РУБРИКИ |
Региональная политика |
РЕКЛАМА |
|
Региональная политикаРегиональная политикаТАЛЛИННСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Социальный факультет Административное управление Андерей Креeк ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИДА-ВИРУМАА 1998-2003. РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА" ПЕРЕВЕДЕНО С ЭСТОНСКОГО 27.11.1999 (специально для БАНКА РЕФЕРАТОВ-2) Преподаватель: C. Мяэльтсемеес -Таллинн 2000- Содержание 1. Введение.................................................................... .......................3 2. Основные черты регионального развития.....................................4 3.Базовая логика...................................................................... .............5 4.Логика действий на ближайшие годы.............................................6 5.Транспорт и транзит..................................................................... .....7 6.Образование............................................................... .........................8 7.Туризм и экономика отдыха............................................................10 Введение Моя работа посвящена основным чертам "Программы регионального развития Ида-Вирумаа 1998-2000". В ней я попытаюсь проанализировать основные пункты программы, высказать свое видение упомянутых проблем и способов их решения. Причин, по которым я выбрал именно эту тему- две: во-первых Ида-Вирумаа это мой родной регион, в котором я вырос, и судьба которого мне не безразлична. Я более-менее знаком с основными проблемами данного региона, со многими из которых столкнулся на практике, и думаю, что я вправе со своей стороны дать оценку предпосылкам развития уезда. Во-вторых. Участвуя в конференции "Rahvuste integreerumise eeldused eesti ьhiskonda Ida- Virumaal", где впервые была прдставлена и обсуждалась эта программа, я получил более ясное представление о перспективах регионального развития Ида- Вирумаа и об основных проблемах, препятствующих этому процессу. Главной целью работы является описание основных пунктов прграммы, анализ их осуществимости, необходимости, и соответствие имеющимся ресурсам. Моя работа сочетает в себе черты реферата и эссе, и построена следующим образом: > Краткий конспект какого-либо пункта программы; > Предложения составителей программы по его реализации; > Мое мнение по данной проблеме; В качестве основных источников использованы "Программа региональног развития Ида-Вирумаа 1998-2003" и материалы конференции "Rahvuste integreerumise eeldused eesti ьhiskonda Ida-Virumaal", прходившей 26.-28. 11. 1998 в Нарва-Йыэсуу. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Данные основные черты программы регионального развития Ида-Вируского развития на 1998-2003 годы нацелены на продолжение создания и развития предпосылок решения проблем интеграции в Ида-Вирумаа. Программа развития не пытается охватить все происходящее и уже решенное и делаемое в Ида-Вирумаа. В программе развития основное внимание сконцентрировано на факторах, которые ускоряют и стимулируют естественное развитие и существенно меняют социальную, экономическую и техническую среду (в дальнейшем "среда"). Целью является создание в Ида-Вирумаа, как для постоянных жителей так и для прибывающих сюда на короткое или длительное время всячески пригодной для жизни среды, которая по своему содержанию соответствует принципам, принятым на конференции ООН Агенда-21 в Рио-де-Жанейро. При этом исходят не только из имеющихся на данный момент ресурсов (люди, деньги, организации, и т.д.) целью является полностью охватить один из оновных ключевых моментов развития Ида-Вирумаа и скрывающиеся возможности, в вероятном развитии окружающей геополитической фоновой системы (особенно в направлении Европейского Союза и России). Предполагают, что ясно проявленная политическая воля является результататомцеленаправленного действия и выражается в необходимых обеспечивающих развитие ресурсах, которые наряду с госбюджетными средствами получают из очень разных источников. БАЗОВАЯ ЛОГИКА Логику развития Ида-Вирумаа определяют географическое расположение и население уезда, природные ископаемые, находящиеся на территории уезда и стратегическую значимость, имеющую производственную мощность. Особенно при планировании развития ближайших лет необходимо учитывать существенное отличие национального состава Ида-Вирумаа от других уездов. Ида-Вирумаа является единственным уездом, где в населении преобладают инородцы. Поэтому интеграция не-эстонцев в Эстонию (и Европу) является особенно сложной и ей уделено большое внимание. Рассматриваемая региональная программа Ида-Вирумаа отмечается в сводке Европейской Комиссии о вступлении Эстонии в Европейский Союз (Агенда 2000). Таким образом, планирование развития уезда связывается с общей внешне- политической политикой Эстонской Республики и Европейского Союза. Стабильное развитие экономической и социальной среды Ида-Вирумаа является одним из важных факторов безопасности Эстонского государства. Необходимо учитывать, что перереформирование наследия советского времени и переход на новую траекторию развития, требует времени, хотя бы одного поколения (т.