РУБРИКИ

Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

p>III Политичес- 1) Князь 1) Рассуждая о политическом кий строй. строе Киевской земли в "удельно-вечевой период", М. С. Грушевский утверждал, что "земская авто

    номная, суверенная община, обнимающая собой
    всю землю, и единоличная власть, опирающаяся
    на дружину, составляют два элемента, два
    фактора, обуславливающие этот строй. Первый
    из этих элементов - общинный - вступает в
    рассматриваемый период в состоянии ослабле
    ния аторории. Хотя под влиянием внешних
    условий он затем возвращается к политической
    деятельности, но не создает для себя опреде
    ленных, постоянных функций, а остается в
    своей практике, так сказать, органом экстра
    ординарным, текущее же управление ведает
    элемент дружинный, причем эти два элемента
    иногда конкурируют и сталкиваются. " 549
    Представления А. С. Грушевского о политическом
    строе Киевской земле отрывают общинно-вече
    вую власть от княжеской власти, противо
    поставляя их друг другу, что неправомерно,
    поскольку этим разрушается единство социаль
    ной структуры киевского общества, а кня
    жеско-дружинная знать оказывается в изолиро
    ванном от земской среды положении, превраща
    ясь в некую замкнутую надклассовую социаль
    ную категорию. Предполагается рассматривать
    вече и князя в Киеве в рамках единой соци
    ально-политической целостности, где вече
    верховный орган власти, а князь - олицетво
    рение высшей исполнительной власти, подот
    четной, подчиненной вечу. Князь, будучи гла
    вой общинной администрации, в то же время
    сам представлял собой общинную власть, вы
    полняя разнообразные функции. Вот почему
    князь являлся необходимым элементом социаль
    но-политической структуры. В XI-начале
    XIIвв. шел процесс образования республики, а
    не монархии. Республиканские порядки сложи
    лись в Киеве несколько раньше, чем даже в
    Новгороде, республиканский строй которого
    незаслуженно признан современной историогра
    фией феноменальным явлением в Древней Руси.
    Разумеется, древний князь таил в потенции
    монархические качества и свойства. Но для
    того, чтобы они получили выход и возоблада
    ли, необходимы были иные социальные и поли
    тические условия. Эти условия возникали за
    пределами древнерусского периода отечествен
    ной истории.
    2. Община. Сохраняется прежняя суверенность и самостоятель
    ность городской общины, проявляющиеся в
    призвании князей. Киевляне призывают Изясла
    ва Давыдовича: "Послаша Кыяне Демьяна Ка
    невского по Изяслава по Довыдовича. " Понятно
    почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав
    говорит: "Посадили мя Кыяне". Интересно, что
    в качестве посланца городской общины высту
    пает епископ, видимо церковь становиться
    подручной общины. Сохраняются традиции преж
    ней жизни. Но антикиевская борьба вызревших
    и развившихся волостей Руси, борьба князей
    за киевский стол Сделали свое дело: истощили
    силы Киева. Стольный город становится добы
    чей соседних городов государств. Свиде
    тельством этого служит ограбление Киева по
    инициативе Андрея Боголюбского. Воинство
    враждебных городов-государств опустошило го
    род: "Церквам горящим, крестьяном убиваемом,
    другым вяжемым, жены ведоми быша в плен,
    разлучаеми нужею от мужа свои, младенци ры
    даху зряще матери своих и взяша именья
    множьство и церкви обнажиша иконами и книга
    ми и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя
    не, и Суждльци и Черниговци. " 552  0После упомя
    нутого погрома политические силы киевской
    общины были надломлены, и она не смогла уже
    полностью оправиться от нанесенного ей уда
    ра. По разграблении Киева его сын Мстислав
    Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба.
    Правда, киевская община не сразу сдает свои
    позиции. Но, с возрастанием могущества при
    городов Киевской земли Киевская община, хотя
    и ведет себя довольно-таки инертно, все же
    больше становится уже лишь орудием в руках
    других сил.

IV. Внутренняя 1. Занятие После Олега (879-912гг. ) княжил политика. славян. Игорь, которого называют Игорем Старым (912 942гг. ) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб

    при своеобразных обстоятельствах. О них под
    робно, очевидно, на основании преданий, так
    повествует русская летопись. Дружинники Иго
    ря пожаловались князю на то, что отроки Све
    нельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз
    вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь
    по настоянию дружины туда отправился и
    князь. Ему удалось собрать дань, но при
    возвращении Игорю и какой-то части дружины
    показалось, что эта часть невелика. Князь
    отпустил большую часть дружины, а с оставши
    мися пошел по дань вторично. Очевидно он на
    рушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей
    раз древляне не выдержали и, напав на князя,
    перебили его и его спутников. После Игоря
    страной стала править его жена, теперь уже
    вдова, Ольга, которая оказалась вполне на
    уровне крупного государственного деятеля.
    Ольга провела ряд важных реформ, из которых
    самая значительная - административно-налого
    вая: есть основание полагать, что при Ольге
    архаичная система полюдья, повсеместно расп
    ространенная прежде, была отменена и замене
    на систематической уплатой дани, которая со
    биралось в административных центрах (по
    гостах) специальными чиновниками прави
    тельства (тиунами). Ольга ездила в Констон
    тинополь в 955г. и приняла там христианство,
    однако она имела отношения и с западной цер
    ковью. Возможно это и привело к тому, что,
    согласно летописи, в 964г. Святослав "возму
    жая" и отстранил мать от власти. Святослав
    был прежде всего князем-воином, стремившимся
    приблизить Русь к крупнейшим державам тог
    дашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла
    почти в непрерывных походах и сражениях: он
    разгромил Хазарский каганат, нанес сокруши
    тельное поражение печенегам под Киевом, со
    вершил два похода на Балканы. После гибели
    Святослава великим князем стал его сын Яро
    полк (972-980гг. ) Своей главной задачей Яро
    полк считал объединение всей державы, и вся
    чески стремился к осуществлению этой цели.
    Советником князя стал на первых порах
    престарелый воевода Свенельд. Однако осу
    ществить задуманное не удалось из-за военных
    действий против Олега, затем против своего
    брата Владимира, который и одержал победу в
    сражении. А вскоре, во время встречи с побе
    дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга
    ми. Владимир остался единовластным правите
    лем державы.

