РУБРИКИ

Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах - (курсовая)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах - (курсовая)

Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Мурманский гуманитарный институт
    КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: История права и государства зарубежных стран на тему: Социальные отношения и правовая система

    в Древних Афинах.
    Студентки II курса юридического факультета
    Шепеленко Натальи Алексеевны.
    Научный руководитель: Трошин Ю. А.
    Мурманск
    1997
    Содержание
    Введение 1

Глава I. Развитие экономики: от общинного земледелия к рынку 5 §1. Заселение Балкан. Климатические условия Эллады. 5

    §2. Земледелие и ремесло. 6
    §3. Рождение полиса. 9
    §4. Великая греческая колонизация. 15

Глава II. Социальные отношения: на пути к социальному равенству 20 §1. Первые сословия и социальные реформы. 20

    §2. Солон: обстановка до и после реформ. 27
    §3. Тирания Писистрата. Писистратиды. 31
    §4. Реформы Клисфена. 35
    §5. Греко-персидские войны. Фемистокл. 38
    § 6. Правление аристократии. 40

§7. Перикл. Конец самостоятельного афинского государства. 42 Глава III. Эволюция правовой системы 46

    §1. Суд базилевса. Ареопаг. 46
    §2. Солон и появление суда присяжных. 49
    §3. Судопроизводство. 52
    §4. Права отдельных категорий населения. 56
    Заключение 62
    Введение

Само появление человека на земле дало начало его движению вперед. Каждая цивилизация прошла огромный и тяжелый путь становления и развития. Любой народ начинал свое развитие с суеверий, жестоких обычаев и страха перед окружающим миром. На процессе цивилизационного развития сказалось множество факторов, и в каждой цивилизации, у каждого народа и на каждом этапе развития они были разными. Где-то больше сказались позитивные факторы, а где-то - негативные. Где-то климат и географическое положение благоприятствовали проживанию человека, а где-то вынуждали бороться за условия жизни. Где-то правили честные и дальновидные люди, а где-то - тираны и глупцы. Каждая цивилизация ставит перед собой свои задачи и вырабатывает свои пути и средства их достижения. Этим и обуславливается все великое разнообразие нравов, культур и религий в современном мире.

Было время, когда и греческий народ ничем не отличался от любого другого. И он тоже прошел через “века медлительного топтания на месте”* [* Андре Боннар, Греческая цивилизация, М. , 1993, с. 10]в эпоху первобытной жизни, которая иногда приводит, а иногда и нет, к цивилизации.

В течение всей своей истории, включая период всестороннего расцвета и созданных им шедевров, век Софокла, Гиппократа и Аристотеля, греческий народ вместе с “Элладой Эллад”* [** Там же, с. 11]

* , с Афинами, придерживался таких суеверий и обычаев, сначала несколько странных, потом смешных, а иногда просто жестоких, что, анализируя эти явления, кажется, будто народ, где они господствуют, никогда не придет к цивилизации. Но он перешагнул через этот период и стал стремительно двигаться вперед, переживая на своем пути и победы и поражения.

Античная Греция вообще, и особенно Афины, служат ярким примером того, насколько сложен путь цивилизационного развития, как трудно было первобытному человеку избавиться от почти животного состояния и стать частью цивилизации. Афинское государство развивалось, так же как и остальные, здесь нет никакого чуда. Просто сказался ряд благоприятных факторов, который сделал его эталоном. Расцвет Афин - это заслуга самих афинян, они достигли его повседневным трудом, широко внедряя в жизнь свои изобретения. Этот примитивный и легковерный поначалу народ своими руками создал ту цивилизацию, в которой живут сейчас европейские народы, которой не было равных на протяжении нескольких десятков веков и на которую равнялись многие народы мира.

Афины до сих пор являются объектом всестороннего изучения. В данной работе история родины демократии будет рассмотрена с точки зрения социальных отношений и правовой системы.

