РУБРИКИ

Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА

классово ограниченные, полумарксистские концепции противостояния

«империалистическим акулам», а главное - неудачи собственной внутренней

и внешнеэкономической политики побудили президента Мигеля де ла Мадрида

в середине 80-х годов круто изменить курс.

Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования:

широкая приватизация предприятий и децентрализация управления

промышленностью, полная перестройка экономических отношений в

деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в

мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим

происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика

вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение

количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных

барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической

политики становится зондирование перспектив участия в тройственном

североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В

нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем.

Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с

Мексикой - их непосредственным соседом, имеет давнюю историю. Она

активно обсуждалась американскими конгрессменами еще в 50-е годы,

но дальше дискуссий дело не продвинулось. Ее претворению в жизнь

препятствовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший

экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока

мексиканских товаров (мировой экономический кризис 1957-1958 гг.

давал тому основания) и нежелательной иммиграции; Мексика,

проводившая протекционистскую политику, боялась вторжения более

сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя

становившийся на ноги национальный капитал.

Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах,

особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с

Канадой. Расчеты Мексики строились главным образом на получении

доступа к современной технологии для осуществления своей программы

модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток

инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить

конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не

менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.

С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де

Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось.

Выпускник Гарвардского университета, он повел страну по пути

неолиберализма. Освобождение цен из-под государственного контроля в

сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а

главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты.

Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г.;

бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в

последние два года достигли 24—25 млрд. долл. в год; положительное

сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г.

в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом

процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в

Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых

американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на

15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%.

Завершающий правление К. Салинаса 1994 год в экономическом

плане вроде бы не сулил никаких особых осложнений, тем более

потрясений. В результате «салинастройки» инфляция снизилась до 7% -

наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х

приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл.

Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл.

Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА

закончился сравнительно успешно: оборот внешней торговли вырос на

1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать

дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной

из самых процветающих в мире. Сам президент после передачи власти

Э. Седильо 1 декабря 1994 г. готовился к возможному новому посту —

руководству во Всемирной торговой организации, заменившей ГАТТ. В

дальнейшем, из-за политического скандала внутри страны, К. Салинас

был вынужден снять свою кандидатуру и уехать в США.

Мексиканский кризис

Финансовая буря, разразившаяся в декабре 1994 г., оказалась для многих

громом среди ясного неба. Девальвация мексиканского песо менее чем за год

после того, как торговый договор вступил в силу, отбросила много ожиданий

НАФТА. Это событие потрясло международные финансовые рынки и вовлекло

Мексику в один из самых худших периодов.

В декабре 1994, девальвация понизила Мексиканское песо c 3.5 за доллар

до приблизительно 6.5. Это составило в среднем приблизительно 7.5 песо за

доллар в течение 1996. За первую неделю марта курс песо упал до 8 за

доллар.

По горячим следам уже был проведен анализ экономических и

политических причин, вызвавших финансовую бурю и резкий

экономический спад в Мексике, которая считалась на Западе одной

из наиболее стабильных латиноамериканских стран и витриной

неолиберальных реформ. Сегодня, по прошествии нескольких лет,

истекших после начала массового бегства иностранного капитала

из Мексики, обрушившего ее экономику, можно более полно оценить

его региональные и глобальные последствия («эффект текилы»).

Масштабы потрясений в середине 90-х годов в этой стране

нередко сравнивают с тяжелым долговым кризисом 1982 г. Однако

необходимо отметить одно существенное отличие. Сегодня Мексика

вместе с США и Канадой является участником соглашения о

Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), где она

пользуется рядом преференций. На объединенном пространстве

НАФТА отменены многие ограничения в торговле и других областях

экономической деятельности, происходят процессы, повышающие

взаимозависимость партнеров при всей огромной асимметрии их

экономической мощи и политического веса.

Последнее обстоятельство - иными словами, опасения США и

международных финансовых институтов относительно того, что

«эффект текилы» может сказаться на мексиканских партнерах по

НАФТА и создаст угрозу стабильности мировой финансовой системы

- побудило их поспешить на выручку Мексике.

Таким образом, с одной стороны, участие Мексики в НАФТА

ускорило наступление кризиса, так как подстегнуло

изнурительную гонку неолиберальных реформ, в которую оказалась

втянута эта страна. «Является ли Мексика жертвой НАФТА? Почти с

уверенностью можно сказать «да», - такой ответ дали на

поставленный вопрос эксперты независимого английского

аналитического центра по проблемам Латинской Америки. По их

мнению, НАФТА ограничила свободу маневра для Мексики и усилила

её уязвимость от экономических и политических циклов в США. С

другой стороны, партнеры по НАФТА не допустили, чтобы Мексика

оказалась на дне пропасти.

