РУБРИКИ |
Новая европейская валюта и ее перспективы |
РЕКЛАМА |
|
Новая европейская валюта и ее перспективыНовая европейская валюта и ее перспективыПЛАН 1. Введение 2. Новая европейская валюта и ее перспективы. 3. Евро и экономическая безопасность России. 4. Правовые вопросы операций с евро в России. 5. Использование евро во внешних торговых расчетах. 6. Внешний долг и внешние заимствования. 7. Курсовая политика и политика резервов. 8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ. 9. Заключение Список использованных в работе источников. 1. ВВЕДЕНИЕ В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств — членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза — Великобритании, Дании, Швеции и Греции — является делом времени. Что именно лежало в основе идеи создания новой европейской валюты? В конце девяностых годов прошлого века ситуация в мире складывалась следующим образом. Оправившаяся после кризиса 80-х, экономика США переживала период небывалого расцвета. Начавшаяся в конце 80-х годов "долларизация" мировой экономики привела к тому, что многие развивающиеся страны начали "привязывать" курс национальных валют к американскому доллару. Можно спорить о плюсах и минусах таких "нововведений", однако факт остается фактом – доллар становился главной международной расчетной единицей. На Востоке продолжалась экспансия Японии, экспортно-ориентированная промышленность которой наращивала объемы выпускаемой продукции. Рост цен и желание удержать их на "конкурентных" уровнях привели к тому, что японские предприятия начали выносить производство в другие страны Юго-Восточной Азии. Результат налицо: увеличившийся спрос на японскую иену для импорта полученной прибыли привел к тому, что Дальний Восток и Юго-Восточная Азия стали обнаруживать явные признаки "иенизации". В Европе все большее значение приобретала немецкая марка, ставшая для многих европейских стран резервной валютой. Наряду с немецкой маркой имел хождение и швейцарский франк – валюта, традиционно пользовавшаяся спросом в качестве "валюты- убежища" и в качестве расчетной единицы для клиринговых операций. Английский фунт стерлингов также пользовался немалым спросом как из-за высоких процентных ставок, так и потому, что экономика страны переживала не меньший по сравнению с США расцвет. Один из трех центров развития мировой экономики был по-прежнему раздроблен в плане международных расчетов, а плавающие расчетные курсы, введенные после распада Бреттон-Вудской системы, приводили к значительным рискам в плане как эспортно-импортных операций, так и в "возврате" прибыли даже из соседнего государства. Другими словами, Европа, где каждое государство имело свои таможенные пошлины, валюту, правила импорта, экспорта и ведения финансовых операций, стояла перед необходимостью объединения. 1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту евро. Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания новой валюты будет окончательно завершен через два года, когда будут введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью прекратят свое существование. Несмотря на полное единогласие по вопросу необходимости введения евро, мнения по поводу сроков осуществления этого проекта расходились – и достаточно значительно. Представители некоторых стран считали введение единой валюты преждевременным и предлагали отсрочить эту дату еще на пару лет. Однако решающую роль в этом вопросе сыграла позиция Германии – поскольку в основу евро легла в первую очередь немецкая марка, вторая на тот момент по значимости валюта после американского доллара, в которой проводились международные платежи. Экономическая ситуация внутри Германии, еще не оправившаяся после азиатского кризиса 1997 года и российского кризиса 1998 года (традиционно немецкая марка всегда была тесно связана с Россией), по мнению немецких экономистов, наиболее благоприятно отвечала задачам "поднятия на один и тот же уровень" развития сразу нескольких европейских стран, которые, несмотря на определенные сходные показатели (соответствие Маастрихтским критериям вступления в Евросоюз), находились подчас на достаточно различных уровнях экономического развития. Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран- кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную экономическому потенциалу Союза. Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на ее известную “евроизацию”? Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и научных кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения, напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением” евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую экономику. Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая в полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы, возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России в отношении единой европейской валюты. Следует отметить, что целый ряд проблем в курсовой работе обозначен общими контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение евро — это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с высокой степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с евро в России развертывается постепенно, по мере накопления объективных предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут стать необходимыми в связи с распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте общей экономической и валютной политики России. 2. НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая валюта имеют под собой солидный фундамент: 0. На долю стран — участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%). 1. Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств — членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами. 2. В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран — участниц ЭВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют. 3. Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высокоинтегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЭВС. 4. Высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты. Однако на состояние евро влияет и множество противодействующих факторов, неподконтрольных Европейскому Союзу. С точки зрения экономической теории 11 государств — членов ЭВС не составляют “оптимальную валютную зону”, а их решение о создании союза носит по преимуществу политический характер. Поэтому пока ЭВС и евро остаются экспериментом, исход которого до конца не ясен. Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями. Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта — внутренний и международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов. 5. Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно “мягкой” валютой, это повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и Нидерландов), которые подвергнутся инфляционному давлению. 6. Если же евро будет слишком “твердой” валютой, а ЕЦБ будет неукоснительно проводить жесткую денежно-кредитную политику, это может в долговременном плане вызвать снижение темпов экономического роста и социальные потрясения в менее развитых странах. 7. Для большинства стран — участниц ЭВС (за исключением Австрии, Германии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и с известными оговорками Франции) вплоть до середины 90-х годов была характерна значительная асинхронность экономического цикла. Поэтому возможно возникновение так называемых асимметричных шоков, то есть экономических потрясений, затрагивающих лишь отдельные страны. Передача валютной и денежно- кредитной политики в ведение союза лишает национальные государства главных средств антикризисного регулирования в то время, как союз по определению не может приспосабливать свою политику к текущим нуждам отдельных стран. 8. Альтернативным, не зависящим от правительств средством борьбы с экономическими кризисами является географическая и социальная мобильность рабочей силы. Однако в Западной Европе она весьма низка (например, по сравнению с США), в первую очередь из-за языковых и культурных барьеров. Повышение мобильности рабочей силы блокируется высокой хронической безработицей. В результате в условиях ЭВС циклические и иные спады производства в отдельных странах могут стать более острыми, чем в его отсутствие. 9. Неоднородность социально-экономических структур повлечет за собой неодинаковую “проводимость” денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории союза, что может снизить ее общую эффективность. Однако вопреки прогнозам некоторых американских и английских ученых распад Экономического и валютного союза под грузом внутренних противоречий является маловероятным (хотя и не может быть полностью исключен). Крах евро имел бы самые разрушительные последствия для Западной Европы. Поэтому Европейский Союз и все входящие в его состав государства, в первую очередь Франция и Германия, сделают все возможное, чтобы избежать роспуска ЭВС, даже ценой известных внутренних жертв. К тому же Европейский Союз располагает значительными ресурсами для разрешения возможных трудностей. Это — дальнейшее углубление политической интеграции, расширение финансовой помощи отсталым регионам и странам, поощрение структурных преобразований на рынках труда. Да и сама валютная интеграция является мощным ускорителем интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации экономического цикла. Уже в преддверии введения евро началась волна банковских слияний и формирования крупнейших альянсов фондовых бирж. Объединению рынков служат также трансъевропейские системы расчетов ТАРГЕТ и система Банковской ассоциации евро (ЕБА). Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в первую очередь американский) явно “перегреты”; объем долларов, обращающихся в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования американской экономикой. В принципе это усиливает конкурентные возможности евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок долларовых ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального финансового кризиса, который пагубно отразился бы и на евро. В настоящее время роль западноевропейских валют в международных валютных отношениях далеко не соответствует экономической мощи Западной Европы и ее месту в мировой экономике. Таблица 1. Валюты ЕС в международных валютных отношениях (в % к мировому итогу) | |DEM |ЕС-15 |USD |JPY | |Валютно-обменные операции1 (1995) |37 |702 |83 |24 | |Официальные валютные резервы (1996) |14 |19,53 |63,7 |6,2 | |Международные частные активы |15,6 |36,9 |39,8 |11,5 | |(за исключением взаимных обязательств внутри |(...) |(10) |(50) |(18) | |ЕС — оценка) | | | | | |Международные облигации (1995) |12,3 |37,1 |34,2 |15,7 | |Экспортные платежи (1995) |13,2 |30,04 |52,0 |4,7З | 1 Поскольку в каждой сделке участвуют две валюты, общий итог равен 200%. 2 Валюты, входившие в механизм обменных курсов Европейской валютной системы, ЭКЮ и английский фунт. 3 Немецкая марка, французский франк, голландский гульден и английский фунт. 4 Немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира и голландский гульден. Евро создает объективные возможности для устранения или по крайней мере смягчения этой диспропорции, однако их реализация сталкивается с рядом сдерживающих факторов: 10. громоздкостью механизма принятия решений в “зоне евро”, при котором валютная политика относится к компетенции Совета ЕС, а денежно- кредитная политика — к компетенции Европейского центрального банка; 11. нацеленностью валютной и денежно-кредитной политики ЭВС на поддержание стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро, что в принципе не способствует экспансии на мировых валютных рынках; 12. раздробленностью и относительной неразвитостью западноевропейских финансовых систем, в первую очередь фондовых рынков, далеко уступающих по своей эффективности глобальной финансовой системе США; 13. отрицательными финансовыми последствиями сравнительно медленного