2. Князь и его б) В княжение Владимира Святославича к Древне дружина. руссому государству были присоединены червенские

    Полюдье. города - восточнославянские земли по обе стороны
    Карпат, земля вятечей. Созданная на юге
    страны линия крепостей обеспечила более
    действенную защиту страны от кочевников-пе
    ченегов. Владимир стремился не только к по
    литическому объединению восточнославянских
    земель. Он хотел подкрепить это объединение
    единством религиозным, реформировав традици
    онные языческие верования. Из многочисленных
    языческих богов он выбрал шесть, которых
    провозгласил верховными божествами на терри
    тории своего государства. ПВЛ отмечает: "и
    стал Владимир княжить в Киеве один и поста
    вил кумиры на холме за теремным двором: де
    ревянного Перуна с серебряной головой и зо
    лотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стри
    бога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жерт
    вы, называя их богами, и приводили к ним
    своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли
    бесами и оскверняли землю жертвоприношениями
    своими. " Послание другим богам жестоко
    преследовалось. Неканонические идолы уничто
    жались. Однако языческая реформа не удовлет
    ворила князя Владимира. Проведенная
    насильственным способом и в кратчайшие сро
    ки, она не могла быть успешной. Кроме того,
    она никак не отразилась на международном
    престиже Древнерусского государства. Христи
    анскими державами языческая Русь воспринима
    лась как варварское государство. Давние и
    прочные связи Руси и Византии в конечном
    итоге привели к тому, что Владимиром в 989г.
    было принято христианство в православном его
    варианте. Проникновения христианства на Русь
    началось за долго до признания его официаль
    ной государственной религией. Христианами
    были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие
    христианства уровняло Киевскую Русь с сосед
    ними государствами. Христианство оказало ог
    ромное влияние на быт и нравы Древней Руси,
    политические и правовые отношения. Христи
    анства, с его более развитой по сравнению с
    язычеством богословско-философской системой,
    более сложным и пышным культом, дало огром
    ный толчок развитию русской культуры и
    искусства. Прослеживается влияние христи
    анства и на политическую структуру Древне
    русского государства. Но именно здесь отчет
    ливо проявились противоречия между мероприя
    тиями киевских князей, пытавшихся с помощью
    новой религии укрепить центральную власть,
    и, в конечном счете, реальным ходом социаль
    но-экономического развития, которое вело
    "державу Рюриковичей" к неизбежной победе
    раздробленности уже на новой основе. Чтобы
    укрепить свою власть в различных частях об
    ширного государства, Владимир назначил своих
    сыновей наместниками в различные города и
    земли Руси. После смерти Владимира между сы
    новьями началась ожесточенная борьба за
    власть. Один из сыновей Владимира, Свято
    полк, захватил власть в Киеве и объявил себя
    великим князем. По приказу Святополка были
    убиты трое его братьев - Борис ростовский,
    Глеб муромский и Святослав древлянский. За
    нимавший престол в Новгороде Ярослов Влади
    мирович понимал, что опасность угрожает и
    ему. Он решил выступить против Святополка,
    призвавшего себе на помощь печенегов. Войско
    Ярослава состояло из новгородцев и наемни
    ков-варягов. Междоусобная война между брать
    ями завершилась бегством Святополка в Поль
    шу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович
    утвердился в качестве Великого князя Ки
    евского (1019-1054гг. ) В 1024г. против
    Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутара
    канский. В результате этой усобицы братья
    поделили государство на две части: область к
    востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а
    территория западнее Днепра осталась за
    Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.
    Ярослав стал единодержавным князем Киевской
    Руси. Время Ярослава - это время расцвета
    Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших
    государств Европы. Самые могущественные
    государи стремились в это время к союзу с
    Русью.
    3. Вотчинная в) Носители верховной власти в

