РУБРИКИ

Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека

Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственного права и управления

Допустить к защите в ГАК

«___» __________ 1999 г.

Зав. Кафедрой государственного

права и управления

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА.

Работу выполнил:

Студент 6-го курса ОЗО

Юридического факультета

_________________________

Специальность 0211- юриспруденция

Руководитель дипломной работы:

________________

Нормоконтроллер

Краснодар, 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

1. Регламентация вопросов защиты социально-экономических и культурных прав

и свобод гражданина в деятельности международных организаций.

1. Устав ООН.

2. МОП – специализированное учреждение.

3. Система защиты прав человека в рамках ЕС.

2. Универсальные международные нормы и стандарты по защите социально-

экономических и культурных прав и свобод человека.

1. Право на труд в справедливых и благоприятных условиях.

2. Право на отдых.

3. Право на охрану здоровья.

4. Право на социальное обеспечение.

5. Право на достаточный уровень жизни.

6. Право на охрану и помощь семье, матери и детям.

7. Права относящиеся к профсоюзам.

3. Имплементация международных норм по защите социально-экономических и

культурных прав и свобод человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

ВВЕДЕНИЕ.

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план

современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной

культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека

осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное

закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия

Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее

время положение кардинальным образом изменилось: права человека

регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более

возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё

более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм,

регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться

государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за

выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе

ООН говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации

«… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность

человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных

целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и

развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без

различия расы, пола, языка и религии.»[1]

Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития

принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из

общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном

государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических

ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи

цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении

политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри

государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет

демократического государственного и правового порядка, права человека не

только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и

призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного

участника всех событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-

экономических и культурных прав и свобод человека является разработка

международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении

правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных

стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих

соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

Анализ содержащихся в них норм, а ткаже структура и компетенции

международных органов, занимающихся контролем за их соблюдением, и является

главной целью работы.

Проблемы международной защиты социально-экономических и культурных

прав человека рассматривались в работах А.П. Мовчина, В.А. Карташкина,

Б.Г. Машова, Б.Н. Жаркова и ряда других авторов.

Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению

проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся

сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших

исследований в указанной области. Такие исследования представляются

чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости расширения участия

России в международном сотрудничестве по правам человека, а также

неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека,

их осуществлению – показатель уровня демократизации в обществе и один из

главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение

внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области

прав человека – одно из необходимых условий построения правового

государства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для выбора данной темы

дипломной работы.

Работа состоит из трёх глав.

В первой главе рассматривается Устав ООН как основа сотрудничества

государств в области защиты прав человека, структура и компетенция органов

ООН, занимающихся вопросами защиты социально-экономических и культурных

прав человека. Анализируется работа МОП как специализированного учреждения,

направленная на закрепление и конкретизацию всего комплекса прав,

представленных в Международном Пакте об экономических, социальных и

культурных правах. Освещается система защиты прав человека в рамках Совета

Европы.

Во второй главе исследуются общие нормы универсального уровня,

напрвленные на защиту социально-экономических и культурных прав и свобод

человека.

В третьей главе освещена имплементация международных норм по защите

социально-экономических и культурных прав и свобод человека во

внутригосударственном законодательстве.

По результатам дипломного исследования и анализа международно-правовой

практики делаются выводы и предложения.

1. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ

И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

1. Устав ООН.

Основное предназначение Организации состоит в том, чтобы быть

действенным механизмом, который в состоянии ответственно на

правительственном уровне обсуждать коренные проблемы мировой политики и

содействовать их решению, быть местом совместного поиска баланса разных

противоречивых, но реальных интересов мирового сообщества государств.

Проблема, роли ООН и её Устава перестаёт быть предметов только

теоретических исследований учёных, а становится, по существу, центральной

проблемой мировой политики и важной интегральной частью формирования нового

миропорядка.

Значение Устава ООН состоит не только в том, что он – конституционный

документ, регулирующий жизнедеятельность международной организации

безопасности, но и в том, что он призван играть исключительную роль в

формировании системы коллективной безопасности и в выработке своеобразного

кодексаповедения государств в военной, политической, экономической,

экологической и гуманитарной областях.

