РУБРИКИ

Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Р Е Ф Е Р А Т
    Тема: "Социально-экономический и политический строй.
    Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси"
    I. Образование Древнерусского государства.
    1. Факторы обусловившие образование государства:
    а) социальные;
    б) внешнеполитические и экономические;
    в) общественные;
    г) "союзы союзов".
    II. Социально-экономический строй.
    1. Управление:
    а) князь;
    б) община;
    в) вече;
    г) система "старший город - пригороды".
    2. Социальный строй:
    а) феодализм.
    3. Категории населения:
    а) свободные общины;
    б) смерды;
    в) закупы;
    г) изгои (свободные и зависимые);
    д) челядь и холопы.
    4. Вотчина.
    5. Экономическое развитие.
    6. Церковь.
    III. Политический строй.
    1. Князь.
    2. Община.
    IV. Внутренняя политика.
    1. Занятие славян.
    2. Князь и его дружина. Полюдье.
    3. Вотчинная собственность.
    4. "Правда Русская"
    5. Социальная организация и система управления
    государством
    6. Восстания и социальное волнение.
    V. Внешняя политика.
    1. Русско-византийские отношения.
    2. Разгром Хазарского каганата.
    3. Борьба против кочевников.

I. Образование 1. Факторы Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной

    науки так называемая Днепровско-Одерская
    концепция происхождения славян академика
    Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере
    дины II тыс. до н. э. в северной части Восточной
    Европы между Днепром и Одером проживали
    древнейшие праславяне выделившиеся к этому
    времени из состава индоевропейцев. По мнению
    Седова и некоторых других ученых, историю
    праславян следует вести приблизительно с середины
    I тыс. до н. э.

а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды".

    Известно что венеды вели оседлый образ жизни, знали
    пашенное земледелие. У них существовала внутренняя
    торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя
    торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла
    процесс дифференциации общества, способствовала
    появлению богатой социальной верхушки. Малая семья,
    состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной
    частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской
    общины. В сельской территориальной общине выделялись
    отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной
    собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес
    кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную
    дифференциацию славянского общества, и формирование
    в ней классовых отношений. По мере углубления социальной
    дифференциации в союзах племен все более усиливалось
    государственное начало, что неизбежно вела в конечном
    счете к образованию государства. Но этот процесс
    потребовал длительного времени.

б) внешнеполи- Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. тические На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их

    собственное развитие. Как считал М. Н. Тихомиров, о при
    чинах возникновения государства было "развитие земледе
    лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма
    - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв.
    в связи с ростом производительности труда становилось
    вполне возможной индивидуализация производства. Подго
    тавливались условия для перехода от раннеклассовых от
    ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ
    ных славян являлся движущей силой их общественного раз
    вития. При условии существования индивидуальных хо
    зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и
    достигавший значительных размеров, становился собствен
    ностью производителя и мог являться источником обогаще
    ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со
    циальное неравенство. Так же в это время складывалась и
    росла частная собственность у зажиточных член общины.
    Формировалась социальная верхушка общеста.

в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов

    племен, формой организации управления была
    военная демократия. Однако при этом еще дол
    гое время сохранялась первобытные демократи
    ческие учреждения - народные собрания и со
    вет старейшин: Но народное собрание превра
    щалось в собрание воинов которому военный
    предводитель, окруженный и поддерживаемый
    дружиной, навязывал свою волю, приобретая
    все большее влияние и власть за счет других
    старейшин. Таким образом шел процесс преоб
    разования органов общественного самоуправле
    ния в государственные органы. Военная демок
    ратия постепенно перестала в военноиерархи
    ческое правление-княжение. Органы обществен
    ного самоуправления превращались в органы
    господства и угнетения, направленные против
    народа. Завершалось тем самым оформление
    государственного строя, важнейшим признаком
    которого было по явление особой, не совпада
    ющей непосредственно с населением, отделен
    ной от него публичной власти, располагающей
    специальным аппаратом управления и распрост
    раняющейся на определенную территорию. Воен
    ный предводитель крупного союза племен прев
    ращался в правителя - князя.  56  0Главенство
    князей приобретало характер осуществления
    властных классовых функций. Приближенные
    князя становились его советниками и намест
    никами. Дружина превращалась в военную силу,
    которая подавляла сопротивление эксплуатиру
    емых масс и вела захватнические и оборони
    тельные войны.  57  0Указанный процесс преобразо
    вания органов общественного самоуправления в
    государственные органы не был актом единов
    ременным для всех союзов восточнославянских
    племен. В VIIIв. в условиях борьбы с кочев
    никами в Среднем Приднепровье произошло объ
    единение нескольких союзов племен или княже
    ний в "союз союзов" под названием "Русь"
    столицей которого стал Киев.