Президент США Билл Клинтон обосновывал решение Белого дома

предоставить Мексике заем следующими аргументами:

а) защита интересов американских держателей мексиканских

«тесобонос» (краткосрочных государственных ценных бумаг,

деноминированных в долларах);

б) сохранение объемов экспорта США в эту страну

в) уменьшение потока нелегальных эмигрантов из Мексики;

г) нивелирование «эффекта текилы»

Пожалуй, не меньшее, а возможно, и большее значение имели

соображения долгосрочной стратегии США, касающиеся конкурентной

борьбы за мировое лидерство с Японией и ЕС. Зашаталась одна из опор

возводимого по инициативе Вашингтона здания НАФТА, была брошена

тень на американскую интеграционную концепцию неолиберального

толка, принятую на саммите в Майами в качестве основы будущей зоны

свободной торговли всего Западного полушария.

Привлекли внимание беспрецедентный размер международного

пакета Помощи Мексике (50 млрд. долл. - 20 миллиардов от

Соединенных Штатов, а остальное от Международного банка и

Международного Валютного Фонда), так же как и «пожарная»

быстрота решения. Никогда ранее ни одно государство не получало

единовременно таких огромных средств и в столь сжатые сроки.

Обвальное бегство иностранного спекулятивного капитала произошло

15-20 декабря 1994 г., президент Клинтон объявил о международном

пакете 31 января 1995 г., а уже 21 февраля министр финансов США

Р. Рубин и его мексиканский коллега Г. Ортис заключили в

Вашингтоне соответствующее соглашение.

Однако условия, поставленные при этом Белым домом и МВФ,

оказались жесткими и обременительными. Мексиканскому

правительству предписывалось выкупить в 1995 г. 80%

«тесобонос», установить Банку Мексики лимит внутренних кредитов

в 10 млрд. песо, ограничить эмиссию денег, сбалансировать

бюджет за счет сокращения расходов, ликвидировать торговый

дефицит и уменьшить дефицит платежного баланса по текущим

счетам до 4,3% ВВП.

Пожалуй, для президента Э. Седильо самым болезненным, с

политической точки зрения, условием явилось согласие с

созданием «гарантийного фонда» возвращения американских займов

путем зачисления на специальный счет в Федеральном резервном

банке Нью-Йорка всех поступлений от продажи мексиканской нефти

и нефтепродуктов иностранным клиентам (более 7 млрд. долл.

ежегодно). Особенно болезненно мексиканцы воспринимают

притязания на нефть в качестве обеспечения выплат по полученным

кредитам, рассматривая этот главный ресурс как одну из гарантий

суверенитета и экономической независимости страны.

Долларовые инъекции позволили терпящему бедствие члену

НАФТА остановить углубление кризиса, залатать бреши в долговых

обязательствах, провести реструктуризацию внутреннего долга,

удержать на плаву 18 частных банков, оказавшихся на грани

банкротства, и выправить положение во внешнеэкономическом

секторе, в частности выкупить «тесобонос» на сумму 20,3 млрд.

долл.

Однако, несмотря на все эти меры, обещанная экономическая

стабилизация не наступала. В сентябре 1995 г. Мексика пережила

мини-кризис, когда в течение двух недель из страны «убежало»

еще 2 млрд. долл. В ноябре правительству пришлось спасать от

банкротства пятый по значению частный банк «Инверлат» (сумма

активов - 8 млрд. долл., портфель кредитов - 5,6 млрд. долл.).

Тем не менее, президент Седильо на Международном

экономическом форуме в Давосе (февраль 1996 г.) заявил, что

участие в НАФТА помогает Мексике выбраться из экономического

тупика. Глава мексиканского государства имел в виду успехи в

расширении экспорта товаров, пользующихся «надежным и

преференциальным доступом» на рынки США и Канады, уменьшение

дефицита платежного баланса, рост золото-валютных резервов и

другие достижения во внешнеэкономическом секторе, в

частности, возвращение доверия части иностранных кредиторов,

благодаря чему Мексике удалось возобновить заимствования на

международном рынке капитала.

Используя временные преимущества, связанные с девальвацией

песо, что удешевило экспортные товары, Мексика смогла под сенью

НАФТА увеличить в 1995 г. свой экспорт на 31%. Развивая успех,

мексиканские экспортеры за первые шесть месяцев 1996 г. вновь

на 54% увеличили поставки товаров на рынок северного соседа.

Одновременно под влиянием экономического спада мексиканский

импорт сократился на 15%. В результате страна получила большое

положительное сальдо торгового баланса. С учетом роста доходов

от туризма и увеличения объема долларовых переводов

мексиканских легальных и нелегальных эмигрантов из США

администрации Седильо удалось не только восстановить, но и

превзойти предкризисный уровень валютных резервов страны.

