РУБРИКИ

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика

Министерство общего и профессионального образования РФ

Уральский государственный технический университет

Реферат по дисциплине “Международные экономические отношения”

Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях.

Сравнительная характеристика

Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С.

Преподаватель Ямпольская Н.М.

Екатеринбург

2003

Содержание.

1. Введение

2. Особенности экономики двух государств.

3. Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.

4. Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.

5. Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

1. Введение.

В 1945 году, после освобождения Кореи от японских оккупантов происходило

формирование: на севере страны просоветского – социалистического типа

правления, так как в этом регионе оставались части Красной армии; на юге

прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные части США.

В 1950 – 1953 годах имел место вооружённый конфликт между Севером и Югом.

Север пытался навязать Югу свой тип и объединить страну. Армии США и ООН

защищали Южную Корею от нападок Северной Кореи, которой в свою очередь

помогали КНР и СССР.

9 Сентября 1948 года была создана КНДР – Корейская Народная Демократическая

Республика на Севере.Она занимает площадь 120,54 тысяч км2.

Население: 21.687.55 тысяч чел.

примечание: горные районы изолированы и скудно населены

Возрастные категории:

0-14 лет - 26% (мужчины 2.843.250; женщины 2.705.206)

15- 64 года - 68% (мужчины 7.223.364; женщины 7.502.094)

65 лет и старше - 6% (мужчины 448.242; женщины 965.394)

Средняя продолжительность жизни: 71 год

мужчины - 68 лет

женщины - 74 года

Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Северной Кореи)

Этнические группы: корейцы 99%, прочие (маленькие китайские общины и

этнические японцы) 1%

Религии: буддизм и конфуцианство, чхондоге, христианство, традиционные

верования;

Языки: корейский (официальный), китайский

Уровень грамотности: 99 %

Природные богатства: уголь, свинец, вольфрам, цинк, графит, марганец,

железная руда, медь, золото, пирит, соль, флюорит, гидроэнергия;

Использование земли:

пахотная земля - 12%

под постоянный урожай - 2%

под постоянные пастбища - 0%

заповедники и леса - 61%

остальное - 23%.

Столица: Пхеньян.

Порта и гавани: Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.

Экономика КНДР сильно милитаризована и засекречена, поэтому о центрах

концентрации производства сложно судить.

После объявления независимости КНДР в 1948 году Республика Корея стала

занимать площадь 98,48 тысяч км2.

Столица: Сеул.

Население 47.471 тысяч чел.

Возрастные категории:

0-14 лет - 22% (мужчины 5.471.520; женщины 4.867.688)

15- 64 года - 71% (мужчины 17.155.401; женщины 16.662.227)

65 лет и старше - 7% (мужчины 1.274.943; женщины 2.039.190)

Средняя продолжительность жизни: 75 лет

мужчины - 71 год

женщины - 79 лет

Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Южной Кореи)

Этнические группы: корейцы 99,9%, прочие (20 тыс. китайцев) 0,01%

Религии: христианство 49%, буддизм (махаяна) 47%, конфуцианство 3%,

шаманство, чхондоге 1%

Языки: корейский (официальный), английский широко используется и

преподается в средних и высших учебных заведениях;

Уровень грамотности: 98 %

Природные богатства: уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец,

потенциальная гидроэнергия;

Использование земли:

пахотная земля - 19%

под постоянный урожай - 2%

под постоянные пастбища - 1%

заповедники и леса - 65%

остальное - 13%

Экономики двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои

особенности.

Особенности экономики двух государств.

Северная Корея.

Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и

изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства

публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.

Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим

продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб

легкой и остальным необходимым отраслям.

Основная отрасль промышленности: военная промышленность.

Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими

в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает

использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей.

Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего

населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный

бюджет.

В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-

промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности

населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных

средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи,

сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на

существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование

распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи,

опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике,

ориентированной на восстановление экономики.

Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и

развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как

изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил.

Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения,

сокращению внутреннего производства и импорта.

Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных

расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную

промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает

занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном

секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций

значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно

частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней

точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость

инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве

приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных

расходах, которые превышают эффективность экономики страны.

Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных

предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военного

назначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчиком

Хван Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству

военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития

экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой

партии Кореи в 1967 году.

Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях,

когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает

дефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто отказывается

или не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В Северной

Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-

промышленного комплекса.

Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество, химическая

промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда,

магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия,

текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;

Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое,

сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии,

устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы

улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство

зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну

выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране

очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных

недоеданиями.

Южная Корея.

Как один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигла

невероятных экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень

дохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странами

Африки и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз

Индию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых

стран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом

благодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом,

включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорство

определенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию

нации. Финансовый кризис 1997 - 1999 годов, тем не менее, проявил слабые

стороны экономики страны, среди которых большие иностранные займы и слабое

управление в финансовом секторе. К 1999 году удалось восстановить

финансовую стабильность, превратив ощутимое падение 1998 года в

стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие финансовые и торговые

группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству экономики, а

конгломераты средних размеров на осуществление разных экономических

программ вместе с банками страны.

Особенностью экономики Южной Кореи является значительная роль

государства в управлении экономическими процессами. Правительственный

контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным

законом страны. Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и

одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма

при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивало

централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что

проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния

банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора.

Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы

избежать переполнения рынка труда безработными.

При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в

сельском хозяйстве

Южная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело

страну к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие

отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая

промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность,

текстильная промышленность, производство одежды, обуви.

Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению

крупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболь. Они

сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных

различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 групп

играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде»,

«Самсунг», «Деу».

Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской,

но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно

выше. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978

году, когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные

долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и

от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали

отрицательный реальный процент на сбережения. Всё было направлено на

мобилизацию ресурсов.

С 1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования,

предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных

производителей экономики. Этот процесс получил новый импульс после

финансового кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственной

структуре чеболь. Освободившись от части профильных предприятий, они

приблизились по своей структуре к промышленным концернам. Одновременно

увеличился непосредственный контроль пяти крупнейших чеболь над кредитной

сферой.

Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.

Во внешних экономических связях Южная и Северная Корея также значительно

отличаются друг от друга.

Экономическое положение КНДР все годы существования этого государства

зависело от иностранной экономической помощи. Сперва ее предоставляли

идеологически близкие Китай и СССР. После распада СССР Северная Корея

вынуждена была обратиться за помощью к странам, которые северокорейская

пропаганда называла и продолжает называть врагами - к Южной Корее, Западной

Европе, США и Японии.

СССР и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал

оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил

погоны капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким Чен

Ир - родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, во

время Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи

советских военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР

были оснащены советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДР

заключалась в лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени из

союзников - врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китая

экономическую, технологическую и военную помощь.

После окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР,

который традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться.

Причиной этого стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в

частности, в покупке северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру,

если в 1990 году объем торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то

в 1991 году упал до $365 млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился

на 3.7%. Резко вырос объем внешнего долга. Если в 1990 году он составлял

$7.86 млрд., что составляло 34% ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1

млрд. или 96% северокорейского ВВП. По различным оценкам, северокорейский

долг России составляет $3 - 5 млрд. и не имеет тенденции к погашению.

В 1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью к

международному сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДР

вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому

присоединилась в 1985 году. США и Северная Корея начали переговоры о

предоставлении американской экономической помощи. В результате

посреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная Корея

согласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры с

США. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязалась

заморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязались

снабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т.

ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансировать

строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которых

невозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Япония

и Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.