Устав ООН является первым в истории международных отношений

многосторонним договором, который заложил основы мирового сотрудничества

между государствами в поощрении и развитии уважения к правам и свободам

человека. Создание Организации Объединённых Наций и принятие её Устава

положило начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в

этой области.

На конференции в Сан-Франциско в 1945 году делегация из СССР от имени

четырёх держав (СССР, США, Великобритании, Китая) предложила поправку к п.

3 ст. 1 Устава, согласно которой перед Организацией ставится цель

«осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных

проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера

и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для

всех, без различия расы, пола, языка и религии»[2]. В такой формулировке

этот пункт был принят конференцией т стал неотъемлемой частью Устава.

Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой на поощрение и развитие

уважения к правам человека и основным свободам. Он также обязывает

государства развивать международное сотрудничество в целях содействия

«всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех,

без различия расы, пола, языка и религии»[3], тем самым возлагает на

государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы

человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации.

В рамках ООН был принят целый ряд документов и решений, в которых

подчёркивается юридический характер обязательств государств соблюдать

основные права и свободы человека в соответствии с Уставом. Статья 6

проекта декларации прав и обязанностей государств, принятого на первой

сессии Комиссии международного права ООН в 1949 году, гласит: «Каждое

государство обязано лтноситься ко всем находящимся под его юрисдикцией

лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без различия в

отношении расы, пола, языка или религии»[4].

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного

права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между

государствами, 1970 года, толкующей и развивающей Устав ООН,

подчеркивается, что «каждое государство обязано содействовать путём

совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав

человека и основных свобод…»[5].

Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе, подписав Заключительный акт, также взяли на себя обязательства

«постоянно уважать права и свободы человека в своих взаимных отношениях и

прилагеть усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничество с

ООН в целях содействия всеобщему и эффективному их уважению»[6].

Действия государств в целях развития уважения к правам человека и их

соблюдения, должны основываться на строгом соблюдении принципов ООН,

перечисленных в ст. 2 Устава ООН. Все принципы, и прежде всего принципы

суверенного равенства государств, добросовестного выполнения взятых

обязательств, мирного разрешения международных споров, воздержания о угрозы

применения силы, невмешательств во внутренние дела, имеют первостепенное

значение для плодотворного сотрудничества в области прав человека.

ООН осуществляет сегодня разнообразные виды деятельности, которые

направлены на реализацию одной из главных её уставных задач – содействие

обеспечению и защите прав личности. Устав ООН, в силу особенностей его

правовой природы и характера, не содержит конкретного каталого

гарантированных человеку основных прав и свобод. Но, не смотря на это, он

всёже стал одним из первых важнейших международно-правовых документов, в

котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения, прав

личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей,

исключающего дискриминацию личности. Уже в преамбуле Устава говорится о

решимости Объединённых Наций утвердить веру в основные права человека, в

достоинство и ценность человеческой личности. В ст. 1 Устава принцип

уважения достоинства личности, и защиты основных прав и свобод человека

провозглашён, наряду с такими задачами, как поддержание международного мира

и безопасности, а также развитие дружественных отношений между нациями в

качестве основополагающей цели деятельности ООН. Важной задачей организации

выступает сотрудничество государств в разрешении международных проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного порядка (пункт 3

ст. 1). Коллективные или индивидуальные действия государств в сфере

международной защиты прав человека (ст. 56 Устава) станоновятся, тем самым,

составной частью комплекса прогрессивных, демократических принципов

международного права. В ст. 55 пункт «с» государства обязываются

содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод для

всех, без различия расы, пла, языка и религии». Таким образом Устав ООН

возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права

личности, не допуская при этом какой-либо дискриминации. ООН призванабыть

центром для согласованных действий наций в осуществлении международного

сотрудничества по правам человека (п. 4 ст. 1 Устава).

