РУБРИКИ

Новая европейская валюта и ее перспективы

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Новая европейская валюта и ее перспективы

Новая европейская валюта и ее перспективы

ПЛАН

1. Введение

2. Новая европейская валюта и ее перспективы.

3. Евро и экономическая безопасность России.

4. Правовые вопросы операций с евро в России.

5. Использование евро во внешних торговых расчетах.

6. Внешний долг и внешние заимствования.

7. Курсовая политика и политика резервов.

8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.

9. Заключение

Список использованных в работе источников.

1. ВВЕДЕНИЕ

В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского

сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось

создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.

После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС

стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств —

членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,

Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза — Великобритании,

Дании, Швеции и Греции — является делом времени.

Что именно лежало в основе идеи создания новой европейской валюты? В

конце девяностых годов прошлого века ситуация в мире складывалась следующим

образом. Оправившаяся после кризиса 80-х, экономика США переживала период

небывалого расцвета. Начавшаяся в конце 80-х годов "долларизация" мировой

экономики привела к тому, что многие развивающиеся страны начали

"привязывать" курс национальных валют к американскому доллару. Можно

спорить о плюсах и минусах таких "нововведений", однако факт остается

фактом – доллар становился главной международной расчетной единицей. На

Востоке продолжалась экспансия Японии, экспортно-ориентированная

промышленность которой наращивала объемы выпускаемой продукции. Рост цен и

желание удержать их на "конкурентных" уровнях привели к тому, что японские

предприятия начали выносить производство в другие страны Юго-Восточной

Азии. Результат налицо: увеличившийся спрос на японскую иену для импорта

полученной прибыли привел к тому, что Дальний Восток и Юго-Восточная Азия

стали обнаруживать явные признаки "иенизации". В Европе все большее

значение приобретала немецкая марка, ставшая для многих европейских стран

резервной валютой. Наряду с немецкой маркой имел хождение и швейцарский

франк – валюта, традиционно пользовавшаяся спросом в качестве "валюты-

убежища" и в качестве расчетной единицы для клиринговых операций.

Английский фунт стерлингов также пользовался немалым спросом как из-за

высоких процентных ставок, так и потому, что экономика страны переживала не

меньший по сравнению с США расцвет. Один из трех центров развития мировой

экономики был по-прежнему раздроблен в плане международных расчетов, а

плавающие расчетные курсы, введенные после распада Бреттон-Вудской системы,

приводили к значительным рискам в плане как эспортно-импортных операций,

так и в "возврате" прибыли даже из соседнего государства. Другими словами,

Европа, где каждое государство имело свои таможенные пошлины, валюту,

правила импорта, экспорта и ведения финансовых операций, стояла перед

необходимостью объединения.

1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту евро.

Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе

с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла

преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и

валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют

физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность

и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания

новой валюты будет окончательно завершен через два года, когда будут

введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью

прекратят свое существование.

Несмотря на полное единогласие по вопросу необходимости введения евро,

мнения по поводу сроков осуществления этого проекта расходились – и

достаточно значительно. Представители некоторых стран считали введение

единой валюты преждевременным и предлагали отсрочить эту дату еще на пару

лет. Однако решающую роль в этом вопросе сыграла позиция Германии –

поскольку в основу евро легла в первую очередь немецкая марка, вторая на

тот момент по значимости валюта после американского доллара, в которой

проводились международные платежи. Экономическая ситуация внутри Германии,

еще не оправившаяся после азиатского кризиса 1997 года и российского

кризиса 1998 года (традиционно немецкая марка всегда была тесно связана с

Россией), по мнению немецких экономистов, наиболее благоприятно отвечала

задачам "поднятия на один и тот же уровень" развития сразу нескольких

европейских стран, которые, несмотря на определенные сходные показатели

(соответствие Маастрихтским критериям вступления в Евросоюз), находились

подчас на достаточно различных уровнях экономического развития.

Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками

Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран-

кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут

все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций

Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная

цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную

экономическому потенциалу Союза.

Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую

экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной

политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на

мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и

валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы

России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во

внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме

курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить

структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление

евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не

стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на

ее известную “евроизацию”?

Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и

научных кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась

оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно

противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком

далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее

внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не

требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто

предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения,

напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода

России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных

позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением”

евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую

экономику.

Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая в

полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы,

возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и

прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России

в отношении единой европейской валюты.

