РУБРИКИ

Субъекты современного международного права

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Субъекты современного международного права

Субъекты современного международного права

Субъекты современного международного права

27.02.2003

ХГАЭП,

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 4

Государства - основные субъекты международного права. 6

Международная правосубъектность наций и народов 7

Международная правосубъектность государственно-подобных образований

7

Вопрос о международной правосубъектности индивидов 8

2. Международно-правовое признание. 10

Заключение 14

Список литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Международное право - это система юридических норм, регулирующих

межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств,

межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких,

например, как нация, борющаяся за создание собственного государства,

вольный город.

Итак, изучения вопроса о субъектах международного права является

ключевым при изучении данного предмета. Именно поэтому автор данной работы

выбрал тему «Субъекты современного международного права».

В работе дается понятие субъектов международного права, перечисляются

их виды и основные признаки участника международно-правовых отношений,

раскрывается вопрос о месте физических лиц в международном праве.

Во второй части работы раскрывается понятие международно-правового

признания, его значение для международный отношений, содержание

конститутивной и декларативной теории признания, анализируются виды и формы

признания, юридические и политические критерии, которыми пользуются

государства в ходе признания новых государств и правительств.

В работе использованы международные правовые акты, учебная и научная

литература по данному предмету.

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права.

Субъекты международного права - это участники международных отношений,

обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на

основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-

правовую ответственность[1].

В зависимости от своей правовой природы и происхождения субъекты

международного права подразделяются на две категории: первичные и

производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права — это государства, а при

определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно

участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении

обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права — это самостоятельные и

самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом

своего существования (ipsb facto), становятся носителями международных прав

и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и

по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения

между собой, первичные субъекты международного права делают возможным

создание международного правопорядка и существование самого международного

права.

К категории производных (вторичных) субъектов международного права

относятся образования, источником правосубъектности которых являются

соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов

международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и

договоренности между уже конституированными производными субъектами

международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном

межправительственные организации, реже — другие самостоятельные

политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они

действуют в международных отношениях в пределах компетенции,

предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или

другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном

случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов

международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет

конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться)

одновременно с прекращением или изменением учредительного документа[2].

Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности

(право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя

такие важные права, как:

. право заключать международные договоры,

. быть членами международных организаций,

. иметь свои официальные представительства (дипломатические,

консульские и др.),

. участвовать в работе международных конференций и т. д[3].

В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие

образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной

литературе[4] признаки, характеризующие понятие субъекта международного

права.

1) Субъект международного права - это носитель суверенных прав и

обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности,

установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и

обязанности, во-первых, являются суверенными, имманентно присущими субъекту

международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и

обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности

установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности

субъектов международного права.

2) Одна из самых существенных особенностей субъектов международного

права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав

и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм

международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и

закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного

волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве

законодательного органа, стоящего над государствами.

3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и

отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным

аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого,

субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию

мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права,

помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и

создателями норм международного права, выступают еще и как сила,

обеспечивающая соблюдение норм права.

4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и

территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет

какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве

проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные

территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о

народе, живущем на определенной территории.

5) По общей теории права для субъекта правоотношения характерна не

только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность

субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной

ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок и стабильные

международные правоотношения.

Государства - основные субъекты международного права.

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят

государства. Государство - главная политическая организация современного

общества. Над государствами в международных отношениях нет верховной

власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с

другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами

соблюдения норм международного права. В то же время, государства юридически

не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта

международного права. Он возник вместе с государством. Его символы - герб,

флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные

особенности[5].

Благодаря суверенитету, государства равны друг другу в правовом

отношении, т. е. равноправны независимо от величины их территории,

населения, экономического и культурного развития, военной мощи и т. д. Это

- суверенное равенство.

Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу

основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН, а также

В Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит

следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других

государств»[6].

Международная правосубъектность наций и народов

Особенностью современного международного права с точки зрения его

субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и

создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут

борьбу за свою государственную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого

государства является законной в соответствии с международным правом и

Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из

важнейших международно-правовых принципов.

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в

соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъект

самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины

«народ» и «нация» считаются равнозначными и часто используются оба вместе.

Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-

правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и

те, при которых не встает проблема признания международной

правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен

использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства

государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех

слоев населения в органах государственной власти без какой-либо

дискриминации[7].

Международная правосубъектность государственно-подобных образований

В международных отношениях могут участвовать особые политико-

территориальные образования (иногда их называют государство-подобными),

которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах,

международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как

следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран

друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то,

что практически во всех случаях они создавались на основе международных

соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их

определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое

конституционное устройство, систему органов государственного управления,

право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы[8].

( Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в

новое время (Данциг).

( Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до

объединения Германии в 1990 г.).

( К государственно-подобным субъектам международного права относится

Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с Папой

римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан

имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях

мира (в том числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых

других международных организациях, принимает участие в международных

конференциях государств. Правовой статус Ватикана определен специальными

соглашениями с Италией 1984 г.

