РУБРИКИ

Новые тенденции развития Российско-Африканских отношений

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Новые тенденции развития Российско-Африканских отношений

Новые тенденции развития Российско-Африканских отношений

Российский Университет Дружбы Народов.

______________________________________________

Реферативная работа

по РСвСМО.

Тема реферата: "Новые тенденции развития Российско-

Африканских отношений".

Подготовительный факультет.

Группа: ИС-031.

Автор: Рогоза Юлия Андреевна.

Проверил:

Москва 1996.

План:

1) Введение.

2) Африканская политика в России сегодня и в будущем.

3) Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.

4) Проблемы возникающие на пути становления новых дипломатических

отношений с Африкой.

5) Заключение.

1) Введение.

Когда речь идет о взаимоотношениях России с большим массивом

государств, по инерции объединяемых расплывчатым названием

"развивающиеся страны", последним обычно отводится роль объекта

приложения российских усилий. Учитывая односторонность подобного

подхода я хочу на примере африканского континента рассказать о

новых тенденциях развития отношений между Россией и Африкой.

Продолжающиеся полемика о сложном экономическом положении

России и возможных путях выхода из кризиса высветила одну

люпопыдную закономерность. Авторы, отстаивающие зачастую полярные

точки зрения, нередко сходятся на том, что не в последнюю очередь в

нынешних тяготах России повинны ее связи с "третьим миром". Не

обходиться при этом без упоминания тех или иных африканских

государств.

Вместе с тем если отбросить наслоения, вызванные

побудительными мотивами популистского толка, то в самом факте

обращения к теми о взаимоотношениях России с развивающимися

странами, в том числе африканскими, содержится позитивный момент.

Активная дискуссия о национальных приоритетах и внешнеполитических

приоритетах нашего государства делает их понимание более доступным

широкой общественности. Это отрадно, поскольку речь идет о

долгосрочных интересах одного из крупнейших государств планеты,

призванного историей быть среди ведущих при формировании нового

мирового порядка. Мир же в котором предстоит жить нам и нашем

детям, все более наглядно проявляет свой взаимосвязанный характер,

требующий глубокого понимания диалектики части и целого, а это,

хотим мы этого или нет, исключает возможности безнаказанного

пренебрежения ролью того или иного народа, страны, региона и тем

более континента.

C окончания длительного периода "холодной войны" четко

обозначилась и такая характерная черта строящегося миропорядка, как

растущее значение проблем отношений по линии Юг-Север. Не вдаваясь

детально в их суть, следует подчеркнуть главное: какое бы место

Россия ни заняла в новой системе координат, ее отношения со всеми

компонентами как Севера, так и Юга должны носить прочный и

стабильный характер. Только в этом случае она сможет обеспечить

себе свободу и независимость в долгосрочных подходах, гарантирует

себя от роли "крупной фигуры, но в чужой игре", объекта влияния той

или иной стороны, уязвимого для негативных последствий столкновения

чужих интересов.

В складывающимся механизме нового миропорядка Африка занимает

весьма специфическое место. Главная ее особенность - огромный

разрыв между политико-экономическим потенциалом и существующей

реальностью. Африканские государства составляют треть членов ООН и

около половины - Движения не присоединения. Без участия африканцев

невозможно создание целостной и стабильной мировой системы,

комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего

гуманитарного и культурного сотрудничества. В то же время из-за

незавершенности процессов, связанных с формированием устойчивых

политических традиций, Африка считается зоной опасных, порой

масштабных и затяжных конфликтов, хронической нестабильности и,

самое главное, малой предсказуемости. Возникшие там очаги

напряженности имеют тенденцию к быстрому разрастанию и

интернационализации. Все это не может не затрагивать стратегических

интересов мирового сообщества, в том числе России.