г) "союзы союзов". г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об

    разованьями и отражали более высокий этап в
    процессе восточнославянской консолидации.
    Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский
    союз союзов племен "Русь" перерастает еще
    более мощное объединение с названием
    "Русская земля", включавшее значительное
    число союзов славянских племен. Летопись их
    перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча
    не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина
    восточных славян. Правила в этом госу
    дарственном объединении, по своей вероят
    ности, династия Кия, представителями которой
    в середине IXв. были, по сообщению летописи,
    князья Дир и Аскольд.

II Социаль- 1. Управление В современной исторической но-экономичес- науке сложилось традиция, изоб кий строй. ражающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и про

    тивопоставляющая ее в этом отношении городам
    с сильным вечевым началом, таким, как Полсук
    и Новгород.
    а) князь; В. Л. Янин и М. Х. Плешковский усматривают в
    новгородской республике нечто финаменальное,
    совершенно непохожее на социально - полити
    ческую организацию древнерусских княжеств, в
    частности Киевского княжества, где
    господствовала якобы монархическое начало.  58
    М. П. Толочко пишет о том, что "верховным гла
    вой" в Киеве являлся великий князь. Правда,
    известную роль играло и вече: "При сильном
    киевском князе вече была послушным придатком
    верховной власти, при слабом - зависимость
    была обратной. Другими словами, в Киеве
    XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга,
    а нередко и вступая и в противоречие, орган
    феодальной демократии (вече) и представитель
    монархической власти (великий князь)".  59  0Фор
    мирование территориальных связей, складыва
    ние города - волости (города - государство)
    более или менее хорошо прослеживается на ма
    териалах, относящихся к истории Киевской
    земли. Под 996г. летопись сообщает о том,
    что старая система родовой защиты начинает
    давать сбои. Владимир как представитель от
    живающего строя ищет пути решения этой проб
    лемы. С летописью перекликается известная
    былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни
    ке. В образе Соловья следует видеть не
    "столько придорожного грабителя, сколько
    представителя косных сил родоплеменного
    строя. " Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что
    соловей - не обычный разбойник на большой
    дороге, который живет за счет проезжих тор
    говых караванов. Можно сказать, что образ Со
    ловья порожден эпохой формирования террито
    риальных связей. Родовой строй уходил в
    прошлое отнють не безболезненно, подчас от
    чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо
    минание летописью бедняков и нищих, живых в
    Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла
    димира. -Авт. ) праздник велик.... болярам и
    старцем градским, и убогим раздая именье
    много".  5  0Князь "повеле всякому нищему и
    убогому приходите на двор князь и взимает
    всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць
    кунами".  5  0Эти убогие и нищие конечно, явле
    ние нового времени - периода распада старого
    родоплеменного единства.
    б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя
    рождалась новая киевская община, которая
    властно заявляет о себе со страниц летописи.
    Это несмотря на то что летописец стремился в
    первую очередь отразить деятельность князей.
    В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по
    шел на своего брата Ярополка княжившего в
    Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат
    ворился Киеве с людьми своими и с Блудам".  514
    Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И
    стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне
    слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к
    граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за
    град. " 515  0Напуганный Ярополк "побежал", а
    Владимир победно "вниде в Киев".  516  0Отсюда
    ясно, что уже в этот ранний период положение
    князя в Киеве в немалой мере зависело от
    расположения к нему городской массы. Поэтому
    не выглядит неожиданной и история, произо
    шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он
    "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма
    его кыне".  517  0Князья, правившие в конце X на
    чале XIвв. считались с растущей силой го
    родской общины, стремились ее как-то убла
    жить. Не случайно Святополк скрывая от киев
    лян смерть Владимира,  518  0а сев на стол, соз
    вал "кыян" и "нача даяти им именье".  519  0После
    убийства Бориса и Глеба, он также "созвав
    люди, нача дояти овем корзна, а другим куна
    ми, и раздая множество".  520  0Крепнущая го
