РУБРИКИ |
Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народародине – патриот. Пословицы о Родине включают оценочный предикат, который дает аксиологическую оценку или деонтическую оценку. В некоторых случаях аксиологическая оценка вступает в противоречие с деонтической. Явление, которое оценивается будто бы как положительное, с точки зрения идеальных представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Где ни жить, только бы сыту быть», «Одинку – где хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом.». Отметим, что понятие «Родина» обладает в национальном сознании абсолютной ценностью, в пословицах «Родина» соотнесёна с положительно маркированным оценочным предикатом: «Без корня и полынь не растёт», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызёт да уйдёт», «Своя земля и в горсти мила. Своя земля – свой прах» и др. В онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «Родины» и «чужбины»: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив». В реальной жизни бывает, что жизнь на чужбине неизбежна, но она ассоциируется с горем, печалью, разочарованием: «На чужбине, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал». Из 130 пословиц, включённых Далем в раздел «Родина – чужбина», выделим 4 группы пословиц, по-разному характеризующих Родину. Первая группа пословиц характеризует значимость Родины для человека, например: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило», «И кости на родине плачут (по преданию, что в некоторых могилах слышен вой костей)», «Выйду на путь – слёзки текут; вспомню своих – и тошно по них», «На родной стороне и камешек знаком», «Степного коня на конюшне не удержишь», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызётся да уйдёт», «Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет»; определяют «Родину» как важную часть жизни каждого человека, например: «Хвалит чуж- чуженин чужу сторону, а мы слушаем, на полатях лежучи», «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё», «Кукушка кукует, побездолью горюет», «Всякая сосна своему бору шумит (своему лесу весть подаёт)», «Далеко сосна стоит, а своему лесу веет (шумит, говорит)», «Где кто родился, там и пригодится», «Что где родится, то там и годится. Что где рожается, то там и пригождается», «Город-царство, а деревня-рай. Москва-царство, а наша деревня-рай»; говорит о том, что «всякому мила своя сторона», например: «Мила та сторона (не забудешь ту сторону), где пупок резан (т.е. родина)», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)», «Всякому мила своя сторона. Любит и нищий своё хламовище», «Всяк кулик своё болото хвалит», «Свой быт милее», «Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живёт и Курмыш», «Своя сторонушка и собаке мила. И собака свою сторону знает». Вторая группа пословиц рассматривает понятие «чужбина» как антипод понятию «Родина», например: «Чего не знаешь, туда и не тянет», «На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна», «В чужом месте что в лесу. Чужая сторона дремуч бор», «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Сторонушка и не дальняя, да печальная», «Чужая сторона – мачеха. Чужбина не по шерсти гладит», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив»; говорит о том, как тяжело жить на чужбине, например: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», «На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Горе в чужой змеле безъязыкому», «На чужбинке – и то божий дар (всё божий дар)», «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал», «Научит горюна чужая сторона (и вымучит и выучит)», «На чужбине и собака тоскует. Чужбина слезам не верит»; однако пословицы отмечают и вынужденность жизни человека на чужбине, например: «В какой народ придёшь, таку и шапку наденешь», «Где дуракова семья, тут ему своя земля», «И за рекой люди живут», «И за горами люди», «В своей земле никто пророком не бывает (не бывал)», «Где ни жить, только бы сыту быть», «Хоть в Орде, да в добре (только бы в добре)». Третья группа пословиц констатирует непредсказуемость характера человека, не позволяющего ему всегда жить на своей Родине, например: «Дома сидеть – ничего не высидеть», «Под лежач камень и вода не течёт», «Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит», «Людей (на людей) поглядеть и себя показать», «И кулик чужу сторону знает. И журавль тепла ищет», «Пойду туда, где про меня рожь молотят. Куда глаза глядят», «Одинку – где хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом»; говорят о том, что Родина, там где тебе комфортно, например: «На одном месте и камень мохом обрастает», «Город затейный: что ни шаг, то съестной да питейный», «Леса да земли – как корову дой», «Степь лесу не лучше. В степи просто, в лесу угодье», «Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди (прилетели ничем не хуже)». Пословицы призывают человека жить в том месте где родился, любить и защищать его, например: «Где жить, тем и слыть», «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома!», «Незачем далеко, и здесь хорошо. Зачем далеко, и здесь хорошо», «С родной (родительской) земли – умри, не сходи!», «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «Не бери дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку!», «Где сосна взросла, там она и красна». Четвёртая группа пословиц рассматривает деревню и город, жизнь в них. С насмешкой говорит о деревне, например: «Деревня большая: четыре двора, восемь улиц», «Шуми деревня: четыре двора, двое ворот, одна труба», «Это село черт в кузове растрёс», «Словно черт из кузова насеял»; в то же время осуждая город, например: «Без денег в город – сам себе ворог», «Хорош город домами, да плох головами»; говорит о тяжёлой, нищенской жизни в деревне, например: «Это село клином свело. Село, что животы подвело», «Стоит деревенька на горке, а хлеба в ней ни корки», «Жить в деревне – не видать веселья», «Всем деревня не выйдет: вода близко, ин лес далеко»; а так же о том, что трудом крестьян живёт не только деревня, но и город, например: «Грибы растут в деревне, а их и в городе знают». Слово «Родина» и его синоним «отечество» активно функционируют в детской речи, а вот понятие «чужбина» можно услышать крайне редко. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать, помогают принимать решения, а также бороться с врагами, как показано выше на примерах. По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остаётся устойчивым, а также активным. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее. Рассмотрим пословицы о труде, отражённые в сборнике Даля в разделе «Работа – праздность», включающем 490 пословиц, что составляет около двух процентов всех паремий. В словаре Даля работа описана так, «робить, делать, трудиться, производить что руками, телесной силой и умственной; упражняться, заниматься чем; образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться». (25,Т.3, с.448). Синонимы слова «работа» - труд, занятие, дело, упражнение, деятельность, служба. Пословицы о труде так же, как и многие другие пословицы включают оценочный предикат, который дает аксиологическую оценку или деонтическую оценку. Иногда аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической. Явление, которое оценивается будто бы положительное, с точки зрения идеальных представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Стол поставят, так и работать заставят», «Нем, да своё ем; а речист, да плечист – голодный сидит», «Ретивая лошадка недолго живёт», «Пиво с квасом (с кислотой), лошадь с запинкой да человек с ленцой два века живут». Нужно отметить, что понятие «работа» в национальном сознании – абсолютная ценность, соотнесена с положительно маркированным оценочным предикатом: «Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться)», «Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах», «Муравей не велик, а горы копает», «Дело учит, и мучит, и кормит». В онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «работы» и «праздности»: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо». В реальной жизни бывает, что труд не приносит радости, удовлетворения, а ассоциируется с разочарованием, болезнью: «Не столько богачей на свете, сколько горбунов (т.е. сутулых)», «И с топора не богатеют, а горбеют», «От работы не будешь богат, а будешь горбат». Пословицы, связанные с понятием «работа», в сборнике Даля можно разделить на 3 группы: пословицы, характеризующие «работу» в бытийном плане; пословицы, говорящие о реальной жизни, в которой существует и работа, и праздность; пословицы, ориентирующие человека в жизни. Пословицы первой группы прямо говорят о значимости работы для жизни каждого человека, например: «На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрёшь», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!», «На бога уповай, а без дела не бывай», «Гребень (прялка) не бог, а рубаху даёт», «Работай до поту, так поешь в охоту. Ешь хлеб в поте лица!», «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не тёрши, не мявши – не будет калач», «В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд», «Кто не ленив пахать, тот будет богат», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Работа – лучший приварок. По работе еда вкусней», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»; определяют «работу» как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь, например: «Дело не малина, в лето не опадёт. Дело не голуби, не разлетятся», «Работа не чёрт, в воду не уйдёт», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «Глаза глядят (страшат), а руки делают», «За один раз дерева не срубишь», «Не отрубить дубка, не надсадя пупка», «Посеяно с лукошко, так и вырасло немножко», «Богу молись, крепись да за соху держись!», «Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь»; осуждает плохую работу, праздность и лень, например: «Праздность – мать пороков (переводная)», «От нечего делать и таракан на полати лезет», «Без дела жить – только небо коптить», «Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попить, поплясать – против нас не сыскать», «Бить баклуши», «Мух бить. Меледу меледить. Влапоть звонить», «Сидит Елеся, ноги свеся», «Ленивый и могилы не стоит», «Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!», «Лень мужика не кормит», «На полатях лежать – ломтя не видать», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Делать как-нибудь, так никак и не будет». Вторая группа пословиц рассматривает понятие «праздность» как антипод понятию «работа», например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Что напрядёшь, то и протрясёшь», «Горька работа, да хлеб сладок. Сладкая ежа не придёт лежа», «Работа черна, да денежка бела», «Ни на какое дело не называйся и ни от какого дела не отказывайся!», «На дело не набивайся и от дела не отбивайся!»; говорит с насмешкой о лени и лентяях, например: «Видывали мы сидней (безногих), поглядим на лежня», «Замерзла тётка, на печи лёжа (свинья дверь растворила, а ей лень было сойти да притворить)», «Семеро одну соломинку подымают», «Хочется есть да не хочется лезть (в подполье)», «Проглотить-то хочется, да прожевать лень», «Ему дай яичко, да ещё и облупленное», «Работает, как ребёнок, а ест, как детина», «Чисто мои жнецы жнут, что из печи подают», «Лень, отвори дверь, сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю», «Девушка Гагула села прясть, да и заснула», «Швея Софья – на печи засохла (соня, сонливая)», «Чай ты устал, на мне сидя?», «Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила (а всё языком)»; но в то же время и не осуждает отсутствие рвения к работе, например: «Кто долго спит, тому бог простит», «Больше спишь – меньше грешишь. Кто спит – не грешит», «Кто пьёт, тот и спит; а кто спит, не грешит», «Рано вставать – некогда пировать», «Нам бы так пахать, чтоб мозолей не набивать», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь», «Худая стоянка лучше доброго походу (солдат.)», «Что дело, дело не сокол – не улетит», «От трудов праведных не нажить палат каменных», «Поел казак да и на бок, оттого казак и гладок». Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, не позволяющую ему всегда быть трудолюбивым, жить праведным трудом, всегда поступать по совести, например: «Пойду погулять, на белый свет позевать», «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла», «Всех работ не переработаешь», «У бога дней впереди много: наработаемся», «Я ещё в пелёнках, а лень моя была уж с телёнка», «В красный день прясть ленно», «Легко добыто, легко и прожито. Легко пришло, легко и ушло», «Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье», «На работу позадь последних, на еду наперёд первых», «Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать»; говорят о том, что о человеке судят по его делам, например: «После хлеба, после соли отдохнуть часок, так завернётся сала кусок да лени мешок», «Пролениться – и хлеба лишиться. Ел бы да пил – вот моё дело», «Такой работящий, что помер с кочедыком в руках», «Ленивый к обеду, ретивый к работе», «О добре трудиться, есть чем похвалиться», «Не пугай молодца работой, а сыпь ему молу (т.е. молоть)», «Так работаем, что недосуг носу утереть», «Что Машка напряла, то мышка скрала», «По работе и работника (и мастера) знать», «Как скроишь, так и тачать станешь», «Как шьётся, так и порется (и носится)», «Дома не лежу, а в людях не стою». Пословицы призывают человека отдыхать не думая о деле только после того, как оно закончено, например: «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем (или: с ума не сойдёшь)», «Шевелись, работай – ночь будет короче (т.е. хорошо уснёшь)», «Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо», «Гуляй, да дела не забывай (а дело знай)! Молодец, гуляй, да сам себя знай!», «Девушка, гуляй, а своего дела не забывай (а дело помни)!», «Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай (а дельце помни)!», «Полно балы точить, пора голенища строчить», «Гулять гуляй, да не загуливайся!». Слово «работа», его синонимы, а так же антоним «лень» активно функционируют в речи, а вот антоним «праздность», который употребляет Даль в своём сборнике, сейчас уже не употребляется в речи. Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться. Выводы по 1 главе. 1. Ценности – это продукт культурных процессов, так как вне человеческих отношений они не имеют смысла. 2. Понятия «добро», «Родина», «дружба», «труд» маркируются в сознании представителя русского этноса положительной оценкой; понятия «зло», «чужбина», «недружба», «вражда», «лень», «тунеядство» - отрицательной. 