Подобное противоречие мы наблюдаем и в экономической сфере с

одной стороны - наличие значительных природных богатств и положение

сырьевого резервуара развитых стран, с другой стороны - резкое

отставание в развитии от других континентов (например, на момент

правозглашение независимости Ганы ее ВНП превышал ВНП Южной Кореи),

хронические экономические и экологические катаклизмы, ликвидации

последствий которых также требует привлечение значительных внешних

усилий и ресурсов.

Таким образом, новая Россия стоит перед сложной задачей

проведения такой политики в Африке,которая, будучи адекватной ее

положению крупной мировой державы и постоянного члена Совета

Безопасности ООН, учитывала бы, помимо прочих, три наиболее

очевидных фактора: таящуюся в африканских бедах угрозу будущему

мировому порядку и стабильности; специфику этого континента, где

решение практически всех проблем проходит через оказание ему

массированной, прежде всего экономической, помощи; реальные

финансово-экономические и другие возможности нашей страны на

нынешнем переходном этапе ее развития.

2) Африканская политика России сегодня и в будущем.

Стремление демократической России строить отношения с Африкой

с качественно иных, чем ранее, позиций, на основе здравого смысла,

гуманитарных ценностей, принципов взаимной выгоды вполне отвечает

духу времени и переосмысленным государственным интересам страны.

Вместе с тем новые подходы не могут не сочетаться со здоровой

преемственностью. Это естественно вытекает и из статуса государства

продолжателя.

Речь здесь, конечно, идет не о том, чтобы перенять,

закамуфлировав, идеологическую зацикленность или затрадный

характер торгово-экономических и других связей бывшего Советского

Союза с Африкой. По-новому понятые государственные интересы

заставили решительно покончить с этим.

Важные результаты дала и будет продолжать давать наша помощь

африканским странам в подготовке их национальных кадров, культурное

и научное сотрудничество, наша поддержка их борьбы против расизма и

апартеида.

С отходом от непомерных идеологических мотиваций у России,

наконец, появилась возможность проводить в Африке открытую

реалистичную политику. В ее основе должны лежать следующие факторы.

Учет в практических делах ограниченности наших сегодняшних

материальных возможностей и обозначение далеко идущих

стратегических потерь, в случае бездействия и апатии.

Новый внешнеполитический курс России воспринимается в Африке

неоднозначно, вызывает у некоторых африканских предводителей

определенную настороженность. В тоже время именно в следствии этого

курса значительно расширился круг африканских стран, с которыми

Россия могла бы действительно взаимовыгодно сотрудничать.

Благодаря открытости внешней политики России и проводимым ею

рыночными реформам расширились возможности партнерства в Африке не

только с самими африканцами, но и с промышленно развитыми странами.

Сложнее обстоит дело в сфере многостороннего экономического

сотрудничества. Сказывается, в частности, различие в экономическом

потенциале и структуре наших внешних экономических связей, в самом

характере, исторически сложившихся отношений с Африкой.

Одна из крупных проблем, по которой России еще предстоит

найти конструктивное взаимопонимание с африканскими государствами,

это проблема за должности этих стран бывшему СССР (только по

странам Африки южнее Сахары они составляют 14,5 миллиарда рублей).

Говоря о развитии экономических связях с Африкой, надо реально

отдавать себе отчет в том, что получение от них прямой и быстрой

экономической выгоды, особенно по государственной линии, дело

достаточно отдаленного будущего.

С учетом собственных финансовых и экономических проблем вполне

логично, что усилия сосредотачиваются, прежде всего, на развитии

связей с теми из государств Африки, которые готовы сотрудничать на

коммерческой основе (нефтедобывающие страны: Нигерия, Ангола,

Габон; поставщики уникальных товаров и нужного нам сырья: Гвинея,

Гана, Мадагаскар, Заир, Зимбабве и др.) Такой подход, естественно,

не только не исключает, но и делает актуальным поиск точек

соприкосновения с другими странами континента, изучение их

потенциала для взаимовыгодного сотрудничества.

3) Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.