Следует отметить, что целый ряд проблем в курсовой работе обозначен

общими контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение

евро — это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с

высокой степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с

евро в России развертывается постепенно, по мере накопления объективных

предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут стать необходимыми в

связи с распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте

общей экономической и валютной политики России.

2. НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их

единая валюта имеют под собой солидный фундамент:

0. На долю стран — участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится

15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%)

и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%).

1. Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и

политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный

союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний

рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового

оборота входящих в него стран. Валюты государств — членов ЕС по

сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и

стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает

достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

2. В последние годы произошло заметное сближение основных

макроэкономических показателей стран — участниц ЭВС, достигнуты

реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении

государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок,

стабилизации обменных курсов национальных валют.

3. Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая

полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального

банка и Совета ЕС, а также на высокоинтегрированные денежные и

кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко

возрастают благодаря созданию ЭВС.

4. Высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что

составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Однако на состояние евро влияет и множество противодействующих

факторов, неподконтрольных Европейскому Союзу. С точки зрения экономической

теории 11 государств — членов ЭВС не составляют “оптимальную валютную

зону”, а их решение о создании союза носит по преимуществу политический

характер. Поэтому пока ЭВС и евро остаются экспериментом, исход которого до

конца не ясен.

Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не

единое суверенное государство с четко определенными интересами и

политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими

наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными,

делегированными полномочиями.

Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта — внутренний и

международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая

денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не

устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик

внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного

конфликта интересов.

5. Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно “мягкой” валютой, это

повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и

Нидерландов), которые подвергнутся инфляционному давлению.

6. Если же евро будет слишком “твердой” валютой, а ЕЦБ будет

неукоснительно проводить жесткую денежно-кредитную политику, это может

в долговременном плане вызвать снижение темпов экономического роста и

социальные потрясения в менее развитых странах.

7. Для большинства стран — участниц ЭВС (за исключением Австрии, Германии,

Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и с известными оговорками Франции)

вплоть до середины 90-х годов была характерна значительная

асинхронность экономического цикла. Поэтому возможно возникновение так

называемых асимметричных шоков, то есть экономических потрясений,

затрагивающих лишь отдельные страны. Передача валютной и денежно-

кредитной политики в ведение союза лишает национальные государства

главных средств антикризисного регулирования в то время, как союз по

определению не может приспосабливать свою политику к текущим нуждам

отдельных стран.

8. Альтернативным, не зависящим от правительств средством борьбы с

экономическими кризисами является географическая и социальная

мобильность рабочей силы. Однако в Западной Европе она весьма низка

(например, по сравнению с США), в первую очередь из-за языковых и

культурных барьеров. Повышение мобильности рабочей силы блокируется

высокой хронической безработицей. В результате в условиях ЭВС

циклические и иные спады производства в отдельных странах могут стать

более острыми, чем в его отсутствие.

9. Неоднородность социально-экономических структур повлечет за собой

неодинаковую “проводимость” денежно-кредитной политики ЕЦБ на

территории союза, что может снизить ее общую эффективность.

Однако вопреки прогнозам некоторых американских и английских ученых

распад Экономического и валютного союза под грузом внутренних противоречий

является маловероятным (хотя и не может быть полностью исключен). Крах евро

имел бы самые разрушительные последствия для Западной Европы. Поэтому

Европейский Союз и все входящие в его состав государства, в первую очередь

Франция и Германия, сделают все возможное, чтобы избежать роспуска ЭВС,

даже ценой известных внутренних жертв. К тому же Европейский Союз

располагает значительными ресурсами для разрешения возможных трудностей.

Это — дальнейшее углубление политической интеграции, расширение финансовой

помощи отсталым регионам и странам, поощрение структурных преобразований на

рынках труда. Да и сама валютная интеграция является мощным ускорителем

интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации

экономического цикла. Уже в преддверии введения евро началась волна

банковских слияний и формирования крупнейших альянсов фондовых бирж.

Объединению рынков служат также трансъевропейские системы расчетов ТАРГЕТ и

система Банковской ассоциации евро (ЕБА).

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько

успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на

новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в

первую очередь американский) явно “перегреты”; объем долларов, обращающихся

в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования

американской экономикой. В принципе это усиливает конкурентные возможности

евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и

ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок долларовых

ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального

финансового кризиса, который пагубно отразился бы и на евро.

