РУБРИКИ

Внешнеэкономическая деятельность

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность

Особенности белорусского транзита.

В 1996 году Белоруссия вышла на второе место после России по

объему товарооборота с Украиной, опередив таких наших партнеров, как

гигантский Китай ($800 млн.) и динамичная Польша ($1млрд.).

Значительный объем торговли между Украиной и Белоруссией ($1350 млн.)

свидетельствует о большой экономической взаимозависимости между нашими

странами. Поэтому не удивительно, что любое изменение в таможенном

режиме и условиях проведения экспортно-импортных операций немедленно

сказывается на общем экономическом положении обеих стран. И если

Украина была последовательна в своем стремлении унифицировать правила

внешней торговли с международными, поставив целью вступление во

всемирную торговую организацию, то Белоруссия, заключив Таможенный союз

с Россией, весь прошлый год оставалась страной малопрогнозируемой, со

своими, порой весьма специфическими условиями торговли.

Во-первых, несмотря на подписанные соглашения, Белоруссия не

торопилась привести в соответствие с их требованиями свой Таможенный

тариф. В течение 1996 года шли переговоры о ставках таможенных пошлин,

что позволяло украинским экспортерам использовать Белоруссию как

транзитную страну для поставок в Россию своих товаров. Но лишь в

феврале 1997 года Совет министров Белоруссии издал постановление №72,

которым были утверждены новые ставки таможенных пошлин на ввозимые

товары. В действие оно вступило только в конце марта 1997 года. В

соответствии с этим документом изменениям как в сторону увеличения, так

и в сторону уменьшения подверглась значительная часть ставок

таможенного тарифа. Эксперты не смогли прийти к однозначным оценкам

нововведений. Не следует забывать, что разрабатывая таможенный тариф,

который фактически был навязан Белоруссии, Россия учитывала прежде

всего интересы своих производителей. При этом вовсе не обязательно,

чтобы они совпадали с белорусскими интересами. Скорее, даже наоборот.

Высокие импортные пошлины на продовольственные товары, включая сахар,

рыбу, растительное масло и т.д., вызвали затруднения в насыщении рынка

продуктами питания, многие из которых в Белоруссии не производятся.

Соответственно рост цен на импортное продовольствие подстегнул

инфляцию.

Но куда большее влияние на развитие торговых отношений с

ближайшими соседями Белоруссии имело введение Россией с 1 сентября 1996

года 20% НДС на импорт. Нужно отдать должное белоруссам, они

сопротивлялись до последнего. В течение полугода украинские экспортеры

пользовались возможностью ввозить свои товары в Россию через территорию

Белоруссии и тем самым на 20% снижать их стоимость. Но всему приходит

конец. В феврале 1997 года президент Лукашенко подписал декрет об

обложении налогом на добавленную стоимость товаров, производимых на

территории Украины. Таким образом, украинские экспортеры потеряли

преимущества во внешней торговле с Белоруссией. Но Лукашенко допустил

серьезную ошибку потому, что в Белоруссии до сих пор действуют,

согласно которым налогом на добавленную стоимость облагается экспорт.

Таким образом, с белорусских товаров налог берется дважды: вначале на

территории своей страны, а затем при пересечении границы Украины.

Естественно, это сказывается на стоимости белорусской продукции и не

стимулирует ее экспорт.

В отличие от Украины, где опережающими темпами растет экспорт, в

минувшем году в Белоруссии усилились негативные тенденции во внешней

торговле. Так, по данным министерства внешнеэкономических связей

республики, объем внешнеторгового оборота Белоруссии составил в 1996

году $12,2 млрд. и возрос по сравнению с 1995 годом на 19,6%. При этом

экспорт увеличился на 11,8%, тогда как импорт - на 24,4%. В результате

отрицательное торговое сальдо достигло рекордной суммы - $1,6 млрд.

Таким образом, Белоруссия «желая» защитить себя от украинского транзита

навредила сама себе в гораздо большей степени.