собственность. Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только

    временным владельцем княжества, которое
    доставалось ему по очереди старшинства.
    После смерти великого князя на его место
    "садился" не его старший сын, а старший в
    роду между князьями. Его освободившийся удел
    доставался также следующему по старшинству
    среди остальных князей. Таким образом князья
    передвигались из одной области в другую, из
    менее в более богатую и престижную. По мере
    мере увеличения княжеского рода расчет по
    старшинству становился все труднее. В отно
    шения князей вмешивалось боярство отдельных
    городов и земель. Способные и даровитые
    князья стремились подняться выше своих роди
    чей. После смерти Ярослава мудрого Русь
    вступила в период княжеских усобиц. Однако о
    феодальной раздробленности в это говорить
    еще нельзя. Она наступает, когда окончатель
    но сформировываются отдельные княжества-зем
    ли со своими столицами, а на этих землях
    закрепляются свои княжеские династии. Борьба
    же между сыновьями и внуками Ярослава Мудро
    го была еще борьбой направленной на поддер
    жание принципа родового владения Русью.
    Ярослав Мудрый перед смертью разделил
    Русскую землю между своими сыновьями. Княже
    ние последнего из сынове Ярослава, Всеволо
    да, было особенно беспокойным: младшие
    князья ожесточенно враждовали из-за уделов,
    половцы часто нападали на русские земли. Сын
    Святослава, князь Олег, вступил в союзные
    отношения с половцами и неоднократно приво
    дил их на Русь. Занятия славян и их социаль
    ная организация. Основой хозяйства восточных
    славян было пашенное земледелие. Применялись
    пахотные орудия с железными рабочими частями
    - рало (в южных областях), соха (на севере).
    Подчиненную роль в хозяйстве играли ското
    водство, охота, рыболовство, бортничество.
    Хозяйственной ячейкой была преимущественно
    малая семья. Низшим звеном социальной орга
    низации непосредственных производителей,
    объединявшим хозяйства отдельных семей, слу
    жила соседская (территориальная) община
    вервь. Переход от кровнородственной общины и
    патриархального рода к соседской общине и
    малой семье произошел у славян в ходе рассе
    ления VI-VIII вв. Члены верви совместно вла
    дели сенокосными и лесными угодьями, а па
    шенные земли были поделены между отдельными
    крестьянскими хозяйствами. На основе по
    лянского союза племенных княжеств к началу
    IX в. сложилось политическое образование,
    носившее название Русь. Распространено мне
    ние о привнесении этого термина в Восточную
    Европу скандинавскими дружинниками (имено
    вавшимися на Руси варягами). Но его первое
    достоверное упоминание на юге Восточной Ев
    ропы (в так называемом "Баварском хроногра
    фе", составленном между 811 и 821 гг. ,-Ruzzi
    названы после хазар, обитавших между Доном и
    Волгой) относится ко времени, когда
    присутствие норманнов в этом регионе еще не
    прослеживается. Вопрос остается дискуссион
    ным, но наиболее вероятно, что это название
    имеет местное, южное (при этом, скорее все
    го, неславянское в основе) происхождение и
    восходит ко времени во всяком случае раннее
    IX в. В Этом же столетии оно выступает как
    обозначение этнополитического образования,
    не совпадающего территориально ни с одним
    славянским союзом племенных княжеств: "Русь"
    в IX в. включала помимо земли полян значи
    тельную часть территории северского союза.
    Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на
    Руси в IX-X вв. скандинавских дружинни
    ков-варягов и летописный рассказ о варяжском
    происхождении древнерусской правящей ди
    настии (Рюриковичей) породили длительную (с
    XVIII в. ) дискуссию между норманистами и ан
    тинорманистами. Первые отстаивали точку зре
    ния о создании Древнерусского государства
    скандинавами, а вторые отрицали это. В
    настоящее время у отечественных и зарубежных
    исследователей не вызывают сомнения как
    местные корни восточнославянской госу
    дарственности, так и активное участие в про
    цессе складывания Киевской Руси (главным об
    разом, в формировании господствующего слоя)
    выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохра
    няется и ряд разногласий по частным вопросам
    этой проблемы, в том числе о призвании Рюри
    ка. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель
    Руси в первой половине IX в. принял в допол
    нение к общеславянскому титулу князь восточ
    ный титул "каган" ("хакан"), у тюркских и
    монгольских народов обозначавший верховного
    правителя ("хан ханов"). Это событие имело
    большое значение. Во-первых, титулом "каган"
    именовался правитель Хазарии - государства,
    созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и
    Дона тюркскими кочевниками - хазарами. Часть
    восточных славян (поляне, север, радимичи и
    вятичи) были вынуждены выплачивать хазарско
    му кагану дань. Принятие киевским князем ти
    тула кагана символизировало, таким образом,
    независимость нового государства - Руси - от
    хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верхо
    венство русского князя над князьями других
    крупных славянских общностей, которые в то
    время носили титулы светлый князь и великий
    князь (эти титулы сохранялись, наряду с ти
    тулом кагана, и за киевским князем в IX
    первой половине X в. ). IX-X века были време
    нем постепенного вовлечения в зависимость от
    Киева восточнославянских союзов племенных
    княжеств. Ведущую роль в этом процессе игра
    ла военно-служилая знать - дружина киевских
    князей. Дружинный слой у славян фиксируется
    по византийским источникам и данным археоло
    гии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К
    IX в. он несомненно выдвигается на ведущие
    позиции в обществе. Для некоторых из союзов
    племенных княжеств подчинение киевским
    князьям проходило в два этапа. На первом
    этапе союз сохранял внутреннюю "автономию",
    будучи обязан лишь выплачивать подать
    дань. Дань собиралась киевскими дружинными
    отрядами, которые объезжали территории под
    чиненного союза; такой объезд со сбором дани
    именовался полюдье. Взималась дань в X в. в
    фиксированных размерах, в натуральной или
    денежной форме. Существовали единицы обложе
    ния: дым (т. е. крестьянский двор), рало,
    плуг (эти термины обозначали в данном случае