    родская община держала в поле зрения и рели
    гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на
    страницах летописи в окружении не только
    дружинном, но и народном. Вместе с "людьми"
    он совершает языческие жертвоприношения.  521
    Особенно важно подчеркнуть причастность "лю
    дей" киевской общины к учреждению христи
    анство на Руси. Они присутствуют на совеща
    нии по выбору религии, подают свой голос,
    избирают "мужей добрых и смысленных" для
    заграничного путешествия с целью "испытания
    вер".  522  0В одной из скандинавских саг гово
    рится о том, что по вопросу о вере русский
    князь созывает народное собрание.  524  0При ре
    шение важнейших вопросов князья должен были
    считаться с мнением городской общины. Внима
    тельное отношение к городской общине станет
    еще понятнее, если учесть, что она обладала
    военной организацией, в значительной степени
    независимой от князя. Вои, городское ополче
    ние - действенная военная сила уже в этот
    ранний период. Именно с воями князя Владимир
    "поиде противу" печенегам в 992г.  525  0Любопыт
    но, что в легенде, помещенной в летописи под
    этим годом, героем выставлен не княжеский
    дружинник, а ...нама - кожемяка - выходец из
    простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы
    ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо
    вой у него, печенег же множьство много".  526
    Без народного ополчения (воев) справиться с
    печенегами было невозможно. Вои активно
    участвовали и в междоусобных княжеских расп
    рях. Не зря советники Бориса Владимировича
    говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои.
    Пайди, сяди Кыеве на столе отни".  527  0Вои так
    же служили опорой Ярославу в его притязаниях
    на Киев, а Святополку - для отражения яросла
    вовых полков.  528
    в) вече; Так начинался процесс формирования волост
    ной общины в Киевской земле. Особый интерес
    представляет события в Киеве в 1068-1069гг. ,
    в которых перед нами выступает достаточно
    конституированная городская община. Так пик
    ее самовыражение - вече, т. е. сходка всех
    свободных жителей Киева и его окрестностей.
    Возмущеные, требующие оружие киевляне соби
    раются на торговище. Из слов летописца
    явствует, что "людье", собравшиеся на вече,
    сами принимают решение вновь сразиться с по
    ловцами и предъявляют князю требование о вы
    даче коней и оружие. То есть проявляется не
    зависимость веча по отношению к княжеской
    власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об
    щина действует как вполне самостоятельный
    социум, ставящий себя на одну доску с кня
    жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава
    киевские "людье" сажают на стол Всеслава.
    Что касается состава киевлян, изгнавших
    Изяслава, то к этому вопросу имеется
    несколько точек зрения. М. Н. Тихомиров и
    Л. В. Черепин считали, что термин "людье киев
    тии" обозначает торговоремесленное население
    Киева.  529  0Б. Д. Греков писал о том, что
    "движение киевлян 1068г. против Изяславича в
    основном было движением городских масс". В
    то же время он замечая: "Но не только в XIв,
    а и позднее трудно отделить городскую народ
    ную массу от сельского населения. Необходимо
    допустить, что и в этом движении принимало
    участие сельское население, подобно тому,
    как это было в 1113г. в Киеве".  530  0Несколько
    иначе к решению этого вопроса подходит В. В.
    Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы
    евстии? " Это не могли быть ни киевская бо
    ярская знать, ни воины киевского "полка", ни
    тем более княжеское дружинники, так как и
    те, и другие, и третьи не нуждались ни в
    оружии, ни в конях. Нельзя также предложить,
    что под киевлянами "повести временных лет"
    следует подразумевать участников битвы на
    берегах Альты, потерявших в бою с половцами
    и все свое военное снаряжение и коней. Пеш
    ком и безоружными они не могли бы уйти от
    быстроногих половецких коней, от половецкой
    сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок
    рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то
    и принесли в Киев весть о том, что половцы
    рассыпались по всей киевской земле, жгут,
    убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име
    ет в виду "Повесть временных лет", говорящая
    о киевлянах бегущих от половцев в Киев. " 531
    На Киевском вече вечники без князя обсуждают
    сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра
    вителя и возводят на княжеский стол другого,
    договариваются о продолжении борьбы с вра
    гом, правят посольства. В событиях
    1068-1069г. г. вече вырисовывается как вер
    ховный орган народоправства, возвышающейся
    над княжеской властью.
    г) система Что касается системы "старший
    "старший город город - пригороды", то первые ее

- пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Свя

    тополком. И рече Болеслав: "Разведете дружи
    ну мою по городом на покоръм", и быть та
    ко. " 532  0Здесь, судя по всему, упоминаются
    пригороды Киева. Захват главного города оз
    начает распространение власти и на пригоро
    ды. Из Киева Святополк отдал распоряжение:
    "Елико ляхов по городам, избиваибте я". И
    избиша ляхы. " 533  0В летописном рассказе о со
    бытиях 1068-1069г. г. есть еще одна любопыт
    ная деталь, ярко характеризующая городскую
    общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же
    княхь, разбиша, бесчисленное множество злата
    и серебра кунами и белью. " 534  0Такого рода яв
    ления мы встречаем и в других землях. Князья
    на Руси существовали в значительной степени
    за счет кормлений - своеобразной платы сво
    бодного населения за отправление ими общест
    венных служб, происхождение которой теряется
    в далекой древности.  535  0Все это способствова
    ло выработке взгляда на княжеское добро как
    на общественное отчасти достояние, чем и мо
    тивировано требование, предъявленное князю
    киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в
    Киевской Руси должны были снабжать народное
    ополчение конями и оружием.  536  0Итак, под
    1068-1069г. г. летописец разворачивает выра
    зительную картину деятельности киевский во
    лостной общины. Становление киевской общины
    осуществлялось на путях утверждения демокра
    тизма социально-экономических отношений. Не
    даром князья апеллируют к мнению общины даже
    в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г.
    "Святополк и Володимер послата к олгови,
    глаголюща аще: "Поиде Кыеву, да поряд поло
    жим о Русьстей земли пред людьми градьскими,
    да быхом оборонили Русьскую землю от пога
    ных. " 537  0Олег, "послушав злых советников",
    надменно отвечая: "Несть мене лепо судити
    епископу, ли игуменом, ли смердом". Послед
    няя фраза говорит о многом. Во-первых, она
    намекает, что за "людьми градскими" скры
    вались демократические элементы, почему Олег
    и уподобил их смердам. Во-вторых из нее сле
    дует что князь приглашался в Киев не только
    для выработки совместных действий против
    "поганых", но для разрешения межкняжеских
    споров, где "людям градским" наряду с
    епископами, игуменами и боярами предназнача
    лось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне"
    переходят к активным действиям, указывающим
    на широкие полномочия киевской общины. То
    центральное место, которое занимало вече в
    социально-политическом механизме Киевской
    волости в середине XIIв. определяется не
    только его социальным составом но и тем кру
    гом вопросов, который оно решало. В компе
    тенции вече находились вопросы, касающиеся
    войны и мира, избрания князей. Более того,
    эта компетенция распространялась даже на
    назначение судебно-административных "чинов".
    2. Социальный 2) Социальный строй. Процесс
    строй: формирования в Киевской Руси основных классов
    феодального общества слабо отражен в источ
    никах. Это одна из причин, почему вопрос о
    характере и кассовой основе древнерусского
    государства является дискуссионным. Наличие
    в хозяйстве различных экономических укладов
    дает основание ряду специалистов оценить
    Древнерусское государство как раннеклассо
    вое, в котором феодальный уклад существовал
    наряду с рабовладельческим и патриархальном.
    Большинство ученых поддерживают мысль акаде
    мика Б. Д. Грекова о феодальном характере
    Древнерусского государства, так как развитие
    феодальных отношений стало с IXв. ведущей
    тенденцией в социально-экономическом разви
    тии Древней Руси.