Преимуществами, предоставленными НАФТА, лучше других

сумели воспользоваться легкая промышленность, металлурги,

автосборщики, ориентированные на экспорт отрасли агроиндустрии.

При этом речь идет в первую очередь о крупных компаниях,

ассоциированных с американским капиталом и ТНК других стран.

Пока же жертвами «зависимой интеграции», как характеризуют

многие мексиканские исследователи модель участия их страны в

НАФТА, стали десятки тысяч разорившихся мелких и средних фирм.

Пострадавшие владельцы и работники пополнили ряды армии

противников НАФТА, которые указывают на то, что, в отличие от ЕС,

в данном соглашении не был предусмотрен специальный фонд помощи

более слабому партнеру на период адаптации к условиям

объединенного рынка, и требуют исправления этой несправедливости.

Аналитики говорили, что большинство проигравших - мексиканские

политические деятели и рабочие, граждане США, которые открыли банковские

счета за границей, чтобы воспользоваться преимуществом более высоких

процентных ставок и инвесторы в взаимных фондах с активами в Мексике.

Обычно мексиканские банки предлагают более высокие процентные ставки,

чем их американские коллеги, чтобы привлечь зарубежные инвестиции. Деньги,

полученные благодаря тем высоким процентным ставкам, часто возмещали потери

капитала вызванные понижающейся стоимостью песо по отношению к доллару. Эта

стратегия работала пока песо оставался стабильным, и пока инвесторы

способны были перевести свой капитал назад в доллары перед тем как курс

песо значительно понизился.

“Люди делали деньги [открывая счета в Мексике] в 1993. Они

получили высокие процентные ставки, а потери песо по отношению к

доллару были скромны”. В 1994 всё изменилось.

К концу 1994 курс песо упал на 70 % в то время как

мексиканский фондовый рынок начал приходить в упадок и процентные

ставки подскочили. В январе песо стоил 17.9 центов. Две недели до

этого песо стоил 28.9 центов.

Ради справедливости стоит сказать, что «финансовая буря»

затронула и мексиканский финансовый Олимп, где в результате кризиса

число супервладельцев (с состоянием не менее 1 млрд., долл.)

сократилось более чем вдвое (Из 358 долларовых миллиардеров всего

мира, обнародованных в 1994 г. журналом “Форбс”, 24 были из

Мексики. В 1995 это была уже “Группа 10”.) Разорилось немалое

число и просто богатых людей, включая и тех, кто недавно стали

собственниками приватизированных предприятий. Ощутимые убытки

понесли и американские инвесторы, успевшие забыть про мексиканский

финансовый кризис 1982 г. Необыкновенная степень открытости,

высокие процентные ставки, прочность песо привлекли миллиарды

долларов из США, в том числе из богатых пенсионных фондов.

Неолиберальная модель, которую претворял в жизнь К. Салинас,

названный международными финансовыми организациями «великим

реформатором», не дала ожидаемых результатов по целому ряду причин.

Преобразования «триумфального шестилетия» проходили слишком

поспешно, с заметным забеганием вперед, нередко без должного

взаимодействия и взаимоувязки различных частей модели и при

определенном игнорировании национально-исторических особенностей

развития страны. Главные изъяны обнаружились в экономической

области.

В макроэкономической схеме преимущественное внимание было

уделено внешнему сектору, интенсивному включению в мировые связи в

ущерб развитию внутреннего рынка, местного производства, его

технологическому обновлению. Недостаточная структурная перестройка

национального хозяйства, выразившаяся в слабом развитии ключевых

отраслей экономики, относительно низких темпах роста, неспособных

победить бедность (то есть обеспечить платежеспособный спрос) и

скрытую безработицу, низкая доля в экспорте добавленной стоимости,

что вело косвенно к росту внешнего долга, - все это делало

финансово-экономическую стабилизацию непрочной, а антиинфляционные

меры неустойчивыми. Новые производственные секторы, созданные в

основном при содействии американского и частично

западноевропейского и японского капитала, имели главным образом

форму «макиладорас» -сборочных предприятий, нацеленных в первую

очередь на сдерживание нелегальной иммиграции в США или получение

быстрой отдачи без крупных инвестиций и внедрения современных

технологий. Значительный приток иностранных капиталов, воспринятый

как показатель растущей привлекательности мексиканской экономики,

оборотной стороной имел слабость внутренних накоплений. В конечном

счете он подрывал стимулы для роста экспорта, наращивания страной

валютной выручки. В 1994 г. инвестиции составили 15% ВВП, что вдвое

ниже показателей азиатских НИС. Недостаток реальных

капиталовложений вел к взвинчиванию процентных ставок (80 - 90% в

годовом исчислении).