Климат и географическое положение не благоприятствовали развитию земледелия, и поэтому скоро его вытеснила торговля. Издавна люди, имеющие состояние, располагающие землей и имеющие знатное происхождение, стояли на самой верхней ступеньке социальной иерархии. Люди незнатного происхождения, не обладающие высокими доходами и не имели веса в обществе. Но с развитием торговли появилось множество людей, которые благодаря только своей предприимчивости сумели нажить себе состояние. Они были равны земледельческой, коренной аристократии по имущественному критерию, но не обладали главным условием для получения социальных и политических прав - знатной фамилией. Они стали им мощной оппозицией. Рост недовольства новой торговой элиты в сочетании с недовольством простого народа, находящегося в кабале у хозяев, грозил вылиться в серьезное столкновение. Возникла необходимость в появлении у власти правителя, который не допустил бы этого. И такой человек появился. Современники и последователи уважали Солона за рассудительность, честность и справедливость. Он провел реформу, после которой любой человек независимо от происхождения мог стать обладателем высокого статуса, повышая свой имущественный ценз. Люди получили стимул для работы.

Эти же обстоятельства привели к тому, что в Афинах зародилась первая демократия. Теперь каждый имеет право участвовать в управлении государством, каждый может быть избран на государственную должность, все стало зависеть лишь от индивидуальных качеств самого человека; происхождение перестало уже иметь такое огромное значение.

Все реформы в Афинах, начало которым положил Солон, были обусловлены изменением экономических отношений. С их изменением связана эволюция правовой системы. Соответственно изменениям ценностей в обществе, эволюции политической системы и постоянной смене различных сил у власти, правовая система меняется, переходя от кровной мести без суда и следствия к народному суду.

Афинское государство ставило перед собой цель построить гражданское общество и правовое государство, где никто не сможет влиять на людей с помощью более высокого положения в обществе, каждый получает возможность добиться долее высокого статуса своим трудом, и сам народ осуществляет власть, издает законы и вершит правосудие. И хотя афинская демократия просуществовала не очень долго, рухнув под напором более военизированного государства, можно говорить, что задачу свою она выполнила. Это выразилось в том, что более поздние цивилизации строились на ее основе. Европейские страны старались учитывать как удачи, так и промахи Афин, они стремились к демократии и, пройдя долгий путь становления, достигли ее. Все ценности Афин продолжают жить до сих пор, воплощаясь в современном европейском обществе.

Поскольку наша страна стремится к тому, чтобы усовершенствовать природу человека, улучшить его жизнь, добиться стабильности в государстве, то нам следует обратиться к опыту Афин, проделать тот путь, который прошли они и их последователи, и поучиться на их примере.

    Глава I
    Развитие экономики:
    от общинного земледелия к рынку
    §1. Заселение Балкан. Климатические условия Эллады.

Как показывают археологические исследования, территория Аттики была заселена еще в эпоху неолита. Эллинские племена последовательными волнами заселяли Балканы и вели кочевой образ жизни, занимаясь преимущественно охотой. Эти племена осели на полуострове, который назвали Элладой и стали заниматься возделыванием земли. Этот народ так до конца и остался в основном сельским. Даже в эпоху расцвета Афины оставались, прежде всего, рынком для деревень Аттики. Поселенцы выращивали злаки, разводили оливковое дерево и смоковницу, возделывали виноградники.

Здесь нужно отметить, что климат Эллады не очень благоприятствует разведению злаковых культур. Земля здесь не плодородная, каменистая. Летние ветра выветривают тонкий слой почвы, который может быть использован, а зимние ливни размывают его. Корни злаковых не приспособлены доставать влагу с большой глубины, и поэтому неурожаи для эллинцев были делом обычным. Наиболее приспособленной к засухе культурой оказался ячмень.

Сельское хозяйство, развиваясь, скоро оттеснило охоту; мясная пища заменилась вегетарианской, в пищу употреблялось теперь только жертвенное мясо. Но осевшие племена, образуя поселения, становились все многочисленнее, скудных урожаев стало не хватать. Чтобы получить достаточное количество хлеба его стали обменивать. Для этого эллинцам пришлось освоить море.

