РУБРИКИ |
Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура - (реферат) |
РЕКЛАМА |
|
Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура - (реферат)p>“Холодная война”, раскол рабочего и демократического движения, чувство разочарования, вызванное тем, что обещанные программой НСС глубокие социальные преобразования в полной мере не осуществились, сказались на настроениях народных масс. Общественный подъем первых послевоенных лет сменился снижением политической активности. Численность политических и профсоюзных организаций рабочего класса значительно сократилась. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы потеряли больше половины своих членов. Численность Коммунистической партии упала до 500 тыс. , а численность ВКТ– до 2 млн. членов.Расколов трехпартийную коалицию, лидеры Социалистической партии и партии МРП повели яростную борьбу против коммунистов. Вместе с тем они не хотели уступать власть партии РПФ, которая безуспешно требовала проведения досрочных парламентских выборов. В ноябре 1947 г. , в разгар всеобщей стачки. Социалистическая партия и МРП образовали совместно с радикалами и частью “независимых”коалицию так называемой третьей силы, которая официально поставила своей целью бороться как против коммунизма, так и против голлизма. Фактически политика “третьей силы”, означавшая союз между социал-реформистами и частью буржуазии, была рассчитана прежде всего на борьбу против компартии и на удержание власти партиями “третьей силы”. В ожидании очередных парламентских выборов 1951 г. коалиция “третьей силы”провела выгодный для себя избирательный закон, который заменил пропорциональное представительство мажоритарной системой. Если пропорциональное представительство обеспечивало каждой партии количество депутатских мест, пропорциональное числу собранных ею голосов, то при мажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовало больше половины избирателей, получали все депутатские мандаты данного округа. В результате выборов 1951 г. Коммунистическая партия утратила часть избирателей, но осталась на первом месте, собрав более 26% голосов. Зато партии “третьей силы” – социалисты и МРП – потеряли 40–50% своих прежних избирателей, которые перешли главным образом к РПФ. Влияние РПФ, “независимых”и других правых партий возросло, но все же ни одна из политических группировок не добилась абсолютного большинства. Если в Национальном собрании 1946 г. три главные партии получили 75% депутатских мандатов, то теперь 6 политических группировок – коммунисты, социалисты, радикалы, МРП, “независимые” и РПФ – имели крупные фракции в Национальном собрании, прозванном поэтому шестигранным. Разногласия между партиями обрекали на неустойчивость любое правительство. За пятилетний период существования избранного в 1951 г. Национального собрания во Франции сменилось 12 правительств. Социалистическая партия, увидев, что ее влияние падает, перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский блок, состоявший из правых (“независимых”) и центристов (МРП и радикалов). Главной задачей рабочего движения в годы “холодной войны” была борьба за мир, демократию и национальную независимость. Французские коммунисты резко критиковали план Маршалла и Североатлантический пакт, выступали против европейской интеграции и перевооружения Западной Германии, боролись за дружбу с Советским Союзом. Широкий общественный резонанс получило торжественное заявление генерального секретаря ФКП М. Тореза: “Народ Франции не будет, никогда не будет воевать против Советского Союза”. Коммунисты стали душой движения сторонников мира, одним из основателей которого был выдающийся французский ученый, член ЦК ФКП Ф. Жолио-Кюри. 14 млн. французов подписали обращение Всемирного Совета Мира с призывом запретить атомное оружие. 12 млн. подписей было собрано в поддержку предложения заключить Пакт мира между пятью великими державами. Однако позиции французских коммунистов существенно ослаблялись некритическим отношением к политике сталинского руководства Советского Союза, их безоговорочной поддержкой всех его внешнеполитических акций. Следуя традициям международной солидарности, ФКП вела упорную борьбу против колониальных войн, в первую очередь против “грязной войны”во Вьетнаме. По призыву коммунистов докеры Тулона, Марселя, Бреста и других французских портов отказывались грузить оружие для войны в Индокитае. Приобрел известность мужественный поступок молодой француженки Раймонды Дьен, которая легла на рельсы, чтобы остановить состав с оружием, предназначенным для войны во Вьетнаме. Компартия возглавила кампанию в защиту моряка Анри Мартена, отказавшегося участвовать в колониальной войне. Большим упорством отличалась борьба французских трудящихся за сохранение и повышение своего жизненного уровня и улучшение условий труда. После ряда стачек добились повышения заработной платы шахтеры, рабочие черной металлургии, докеры, железнодорожники. В феврале 1950 г. был принят закон о коллективных договорах и урегулировании трудовых конфликтов, который официально запретил дискриминацию в оплате и условиях труда в зависимости от расы, пола и возраста. Законом устанавливался гарантированный минимум заработной платы (СМИГ), который составлял около половины средней заработной платы. В середине 50-х годов во Франции развернулось массовое крестьянское движение. Крестьяне требовали снижения налогов и установления справедливых закупочных цен на сельскохозяйственные продукты. Чтобы привлечь внимание к своим требованиям, они устраивали массовые демонстрации, воздвигали заграждения на дорогах, останавливали движение транспорта. На юге и в центре Франции возникло движение лавочников и ремесленников, которое возглавил владелец писчебумажной лавки П. Пужад. Пужадисты протестовали против высоких налогов и жесткой правительственной регламентации торговли и ремесла, но критиковали правительство с правых позиций, нападали на все политические партии, требовали распустить парламент, установить “сильную власть” и беспощадно подавлять освободительное движение в колониях. 2. 3. 