В настоящее время роль западноевропейских валют в международных

валютных отношениях далеко не соответствует экономической мощи Западной

Европы и ее месту в мировой экономике.

Таблица 1. Валюты ЕС в международных валютных отношениях

(в % к мировому итогу)

| |DEM |ЕС-15 |USD |JPY |

|Валютно-обменные операции1 (1995) |37 |702 |83 |24 |

|Официальные валютные резервы (1996) |14 |19,53 |63,7 |6,2 |

|Международные частные активы |15,6 |36,9 |39,8 |11,5 |

|(за исключением взаимных обязательств внутри |(...) |(10) |(50) |(18) |

|ЕС — оценка) | | | | |

|Международные облигации (1995) |12,3 |37,1 |34,2 |15,7 |

|Экспортные платежи (1995) |13,2 |30,04 |52,0 |4,7З |

1 Поскольку в каждой сделке участвуют две валюты, общий итог равен 200%.

2 Валюты, входившие в механизм обменных курсов Европейской валютной

системы, ЭКЮ и английский фунт.

3 Немецкая марка, французский франк, голландский гульден и английский фунт.

4 Немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира и

голландский гульден.

Евро создает объективные возможности для устранения или по крайней мере

смягчения этой диспропорции, однако их реализация сталкивается с рядом

сдерживающих факторов:

10. громоздкостью механизма принятия решений в “зоне евро”, при котором

валютная политика относится к компетенции Совета ЕС, а денежно-

кредитная политика — к компетенции Европейского центрального банка;

11. нацеленностью валютной и денежно-кредитной политики ЭВС на поддержание

стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро, что в

принципе не способствует экспансии на мировых валютных рынках;

12. раздробленностью и относительной неразвитостью западноевропейских

финансовых систем, в первую очередь фондовых рынков, далеко уступающих

по своей эффективности глобальной финансовой системе США;

13. отрицательными финансовыми последствиями сравнительно медленного

экономического роста, низкой мобильности рабочей силы, хронической

безработицы и быстрого старения населения.

Эти сдерживающие факторы не смогут тем не менее помешать усилению

позиций Западной Европы в мировой валютной системе. В предстоящий период,

особенно после 2002 года, следует ожидать, что удельный вес доллара в ней

будет снижаться, а удельный вес евро — возрастать. Однако даже при самых

благоприятных для европейцев условиях этот процесс будет протекать

медленно, причем его характер и скорость будут неодинаковыми в различных

сферах международных валютных отношений.

Удельный вес Западной Европы в международном валютном обороте, как это

ни парадоксально, первоначально уменьшится, поскольку международные платежи

внутри ЭВС перейдут в разряд невалютных расчетов. По некоторым оценкам,

исчезновение западноевропейских валют сократит общий объем мировых спотовых

операций на 60 млрд. долл., или на 12%, причем доля доллара в них

возрастет.

Расчеты по внешнеторговым операциям исторически имеют высокую

инерционность. Использование доллара, несмотря на резкие среднесрочные

колебания его обменного курса, до сих пор остается наиболее выгодным в

краткосрочном плане из-за относительно более низких трансакционных

издержек. Введение евро, по-видимому, приведет лишь к постепенному и

медленному снижению реальной доли американской валюты.

Перестройка международных резервов будет противоречивой. С одной

стороны, неизбежно снижение потребности в долларовых резервах в Западной

Европе, странах Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья и

тропической Африки. С другой стороны, воздействие евро на резервы в других

регионах проблематично. Оценки так называемого долларового навеса, то есть

массы избыточных долларов, высвобождающихся в результате сокращения

официальных резервов, колеблются в широком диапазоне — от 55 до 230 млрд.

долл. Вне зависимости от того, какой из этих прогнозов окажется правильным,

правительства и центральные банки, в том числе и в “зоне евро”, вряд ли

пойдут на единовременный массированный сброс американской валюты, который

мог бы существенно дестабилизировать валютные и финансовые рынки.

Наибольшие возможности открываются перед евро в сфере международных

заимствований. Переход к единой валюте влечет за собой ряд глубоких перемен

на денежных рынках: резко сокращаются валютные риски; ускоряется процесс

интеграции фондовых рынков; увеличиваются емкость и “прозрачность” денежных

рынков, что делает кредитные ресурсы более доступными; усиливается

тенденция снижения кредитных рисков.