Устав ООН не ограничивается только тем, что указывает на уважение к

правам человека как на цель, к которой должна стремиться ООН. Формальное

провозглашение в Уставе задачи принятия эффективных совместных мер по

содействию всеобщему соблюдению прав человека было дополнено уточнением

компетенции важнейших органов ООН в данной сфере. Закрепив компетенцию

международных органов в области прав человека, Устав ООН заложил основы для

вывода этой проблемы из изсключительной внутренней юрисдикции государств и

создал предпосылки для развития эффективной защиты личности непосредственно

международным правом. Составители Устава ООН видимо исходили из того, что

конкретный перечень таких прав и свобод закреплён в конституциях и других

законодательных актах стран-участниц Организации и их реальное воплощение в

жизнь должно проводиться путём осуществления в соответствующих

междугародных и внутригосударственных мероприятий.

Объём прав человека, их реальное содержание и гарантии осуществления

определяются в конечном счёте характером социально-экономического строя

государства, поэтому, естественно, объём прав и свобод, предоставляемых

личности различен в странах-участницах ООН. Каждое государство в

зависимости от социально-экономических условий и уровня обеспечения прва и

свобод человека регламентирует их объём и представляет определённые

гарантии.

Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим

перечень прав и свобод человека, является Всеобщая декларация прав

человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В

1966 году Генеральная Ассамблея приняла Пакт об экономических, социальных и

культурных прав, а также Пакт о гражданских и политических правах. В этих

документах также содержится перечень прав и свобод, которые должны

предоставляться государствами-участниками всем лицам, находящимся под

юрисдикцией, и отмечается, что государства обеспечат претворение в жизнь

прав, признаваемых в Пактах, путём принятия законодательных и иных

внутренних мер (ст. 2).

Пакты о правах человека являются обязательными для участвующих в них

государствах, в отличие от Всеобщей декларации, которая принята в виде

резолюции Генеральной Ассамблеей ООН и поэтому имеет лишь рекомендательный

характер. Пакты о правах человека и другие международные соглашения в

рассматриваемой области обязывают именно государства првести целый комплекс

внутригосударственных мероприятий для выполнения взятых на себя

обязательств. В ряде международных документов и, в частности, в Уставе ООН

специально подчёркивается, что государства обязаны предпринимать

«совместные и самостоятельные» действия в сотрудничестве с Организацией для

содействия всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека

(ст. 56 Устава ООН). Формулировка «самостоятельные действия», как

совершенно очевидно, означает, что именно государства и только они обязаны

предпринимать меры для соблюдения основных прав и свобод человека.

Иначе регулирует Устав ООН эти вопросы применительно к подопечным и

несамоуправляющимся территориям. Проблемы, относящиеся к таким территориям,

носят международный характер и не входят во внутреннюю компетенцию

колониальных держав.

Согласно ст. 73 Устава ООН «члены Организации, которые несут или

принимают на себя ответственность за управление территориями, народы

которых не достигли ещё полного самоуправления, признают тот принцип, что

интересы населения этих территорий являются первостепенными и, как

священный долг, принимают обязательство максимально способствовать

благополучию населения этой территории».

Главы XI и XII Устава ООН обязывают колониальные державы предоставлять

Организации информацию о самоуправляющихся и подопечных территориях, а

Совет по Опеке уполномочивается также «принимать петиции и рассматривать

их, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под

опёкой..., предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с

условиями соглашений об опёке» (ст. 87).

Международная защита прав человека осуществляется и в порядке

применения главы VII Устава ООН. Согласно п. 7 ст. 2 Устава, принцип

невмешательства в дела, по существу входящие во внутренние дела государств,

не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII Устава

ООН.

В докладе Подкомитета 1/1 А конференции в Сан-Франциско указывалось,

что если «права и свободы вопиюще нарушаются таким образом, что создают

ситуацию, которая угрожает миру или препятствует осуществлению

постановлений Устава, то они перестают быть исключительно делом каждого

государства»[7]. Вменять принудительные меры против государства, которое

своими действиями ставит под угрозу мир и международную безопасность.

ООН неоднократно рассматривала вопрос о применении принудительных мер

к тем странам, в которых вопиющее нарушение прав и свобод создаёт угрозу

миру и международной безопасности.

2. МОТ – специализированное учреждение.