4. Конец Четвертой республики. Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий серьезно улучшить положение народных масс, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения и даже части буржуазии. Основные буржуазные партии Четвертой республики оказались расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма и неоколониализма, “атлантисты” и их противники, приверженцы “интеграции Европы” и защитники национальной независимости. Сложившаяся ранее партийно-политическая система претерпела серьезнее изменения. Партия РПФ, так и не сумевшая прийти к власти, потерпела поражение на муниципальных выборах 1953 г. и прекратила политическую деятельность. Партия МРП, отказавшись от программы НСС и социальных реформ, быстро теряла влияние, превращаясь в сравнительно небольшую группировку, сделавшую основой своей политики “атлантизм” и “интеграцию Европы”. В 1955 г. произошел раскол в Партии радикалов. Правые радикалы продолжали сотрудничать с МРП и“независимыми”, а левое крыло во главе с Мендес-Франсом взяло курс на разрыв с ними. Социалистическая партия также отказалась от союза с МРП и “независимыми” и стала сближаться с левыми радикалами. Парламентские выборы, состоявшиеся в январе 1956 г. , показали, что в стране происходит сдвиг влево. Несмотря на атаки реакции, первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в“республиканский фронт”. Правые партии потеряли значительную часть имевшихся у них ранее депутатских мандатов. Отклонив предложение коммунистов о совместных действиях, социалисты и левые радикалы образовали правительство“республиканского фронта”. Главой правительства стал генеральный секретарь Социалистической партии Ги Молле, а его заместителем–лидер левых радикалов Мендес-Франс. При поддержке компартии и других левых сил правительство“республиканского фронта” повысило заработную плату и пенсии, увеличило продолжительность оплачиваемого отпуска с 2 до 3 недель. Ги Молле совершил поездку в СССР и после переговоров с новым советским руководством подписал заявление, в котором намечалась перспектива сотрудничества между Францией и СССР, отмечалась общность взглядов обоих государств по проблемам разоружения и помощи развивающимся странам. В марте 1956 г. правительство “республиканского фронта” признало независимость Туниса и Марокко, в июне – заявило о предоставлении местного самоуправления коренным жителям французских колоний в Тропической Африке. Оно обещало восстановить мир в Алжире, но под давлением колонизаторов отказалось от своих обещаний и продолжало войну, перебрасывая в Алжир все новые и новые подкрепления. Осенью 1956 г. правительство Ги Молле приняло решение об участии Франции в агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-коммунистов, но не получив прочной поддержки правых, правительство Ги Молле в мае 1957 г. было вынуждено уйти в отставку. После отставки Ги Молле политическая обстановка во Франции еще более осложнилась. Массы населения устали от министерской чехарды. Они потеряли доверие к левым силам, которые не выполнили своих обещаний. Война в Алжире превратилась, по выражению Тореза, в “язву на теле страны”. Расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае. В Алжир была направлена громадная французская армия общей численностью в 500 тыс. человек, но она не могла справиться с освободительным движением. Командный состав этой армии глубоко проникся ультраколониалистскими настроениями, широко применял пытки и массовые репрессии против мирного населения. Генералы и офицеры – ультраколониалисты не скрывали своего презрения к “слабым” и неустойчивым правительствам Четвертой республики, которые, по их мнению, не вели войну с достаточной энергией и будто бы были готовы“отказаться от Алжира” (т. е. признать его независимость). Они требовали продолжать войну до победного конца. К началу 1958 г. среди ультраколониалистов сложился заговор, имевший целью создание “сильной власти”, способной победоносно завершить войну в Алжире. Заговорщики установили связи с окружением генерала де Голля, который был известен как сторонник сильной, власти, и стали добиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находила отклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связь с движением Сопротивления и демократическими реформами Временного правительства. 13 мая 1958 г. ультраколониалисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов“взять на себя власть Республики” при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. Над Францией нависла угроза военного переворота. Коммунистическая партия призвала трудящихся к забастовкам и демонстрациям протеста. Она предложила всем левым силам совместно выступить в защиту республики против мятежников. Однако лидеры социалистов и других левых групп не поддержали компартию, утверждая, будто союз с коммунистами против мятежников неизбежно вызовет гражданскую войну. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы отказались принять участие в забастовке протеста, организованной компартией и ВКТ. Охваченные смятением, напуганные, с одной стороны, мятежниками, а с другой – возможностью быстрого роста народных сил во главе с коммунистами, ведущие деятели буржуазных партий при поддержке руководства Социалистической партии предпочли передать власть де Голлю. 1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие правительству де Голля, в которое вошли представители всех главных буржуазных партий, а также два социалиста, включая Ги Молле. Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции. Затем Национальное собрание разошлось “на каникулы” и более не собиралось. Период Четвертой республики закончился. Вернувшись к власти в июне 1958 г. , генерал де Голль немедленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. ее проект был вынесен на референдум. Сохраняя республику и признавая демократические свободы, зафиксированные в конституции 1946 г. , проект новой конституции ограничивал права парламента и резко расширял полномочия президента. Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и верховного главнокомандующего. Он председательствовал в совете министров, назначал премьер-министра и министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные должности. Ни один закон не мог вступить в силу без подписи президента. Президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти в случае угрозы республике или независимости нации. Полномочия парламента, состоявшего из двух палат – Национального собрания и сената, – существенно ограничивались. Сроки парламентских сессий и процедура обсуждения бюджета сокращались. Парламент не мог ни контролировать, ни сместить президента. Правда, правительство было обязано уходить в отставку, если Национальное собрание абсолютным большинством голосов примет особую “резолюцию порицания”, но в этом случае президент мог распустить парламент и назначить новые выборы. Считая, что новая конституция приведет к опасному усилению исполнительной власти и поставит под угрозу демократические свободы, Коммунистическая партия призвала голосовать против нее. Проект конституции критиковала также часть социалистов, левых радикалов и близких к ним групп, лидерами которых являлись Пьер Мендес-Франс и Франсуа Миттеран. Однако все остальные политические партии, включая официальное руководство Социалистической партии, одобрили правительственный законопроект. Во время референдума за проект конституции проголосовало 79% избирателей. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровавшиеся в политической системе и практической деятельности Четвертой республики. На них повлияло запугивание угрозой гражданской войны, к которому широко прибегали все буржуазные партии и Социалистическая партия. От трети до половины избирателей, поддержавших проект конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война. Влияние левых сил было ослаблено длительным расколом. Даже социалисты и сторонники Миттерана и Мендес-Франса, которые голосовали против правительственного законопроекта, отказывались от совместных действий с коммунистами. Большое значение имел личный авторитет де Голля. Многие французы, помнившие его роль в движении Сопротивления и его борьбу против “европейской армии”, полагали, что лишь де Голль может достойно защитить национальные интересы и добиться мира в Алжире. В то же время действия де Голля одобряли ультраколониалисты, считавшие, что новая конституция обеспечит создание сильного правительства, которое сумеет подавить национально-освободительное движение в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями. Принятие конституции юридически оформило создание Пятой республики. Затем последовала серия новых выборов, необходимых для формирования высших органов власти. В ноябре 1958 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по мажоритарной системе в два тура. Это давало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туре обычно блокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам. Накануне выборов сторонники генерала де Голля, возглавлявшие ранее партию РПФ, создали новую политическую партию – “Союз в защиту новой республики” (ЮНР). Это была правая буржуазная партия. Но она пользовалась поддержкой широких слоев населения, которые, как показал референдум, питали доверие к генералу де Голлю. В результате выборов партия ЮНР, собрав в первом туре 20, 4% голосов, вышла на первое место. Благодаря мажоритарной системе голосования она получила 188 депутатских мест – гораздо больше, чем имела бы при пропорциональной системе. Значительно возросло количество мандатов и у других правых партий, поддержавших де Голля, особенно у “независимых”, увеличивших число своих избирателей почти на 1 млн. человек по сравнению с предыдущими выборами 1956 г. Блок ЮНР и “независимых” получил абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Как и во время референдума по вопросу о конституции, главными факторами, предопределившими победу правых партий, были авторитет генерала де Голля и надежда, что он сумеет положить конец войне в Алжире. Социалисты и МРП в основном сохранили своих избирателей. Коммунистическая партия потеряла более 1, 5 млн. голосов. За нее голосовали 19, 2% избирателей, немногим меньше, чем за ЮНР, но из-за невыгодной для коммунистов избирательной системы они получили лишь 10 депутатских мандатов. Для избрания одного депутата-коммуниста потребовалось 388 тыс. голосов, а для избрания одного депутата ЮНР – 19 тыс. 2. 4. 1. Режим “личной власти”. В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран президентом Франции. Премьер-министром он назначил своего давнего сотрудника, одного из основателей ЮНР Мишеля Дебре. Социалисты не вошли в новое правительство де Голля – Дебре. В нем были представлены все буржуазные партии, включая радикалов, но решающие посты получили члены ЮНР, безоговорочно поддерживавшие де Голля. Заняв пост президента, де Голль сосредоточил в своих руках основные рычаги управления и установил режим “личной власти”. Он лично руководил военной и внешней политикой, а также политикой в Алжире. Решения по всем важнейшим вопросам принимал президент, порой даже не обсуждая их в совете министров. Члены нового правительства были тесно связаны с ведущими французскими монополиями. Сам де Голль через своих детей породнился с династиями крупнейших магнатов тяжелой промышленности –Шнейдерами и де Ванделями. Премьер-министр Дебре также был связан с де Ванделями. Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль поддерживал тесные связи с династией банкиров Мирабо. Министром финансов являлся промышленник А. Пине, а затем управляющий Французским банком В. Баумгартнер. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж. Помпиду, бывший генеральный директор банка Ротшильда. 2. 4. 