    единицы земельной площади, соответствующие
    возможностям одного крестьянского хо
    зяйства). Есть данные, что социальные про
    цессы, свойственные среднеднепровской
    "Руси", происходили и в других союзах пле
    менных княжеств (складывание системы сбора
    дани, выдвижение на ведущие роли в обществе
    военно-служилой знати). Опережающее развитие
    Руси выразилось в вынесении даннической
    системы за рамки "своего" союза, переходе к
    эксплуатации "чужих" общностей. Вторым эта
    пом было непосредственное подчинение союза
    племенных княжеств, ликвидация местного кня
    жения и посажение в качестве князя-наместни
    ка представителя киевской династии. При
    этом, как правило, строился новый град, ста
    новившийся центром территории вместо старого
    "града" "племенного" центра. Целью такой
    смены центра была нейтрализация сепара
    тистских тенденций местной знати. Древляне
    были обложены данью еще в IX в. , но полное
    их подчинение относится к 945-946 гг. В 945
    г. древляне восстали против киевского князя
    Игоря, нарушившего установленные нормы взи
    мания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга,
    мстя за смерть мужа, учинила жестокий разг
    ром Древлянской земле. Для земель дрегови
    чей, радимичей и кривичей первый этап подчи
    нения относится к IX в. , второй - к концу X
    в. , вятичей - соответственно ко второй поло
    вине X и второй половине XI в. (эта восточ
    нославянская общность дольше всех боролась
    за свою самостоятельность). Покорение волы
    нян и хорватов было одноэтапным: в конце X
    в. они были сразу же непосредственно подчи
    нены Киеву. Что касается уличей и тиверцев,
    то их земли в X в. были заняты тюркскими ко
    чевниками - печенегами. Особый случай
    включение в состав Киевской Руси земли сло
    вен. В этом регионе к середине IX в. сложи
    лось полиэтничное политическое объединение,
    включившее помимо словен часть кривичей и
    финноязычного населения (чуди). Входили в
    него также и переселенцы из Скандинавии.
    Около 60-х годов IX в. на княжение в это
    объединение был приглашен норманнский конунг
    (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной.
    Его преемник Олег (по одной версии - сканди
    нав, по другой - представитель местной зна
    ти, включавшей в себя со второй половины
    VIII в. скандинавские элементы) в 882 г.
    захватил Киев, центр "Руси". Но поскольку
    потенции государствообразования в этой
    последней были гораздо сильнее, чем в север
    ном политическом объединении, во княжение
    Олега в Киеве имело следствием превращение
    земли словен в территорию, зависимую от Кие
    ва, и обложение ее данью. С ликвидацией "ав
    тономии" восточнославянских союзов племенных
    княжеств изменялась форма эксплуатации их
    населения киевской военнодружинной знатью.
    Теперь не было необходимости в полюдье
    объездах, исходящих из Киева; дань собира
    лась наместниками киевского князя, правивши
    ми на территориях бывших союзов племенных
    княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся
    сведениям, две трети) отправлялась в Киев,
    другая распределялась между дружинниками
    князя-наместника. Территории в рамках едино
    го раннефеодального государства, управляемые
    князьями - вассалами киевского правителя,
    получили наименование волость. Государство
    же в целом в X в. носило название "Русь"
    (распространившееся с региона Среднего Под
    непровья на всю территорию, подвластную ки
    евским князьям) и "Русская земля". Такая
    структура государства сложилась к концу X
    в. , в эпоху киевского княжения Владимира
    Святославича, который посадил на княжение в
    девяти крупнейших центрах Руси своих сыно
    вей: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава,
    позже Ярослава, в Полоцке (кривичи)
    Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка,
    в земле древлян - Святослава, во Владими
    ре-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смо
    ленске (кривичи) - Станислава, Ростове (зем
    ля финноязычного племени меря) - Ярослава,
    позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома)
    - Глеба, Тмутаракани (русское владение на
    Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо
    этих земель восточнославянских и частично
    финноязычных народов, составлявших террито
    рию Древнерусского государства, в IX-X вв.
    сложилась широкая неславянская периферия из
    финноязычных и балтоязычных племен, которые
    не входили непосредственно в состав Киевской
    Руси, но были обязаны русским князьям данью.
    В нее входили этносы, обитавшие вдоль севе
    ро-западных, северных и северо-восточных
    границ Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы,
    ливы, чудь (эсты), еж (племя в Восточной
    Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марий
    цы), мордва и др. Волости сложились на осно
    ве территорий прежних союзов племенных кня
    жеств, но их границы не оставались неизмен
    ными. Они менялись в результате деятельности
    князей, междоусобных войн, разделов и деле
    жей территории. Так, в 1054 г. по завещанию
    киевского князя Ярослава Мудрого произошел
    раздел между его сыновьями Изяславом, Свя
    тославом и Всеволодом территории "Руси" в
    узком смысле. Киев остался за старшим
    Изяславом, а города Чернигов и Переяславль
    на побережье Днепра стали центрами княжений
    младших братьев, при этом в волость Свя
    тослава вошли территории вятичей и Муром, а
    Всеволод получил Ростовскую землю. В ки
    евское княжение Всеволода Ярославича
    (1078-1093) на юго-западе Руси сформирова
    лись волости с центрами в Перемышле и Тере
    бовле. Главной формой эксплуатации земле
    дельческого населения в конце X - середине
    XII в. оставалась государственная дань - на
    лог. В то же время к данному периоду от
    носится начальный этап складывания на Руси
    индивидуальной крупной земельной собствен
    ности - вотчины. Княжеская вотчина (домен)
    начала складываться еще во второй половине X
    в. - в это время уже известны княжеские села
    и охотничьи угодья. В XI в. появляется зе
    мельная собственность у дружинников и церк
    ви. Но вотчинная форма собственности не иг
    рала еще существенной роли - ее удельный вес
    был незначителен, основная часть территории
    находилась в корпоративной (государственной)
    собственности военно-дружинной знати, реали
    зуемой через систему даней-налогов.