экономического роста, низкой мобильности рабочей силы, хронической безработицы и быстрого старения населения. Эти сдерживающие факторы не смогут тем не менее помешать усилению позиций Западной Европы в мировой валютной системе. В предстоящий период, особенно после 2002 года, следует ожидать, что удельный вес доллара в ней будет снижаться, а удельный вес евро — возрастать. Однако даже при самых благоприятных для европейцев условиях этот процесс будет протекать медленно, причем его характер и скорость будут неодинаковыми в различных сферах международных валютных отношений. Удельный вес Западной Европы в международном валютном обороте, как это ни парадоксально, первоначально уменьшится, поскольку международные платежи внутри ЭВС перейдут в разряд невалютных расчетов. По некоторым оценкам, исчезновение западноевропейских валют сократит общий объем мировых спотовых операций на 60 млрд. долл., или на 12%, причем доля доллара в них возрастет. Расчеты по внешнеторговым операциям исторически имеют высокую инерционность. Использование доллара, несмотря на резкие среднесрочные колебания его обменного курса, до сих пор остается наиболее выгодным в краткосрочном плане из-за относительно более низких трансакционных издержек. Введение евро, по-видимому, приведет лишь к постепенному и медленному снижению реальной доли американской валюты. Перестройка международных резервов будет противоречивой. С одной стороны, неизбежно снижение потребности в долларовых резервах в Западной Европе, странах Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья и тропической Африки. С другой стороны, воздействие евро на резервы в других регионах проблематично. Оценки так называемого долларового навеса, то есть массы избыточных долларов, высвобождающихся в результате сокращения официальных резервов, колеблются в широком диапазоне — от 55 до 230 млрд. долл. Вне зависимости от того, какой из этих прогнозов окажется правильным, правительства и центральные банки, в том числе и в “зоне евро”, вряд ли пойдут на единовременный массированный сброс американской валюты, который мог бы существенно дестабилизировать валютные и финансовые рынки. Наибольшие возможности открываются перед евро в сфере международных заимствований. Переход к единой валюте влечет за собой ряд глубоких перемен на денежных рынках: резко сокращаются валютные риски; ускоряется процесс интеграции фондовых рынков; увеличиваются емкость и “прозрачность” денежных рынков, что делает кредитные ресурсы более доступными; усиливается тенденция снижения кредитных рисков. В связи с этим рост удельного веса западноевропейских ценных бумаг в частных портфельных инвестициях, по-видимому, продолжится. В частности, возрастет привлекательность западноевропейских государственных долговых обязательств. Однако тот факт, что в “зоне евро” останутся государственные ценные бумаги, выпускаемые 11 суверенными эмитентами, кредитный рейтинг которых различен, оставляет определенные преимущества ценным бумагам американского правительства. С трудом поддается прогнозу долговременная динамика обменного соотношения между евро и долларом. 1 января 1999 г. оно было установлено на уровне 1:1,667. К середине июля оно снизилось более чем на 13,3% (1:1,011). Это падение объяснялось главным образом конъюнктурными факторами, повлиявшими на предпочтения и ожидания участников рынка: 14. продолжительным и сильным экономическим подъемом в США; 15. длительным застоем в экономике Германии и неблагоприятным прогнозом хозяйственной конъюнктуры в Западной Европе в целом; 16. скандальной отставкой Европейской комиссии; 17. усилением военной опасности в Европе в связи с косовским кризисом. Курс евро, включавший в себя фиксированные ставки 11 валют (австрийский шиллинг, бельгийский франк, финская марка, французский франк, немецкая марка, ирландский фунт, итальянская лира, голландский гульден, португальский эскудо и испанская песета) с момента введения в обращение составил 1,1800 американских долларов за единицу евро. Несмотря на оптимизм первых нескольких дней, когда только за первую неделю курс сразу же подскочил до отметки 1,1900, январь в целом охарактеризовался явным снижением курса евро (Рисунок 1). Рисунок 1. Динамика обменного соотношения между евро и долларом США. [pic] На тот момент это считалось вполне закономерным. Объединение экономик одиннадцати стран, некоторые из которых не соответствовали даже Маастрихтским критериям, – дело непростое. Эти требования должны были служить непременным условием вхождения в новый европейский союз. Ирландия же и Италия превысили максимально допустимую норму соотношения между государственной задолженностью и ВВП, а ирландская и португальская экономики не соответствовали стандартам допустимых темпов развития инфляции. Кроме того, к новой валюте следовало привыкнуть, что тоже требовало определенного времени. Однако того, что на самом деле последовало за первыми неделями снижения, не ожидал, похоже, никто. Уже после февраля- марта стало ясно, что падение евро приобрело характер долгосрочной, но стабильной тенденции. Начало НАТОвских бомбардировок и война в Югославии придали новый импульс начавшемуся движению. С одной стороны, экономики стран-участниц еврозоны начали испытывать дополнительный прессинг, с другой – именно военные действия в Югославии способствовали дополнительному укреплению как американского доллара, так и американской экономики в целом. В результате евро опустился до уровня 1,0400 менее чем за полгода своего существования. Итогом стала отставка министра финансов Германии Оскара Лафонтена, которого обвинили в недостатках планирования. Но даже произошедшее практически сразу после отставки министра финансов снижение ставок ЕЦБ, которое, по идее, должно было стимулировать экономический рост, уже не смогло изменить ситуацию – евро продолжал падать. Падение происходило на фоне многочисленных комментариев со стороны официальных лиц – начиная от высших лиц