Осуществление в России глубинным реформ побуждает нас по-

новому посмотреть на вопрос о том, как в новых условиях наиболее

эффективно организовать представительство ее торгово-экономических

интересов, кому следует поручить координацию на месте

внешнеэкономической деятельности, изучение соответствующей

конъюнктуры и т.д.

Для более широкого информирования предпринимателей России о

возможностях экономических связей со странами Африки стоит

подумать о создании целевого информационного центра с привлечением

участников из самой Африки, третих стран, а также международных

организаций.

Традиционно развитой сферой отношения бывшего Союза с Африкой

были связи в военно-технической области. Сегодня кардинально

пересматривается нацеленность нашей роли в строительстве

вооруженных сил африканских государств. Тем не менее, коммерческий

интерес к этому направлению двухстороннего сотрудничества,

несомненно, сохраняется. В тоже время мы должны на равне с крупными

поставщиками вооружений и военной техники вести дело к тому, чтобы

военное сотрудничество с Африкой из компонента нестабильности и

конфронтации в прошлом превратилось в фактор региональной и

внутриполитической стабилизации.

Работающие на черном континенте тысячи российских специалистов

и членов их семей часто подвергаются непосредственной опасности.

Обострение внутриполитической ситуации в ряде государств (Сомали,

Либерия) вынудило принять срочные меры по полной эвакуации россиян

из этих точек.

Ведя разговор общего плана об африканской политике в России,

приходится констатировать, что, к сожалению, на практике нашему

внешнеполитическому ведомству приходится концентрировать свое

внимание на болевых точках Африки, таких как Сомали, Либерия.

4)Проблемы возникающие на пути становления новых

дипломатических отношений с Африкой.

Проведение Россией реалистичной, рассчитанной на длительную

перспективу внешней политики по любому из азимутов трудно себе

представить без обеспеченья той или иной точке планеты ее

физического присутствия и наличие хорошо подготовленного

профессионального корпуса дипломатических сотрудников. Но, тем не

менее, в 1992 году в связи с тяжелым финансовым положением России

были вынуждены закрыться 9 российских посольств в Африке, южнее

Сахары.

Но надо смотреть реальности в глаза: кроме посольств и отчасти

остающихся торговых представительств у нас в Африканских странах

нет пока дополнительных рецептов для восприятия происходящих там

процессов и тем более точек опоры для становления новой структуры

сотрудничества.

Говоря о политических, торгово-экономических и других аспектов

наших отношений с Африкой, былобы не правильным не сказать хотя бы

несколько слов о тех людях, которые занимаются проведением

российской внешней политики на этом направлении. В условиях

формирующегося ранка проблема сохранения дееспособных кадровых

структур в МИД России встала уже в полный рост. Весьма скромные

материальные возможности мотивации дипломатического труда

заставляют многих, прежде всего, молодых, специалистов переходить

на работу в частный бизнес и другие иностранные фирмы.

5) Заключение.

Подводя итог размышлениям об африканской политике России, я

хочу еще раз подчеркнуть, что идущие на черном континенте

демократические и рыночные реформы коренным образом меняют его

облик. Поддерживая эти перемены, мы должны изменить отношение к

Африке в самой России, преодолеть бытующие еще предубежденность и

предрассудки, в том числе расовые, в отношении африканцев,

отказаться от устаревших стереотипов в подходах, адекватно оценить

роль и место африканских стран в мировом сообществе. Особую роль в

этом деле призваны сыграть российские средства массовой информации.

Российским специалистам надо посмотреть на Африку свежим взглядом.

Российские интересы в Африке были и остаются.

Список используемой литературы:

1) Журнал "Международная жизнь" - М., - 1993, №8

2) Журнал "Международная жизнь" - М., - 1993, №1

3) Журнал " Мировая экономика и международные отношения" - М.,

- 1995, №4

4) Страны мира. Справочник. - М., 1993


© 2007
Использовании материалов
запрещено.