Они пришли в Элладу сухопутно, и так долго кочевали по степям, что забыли даже название водного пространства. Название они переняли у аборигенов, заселявших территорию, на которую они пришли (лелегов, пеласгов, карийцев) - таласса. У этих же аборигенов пришельцы и научились мореплаванию и кораблестроению. Поначалу они не решались выходить в открытое море и путешествовали от острова к острову, которые в большом количестве расположены вдоль побережья Эллады. Этого вполне хватало для обмена своего масла и вина на пшеницу у жителей этих островов. Так стали развиваться торговые связи, достигнув впоследствии очень высокого уровня. Эти же путешествия позволили эллинцам общаться с другими народами, другой культурой.

Со временем, когда эллинцы уже освоились с морским делом, они решились выходить в открытое море. Тогда и начались набеги на соседей, о чем свидетельствуют найденные обломки ваз с изображением кораблей и морских сражений. Таким образом, первоначальный облик эллинского народа представляет собой, по выражению Андре Боннара, “народ земледельцев, народ мореплавателей”* [* Андре Боннар, Греческая цивилизация, М. , 1993, с. 11]. Ценой огромных потерь и усилий они вскоре стали самыми искусными мореплавателями древности, превзойдя даже самих финикийцев, которым не было равных. Это было первым шагом к достижению высокой степени развития.

    §2. Земледелие и ремесло.

Первоначально племена, заселившие Балканы, сделали землю коллективной собственностью всего клана. В каждом поселении был свой вождь, который отвечал за обработку земли в своей округе, за работу каждого члена клана и за распределение урожая. Клан объединял определенное количество семей - “дворов” и каждая из них получала определенный участок земли для обработки. В те времена не было частной собственности, землю, которая выделялась для обработки, ни под каким предлогом нельзя было продать, подарить, обменять, земля не подлежала дроблению и не переходила по наследству в случае смерти главы семьи. Земля только могла быть перераспределена соразмерно с потребностями каждой семьи. Эта общая земля обрабатывалась сообща членами одного двора. Плоды урожая делились под надзором божества - покровителя Мойры, который присутствовал и при распределении земли по жребию. По этому отдельные участки носили название клеров, что в переводе значит “жребий”. Только вожди племени и храмы богов получали без жребия особо хорошие и плодородные наделы - темены. Кроме клеров и теменов существовали и пустоши - земли, расположенные на границах общин и составляющие практически ее резервный фонд.

Клеры рядовых земледельцев были значительно меньше по размеру, чем темены и состояли преимущественно из пахотной земли. Обработка этих земель производилась деревянной сохой, вырезанной из одного куска дерева. Для пахоты обычно использовались мулы, а земли вождей пахали на волах. Фукидид свидетельствует, что “.... каждый обрабатывал почву исключительно в меру нужд без владения излишком, даже без посевного запаса.... ”* [* Колобова К. М. , Очерки истории Древней Греции, Л. , 1958, с. 38]. Таким образом, из сказанного следует, что греческая община ничем не отличалась от общин других стран. Она жила изолированно, обеспечивала себя сама, здесь господствует натуральное хозяйство и общая собственность на землю. Но такое положение со временем начинает распадаться. Различные причины вызывали исключение членов клана, а так же выход из него по собственной воле. Люди стали понимать, что оставаться в общине и возделывать землю, затрачивать огромное количество сил и времени и получать мизерные урожаи, тем более что с развитием мореплавания начали налаживаться торговые связи, стало невыгодно. Многие пытали счастья за морем и преуспевали в этом, некоторые - наоборот. Некоторые занимали земли, не принадлежащие ни одному клану, так как считались не пригодными для обработки. Иногда эти люди, поняв, что и вне общины получать обильные урожаи они не смогут, переставали возделывать землю и стали заниматься ремеслом. Появлению его в Аттике благоприятствовало наличие залежей великолепной гончарной глины, здесь же стали находить серебро и позже разрабатывать рудники, а так же добывать мрамор. Ремесленники сбывали кланам изготовленный ими товар. Кроме ремесленников появились матросы, странствующие поэты и врачи. Время дорийского вторжения на территорию Греции около 1100 года до н. э. * [* Виппер Р. Ю. , Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с. 44 ], было временем очень крупных племенных перемещений. По сравнению с ахейцами дорийцы оставались на более низкой ступени развития, но они знали употребление железа, которое в Греции встречалось крайне редко и считалось таким же драгоценным металлом как золото и серебро. Именно благодаря новому оружию, более длинному и крепкому (железные мечи против бронзовых кинжалов), им удалось быстро захватить Грецию.