Но все таки, не смотря на все преграды, торговля между нашими

странами продолжается. И товарооборот продолжает расти, причем

опережающими темпами растет экспорт украинских товаров. Так за первый

квартал 1997 года он увеличился на 71%. Объем импорта товаров из

Белоруссии вырос на 15%. Нам удается сохранить положительное сальдо с

этой страной. Так, если в 1996 году оно составило $336 млн. в пользу

Украины, то за первый квартал 1997 года оно составляло уже $134 млн. и

имело тенденцию к увеличению.

Основными товарами экспортируемыми из Украины в Белоруссию, как и

в прежние годы, остаются продукты питания, металлургическая продукция,

продукция машиностроения и химической промышленности.

Что же касается белорусского импорта в Украину, то, оставляя НДС

на экспорт, правительство соседней республики ухудшает условия внешней

торговли и затрудняет выход белорусских товаров на внешние рынки, так

как, поступая в Украину они облагаются еще и местным НДС на импорт.

Таким образом, необоснованно повышается цена белорусских товаров в

Украине, что не может не отразится на объемах завозимой из Белоруссии

продукции.

Основными товарами поставляемыми в Украину из Белоруссии,

являются продукты нефтепереработки, грузовые автомобили, холодильники и

другие бытовые приборы, шины для грузовых автомобилей, станки и

механизма.

И все же не стоит забывать, что в текущем году украинские

экспортеры потеряли преимущество, которое давало им украинское

законодательство, освободившее от налога на добавленную стоимость

экспортируемые товары. Пока Россия, Белоруссия и другие страны СНГ

облагали НДС свой экспорт, не трогая импорт, украинские товары были

вполне конкурентоспособны хотя бы по ценам. Теперь же - все в равных

условиях, и преимущество будет отдаваться не самым дешевым, а самым

качественным товарам. И здесь украинских производителей ждет жесткая

конкуренция, которую выдержат только сильнейшие.

Наконец, хочется отметить, что в Белорусском законодательстве

Украина не входит ни в перечень стран, для которых установлен режим

наибольшего благоприятствования, ни в перечень стран, для которых

предусмотрен преференциальный режим. Зато Украина входит в СНГ, между

членами которого вроде бы существуют особенно теплые внешнеторговые

отношения. Правда, в Таможенный союз Украина так и не вступила - вот и

сделали ее членом СНГ второго сорта. Даже соглашение о режиме свободной

торговли не помогло.

Прорыв на восток.

На фоне возрастания трений как с западными инвесторами, так и

с Россией Украина делает то, что и должна делать - активно, но без

лишней политической помпы и без навязчивого посредничества «старшего

брата» ре интегрирует свою экономику с южными республиками бывшего

СССР. Это даст ей новые промышленные и строительные контракты, новые

рынки сбыта, альтернативные источники сырья и энергоресурсов.

В этом направлении подписаны следующие документы с Узбекистаном:

протокол об изъятиях из режима свободной торговли к двустороннему

Соглашению от 29.12.94г.; соглашение об организации расчетов между

правительством Украины, НБУ и правительством Узбекистана, узбекским

Центробанком; соглашение об импорте газа на 1997-1998 годы, об

обеспечении транзита туркменского газа в Украину через Узбекистан и о

подготовке долгосрочного 10-летнего соглашения о ежегодных поставках

10 млрд.куб.м. газа; о сотрудничестве в области ремонта военной

техники и ряд других соглашений.

Среди прочего, достигнута договоренность об увеличении объема

услуг ПО «Дарницкий ремонтный завод» по ремонту узбекских танков

украинского производства. Комплексный ремонт не является прямой

поставкой оружия и поэтому у Украины не должно возникнуть таких

проблем, которые возникли у России в 1993 году после поставки в

воюющую Армению танков и систем ПВО, что вызвало резкую критику

мировой общественности.

В Таджикистане идет военное противостояние и находясь в

непосредственной близости от зоны боевых действий Узбекистан уделяет

большое внимание защите своих границ, поэтому в ближайшее время

возможны и контракты на поставку украинских танков. Однако пока

официальный Киев заявляет только о ремонте узбекской техники (сумма

контракта - $15млн.).

В то время как танкоремонтный контракт продвигался в основном

узбекской стороной, Украина добилась контракта в другой отрасли -

ремонт самолетов управлений дальней и транспортной авиации украинских

ВВС в Узбекистане на ТАПО им. Чкалова, так как Россия отказалась

ремонтировать украинские самолеты.