В Мексику вместе с неолиберализмом приходит чуждая ей система

духовных ценностей, которая не соответствует коренным традициям

местного населения, где сильны элементы общинности, восходящие к

колониальным и даже доколумбовым временам. Община (эхидо) до сих

пор занимает важное место в аграрной структуре страны, так же как и

кооперативный сектор. Немалая часть мексиканцев, воспитанная в духе

общинно-кооперативного взаимодействия и семейных приоритетов,

отторгает идеи современного индивидуализма, культа прибыли и

жесткой конкуренции, характерные для рыночного хозяйства.

Неудивительно, что появившиеся было надежды, связанные с НАФТА, на

быстрое достижение «процветания» стали тускнеть.

В то время как критики НАФТА обвиняют договор в экономическом кризисе

Мексики, другие наблюдатели говорят, что взаимодействие сложных

финансовых, экономических и политических факторов в 1994 привело к

девальвации и вызывало экономический спад.

Противники свободной торговли также обвиняют НАФТА за кризис песо в

Мексике. Но резкое снижение объёма производства в Мексике в 1995 не имело

никакого отношения к свободной, а было тесно связано с политикой и неумелой

валютной политикой. Обвал мексиканского песо был вызван смертельной

комбинацией свободной валютной политики и негибкого и переоцененного

валютного курса, нацеленных на повышение потребления в год выборов.

Действительно, Мексика переносила серьезные финансовые кризисы в течение

избирательных кампаний начиная с 1976 — еще до того как появился термин

НАФТА.

В действительности НАФТА и другие рыночные преобразования смягчили

серьезность кризиса и стимулировали восстановление Мексики. Благодаря

частично и НАФТА, экономика Мексики продолжила динамично развиваться.

Уровень безработицы упал до предкризисного уровня, в то время как личное

потребление товаров и услуг проходило по здоровому, жизнеспособному пути.

Общая двухсторонняя торговля с Соединенными штатами во второй четверти 1997

достигла рекордного уровня, на 55 процентов выше предкризисного уровня

четырёхлетней давности.

Мексика продолжила осуществлять торговую либерализацию и сокращать

объём вмешательства государства в экономику, частично благодаря все более и

более расширяющемуся экспортному сектору. Мексика же увеличила активное

сальдо торгового баланса до 5.4 миллиарда долларов в 1995, в отличие от

торгового дефицита 13.6 миллиарда долларов в 1994.

В отличие от Европейского дубликата (ЕС), НАФТА не диктует никакой

особенной макроэкономической политики в любом из государств - членов. В

соответствии с проектом предполагалось защищать национальный суверенитет в

некоторых областях и давать возможность каждой стране определить

соответствующую политику, включая и валютную, правительственные налоги.

Безусловно, Соединенные

штаты имеют здоровую веху в восстановлении Мексики. Без крепкой

Мексиканской экономики экспорт США уменьшится. В настоящее время экспорт в

Мексику оценивается между 55 и 60 миллиардов долларов. Данные за конец

1994 указывают на трехстороннюю торговлю между США, Канадой и Мексикой (в

350 миллиардов долларов) или приблизительно по 1,000 долларов на каждого

из 380 миллионов потребителей НАФТА.

Что НАФТА принесла Мексике

92 миллиона граждан Мексики стоят перед более ярким будущим благодаря

торговым и рыночным преобразованиям, произошедшим за последнее десятилетие.

После краха десятилетий протекционизма и "близкого" социализма,

направленных на процветание, Мексика начала в конце 1980х открывать рынок

для торговли и конкуренции. Те преобразования, среди них

Североамериканское Соглашение о свободной торговле (НАФТА), сулят

наилучшие надежды для людей Мексики на лучшую жизнь.

По правде говоря, первые несколько лет НАФТА показали некоторые

значительные успехи:

• За первый месяц соглашения, корпорация PerkinElmer, Norwalk, Conn.,

зарегистрировала 10 % увеличение продаж мексиканским клиентам в результате

увеличенного спроса на спектрофотометры, газовые хроматографы и другие

приборы для контроля за качеством и перефирийные устройства управления.

• Компании “Сара Ли” и “Арчер Дэниелс” в 1994 г. втрое увеличили объём

своих продаж в Мексике.

• $ 20 миллиардный торговый оборот между США и Мексикой был

зарегистрирован в 1994.

• В течение первых девяти месяцев 1995, американский экспорт товаров в

Канаду увеличился на 13.5 %.

• Мексика сократила тарифы на некоторые химические продукты ранее чем было

запланировано.

