и структуры государств, занимающиеся вопросами защиты беженцев. * Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г. В связи с тем, что количество беженцев непрестанно увеличивается, что требует увеличения финансовых затрат, государства-участники Конвенции 1951 года и Протокола 1967 предпринимают усилия по справедливому и пропорциональному распределению между собой бремени затрат по поддержанию международной системы защиты беженцев. Для более эффективного функционирования системы защиты беженцев УВКБ в последние годы осуществляет более тесное сотрудничество с региональными системами защиты беженцев, с целью предотвращения возникновения новых потоков беженцев, непосредственно с государствами, международными организациями, задействованными в решении проблем беженцев, а также неправительственными организациями. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, назрела необходимость в создании нового международного органа, с более широкой компетенцией, чем у УВКБ, который не имел бы статус вспомогательного учреждения ООН, а был бы образован самими государствами на основе международного соглашения. Такую организацию следовало бы наделить более широкими полномочиями, так как полномочия, которыми обладают Исполком по программе Верховного комиссара, Верховный комиссар, Генеральная Ассамблея ООН и ЭКОСОС не позволяют им принимать решения, обязательные для всех заинтересованных сторон. Документы, принимаемые этими международными институтами, относятся к так называемому мягкому праву, что порой и сводит на нет усилия многих лиц и организаций, искренне стремящихся помочь беженцам и переселенным лицам. В рамках мирового сообщества, а также в результате межгосударственного сотрудничества был принят целый ряд международно-правовых документов, касающихся защиты прав беженцев к ним относятся : универсальные международные соглашения, регулирующие правовое положение беженцев и защиту их прав (Конвенция о статусе беженцев 1951 года. Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 года, Конституция Международной организации по миграции 1989 года); . региональные международные договоры и конвенции, регулирующие правовую защиту беженцев в определенном регионе (Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблем беженцев в Африке 1969 года, 4 Ломейская конвенция 1989 г. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Картахенская декларация о беженцах 1984 г. и др.); Статья 12 Конвенции о статусе беженцев определяет следующий личный статус беженцев: “Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем. В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам возможно более благоприятное положение и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы. Что касается защиты промышленных прав, как-то: прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, названия фирмы, и прав на литературные, художественные и научные произведения, то беженцам в той стране, где они имеют свое обычное местожительство, будет предоставляться та же защита, что и гражданам этой страны. На территории любого другого Договаривающегося государства им будет предоставляться та же защита, что предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой они имеют свое обычное местожительство. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|