РУБРИКИ

Всемирная торговая организация

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация

Ефимов Артем

К-21

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

План:

Цели и принципы

Структура и функции

Принятие решений

Членство

О ХОДЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего

с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала

свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве

(Швейцария).

Цели и принципы.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников

организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н.

Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает

создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования

проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а

также для осуществления контроля для реализацией соглашений и

договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как

и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром

торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с

усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее

регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном

сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных

барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном

обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление

режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной

основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам

иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно

тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений;

транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем

консультаций и переговоров и т. д.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати

основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином

«многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет

собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и

правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и

услугами.

Структура и функции.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая

представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются

не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по

принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае

1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней

деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам этой конференции

сформулировано поручение Генеральному Совету подготовить решение по срокам

проведения, повестке дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых

переговоров («раунд тысячелетия»).

Следующий форум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвящен обсуждению

выполнения странами-членами организации действующих соглашений Уругвайского

раунда, а также формата нового раунда МТП: начало переговоров по

«встроенной повестке дня» (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по

ТРИПс), подготовка рекомендаций по перспективам деятельности организации с

учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможному включению в

будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии,

трудовых стандартов, а также тарифов на промышленные товары.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию,

Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса.

Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и

окружающей среде.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее

время Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор

назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их

обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями,

принятыми Министерской конференцией.

Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и

процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из

представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует

деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой

политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами.

Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав

интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках

Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и

переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех

участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за

выполнением плюрилатеральных соглашений.

Принятие решений.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его

отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не

предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам,

интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств

(вейвер) принимаются ѕ голосов. Поправки, не затрагивающие прав и

обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов

(на практике, как правило, консенсусом).

Членство.

В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями

организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств

по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В

настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства,

причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а

остальные имеют статус страны-учредителя.

В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО.

Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую

Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ ) находятся на

различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около

пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч.

МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные

группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за

полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких

этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает

несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью

распространяются и на Россию. (Более подробно см. информационно-

аналитический материал «О ходе присоединения России к ВТО»).

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное

рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима

присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры

об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации.

Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем

уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.

Прежде всего, эти переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок,

которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по

доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя

обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО,

что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних

рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена

организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в

Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для

безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних

переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия

присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

- Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств,

которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые

договоренности;

- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского

хозяйства;

- Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является

приведение их национального законодательства и практики регулирования

внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета

соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом

присоединяющейся страны всего пакета документов.

О ХОДЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Цели и задачи присоединения

В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия

начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по

оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что

предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних

переговоров со странами-членами ВТО. (Более подробно о процедуре

присоединения см. в справочно-аналитической записке «Всемирная торговая

организация).

Главная задача России на переговорах - получение условий членства в ВТО,

которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли,

обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

Присоединение к ВТО вытекает из задач современной торговой политики России,

которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и

международную торговлю и включают в себя:

- получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских

товаров и услуг на зарубежные рынки;

- развитие экспортных возможностей страны и «облагораживание» структуры

российского экспорта;

- обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей

в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил

ВТО.

Основные преимущества участия России в ВТО заключается в следующем:

- создание более благоприятных - недискриминационных, стабильных и

предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм

внешнеэкономической деятельности;

- доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма

эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых

интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;

- внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику

внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство

международного опыта в области регулирования торговли.

История развития процесса присоединения

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в

Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально

унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего

СССР.

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю,

являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление

Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве

полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса

присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована

Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом

переговорном процессе является МВЭС России. В связи с изменением

институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой

организации, данная комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросам

ВТО. В августе 1997 г. на основе указанной МВК была создана Комиссия

Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.

Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом

режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе

присоединения России к ГАТТ. В связи с завершением Уругвайского раунда

многосторонних торговых переговоров и созданием ВТО, в декабре 1994 г. была

передана официальная заявка Правительства РФ о намерении России

присоединиться к этой организации.

В апреле 1995 г. в Госдуме были проведены слушания по вопросу присоединения

России к ВТО; итоги обсуждения получили одобрение этого законодательного

органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседания Правительства России, на

котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения и

определены меры по развитию переговорного процесса. В связи с важностью

данной задачи основные подходы по присоединению России к ВТО определяются

решениями Правительства Российской Федерации.

Список использованной лит-ры:

www.aris.ru – Сайт министерства сельского хозяйства

Шреплер, «Международные организации»

www.wto.org – Сайт Всемирной Торговой Организации

www.rbс.ru – Информационное Агенство РосБизнесКонсалтинг


© 2007
Использовании материалов
запрещено.