Открытие ахейцами способа обработки железа и широкое применение его в жизни означало по тем временам настоящий переворот. Металл стал дешевле и доступнее, отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам его добычи. В связи с внедрением железа резко возросли возможности отдельной семьи, так как с помощью железных топора, косы и других орудий можно расчистить под пашню гораздо больше территории, чем это было возможно во времена господства бронзы. Дорийцы, вторгнувшиеся на территорию Греции, разрушили великолепные дворцы, построенные во времена крито-микенского расцвета, захватили богатства. Быт стал проще и беднее: исчезло подражание Египту, гробницы, живопись на стенах. Нашествие привело к полному упадку цивилизации. Но, однако, упадок охватил не все области жизнедеятельности греков. Археологические раскопки показали, что керамика I тысячелетия до н. э. и по качеству глины и по обжигу практически не уступает лучшим образцам микенской. Поток железа дал мощный толчок к развитию кузнечного дела. Сначала особой потребности в кузнецах не было и поэтому одна кузница обслуживала несколько поселений. Кроме кузнецов существовали еще и странствующие ремесленники, работа которых была связана с обработкой металла. Ювелирные мастера переходили с переносной наковальней из одного поселения в другое. Их ремесло пользовалось наибольшим спросом у вождей и жрецов, за работу они получали щедрое вознаграждение.

Вся работа по обработке дерева велась плотником, который, начиная от рубки дерева и, заканчивая постройкой дома, выполнял все сам.

К кожевнику обращались лишь в исключительных случаях, и только представители родовой знати.

Гончарное ремесло являлось преимущественно домашним. Однако выделка художественной посуды была специализированной отраслью ремесла. Конечно, ремесло сначала не играло большой роли, так как община продолжала обеспечивать себя сама и лишь изредка прибегала к услугам какого - либо мастера. Но с развитием торговых связей оно стало иметь все большее значение, а, начиная с эпохи великой греческой колонизации ремесло, переживает свой “золотой век”.

    §3. Рождение полиса.

Как уже было рассказано, аттическое население жило изолированными общинами. На территории Аттики издавна жили четыре крупных племени. Дорийское нашествие затронуло Аттику лишь косвенно, что выразилось в том упорном сопротивлении, которое оказали завоевателям жители Афин. Раскопки 30-х годов XX века полностью подтвердили это предание. В ХI в. до н. э. на Афинском акрополе были возведены мощные оборонительные сооружения. Успешному отпору благоприятствовало географическое положение Афин: в центре афинской равнины поднимается скала акрополя, которая с трех сторон отвесна и лишь на западе имеет сравнительно пологий склон. Три горные вершины защищают подступы к нему от вторжений извне Немаловажную роль для успеха афинян в отражении натиска дорийцев сыграл большой приток населения с Пелопоннеса, где дорийское нашествие сказалось больше, чем в других территориях. Согласно свидетельству Фукидида, это была наиболее влиятельная часть ахейской знати: “.... вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из почей Эллады удалились к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и, становясь, тот час гражданами в Аттике, уже с давней поры сделали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось достаточно земли, афиняне отправили колонии даже в Ионию.... ”* [* Колобова К. М. , Очерки истории Древней Греции, Л. ,1958, с. 35]. Итак, жителей в Аттике стало больше, военные действия сплотили население, но не только это обстоятельство привело к зарождению полиса. Это событие имело под собой целый ряд причин, а процесс растянулся на более чем четыреста лет (с середины ХI по VI век до н. э. )* [** Фролов Э. Д. , Рождение греческого полиса, Л. , 1988, с. 63]*. Становление полиса и его развитие прошли две главные фазы, определяющиеся двумя фазами, на которые по уже принятой периодизации принято разделять историю Греции: гомеровской (ХI - IХ в. в. до н. э. ) и архаической (VIII - VI в. в. до н. э. )* [*** Там же, с. 64]** .