а) феодализм. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой

    является полюдье. Полюдье - институт прямого
    внеэкономического принуждения населения, в
    котором "в обнаженной форме выступают отно
    шения господства и подчинения, равно как и
    начальная фаза превращения земли в феодаль
    ную собственность. " 538  0В IXв. формируется
    господствующий класс феодалов, в который
    входили киевские князья, меснык бояре.  539  0В
    Xв. усиливается формирование великокняжеско
    го домена и доменов отдельных князей.  540  0Фео
    дальные землевладения увеличились как за
    счет великокняжеских и княжеских пожалова
    ний, так и за счет захвата пустующих земель
    и земель общинников. Феодализм также харак
    теризуется и неполной собственностью феодала
    на крестьян, по отношению к которым он при
    меняет различные формы экономического и вне
    экономического принуждения. Зависимый
    крестьянин обрабатывает не только землю фео
    дала, но и свой земельный участок, который
    он получает от феодала или феодального госу
    дарства, и является собственником орудий
    труда, жилища и т. д. Начавшийся процесс
    превращения родоплеменной знати в собствен
    ников земли в первые два столетия существо
    вания государства на Руси прослеживается,
    главным образом, лишь на археологическом ма
    териале. Это богатые погребения бояр и дру
    жинников, останки укрепленных пригородных
    имений (вотчин) принадлежавших старшим дру
    жинникам и боярам. В основном же развитие
    феодализма привело к тому, что только феода
    лы-князья, бояре и церковь могли обладать
    правом собственности на землю. Они не плати
    ли дани и имели другие привилегии. Таким об
    разом, в Киевской Руси наряду с классовым
    делением общества шел процесс формирования
    сословного строя, т. е. оформление юридически
    замкнутых групп среди населения. Кроме фео
    далов, в Киевской Руси существовали свобод
    ные крестьяне - общинники, свободное го
    родское население, феодально-зависимое
    население, рабы.
    3. Категории Свободные общинники. Основную
    населения: а) массу сельского и городского на
    свободные об- селения Киевской Руси составляли
    щины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне,
    эксплуатируемые государством путем сбора да
    ни, размер которой теперь стал зависеть от
    количества и качества находящейся у крестьян
    земли, или феодалами путем взимания оброка
    или привлечения крестьян к барщине. Однако в
    начальной летописи термин "люди" употребля
    ется для наименования широких слоев сельско
    го и городского населения. Сохранения в те
    чении длительного периода времени этого тер
    мина в значении свободного населения указы
    вает на то, что шедший процесс феодализации
    неодинаково затрагивал отдельные сельские
    крестьянские общины, жители многих из них,
    утрачивая сословную полноправность, сохраня
    ли личную свободу.
    б) Смерды. Как отмечает Б. А. Рыбаков, древнерусские смерды
    XI-XIIв. в. обрисовываются как значительная
    часть полукрестьянского феодально-зависимого
    населения Киевской Руси. Смерд был лично
    свободен. Вместе с семьей он вел свое хо
    зяйство. Князь давал смерду землю при усло
    вии, что тот будет работать на него. В слу
    чае смерти смерда, не имеющего сыновей, зем
    ля возвращалась к князю. За свое право вла
    дения самостоятельным хозяйством смерд пла
    тил князю дань. За долги смерду грозило
    превращение в феодально-зависимого закупа. С
    развитием феодализма роль смердов в Киевской
    Руси уменьшалась. Следует отметить, что
    источники очень мало сообщают сведений о
    смердах. Это обусловило появление самых раз
    ных точек зрения на данную категорию населе
    ния. Так, С. В. Юшков видел в смердах особый
    разряд закрепощенного сельского населения.  541
    Б. Д. Греков считал, что были смерды зависимые
    и смерды свободные.  542  0А. А. Зимин отстаивая
    идею о происхождении смердов от холопов,
    посаженных на землю.  543  0По мнению С. А. Пок
    ровского, "смерд Русской Правды, как просто
    людин, рядовой гражданин, везде выставляется
    Русской Правдой как свободный, неограничен
    ный в своей правоспособности человек".  544
    М. Б. Свердлов считает наиболее плодотворным
    деление смердов на лично свободных и фео
    дально-зависимых. " 545
    в) Закупы. Распространенным термином для обозначения фео
    дально-зависимого крестьянства в Киевской
    Руси был термин "закуп". Основным источником
    для изучения закупничества является Прост
    ранная редакция Р. П. Закуп - это человек,
    попавший в долговую кабалу и обязанный своей
    работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу
    ченную у него "купу". Он исполнял сельские
    работы: работал на поле, ухаживал за
    господским скотом. Феодал предоставлял заку
    пу земельный надел, а также сельскохо
    зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был