4. "Правда Русская". Завершение складывания государственной структу ры и развитие феодальных отношений сделали

    необходимой кодификацию древнерусского пра
    ва. Свод законов Киевской Руси именовался
    "Правда Русская". В XI в. происходит склады
    вание так называемой краткой редакции
    Русской Правды. Она состоит из двух основных
    частей - "Древнейшей Правды" (или "Правды
    Ярослава") и "Правды Ярославичей". Древней
    шая Правда представляет собой кодекс, соз
    данный Ярославом после победы над Святопол
    ком и предназначенный первоначально для нов
    городцев (оказавших ему поддержку в междо
    усобной войне): при этом в ней использова
    лись уже существовавшие правовые нормы (от
    части известные из статей русско-визан
    тийских договоров 911 и 944 гг. ). Так назы
    ваемая Правда Ярославичей появилась, по мне
    нию одних исследователей, в 70-х годах XI
    столетия, по мнению других - в середине XI
    в. (т. е. еще при Ярославе). В этом юриди
    ческом памятнике отразился факт складывания
    княжеского домениального землевладения боль
    шинство статей посвящено правовой защите
    княжеской собственности, должностных лиц и
    зависимых людей вотчины.
    Социальная ор- Корпорацией, в которую был орга
    ганизация и низован господствующий класс Ки
    система управ- евской Руси в этот период, про
    ления госу- должала оставаться дружина. Су
    дарством. ществовали дружины у киевского князя и его
    родственников-вассалов. В дружинной органи
    зации была и внутренняя иерархия: верхушку
    дружинного слоя представляла старейшая дру
    жина, ее члены именовались боярами. Низшим
    слоем была "молодшая дружина"; ее представи
    тели назывались отроками; со второй половины
    XI в. этот термин начинает употребляться
    преимущественно по отношению к военным слу
    гам князей и бояр, рекрутировавшимся в
    основном из "молодшей дружины", а для менее
    зависимого от князей слоя внутри этой
    последней начинает употребляться термин
    детские. Члены "молодшей дружины" иногда
    именовались также гридями (скандинавский по
    происхождению термин, распространение полу
    чил только на севере Руси). Привилегирован
    ное положение членов старейшей дружины нашло
    отражение в древнерусском праве. В начале
    XII в. все ее представители получили повы
    шенную правовую защиту - за их убийство был
    установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший,
    чем штраф за убийство простого свободного
    человека, в том числе младшего дружинника.
    Со складыванием к концу X в. структуры еди
    ного государства формируется централизован
    ный и разветвленный аппарат управления. В
    качестве должностных лиц государственной ад
    министрации выступают представители дружин
    ной знати. При князьях действует совет (ду
    ма), представляющий собой совещание князя с
    верхушкой дружины. Князья назначают из числа
    дружинников посадников-наместников в горо
    дах; воевод - предводителей различных по
    численности и назначению военных отрядов;
    тысяцких - высших должностных лиц в так на
    зываемой десятичной системе деления общест
    ва, восходящей к догосударственному периоду;
    сборщиков поземельных податей - данников,
    судебных чиновников - мечников, вирпиков,
    емцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин
    - мытников, мелких должностных лиц - бири
    чей, метельников. Из состава дружины выделя
    ются и управители княжеского вотчинного хо
    зяйства - тиуны (с ХII в. они включаются и в
    систему государственного управления). Лично
    свободное сельское население, обязанное
    только данью, а также рядовые горожане име
    нуются в источниках люди. Для лично зависи
    мого населения вотчин, а также для несвобод
    ных слуг использовались термины челядь
    (ед. ч. челядин) и холопы. Их не полноправное
    положение было закреплено законодательно:
    так, за убийство холопа уплачивался штраф
    всего лишь в 5 гривен, шедший господину уби
    того в качестве возмещения ущерба. Особую
    категорию населения составляли смерды. Воп
    рос о ее сущности - предмет давнего спора в
    историографии; наиболее вероятно, что смерды
    - группа полувоенного, полукрестьянского
    населения, зависимого от князя; но есть так
    же мнение, что этим термином обозначались
    все крестьяне, обязанные уплачивать госу
    дарственную подать - дань. Во второй полови
    не XI в. появляется категория закупов - лю
    дей, вступающих в зависимость от землевла
    дельца за долги и вынужденных работать на
    господина до выплаты суммы долга. Их право
    вое положение было промежуточным между сво
    бодными людьми и холопами. Княжение Владими
    ра Святославича (980-1015) было периодом по
    литической стабильности Киевской Руси, когда
    сложилась структура единого раннефеодального
    государства, был нейтрализован натиск пече
    негов на южные границы. После смерти Влади
    мира в 1015 г. развернулась ожесточенная
    борьба за власть между его наследниками. Ту
    ровский князь Святополк (сын убитого в борь
    бе с Владимиром его старшего брата Ярополка,
    усыновленный великим князем) захватил ки
    евский стол и организовал вероломное
    убийство своих братьев Бориса, Глеба и Свя
    тослава (двое первых были впоследствии кано
    низированы и стали первыми русскими святы
    ми). В 1016 г. против Святополка выступил
    княживший в Новгороде Ярослав Владимирович с
    войском из новгородцев и наемных варягов. В
    битве под Любечем (на Днепре выше Киева)
    Ярослав одержал победу. Святополк бежал в
    Польшу к своему тестю польскому королю Бо
    леславу Храброму.
    6. Восстания и В 1018 г. Болеслав выступил в
    социальное поход на Русь, разбил Ярослава,
    волнение. занял Киев и вернул престол Святополку. Затем
    он возвратился в Польшу, оставив за собой
    западную окраину русских земель (с городами
    Перемышлем и Червенем - эти территории были
    возвращены Ярославом в 1031 г. ). Ярослав,
    бежавший после битвы в Новгород, получил
    вновь поддержку от новгородцев, давших
    средства на найм новой варяжной дружины, и
    опять двинулся на Киев. На этот раз Свято
    полк, лишившийся польской помощи, бежал из
    Киева, не принимая боя, и в 1019 г. подо
    шел к столице теперь уже с печенежским сила
    ми. Войско Ярослава одержало победу, Свято
    полк бежал на западные границы Руси и по до
    роге умер. Но на этом междоусобная борьба не
    окончилась. В 1021 г. Ярослав воевал со сво
    им племянником Брячиславом Изяславичем, кня
    жившим в Полоцке. Тот претендовал на Новго
    род, но потерпел поражение и вынужден был
    заключить мир с киевским князем. В 1024 г.
    против Ярослава выступил его брат тмутара
    канский князь Мстислав Владимирович. Неза
    долго до этого Мстислав укрепил свое кня
    жество, подчинив северокавказское племя
    касогов: он победил в поединке касожского
    князя Редедю и получил по праву победителя
    его землю; воины Редеди влились в дружину
    Мстислава. Ярослав во время выступления
    Мстислава находился в Ростовской земле, где
    подавил восстание местного населения, выз
    ванное голодом. Узнав о действиях брата, он
    нанял варяжскую дружину во главе с Якуном и
    двинулся на юг. Битва между братьями прои
    зошла при Листвене (близ Чернигова). Ярослав
    ввел в бой дружину Якуна, а собственную дру
    жину оставил в резерве. Мстислав выставил
    против варягов северян - ополчение из жите
    лей Черниговщины, а когда варяги стали брать
    над ними верх, ввел в действие свою
    русско-касожскую дружину и одержал победу. В
    конце концов братья заключили договор, по
    которому к Мстиславу отходило левобережье
    Днепра со столицей в Чернигове. Лишь, после
    смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал "са
    мовластцем" Русской земли. В 1037 г. прои
    зошло последнее крупное сражение с печенега
    ми: они были разгромлены под Киевом и после
    этого больше не представляли опасности для
    Руси. В 1043 г. обострились русско-визан
    тийские отношения. Ярослав отправил на
    Константинополь войско во главе со своим
    старшим сыном Владимиром (ум. 1052 г. ), кня
    зем новгородским. Поход оказался неудачным
    русское войско было разбито греческим фло
    том. После смерти Ярослава в 1054 г. и упо
    мянутого выше раздела княжений между его сы
    новьями некоторое время сохранялась полити
    ческая стабильность. Ярославичи - киевский
    князь Изяслав, черниговский Святослав и пе
    реяславский Всеволод - составляли правящий
    триумвират под главенством старшего Изясла
    ва. Разделение власти привело к временному
    возникновению наряду с Киевской митрополией
    двух новых - Черниговской и Переяславской
    (упразднены в конце 70-х годов после смерти
    Святослава и Изяслава).
    Князьям-триумвирам удалось в 1060 г. разбить
    соединенными силами кочевников-торков, пы
    тавшихся занять в причерноморских степях
    место печенегов. Но во второй половине 60-х
    годов XI в. разразился кризис. В 1066-1067