2. Внешняя политика правительства де Голля. Самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям. Одновременно с принятием конституции 1958 г. во всех французских колониальных владениях был проведен референдум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе“Французского сообщества” или желают выйти из него. Население Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из “сообщества”. С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимым государством. Вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке [1 На их месте образовались самостоятельные государства Камерун, Того, Чад, Убанги-Шари (ныне Центральноафриканская Республика), Конго, Габон, Дагомея (ныне Бенин), Нигер, Берег Слоновой Кости (ныне Кот д'Иву-ар), Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Малагасийская Республика (на острове Мадагаскар), Судан (ныне Мали), Сенегал, Мавритания. ]. Только в Алжире все еще продолжалась война. В отличие от других французских владений там проживало многочисленное европейское население, образовавшееся в ходе более чем столетней колонизации. Из 9 млн. жителей Алжира свыше 1 млн. составляли европейцы, причем именно в их руках находилось управление Алжиром. Французские плантаторы, промышленники, торговцы, владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации, уверяя, что “Алжир – это Франция”. Верхушка европейского населения, интересы которой оказались бы под ударом в случае предоставления Алжиру независимости, составила основу группировки ультраколониалистов, имевших прочные позиции не только в Алжире, но и во Франции. Напротив, ведущие французские монополии считали, что война в Алжире бесперспективна и лишь затрудняет использование рабочей силы и естественных богатств Алжира, в том числе открытых там больших запасов нефти. Эту точку зрения разделял и президент де Голль. 16 сентября 1959 г. он впервые публично провозгласил, что Алжир имеет право на самоопределение. Такое заявление вызвало негодование ультраколониалистов, обвинивших де Голля в “измене”. 24 января 1960 г. в Алжире вспыхнул мятеж. При сочувствии армейской верхушки ультраколониалисты организовали массовые антиправительственные демонстрации, построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы. Действия мятежников вызвали отпор демократических сил. По призыву демократических организаций во Франции начались демонстрации и забастовки протеста. Правительство осудило мятежников, потребовало от них сложить оружие, и они капитулировали. В январе 1961 г. правительство де Голля, желая заручиться массовой поддержкой населения, провело референдум. Представленный на референдум законопроект признавал необходимость самоопределения Алжира, но отодвигал его практическое осуществление на неопределенное время. 75% избирателей поддержали правительственный законопроект. Тогда ультраколониалисты устроили новый мятеж. 22 апреля 1961 г. они при поддержке армейского командования захватили власть в Алжире и объявили о“низложении” президента и правительства Франции. 24 апреля во Франции состоялась массовая забастовка протеста, в которой участвовали все левые партии и профсоюзы. Со своей стороны правительство объявило чрезвычайное положение и приказало ликвидировать мятеж “всеми средствами”. В Алжир были посланы верные правительству воинские части. Мятежники, не оказав сопротивления, сложили оружие. Часть из них бежала за границу, другая часть создала нелегальную террористическую “Организацию тайной армии” (ОАС), которая убивала сторонников независимости Алжира и предприняла несколько безуспешных покушений на президента де Голля. Преодолевая противодействие ультраколониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным правительством Алжирской республики, находившимся в эмиграции, и 18 марта 1962 г. подписало в г. Эвиан соглашения о предоставлении независимости Алжиру. Эвианские соглашения положили конец войне в Алжире. Французская колониальная империя почти полностью распалась. После подписания Эвианских соглашений премьер-министр Франции Мишель Дебре подал в отставку. Его сменил начальник личного секретариата де Голля Жорж Помпиду. Освободившись от груза войны в Алжире, правительство де Голля – Помпиду стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить “величие Франции” на путях независимой внешнеполитической ориентации. Создав собственное ракетно-ядерное оружие, оно объявило, что будет готовиться к обороне “по всем азимутам” (т. е. против любого теоретически мыслимого противника). Стремясь покончить с зависимостью Франции от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция, сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте, выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы. Штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию. Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии, высказался за разрядку международной напряженности и развитие международного сотрудничества. Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н. С. Хрущев. В результате его поездки СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом. Были заключены соглашения о научном сотрудничестве, в том числе в области мирного использования атомной энергии. В 1966 г. состоялся ответный визит президента де Голля в СССР. Он завершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить“атмосферу разрядки” между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политических консультаций с целью развития франко-советских отношений “от согласия к сотрудничеству”. Существенно изменилась европейская политика Франции. Осудив планы военно-политической“интеграции Европы”, де Голль противопоставил им идею “Европы государств”, т. е. межгосударственного союза, в котором все его члены полностью сохраняли бы свой национальный суверенитет. Французское правительство выступило против принятия Англии в “Общий рынок”, считая, что английское правительство слишком тесно связано с США и может стать проводником американского влияния в Европе. Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ. В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи. Они решили регулярно консультироваться друг с другом. К отрицательным аспектам внешней политики Пятой республики относилось ее участие в гонке вооружений. До 1974 г. Франция не присоединялась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и не участвовала в переговорах о разоружении, начатых в Организации Объединенных Наций. 2. 4. 