В 1996 году КНДР получила 900 тыс. т продовольствия, в 1997 году - 1.2

млн., в 1998 году - 1.3 млн. Для сравнения, в середине 1990-х годов

Северная Корея производила не более 3 млн. т . зерна в год. По данным

Агентства США по Международному Развитию The U.S. Agency for International

Development, за период с 1994 по 2002 год США оказали помощь КНДР в размере

$620 млн. Таким образом, Северная Корея стала крупнейшим получателем

американской помощи в странах Азии. Несмотря на то, что в 2001 году в КНДР

был собран хороший урожай, в стране продолжает ощущаться недостаток

продовольствия. По данным ООН, Северная Корея до сих пор нуждается в

иностранной продовольственной помощи - как минимум, она должна составлять

1.5 млн. т зерна ежегодно. По оценкам южнокорейских исследователей, если

США прекратят предоставлять КНДР продовольственную помощь, от голода умрут

300-400 тыс. северокорейцев. Некоторые аналитики считают, что нынешний

ядерный кризис, спровоцированный КНДР, является очередной попыткой получить

экономическую поддержку от США и их союзников.

Северная Корея придерживалась позиции самообеспечения, получая всё

остальное, что не производила сама от СССР по льготным ценам. В данный

момент такая позиция нежизнеспособна, КНДР имеет партнёров по импорту и

экспорту.

Партнёры Северной Кореи по импорту: (нефть, коксующийся уголь, машинное

оборудование, товары народного потребления, зерно) Китай 33%, Япония 17%,

Россия 5%, Южная Корея 4%, Германия 3%.

Партнеры по экспорту: (минералы, металлургические продукты, промышленные

товары, включая вооружение, сельскохозяйственные товары и рыбные продукты)

Япония 28%, Южная Корея 21%, Китай 5%, Германия 4%, Россия 1% .

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением её

внешнеэкономических связей.

Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима.

Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и

косвенный контроль во внешнеэкономических связях, до недавнего времени

внешнеторговая политика по существу представляла систему протекционистских

методов развития экспорта и лицензирования импорта.

Внешняя торговля занимает важнейшее место в системе внешнеэкономических

связей страны. Она развивалась высокими темпами. В 80—90-х годах темпы

внешней торговли в 1,2—2,7 раза превосходили темпы Прироста ВВП. Так, в 80-

е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 14,5, в 90-е - 15,6% (60-е

- 33,4%, 70-е - 39,8%). Быстрый рост внешней торговли явился результатом

воздействия различных факторов и условий, 51 том числе внешнеторговой

политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала

страны.

Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи

на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до

1,1 в 1980 г., 1,9 — в 1990 г. и 3,3% — в 1998 г. Увеличилась вовлеченность

страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент

эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и

импортной квот. Экспортная квота достигла 35-41% ВВП (1960 г. - 1,1%; 1980

г. - 30,1%) и несколько уступает соответствующим показателям некоторых

малых развитых стран. Импортная зависимость остается традиционно более

высокой, но разница в показателях значительно сократилась. Экспортно-

ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния

мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.

Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной.

структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и

наукоёмких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в

товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги в

производстве.

Товарная структура экспорта, в %

|Товарные группы |1980 |1990 |1995 |1998 |

|Продовольствие |6,0 |3,5 |2,4 |,2,0 |

|текстиль |28,2 |21,4 |13,8 |14,4 |

|обувь |5,0 |6,2 |1,5 |0,3 |

|химия |1,6 |3,7 |7,0 |7,6 |

|. | | | | |

|металлы |14,5 |8,7 |5,4 |7,5 |

|машины и оборудование, |— |39,3 |52,5 |49,1 |

|транспортные средства . | | | | |

|Общее машиностроение |— |1,5 |2,3 |2,4 |

|Конторское оборудование |— |4,1 |4,0 |4,1 |

|Телекоммуникационные и |— |9,6 |7,0 |5,9 |

|музыкальное оборудование| | | | |

| | | | | |

|транзисторы |— |8,2 |15,5 |14,7 |

|электромашиностроение | — |22,7 |18,5 |11,8 |

|автостроение |— |5,1 |8.1 |9,2 |

|судостроение |— |5,6 |4,4 |6,0 |

Быстрый рост базовых отраслей машиностроения со второй половины 70-х годов

позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида

машин и оборудования. наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта

продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и

электротехнические изделия (телевизоры, радиоприемники, кассетные

магнитофоны, оборудование для дальней связи, оргтехника). Доля электроники

и электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х годов в его

структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы

электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного

оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы

произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с

новой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой

конкурентоспособностью обладают полупроводники.

