РУБРИКИ

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия была и остается азиатской державой. Здесь я хочу сконцентрировать

свое внимание на геополитических перспективах России в Азиатско-

Тихоокеанском регионе, который уже стал одним из ведущих центров мирового

развития. Осознание этого факта было продемонстрировано уже во

Владивостокских инициативах М.С. Горбачева 1986 года. Потеря Прибалтики,

Украины, Белоруссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически

приблизила ее к Азии. Значимость АТР для России возрастает в силу того, что

при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион

становится дополнительными воротами в Мировой океан и индустриально

развитый мир. Здесь перед Россией открываются прежде всего новые рынки

оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим для России

фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у

нее нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать

ее проникновение сюда.

Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному изменению

геополитической ситуации в регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в

определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской

мощи. Несколько спала напряженность в отношениях между Индией и Китаем, а

также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую

значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали

существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились

тенденции к установлению более тесных экономических связей России со

странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами

развиваться торговые связи с Тайванем.

При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не

отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по

вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с

Москвой, смягчила свое противодействие участию России в региональных и

международных организациях. В Белой книге министерства обороны Японии,

обнародованной в сентябре 1990 года, российские войска в Сибири и на

Дальнем Востоке перестали рассматриваться как угроза безопасности Японии.

Одновременно Страна Восходящего Солнца изъявила готовность реализовать

совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер

доверия в Восточно-азиатском регионе. В целом можно сказать, что Япония не

хочет оставаться в стороне от процесса достижения смягчения напряженности с

Москвой.

В рассматриваемом контексте особо важное значение имеет нормализация

советско/российско-китайских отношений. В настоящее время одна из главных

задач, стоящих перед российской дипломатией, состоит в принятии всех

возможных усилий, направленных на то, чтобы сделать Китай своим союзником,

а не новым противником. Уже в своем выступлении во Владивостоке в 1986 году

М.С. Горбачев выразил готовность идти Китаю на уступки по ряду пограничных

вопросов. Горбачев приветствовал наметившееся к тому времени расширение

торгово-экономического сотрудничества между двумя странами и высказал

решимость искать компромиссы с Пекином. Поворотным пунктом в развитии

советско-китайских отношений стали 1988-1989 годы, ознаменовавшиеся началом

гласности и трансформации советского общества на путях демократизации.

Заявление Горбачева о предстоящем выводе всех советских войск из

Афганистана, взятое им обязательство существенно сократить численность

советских войск, размещенных вдоль советско-китайской границы, и оказать

давление на руководство Вьетнама с целью вывода им своих войск из Камбоджи

и другие меры стали очевидным сигналом к улучшению советско-китайских

отношений.