3. Оппозиция правительству. Борьба демократический сил. Политика правительства де Голля встретила противодействие со стороны различных классовых и политических сил. Упорную борьбу против режима “личной власти”, в защиту демократических прав и жизненных интересов трудящихся вела Французская коммунистическая партия. XV съезд ФКП, состоявшийся в июне 1959 г. , выдвинул в качестве центральной задачи сплочение всех республиканцев против режима “личной власти”, “за восстановление и обновление демократии”. Режим “личной власти”критиковали и социалисты. Вскоре к ним присоединились радикалы, которые с 1959 г. перестали участвовать в правительстве. Однако партии левой оппозиции действовали разрозненно и не имели общей программы. С другой стороны, в начале 60-х годов с критикой независимой внешней политики правительства де Голля выступили правые и центристские партии– МРП и “независимые”. В мае 1962 г. , после того как де Голль осудил планы “интеграции Европы”, члены партии МРП и часть “независимых” в знак протеста вышли из правительства. Другая часть “независимых”, во главе которых встал молодой министр финансов В. Жискар д'Эстен, приняв название“независимых республиканцев”, продолжала поддерживать де Голля. В результате общее количество депутатов правой и левой оппозиции в Национальном собрании превысило число депутатов правящей коалиции. В этих условиях де Голль решил еще более усилить роль президента. Он предложил изменить конституцию, введя систему выборов президента прямым всеобщим голосованием. Подготовленный правительством законопроект об изменении конституции был вынесен на референдум. Все партии левой и правой оппозиции выступили против него. Совместное голосование всех депутатов оппозиции в Национальном собрании впервые в истории Пятой республики обеспечило принятие “резолюции порицания”, требующей отставки правительства. В ответ де Голль распустил парламент и объявил, что после референдума состоятся новые выборы. 28 октября 1962 г. более 60% избирателей, участвовавших в референдуме, одобрили правительственный законопроект. В ноябре 1962 г. были проведены парламентские выборы. Они принесли успех правящей партии ЮНР, которая далеко опередила все остальные партии. Вместе с поддерживавшей ее группой “независимых республиканцев”во главе с Жискар д'Эстеном ЮНР вновь завоевала абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Буржуазные партии, выступавшие против де Голля, – МРП, “независимые” и радикалы – потеряли большинство своих избирателей. Социалистическая партия в основном сохранила свои позиции, а Коммунистическая партия увеличила число избирателей до 4 млн. человек (21, 7%). В декабре 1965 г. состоялись первые в истории послевоенной Франции выборы президента республики всеобщим голосованием. Левые партии – коммунисты, социалисты и радикалы –решили выставить единого кандидата левых сил. Им стал Франсуа Миттеран. Во втором туре выборов Миттеран собрал 45% голосов, однако президентом был вновь избран де Голль, которому отдали голоса 55% избирателей. На парламентских выборах 1967 г. левые партии также выступали совместно и добились значительного успеха, собрав в общей сложности более 40% голосов. Большинство мест в Национальном собрании получила партия ЮНР, выступавшая в союзе с “независимыми республиканцами”. 2. 4. 4. События мая – июня 1968 г. Отставка президента де Голля. Выборы 1965 и 1967 гг. показали, что в стране назревает недовольство политикой правящих кругов. Рабочие и служащие были встревожены угрозой безработицы, требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда. Крестьяне добивались государственной гарантии своих доходов. Инженерно-технические работники хотели принимать участие в управлении производством. Значительная часть интеллигенции атаковала всю систему буржуазных морально-политических ценностей. Особенно активно выступало студенчество. Правительство готовилось прибегнуть к военной силе. 30 мая 1968 г. де Голль выступил по радио и заявил, что Франции будто бы угрожает“тирания”и диктатура коммунистов. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, де Голль объявил о роспуске парламента и проведении новых выборов. Он угрожал использовать “другие пути для поддержания порядка”, если будет сделана попытка помешать выборам. Вблизи столицы были размещены готовые к действиям воинские части. Через несколько дней правительство распустило“гошистские” организации и выслало их лидеров из Франции. В конце июня 1968 г. в обстановке контрнаступления правых сил и страха перед гражданской войной состоялись парламентские выборы. Партия ЮНР, переименованная в ЮДР (“Союз демократов в защиту республики”), выступала как “партия порядка”. Впервые в истории Франции она одна завоевала абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Коммунистическая партия потеряла более 600 тыс. голосов, но сохранила около 20% избирателей и осталась самой крупной партией оппозиции. Социалистическая партия, радикалы и другие левые группы, объединившиеся вокруг Миттерана, понесли значительные потери. Все “гошистские”организации, вместе взятые, собрали меньше 5% голосов и не получили ни одного места в Национальном собрании. Несмотря на победу на выборах, де Голль понимал, что события мая – июня 1968 г. свидетельствуют о глубоком недовольстве масс, которое может привести к новому взрыву. Он задумал ряд реформ с целью смягчить классовую борьбу и заменить ее классовым сотрудничеством, предусматривающим участие трудящихся в управлении предприятиями и учреждениями. Начало реформам должен был положить законопроект о перестройке органов местного самоуправления, составленный в духе “участия”. Вместо 90 департаментов предполагалось создать 21 район во главе с региональными советами, частично избираемыми, а частично назначаемыми сверху. Главной функцией региональных советов должно было стать осуществление классового сотрудничества между представленными в них “социально-профессиональными группами” (рабочими, крестьянами, ремесленниками, промышленниками, лицами свободных профессий). Исполнительная власть оставалась в руках назначенных правительством префектов, полномочия которых увеличивались. Чтобы подчеркнуть значение законопроекта, де Голль внес его на референдум и объявил, что в случае его отклонения он подаст в отставку. Все партии, за исключением ЮДР, выступили против правительственного законопроекта. Левые партии считали предполагаемое участие трудящихся в управлении недостаточным, а правые –ненужным и даже опасным. В результате референдума, состоявшегося в апреле 1969 г. , большинство избирателей отвергло законопроект. Де Голль немедленно оставил пост президента и удалился с политической сцены. В ноябре 1970 г. он умер. Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. В результате отставки президента де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. Правящая партия ЮДР выдвинула своим кандидатом бывшего премьер-министра Ж. Помпиду. Правая оппозиция противопоставила ему кандидатуру одного из лидеров “независимых”, председателя сената А. Поэра. Левые силы не смогли выдвинуть единого кандидата Кандидатом компартии стал секретарь ЦК ФКП Ж. Дюкло, кандидатом социалистов– Г. Деффер. В первом туре выборов, состоявшихся в апреле 1969 г. , Деффер собрал всего лишь 5% голосов. За Дюкло проголосовал 21% избирателей, однако раскол левых сил позволил Поэру опередить Дюкло и пройти во второй тур выборов вместе с Помпиду. Считая, что Помпиду и Поэр одинаково проводят политику буржуазии и поэтому избиратели фактически лишены возможности выбора, компартия призвала своих сторонников воздержаться от голосования во втором туре. Собрав более 57% голосов, Помпиду был избран президентом Франции. Основное направление своей политики в качестве президента Помпиду определил словами“преемственность и диалог”. Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближение с теми буржуазными группировками, которые при де Голле находились в оппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля ЮДР Ж. Шабан-Дельмаса, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР и“независимых республиканцев” во главе с Жискар д'Эстеном, но и некоторых представителей правой оппозиции Учитывая уроки событий мая – июня 1968 г. , правительство Помпиду – Шабан-Дельмаса провозгласило главной задачей внутренней политики создание “нового общества”, в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе. Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий и семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия Оно предложило профсоюзам отказаться от забастовок в обмен на ежегодное увеличение заработной платы. Учитывая, что часть буржуазии недовольна политикой дирижизма, правительство обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе “либерализации”, т. е. предоставить больше возможностей частному капиталу. Шестой план экономического и социального развития (1970–1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния рыночной экономики Он исходил из принципа: оказывать помощь частному капиталу тогда и там, когда и где тот пожелает. Однако попытки создания “нового общества” не имели успеха. Профсоюзы отвергли предложение отказаться от забастовок. Консервативная часть буржуазии была недовольна политикой “нового общества”, которую она считала опасным социальным экспериментом. В 1972 г. Шабан-Дельмас, подвергавшийся критике и справа и слева, вынужден был подать в отставку Пост премьер-министра занял один из деятелей консервативного крыла ЮДР, противник“нового общества” П. Месмер. Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем. Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций. В 1971 г. в ходе визита во Францию генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной напряженности и всеобщее разоружение под эффективным международным контролем. Правительство Франции поддержало выдвинутую социалистическими странами идею общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки. Во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям “атлантистов”, отказалась вернуться в интегрированную военную организацию НАТО. Французское правительство вновь высказалось за вывод американских войск из Индокитая и осудило налеты американской авиации на территорию Демократической Республики Вьетнам. Французская дипломатия способствовала успеху переговоров между США и Вьетнамом, которые происходили в Париже и в январе 1973 г. завершились соглашением о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. В области европейской политики правительство Помпиду, идя навстречу “европеистам”, сняло выдвинутые де Голлем возражения против вступления Англии в ЕЭС. В апреле 1972 г. во Франции состоялся специальный референдум по этому вопросу. Большинство избирателей одобрило предложение правительства согласиться с вступлением Англии и связанных с нею стран в “Общий рынок”. Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию французского ядерного оружия. В начале 70-х годов Франция уже располагала всеми основными видами ядерного оружия: баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали силам США и СССР. 2. 5. 1. Сближение левых сил. В 70-е годы значительно активизировалась деятельность левых сил. Состоявшийся в 1970 г. XIX съезд ФКП призвал к созданию антимонополистического фронта левых сил для борьбы за передовую демократию, открывающую путь к социализму. Коммунисты считали, что для установления передовой демократии необходимо создать демократическое правительство, которое осуществит глубокие преобразования экономической, социальной и политической жизни, включая национализацию банков и основных отраслей промышленности, будет проводить политику мира, национальной независимости и дружбы между народами. Коммунистическая партия предложила всем левым силам, в первую очередь социалистам, объединить усилия для совместной борьбы против режима личной власти, за интересы трудящихся. Социалистическая партия переживала в это время серьезный внутренний кризис, вызванный событиями мая–июня 1968 г. и сокрушительным поражением кандидата социалистов на президентских выборах 1969 г. Генеральный секретарь партии Ги Молле вынужден был уйти в отставку. Чрезвычайный съезд Социалистической партии, состоявшийся в 1968 г. , а затем ее учредительный съезд в 1969 