В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз

автомобилей и запчастей к ним — свыше

9% всего экспорта.

По отдельным товарам южно-корейские компании заняли

прочные позиции на мировом рынке: золотые изделия —23,3%

суда — 18,6%, транзисторы, электронные лампы — 10,3%,

вычислительная техника — 3%. Но эти товары испытывают

растущую конкуренцию со стороны других стран.

В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование,

сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных

материалов и топлива реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива

превышает треть импорта. По ввозу круглого леса, каменного угля, железной

руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках

вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее

высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.

Южно-корейские компании закупают за рубежом значительную часть специального

оборудования и машин высокой сложности. Объем ввоза машин и оборудования

достигает 37%ого объема импорта. За счет импорта удовлетворялось до спроса

на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южно-корейских товаров длительное время

находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное

субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты

пошлины На ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства

товаров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись

льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов

снизилось. Только за 1980— 1993 гг. реальная заработная плата в

промышленности увеличилась в 5,4 раза, а выработка на занятого — в 4,8

раза. Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с

отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных

расходов рабочих. У южно-корейских экспортеров понизился ценовой фактор.

Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют

правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.

Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации

выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков

таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта

промышленных товаров. На долю Японии в 1998 г. приходилось 9,2% южно-

корейского экспорта и 18,1% импорта, на долю США соответственно — 17,2 и

21,9%. В связи с укреплением конкурентных позиций южно-корейских компаний

на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.

Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи с КНР,

странами АСЕАН. На долю КНР приходится 9% южно-корейского экспорта и 1%

импорта.

Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене

технологией, Главной особенностью географической структуры обмена

технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не

США..

Внешнеторговый оборот высоко концентрировав. Четыре крупнейших чеболь

обеспечивают 25% экспорта страны, который реализуется через торговые

компании.

Внешняя торговля до середины 90-х годов сводилась с дефицитом, чему

способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность

внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством

поддержания внешнего баланса являлось использование иностранного капитала в

различных формах, которые значительно отличались в зависимости от периода

хозяйственного развития страны.

Важную роль занимал ссудный капитал. Во время индустриализации, особенно в

60-е годы при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основное

место, занимали государственные займы. С конца 70-х годов доля

государственных займов значительно сократилась. .

Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней

задолженности, но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне —

15—16%. В 90-е годы абсолютные и относительные показатели внешней

задолженности' возросли в результате финансовой либерализации, упразднившей

различные ограничения на иностранные заимствования. Ее объем в 1997 г.

превысил 158 млрд долл. при высокой краткосрочной компоненте — 2/3, что

явилось одной из причин финансового кризиса 1997 г.

С 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало

играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных

прямых капиталовложений (20,5 млрд долл. в 1999 г.) страна уступает ряду

восточно-азиатских и юго-восточных стран. По относительным показателям

иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980

гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял

1,34% валовых инвестиций в основной капитал страны, в 1981—1990гг. — 0,54,

в 1991— 1998 гг.-3,2%.

Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых

капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало

бы усвоению новой технологии. С середины 60-х годов приняты законы,

согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом

освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с

юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать

иностранные прямые капиталовложения под контролем. В некоторые секторы

экономики их доступ был закрыт, включая средства информации,

нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать только

отделения, но не дочерние компании.

Иностранные капиталовложения в основном были сосредоточены в экспортных

зонах, которые были учреждены в 1966 г. для производства товаров на

экспорт. На иностранных предприятиях в 1997 г. производилось 6% ВВП

(Тайвань — 8,1% ВВП), 22,5% продукции обрабатывающей промышленности. В

некоторых отраслях промышленности компании, контролируемые иностранным

капиталом, обеспечивали основную долю промышленного производства — в

электромашиностроении и электронике —65—73%. В конце 90-х годов в

результате финансового кризиса позиции иностранного капитала усилились.