• И Канада и Мексика вступили в Североамериканское Соглашение о свободной

торговле в 1994 с телекоммуникационным сектором, который уже испытал ряд

либеральных преобразований. Соглашение 1989 года между США и Канадой

заложило основу для НАФТА, понижая тарифы на телекоммуникационное

оборудование. Telefonos de Mexico (TELMEX) была приватизирована в 1990,

когда мексиканские правила зарубежных инвестиций были в значительной мере

либерализованы.

Создание НАФТА, начиная с 1994, расширило либерализацию в секторе

телекоммуникаций Мексики и Канады при одновременном понижении импортных

тарифов. НАФТА устранила мексиканские импортные тарифы на более чем 80

процентов телекоммуникационного оборудования и в течение 10-летнего

периода начала постепенно сокращать оставшиеся тарифы. Кроме того, НАФТА

обеспечивает множество важных инвестиционных защит поставщикам и

инвесторам, включая возможность свободного перевода капиталов, защиты от

конфискаций и право на арбитраж.

НАФТА создала устойчивую, долгосрочную связь между всеми тремя

странами Северной Америки и улучшила торговлю в регионе. Рост торговли

благодаря НАФТА был удивителен: пятая часть всей торговли между США и

Мексикой была "создана" в течение первого года соглашения. Параллельно

осуществляется критика об односторонности договора. И США и Мексика имели

приблизительно 10 миллиардов долларов в новых экспортных продажах на

своих рынках. За последние десять лет торговля между США и Мексикой

утроилась, несмотря на Мексиканский кризис, и продолжат расти.

Занятость

Эффект НАФТА на занятость в Соединенных штатах и Мексике - вопрос, без

однозначного ответа. Исследования, проведённые некоторыми экономистами,

показывают, что договор привел к потере рабочих мест в Соединенных Штатах.

Другие говорят, что Соединенные Штаты наоборот приобретают рабочие места.

"НАФТА и рабочие места - это такие вопросы, на которые невозможно дать

категорический ответ," - сказал Ланс Компа, директор трудового законного и

экономического исследования для Североамериканской Комиссии Трудового

Сотрудничества (North American Commission for Labor Cooperation).

Вашингтон, Округ Колумбия, - (Economic Policy Institute) утверждает,

что США потеряли 263,000 рабочих мест из-за "увеличивающегося экспортного

дефицита" с тех пор как НАФТА вступила в силу. С другой стороны,

Министерство Труда США (Labor Department) сообщило, что только 90,000

американских рабочих получили право участвовать в программе, которая

оплачивает переподготовку рабочих, вытесненных НАФТА. И американское и

мексиканское правительства сообщают, что безработица уменьшилась за первые

три года существования НАФТА.

Безусловно, НАФТА далека от совершенства. По меньшей мере, 150,000

американских рабочих были зарегистрированы как пострадавшие от НАФТА.

Некоторые исследователи доводят это число до нескольких сотен тысяч.

Но что-то случилось с "железной логикой" рынка (железная логика

глобальной свободной торговли предписывала, что раз рабочие места будут

перемещаются южнее границы, то мексиканская заработная плата и жизненный

уровень будут приближаться к американским уровням, Мексика станет

просторным рынком для потребления товаров американского производства, и

торговый баланс между Мексикой и Соединенными Штатами перевесит в пользу

США). Ожидаемый рост в аппетитах мексиканских потребителей и покупательной

способности товаров американского производства не произошёл.

Благоприятный американский торговый баланс с Мексикой в 1992 (5.4 миллиарда

долларов) сменился торговым дефицитом в размере l8 миллиардов долларов в

1996. Часть изменений произошла из-за обвала мексиканского песо в 1994, но

отрицательный торговый баланс появился ещё до этого.

Заметьте, что этот сдвиг так и не произошёл, потому что мексиканское

отечественное производство внезапно начало конкурировать с американскими

производителями. Это случилось прежде всего потому, что такие глобальные

гиганты как Sony, Matsushita, Samsung и Panasonic поняли, что НАФТА

гарантирует их выход на американский рынок через чёрный ход: производить в

Мексике, продавать в США. В силу создания североамериканского общего рынка

НАФТА, Мексика для торговых целей стала “частью” США. Так что товары,

сделанные в Мексике соответствуют американским требованиям. Это избавляет

японские и корейские электронные компании от уплаты большинства

американских таможенных сборов на произведённые товары, основываясь на

мексиканском экспорте.

Таким образом, влияние НАФТА оказалось совсем не тем, что ожидалось.

Вместо того чтобы увеличить мексиканскую заработную плату посредством

американской экономики, мексиканская экономика повлияла на уменьшение

американской заработной платы, а мысль о толпах мексиканцев, пересекающих

границу для того чтобы сходить в магазин в Сан Диего осталась только

мечтой.