г. принял решение обновить партию путем ее слияния с другими близкими группировками, пересмотреть прежнюю политическую линию и сменить руководство. Учредительный съезд новой Социалистической партии (ФСП) заявил, что партия возьмет курс на единство левых сил и будет воздерживаться “от союзов с политическими силами, представляющими капитализм”. На съезде ФСП в 1971 г. ее первым секретарем был избран Франсуа Миттеран, ранее принадлежавший к одной из близких к радикалам групп. Возглавив Социалистическую партию, Миттеран высказался за “разрыв с капитализмом”и за совместные действия с коммунистами. Он понимал, что без помощи коммунистов Социалистическая партия не сможет победить на выборах и прийти к власти. Кроме того, Миттеран надеялся в ходе совместной борьбы увеличить влияние социалистов и опередить компартию. Он рассчитывал осуществить “перебалансировку” левых сил в пользу Социалистической партии так, чтобы 3 млн. из 5 млн. избирателей, обычно голосовавших за коммунистов, перешли на сторону социалистов. Считая необходимым объединение всех левых сил, компартия пошла на соглашение с социалистами. 27 июня 1972 г. в преддверии очередных парламентских выборов. Коммунистическая и Социалистическая партии подписали совместную правительственную программу. Вскоре к ней присоединилась небольшая группа левых радикалов. В совместной программе говорилось, что подписавшие ее партии стремятся одержать победу на выборах, чтобы“положить конец несправедливостям и несообразностям существующего режима” и “открыть путь к социализму”. Программа обещала, что в случае победы левых партий на выборах будет проведено повышение заработной платы, пособий и пенсий, а также увеличение оплачиваемых отпусков. Она предусматривала демократизацию государственных учреждений, проведение политики мирного сосуществования, всеобщее разоружение, отказ от ядерного оружия. Программа предлагала национализировать частные банки и 9 крупнейших финансово-экономических групп, повысить налоги на прибыли и крупные состояния при одновременном уменьшении налогового бремени для трудящихся. На парламентских выборах 1973 г. коммунисты, социалисты и левые радикалы впервые выступали согласованно на основе совместной программы. Они собрали 45% голосов избирателей, добившись наилучшего результата за всю предшествующую историю Пятой республики, но при этом социалисты увеличивали число своих избирателей быстрее, чем коммунисты Впервые за послевоенный период они почти догнали коммунистов по количеству голосов избирателей (ФКП–21, 3%, ФСП–20, 4% голосов) Выборы 1974 г. Правительство Жискар д'Эстена. В апреле 1974 г. президент Помпиду скончался. В мае состоялись внеочередные выборы президента республики В качестве единого кандидата всех левых сил выступал Ф Миттеран. Главными кандидатами правых партий были бывший премьер-министр, видный деятель деголлевского движения Ж. Шабан-Дельмас и лидер“независимых республиканцев”В Жискар д'Эстен. В первом туре выборов Жискар д'Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре ненамного опередил Миттерана. Собрав 50, 8% голосов избирателей, он был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили этот важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они вошли в состав правительственной коалиции, и один из их молодых лидеров – Жак Ширак – занял пост премьер-министра, но важнейшие министерства оказались в руках “независимых республиканцев”. Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д'Эстен заявил, что Франция должна оставаться “либеральной страной” и осуществлять “перемены при сохранении порядка” с целью создания “передового либерального общества”В соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о дальнейшей “либерализации” экономики, т. е. сокращении сферы государственного планирования Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудящиеся. Были повышены заработная плата, пенсии и семейные пособия, снижен возрастной ценз на выборах с 20 до 18 лет Идя навстречу общественному мнению, правительство облегчило процедуру разводов, уравняло в правах “законных” и “незаконных” детей, приняло закон, разрешающий добровольное прерывание беременности Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами Оставаясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять экономические, политические и военные связи с США. Было облегчено проникновение иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных инвестиций составила 14% от общего объема капиталовложений. Транснациональные корпорации с преобладанием американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли французской промышленности – информатику, энергетику, автомобилестроение. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО Присоединившись в 1974 г. к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, Франция продолжала его подземные испытания на островах Тихого океана Вопреки прежней линии президента де Голля, правительство Жискар д'Эстена высказалось за расширение полномочий“наднациональных” органов “Общего рынка”, предложило ввести единый европейский паспорт, согласилось избирать депутатов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием. Франция вошла в европейскую валютную систему и приняла единую европейскую платежную единицу (экю). Доля стран “Общего рынка” в ее внешней торговле возросла с 27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г. Вместе с тем правительство Жискар д'Эстена стремилось сохранить хорошие отношения с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д'Эстена с советскими руководителями были подписаны “Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией”, соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов. Летом 1975 г. Жискар д'Эстен от имени Франции подписал Заключительный акт. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое состоялось в Хельсинки и предусматривало дальнейшую разрядку международной напряженности. 2. 6. 