В связи с этим рост удельного веса западноевропейских ценных бумаг в

частных портфельных инвестициях, по-видимому, продолжится. В частности,

возрастет привлекательность западноевропейских государственных долговых

обязательств. Однако тот факт, что в “зоне евро” останутся государственные

ценные бумаги, выпускаемые 11 суверенными эмитентами, кредитный рейтинг

которых различен, оставляет определенные преимущества ценным бумагам

американского правительства.

С трудом поддается прогнозу долговременная динамика обменного

соотношения между евро и долларом. 1 января 1999 г. оно было установлено на

уровне 1:1,667. К середине июля оно снизилось более чем на 13,3% (1:1,011).

Это падение объяснялось главным образом конъюнктурными факторами,

повлиявшими на предпочтения и ожидания участников рынка:

14. продолжительным и сильным экономическим подъемом в США;

15. длительным застоем в экономике Германии и неблагоприятным прогнозом

хозяйственной конъюнктуры в Западной Европе в целом;

16. скандальной отставкой Европейской комиссии;

17. усилением военной опасности в Европе в связи с косовским кризисом.

Курс евро, включавший в себя фиксированные ставки 11 валют (австрийский

шиллинг, бельгийский франк, финская марка, французский франк, немецкая

марка, ирландский фунт, итальянская лира, голландский гульден,

португальский эскудо и испанская песета) с момента введения в обращение

составил 1,1800 американских долларов за единицу евро. Несмотря на оптимизм

первых нескольких дней, когда только за первую неделю курс сразу же

подскочил до отметки 1,1900, январь в целом охарактеризовался явным

снижением курса евро (Рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика обменного соотношения между евро и долларом

США.

[pic]

На тот момент это считалось вполне закономерным. Объединение экономик

одиннадцати стран, некоторые из которых не соответствовали даже

Маастрихтским критериям, – дело непростое. Эти требования должны были

служить непременным условием вхождения в новый европейский союз. Ирландия

же и Италия превысили максимально допустимую норму соотношения между

государственной задолженностью и ВВП, а ирландская и португальская

экономики не соответствовали стандартам допустимых темпов развития

инфляции. Кроме того, к новой валюте следовало привыкнуть, что тоже

требовало определенного времени. Однако того, что на самом деле последовало

за первыми неделями снижения, не ожидал, похоже, никто. Уже после февраля-

марта стало ясно, что падение евро приобрело характер долгосрочной, но

стабильной тенденции. Начало НАТОвских бомбардировок и война в Югославии

придали новый импульс начавшемуся движению. С одной стороны, экономики

стран-участниц еврозоны начали испытывать дополнительный прессинг, с другой

– именно военные действия в Югославии способствовали дополнительному

укреплению как американского доллара, так и американской экономики в целом.

В результате евро опустился до уровня 1,0400 менее чем за полгода своего

существования. Итогом стала отставка министра финансов Германии Оскара

Лафонтена, которого обвинили в недостатках планирования. Но даже

произошедшее практически сразу после отставки министра финансов снижение

ставок ЕЦБ, которое, по идее, должно было стимулировать экономический рост,

уже не смогло изменить ситуацию – евро продолжал падать. Падение

происходило на фоне многочисленных комментариев со стороны официальных лиц

– начиная от высших лиц государств, в первую очередь той же самой Германии,

и заканчивая выступлениями видных экономистов, прогнозировавших различные

сценарии развития событий. С приближением лета комментарии приобрели

характер заклинаний: все в один голос утверждали о недооцененности евро по

отношению к доллару и о скором росте новой европейской валюты. В итоге

сложилось впечатление, что по поводу евро не выступали только ленивые.

Однако положение, когда развитие событий на валютном рынке комментировали

именно политики, приводило к прямо противоположному эффекту – вместо того

чтобы расти, евро продолжал падать. Ситуация доходила до смешного – после

шести месяцев постоянного снижения (около13,5%), один из представителей

Финляндии заявил, что "падение евро не столь драматично, как если бы оно

имело характер тренда (долгосрочной тенденции)". Сие заявление было с

юмором оценено всеми валютными операторами, а евро практически сразу

опустилось еще пунктов на 200. В результате представитель Европейского

Центрального банка рекомендовал всем политическим и общественным деятелям

воздержаться от комментариев по поводу евро, "поскольку любые высказывание

приводят лишь к ухудшению ситуации". Жаль, что не все последовали этому

совету.