Мексиканская заработная плата остается неизменной, согласно некоторым

исследователям, потому что мексиканское правительство осуществляет давление

на слабые мексиканские профсоюзы с целью установления низкой заработной

платы как стимула для привлечения иностранных инвесторов; и потому что

иностранные и мексиканские работодатели сотрудничают через ассоциации

торговли макиладорас для того чтобы поддерживать заработную плату на низком

уровне, предупреждая друг друга об опасности её увеличения, так как в

создавшейся ситуации начнётся борьба предприятий за рабочую силу,

следовательно, заработная плата поползёт вверх по спирали. При достаточно

низкой заработной плате на макиладорас достигается высокая

производительность - в этом и состоит ирония...

Квалификация и производительность мексиканских рабочих постоянно

растет. Это позволяет мексиканцам конкурировать за высокооплачиваемые

американские рабочие места среднего класса. "Мексика очень молодая

страна. Она ежегодно поставляет на рынок более миллиона рабочих. Эти люди

больше образованы чем в прошлом, это очень хорошая рабочая сила"(Джон

Рилей ).

Иначе говоря, мексиканский «эффект торможения» американского

жизненного уровня, вероятно, усилится в ближайшем будущем. Это изъян,

который подрывает свободную торговлю. Пока мексиканская заработная плата

остается низкой как следствие правительственной политики, неполноценного

трудового права или сговора между предпринимателями, уровень жизни

американского среднего класса продолжит падать. Для справедливой и

эффективной работы НАФТА должна преодолеть все эти трудности. •

Экологическая политика НАФТА

Как известно, в тексте соглашения четко определены нормы и задачи в

области охраны природы и здоровья людей. В преамбуле говорится об общих

обязательствах сторон в русле политики поддерживающего развития, а

конкретные вопросы отражены в четырёх статьях: меры санитарного характера

и по защите растений (ст. 7б); меры по соблюдению установленных стандартов

и норм (ст. 9); инвестиции в эту сферу (ст. 11) и пути разрешения

возникающих споров (ст. 20).

Помимо основного, принято Североамериканское соглашение о

сотрудничестве в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым

учреждена соответствующая комиссия. Последняя призвана координировать

политику стран-участниц в данной области и осуществлять контроль за

соблюдением установленных нормативов. Комиссия состоит из совета (как

основного органа), совместного консультативного комитета и секретариата.

НАФТА и упомянутое соглашение являются первым международным договором,

в котором определены пути устранения негативных последствий либерализации

для экологии, - по крайней мере, этот документ самый “зелёный” из всех

подписанных на настоящий момент.

Но пока всё остаётся только на уровне обещаний. Усовершенствования,

относящиеся к окружающей среде и здравоохраненению Мексики, часто были

нерешительными. Из-за ядовитых выбросов и плохо функционирующей системы

водных стоков вдоль границы увеличились случаи заболевания такими болезнями

как гепатит, хроническая диарея, поражения дыхательных органов. Только

малая часть из 20 млрд. долларов, доступных НАФТА, направляется на

предотвращение этих проблем.

Макиладорас

Мексиканские "макиладорас", прежде всего иностранные сборочные

заводы, всегда привлекали особое внимание во время дебатов о НАФТА. Им

разрешается импортировать в Мексику необлагаемые пошлиной компоненты и

сырье, которые затем используются для производства экспортных товаров. Если

товары экспортируются назад в Соединенные штаты, то они также освобождаются

от тарифов США.

Критики все еще говорят, что макиладорас отбирают рабочие места в США,

но по данным Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau

of Economic Research) за апрель 1996, они наоборот помогают приобретать

рабочие места на обеих сторонах границы.

С созданием НАФТА миллиарды долларов иностранных инвестиций полились

в мексиканскую промышленность. В Тихуана находится более 600 фабрик

макиладорас, пользующихся и мексиканскими и американскими торговыми

привилегиями, используя больше чем 140,000 рабочих. "Мы производим товары о

которых мы и не мечтали в конце 60-х, которые даже и не существовали — для

компьютеров, для микропроцессоров, для медицины и многих отраслей

промышленности и электроники утверждает Джон Рилей, американский бизнесмен,

который управляет четырьмя заводами - макиладорас и возглавляет местную

ассоциацию торговли.