Вопрос о международной правосубъектности индивидов

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений.

Самое значительное из них - появление в международном праве человека

(индивида) как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной

правосубъектностью.

Основные права и свободы человека все больше определяются международным

правом, несмотря на то, что они реализуются в основном через

внутригосударственное право.

Так, международные отношения первой половины XX века выдвинули вопрос

об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека

международно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных

юридических актов являются:

V Женевская конвенция об улучшении участи раненых н больных в

действующих армиях от 12 августа 1949 г.;

V Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949

г.;

V Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны от 12

августа 1949 г.;

V Устав Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;

V Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

V Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

от 9 декабря 1948 г.;

V Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и

институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г.;

V Декларация ООН о ликвидации всех видов расовой дискриминации от 20

ноября 1963 г. и многие другие документы.

В настоящее время человек имеет некоторые юридические возможности

выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы

индивидов становятся предметом рассмотрения в международных организациях,

прежде всего в ООН. В некоторых региональных организациях, например в

Европейском Сообществе (теперь Европейский союз), физические, а также

юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные

региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной

ответственности за международные преступления[9].

Тем не менее, признание индивидов участниками международно-правовых

отношений не означает приравнивание их к основным субъектам международного

права. Индивиды не обладают такими элементами международной

правосубъектности, как право быть участниками международных договоров,

членами международных межправительственных организаций, тем более,

создавать нормы международного права, как это могут делать его основные

субъекты[10].

2. Международно-правовое признание.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно

считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой

стороной. Такой стороной могут быть: вновь возникшее государство, новое

правительство, борющиеся за независимость нация или национально-

освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная

организация[11].

Признание является важным внешнеполитическим актом, поскольку оно

выражает желание признающего государства установить нормальные, стабильные

отношения с признаваемой стороной. В то же время признание имеет большое

международно-правовое значение, определяемое теми юридическими

последствиями, которые оно влечет за собой.

В теории международного права существуют две теории о значении

международно-правового признания: декларативная и конститутивная.

Согласно декларативной теории, признание лишь констатирует

возникновение нового субъекта международного права, в частности нового

государства, и большого юридического значения для него не имеет, поскольку

существование государств как субъектов международного права не зависит от

их признания.

В отличие от декларативной, конститутивная теория считает, что

государство как субъект международного права возникает только после его

признания другими государствами, а до признания новое государство

юридически как бы не существует[12].

Как считают Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. конститутивная теория

расходится с жизнью. Кроме того, она принижает значение государственного

суверенитета, как неотъемлемого свойства государства - субъекта

международного права, ставит его возникновение в зависимость от желания,

воли, а то и произвола других государств.

Как говорилось выше, государство становится субъектом международного

права в силу факта своего появления в качестве суверенного государства. Но

вместе с тем было бы неверным отрицать важные международно-правовые

последствия, которые влечет за собой акт признания.

Не конституируя нового государства, признание имеет большое как

политическое, так и юридическое значение. Признание облегчает существование

нового государства, ведет к нормализации политических и экономических

отношений с другими государствами, выводит это новое государство из

международной изоляции. Признанному государству легче в полной мере

реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им

суверенитета.

Новое государство имеет право на международное признание. Это вытекает

из Устава ООН, его принципов как основных принципов современного

международного права, согласно которым все государства обязаны развивать

дружественные отношения между собой, уважать принципы суверенного равенства

и самоопределения народов.

Признание нового государства осуществляется в форме письменного

послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем

или на торжественной церемонии провозглашения независимости, как было в

день провозглашения независимости Намибии - последней колонии в Африке - 21

марта 1990 г.

Решения о признании могут оформляться постановлениями высших органов

государства, например в России указами Президента. Так, в связи с

образованием суверенных Чехии и Словакии был издан 28 декабря 1992 г. Указ

Президента РФ об их признании. В мае 1993 г. Указом Президента России была

признана Эритрея.

После возникновения в 1991 г. на месте СССР независимых государств,

бывших союзных республик, прошла широкая полоса их признания государствами

мира, а также взаимного признания друг другом в качестве субъектов

международного права.

Признание правительства. В тех случаях, когда нового государства не

возникает, а остается существовать прежнее, может встать вопрос о признании

его нового правительства. Чаще всего это происходит тогда, когда

правительство приходит к власти неконституционным путем или когда меняется

форма правления, например вместо монархического устанавливается

республиканское правление. Однако и в таких случаях, как показывает

практика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новым

правительством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не

нуждается в признании новое правительство, пришедшее к власти обычным

конституционным путем, при смене правительственного кабинета после

прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.

Вопрос о признании нового правительства резко обостряется, если оно

создается в результате социальной революции или национально-освободительной

войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает

и признание нового государства как субъекта международного права.

К признанию новых правительств примыкает признание органов

национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за

свою государственную независимость создает свои органы национального

сопротивления, и они могут признаваться в качестве таковых другими

государствами. Подобное признание применялось еще во время Второй мировой

войны (например, признание Польского комитета национального освобождения.