Основными инвесторами выступают компании США, Нидерландов, Германии,

Японии.

Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную

Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное

изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в

международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом,

особенно в экономике АТР. Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов,

но это были эпизодические сделки. За 1966—1981 гг. кумулятивная сумма

прямых инвестиций составила только 209 млн долл., с 1981 по 1989 гг,

достигла 1,7 млрд, а в 1998 г. — уже 21,5 млрд долл., или 0,5% мирового

объем ИПК. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.

Если в 70-е годы южно-корейские компании вкладывали капитал в объекты,

продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции

стран, то в последние десятилетия 75% зарубежных предприятий экспортируют

большинство своей продукции. Зарубежные инвестиции на территории

развивающихся стран вложены с целью перевести туда трудоемкие и

материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в

развитых странах — приблизить продукцию к рынкам, получить доступ к научно-

техническим достижениям принимающих стран.

Заметное место в системе международных экономических отношений страны

занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. В начале 80-х годов

доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений

от невидимой торговли. Основным районом приложения рабочих рук были страны

Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период

страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных

зарубежных проектов — 6,1% контрактов.

Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.

На данном этапе своего развития Южная Корея значительно приблизилась к

уровню развитых стран во многом им не уступает. Но у неё остаются

недостатки (цикличность экономики - наступление очередного кризиса,

либерализация внешней торговли, меньше вмешательство в национальную

экономику и т. д.).

Северная Корея пришла к переломному моменту, об этом свидетельствуют

следующие доводы.

Были, впрочем, у северокорейцев и объективные причины для того, чтобы

положительно относиться к правящему режиму. Уровень жизни в КНДР повышался

до конца 1970-х годов - к тому же, сами корейцы сравнивали свое положение

не с жизнью обитателей иных государств, о которой они не имели ни малейшего

представления, а со временами японского колониального правления и

послевоенной разрухи. Северная Корея начала заметно отставать от Южной

только в семидесятые, и в течение долгого времени это отставание удавалось

скрывать от населения.

В начале 1990-х годов Северную Корею постигла экономическая катастрофа.

Пхеньянская пропаганда десятилетиями твердила о полной экономической

самодостаточности страны, но на деле КНДР постоянно получала значительную

советскую и китайскую помощь (как прямую, так и косвенную, через

несбалансированную торговлю и поставки стратегических товаров по заведомо

заниженным ценам). Само существование этой помощи в Пхеньяне замалчивалось

или даже прямо отрицалось, но на практике её экономическое значение было

огромным.

Наиболее серьёзным ударом для северокорейской экономики стало прекращение

субсидируемых поставок нефти. С 1990 года ситуация в КНДР стала быстро

ухудшаться. В 1990-1999 гг. страна испытывала «отрицательный экономический

рост». За эти годы ВНП КНДР сократился примерно в два раза (более точных

данных нет, так как вся экономическая статистика в КНДР засекречена уже

почти полвека).

Следствием стал катастрофический голод 1996-2000 гг., который унес

множество жизней. По разным оценкам, число жертв голода составило от 200

тысяч до 2 миллионов, то есть от 1% до 10% всего населения страны - это

означает, что голод стал крупнейшей гуманитарной катастрофой в Восточной

Азии со времен китайского «большого скачка». Официально в Пхеньяне заявили,

что голод был вызван небывалым природным катаклизмом - катастрофическими

ливнями и наводнениями 1995 г. Доля правды в этом заявлении есть, но те же

самые ливни не принесли существенного ущерба сельскому хозяйству Южной

Кореи! Куда более важной причиной голода стали эксперименты с террасными

полями, начатые по настоянию Ким Ир Сена, а также нежелание режима

отказаться от системы кооперативов-колхозов, которая позволяла держать

крестьян под надежным контролем.