Был так же подписан протокол о сотрудничестве Украины и

Узбекистана в производстве военно-транспортного самолета АН-70. Кроме

того, создана совместная украинско-узбекская комиссия, которая будет

заниматься созданием группы совместных предприятий в нефтегазовой

отрасли. Так, АО «Укрнефть» будет привлечена к доразведке и

реабилитации ряда узбекских нефтегазовых месторождений. Особо

перспективным проектом обещает стать создание совместного предприятия

Бекабадского трубопрокатного завода и ПКФ «Трубтранс» для производства

труб.

Украина имеет большие перспективы на узбекском рынке, следует

только со всей ответственностью отнестись к выполнению условий

контрактов и тогда есть шанс для сотрудничества с другими странами

этого региона, что очень важно для страны, которая потеряла

значительную часть своих рынков сбыта.

С Кыргызстаном Украина также подписала ряд соглашений: о

сотрудничестве в области телерадиовещания; о сотрудничестве в области

энергетики (речь идет о участии Украины в освоении гигантского

потенциала гидроэнергетики Кыргызстана); о сотрудничестве в инженерно-

технической области. Перспективы развития этого соглашения

подразумевают кооперацию ряда предприятий ВПК двух стран; о

сотрудничестве в области создания ПФГ. Соглашение ориентированно на

создание украинской ПФГ «Укрредмет» (в которую вошли АО «Донецкий

химико-металлургический завод и «Запорожский титаномагниевый

комбинат») и включение в ее состав крупнейшего в СНГ месторождения

редкоземельных металлов Кыргызского ГОКа. Создание ПФГ, по мнению

специалистов, позволит взять под контроль 10% мирового рынка

поликристаллического кремния и возобновить производство ряда других

более дорогих металлов.

Также, существует договоренность о участии предприятий

«Укргеология» и АО «Укрзолото» в реабилитации и доразведке некоторых

горнорудных месторождений, в частности:

1. крупнейших на континенте производителей ртутного концентрата -

Чаувайского и Хайдаркентского ГОКов (украинское АО «Никитовский

ртутный комбинат является вторым в СНГ производителем этого сырья

для электротехнической и полупроводниковой промышленности);

2. Кадамжайского сурьмяного комбината;

3. Сохской группы оловянных месторождений.

Основной потребитель олова - Россия отказалась от закупок и

поэтому помощь Украины при освоении некоторых месторождений позволит

Кыргызстану предложить свое дешевое сырье не только на мировом

рынке, но и предприятиям Украины. Так, рассмотрен вопрос расширения

производства сплавов олова украинским концерном «АЗОМ» (Артемовск),

имеющим мощность производства в год более 100 тыс. т.

Особое важное значение для Украины, среди южных республик

бывшего СССР, имеет Туркменистан. Он является вторым по величине

поставщиком нефти в Украину, после России, а по поставкам газа в

1997 году даже опередил Россию. Объем поставок газа в прошлом году

составил 14 млрд.куб.м. Особенно важно то, что цена туркменского

газа на границе Украины составляет $74 за 1000 куб.м., что на $6

ниже российского. В 1997 году предприятия Украины получили

возможность сами заключать договора с туркменскими компаниями на

поставку газа. В результате этого сумма таких контрактов в 1997 году

превысила $187 млн. Предприятия Украины также заключили с

Туркменскими предприятиями ряд договоров в области нефтегазового и

энергетического строительства, а также в других отраслях.

В целом, сотрудничество со странами этого региона является

перспективным для Украины и обещает принести большую выгоду.

Украина - страна бедная, и жить с отрицательным сальдо

внешнеторгового оборота ей не по карману. А потому придется

экспортировать «через не могу». Трейдерам придется каждый раз

лихорадочно искать пути проникновения на внешние рынки, компенсируя

своей изобретательностью протекционистские изыски россиян.

Несмотря на надежды, возлагаемые на российскую привязанность к

украинским водке, сахару, мясу, колбасе, зерну, металлу и прочим

товарам, все же стоит откровенно себе сказать: Союза нет уже шесть

лет, а вместе с тем кануло в Лету внутрисоюзное разделение труда.