государств, в первую очередь той же самой Германии, и заканчивая выступлениями видных экономистов, прогнозировавших различные сценарии развития событий. С приближением лета комментарии приобрели характер заклинаний: все в один голос утверждали о недооцененности евро по отношению к доллару и о скором росте новой европейской валюты. В итоге сложилось впечатление, что по поводу евро не выступали только ленивые. Однако положение, когда развитие событий на валютном рынке комментировали именно политики, приводило к прямо противоположному эффекту – вместо того чтобы расти, евро продолжал падать. Ситуация доходила до смешного – после шести месяцев постоянного снижения (около13,5%), один из представителей Финляндии заявил, что "падение евро не столь драматично, как если бы оно имело характер тренда (долгосрочной тенденции)". Сие заявление было с юмором оценено всеми валютными операторами, а евро практически сразу опустилось еще пунктов на 200. В результате представитель Европейского Центрального банка рекомендовал всем политическим и общественным деятелям воздержаться от комментариев по поводу евро, "поскольку любые высказывание приводят лишь к ухудшению ситуации". Жаль, что не все последовали этому совету. Представляется вероятным, что через некоторое время обменное соотношение между евро и долларом выровняется и придет в соответствие с фундаментальными экономическими факторами. Согласно расчетам специалистов Европейской комиссии евро подешевел относительно валют 24 промышленно развитых стран гораздо меньше, чем в отношении доллара. Еще меньшим было снижение курса относительно ведущих 43 валют. О том, что падение курса было вызвано не столько слабостью евро, сколько исключительным усилением доллара, говорят и проведенные в Комиссии ЕС сравнения индексов эффективных курсов. Большинство специалистов считает, что как только экономическое положение в таких ключевых странах “зоны евро”, как Германия и Франция, начнет улучшаться, позиции евро относительно доллара сразу усилятся. Обращает на себя внимание, что, несмотря на падение текущего курса евро, валютный рынок продолжает рассматривать евро в качестве потенциально перспективной валюты. Положительные ожидания подкрепляются котировками форвардного рынка, говорящими о потенциальном удорожании этой валюты в течение года. Более того, не исключено, что “валютный маятник” может качнуться и в обратную сторону: в случае усиления нервозности на валютном рынке (как это отмечалось на разных этапах развития кризиса в Юго-Восточной Азии) и высвобождения долларовых средств из его кризисных сегментов это может послужить дополнительным толчком к падению курса доллара. Пока еще небольшой, но достаточно репрезентативный опыт взаимодействия доллара и евро на мировых рынках показывает, что значительные колебания обменного соотношения евро и доллара неустранимы. В связи с этим становится еще более актуальной необходимость реформы мировой валютной системы и координации действий Евросоюза, США и Японии, а также ведущих международных экономических организаций. Однако формы такой координации пока не найдены, предложение некоторых западноевропейских деятелей о введении согласованных пределов колебаний трех главных валют решительно отклонено. В перспективе долговременная динамика обменного соотношения доллара и евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя главными центрами силы в мировой экономике и политике. Пока этот процесс развивается не в пользу Западной Европы. Вопреки часто высказываемой точке зрения даже в отдаленной перспективе евро не сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на международных валютных и финансовых рынках (к чему, кстати, Европейский Союз и не стремится). Реальными являются лишь два “сценария”: 1. Евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной системе. 2. Доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое доминирующее положение. Разумеется, для полного завершения подвижек в мировой валютной системе и достижения нового “равновесия” потребуется значительное время. Как бы ни развивались события, появление евро знаменует собой качественное изменение мировой валютной системы: впервые за последние полвека на валютных рынках появляется реальная альтернатива американскому доллару. Создание евро знаменует радикальный сдвиг в сторону установления биполярности. Появление евро переводит в новую плоскость противоборство США, Западной Европы и Японии и в случае успеха единой европейской валюты создаст предпосылки для возможного передела сфер финансового влияния основных мировых валют. 3. ЕВРО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают экономическую безопасность России. В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику. Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере. Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России. Таблица 2. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., % | |ЕС |США | |Внешнеторговый оборот |33 |8 | |Прямые иностранные инвестиции |38 |41 | |(накопленный объем) | | | |Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. |44 |35 | |Иностранные инвестиции в 1998 г. |64 |19 | Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах. Таблица 3. Доллар США в мировой и российской экономике, % | |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 | |Внешнеторговые контракты |48 |80 | |Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 | |Официальные валютные резервы |65 |65 | |Государственный долг развивающихся стран|50 |67 | 1 Все данные по России являются оценочными. 2 Не включая ЕС, конец 1996 г. Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны. Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы. Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты. Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе — Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости государства является оздоровление внутренней экономической системы — внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования. Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская валюта. В контексте экономической безопасности России появление евро и вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли. В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и постепенности. Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше, практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий. Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют. В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и политической) консолидации в Европе. Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России (достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии). Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли: страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЭВС. В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро). Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и уступок обеих сторон). Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных международных усилиях, направленных на противодействие деятельности транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают появление новой международной валюты. Особую опасность представляет применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну. В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства борьбы с криминализацией экономики. Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а также политической линией Российского государства по вопросу присоединения России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов России и стран ЭВС. 4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ Правовой статус евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных принципах и нормах международного и международного частного права. Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного союза и единой валюты, состоит из трех частей: 18. нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его участников (например, положения, касающиеся структуры и функционирования Европейской системы центральных банков); 19. нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС; 20. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа определяется известным принципом международного и международного частного права, согласно которому к любой валюте применяется право государства-эмитента (в данном случае — право ЕС). В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и на российских операторов). Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования. В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения: 21. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в евро. 22. Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за евро. 23. Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро. 24. Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС размещаются только в евро. 25. Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в евро. 26. Вне указанных выше областей, в которых переход на евро обязателен, участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило “никаких запретов, никаких ограничений”. 27. В полном соответствии с нормами международного частного права введение евро не может служить основанием для применения принципа резкого изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность всех контрактов и других юридических инструментов полностью сохраняются. 28. 1 января 2002 года в обращение будут выпущены купюры и монеты евро, в течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте будут в обязательном порядке конвертированы в евро и прекратят свое существование. После этого евро превратится в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят хождение и на территории третьих стран. 29. Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС, будут в течение неограниченного времени обмениваться на евро кредитными учреждениями на территории союза. Для того чтобы избежать финансового и материального ущерба, российские экономические операторы должны знать основные правовые нормы в отношении евро, установленные Европейским Союзом, и в полной мере учитывать их обязательный характер. В частности, не следует пытаться уклониться от исполнения сделок и других обязательств по причине якобы неопределенности некоторых правовых актов ЕС. Попытки такого рода неизбежно будут иметь отрицательные последствия. Важно помнить и о том, что обменные курсы 11 национальных валют стран — членов ЭВС и ЭКЮ к евро уже определены, и нет оснований рассчитывать на какие-либо отступления от установленных соотношений. Как показал опыт первых месяцев 1999 года, объем платежей в евро, осуществляемых через российские банки, пока сравнительно невелик. Поэтому проблемы, порождаемые введением евро, затронули российские банки в гораздо меньшей степени, чем банки “зоны евро”. Введение новой валюты было адекватно подготовлено как внутри ЭВС, так и во взаимодействии 11 стран — членов ЭВС с Россией. Свою роль в этом сыграли предварительные меры, осуществленные ЕС, совместно ЕС и Правительством Российской Федерации, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Банком России1. 30 декабря 1998 г. Банк России выпустил инструктивное письмо, адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались необходимые рекомендации по работе с евро. В нем, в частности, были освещены такие вопросы, как перевод ЭКЮ в евро; методика учета по округлению сумм остатков на счетах, которые велись в валютах стран “зоны евро”, при их пересчете в евро и т.д. С 1 января Банк России приступил к установлению официального курса евро к рублю Российской Федерации и начал осуществлять расчетно-платежные и финансовые операции с евро в качестве резервной валюты. В Общероссийском классификаторе валют евро были присвоены цифровой и буквенный коды. Тем самым был завершен процесс правовой формализации отношения России к евро и положено начало формированию Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|