Однако развал индустрии и Великий Голод 1996-2000 гг. привели к серьёзным

изменениям в северокорейском обществе. Во-первых, фактически прекратила

своё существование карточная система, которая стала всеобъемлющей ещё в

конце 1950-х гг. Во многих районах страны продовольственные карточки

перестали отоваривать ещё в 1996 г., а к 1999 г. они повсеместно

превратились в бесполезные кусочки плохой шершавой бумаги. Во-вторых,

власти перестали контролировать передвижение по стране. До середины 1990-х

гг. гражданин КНДР должен был получать специальное разрешение на выезд за

пределы своего родного уезда. С началом голода сотни тысяч людей занялись

челночной торговлей (в пределах КНДР, само собой), меняя продовольствие на

промышленные товары. Таким образом, люди умудрялись выживать, и

правительство смотрело на подобную экономическую самодеятельность сквозь

пальцы. Однако необходимым условием успешной торговли была отмена былых

ограничений на поездки по стране - и эта отмена произошла в 1997-1998 гг.

(единственным исключением остался Пхеньян, въезд в который по-прежнему

строго контролируется). В-третьих, явочным порядком произошла легализация

мелкого частного бизнеса. Довольно долго КНДР являлась единственной страной

мира, в которой были запрещены рынки. Сейчас же в стране действуют тысячи

частных гостиниц, закусочных, швейных мастерских и тому подобных заведений

- не говоря уж о миллионах корейцев и кореянок, которые торгуют на рынках

или занимаются кустарным промыслом. В-четвертых, произошла «долларизация»

экономики. По ряду причин КНДР и раньше отличалась необычно либеральным для

коммунистической страны отношением к валютному контролю, а с середины 1990-

х годов доллары, евро, иены и прочие «империалистические деньги» во многом

вытеснили из обращения постоянно обесценивающиеся северокорейские воны.

Вдобавок, официальные организации и «компетентные органы» стали относиться

к выполнению своих задач с куда меньшим рвением, чем в былые времена.

Очевидно, недостаток средств сказывается и на них. Это не означает, что у

«настоящего» диссидента, пишущего листовки или организующего кружки, есть

шансы уцелеть. Однако расказанный не к месту анекдот или продолжительный

разговор с иностранцем на пхеньянской улице уже больше не являются

безусловным основанием для ареста.

Пхеньянский режим почти не сталкивался с враждебной пропагандой. На

протяжении долгого времени в Вашингтоне и Сеуле считали, что ведение

пропаганды на Северную Корею невозможно в принципе. Действительно, до

недавнего времени так дела и обстояли. Радиовещание было бы бессмысленным -

владение радиоприёмниками со свободной настройкой в КНДР является уголовно

наказуемым преступлением. Невозможна была и передача литературы через

туристов - северокорейского загрантуризма не существовало в принципе.

Разумеется, не могло быть и речи об осторожном взращивании прозападной,

либеральной, диссидентской интеллигенции - никаких контактов с Западом (и

даже СССР) у северокорейской интеллигенции не было и не могло быть, а

явному диссиденту даже самого умеренного пошиба в КНДР и поныне одно место

- в лагере. Почти не существовало даже почтового обмена: во-первых, мало

кто из северокорейцев решался писать письма за границу, во-вторых, власти

пропускали только абсолютно невинные или сугубо деловые сообщения, да и ту

- с немалым скрипом.

Однако сейчас ситуация изменилась - причем произошло это безо всякого

участия зарубежных пропагандистов и прочих мастеров информационных войн.

Решающую роль играет фактически открытая граница с Китаем, через которую

вот уже 7-8 лет идет настоящий поток людей и товаров. Конечно, КНДР не

открывала границу формально. Однако после начала голода 1995-1996 годов

десятки и сотни тысяч корейцев стали тайно уходить в Маньчжурию, в ту её

часть, что непосредственно примыкает к Корее. Граница с относительно

дружественным Китаем никогда не была оборудована особо тщательно:

подразумевалось, что перебежчиков в случае необходимости поймают и выдадут

сами китайцы. Приграничные районы заселены преимущественно этническими

корейцами, которые относятся к своим попавшим в беду единоплеменникам с

симпатией. Вдобавок, у многих жителей северных провинций КНДР имеются

родственники в Китае.