Несмотря на новые технологии, увеличивающуюся сложность работы и

быстрый рост производства в новых индустриальных районах Мексики,

заработная плата, жизненный уровень и покупательская способность

мексиканской рабочей силы на макиладорас не повысились. Мексиканские

рабочие всё ещё не пользуются плодами НАФТА. Согласно мексиканской

трудовой статистике и анализам американских экономистов и ученых (Харлей

Шейкен из Калифорнийского Университета в Беркли), средний рабочий,

занятый в мексиканской промышленности, включая высокоразвитые макиладорас,

зарабатывает приблизительно в два раза меньше, чем в1980. Средняя зарплата

рабочего макиладорас составляют немного больше 1 доллара в час.

Конечно, имеются некоторые известные исключения. В сборочном заводе

Форда в Hermosillo, производительность достигла уровней мирового класса. Но

если Hermosillo было бы нормой, а не исключением, Мексика была бы

экономически эквивалентна Германии — и мексиканская почасовая заработная

плата была бы не 2, а 20 долларов в час.

В то время как производительность на макиладорас в Мексике

увеличивается, макиладорас не достигли южнокорейского роста

производительности с двузначным числом. С1982 по 1992 гг. реальная

мексиканская производительность на макиладорас увеличивалась только на 17

процентов, или менее 2 процентов ежегодно.

Вдохновлённые приближающимся устранением всех тарифов и квот, многие

промышленники США перемещают свои заводы в Мексику на много быстрее, чем

ожидалось. Цель этих заводов - воспользоваться преимуществом дешёвой

местной рабочей силы, чтобы отправлять конечные продукты назад, на

прибыльный рынок США. В результате численность эксплуатируемой рабочей силы

на приграничных макиладорас увеличилась на 50 процентов. Согласно

исследованиям Министерства Труда США, женщины, которые составляют более 70

процентов работников, часто вынуждены работать в тяжёлых условиях, получая

всего по 4 доллара ежедневно.

Важную часть соглашений о НАФТА составляют параллельные

договоренности относительно защиты окружающей среды и рынков труда.

«Экономика макиладора» в пограничных районах позволяла американским и

мексиканским предпринимателям производить на территории Мексики

продукцию, не отвечающую экологическим стандартам США, и заполнять ею

американский рынок. Чтобы положить этому конец, предусматривается

ужесточение экологических стандартов, причем каждая страна может делать

это самостоятельно. То же относится и к стандартам в области охраны

труда. А для того чтобы, скажем, повышение экологической «планки» не

использовалось в качестве скрытого торгового барьера, стороны

договорились создавать по мере необходимости двусторонние или

трехсторонние арбитражные комиссии, призванные разрешать такие споры.

Сторона, которая будет признана виновной, не обязана тут же изменять

свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные

партнеры вправе ввести против нее санкции, в том числе штрафы до 20 млн.

долл.

Заключение

Столкновение Мексики и Соединенных Штатов не могло быть более

увлекательным. Невозможно предположить, что получится из подлинного

столкновения между такими различными обществами, но ясно, что Мексика

и партнеры по НАФТА - ломают голову над переформулировкой значения

суверенитета. Источники и цели доктринальной концепции суверенитета

обдумывались в течение многих лет, однако, суверенитет остается главным

вопросом среди трех стран.

Какой суверенитет будет проявлен на международном уровне в

ближайшем будущем? Конечно, это будет суверенитет, где гражданские и

торговые интересы будут маневрировать в сфере, которая не имеет никакого

отношения к традиционному понятию суверенитета как неприкасаемой сферы

автономии страны.

НАФТА не усилила мексиканский суверенитет и также не имеет никакого

отношения к борьбе за демократию в Мексике (как многие из его сторонников

размышляли), и не уменьшила мексиканскую иммиграцию в Соединенные Штаты.

НАФТА не улучшила благосостояние большинства, и при этом не улучшила

отношения между людьми Мексики и США.

НАФТА только принесла пользу нескольким корпорациям с минимальным

благоприятным воздействием на другие сектора общества. Около 300 компаний,

почти все из них транснациональные, ответственны за 70 процентов экспорта.

Почти все эти компании формально принадлежат государству. Таким образом,

на данном этапе транснациональные компании играют существенную роль в

развитии Мексики. За последние несколько лет Мексика была открыта для

смешанного иностранного влияния, что в свою очередь затруднило принимать

независимые решения в отношении фундаментальной политики.

Критики NAFTA обвиняют договор по причине создания бедности,

загрязнения окружающей среды и безрезультатности, что на долгое время

парализовало мексиканскую экономику. Но вина за ту ситуацию должна быть

адресована к прошлым мексиканским правительствам, которые не сумели

приемлить рыночные преобразования, которые так молнейносно сократили

бедность и улучшили условия труда для миллионов в странах Юго-Восточной

Азии.