Антифашистского веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Но особенно широкое

распространение этот вид признания получил после войны в процессе

национально-освободительной борьбы колониальных народов за свою

независимость. Этим признанием пользовались Народное движение за

освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов

Зеленого Мыса, Народная организация Юго-Западной Африки со стороны многих

государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как

единственные представители народов названных стран. В настоящее время им

пользуется Организация освобождения Палестины (ООП).

Признание восставшей и воюющей стороны. Оно относится к признанию

повстанцев на различных ступенях гражданской и национально-освободительной

войны. Главным юридическим последствием такого признания является

распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны, в

частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним

1977 г.

Международно-правовое признание не должно использоваться в качестве

орудия давления и вмешательства во внутренние дела в отношении тех, кому

оно предназначено. Каждое новое государство имеет право на признание.

Однако, если новое государство возникло в результате территориальных

изменений (отделения от другого государства, разделения на два или

несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признания

является урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Что

касается нового правительства, то оно имеет право на признание, если

осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией.

Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное

правительство), не должно признаваться[13].

Признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto). В зависимости от

объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-

правовое признание, различается признание де-юре и де-факто.

Обе формы признания являются юридическими, поскольку влекут за собой

определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном

объеме.

Признание де-юре - это признание в полном объеме. Оно окончательно и не

может быть взято назад. При нем с признаваемыми государством или

правительством в полном объеме устанавливаются дипломатические, консульские

и другие официальные отношения; признаются их права распоряжаться своими

имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, в

иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикции иностранных судов. В

случае признания де-факто устанавливаются только консульские или торгово-

экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и

переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято и обратно. Чаще

всего такое признание применяется к новому правительству, а не к новому

государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признания является,

таким образом, признание де-юре.

От этих двух форм признания следует отличать «разовые контакты» с

непризнанным государством, правительством и т. д. Иногда их называют

фактическим признанием (не путать с признанием де-факто, которое, как и де-

юре, является юридическим признанием), но это не вполне точно. Скорее, в

таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании: подобные контакты

нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как

признание нового государства или правительства со стороны государства,

которое вступает в такие контакты.

Участие государств в международных организациях и их признание. Уставы

международных организаций, в том числе Устав ООН, не обусловливают принятие

в них новых государств признанием. Не нуждается в признании новое

правительство, учреждающее свое представительство при международной

организации.

С другой стороны, принятие нового государства в международную

организацию не означает его признания всеми государствами-членами.

Признание и членство в международных организациях - самостоятельные

институты международного права[14].

Заключение

Итак, в рамках данной контрольной работы автор постарался раскрыть

вопрос о субъектах современного международного права.

В заключении отметим, что современное международное право охватывает

сферой своего действия все государства; оно стало в этом плане, несомненно,

универсальным. Старое классическое международное право содержало нормы,

которые устанавливали различную степень зависимости одних государств от

других (колонии, протектораты и т. п.). Современное международное право

провозглашает принцип суверенного равенства.

Различия отмечаются и по субъектам. В старом классическом международном

праве единственным субъектом были государства. В современном международном

праве государства остаются основным субъектом, но вместе с ними в

современном международном праве действуют и новые субъекты - международные

организации.

Правосубъектность международных организаций во многом отлична от

правосубъектности государств, но данное обстоятельство не является

основанием для отказа международным организациям быть субъектами

международного права. Значительную поддержку в отстаивании своей точки

зрения сторонникам правосубъектности международных организаций оказало

Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. по

вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем Организация

Объединенных Наций была признана субъектом международного права. В

заключении Суда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН

неравнозначна правосубъектности государства[15].

Изменилось и отношение международного права к индивиду. Современное

международное право уделяет значительно больше внимания индивиду, и в

частности правам человека. В современном международном праве сложилась

отрасль, нормы которой регулируют сотрудничество государств в области прав

человека. Ничего этого не было в старом международном праве. Претерпел

изменения и институт ответственности. Ответственность за совершение

международных преступлений в современном международном праве наряду с

государствами несет и индивид. Примером тому служат деятельность и решения

Нюрнбергского и Токийского международных военных процессов подтвердивших

международную ответственность государств и уголовную ответственность

индивидов за совершение преступлений против мира и человечества.

Список литературы

1. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998

2. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,

2002.

3. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. М., 1996.

4. Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994.

5. Международное право в документах. – М., 1998

6. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. —

М.: Междунар. отношения, 2000

7. Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московского

университета, Серия 11, Право, 1997, N 6

-----------------------

[1] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 77

[2] Международное право //Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. —

М.: Междунар. отношения, 2000, с. 77

[3] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 48

[4] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 41-42

[5] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 43

[6] п. 1 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня

1945 г.) //Международное право в документах. – М., 1998.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных

отношений и сотрудничества между государствами в соответствии Уставом

Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. //Международное право

в документах. – М., 1998.

[7] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 52

[8] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 54

[9] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 62

[10] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 40

[11] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с . 63

[12] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 49

[13] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 89

[14] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 90

[15] Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московского

университета, Серия 11, Право, 1997, N 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.