В рамках Лиги Наций в 1919 году была создана Международная Организация

Труда, а в 1946 году она стала первым специализированным учреждением

Организации Объединённых Наций. Основной целью МОТ является международно-

правовое регулирование труда в целях улучшения его условий. Характерная

особенность, присущая этой организации, состоит в том, что в её работе

принимают участие не только представитель государств-членов, но и на равных

с ними представители трудящихся и представители предпринимателей этих

стран. Высший орган МОТ – ежегодная Генеральная конференция, в работе

которой принимают участие по четыре представителя от каждого члена

Организации, из которых двое – представительственные делегаты, а два дугих

представляют соответственно трудящихся и предпринимателей. Приэтом каждый

из делегатов голосует самостоятельно. Такое представительство обеспечивает

воздействие всех этих групп, представляющих различные интересы, на принятие

конвенций и рекомендаций. К помощи этой организации часто обращается

международное и профсоюзное движение в борьбе за признание и реализацию

прав профсоюзов. Также в задачи МОТ, согласно её Уставу, входит

осуществление международно-правового регулирования и защиты профсоюзных

прав и она действительно выполняет эту задачу, одобряя «профсоюзные»

конвенции и рекомендации, принимая меры к их ратификации как можно большим

числом государств-участников и исполнению (имплементации) ими норм

конвенций в национальном законодательстве и на практике.

Организуя специальные конференции, «круглые столы» и совещания

экспертов и специалистов из стран-членов по проблемам профсоюзных прав,

проводит исследования, публикует специальную литературу, таким образом МОТ

ведёт и большую пропанандистско-просветительскую работу. МОТ, в порядке

реализации сфоей функции оказания технической помощи, готовит кадры для

профсоюзной работы, предоставляет через экспертов помощь в разработке

национального законодательства о профсоюзах и контроле за его применением.

Генеральная конференция МОТ разрабатывает и принимает конвенции и

рекомендации по различным аспектам социальных и экономических прав. К

настоящему времени МОТ принято почти 200 таких конвенций и рекомендаций.

Они регулируют и конкретизируют практически весь комплекс прав,

закреплённых в международном пакте об экономических, социальных, культурных

и иных правах. Так конвенция №122 о политике в области занятости, принятая

Генеральной конференцией МОТ в 1964 году, обязывает членов организации

«осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на

содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости» (ст. 1).

Такая политика должна способствовать обеспечению работой «всех, кто готов

приступить к работе и ищет работу» (ст. 2).

Ряд конвенций МОТ (Конвенция №111 о дискриминации в области труда и

занятий 1958 г., Конвенция №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за

труд равной ценности 1951 г. и др.) запрещает дискриминацию в области труда

и его оплаты, проводимую по признаку расы, цвета кожи, пола, религии,

политических убеждений, национального происхождения или социальной

принадлежности. Значительное число конвенций МОТ принято по вопросу о

свободе ассоциаций (Конвенция №87 о свободе ассоциации и защите прав на

организацию 1948 г., Конвенция №151 о защите прав на организацию и

процедурах определения условий занятости на государственной службе 1978 г.

и др.). В этих конвенциях регулируются вопросы создания организаций

трудящихся и защиты прав против любых видов вмешательства. Ряд конвенций

МОТ запрещает принудительный труд (Конвенция №29 о принудительном труде

1931 г. и Конвенция №105 об упразднении принудительного труда 1957 г.).

Одна из характерных особенностей деятельности МОТ состоит в том, что в этой

организации создана система развёрнутого международного контроля.

Специфической чертой контроля, утверждённого в МОТ, является установление

его над всеми членами организации. Такой контроль осуществляется независимо

от ратификации той или иной конвенции, а в силу лишь самого факта участия в

Организации. Этот контроль проводится и в отношении рекомендаций, которые

не обладают обязательной юридической силой.

Согласно ст.19У става МОТ, каждое государство–член обязано и течении

года , но не позднее 18 месяцев после окончания очередной сессии

Международной конференции труда ( МКТ), представить принятую конвенцию

компетентным государственным властям для решения вопроса о ратификации или

принятии других мер. Это делается даже и том случае, когда данный член МОТ

голосовал против одобрения документа. Если государство не ратифицирует

конвенцию, то Генеральному директору Международного бюро труда (Постоянный

секретариат МОТ) (МБТ) сообщается о причинах, препятствующих ратификации,

либо о мерах, которые были приняты или намечаются для придания

законодательной силы отдельным положениям конвенции. По запросу

Административного совета (исполнительный орган МОТ) каждое государство-член

обязано представить генеральному директору доклады о состоянии

законодательства и практики по вопросам, изложенным в нератифицированной

конвенции. Если же конвенция ратифицирована, то каждый член Организации

обязан ежегодно представлять в МБТ доклады относительно мер, принятых для

осуществления положений договора (ст.22 Устава). Аналогичным образом каждый

член МОТ направляет информацию относительно принятых мер для имплементации

рекомендаций.