Морщась от антидемпинговых пинков и от «поддержки» родного

правительства, украинские экспортеры все-таки продираются на новые

внешние рынки. И повернуть этот процесс уже нельзя.

В конце концов в тот момент, когда в украинском товарообороте

Россия будет занимать почетное, но не доминирующее место, в Киеве с

меньшим рвением будут прислушиваться к каждому московскому чиху. А

пока чиновники украинского министерства внешнеэкономических связей и

торговли ездят в первопрестольную, не теряя надежды сохранить за

собой привычные рынки сбыта. И больше всего опасаются, что придется

предпринимать ответные защитные меры против тех российских товаров,

которые теснятся в тени колоссального газоугленефтяного потока.

Кстати, в этом году ожидается очередное снижение украинского

экспорта в Россию, связанное с принятыми изменениями в Закон

Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», согласно

которым освобождены от льгот по НДС технологическое оборудование,

средства общественного транспорта, а также запчасти и комплектующие

к ним. Столь же негативным для украинской внешней торговли будет и

готовящееся Москвой сужение сферы применения Ашгабатского соглашения

о поставках по кооперации, и без того до сих пор Россией нарушаемое.

Внешнеторговый баланс Украины, млн. USD.

| январь-июнь 1996г. |

|январь-июнь 1997г. |

|показател|экспорт |импорт |сальдо |экспорт |импорт |сальдо |

|ь | | | | | | |

|всего |9397,4 |9795,6 |-398,2 |8736,8 |8890 |-153,2 |

|(товары и| | | | | | |

|услуги | | | | | | |

|в том | | | | | | |

|числе: | | | | | | |

|страны |5594,3 |6788,7 |-1194,4 |4334,5 |5518,2 |-1183,7 |

|СНГ и | | | | | | |

|Балтии | | | | | | |

|прочие |3803,1 |3006,9 |796,2 |4402,3 |3371,8 |1030,5 |

|страны | | | | | | |

Остается лишь надеяться на то, в светлеющие (по мере

приближения выборов) головы президентов наших стран придет понимание

того, что торговая война не выгодна ни нам, ни им. Первые проблески

здравомыслия уже наметились: был обоюдно отменен «входной» НДС, что

несомненно укрепило СНГ, как межгосударственную структуру. Был также

положен конец торговой войне, но не с самыми лучшими результатами

для Украины. Правда, такой результат был предопределен заранее -

если у Украины на Россию приходится 40% внешнеторгового оборота, а у

России на Украину - примерно 5%, то очевидно, что «воюющие» стороны

находятся в неравном положении.

Однако, на сегодняшний день остается колоссальное количество

не решенных проблем, а решать их надо срочно, иначе будет поздно!

3.2.Большой взаимозачет.

«Свершилось!» - такова была реакция подавляющего большинства

нормальных «советских» людей на приезд в Киев премьера и президента

России, хотя многие политики обеих стран имеют все основания с

гордостью заявить: «Этот день мы отдаляли как могли!».

Результатом этого визита стало подписание договора о

Черноморском флоте, по которым Россия за эксплуатацию баз в

Севастополе, должна будет заплатить около $2,5 млрд. Из этой суммы

Россия должна будет ежегодно платить Украине за аренду

инфраструктуры флота немногим менее $100 млн. Кроме того, Россия

должна сразу заплатить Украине $526 млн. за использование части

украинской доли флота и инфраструктуры, которая Киеву «не нужна».

Следует отметить, что $526 млн. - это нефтегазовый долг Украины

России, причем сведущим людям ясно, что в ближайшие 100 лет Киев их

вернуть не сможет. По официальным данным, сумма долга Украины перед

Россией составляет около $3 млрд.