3. Пословицы и поговорки являются «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи, обладают определёнными признаками, позволяющими дифференцировать их среди других разговорных форм, а также выявить существенные сходства и различия между ними. 4. В.И. Даль, являющимся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал непревзойнённое произведение – сборник русских народных пословиц, который является богатейшим и полнейшим кладезом народной мудрости, работа с которым обогащает человека не только знаниями, но и духовно приобщает, единит с национальными корнями, с мыслями наших предков, с народной жизнью. Сборник должен являться неотъемлемой частью уроков чтения в начальных классах как при изучении раздела «Устное народное творчество», так и при изучении других разделов. Глава 2. Экспериментальное исследование дидактических условий эффективного формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок русского народа. 2.1. Состояние проблемы исследования в школьной практике. «Ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро. Вхождение в учебную социальнозначимую и оцениваемую деятельность ставит первоклассника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своём поведении. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок – экскурсия, урок – игра, урок – опыты и т.д.), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность маленького ребёнка мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту русского народа, к пословицам и поговоркам «.ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц.». (9,с.12). Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Всё самое лучшее собрано в народном фольклоре, но осознают ли это педагоги сегодняшнего дня? Задавшись этим вопросом мы провели анкетирование среди учителей и учеников ряда школ Дорогобужского района Смоленской области. Среди вопросов, предложенных учителям, были следующие: 1. На каких уроках вы выделяете специальное время для работы над нравственными вопросами, опираясь на тексты пословиц и поговорок? 2. С трудностями какого характера – методического или психологического – вы при этом сталкиваетесь? 3. Как вы оцениваете значение пословиц и поговорок, их влияние на формирование и развитие нравственных ценностей у учащихся? 4. Должен ли современный человек использовать в своей речи пословицы и поговорки? 5. Как вы считаете, нужно ли разнообразить тематику пословиц и поговорок, изучающихся на уроках чтения? Если да, то какие бы темы вы добавили? 6. Как вы считаете, какой УМК отводит существенное место работе над формированием нравственных качеств личности на основе материала пословиц и поговорок? От учеников требовалось ответить на вопросы: 1. Определить значимость каждого понятия для себя и поставить цифры от 1 до 6. Доброта трудолюбие Родина красота справедливость дружба 2. Какие качества личности ты хотел бы сформировать в себе? 3. Когда так говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь»? 4. Объясни пословицу «Сам с воробья, а сердце с кошку». 5. Как ты понимаешь «Нет друга так ищи: а нашёл, так береги»? 6. Объясни пословицу «Родимая сторона – мать, чужая мачеха». 7. Объясни пословицу «Труд человека кормит, а лень портит». Обработка анкетных данных показала следующее: учителя осознают важность влияния пословиц и поговорок на развитие и воспитание ученика. В то же время используют их преимущественно в качестве материала для уроков чтения, что свидетельствует об одностороннем понимании роли пословиц и поговорок. Вызывают тревогу ответы некоторых учителей, отрицающих необходимость использования в речи пословиц современным человеком: «Это совершенно ненужное занятие». Не в этом ли одна из причин появления и распространения нецензурных выражений, «заменивших» краткую и точную пословицу? Радует, что такие ответы единичны. Многие педагоги считают, что тематику пословиц нужно разнообразить, добавив такие темы, как «добро», «справедливость», «здоровье». Существенное место в работе над формированием нравственных ценностей на материале пословиц и поговорок отвели учителя УМК по традиционной системе и УМК «Начальная школа сегодня и завтра». Ответы учащихся обнадёживают, для них значимы понятия: доброта, Родина, дружба. Многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие качества личности, как – правдивость, доброта, справедливость, честность и т.д. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока себестоимость понятия «Родина», все понимают, что в будущем наша задача не только любить её, но и защищать. Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка». (65, с.297-298). Отсюда напрашиваются выводы: необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка. В связи с этим мы решили проанализировать УМК по традиционной системе и УМК «Начальная школа сегодня и завтра» – учебники по чтению и русскому языку. 2.2. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по традиционной системе. В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных классах» говорится, что «...новый курс призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить специфику словесного искусства, его образность». Под эту программу был разработан цикл новых учебников по чтению, в котором достаточно широко представлены пословицы и поговорки. Среди этих учебников, их три, книга первая - это окно в мир для первоклассников. Первым разделом является раздел «Устное народное творчество». Изучение раздела предусмотрено на четырнадцати уроках 2 класса (1 - 4). Специальный урок отводится на изучение темы «Пословицы и поговорки», как особого жанра в разделе «Устное народное творчество». В учебнике предложена тематическая классификация пословиц, как более простая и доступная младшему школьнику. Пословицы и поговорки представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Эти 5 подборок позволяют показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определённой теме, состав отобранных пословиц позволяет организовать работу над такими понятиями, как отличительные черты пословиц и поговорок, их образный строй, смысловая направленность, художественные особенности. Пословицы и поговорки вынесены на форзац учебника, как материал активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся. В учебнике тщательно подобраны пословицы и поговорки к текстам, которые отражают или основную мысль произведения, например: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» - «Кто родителей почитает, тот во век не погибает», русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» - «Друзья познаются в беде», «Доброе братство дороже богатства»; или характер героев, например: русская народная сказка «Лиса и тетерев» - «На языке медок, а на уме ледок», нанайская сказка «Айога» - «Личиком беленек, да душой черенек». Это помогает формированию такого важного навыка как умения применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией. Прочитав пословицу или поговорку дети объясняют почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, а так же формируют умение использовать их в разговорной речи. В обобщающих вопросах так же множество заданий направленных на работу с пословицами и поговорками, например: 1. Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить. (17, с.18) 2. Пословицы «рассыпались». Собери их. (17, с.45) 3. Прочитай рассказы Л.