Наличие у государств-членов МОТ определённых обязательств по отношению

к нератифицированным конвенциям, а также рекомендациям вызывает среди

учёных споры по вопросу о юридической природе этих документов. При этом

высказываются различные точки зрения – от признания до отрицания за

нератифицированными конвенциями силы международных договоров[8].

Согласно Уставу МОТ, конвенции принимаются большинством в две трети

присутствующих на Генеральной конференции делегатов и подписываются

председателем конференции и Генеральным директором МОТ (ст.19). Принятая

таким образом конвенция становится действительным международным договором.

Однако его принципы и нормы являются обязательными только для тех

государств, которые ратифицировали этот документ. Что же касается

рекомендаций, то они не имеют обязательной юридической силы даже для

государств голосовавших за их принятие. Поэтому контрольный механизм в

рамках МОТ действует в полном объёме только в отношении ратифицированных

конвенций. Контроль за их применением осуществляет Комитет экспертов по

применению конвенций и рекомендаций Административного совета и Комитет

конференции по применению конвенций и рекомендаций. Эти комитеты

анализируют периодические доклады государств о применении конвенций,

выносят конкретные замечания или заключения по вопросу о соответствии

национального законодательства положениям конвенций, обращают внимание на

имеющтеся несоответствия и просят их устранить.

В большинстве случаев государства полностью или частично учитывают

замечания комитетов и в этих целях принимают необходимые законодательные

меры, хотя в практике деятельности МОТ нередки ещё примеры, когда

государства, не желая учитывать замечания, денонсируют ранее

ратифицированные конвенции.

Устав МОТ обязывает такие государства передавать копии своих докладов

наиболее представительным организациям трудящихся и предпринимателей своих

стран (ст.23). Эти организации, рассматривая полученные доклады, могут

представлять свои замечания в МБТ и указывать на несоблюдение конвенций и

рекомендаций в своих странах. Административный совет, рассматривая такие

замечания, может делать представления соответствующему государству (ст.24).

Характерно, что за последние годы набдюдается неуклонная тенденция к росту

замечаний от профсоюзов различных стран мира.

Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, изучая

полученную информацию, подготавливает ежегодные доклады и направляет их

Комитету конференции по применению конвенций и рекомендаций, создаваемому

на период сессий. Выводы и замечания этого комитета вносятся в доклад,

который и обсуждается на пленарных заседаниях конференций. Доклады и

заключения, как и дискуссии на конференции, широко публикуются и не

являются конфиденциальными.

Значительно уже контроль в отношении нератифицированных конвенций и

рекомендаций. Члены Организации периодически сообщают Генеральному

директору МБТ по запросу Административного совета на основании

разработенного им формуляра информацию о состоянии законодательства и

существующей практике по вопросам, которых касается та или иная

нератифицированная конвенция, а также принятая в практике рекомендация.

В практике МОТ определённое распространение получило направление

специальных миссий в страны, в которых возникают трудности с применением в

основном ратифицированных конвенций. За последние голы такие миссии

посылались в Великобританию, США, Чили, Израиль, Японию и другие страны.

Ъти миссии обследовали главным образом положение с осуществлением прав

профсоюзов.

Этим хе целям служит практика установления прямых контактов

Организации с государствами-членами МОТ для получения дополнительной

информации и обсуждения вопросов ратификации ими имплементации

ратифицированных конвенций.

Как направление специальных миссий в страны, так и установление прямых

контактов осуществляется только с обязательного согласия соответствующих

государств. Это же может происходить и по их просьбе.

Система контроля, разработанная в МОТ, довольно развита и

осуществляется в различных формах и разными методами. Это дало основание

ряду авторов утверждать, что она является наибелее эффективной,

прогрессивной и может быть принята в качестве «модели для других систем

имплементации прав человека»[9].