В свое время претензии Пхеньяна во многом были основаны на реальных фактах.

Вплоть до конца 1960-х годов Северная Корея по большинству экономических

показателей заметно опережала Южную. Однако «корейское экономическое чудо»

1961-1988 годов в корне изменило ситуацию. Сейчас разрыв между двумя

Кореями огромен. По размерам ВНП на душу населения Южная Корея превосходит

Северную примерно в 15-20 раз - и разрыв в уровне жизни у них

соответствующий. Северная Корея сейчас находится примерно на уровне

Мозамбика, в то время как Южную Корею следует сравнивать, скорее, с Чехией

и Испанией. В Северной Корее символом богатства является возможность досыта

наедатся белым рисом, в Южной Корее - возможность ездить на «Мерседессе»

или его южнокорейском аналоге - «Грандёре» (обе возможности равно

недоступны большинству населения в соответствующей половине страны). Один

знакомый перебежчик как-то заметил автору этих строк: «При всех своих

привиллегиях, северокорейский секретарь райкома живет примерно так же, как

южнокорейский грузчик». По-видимому, так оно и есть.

Именно поэтому информационная блокада страны является важнейшим условием

сохранения северокорейского режима. Если рядовые северокорейцы узнают

правду о том, как живет Юг, для них это, в полном соответствии с логикой

самой северокорейской пропаганды, будет означать, что северокорейское

правительство недееспособно и, по сути, недостойно своего места.

Конечно, на активную поддержку существующего строя человека может

подвигнуть не только религия, но и национально-патриотические соображения.

Многие готовы мириться и с относительно низким уровнем жизни, и с

произволом властей, если в компенсацию они получают уверенность в том, что

они живут в «своей стране» и по «своим, национальным» законам и

установлениям.

Однако использовать национализм в корейском случае весьма затруднительно.

Дело в том, что многие десятилетия официальная пропаганда постоянно внушала

жителям КНДР: Южная Корея НЕ является другим корейским государством. Юг и

Север - это части одной страны, и высшей целью всех корейцев должно быть

объединение. При этом, разумеется, предусматривалось, что объединение

должно быть достигнуто только под эгидой Севера - в силу якобы

существующего экономического, социального и культурного превосходства КНДР.

На практике и Юг, и Север давно уже не стремятся к объединению, но сама эта

тема по-прежнему занимает исключительно важное место в пхеньянской

пропагандистской риторике. Два положения - о сверхценности объединения и о

принадлежности Севера и Юга к одной нации - глубоко укоренены в сознании

северокорейцев.

Под вышесказанным можно сделать следующие выводы:

Северокорейское государство должно прекратить своё существование в

ближайшем будущем

Оно может сделать это с особой жестокость по отношению к остальному миру

(никто точно не может утверждать, что у КНДР нет ядерного оружия

Кореи должны воссоединиться в достаточно мощную в экономическом плане

страну, и после воссоединения развитие будет идти на основе южнокорейского

опыта.

Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран.

Темпы прироста ВВП % млрд долл. 1995г.

|Страны и регионы |1981-1990 |1991-1999 |

|США |3,1 |3,2 |

|Япония |4,0 |1,3 |

|КНР |9,1 |10,3 |

|КНДР (прибл.) |- |-48 |

|Южная Корея |9,4 |7,2 |

|ВВП стран мира в 1999 году | ВВП |На душу |

|млрд долл. | |населения |

|Страна | | |

|Россия |184,6 |2250 |

|КНР |996,3 |780 |

|Южная Корея |406,9 |8490 |

|Бразилия |791,4 |4420 |

|КНДР |12,6 |100 |

7. Список использованной литературы.

Ломакин В.К. «Мировая экономика», учебник М; 2003.

Чо Пён Вон статья: журнал «Корея Фокус»

Ланьков А. статья: журнал «Русский журнал» 13.08.2003.

Сайты интернета www.travel.ru, www.kruzo.com.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.