    гг. развернулась междоусобная война между
    Ярославичами и их двоюродным племянником по
    лоцким князем Всеславам Брячиславичем. В
    конце концов Всеслав был вероломно захвачен
    во время переговоров и заключен в Киеве в
    темницу - поруб. В 1068 г. в крупный поход
    на Русь двинулись половцы (кипчаки, куманы)
    - тюркский кочевой этнос, сменивший печене
    гов и торкав в причерноморских степях. Три
    Ярославича потерпели поражение в открытом
    бою и бежали в свои города. Тогда в Киеве
    началось восстание горожан, требовавших у
    Изяслава оружие и коней, чтобы биться с по
    ловцами. Кульминацией восстания стало осво
    бождение Всеслава Полоцкого из поруба и про
    возглашение его киевским князем. Изяслав бе
    жал в Польшу. Всеслав находился у власти 7
    месяцев, причем младшие Ярославичи в это
    время признавали его верховенство. Святосла
    ву удалось разбить значительную часть поло
    вецких сил и взять в плен хана Шарукана.
    Весной 1069 г. Изяслав с помощью польских
    войск вернул себе киевский стол, вынудив
    Всеслава бежать в Палоцк. Однако союзни
    ческие отношения между братьями Ярославичами
    были подорваны, и в 1073 г. Святослав и Все
    волод изгоняют Изяслава, которому пришлось
    на этот раз отправиться в четырехлетние ски
    тания по Европе, в ходе которых он просил
    помощи у польского короля и римского папы.
    Киевским князем стал Святослав. После его
    смерти в 1076 г. престол занял Всеволод, но
    в следующем году он уступил его Изяславу,
    двинувшемуся на Русь с польским войском. В
    конце 60-х - начале 70-х годов XI в. на Руси
    обострилась борьба зависимого населения про
    тив феодальной знати. Она была вызвана уси
    лением феодальной эксплуатации, в первую
    очередь государственной, широким распростра
    нением помимо дани других податей, таких,
    как виры и продажи (судебные пошлины), корд
    (поставки для содержания княжеских должност
    ных лиц). Помимо упомянутого восстания в Ки
    еве произошли выступления в Новгороде и
    Ростовской земле. Движение принимало здесь
    форму антихристианского, апеллируя к возвра
    ту старой языческой религии. Во главе его
    вставали языческие жрецы - волхвы. Решитель
    ные действия представителей государственной
    власти позволили справиться с этими выступ
    лениями. В 1078 г. в политическую борьбу на
    Руси вступили в качестве самостоятельных
    князей представители следующего поколения
    внуки Ярослава. Лишенные столов князья Олег
    Святославич (сын Святослава Ярославича) и
    Борис Вячеславич (сын младшего сына Ярослава
    - Вячеслава) бежали в Тмутаракань (где кня
    жил брат Олега Роман), заключили союз с по
    ловцами и двинулись на Русь. Им удалось раз
    бить Всеволода, а затем овладеть Черниговом.
    Тогда против Олега и Бориса выступило войско
    четырех князей: Изяслава с сыном Ярополком и
    Всеволода с сыном Владимиром Мономахом. В
    битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова по
    гибли Борис Вячеславич и Изяслав Ярославич.
    Половецко-русское войско молодых князей по
    терпело поражение; Олег бежал в Тмутаракань.
    Киевское княжение вновь перешло к Всеволоду.
    В 1079 г. тмутараканский князь Роман Свя
    тославич вместе с половецким войском высту
    пил против Всеволода. Киевский князь сумел
    заключить мир с половцами, после чего те
    убили Романа. Олег же был схвачен агентами
    Византии и отправлен в ссылку на о. Родос в
    Эгейском море. Оттуда он вернулся в 1083г, и
    вокняжился в Тмутаракани. Киевское княжение
    Всеволода Ярославича (1078-1093) было време
    нем относительной стабильности во внутри- и
    внешнеполитической жизни Руси. Сын Всеволода
    черниговский князь Владимир Мономах (полу
    чивший свое прозвище по матери, дочери ви
    зантийского императора Константина IX Моно
    маха) окончательно подчинил вятичей
    последний восточнославянский союз племенных
    княжеств, сохранявший еще собственных кня
    зей. После смерти Всеволода в 1093 г. насту
    пает период обострения усобиц и борьбы с по
    ловцами. Киевским князем стал старший пле
    мянник Всеволода Святополк (сын Изяслава
    Ярославича). В том же 1093 г. Святополк и
    Владимир Мономах с братом Ростиславом, кня
    зем переяславским, выступили против полов
    цев, начавших войну с Русью. Русские войска
    потерпели жестокое поражение, князь
    Ростислав утонул в р. Стутне во время
    отступления; после этого половцам удалось
    захватить несколько городов (что было крайне
    редким явлением в русско-половецких отноше
    ниях). Южная Русь подвергалась сильному ра
    зорению. В 1094 г. Олег Святославич в союзе
    с половцами пришел из Тмутаракани на Русь и
    вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова
    в Переяславль. В два последующих года Свято
    полк и Владимир вели борьбу одновременно с
    половецкими ханами Боняком и Тугорканом и с
    Олегом. В 1095 г. Владимир под Переяславлем
    уничтожил отряды ханов Итларя и Кытана. В
    1096 г. была разгромлена орда Тугоркана, а
    сам он (тесть Святополка) убит. Олег в том
    же году был изгнан из Чернигова и перенес
    усобицу на северо-восток Руси. Здесь, под
    Муромом, в бою с ним погиб сын Владимира Мо
    номаха Изяслав, но старший брат последнего
    Мстислав, князь новгородский, нанес Олегу
    поражение в Ростовской волости, после кото
    рого тот вынужден был пойти на переговоры со
    своими двоюродными братьями Святопалком и
    Владимиром. В 1097 г. на съезде князей в Лю
    бече было заключено соглашение, по которому
    Святополк, Владимир и Олег с братьями Давы
    дом и Ярославом Святославичами должны были
    владеть отчинами - территориями, которые по
    завещанию Ярослава Мудрого принадлежали их
    отцам Изяславу, Всеволоду и Святославу (с
    центрами соответственно в Киеве, Переяславле
    и Чернигове). Давыд Игоревич, внук Ярослава,
    получил Владимир-Волынский, а внуки старшего
    сына Ярослава Владимира - Володарь и Василь
    ко - соответственно Перемышль и Теребовль
    (Юго-Западная Русь). Князья договорились о
    совместных действиях по защите Руси:
    ".... имемся в едино сердце и блюдем Русскую
    землю". Но сразу же после съезда разгорелась
    новая кровопролитная усобица. Давыд Игоревич
    в сговоре со Святополком Изяславичем захва
    тил в Киеве Василька Ростиславича Тере
    бовльского и ослепил его. После этого он по
    пытался захватить волость Василька, но по
    терпел поражение от его брата Володаря и вы
    нужден был освободить пленника. Тем временем
    Владимир Мономах с Олегом и Давыдом Свя
    тославичами выступили против Святополка. Тот
    вынужден был пойти в поход против Давида
    Игоревича и изгнать его из Владимира-Во
    лынского. После этого Святополк, однако, по
    пытался захватить также волости Володаря и
    Василька. В решающей битве он потерпел пора
    жение, и тогда его сын Ярослав привел в Пе
    ремышлю (столице княжества Володаря) войско
    венгерского короля Кальмана. Давид Игоревич,
    к этому времени вступивший в союз с Волода
    рем, в противовес венграм соединился с поло
    вецким ханом Боняком. В битве под Перемышлем
    (1099) половцы, применили характерный для
    кочевников прием "ложного отступления": их
    отряд подскакал к расположению венгерских
    войск, выпустил по стреле и обратился в
    бегство; когда же венгры погнались следом,
    основные силы Боняка ударили им в тыл. Окру
    женное войско Кальмана было наголову разбито
    и бежало в беспорядке, неся огромные потери.
    Потерпела неудачу и попытка Святополка зак
    репить за собой Владимир-Волынский. В 1100
    г. состоялся княжеский съезд в Уветичах,
    подведший итог трехлетней войне. Давид Иго
    ревич как инициатор усобицы был лишен Влади
    мира-Волынского и посажен на княжение в
    Бужск (менее значительный город Западной
    Руси). Последующие годы отмечены отсутствием
    усобиц и организацией Владимиром Мономахом и
    Святополком Изяславичем нескольких успешных
    походов в Половецкую степь с участием многих
    русских князей - в 1103, 1107, и 1111гг. ; бы
    ли разбиты ханы Шарукан (возглавлявший еще
    поход на Русь в 1068 г. ), Боняк, Урусоба,
    Сугра. В 1113 г. умер киевский князь Свято
    полк Изяславич, и в Киеве вспыхнуло восста
    ние против администрации умершего князя и
    ростовщиков. В этих условиях киевское бо
    ярство пригласило на княжение Владимира Мо
    номаха. Владимир, вокняжившись в Киеве, из
    дал ряд законов, учитывавших требования
    восставших; по его повелению был создан но
    вый юридический свод - так называемая Прост
    ранная редакция Русской Правды. В этом
    памятнике отразились социальные перемены,
    происходившие на Руси во второй половине XI
    - начале XII в. Пространная Правда фиксирует
    существование боярской собственности; специ
    альные разделы посвящены закупам, новой ка
    тегории зависимого населения, а также холо
    пам. Внесены были изменения и в ряд сущест
    вовавших ранее норм.