Однако, как представляется, механизм контроля, разработанный в МОТ, в

значительной степени обусловлен особенностями структуры этой международной

организации, её полномочиями и функциями. Поэтому нельзя механически

переносить формы и методы контроля в области трудовых отношений на весь

чрезвычайно обширный и во многом специфический спектр осуществления других

прав и свобод человека (хотя определённые формы контроля, принятые в МОТ,

особенно в отношении нератифицированных конвенций, полностью оправдали себя

и получили определённое распространение в других международных

организациях).

Опыт МОТ, разумеется, без механического копирования, может быть

использован в деятельности ООН, Его следует воспринять при подготовке новых

международных конвенций. Уже при разработке предлагаемой нами Хартии прав

человека для XXI века следует предусмотреть различные формы и методы

международного контрольного механизма. Он должен действовать в отношении

как государств-участников, так и тех, кто первоначально не ратифицирует

этот международный договор.

1.3. Система защиты прав человека в рамках СЕ.

Наряду со сложившейся системой универсального сотрудничества

государств в области прав человека такая деятельность осуществляется и на

основе региональных соглашений. Региональное сотрудничество дополняет фрмы

универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно

обеспечивает основные права и свободы человека.

Согласно ст. 52 и 53 Устава ООН, региональные организации должны были

создаваться для мирного разрешения «местных споров», а также для применения

принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Однако вскоре

после принятия Устава ООН стали создаваться и организации, цель которых –

защита прав и свобод человека на региональном уровне. Такие организации

учреждены на всех континентах за исключением Азии.

Старейшей региональной организацией является Совет Европы. 4 ноября

1950 года Комитет министров Совета Европы в Риме приням Европейскую

конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу

для первых 10-ти шосударств в 1953 году. Конвенция открыта только для

государств-членов Совета Европы. В настоящее время все 23 его члена

ачавствуют в Конвенции (последней 4 мая 1990 года Конвенцию ратифицировала

Финляндия). 8 протоколов, последний из которых вступил в силу 1 января 1990

года, дополняют Конвенцию.

По своему содержанию права, предусмотренные в Колнвенции и Пакте о

гражданских и политических правах, во многом совпадают. Уже это

свидетельствует, что Конвенция защищает только гражданские и политические,

а не социально-экономические права.

Как подчёркивается в преамбуле Конвенции, её участники поставили перед

собой цель предпринять «первые шаги» для осуществления «некоторых прав»,

перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. И действительно, в

Конвенции содержится лишь часть прав и свобот, закреплённых во Всеобщей

декларации и Пактах о правах человека. Однако достоинство системы состоит в

том, что оан постоянно развивается и дополняется новыми документами.

Дополнительные протоколы и Конвенции включили в систему европейской защиты

практически весь перечень гражданских и политических прав, как уже

подчёркивалось.

Что же касается социально-экономических прав, то в рамках Совета

Европы в 1960 году в Турине была принята Европейская социальная хартия,

вступившая в силу в 1965 году. В отличие от Конвенции, о которой речь бутет

идти подробнее, Хартия предусматривает для своей имплементации только

систему докладов государств-участников, рассматриваемых специально

созданным для этого Комитетом экспертов.

Сравнение как формулировок статей Хартии и Конвенции, так и

контрольных механизмов, созданных на их основе, жаёт весьма наглядное

представление о различиях между гражданскими и политическими правами, с

одной стороны, и социально-экономическими, - с другой.

Положения Конвенции сформулированы в форме строгих обязательств

государств и безусловных прав индивидов, в то время как статьи Хартии носят

условный характер. Можно сказать, что в отношении гражданских и

политических прав речь идёт действительно об их международной защите, а в

случае социально-экономических прав можно говорить о международном

сотрудничестве в деле поощрения и развития уважения к этим правам.

Так, ст. 20 Хартии определяет, что государства-участники обязуются: а)

рассматривать часть I настоящей Хартии как декларацию целей; б) считать

имеющими для себя обязательную силу по крайней мере 5 следующих статей

части II настоящей Хартии: статьи 1, 5, 12, 13, 16 и 19.