Н. Толстого. В чём смысл каждого рассказа и как он отражён в пословице? (17, с.45-46) 4. Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? как ты думаешь, откуда она появилась? (17, с.120) 5. Выпиши в свою тетрадь слова из басен И.А. Крылова, которые употребляются как пословицы. Приведи примеры из жизни, когда можно употребить эти пословицы (17, с.122) 6. К какому произведению А.Л. Барто подходит пословица: «Ласковое слово – что вешний день»? (17, с.218) 7.С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы: Вежливости открываются все двери. Красив тот, кто красиво поступает. Словами и туда и сюда, а делами – никуда. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Остёр на язык, а к делу не привык. (18, с.34) Аналогичная работа предусмотрена и в учебнике «Родная речь» книга 2. Хотя количество пословиц и поговорок несколько уменьшается, но их количество достаточно для проведения полноценной работы над ними. Они снова вынесены на форзац учебника, но отдельно вынесенного этого жанра «Устное народное творчество» - нет. В этом классе работа с пословицами и поговорками проводится в основном на уроках обобщения и закрепления по изученным разделам, например: 1. Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ты её понимаешь. 2. Можно ли поговорку «хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой? Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить. 3. Прочитай пословицы. К какому из героев сказки их можно отнести? Почему ты так думаешь? «Смелость города берёт», «Смелый приступ половина победы». (19, с.221-222) 4. Почему так говорят: «Пословица не даром молвится», «Пословица всем делам помощница»? 5. Вспомни пословицы и поговорки на темы: «труд, мастерство», «лень, безделье». В книге « Родная речь» - 3, встречаются задания такого вида: 1. Какую пословицу сказал Илья Муромец? Что она значит? Как ты её понимаешь? (21, с.48) 2. Подбери пословицы или поговорки, которые можно было бы употребить в сказке П.П. Бажова. Например: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (22, с.57) 3. Вспомни поговорки, в которых говориться о времени. Например: Делу время – потехе час. (22, с.126) Задания подобного рода встречаются систематически на протяжении всех лет обучения. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у школьников. Методический аппарат учебников указывает направление работы над пословицами. Подобные задания встречаются и в учебниках «Русский язык» на протяжении четырёх лет. В 1 классе (учебник-тетрадь) тексты пословиц и поговорок встречаются практически на каждом уроке, например: 1. Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать эту пословицу. «Нет в мире краше Родины нашей». (23, с.14). 2. Прочитай пословицу. В чём её смысл? «Цыплят по осени считают». (23, с.26). 3. Прочитай пословицы. В чём смысл каждой из них? Напиши пословицу, которая, как тебе кажется более всего соответствует словам из стихотворения С. Баруздина: «Человек без дома – человек без слова!» (23, с.48) 4. Прочитай поговорку. Как ты понимаешь её смысл? (23, с. 63) 5. Прочитай пословицу. Как ты её понимаешь? Приведи пример из жизни, когда было бы уместно употребить эту пословицу. (23, с.76) Аналогичные задания есть и во втором классе, например: 1. Прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят. (58, с.3) 2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни, почему так говорят. (58, с.27) 3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты знаешь? (58, с.109) 4. Выучить наизусть – задание на дом. (58, с.150) 5. Прочитай пословицы. Выбери одну из пословиц как заголовок к тексту. (58, с.181) В третьем классе задания постепенно усложняются, на основе текстов пословиц и поговорок закрепляются, совершенствуются ЗУН полученные на уроках, например: 1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл. (59, с.16) 2. Прочитай пословицы. Какие буквы пропущены в словах. Объясни смысл пословиц. (59, с.75) Аналогичные задания на страницах 95, 96 и т.д. 3. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему. (59, с.114) Аналогичные задания на страницах 141, 147, 198 и т.д. 4. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши. Составь рассказ (устно), заголовком которого будет одна из пословиц. (59, с.125) 5. Дополни пословицу словом с «ъ» или с «ь». Объясни смысл пословицы. (59, с.134) Аналогичное задание на страницы 222. Подобные задания встречаются и в учебнике четвёртого класса, например: 1. Прочитайте пословицу. Объясните их смысл. (60, с.3) Аналогичные задания на страницах 59, 62,116 и т.д. 2. Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Объясните смысл пословиц. (60, с.64) Аналогичные задания на страницах 143, 144, 187, 188 и т.д. 3. Прочитайте пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. Объясните смысл пословиц. (60, с.88) 4. Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей «Что посеешь, то и пожнёшь». (60, с.188) 5. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Составьте текст, заголовком которого будет одна из пословиц (по выбору). (60, с.203-204) Таким образом, учебники «Родная речь» содержат достаточное количество пословиц и поговорок, что позволяет организовать полноценно работу по их изучению, так как представлена широкая тематика пословиц. Задания составляются непосредственно к каждой подборке, используются пословицы в заданиях к другим литературным текстам. Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы и поговорки являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием прямого и переносного смысла пословиц. По желанию детей (и только по желанию), учащиеся могут завести тетради, в которые заносят понравившиеся пословицы и поговорки. Большое внимание уделяется и игровым приёмам работы с пословицами и поговорками, ведь это благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для письма. Они метки, лаконичны, школьники любят их и легко запоминают. 2.3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по программе «Начальная школа сегодня и завтра». За основу подачи материала взят линейный принцип обучения. Пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, так как в этом курсе пословицам отводится важная роль. Первые встречи с пословицами происходят в первом классе на уроках литературного слушания и грамоты: сначала дети слышат пословицы, затем читают их сами, например: «Не за то волка бьют, что сер, А за то, что овцу съел» (27, с.56) Во втором полугодии первоклассники уже соотносят пословицы с содержанием прочитанных произведений, например: «Прочитай пословицы и поговорки. Подходят ли они к рассказу Е. Пермяка «Торопливый ножик»? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Поспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь, один – отрежь» (26, с.172) Дети работают с рассказом, затем читают пословицы и сравнивают содержание рассказа и пословиц, выбирают ту, которая подходит к этому рассказу, объясняя свой выбор и тем самым соотнося содержание рассказа с народной мудростью, выраженной в пословицах. Аналогичные задания встречаются в учебнике на страницах 174, 182, 189 и т.д. Со второго класса вводится предмет литературное чтение. «Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д. - .