V. Внешняя политика. Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнеруского государства, были

    борьба со степными кочевниками, защита тор
    говых путей и обеспечение наиболее благопри
    ятных торговых связей с Византийской импери
    ей.
    Русско-визан- Торговля Руси и Византии имела
    тийские отно- государственный характер. На
    шения. рынках Константинопаля реализо
    валась значительная часть дани, собираемой
    киевскими князьями. Князья стремились
    обеспечить для себя наиболее благоприятные
    условия в этой торговле, старались укрепить
    свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт
    ки Византии ограничить русское влияние или
    нарушить условия торговли проводили к воен
    ным столкновениям. При князе Олеге объеди
    ненные силы Киевского государства осадили
    столицу Византии Константинополь (русское
    название - Царьград) и вынудили византийско
    го императора подписать выгодный для Руси
    торговый договор (911). До нас дошел еще
    один договор с Византией, заключенный после
    менее удачного похода на Константинополь
    князя Игоря в 944г. В соответствии с догово
    рами русские купцы ежегодно летом приезжали
    в Константинополь на торговый сезон и жили
    там шесть месяцев. Для их проживания было
    выделено определенное место в предместье го
    рода. По договору Олега, русские купцы не
    платили никакой пошлины, торговля была по
    преимуществу меновой. Византийская империя
    стремилась втянуть соседние государства в
    борьбу между собой, чтобы ослабить их и под
    чинить своему влиянию. Так, византийский им
    ператор Никифор Фока пытался воспользоваться
    русским войсками для ослабления Дунайской
    Болгарии, с которой Византия вела долгую и
    изнурительную войну. В 968г. русские войска
    князя Святослава Игоревича вторглись на тер
    риторию Болгарии и заняли ряд городов по те
    чению Дуная, из которых наиболее важным был
    Переяславец - крупный торговый и полити
    ческий центр в низовьях Дуная. Успешно
    наступление Святослава было расценено как
    угроза безопасности Византийской империи и
    ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влия
    нием греческой дипломатии печенеги напали в
    969г. на ослабленный в военном отношении Ки
    ев. Святослав был вынужден вернуться на
    Русь. После освобождения Киева он совершил
    второй поход в Болгарию, действуя уже в сою
    зе с болгарским царем Борисом против Визан
    тии. Борьбу со Святославом возглавил новый
    византийский император Иоанн Цимисхий, один
    из видных полководцев империи. В первой же
    битве русские и болгарские дружины разгроми
    ли византийцев и обратили их в бегство.
    Преследуя отступающую армию, войска Свя
    тослава захватили ряд крупных городов и дош
    ли до Адрианополя. Под Адрианополем был зак
    лючен мир между Святославом и Цимисхием.
    Основная часть русских дружин вернулась в
    Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а
    весной Византия начала новое наступление.
    Болгарский царь перешел на сторону Византии.
    Войско Святослава из Переяславца перешло в
    крепость Доростол и приготовилось к обороне.
    После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий
    предложил Святославу заключить мир. Согласно
    этому договору русские войска уходили из
    Болгарии. Восстанавливались торговые связи.
    Русь и Византия становились союзниками.
    Последний крупный поход на Византию был со
    вершен в 1043г. Поводом для него послужило
    убийство русского купца в Константинополе.
    Не получив достойного удовлетворения за оби
    ду князь Ярослав Мудрый послал к визан
    тийским берегам флот, во главе которого сто
    ял его сын Владимир и воевода Вышата.
    Несмотря на то, что буря рассеяла русский
    флот, кораблям под командованием Владимира
    удалось нанести значительный урон греческому
    флоту. В 1046г. между Русью и Византией был
    заключен мир, который по традиции того вре
    мени был закреплен династическим союзом
    браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью
    императора Константина Мономаха.
    Разгром Ха- Соседом Древнерусского государства
    зарского кага- являлся Хазарский каганат, рас
    ната. полагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье.
    Хазары были полукочевым народом тюркского
    происхождения. Их столица Итиль, находивша
    яся в дельте Волги, стала крупным торговым
    центром. В период расцвета Хазарского госу
    дарства некоторые славянские племена платили
    хазарам дань. Хазарский каганат держал в
    своих руках ключевые пункты на важнейших
    торговых путях: устья Волги и Дона, кер
    ченский пролив, переправу между Волгой и До
    ном. Установленные там таможенные пункты со
    бирали значительные торговые пошлины. Высо
    кие таможенные платежи отрицательно сказыва
    лись на развитии торговли Древней Руси.
    Иногда хазарские каганы (правители госу
    дарства) не довольствовались торговыми сбо
    рами, задерживали и грабили русские купе
    ческие караваны, возвращавшиеся с Каспийско
    го моря. Во второй половине Xв. началась
    планомерная борьба русских дружин с Ха
    зарским каганатом. В 965г. киевский князь
    Святослав разгромил Хазарское государство.
    После этого Нижний Дон был снова заселен
    славянами, и центром этой территории стала
    бывшая хазарская крепость Саркел (русское
    название Белая Вежа). На берегу Керченского
    пролива образовалось русское княжество с
    центром в Тмутаракани. Этот город с большим
    морским флотом стал форпостом Руси на Черном
    море. В конце Xв. русские дружины совершили
    ряд походов на Каспийское побережье и в
    степные районы Кавказа.
    Борьба против В X и начале XIвв. на правом и левом
    кочевников берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена
    печенегов, которые совершали быстрые и реши
    тельные нападения на русские земли и го
    рода. Для защиты от печенегов русские князья
    строили пояса оборонительных сооружений го
    родов-крепостей, валов и т. д. Первые сведе
    ния о таких городах-крепостях вокруг Киева
    относятся ко времени князя Олега. В 969г.
    печенеги во главе с князем Курей осадили Ки
    ев. Князь Святослав в это время находился в
    Болгарии. Во главе обороны города встала его
    мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое по
    ложение (отсутствие людей, недостаток воды,
    пожары), киевлянам удалось продержаться до
    прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у
    города Родня, Святослав наголову разбил пе
    ченегов и даже взял в плен князя Курю. А три
    года спустя во время столкновения с печене
    гами в районе днепровских порогов князь Свя
    тослав был убит.
    Мощная оборонительная линия на южных рубежах
    была построена при князе Владимире Святом.
    На реках Стунге, Суле, Десне, и других были
    построены крепости. Наиболее крупными были
    Переяславль и Белгород. Эти крепости имели
    постоянные военные гарнизоны, набранные из
    дружинников ("лучших людей") разных сла
    вянских племен. Желая привлечь к обороне
    государства все силы, князь Владимир набирал
    в эти гарнизоны в основном представителей
    северных племен: словен, кривичей, вятичей.
    После 1136г. печенеги перестают представлять
    серьезную угрозу для Киевского государства.
    По преданию, в честь решающей победы над пе
    ченегами князь Ярослав Мудрый возвел Со
    фийский собор в Киеве. В середине XIв. пече
    неги были вытеснены из южнорусских степей к
    Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными пле
    менами кипчаков. На Руси их называли полов
    цами, они заняли Северный Кавказ, часть Кры
    ма, все южнорусские степи. Половцы были
    очень сильным и серьезным противником, часто
    совершали походы на Византию и Русь. Положе
    ние Древнерусского государства осложнялось
    еще и тем, что начавшиеся в это время кня
    жеские усобицы дробили его силы, а некоторые
    князья, стремясь использовать половецкие от
    ряды для захвата власти, сами приводили вра
    гов на Русь. Особенно значительна была поло
    вецкая экспансия в 90-е гг. XIв. , когда по
    ловецкие ханы даже пытались взять Киев. В
    конце XIв. были предприняты попытки органи
    зовать общерусские походы против половцев.
    Во главе этих походов стоял князь Владимир
    Всеволодович Мономах. Русским дружинам уда
    лось не только отвоевать захваченные русские
    города, но нанести половцам удар на их тер
    ритории. В 1111г. русскими войсками была
    взята столица одного из половецких племенных
    образований - город Шарукань (недалеко от
    современного Харькова). После этого часть
    половцев откочевала на Северный Кавказ. Од
    нако половецкая опасность не была ликвидиро
    вана. В течение всего XIIв. происходили во
    енные столкновения между русскими князьями и
    половецкими ханами.
    ____________________

1. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М. , 1982, стр. 13

2. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М. , 1979, стр. 51

3. Крнелий Тауит. Сочинения в 2-х томах. Т1, J. , 1969г, стр. 372 4. Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. 5. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М. , 1956, стр. 12

6. Павленко Ю. В. Основные закономерности и пути формирования ран неклассовых городов-государств //Фридрих Энгельс и проблема истории древних обществ. Киев/Отв. ред. В. Ф. Геннинг. 1984, стр. 181-186

7. Павленко Ю. В. Основные закономерности и пути формирования ран неклассовых городов-государств //Фридрих Энгельс и проблема истории древних обществ. Киев/Отв. ред. В. Ф. Геннинг. 1984, стр. 181-186

8. Янин В. Л. Проблемы соц. организации Новгородской республики. //История СССР, 1970

    9. Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1989, стр. 206, 208.

10. Рыбаков Б. А. Древняя Русь, Сказания. Былины. Детописи. М. , 1963, стр. 73.

11. Рыбаков Б. А. Древняя Русь, Сказания. Былины. Детописи. М. , 1963, стр. 73.

    12. ПВЛ 4-1 стр. 85.
    13. ПВЛ 4-1 стр. 86.
    14. ПВЛ 4-1 стр. 86.
    15. ПВЛ 4-1 стр. 55.
    16. ПВЛ 4-1 стр. 55.
    17. ПВЛ 4-1 стр. 99.
    18. ПВЛ 4-1 стр. 89.
    19. ПВЛ 4-1 стр. 90.
    20. ПВЛ 4-1 стр. 95.
    21. ПВЛ 4-1 стр. 58.
    22. ПВЛ 4-1 стр. 74.

24. Родзынская Е. А. Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюгасоне //ТОДРЛ. 1935, N2, стр14.

    25. ПВЛ 4-1 стр. 84.
    26. ПВЛ 4-1 стр. 87.
    27. ПВЛ 4-1 стр. 90.
    28. ПВЛ 4-1 стр. 97.

29. Тихомиров М. Н. Крестянские и городские восстания на Руси XI XIIIвв. М. , 1955. стр. 94

    Черепин Л. В. Общеполитические отношения в Древней Руси и
    Русская Правда.

30. Очерки истории СССР: Период феодализма IX-XVвв. /Под ред. Б. Д. Грекова, Л. В. Черепина, В. Т. Пашуто. Ч. 1. М. , 1953, стр. 176 31. Мавродин В. В. Народное воспитание в Древней Руси XI-XIIвв. М. , 1961. стр. 60

    32. ПВЛ 4-1 стр. 97.
    33. ПВЛ 4-1 стр. 87.
    34. ПВЛ 4-1 стр. 115.

35. Дроянов И. Я. Кмевская Русь: Очерки социально-экономической Истории. Л. ,1974, стр. 62-65.

36. Дроянов И. Я. Кмевская Русь: Очерки социально-экономической Истории. Л. ,1974, стр. 62-65.

    37. ПВЛ 4-1 стр. 1150.

38. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М. , 1982, стр. 258

39. История государства и права СССР 4. 1/Под ред. Ю. П. Титова. М. ,1988. стр49.

40. История государства и права СССР 4. 1/Под ред. Ю. П. Титова. М. ,1988. стр44.

41. Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М. , 1949 стр. 287-306.

    42. Греков Б. Д. Киевская Русь. М. , 1953, стр. 225.
    43. Зимин А. А. Холопы на Руси. М. , 1973, стр. 84-115

44. Покровский . С. А. Общественный строй Древнерусского государства. В кн: Труды ВЮЗИ М. ,1970, Том XIV стр. 71

    45. Свердлов М. Б. Указ. соч. , стр. 148

46. История государства и права СССР 4. 1/Под ред. Ю. П. Титова. М. ,1988. стр43.

47. История государства и права СССР 4. 1/Под ред. Ю. П. Титова. М. ,1988. стр44.

48. Зуйков В. В. "Пособие по истории Отечества", М. , 1994г. стр. 14 49. Грушевский М. С. История Киевской земли. стр. 301.

    52. ПСРЛ Т-2 тб. 504

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.