Если же мы возьмём ст. 1 части II Хартии, озаглавленную “Право на

труд”, которая по смыслу ст. 20 является обязательной, то мы видим, что и

она сформулирована не в виде правил, которые могут применяться судебными

органами для защиты прав конкретного индивида, а как декларация целей,

стоящих перед государствами. Здесь государства обязуются, например,

признавать в качестве одной из основных целей и обязанностей достижение и

поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, с тем,

чтобы обеспечить полную занятость, а также организовывать или расширять

соответствующую прфессиональную ориентацию, обучение и трудовую

переподготовку.

Если международные стандарты по гражданским и политическим правам

могут охраняться посредством системы индивидуальных жалоб в международные

органы, выступающие в качестве квазисудебных, то социально-экономические

права по своему характерц не подлежат такой защите. Они больше чем

гражданские и политические зависят от характера и уровня социально-

экономического развития страны. Они также значительно более позднего

происхождения по сравнению с гражданскими и политическими правами и можно

сказать, что для многих государств они ещё не стали такими же

естественными, кок последние. Хотя, нужно сказать, право на пенсионное

обеспечение стало уже вполне естественным правом для гражданина любого

развитого общества.

От характера самих прав зависит и характер международных контрольных

механизмов и процедур. Однако ценность Европейской Конвенции состоит не в

зафиксированных правах и свободах, а в создании механизма их имплементации.

«Ценность Конвенции, - пишет французский учёный К. Васак, -

определяется фактически её механизмом, а не правами, которые она защищает».

Впервые в истории человечества, подчёркивает он, существует международный

механизм, который функционирует вне государства и «выражает общие ценности

всего человечества»[10]. Этот механизм, по определению других учёных,

«является уникальным, жизненным и развивающимся»[11].

На основе Конвенции были образованы и действуют два органа:

Европейская Комиссия по правам человека (Комиссия) и Европейский суд по

правам человека (Суд), которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб

как государств, так и отдельных лиц.

В отличие от Рактов по правам человека, а также Хартии, Конвенция не

предусматривает такого метода контроля как доклады государств о выполнении

принятых обязательств. Любое государство-участник может направлять в

комиссию жалобу о том, что другая сторога нарушает положения Конвенции

(ст. 24). Участники Конвенции обязуются подчиняться системе

межгосударственных жалоб (сообщений0, а также в случае специального

заявления, они соглашаются на систему индивидуальных сообщений (петиций)

отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их

прав государствами-участниками Конвенции. Жалобы рассматриваются только в

том случае, если государство, против которого они поданы, признало подобную

компетенцию Комиссии (ст. 25)[12]. И, хотя в отличие от Пакта о гражданских

и политических правах, система межгосударственных жалоб здесь действует (до

сих пор было зерегистрировано 11 таких дел), наиболее важной является

именно система индивидуальных петиций. Если в 1955 году их было

зарегистрировано всего 138, то в 1989 году уже 1445.

Двухярусная система Конвенции – Комиссиия и Суд действуют следующим

образом. Прежде чем принять жалобу к рассмотрению по существу, Комиссия

должна удостовериться, что исчерпаны все доступные внутренние средства

правовой защиты и не истёк 6-месячный срок после принятия решения на

национальном уровне (ст. 26). Не принимаются к производству анонимные

жалобы, а также те, которые уже расследовались Комиссией или

рассматриваются в соответствии с другой процедурой международного

разбирательства или урегулирования (ст. 27). Комиссия не рассматривает

жалоб, содержащих требования о признании прав не перечисленных в Конвенции

или же не признаваемых государствами-участниками. Ряд критериев

приемлимости жалоб сформулирован широко и недостаточно определённо, что

даёт Комиссии возможность отвергать многие из них. В п.2 ст. 27 Конвенции

среди таких критериев упоминаются «недостаточная обоснованность» жалобы,

«злоупотребление» правом на подачу жалобы и т.п. Но даже приняв жалобу к

рассмотрению, Комиссия может впоследствии отвергнуть её, если в ходе

расследования обнаружатся основания, перечисленные в ст. 27 Конвенции.

Такие громоздкие и недостаточно чёткие критерии приемлимости жалоб дают

возможность пресечь поток индивидуальных петиций с которыми не справится ни

один орган.