Гомеровская эпоха характеризуется длительными этнополитическими трениями и очевидным регрессом практически во всех сферах общественной жизни вследствие дорийского завоевания. И хотя дорийцев на территорию Аттики не пустили, здесь царили запустение и обнищание, которые отбросили развитие Аттики на много лет назад. Но к концу этой эпохи цивилизация стала “оживать”, заново накопился тот потенциал, который привел через некоторое время к развитию общества и всех сфер его жизнедеятельности.

Следующая за гомеровской архаическая эпоха отмечена положительными сдвигами в обществе и его достижениях, результатом которых и явилось окончательное формирование полиса.

Итак, примерно с ХI в. до н. э. * [* Фролов Э. Д. , Рождение греческого полиса, Л. , 1988, с. 68]начинается движение вперед. Это можно утверждать, опираясь на выводы, сделанные на основании археологических данных, и в первую очередь тех, которые были добыты раскопками в районе афинского Керамика. Приблизительно с 1050 года наблюдается волна перемен: в погребальных церемониях ингумация сменилась кремацией, все чаще встречается железное оружие, распространяется новый тип керамики с более пропорциональной формой сосудов, рисунки характеризуются все более сложной композицией, при этом видно стремление к наибольшей пропорциональности частей и симметрии.

Все эти процессы, перемены, как в материальной, так и в духовной культуре говорят о том, что общество возобновляет развитие, стремиться достичь более высокой стадии развития, несмотря на то, что это движение пришлось начинать практически с нуля.

Фукидид в своих работах отмечает две эпохи в жизни полиса. В древности поселения не были укрепленными, были лишены стен, и являлись скорее группой соседствующих де26ревень, чем городом в собственном смысле. Поскольку в те времена в связи с небывалыми успехами в мореплавании широко развилось пиратство, которое не было делом предосудительным, а скорее наоборот, древнейшие города располагались чаще всего в глубине материка, подальше от побережья* [* Фукидид, I, 5, 1; 7].

Наоборот, в новейшее время, в эпоху более развитого мореплавания, пришедшего на смену пиратству, торговли и возросшего материального достатка города стали основываться на самом побережье, на перешейках, которые жители укрепляли стенами ради торговли и защиты от соседей* [** Там же, 6]* . Точно определить временные рамки описанных Фукидидом событий историкам и археологам не удалось. Но все же, они сопоставили эпоху древних поселений со временем изначальных эгейских поселений типа гомеровской Трои, а эпоху новых городов со временем становления центров того типа, который прослеживается в описанном Гомером городе феаков. Это сопоставление можно сделать и на основании данных археологии, которые говорят о разрастании и укреплении Старой Смирны (IX - VIII в. в. до н. э. ) и развитии новых, перенесенных ближе к морю, поселений в Загоре, Эмпорио и Эретрии (VIII - VII в. в. до н. э. ).

Что же повлияло на становление, что послужило причиной становления города государства в Аттике? Разные историки выдвигают множество теорий о причинах появления полиса с центром в Афинах. Некоторые даже говорили о “греческом чуде”, о том, что события в Греции на протяжении всей ее истории были уникальными и часто происходили без видимых причин. Но все же очевидно, что существовали вполне естественные обстоятельства, приведшие к рождению полиса. Наиболее существенными можно считать следующие. Во-первых, природные условия, а именно ландшафт, который сначала благоприятствовал изолированному существованию общин, но затем вследствие экономического развития и роста населения, привел к усилению борьбы за условия жизни, а главное - за землю, что и привело к объединению племен вокруг укрепленного центра. Из основной массы выделилось одно, более других укрепленное поселение - Афины - которое затем стало убежищем для племени и его центром. Во-вторых, экономический прогресс. Этот фактор был замечен и Фукидидом, который подчеркивал связь между развитием мореплавания, ростом благосостояния и рождением полиса: города стали основываться на побережьях, перешейках, и именно эти города наиболее втянулись в торговлю, становились более богатыми и, следовательно, стали прочнее укреплять свои границы. Отсюда можно выделить еще один немаловажный фактор - защита от внешних посягательств. Хотя афинянам и удалось отстоять независимость во время дорийского завоевания, существовала постоянная угроза их нового вторжения. И, наконец, четвертым фактором можно назвать крушение крито-микенских дворцов, которое избавило от своего гнета сельские общины и параллельные перемещения и стычки племен на Переднем Востоке (притязания на власть хеттов, ассирийцев, мидян), которые надолго отдалили вмешательство восточной деспотии в греческие дела. Таким образом, отсутствие всяких помех положительно сказалось на жизни всей Греции и, конечно, на становлении полиса.