    ограничен в своих правах. Прежде всего это
    касалось права ухода от "господина". Но за
    купа запрещалось продавать в холопы. Закуп
    мог выступать в суде в качестве свидетеля по
    незначительным делам, обращаться в суд на
    своего господина. Рост закупничества был
    связан с развитием частного землевладения.
    г) Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из
    привычной колеи, лишенный прежнего своего
    состояния. Известны изгои свободные и изгои
    зависимые. Значительный контингент феодаль
    но-зависимых изгоев формировался за счет вы
    купившихся на волю холопов. Они, как прави
    ло, не разрывали связи с господином и оста
    вались под его властью. Однако были случаи,
    когда освободившийся холоп уходил от своего
    хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор
    вавшие со своими прежним господином, попада
    ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с
    ними встречались изгои - выходцы из свобод
    ных слоев древнерусского общества. Источники
    в качестве феодально-зависимого населения
    называют также отпущенников, задушных людей,
    пращенников и вотчиных ремесленников.
    д) Челядь В Киевской
    и холопы. Руси несвободной частью населения были рабы.
    В X-XIIв. в. рабов-пленников называли "че
    лядь". Они были полностью бесправны. Люди,
    ставшие рабами по другим причинам, называ
    лись холопами. Источниками холопства явля
    лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря
    ду", вступление "без ряду" в должность тиуна
    или ключника. В холопа автоматически превра
    щался сбежавший или провинившийся закуп. За
    долги в рабство могли продать обанкротивше
    гося должника. Холоп в отдельных случаях был
    наделен некоторыми правами. Так, будучи бо
    ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка
    честве "видока". Широкое распространение по
    лучило долговое холопство, которое прекраща
    лось после уплаты долга. Холопы обычно
    использовались в качестве домашних слуг. В
    некоторых вотчинах были и так называемые па
    шенные холопы, посаженные на землю и обла
    давшие собственным хозяйством.
    4) Вотчина. Основной ячейкой феодального хозяйства была
    вотчина. Она состояла из княжеской или бо
    ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер
    вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла
    дельца, закрома и амбары с запасами, жилища
    слуг и другие постройки. Различными отрасля
    ми хозяйства ведали специальные управляющие
    - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной
    администрации стоял огнищанин. Посадники в
    отличии от тысяцких и сотских, которые были
    вначале командирами дружины, а затем уже об
    растали административными функциями, явились
    сразу же полномочными представителями кня
    жеской власти на местах.  546  0Будучи представи
    телями князей в том или ином месте, посадни
    ки выполняли функции самого князя.  547  0Они су
    дили, собирали дань и различные пошлины, ве
    дали помещейскими делами. Посадники и во
    лостели - управители сельскими волостями
    имели ближайших помощников в лице тиунов. В
    боярской или княжеской вотчине, как правило,
    работали ремесленники, обслуживавшие бо
    ярские хозяйства. Ремесленники могли быть
    холопами или находиться в какой-либо другой
    форме зависимости от вотчинника. Вотчинное
    хозяйство имело натуральный характер и было
    ориентировано на внутреннее потребление са
    мого феодала и его слуг. Источники не позво
    ляют однозначно судить о господствующей фор
    ме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз
    можно, что какая-то часть зависимых крестьян
    обрабатывала барщину, другая платила землев
    ладельцу натуральный оброк. Городское насе
    ление также попадало в зависимость от кня
    жеской администрации или феодальной верхуш
    ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва
    ли часто специальные поселения для ремеслен
    ников. С целью привлечения населения вла
    дельцы сел представляли определенные льготы,
    временное освобождение от налогов и т. д.
    Вследствие этого такие ремесленные поселения
    назывались свободными или слободами. Расп
    ространение экономической зависимости, уси
    ление эксплуатации вызывали сопротивления со
    стороны зависимого населения. Наиболее расп
    ространенной формой были побеги зависимых
    людей. Об этом свидетельствуют и суровость
    наказания, предусмотренного за подобный по
    бег - превращение в полного, "обельного",
    холопа. Данные о различных проявлениях
    классовой борьбы содержит "Русская правда".
    В ней говорится о нарушении границ земельных
    владений, поджог бартных деревьев, убийство
    представителей вотчиной администрации, кра
    жах имущества.
    5) Экономичес- Основу хозяйства составляло па
    кое развитие. шенное земледелие. На юге пахали
    а) Сельское в основном плугом, или ралом, с