После принятия жалобы Комиссия переходит к рассмотрению её по

существу, а в необходимых случаях проводит расследование. Она может достичь

мирного урегулирования вопроса на основе уважения прав человека между

сторонами. Если мирное урегулирование не достигнуто, Комиссия составляет

доклад с изложением фактов и своего мнения относительно того,

свидетельствуют ли установленные факты о нарушении государством его

обязательств по конвенции, и такие рекомендации, которые она признаёт

необходимым сделать (ст.31). Получив доклад Комиссии, Комитет прежде всего

сам решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция (п.1 ст.32). В случае

утвердительного ответа он обязывает соответствующие государства принять в

течение определённого времени предписанные ему решением Комитета мерв. По

истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных

предписаний Комитет решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны

быть предприняты для выполнения его первоначального решения. Это решение

Комитета принимается большинством в дре трети голосов его членов

(п.3 ст.32). Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если

они не были переданы в Европейский Суд по правам человека. Дела в Суд

передаются только Комиссией или государством-участником Конвенции;

отдельные лица такого права не имеют. Решения Суда являются окончательными

и обязательными для государств-участников. Их невыполнение может повлечь за

собой приостановление членства в Совете Европы и даже исключение из

организации.

Созданный в соответствии с Европейской Конвенцией механизм контроля

является, по существу, наднациональной властью. Его учреждение потребовало

от государств-членов Совета Европы отказаться от сложившихся стереотипов и

абсолютизации государственного суверенитета. Решения Суда, имеющие значение

прецедента, оказывают значительное влияние на формирование и развитие

доктрины европейского права. Ими в повседневной практике руководствуются

судебные органы государств-участников. Члены Совета Европы постоянно

корректируют своё законодательство и административную практику под влиянием

решений Суда. Отвергая законность национальных судебных решений,

Европейский Суд побуждает законодателя пересматривать действующее

законодательство и практику его применения.

Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только

присоединяться к Европейской Конвенции, но и внести в своё законодательство

необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, зоздаваемого

решениями Суда по правам человека.

Созданный на базе Европейской Конвенции по защите прав человека и

основных свобод контрольный механизм далёк от совершенства. Он носит в

значительной степени компромиссный характер. Вгоды его создания члены

Совета Европы не были готовы к отказу от значительной части своих

суверенных прав и переводу наднациональной защиты прав человека на более

высокий уровень. Сейчас имеются все предпосыоки для того, чтобы

предоставить индивиду прямой доступ в Суд, одной из функций которого мог бы

быть конституционный контроль.

Контрольные органы, созданные в рамках Совета Европы, обладают

знасительно большими полномочиями, чем различные комитеты ООН, учреждённые

на основании универсальных конвенций. Так, принятая в 1987 году Европейская

Конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство

видов обращения и наказания предусматривает периодическое посещение

государств-участников Комитетом независимых экспертов в целях осмотра мест

заключения, включая тюрьмы, казармы и психиатрические заведения. Для

посещения любых мест заключения предварительного согласия государств-

участников Конвенции не требуется.

Деятельность контрольного механизма, созданного в рамках Совета Европы

на основании многочисленных европейских конвенций, способствует унификации

юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и

свобол человека.

В 1996 году Россия вступила в Совет Европы и решается вопрос о

ратификации нашей страной европейских соглашени, принятых в рамках этой

организации.

И снова, со всей остротой встаёт вопрос, должна ли Россия лишь

формально ратифицировать эти международные соглашения, а затем в течение

ряда лет приводить в соответствие с ними законодательство страны или,

учитывая негативный исторический опыт, необходимо в ближайшее время

привести в соответствие с европейскими стандартами не только Конституцию

России, но и её отраслевое законодательство, многие положения которого не

соответствуют общепризнанным международным нормам.

И, наконец, я считаю чтобы избежать наплыва частных жадоб в

Европейскую Комиссию и Европейский Суд, необходимо разработать и принять

эффективный механизм и гарантии реализации принимаемых законов.

2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ ПО ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Право на трудт в справедливых и благоприятных условиях.

Право на труд и его гарантии занимают одно из ведущих мест в каталоге

социально-экономических свобод личности. Осуществление этого права

необходимо прежде всего для человеческого существования, а также для

обеспечения условий всестороннего развития линости.

В статье 23 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.