это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой формирования личности ребёнка. На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время этой встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт» (6, с.44). Если в первом классе ученик ещё не владеет навыком чтения, и чтение является для него предметом обучения, то по мере формирования навыка чтения оно становится средством обучения, познания, развития. В учебнике «Литературное чтение» для второго класса, который состоит из двух частей, в первой его части в разделе «Делу время..» помещены пословицы о Родине, о человеке, о труде и лени, о дружбе.(32, с.28) На этом уроке дети получают понятия о пословице как жанре фольклора «Пословица – произведение фольклора. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает». При работе над сказкой Пермяка «Две пословицы» даны такие вопросы: «Что шепнула Косте собака? Прочитай. Объясни пословицы. Почему автор так озаглавил свою сказку?» (32, с.55) Встречаются задания: 1. Попробуй придумать пословицу, загадку, шутку или считалку. (32, с.25) 2. Вспомни пословицы о труде. (32, с.96) 3. Встречаются ли в тексте (В. Одоевский «Мороз Иванович») пословицы? Найди и прочитай.(32, с.142) Аналогичное задание и на странице 144. 4. Пословица «Всякой матери своё дитя мило». а) Объясни смысл этой пословицы. б) Подходит ли она к рассказу В. Осеевой «Сыновья»? в) Что такое пословица (33, с.86). Аналогичные задания на страницах 87, 108 и т.д. Во второй части учебника в разделе «Семья и я» помещены пословицы о матери: «При солнышке тепло – при матери добро. Нет лучшего дружка, Чем родная матушка» (33, с.78) Подобные задания встречаются и в рабочих тетрадях: 1. «Соедини части пословиц и запомни их. Человек без родины, своя сторона. Всякому мила что соловей без песни.» (34, с.4). Аналогичные задания на страницах 10, 12, 26 (34), 23, 24, 26, 29 (35). 2. «Допиши пословицу. Всякому мила родная .» (34, с.4) Аналогичные задания на страницах 11, 17 (34), 20, 21, 25, 33 (35). 3. «Запиши пословицы о Родине, о труде, о лисе, о матери и т.д.» (34, с.6, 9, 12, 17, 28; 35, с. 9, 22, 32, 51). 4. «Найди пословицу в тексте С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело». Допиши её. Не говори - ., а говори - .» (34, с.11) 5. «Прочитай пословицы. Укажи (+), какая из них подходит к рассказу Е. Пермяка «Смородинка». Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит». (34, с.12) Аналогичные задания на страницах 13, 18, 21 (34), 30, 31 (35). Эта работа продолжается в третьем и четвёртом классах: подбираются пословицы к текстам произведений и темам чтения; выполняются работы творческого характера, отбираются и читаются книги с пословицами. В разделе «Устное народное творчество» дети вспоминают пословицы и поговорки, с которыми встречались ранее. В теме «Пословицы» рассматривают понятие пословицы «Пословицы – краткое мудрое изречение». (36, с.25), содержание и структуру пословиц («Какие пословицы ты знаешь? О чём эти пословицы? Объясни их значение. Какие бывают пословицы?»). (36, с.25-27). В теме «Проверь себя» даны задания: 1. «Что такое загадка, пословица, скороговорка? 2. Какие произведения фольклора ты знаешь? 3. Прочитай одно из произведения фольклора, которое тебе нравится. 4. Проверь себя: сколько ты знаешь пословиц? 5. Подготовься к конкурсу «Знатоки загадок, пословиц, поговорок и скороговорок».»(36, с.48) Аналогичная работа с текстами пословиц и поговорок ведётся и в рабочих тетрадях. Например, в теме «Пословицы» даны такие задания: 1. «Допиши предложение. Пословица – это. 2. Прочитай пословицы и соедини каждую с темой. 3. Собери пословицы. Объясни их смысл. 4. Допиши пословицы. Объясни их смысл. 5. Придумай рассказ «Друзья познаются в беде». Нарисуй иллюстрацию к рассказу». (38, с.12-13). Для задания № 5 дана подсказка в виде алгоритма последовательности действий, которая помогает выполнить это задание. Встречаются задания с текстами пословиц и поговорок и в дальнейшей работе, например: 1. «Запиши пословицы на темы. О Родине: О дружбе: Об учении:» (38, с.21) 2. «Запиши название сказки, в которой встречаются пословицы». (38, с.21) 3. «Прочитай. Подумай, что это. Найди пословицу».(38, с.22) При работе над текстом произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех» дано задание: «Найди в тексте пословицу и запиши».(39, с.12). Аналогичное задание дано при работе над текстом «Честное слово» Л. Пантелеев (39, с.31), при работе над текстом М.М. Пришвина «Двойной след» (39, с.38) и т.д. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. В учебнике четвёртого класса уже меньше заданий в тексте которых встречаются пословицы и поговорки, но всё же они есть, например: «Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни» (40, с.44). Чаще задания встречаются в рабочих тетрадях, например: 1. «Запишите пословицы. Объясните их смысл. О дружбе: О семье: О труде:» (42, с.5) 2. «Прочитайте пословицы и поговорки. Подчеркните поговорки. Объясните их смысл». (42, с.5) 3. «Соберите пословицы. Объясните их смысл» (42, с.26). Аналогичные задания встречаются достаточно часто. (43, с.92) 4. Укажите стрелками темы пословиц. (43, с.92) 5. Найдите в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера» пословицы и запишите. (42, с.88) При работе над басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» дано задание, «Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая могла бы быть моралью этой басни. Объясните свой выбор». (42, с.35) Аналогичная работа предусмотрена по басне И. Хемницера «Друзья» (42, с.38), по басне И. Дмитриева «Муха» (42, с.45), по сказкам А.С. Пушкина (42, с.62), по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (43, с.6-7) и т.д. При изучении басни И. Крылова «Мартышка и очки» предусмотрена работа со сборниками «Пословицы и поговорки». Дети ищут пословицы, которые бы выражали главную мысль басни. При работе над текстом А.П. Чехова «Каштанка» дано задание: «Найдите и запишите две поговорки. Подчеркните пословицы, которые подходят к рассказу» (43, с.12) Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, обогащения речи, как материал воспитывающий будущего гражданина страны. Продолжение этой работы мы можем видеть и на уроках русского языка. Например, на форзац учебника «Русский язык» (29) вынесена пословица «Делу время, потехе – час», здесь же в упражнениях встречаются тексты пословиц и поговорок на страницах 51, 71 и т.д. В учебнике третьего класса так же встречаются задания, но их уже меньше, например: «Из слов каждой строчки составьте пословицы и запишите». (30, с.39) Чаще подобные задания можно увидеть в рабочих тетрадях, например на страницах 16, 20, 22 и т.д. (52). Если откроем учебник четвёртого класса, то можем прочитать такие задания: 1. «Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Запишите вставляя буквы». (44, с.84, 112) 2. «Спишите пословицы. Глаголы в скобках ставьте в форме нужного лица и числа» (44, с.102-103, 114). Закрепление темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» происходит на материале пословиц. (44, с.82) В рабочих тетрадях представлены такие задания: «Допиши в пословицах пропущенные безударные окончания глаголов. Объясни смысл пословиц» (53, с.39- 40), «Поставь глагол в пословицах в нужную форму, запиши. Объясни смысл пословиц» (54, с.9-10). Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы и поговорки активизируются, то есть входят в детское употребление. 2.4. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как материале, формирующем систему ценностей школьников. Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Мы считаем, что после прочтения текста произведения и его анализа нужно работать с пословицами. Например: к русской народной сказки «Лиса и журавль» (17, с.22-23) в учебнике дана одна пословица – «За добро добром и платят», мы предлагаем взять ещё несколько пословиц, например: «Каков гость, таково и угощение», «На что и звать, коли нечего дать», «Старую лису хитростям не учить». Работая с серией пословиц, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как их понимают дети. - Как вы понимаете эту пословицу? - Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы? - Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации? - Как бы поступили вы? - Почему? Можно усложнить задание, предложив ещё и такие пословицы: «Труд кормит, а лень портит», «Шило в мешке не утаишь». Сначала выясняем: какие из пословиц подходят к произведению и только потом работаем над ними. Можно предложить другую работу – найдите отрывки, которые соответствуют иллюстрациям, найдите эпизоды из произведений, соответствующие пословицам. Например: при работе над рассказом Н.Н. Носова «На горке» (17, с.206-209) можно предложить такие пословицы: «На всякое хотенье есть терпенье», «Ум хорошо, а два – лучше», «Поспешишь – людей насмешишь», «Умел ошибиться, сумей и поправиться». Первой пословице соответствует та часть рассказа, где говориться о желании Котьке покататься с горки. Ко второй эпизод, где товарищи заставили Котьку исправить испорченную горку. Аналогичную работу можно провести и с произведением этого же автора «Заплатка». Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину. Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве оборудования советуем использовать: стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам художника А. Елисеева; выставку книг ( В.П .Аникин "К мудрости ступенька", Л. Толстой "Скучен день до вечера, коли делать нечего", Б.В. Шергин "Одно дело делаешь, другого не порть", Г.А. Галичев "О пословицах", сборники пословиц, поговорок, книги В.И. Даля); плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах и поговорках: Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А. С. Пушкин) Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль) Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов) Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много. ( Л. Н. Толстой) В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький) Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением, инсценированием, играми, творческой работой учащихся. См. подробнее прило- жение с. 64 – 71. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей . Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится. Пословица - всем делам помощница. Без пословицы не проживешь. Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во- вторых, по своему содержанию».(9, с. 12). Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Любишъ кататься, люби и саночки возитъ. Хочешь естъ калачи, не лежи на печи. А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл: Семь раз примерь, один раз отрежъ. В болъшом деле и маленькая помощъ дорога. За двумя зайцами погонишъся - ни одного не поймаешь. Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение. После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно. Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет. Речи как мёд, а дела как полынь. Чужая душа - потёмки. Спи камешком — вставай пёрышком. Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает. Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает. Знания не кошель: за плечами не носить. Как видно из приведённых примеров, сравнения имеют разные средства выражения. Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: В лесу лес неровен, в миру - люди. «Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает учитель. «Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают дети. - Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.). - Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу. В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения: 1. Друг неиспытанный, что... 2. Дурную славу нажить, как... 3. За старой головой, как... 4. Красавица без ума, что... 5. Красна девка в хороводе, что... 6. Ласковое слово, что... Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день. При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова. В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне: Делу - время, потехе - час. Труд кормит, а ленъ портит. Мал золотник, да дорог. Красота приглядится, а ум пригодится. Хочешь стать орлом, а трясешься как курица перед насестом. Не спеши языком, торопись делом. Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что в пословице важно понимание общего смысла, она кратка и не обильна словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа. Он предлагал такой вид работы с пословицами - учитель лишь намекал на пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу: Труд кормит, а что же лень? Ученье свет, а неученье что? Поговорка цветочек, а что же пословица? Готовь сани летом, а что ж зимой? Дружно не грузно, как же врозь? Или такое задание: восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные: 1. За (какой?) головой, как за каменной стеной.. Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой. 2. (Какое?) слово, что весенний день. Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее. 3. (Какая?) книга - лучший друг. Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная. 4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. Слова: прочную, крепкую, хорошую. Цель приведённых выше заданий и упражнений - помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках. Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной. Постичь смысл пословицы - значит воспринять обобщённо-метафорический образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности. Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду. Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».(9, с. 39). Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников. Выводы по 2 главе. 1. Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их использования. 2. Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь. 3. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, но в разной степени. 4. Наиболее полно материалы для работы над формированием нравственных качеств личности на материале пословиц и поговорок представлен в учебниках по чтению (авторы Г.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) -традиционного курса обучения. В учебниках чтения данной программы предусмотрены специальные уроки по данной теме с последующей отработкой материала в ходе выполнения различных заданий к текстам. 5. В учебниках по чтению вариативной программы «Начальная школа сегодня и завтра» (автор Л.А. Ефросинина), по русскому языку (авторы А.О. Евдокимова, С.В. Иванова и другие) пословицы и поговорки представлены в достаточном объёме. И хотя структура учебников по этой программе значительно отличается от традиционной, вопросу изучения пословиц и поговорок, употреблению их в разговорной речи, нравственному воспитанию учащихся уделено большое внимание. 6. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках чтения и по традиционной, и по вариативной программам является работа над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у школьников жизненного и читательского опыта. 7. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей , с постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятель-ности в их решении. 8. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка. Заключение. Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения и русского языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы: 1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. 2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры. 3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась. 4. Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения «Начальная школа сегодня и завтра». 5. Несмотря на давние традиции, методически вопрос работы с пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка разработан недостаточно и в традиционной программе, и в программах развивающего обучения. В школах преобладает работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, в большей степени на уроках чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других, недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи учащихся. 6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и поговорками поможет введение в практику работы учителей разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные возможности пословиц и поговорок. 7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (12, с.8). Список использованной литературы: 1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175. 2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200. 3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214. 4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56. 5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1998. – С.240. 6. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. – С.320. 7. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384. 8. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – С.480. 9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.- 1994.-№3.- С.12. 10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283. 11. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 - 69. 12. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 . 13. Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с анг. А.Д. Шмелёва.-М.: языки славянской культуры, 2001,С.287. 14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, С.320. 15. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа... - М.: Просвещение, 1993. – С.142 16. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 7, С. 7 - 15. 17. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.224. 18. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.254. 19. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.2.Ч.1.- М.: Просвещение, 1995.-С.240. 20. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.2.Ч.2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240. 21. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.3.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.255. 22. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.3.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.208. 23. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000.-С.127. 24. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 . 25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955. 26. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Журова Л.Е. Чтение и письмо. Учебник для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. (2 полугодие).- М.: Вентана – Граф, 1998.- С.224. 27. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. и др. Грамота. Учебник для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. - М.: Вентана – Граф, 1998.- С.192. 28. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.136. 29. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.136. 30. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.160. 31. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.160. 32. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.168. 33. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.192. 34. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56. 35. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56. 36. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160 37. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160. 38. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96. 39. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96. 40. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160 41. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160 42. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96. 43. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96. 44. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл. четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2001.-С.144. 45. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл. четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.2.- М.: Вентана – Граф, 2001.-С.144. 46. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-2000.-№5.- С.20-22. 47. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51. 48. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики». М., 1991.- С.246. 49. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа, 1997 г., №7,С.39-40. 50. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Орфографическая тетрадь для 2 кл. четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.80. 51. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 3 кл. четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48. 52. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 3 кл. четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48. 53. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 4 кл. четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48. 54. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 4 кл. четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48. 55. Культура. Филология. Методика: сборник трудов в честь 60-летия доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы и фольклора СГПУ Г.С. Меркина.- Смоленск: СГПУ, 2000. –С.220. 56. Левин Ю.И. Провербиальное пространство. Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.424. 57. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- С.254. 58. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2001.- С.208. 59. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2002.- С.256. 60. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2003.- С. 256. 61. Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции, посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Смоленск, 24 мая 2001 года).- Смоленск: СГПУ, 2002.- С.290. 62. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв. ред. А.А. Уфимцева; АН СССР, Ин-т языкознания.-М.: Наука, 1986.- С. 141. 63. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863. Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665. 64. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44. 65. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664. 66. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19. 67. Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики. Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленкс: СГПУ, 2003.- С.168. Приложение 1. Фрагмент конспекта урока чтения по традиционной системе во 2 классе на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». (17, с.15-18). Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; работать над формированием нравственных ценностей у детей; 2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать; 3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру общения. Ход фрагмента урока: 1. Работа с пословицами: 1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей». 2) Чтение пословиц: (прочитав пословицу учитель спрашивает детей) Беседа: - Понравилась ли вам пословица? Создание - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не поняла, проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»? (У растений появляются красивые цветы.) - Значит поговорка это что-то красивое? - А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из него вырастет плод? (Нет.) Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем завершённая мысль. - О пословице сказано, что она ягодка. А что значит слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины) Микро-вывод: - А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем в пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно. - Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы, которые ей дал сам народ. - Как вы думаете, почему «пословица недаром молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В ней есть оценка хорошему и плохому.) Работа с - Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём толь- учебником: ко несколько разделов. а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух хорошо читающим учеником). - Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину. Наши деды отдавали жизнь за Родину). - Согласны ли вы с этими пословицами? - Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как родную мать). - Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню). б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа). - Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную ми-нуту, помогает). в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии. (аналогичная работа). - Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям, друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол. Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь сделать это как можно лучше). - Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают). г) – Прочитайте пословицы о лени и нерадивости. (аналогичная работа). - Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или смотрит телевизор). д) – Прочитайте пословицы о природе (аналогичная работа). Слово учителя: - Послушайте, что сказал великий писатель М.А. Шолохов о пословицах: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас. радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень.». Приложение 2. Фрагмент конспекта урока чтения по традиционной системе во 2 классе на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа». Урок 1. (17, с.43-50). Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа, продолжить формирование нравственных ценностей у детей; 2) развивать литературный вкус и логическое мышление; 3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа. Ход фрагмента урока: 1. Игра «Собери пословицу». - Восстановите исходный текст. на доске: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами. (Записываем версии детей: Не изба, а красна углами, красна пирогами. Не пирогами изба красна, а углами. Не красна изба углами, а красна пирогами – исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных вариантов, обсуждаем каждый из них.) - Почему именно третий вариант остался в памяти народной? - Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая. Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то как тебя встретят). - Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за стол, поставить угощение). - Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек, который любит принимать у себя своих друзей, знакомых, всегда рад приходу гостей). 2. Игра «Закончи пословицу». - Я называю первую половину пословицы, а вы вторую. Кто много читает. (тот много знает). - Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать). - Когда так говорят? Мир освещается солнцем. (а человек знанием). Труд человека кормит. (а лень портит). Повторенье - . (мать ученья). Не спеши языком. (торопись делом). - Какая из пословиц понравилась и почему? - Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.). - Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным). 3. Игра «Назови пословицу». - Восстановите пословицу по этим словам (слова на табличках). Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров). - Как вы понимаете пословицу? (Чем дальше идёт время, тем больше трудностей возникает, из которых нелегко найти выход). Дело – мастер (Дело мастера боится). Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья). Дело – потеха (Делу – время, потехе – час). Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом). - Придумайте свою историю к одной из пословиц. («Делу – время, потехе - час». Вчера мы с мамой делали уборку на улице вокруг нашего дома. Мы собирали мусор, ветки, старые листья. Когда мы закончили уборку, то пошли домой смотреть телевизор). (Выступает 2-3 ученика). 4. Игра «Найди лишнюю пословицу». на доске: Хвастать – не косить, спина не болит. Не спеши языком – торопись делом. Язык до Киева доведёт. От слова до дела сто перегонов. (Суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно, лишней является третья пословица). 5. Обобщение. Подведение итогов. Приложение 3. Фрагмент конспекта урока чтения по традиционной системе во 2 классе на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа». Урок 2. (17, с.43-50). Цели: продолжить формирование нравственных качеств личности, развивать умение работать в коллективе; выяснять сущности пословиц, их воспитательную направленность. Ход фрагмента урока: Занятие начинается с выяснения сущности пословиц как законченной мысли, выраженной в лаконичной, сжатой речевой форме. 1. Повторение. а) - Вспомните как можно больше пословиц. (Все перечисленные учениками пословицы выписываются на доске и пронумеровываются). б) Разбиение класса на группы по трое, четверо (по желанию). 2. Работа в группах. - Задание: распределите пословицы по группам, в зависимости от их тематики, подготовьтесь объяснить смысл каждой пословицы. (Пока дети работают - учитель наблюдает, а ассистент – записывает все пословицы названные детьми на заранее подготовленные лепестки ромашки). 3. Подведение итогов. Выступление следует после 6-7 минут подготовки. Дети называют раздел и номера пословиц, которые вошли в этот раздел (при этом ничего не объясняя). Остальные в это время фиксируют ответы своих товарищей. Анализ этой работы будет проведён после игры «Ромашка». 4. Игра «Ромашка». - Правила игры: срываете лепесток, читаете и объясняете смысл пословицы. Анализ: - Были ли ошибки в определении тематики пословиц? - Какие? - Почему вы так решили? 5. Обобщение. Подведение итогов. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|