Визит Б.Н. Ельцина в Пекин в декабре 1992 года был объявлен началом новой

эры в российско-китайских отношениях, главное содержание которой состоит в

дальнейшем расширении и укреплении экономического, технического и военного

сотрудничества между двумя странами. Во время визита были подписаны около

двух десятков соглашений, включая проекты участия Китая в разработке

сибирских и дальневосточных ресурсов. Эти соглашения зафиксировали тот

факт, что две стороны пришли к согласию по многим спорным пограничным

вопросам и достигли заметного прогресса в вопросах взаимного контроля над

вооружениями и о мерах доверия. Договор между двумя странами,

ратифицированный в 1992 году, охватывает большую часть границы Китая с

Россией и Монголией. В принципе решен вопрос о маленьких островах вблизи

Хабаровска. В 1993-1994 годах министры обороны двух стран подписали

документы о мерах доверия, призванные предотвратить возможные инциденты на

границе протяженностью 4 тыс. км. Москва предложила Пекину техническую

помощь в обслуживании вновь приобретенных им самолетов СУ-27. В начале 1994

года министр иностранных дел России А. Козырев посетил Пекин, а в сентябре

того же года Цзян Цземин встречался с Б.Н. Ельциным в Москве. Руководители

двух стран подписали документ, предусматривающий перенацеливание ядерного

оружия с объектов друг друга. Важной вехой в развитии двусторонних

отношений стал визит президента России в Пекин и начале 1996 года В ходе

визита на встрече глав государств пяти стран — России, Китая, Казахстана,

Кыргызстана и Таджикистана — были урегулированы спорные проблемы, связанные

с западной границей Китая, с тремя последними из этих стран

Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует

множество предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то,

что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над

конфликтующими интересами. Прежде всего, обе стороны заинтересованы в

стабилизации обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и разрядке

напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете

той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и

российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга Китай способен

предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты

в обмен на промышленное оборудование и военную технику Географическая

близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским

Дальним Востоком в получении товаров с европейской России, также

способствуют ускоренному расширению китайско-российской торговли

Показателем резкого улучшения отношений между двумя странами является,

например, готовность России продать Китаю передовую военную технику,

включая боевые самолеты СУ-27 На геополитическом уровне как Россия, так и

Китай сознают факт уменьшения своей роли на международной арене. Расширение

и углубление российско-китайского сотрудничества могут служить определенным

противовесом сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии

на статус политической и военной супердержавы Значимость России как

немаловажного регионального актора в Восточной Азии, по-видимому, не только

не сократится, а, наоборот, существенно возрастет при неизбежном усилении

здесь экономического и военно-политического соперничества между Китаем и

Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве балансира друг против

друга «Российская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США,

Японией, Европой, так и со стороны этих последних друг с другом и Китаем

может приобрести все более растущую актуальность и притягательность для

каждого из названных акторов.

Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии составляет

головную боль как для России, так и для Китая Последний озабочен тем, какое

именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское

население Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центрально-

азиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим

фактором для Синьцзян уйгурского автономного округа Китая, где проживают

около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и представители других центрально-

азиатских пародов. Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущие

межэтнические конфликты отрицательно скажутся на миллионах русских, которые

остались в этих с гранах, и создадут сложные проблемы на протяженной

границе с мусульманским миром Москва и Пекин не могут также равнодушно

смотреть на проникновение в этот район других мусульманских стран, особенно

Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что Китай отрицательно относится к идее

создания системы коллективной безопасности в Азии Однако при этом нельзя

забывать, что данная идея была выдвинута советским руководством еще в

период советско-китайского конфликта и преследовала антикитайские цели.

Особо заинтересована Россия в сохранении Индии в качестве приоритетного

геополитического партнера, обеспечивающего определенный баланс сил в Азии.

Во всяком случае, Индия остается одним из основных покупателей российских

вооружений Как Индию, гак и Россию не устраивает такое развитие событий,

при котором бывшие мусульманские республики СССР — Азербайджан, Киргизия,

Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан — оказались бы

интегрированными в исламский мир

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона становится

одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного

экономического развития российского Дальнего Востока. Курс на дальнейшую

нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет

способствовать реальному участию России в процессе региональной

экономической интеграции. В случае успешного выполнения уже намеченных

программ и заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим

торгово-промышленным и трансрортно-транзитным центром перевалки товаров из

Восточной Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию.

Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности

страны на Дальнем Востоке Одна из важнейших задач в данной сфере состоит в

формировании всеобъемлющей региональной системы коллективной безопасности с

участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай,

Россию, Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной

задачи является сохранение в регионе достаточного российского военного

потенциала, в частности военно-морского.

В целом страны Восточной Азии заинтересованы в политическом и военном

присутствии России, поскольку такое присутствие позволяет поддерживать

баланс сил в регионе. Свидетельством восприятия России как конструктивного

партнера является то, что с июля 1996 года она будет выступать в АСЕАН в

том же качестве, что и США, Китай, Япония, Канада, Южная Корея, Индия,

Австралия и Новая Зеландия. Объем двусторонней торговли России с Японией

составляет сейчас 6 млрд. долл., с Китаем — 5,5 млрд., с Южной Кореей — 3

млрд., с Тайванем — более 2 млрд., с Таиландом — 1,2 млрд. долл. и т.д.

Общий товарооборот России со странами АСЕАН достиг 4,5 млрд. долл., что

больше, чем с таким традиционным торговым партнером нашей страны, как

Индия.

Список используемой литературы:

1. "Мировая Экономика и Международные Отношения", №7 97 г.

2. «Международная жизнь», №3 98 г.

3. Геополитика, Ю.В. Тихонравов, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», М.

98 г.

Министерство Образования РФ

Кубанский Государственный Технологический Университет

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Геополитика

на тему: Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Проверил: Выполнил:

доцент студент гр.97-2ЭК-1

Рудаков Л.В. Ходарев В.В.

Новороссийск

1999


© 2007
Использовании материалов
запрещено.