хозяйство. двойной упряжкой волов. На севере - сохой с желе зными лемехами, запряженной лошадьми. Выра

    щивали, главным образом, зерновые культуры
    рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Расп
    ространены были также просо, горох, чечеви
    ца, репа. Были известны двухпольный и трех
    польный севообороты. Двухпольное заключалось
    в том, что вся масса обрабатываемой земли
    делилась на две части. Одна из них использо
    валась для выращивания хлеба, вторая "отды
    хала" - находилась под паром. При трехполь
    ном севообороте помимо пара и озимого поля
    выделялось еще и яровое. На лесном севере
    количество старопахотных земель не было
    столь значительным, подсечное земледелие
    осталось ведущей формой сельского хозяйства.
    У славян сохранялся устойчивый набор домаш
    них животных. Разводили коров, лошадей,
    овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно
    значительную роль в хозяйстве играли про
    мыслы: охота, рыболовство бортничество. С
    развитием внешней торговли увеличился спрос
    на пушнину.

б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделя ются от сельского хозяйства. Даже в условиях

    натурального хозяйства совершенствуются при
    емы домашнего ремесла: обработка льна, ко
    нопли, дерева, железа. Собственно ремеслен
    ное производство насчитывало уже не один
    десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнеч
    ное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.
    Русское ремесло по своему техническому и ху
    дожественному уровню не уступало ремеслу пе
    редовых европейских стран. Особенно слави
    лись ювелирные изделия, кольчуги, кленки,
    замки.

в) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике

    господствовало натуральное хозяйство. Расши
    рение внешней торговли было связано с обра
    зованием государства, обеспечивавшего
    русским купцам более безопасные торговые пу
    ти и поддерживавшего их своим авторитетом на
    международных рынках. В Византии и в странах
    Востока реализовывалась значительная часть
    дани, собиравшейся русскими князьями. Из
    Руси вывозили продукты промыслов, изделия
    ремесленников и рабов. Ввозились в основном
    предметы роскоши: виноградные вина, шелковые
    ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое
    оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались
    в городах, количество которых росло. Часто
    посещавшие Русь скандинавы называли нашу
    страну Гардорикой - страной городов.  548  0Одна
    ко жители городов еще сохраняли тесную связь
    с сельским хозяйством и занимались земледе
    лием и скотоводством.

6. Церковь. Кроме гражданского права в Киевской Руси сущест вовало и церковное право, регулирующие долю

    церкви в княжеских доходах, круг преступле
    ний, подлежащих церковному суду. Это церков
    ные уставы князей Владимира и Яраслава. Цер
    ковному суду подлежали семейные преступле
    ния, колдовство, богохульство и суд над
    людьми, принадлежащими к церкви. После при
    нятия христианства на Руси возникает церков
    ная организация. Русская церковь считалось
    частью вселенской Константинопольской патри
    архии. Ее глава - митрополит - назначал
    константинопольским патриархом. В 1051г. ки
    евский митрополит был впервые избран не в
    Константинополе, а в Киеве собором русских
    епископов. Это был митрополит Илларион, вы
    дающийся писатель и церковный деятель. Одна
    ко последующие киевские митрополиты по-преж
    нему назначались Константинополем. В крупных
    городах были учреждены епископские кафедры,
    бывшие центрами крупных церковных округов
    епархий. Во главе епархий находились еписко
    пы, назначаемые киевским митрополитом.
    Епископам подчинялись все расположенные на
    территории его епархии церкви и монастыри.
    Князья давали на содержание церкви десятую
    часть получаемых даней и оброков - десятину.
    Особое место в церковной организации занима
    ли монастыри. Монастыри создавались как доб
    ровольное сообщество людей, отказавшихся от
    семьи и от обычной мирской жизни и посвятив
    ших себя служению Богу. Самым известным
    русским монастырем этого периода был осно
    ванный в середине XIв. Киево-Печерский мо
    настырь. Так же как и высшие церковные ие
    рархи - митрополит и епископы, монастыри
    владели землей и селами, занимались торгов
    лей. Скапливавшиеся в них богатства расходо
    вались на строительство храмов, украшение их
    иконами, переписку книг. Монастыри играли
    очень важную роль в жизни средневекового об
    щества. Наличие в городе или княжестве мо
    настыря, по представлениям людей того време
    ни, способствовало стабильности и процвета
    нию, так как считалось, что "молитвами ино
    ков (монахов) мир спасается". Церковь имела
    большое значение для Русского государства.
    Она способствовала укреплению государствен
    ности, объединению отдельных земель в единую
    державу. Невозможно также переоценить влия
    ние церкви на разные культуры. Через церковь
    Русь приобщилась к византийской культурной
    традиции, продолжая и развивая ее.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.