Эффект передачи власти от гражданского населения к транснациональным

организациям содействовал высокому уровню безработицы и политическим

сдвигам. 28,000 компаний потерпели неудачу в течение этого периода, что

обошлось Мексике в 2 миллиона рабочих мест также как и ликвидация почти 1

миллиона фермеров, чья продукция была вытеснена более дешевым северным

импортом зерна.

Следует отметить, что в отличие от ЕС, где менее развитым регионам и

целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется значительная

финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА оставляет Мексику

без такой поддержки. Ей предстоит в одиночку справляться со стрессами,

которые неизбежны в условиях форсированной адаптации к новой обстановке. В

отличие от Мексики, например, США имеют довольно прочные гарантии в связи с

вступлением в торговый договор. Так, мексиканские скважины находятся

вблизи США, что обеспечивает и (относительную безопасность поставок, и

существующую экономию на транспортных расходах, Понятно, что мексиканская

нефть главным образом (свыше 2/3) направляется на американский рынок. Нефть

- гарантия в случае возможных долговых неплатежей.)

Экспортная экспансия Мексики на рынке НАФТА вызвала

болезненную реакцию в США, поскольку Мексика – третий после Японии

и Канады торговый партнёр Вашингтона. Вводимые США различного рода

ограничения и запреты для мексиканских конкурентов вызвали целую

цепь торговых мини-войн: тунцовую, томатную, авокадовую,

креветочную, цементную и т. д. Вопреки букве и духу НАФТА

Вашингтон закрыл большую часть территории США для автомобильных

грузовых перевозок, осуществляемых мексиканскими фирмами, что

вызвало протесты официального Мехико. Поскольку дискриминационные

меры Вашингтона задевают не только Мексику, но и Канаду, на третьем

году действия НАФТА наметилась тенденция к образованию мини-блока

двух более слабых партнёров. Для Мексики же небезосновательными

кажутся и опасения того, что США и Канада будут олицетворять

высокую технологию и управление, а Мексика станет поставщиком

трудоёмкой продукции и дополнительным рынком сбыта – сырьевым

придатком США - (например, американская ”Катерпиллар” за первый год

действия соглашения удвоила свой экспорт сельскохозяйственных машин

в Мексику, что привело к закрытию ряда мексиканских предприятий,

неспособных конкурировать с северным гигантом). Оттеснение

мексиканских предпринимателей – одна из причин растущего в стране

скептицизма в отношении экономического союза.

Есть и другие причины недовольства договором: в первый же год действия

соглашения негативную реакцию в Мексике вызвала «Резолюция 187», принятая в

штате Калифорния и предусматривающая ограничения для нелегальных

иммигрантов в области образования и здравоохранения. Президент Э. Седильо

высказался против этой резолюции, но, несмотря на ясное желание

мексиканской стороны, она не была осуждена на встрече в верхах,

состоявшейся в декабре 1994 г. в Майами. Не меньшее разочарование вызвало

интенсивное укрепление, вопреки провозглашенным целям НАФТА, границы с

Мексикой (протяженностью свыше 3 тыс. км). Помимо ужесточения таможенного

контроля здесь были поставлены плотные металлические решетки («и мышь не

проскочит»), в невиданных размерах задействованы приборы ночного видения,

наземные сенсорные устройства, вертолеты.

Тем не менее, с помощью НАФТА Мексика сможет сократить период

реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых

стран с полувека до 10-15 лет.

Немаловажную роль играют соображения, связанные с повышением

национального престижа. Мексика – полуиндустриальная,

полупериферийная страна, вступает в союз с двумя членами «большой

семерки», с главным финансово-индустриальным центром, с

супердержавой. Такая ассоциация была призвана укрепить позиции

Мексики в международных отношениях, особенно после окончания

«холодной войны» и перегруппировки сил в мире. Благодаря НАФТА

Мексика становится членом крупнейшего в мире и в то же время самого

узкого по числу членов торгово-экономического блока с суммарным

населением около 375 млн. человек и совокупным ВВП около 7 трлн.

долл.

А перемены эти, по-видимому, не за горами. Чили еще в 1993 г.

заявила о намерении присоединиться к НАФТА и заручилась обещанием Дж.

Буша, что она будет первой на очереди, поскольку этот тройственный

договор открыт для присоединения других государств. В начале 1994 г.

зондаж в том же духе провела Аргентина. Наряду с индивидуальными

странами-претендентами не исключены и целые блоки латиноамериканских

государств, уже объединенных между собой теми или иными торгово-

политическими союзами. Речь идет, например, о коллективном присоединении

к НАФТА амбициозного Южноамериканского общего рынка в составе Аргентины,

Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).

Таким образом, уже в ближайшие годы в западном полушарии грядут

большие сдвиги торгово-политического характера, которые, несомненно,

повлияют на всю геоэкономическую и геополитическую ситуацию на планете.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.