РУБРИКИ

Свободные экономические зоны Китая

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Свободные экономические зоны Китая

Свободные экономические зоны Китая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я.КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ

РЕФЕРАТ

Гродно 2003

Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в

мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в

мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в

развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей

стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс

на экономическую реформу («ГАЙГЭ»). Основой преобразований стали: внедрение

многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен:

твердые государственные, подвижные договорные и свободные рыночные);

переход в деревне к системе «договорного» подряда; политика «открытых

дверей» и др. [2, с.22]

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика

открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в

китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с

зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке

Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в

современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже

действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем

около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью

иностранными. [1, с.135]

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов

рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип

декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е

гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех

инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а

также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%,

внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до

1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в

СЭЗ).

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение

импортного сырья.

5. Включение обширных национальных регионов.

6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям

СЭЗ. [1, с.160], [6]

Основные цели создания СЭЗ:

. привлечение иностранного капитала, передовой техники и

технологии, овладение опытом управления, подготовка

национальных кадров;

. увеличение экспортной валютной выручки;

. стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее

мероприятий;

. эффективное использование природных ресурсов;

. стимулирование развития экономики страны в целом, передача

передовой зарубежной технологии и опыта управления во

внутренние районы страны;

. создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997

г.) и Макао (1999 г.);

. мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

. обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где

находятся спецзоны всех типов [6]

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как

объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное

географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,

Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для

развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:

курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для

иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны

для развития зон.

Специальные экономические зоны

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более

30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых

портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства,

районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ

являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ

расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом

инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные

сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение,

инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной

продукции в 1999 г. - $7,5 мрлд.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными

инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность,

электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла –

инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15

млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования –

электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в

облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды,

обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых

95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване,

Сингапуре.

СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций

- $22,3 млрд.

СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в

автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях,

высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. [3, с.56]

«Открытые» города

В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на

побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически

– это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский

пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.

Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации

производства не относились к бедствующим районам с самого начала. Они

давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте

страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно,

этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая. . [1, с.139]

В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности

размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием

иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство,

активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно

назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены

огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.

Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и

внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы

(например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%,

подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из

открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). [1, с.141]

«Открытые» порты получили значительные свободы в проведении

экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные акты,

регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части

дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за

землю и т.д.

«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота

морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского

уровня. [1, с.142]

Комплексные зоны

К комплексным зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая

имеют собственные административные границы и законодательство.

В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или

зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была

в одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного

капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых

различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). [1, с.142]

В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне

действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной

и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур,

Франция, Канада. [2, с.28]

Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами

китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных

инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать

экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная

"большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только

в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень

производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с

конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства

за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не

тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более

передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами

продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых -

ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или

второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание

иностранными корпорациями научных и исследовательских центров

непосредственно на территории КНР.

Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent

Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают

в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные

исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими

технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических

работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные

некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение

китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.

[5]

Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа

развития китайкой науки и техники "ФАКЕЛ". Главной целью программы "ФАКЕЛ"

является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее

внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря

государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так

называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки). [5]

Технопарки

Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон

освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 –

государственного значения. Фактически, технопарки территориально и

организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое

соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с

зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом

обмене.

Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч

предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью.

Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде

всего, в определении направлений исследований и производства. На протяжении

последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника,

телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов. Помимо

государственного регулирования - Парки получают от государства еще и

серьезные финансовые вливания. [5]

Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона

развития новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют

десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс.

специалистов.

Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г.

Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30

НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий

высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием

иностранного капитала ($7 млрд.).

Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных

инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения,

прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных

корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически

современных предприятий пока направляются главным образом в

другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со

средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.

2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая

квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на

темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание

СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних

районах КНР.)

4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.

5. Дефицит сырья и энергии.

6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.

7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации

занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым

СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде

оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по

завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП;

более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

Заключение

Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае

получили широкое распространение, развили те города и территории, где они

организовывались.

В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой

экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком,

стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности

страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части

ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную

роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»

[7]

А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-

за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002

г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд.,

однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по

крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский

капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно

предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы

инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая.

Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а,

частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая

его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего

рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя

для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для

центра.

Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все

больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной

конкуренции.

И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и

социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем

в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и

квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны,

но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе,

производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую

направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая

понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для

развития всей страны.

Литература

1. Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны //Мн: 2000, с.132-162;

2. В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997, с.22-30;

3. Н.Грачев. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4,

2001 г., с.55-56;

4. Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21,

22 февраля 2003 г.;

5. И.В.Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //

http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm

6. Специальные экономические зоны Китая //

http://www.nalogi.net/1997/199708_2.htm

7. М.Баранов. Специальные экономические зоны Китая //

http://www.chinalaw.ru/CCI/l023.htm

[pic]

-----------------------

Дапянь

Цинькуандо

Тяньцзань

Яньтай

Циньдвоь

Паньюньгань

Наньгун

Сямэнь

Фучжоу

Вэньчжоу

Нинбо

Шанхайь

Аомынь

Шаньтоуь

Гуанчжоу

Шаньчжень

о.Тайвань

Чжухай

«открытые» города-порты

о.Хайнань

Бэйхай

Специальные экономические зоны

Рисунок 1. СЭЗ Китая.

Источник: Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны, Мн:2000, с. 144

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


© 2007
Использовании материалов
запрещено.