е. до 2020-2030 гг). Цель является создание мультикультурного, с разнообразной экономической и социальной структурой региона, известного и преуспевающего и в Эстонии, и в Европе. На это направлены проходящие в Эстонии интеграционные прцессы. Более короткие по времени планы действий должны создать для этого соответствующие предпосылки. Период, рассматриваемый в плане развития, совпадает с процессом переговоров вступления в Европейский Союз, который, предположительно даст возможность использовать ресурсы структурных программ, подготавливающих объединение. С 1999 года начала свою работу т.н. Специальная подготовительная программа (SPP), целью которой является подготовка деятельности программ Европейского Союза SAPARD- развитие сельского хозяйства и ISPA-развитие инфраструктуры до такого уровня, чтобы Структурные фонды ЕС могли эффективно действовать в странах-кандидатах на вступление в Европейский Союз. ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ В первую очередь необходимо выяснить следующие возможности решения и локализацию на временной оси: > Развитие переходящих из старой структуры базисных элементов экономики (электростанции, шахты, заводы, сеть образования); > Развитие новых структур притягательных центров (порты, туристические комплексы, учреждения образования, и т.д.); > Евромагистраль с новым нарвским мостом и беспошлинными складами; > Развитие дорожной и портовой сети, выход на море; > Развитие исторических и природных достопримечательностей и туристических объектов; > Возможности для создания новых рабочих мест и переобучение кадров; > Привлечение специалистов и предпринимателей в уезд как из других мест Эстонии так и из-за границы, создание для них благоприятной для жизни и работы среды, предоставление дополнительных социальных гарантий; > Развитие международной совместной работы регионов; > Формирование хорошего мнения и своего лица уезда, что являлось бы основой для известности и притягательности Ида-Вирумаа в Эстонии и за ее пределами. (особенно для привлечения инвестиций в уезд); Временной период, рассматриваемый в данном документе, имеет дело в первую очередь с промышленностью, с преодолением последствий депрессии, реструктуризацией и окончанием приватизации и с вводом продукции, что не ставит под удар промышленность, добычу сланца и производство электроэнергии как важных опорных конструкций, присущих Ида-Вирумаа. Другие сферы деятельности должны пережить существенную модификацию и развитие, принципиально изменив и разнообразив экономические и социальные структуры, общественный климат и человеческую среду Ида-Вирумаа. Исходя из вышеуказанного и учитывая прежде всего интеграционные проблемы в Ида-Вирумаа, в данном плане развития выделяются три области, формирующие новые структуры и существенно изменяющие окружающую среду: > Транспорт и транзит; > Образование; > Туризм и экономика отдыха; ТРАНСПОРТ И ТРАНЗИТ Агенда 2000 включает требование: "Эстонии необходимо делать капиталовложения в реконструкцию железных дорог восточно-западного направления и усовершенствовать инфраструктуру в местах пересечения границы..., а также в портах. По территории Эстонии проходит один общеевропейский транспортный коридор, как это было установлено на конференции в Креета." Программа развития включает следующие ключевые решения и приоритеты: > Новый транспортный мост, вместе с соответствующей территорией для обслуживания товара, через реку Нарва; > Реконструкция железной дороги Таллинн-С.Петербург; > Реконструкция автострады Йыхви-Тарту; > Реконструкция автострады Таллинн-С.Петербург, вместе с развитием соответствующей инфраструктуры на европейском уровне; > Реконструкция дорожной сети уездного значения; > Современые порты на морском побережье (Нарва, Нарва-Йуэсуу, Тойла, Азери, Силламяэ); > Маленькие порты и базы отдыха у Чудского Озера; > Инфраструктура воздушного сообщения (малые аэропорты); > Судоходство по побережью; > Придорожная сеть бензоколонок и предприятий по обслуживанию и тенообслуживанию; Развитие транспорта относится к приоритетам развития уезда, при этом нельзя это сводить только на проблемы развития транзита, хотя с точки зрения Эстонии как целого, это мысленно допустимо. Таким образом использование территории уезда для транзита является лишь частью транспортного комплексаю. В случае транзита товаров целью является предложение, по-возможности, разнообразных услуг и создание хороших условий для провоза. Существенным является не только увеличение объемов грузоперевозок, а также кратковременное или длительное пребывание в людей, обслуживающих транзитный транспорт, и максимальное использование услуг и товаров, предлагаемых гостям. Это в свою очередь, предполагает совместную работу со средними ведомствами, в первую очередь с министерством дорог и связи, объединение реконструкции проходящих через уезд транзитных пунктов с созданинем инфраструктуры служащих, во благо интересам уезда, и пополняя западно- восточные транспортные структуры и структурные связи с со структурами по северо-южному направлению. Особое внимание необходимо уделить охвату морского побережья как существенного компонента транспорта, и на открытие уезда со стороны моря. А также необходимо учесть планирование