Исходя из сказанного, я хочу опровергнуть вывод Ю. В. Андреева о том, что рождение греческого полиса было событием исключительным, так как произошло преждевременно и было обусловлено демографическим взрывом и межплеменными военными столкновениями* [* Андреев В. Ю. , Греческий полис, М. ,1976, с. 114]. Появление полиса было событием, к которому народ шел в процессе долгого развития, и событием вполне своевременным и закономерным, обусловленным вполне естественными причинами.

Теперь рассмотрим сам процесс объединения отдельных общин в полис с центром в Афинах.

Синойкизм (объединение) племен вокруг Афин традиция приписывает легендарному царю Тесею. Конечно, нельзя утверждать, что именно он создал афинский полис, что полис при нем сразу и окончательно сформировался. Но, несомненно, то, что с его именем связано первоначальное объединение, а сам процесс его становления занял несколько веков.

По преданию, до Тесея афинского государства, да и самих Афин еще не было. Как сообщает Фукидид, “при Некроне и при первых царях - базилевсах население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи* [* Пританеи - здание, где заседали пританы, высшие должностные лица в некоторых общинах. ]и правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, жители не сходились на общие совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно, сами по себе. Некоторые города по временам даже воевали между собой, например, Элевсин с Эвмолпом во главе против Эрехтея.... ”* [** Фукидид, II, 15, 1. ]* . Среди этих небольших, но самостоятельных городов, Афины выделялись только своим срединным положением и большей укрепленностью. “Но, - говорит Фукидид после того, как царскую власть получил Тесей, соединявший в себе силу с умом он и вообще привел в порядок страну, и, в частности упразднил булевтерии* [*** Булевтерий- здание, где заседал Совет (буле). ]**и власть прочих городов, объединил путем синойкизма всех жителей вокруг нынешнего города, утвердив один булевтерий и один пританей. Жителей отдельных селений.... Тесей принудил иметь один этот город, который, поскольку все уже принадлежали к нему одному, стал велик, и таким передан был Тесеем его потомкам”* [**** Фукидид, II, 15, 2. ]*** .

Таким образом, Тесей является объединителем Аттики и создателем афинского государства, он закрепил за Афинами роль единого политического центра и этим способствовал их росту как города. Археологические данные подтверждают, что в Аттике произошли крупные преобразования и указывают их предположительную дату ХI в. до н. э.

Вот так начался ввиду отсутствия помех непредотвратимый процесс становления полиса с центром в Афинах. Произошедшие перемены до основания потрясли главную ячейку общества - общину. Это привело к большей интенсивности земледельческого хозяйства, все большей его ориентации на городской рынок, а с началом колонизации и появлением денег, все к большей возможности накопления и обогащения, открывшейся для наиболее предприимчивых людей.

    §4. Великая греческая колонизация.

К VIII в. до н. э. население Аттики стало таким многочисленным, что территорий, на которых оно могло бы разместиться, и средств пропитания стало не хватать. К этому времени общий культурный уровень афинян стал достаточно высоким, чтобы они перестали убивать детей, которых нельзя было обеспечить клером, или продавать их в кабалу. Теперь проблема перенаселения стала решаться путем выселения на другие территории. Цитата из Фукидида подтверждает это. Приток населения из Пелопоннеса в XI в. до н. э. “.... сделали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось достаточно земли, афиняне отправили колонии.... ”* [* Колобова К. М. , Очерки истории Древней Греции, Л. ,1958, с. 35]. Часто за море отправлялись люди, не получившие земельного надела, так как в Афинах запрещалось дробить клеры. В основном это были представители, какого либо побежденного рода, опасающиеся кровной мести.