1. Кризис французского общества. “Биполяризация” партий. В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу экономического кризиса. Правда, абсолютный объем промышленного и сельскохозяйственного производства Франции сокращался только в 1975 г. , но ежегодные темпы экономического развития резко снизились. Если в 1950–1973 гг. они составляли в среднем почти 6% в год, то в 1973–1980 гг. не превышали 1, 4%. Напротив, цены в отличие от предыдущих кризисов продолжали быстро расти, увеличиваясь ежегодно на 10–12%. Во Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось новое явление– “стагфляция”, т. е. сочетание стагнации экономики с инфляцией. Со второй половины 70-х годов стало очевидным отставание некоторых отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Особенно тревожным было положение в угольной, сталелитейной, судостроительной и автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промышленного развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту безработицы. Если в 50–60-е годы число полностью безработных во Франции не превышало 200 тыс. в год, то в 1977 г. оно достигло 1 млн. , а в 1980 г. – 2 млн. человек. Массовая безработица и инфляция значительно снизили жизненный уровень трудящихся. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и случайные заработки. В тяжелом положении оказались лица, получавшие минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более возросло. 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального богатства, а 10% наиболее бедных – 0, 5%. В обстановке кризиса оживились расистские настроения. Расисты утверждали, что в массовой безработице повинны рабочие-иммигранты, которые составляли 8% населения и 20% наемной рабочей силы. Появилась новая, крайне правая расистская организация, главой которой стал бывший пужадист и ультраколониалист, миллионер Ж. -М. Ле Пен. Присвоив себе наименование Национального фронта, она требовала выслать из Франции всех иммигрантов, разжигала ненависть к ним, устраивала нападения на негров и арабов. В обстановке экономического кризиса усилился процесс “биполяризации” партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали. На парламентских выборах 1973 г. , президентских выборах 1974 г. , выборах в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты выступали совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых партий постепенно росло, но влияние социалистов увеличивалось быстрее, чем влияние коммунистов. На выборах в местные органы власти в 1976 г. Социалистическая партия впервые за весь послевоенный период опередила компартию. Благодаря подписанию совместной программы, содержавшей популярные в массах требования, социалисты восстановили и даже увеличили свое влияние среди рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие быстрорастущих средних слоев населения, которые в своем большинстве отрицательно относились к коммунистам и гораздо охотнее голосовали за социалистов. Таким образом, союз левых сил на основе совместной программы оказался более выгодным для социалистов, чем для коммунистов. Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, XXII съезд ФКП, состоявшийся в 1976 г. , провозгласил необходимость мирного пути построения демократического “социализма по-французски”. Съезд постановил отказаться от термина “диктатура пролетариата” и заменить его формулировкой “власть рабочего класса и других категорий трудящихся”. Съезд призвал не ограничиваться союзом левых сил и создать на основе совместной программы широкий “союз французского народа”, необходимый для победы на выборах, формирования левого правительства и осуществления демократических перемен. В 1977 г. компартия предложила “актуализировать” совместную программу, дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно расширить количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство Социалистической партии и левых радикалов отклонило предложения коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать. Значительные изменения происходили и в лагере правых. Партия ЮДР, утратившая пост президента республики и прежнее влияние в правительстве, переживала серьезный кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние ЮДР среди избирателей сократилось почти вдвое. Напротив, возглавляемая Жискар д'Эстеном партия “независимых республиканцев” укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в правительстве. Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь Ж. Ширак решил уйти из правительства и заняться реорганизацией партии, В августе 1976 г. он покинул пост премьер-министра. Его сменил близкий к Жискару д'Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р. Барр. В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде ЮДР было принято решение ввиду предстоявших в 1978 г. очередных парламентских выборов создать на основе ЮДР новую партию, принявшую название “Объединение в поддержку республики” (ОПР). Председателем ОПР стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о намерении хранить “основные ценности голлизма”, повысить темпы экономического развития, бороться с безработицей, а главное – не допустить победы левых сил на выборах 1978 г. Продолжили свою перегруппировку и “независимые республиканцы”. В 1977 г. они переименовали себя в Республиканскую партию, а в марте 1978 г. объединились с остатками бывшей правой оппозиции в Союз за французскую демократию (СФД), лидером которого являлся Жискар д'Эстен. Таким образом, на парламентских выборах 1978 г. в борьбу вступили четыре главные партии – две правые и две левые. В первом туре голосования левые партии, выступавшие на этот раз раздельно, впервые в истории Пятой республики собрали в общей сложности 48, 4% голосов – больше, чем правые, причем социалисты вновь опередили коммунистов. Однако благодаря расколу левых сил и выгодной для правых мажоритарной системе голосования правые партии, получившие в совокупности 46, 5% голосов, завоевали абсолютное большинство мест в парламенте. Больше всего избирателей голосовало за социалистов и партию ОПР (по 22, 6%), немногим меньше–за СФД (21, 5%). Компартия увеличила число своих избирателей на 800 тыс. человек, но собрала только 20, 6% голосов и оказалась на четвертом месте. |
|
© 2007 |
|