Представляется вероятным, что через некоторое время обменное

соотношение между евро и долларом выровняется и придет в соответствие с

фундаментальными экономическими факторами. Согласно расчетам специалистов

Европейской комиссии евро подешевел относительно валют 24 промышленно

развитых стран гораздо меньше, чем в отношении доллара. Еще меньшим было

снижение курса относительно ведущих 43 валют. О том, что падение курса было

вызвано не столько слабостью евро, сколько исключительным усилением

доллара, говорят и проведенные в Комиссии ЕС сравнения индексов эффективных

курсов.

Большинство специалистов считает, что как только экономическое

положение в таких ключевых странах “зоны евро”, как Германия и Франция,

начнет улучшаться, позиции евро относительно доллара сразу усилятся.

Обращает на себя внимание, что, несмотря на падение текущего курса евро,

валютный рынок продолжает рассматривать евро в качестве потенциально

перспективной валюты. Положительные ожидания подкрепляются котировками

форвардного рынка, говорящими о потенциальном удорожании этой валюты в

течение года.

Более того, не исключено, что “валютный маятник” может качнуться и в

обратную сторону: в случае усиления нервозности на валютном рынке (как это

отмечалось на разных этапах развития кризиса в Юго-Восточной Азии) и

высвобождения долларовых средств из его кризисных сегментов это может

послужить дополнительным толчком к падению курса доллара.

Пока еще небольшой, но достаточно репрезентативный опыт взаимодействия

доллара и евро на мировых рынках показывает, что значительные колебания

обменного соотношения евро и доллара неустранимы. В связи с этим становится

еще более актуальной необходимость реформы мировой валютной системы и

координации действий Евросоюза, США и Японии, а также ведущих международных

экономических организаций. Однако формы такой координации пока не найдены,

предложение некоторых западноевропейских деятелей о введении согласованных

пределов колебаний трех главных валют решительно отклонено.

В перспективе долговременная динамика обменного соотношения доллара и

евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя главными

центрами силы в мировой экономике и политике. Пока этот процесс развивается

не в пользу Западной Европы.

Вопреки часто высказываемой точке зрения даже в отдаленной перспективе

евро не сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на

международных валютных и финансовых рынках (к чему, кстати, Европейский

Союз и не стремится). Реальными являются лишь два “сценария”:

1. Евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной

системе.

2. Доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое

доминирующее положение.

Разумеется, для полного завершения подвижек в мировой валютной системе

и достижения нового “равновесия” потребуется значительное время. Как бы ни

развивались события, появление евро знаменует собой качественное изменение

мировой валютной системы: впервые за последние полвека на валютных рынках

появляется реальная альтернатива американскому доллару. Создание евро

знаменует радикальный сдвиг в сторону установления биполярности. Появление

евро переводит в новую плоскость противоборство США, Западной Европы и

Японии и в случае успеха единой европейской валюты создаст предпосылки для

возможного передела сфер финансового влияния основных мировых валют.

3. ЕВРО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают

экономическую безопасность России.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего

мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого

населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в

состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат

по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна

вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские

требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие

в должной мере российскую специфику.

Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.

Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия

находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной

страны и ее валюты.

Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных

отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас

подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из

которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной

и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в

экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время

Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.

Таблица 2. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %

| |ЕС |США |

|Внешнеторговый оборот |33 |8 |

|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |

|(накопленный объем) | | |

|Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. |44 |35 |

|Иностранные инвестиции в 1998 г. |64 |19 |

Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России

является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко

превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль

доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.

Таблица 3. Доллар США в мировой и российской экономике, %

| |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 |

|Внешнеторговые контракты |48 |80 |

|Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 |

|Официальные валютные резервы |65 |65 |

|Государственный долг развивающихся стран|50 |67 |

1 Все данные по России являются оценочными.

2 Не включая ЕС, конец 1996 г.

Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на

международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для

российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны.

Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.

Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и

политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия

непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические

отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.

Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии,

миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков

и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе —

Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной

экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной

валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости

государства является оздоровление внутренней экономической системы —

внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную

роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования.

Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская

валюта.

В контексте экономической безопасности России появление евро и

вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно,

благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то

есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении

вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной

структуры внешних заимствований и торговли.

В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная

диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует

осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и

постепенности.

Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше,

практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и

пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как

на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых

потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне

государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию

поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий.

Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации

в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна

валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и

могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро

гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро

существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и

политической) консолидации в Европе.

Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны

евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так

называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более

сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может

иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России

(достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии).

Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в

состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли:

страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в

пользу вступления в ЭВС.

В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего

притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и

Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют

немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и

большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро).

Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить

свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции

заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской

Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в

том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и

уступок обеих сторон).

Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных

международных усилиях, направленных на противодействие деятельности

транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по

сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и

российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих

интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают

появление новой международной валюты. Особую опасность представляет

применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и

осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну.

В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и

правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся

осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению

финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС

усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила

финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с

соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения

финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг

в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства

борьбы с криминализацией экономики.

Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными

обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве,

которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения

капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а

также политической линией Российского государства по вопросу присоединения

России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии

и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими

этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной

системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых

капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных

средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и

правоохранительных органов России и стран ЭВС.

4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ

Правовой статус евро определяется соответствующими международными

договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский

договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных

принципах и нормах международного и международного частного права.

Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного

союза и единой валюты, состоит из трех частей:

18. нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его

участников (например, положения, касающиеся структуры и

функционирования Европейской системы центральных банков);

19. нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;

20. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа

определяется известным принципом международного и международного

частного права, согласно которому к любой валюте применяется право

государства-эмитента (в данном случае — право ЕС).

В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального

статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский

внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые

странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном

обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне

зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и

на российских операторов).

Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально

отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными

валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим

валютам, которое является предметом соответствующего правового

регулирования.

В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:

21. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в

соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь

обслуживаются в евро.

22. Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных

валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под

контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка

национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за

евро.

23. Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро.

24. Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС

размещаются только в евро.

25. Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС

производятся в евро.

26. Вне указанных выше областей, в которых переход на евро обязателен,

участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты;

вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило “никаких запретов,

никаких ограничений”.

27. В полном соответствии с нормами международного частного права введение

евро не может служить основанием для применения принципа резкого

изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска

и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и

преемственность всех контрактов и других юридических инструментов

полностью сохраняются.

28. 1 января 2002 года в обращение будут выпущены купюры и монеты евро, в

течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном

обороте будут в обязательном порядке конвертированы в евро и прекратят

свое существование. После этого евро превратится в единственное

законное платежное средство на территории Экономического и валютного

союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят

хождение и на территории третьих стран.

29. Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС,

будут в течение неограниченного времени обмениваться на евро кредитными

учреждениями на территории союза.

Для того чтобы избежать финансового и материального ущерба, российские

экономические операторы должны знать основные правовые нормы в отношении

евро, установленные Европейским Союзом, и в полной мере учитывать их

обязательный характер. В частности, не следует пытаться уклониться от

исполнения сделок и других обязательств по причине якобы неопределенности

некоторых правовых актов ЕС. Попытки такого рода неизбежно будут иметь

отрицательные последствия. Важно помнить и о том, что обменные курсы

11 национальных валют стран — членов ЭВС и ЭКЮ к евро уже определены, и нет

оснований рассчитывать на какие-либо отступления от установленных

соотношений.

Как показал опыт первых месяцев 1999 года, объем платежей в евро,

осуществляемых через российские банки, пока сравнительно невелик. Поэтому

проблемы, порождаемые введением евро, затронули российские банки в гораздо

меньшей степени, чем банки “зоны евро”. Введение новой валюты было

адекватно подготовлено как внутри ЭВС, так и во взаимодействии 11 стран —

членов ЭВС с Россией. Свою роль в этом сыграли предварительные меры,

осуществленные ЕС, совместно ЕС и Правительством Российской Федерации,

соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Банком

России1.

30 декабря 1998 г. Банк России выпустил инструктивное письмо,

адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались

необходимые рекомендации по работе с евро. В нем, в частности, были

освещены такие вопросы, как перевод ЭКЮ в евро; методика учета по

округлению сумм остатков на счетах, которые велись в валютах стран “зоны

евро”, при их пересчете в евро и т.д. С 1 января Банк России приступил к

установлению официального курса евро к рублю Российской Федерации и начал

осуществлять расчетно-платежные и финансовые операции с евро в качестве

резервной валюты. В Общероссийском классификаторе валют евро были присвоены

цифровой и буквенный коды. Тем самым был завершен процесс правовой

формализации отношения России к евро и положено начало формированию

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.