РУБРИКИ

Международная миграция рабочей силы

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Международная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы

1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации

хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также

последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между

народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются

крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и

трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты,

пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой

цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и

работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей

воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения

таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в

глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного

сотрудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров,

особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне,

столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению

острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые

механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках

ООН и других организаций), региональном (региональные экономические

организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами)

уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере

международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.

Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-

импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные

коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при

наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального

развития и темпах естественного демографического прироста стран,

принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции

являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия,

большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от

продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн,

Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной

миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как

правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на

временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает

несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и

поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические

проблемы.

Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия

трудовой миграции.

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют

смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы

дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от

эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой

они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные

средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести

тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание

скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации

работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного

эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют

средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров

миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста

нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся

мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких,

директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со

стороны государств и правительств.

2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.

Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять

направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер,

регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и

необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и

стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс

трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над

национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой

страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для

мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в

защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том,

что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более)

субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и

преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей

силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в

функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит

регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей

силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной

заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов,

осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по

вопросам миграции.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде

всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами,

связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом,

часть которого используется на субсидирование национальных программ в

области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей

предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных

договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит

специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-

мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение

образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль

Международной организации по миграции (MOM), целью которой является

обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее

организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной

Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся

мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации

(СИМЕ).

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является

признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в

отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой

принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи,

направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты

будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах,

определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их

необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в

отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение

и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-

мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда

мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих

инструментов и оборудования. Посреднической деятельностью по

трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от

его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их

контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение

компетентных властей территории, на которой данные операции будут

производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть

предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением

между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация,

способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В

ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых

контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных

документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня

его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны

пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах,

где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность

участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом

оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна

выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Международными стандартами предусматривается также возможность для

трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в

стране пребывания.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан

стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области

социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию,

обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства,

подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении

независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по

желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий:

медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери

трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной

нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей

территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее

сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в

отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения,

участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для

лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве

трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций,

регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием

для их осуществления.

3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

Страны—импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают

потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику

основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного

состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется

показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и

утверждается в стране-импортере.

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы

свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у

мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также

имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из

распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на

въезд в страну выше у более молодых претендентов.

К числу требований, предъявляемых к качеству рабочей силы,

относят:

• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта;

• дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду

специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист

должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с

соответствующими компьютерными системами);

• ограничения личностного и психологического плана. Так, например,

претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В

США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий

тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе

иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других

приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как

возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной

профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы

во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также

в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их

привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на

иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране

пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального

рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для

осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные

на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение

иностранной рабочей силы в стране пребывания.

4.ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

Международная организация труда так определила цели эмиграционной

политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна

способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов

валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-

импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен

соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину

эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах

профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется

активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые

применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а

именно:

• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых

ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава

эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств

демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на

свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания

эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при

нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной

демографической ситуации;

• методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами

экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов.

Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под

более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования

своих валютных средств для приобретения товаров и производственного

оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов

переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за границей

заработной платы. Государство привлекает также средства частных

посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за

границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем

использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей

силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные

экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда,

жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.),

а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения

специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий

международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в

стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом

назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав

трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их

размещении, ведение переговоров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи

которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов

их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных

для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства,

расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

• меры, способствующие как защите государственных интересов, так и

прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулирования

миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и

его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является

введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности

по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение

правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех

организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы,

располагают надежными международными связями и способны нести материальную

и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран—экспортеров и

стран - импортеров трудовых ресурсов.

5.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР,

переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и

неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на

территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов

беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не

прекращаются.

Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том

числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом.

Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего

столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и

эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной

помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не

только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.

Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях

формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки

— материальной и финансовой — у международных организаций, развивать

сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе

по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование

полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась

правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на

Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах,

постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в

страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по

миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ

наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны,

первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков,

преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой

области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных

норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за

границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией,

Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти

150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских

граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь

недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же

время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов,

требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и

организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ

продолжается.

Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

• обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в

адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является одновременно

принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной

политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как

показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются:

обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-

мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и

качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального

использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и

политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт

стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики

России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет

сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет

денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и

обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению

мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий

возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью

намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием,

информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им

конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот

и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся

мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для

последующей производственной деятельности.

С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств,

заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка,

требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы,

хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за

валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров

длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных

особенностей современных МЭО.

Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов,

международные организации по миграции совершенствуют законодательство,

механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь

принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация труда являете уникальной среди всемирных

организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители

трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с

представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в

принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые

стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата,

продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый

отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.

Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, которые их

ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной

политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ принято

более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций

ратифицировавшими их государствами.

В России создана правовая и организационная база эмиграции и

иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная

программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции

населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в

мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций,

регламентирующих процессы трудовой миграции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.

2. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией

труда. 1919—1986. — Женева, 1988. - С. 1428-1446.

3. Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.,

с.3.

4. Федеральная миграционная программа //«Российская газета», 20 августа

1996., с. 4—6.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской

Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская

газета», 16 августа 1996 г.

ПЛАН

1.Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов.

2.Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.

3.Миграционная политика стран – импортёров трудовых ресурсов.

4.Эмиграционная политика стран – экспортёров трудовых ресурсов.

5.Миграционная политика Российской Федерации.

Заключение.

Список используемой литературы.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.