создания предположительной инфраструктуры для обслуживания авиатранпорта (хотя бы в объеме обслуживания перевоза малых товаров, туризма и авиации). ОБРАЗОВАНИЕ Система образования уезда является частью государственной системы образования Эстонии и поэтому соответствующее уездное развитие исходит из государственных приоритетов, учитывая при этом своеобразие и нужды Ида- Вируского уезда. При формировании соответствующих программ образования, необходимо добавлять предметные пункты, учитывающие фон населения уезда как в обучении детей так и взрослого населения. Основное внимание при этом концентрируется на школьные и индивидуальные учебные планы, которые в первую очередь, должны принципиально изменить содержание до сих пор проходящего на русском языке обучения. Большую весомость надо дать индивидуальным учебным планам, в первую очередь при обучении инородцев и детей из смешенных семей, обучающихся в эстонских школах, преодолев трудности понимания, обусловленные различием культурного контекста. Для эффективной помощи школам и педагогам необходимо совместно с министерством образования создать и ввести в действие Уездный центр по образованию, целью которого является введениев русскоязычную школу эстоноцентричности (независимо от учебного предмета), современную инфотехнологию и связанный с местной обыденной жизнью учебный материал, обеспечить проведение изменений в школах Ида-Вирумаа и организацию необходимых прикладных исследований, заниматься проблематикой иноязычного ребенка в эстоноязычной школе, обучение эммигрантов и т.д. С точки зрения изменения языкового и культурного контекста привалирующего до сих пор, особенно весомым является развитие компьютерного обучения, развитие местных компьютерных сетей и "интернетизация". Преподавание языка в ближайшие годы должно гарантироватю выпускникам основной школы владение языком, которое даст возможность продолжить обучение в эстоноязычной школе, обеспечить уровень, соответствующий требованиям гражданства, и дать возможность интегрироваться в эстонское общество. В заключении хотелось бы отметить, что при создании предпосылок интеграции для инородцев необходимо существенно разнообразить и расширить возможности обучения. Дополнительно к обучению эстонскому языку, необходимо обеспечить инородцам разностороннее воспитание чувства гражданина Эстонии. Эстоноцентричность в обучении не должна ограничиваться учебными предметами, рассматривающими историю, природу, общество..., а должна охватывать все учебные предметы, дисциплины, курсы. При этом необходимо учитывать и фон учащегося (национальность, домашний язык, социальное положение и др.) и поддерживать сохранение корней через свой национальный язык и культуру. ТУРИЗМ И ЭКОНОМИКА ОТДЫХА Туризм, как один из трех руководящих приоритетов уезда исходит из целей реализовать исторический и природный, а также полученный из советского индустриального прошлого потенциал Ида-Вирумаа. При этом нужно отдавать себе отчет, что туризм с сферой действия уездного уровня окажется весьма капиталоемким. Много денег требует как инфраструктура, обслуживающая туризм и организационно- информативные структуры, так и обучение людей. Но, по окончанию, сделанное для развития туризма станет фактором, увеличивающим развитие уезда, дав не только трудовую занятость, экономический оборот, рост местных расходов и др. Программа развития предусматривает следующие узловые решения и проекты в области туризма и экономики отдыха: > Внутриэстонский туризм, знакомство остальной Эстонии с Ида-Вирумаа, особенно школьной молодежи; > Обучение персонала, в том числе обучение и дополнительное обучение населения; > Придорожная информация и обслуживание; > Аттестация по единым требованиям объектов обслуживания и посещения; > Издание письменной документальной информации (от исторических справок до легенд, мифов) об объектах посещения; > Выбор приемущественно развиваемых форм туризма (специализированный, элитарный и т.д.) и выбор соответствующих объектов; > Создание новых достопримечательностей, таких как комплекс памяти и туризма Нарва-Силламяэ-Вайвара-Синимяэ; > Ввод в действие структур-институтов для проведения в жизнь туристического приоритета; > Открытие побережья и береговых вод для туризма и отдыха; > Создание уездного кредитного ресурса для поддержки предпринимательства по туризму; Меры развития туризма должны быть тесно связаны с двумя другими приоритетами- транспортом и образованием, которые в целом создают основные предпосылки для развития туризма. Следовательно, три первых приоритета поддерживают друг друга и их необходимо проектировать синхронно. Форсированине туризма без соответствующей евростандартам инфраструктуры и обслуживающего персонала может дать длительный прыжок назад. Мнение, оказавшееся один раз дескридитированным, в мире туризма трудно быстро восстановить. Многие меры можно предпринимать только на основании совместно выработанных длительных программ министерств образования, культуры, путей сообщения и связи, экономики и департамента туризма, министерства охраны окружающей среды, центров предпринимательства и других, действующих в этой области союзов и ассоциаций, включая и "третий сектор". |
|
© 2007 |
|