Тем самым на лицо «нулевой вариант», когда украинский долг

России в основном компенсирован суммами выплат Москвой за нахождение

Черноморского флота в Севастополе по следующей схеме: с 1 января

1998 года ликвидируется внешняя задолженность Украины перед Россией

в сумме - $1,7 млрд. Остаток задолженности - $1,9 млрд. - по двум

кредитным соглашениям: от 26 мая 1993 года на $2,5 млрд. и от 20

марта 1995 года на $1,1 млрд. Кроме того, стороны учли взаимные

финансовые обязательства, в результате чего положительное сальдо

Украины составило около $200 млн. Остаток задолженности

реструктуризируется на 20 лет; ежегодные суммы по погашению этого

долга с процентами соответствуют ежегодным платежам арендной платы

России за базирование Черноморского флота в Севастополе.

Задолженность Украины перед российским «Газпромом»,

оформленная облигациями внешнего займа эмиссии 1995 года на общую

сумму $1,4 млрд., остается в силе.

В «конце итога» имеем де-факто обмен: военно-морская база в

Севастополе на внешний долг. Долги МВФу, видимо, придется отдавать

военно-воздушными базами.

Заключение.

В настоящее время, взаимоотношения стран-участниц СНГ

переживают далеко не лучший период своего развития. Проблемы

возникают как в экономике, так и в социально-политической сфере.

Страны не могут договорится между собой, раздираемые

внутриполитическими силами. Процессы экономического сотрудничества

тормозятся коррумпированными чиновниками, которые отстаивают

интересы определенных промышленно-финансовых групп и отдельных

бизнесменов.

В своей работе я попытался дать объективную оценку отношениям

Украины со странами СНГ. Описать проблемы и наметить, какими путями

их можно решить.

Ни для кого не секрет, что на ближайшие годы отношения с СНГ

будут иметь для Украины приоритетное значение. Но несмотря на это,

сегодня необходимо проводить много векторную политику. Украина не

должна бросаться из крайности в крайность, как предлагают

определенные политические группы. Украина должна сотрудничать и со

странами СНГ, но и не должна забывать о том, что только присутствие

на мировых рынках стимулирует к совершенствованию качества,

внедрению новых технологий и развитию производства.

Украина не должна идти на поводу ни у тех, ни у других. Она

должна использовать всех в своих интересах. Только в этом случае

Украина станет цивилизованной страной с высокоразвитой рыночной

экономикой, и мы будем гордится тем, что мы украинцы.

Список использованной литературы:

1.Аверьянов В.Б., Нагребельный В.П. и др. Юридическая

памятка участнику ВЭД в Украине - М.: СП Х.Г.С., 1992г.

2.Бизнес №30, 28 июля 1997г.

3.Бизнес №40, 6 октября 1997г.

4.Беклешов Д.В., Бердников А.Н. Основы коммерческой

деятельности на внешнем рынке: Выпуск 1: Внешнеторговые

операции и техника их осуществления - М.: Реклама,

Информация, Маркетинг, 1990г.

5.Валютно-финансовое обеспечение ВЭС советских предприятий и

организаций: Выпуск1: Кредитные средства обращения и платежа

(теория и практика) - М.: АО СИС «Факт», 1991г.

6.Внешнеторговые документы: контракты, соглашения,

транспортные документы, финансовая отчетность. - К.: «Информ-

ГЕО», 1992г.

7.Внешнеторговые сделки/ под редакцией И.С. Гринько - Суммы:

Фирма «Реал», 1994г.

8.Краткий внешнеэкономический словарь-справочник/ под

редакцией В.Е.Рыбалкина - 2-е издание - М.: Международные

отношения, 1991г.

9.Краткий словарь внешнеэкономических терминов - М.: АО СИС

«Факт», 1991г.

10.Макогон Ю.В. Внешнеэкономическая деятельность: практика,

управление, организация, регулирование. - Д.: ДонГУ, 1996г.

11.Механизм внешнеэкономической деятельности: Сборник

документов - М.: Правда, 1989г.

12.Основы внешнеэкономических знаний/ С.И. Долгов, В.В.

Васильев и др. - М.: Высшая школа, 1990г.

13.Основы внешнеэкономических знаний: Учебник для

экономического образования/ под редакцией И.П. Фаминского

-М.: Международные отношения, 1991г.

14.Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их

регламентация: Внешнеторговый практикум - М.: ИНФРА-М,

1996г.

15.Пруссова Л.Г. Основи ринковоi економiки: Виробничо

практичне видання - К.: РВО «Полiграфкнига», 1993г.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.