Первые колонии носили чисто земледельческий характер. Афиняне были наслышаны об обширных плодородных свободных землях в различных местностях, и, прежде всего на Востоке. Переселенцы сначала совсем не учитывали того огромного торгового значения колоний, которое они в скором будущем приобретут. Торговля до этого времени еще не играла большой роли, афиняне неохотно ею занимались. Нужные им чужеземные вещи они предпочитали добывать силой, а иногда обменивались с соседями. Таким образом, целью первых колониальных поселений была земля. Известно, что мегарцы, переселившись со своих территорий, заняли, было Византий, но затем переселились в Халкедон, так как почва там была плодороднее* [* Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993, с. 130]. Однако уже через самое короткое время переселенцы поняли насколько выгодно торговать с местным населением. Вывезенные из дома глиняные горшки, которые не представляли для афинян особой ценности, оказались для местного населения вершиной художественного искусства и продавались им по очень высокой цене. Такой же успех имело оливковое масло и вино.

Колонисты, осознавшие выгодность таких предприятий, уезжали на родину и привозили уже специально товары, которые пользовались наибольшим спросом у их новых соседей, получали прибыль и возвращались домой уже состоятельными людьми, становились всеми уважаемыми, хотя еще недавно были бедняками и не имели никакого влияния.

Таким образом, целый ряд бывших земельных колоний получает торговый характер. Позже основанные колонии уже стали преимущественно торговыми. Скоро торговцы перестали довольствоваться вывозом случайных изделий, так как спрос, например на вазы, был очень велик. Поэтому появляются мастерские, которые работают специально на вывоз. Одни из наиболее значительных таких мастерских находились в Афинах.

Важнейшим показателем силы обмена в эпоху колонизации может служить появление и распространение в Аттике монеты. В гомеровскую эпоху люди пользовались различными способами для определения цены: большую роль играли здесь металлы, но в их основе не было системы веса. Поэтому греки воспользовались изобретением восточных стран. В Египте употреблялись медные деньги в виде колец, и хотя им придавался определенный вес, при обмене ради осторожности их все - таки взвешивали. Это вносило много затруднений и поэтому наряду с денежной торговлей широко применялась старая меновая.

В Ассирии и Вавилоне вместо меди ходило золото и серебро, но монета еще не чеканилась.

Впервые чеканная монета появилась в небольшом, но очень развитом государстве соседней с ионийскими греками Лидии* [* Виппер Р. Ю. , Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с. 80]. Геродот отмечает, что именно лидийцы впервые занялись мелкой розничной торговлей и именно это обстоятельство, видимо, он видит причиной появления у них чеканной монеты. Лидийцы имели еще одно очень выгодное условие - залежи белого золота или электра, то есть натуральной смеси золота и серебра, из которого затем и чеканились монеты, начиная примерно со второй половины VII в. до н. э. * [** Там же, с. 81]* . Вскоре чеканить монету, стали в соседних Милете и на острове Самос, затем в европейской Греции и, конечно, в Аттике.

К высшей мере отнесли талант, его шестидесятая доля обозначалась словом мина (часть), далее мина делилась на пятьдесят статеров по двенадцать оболов или на сто драхм по шесть оболов.

Таким образом, Аттика стала развивать товарно-денежные отношения, а не просто меновые, и торговля приобрела тот смысл, который заложен в самом ее понятии. Вновь основанные колонии стали находиться уже на территориях, выгодных для торговли.

Главными исходными пунктами колонизационного движения уже ради торговли стали Коринф с его замечательным положением на перекрестке двух дорог: сухопутной через перешейки водной, образованной двумя близко подступающими друг к другу глубокими заливами, Халкида на Эвбее и Милет в Ионии на выходе реки Меалдры. Колонизация идет сначала в VIII в. до н. э. * [*** Там же, с. 77]** к западу на остров Сицилию и южный край Италии. Позднее, в VII в. до н. э. * [**** Там же, с. 77]***колонисты начали расходиться на север и юг от старого греческого мира у Эгейского моря.

В результате этого крупного перемещения берега Средиземноморья на две трети были заняты греками. Крайними пунктами греческих поселений были на западе Переней, на востоке - устья Дона и Кавказ. Только юго-западный угол Средиземного моря - Испания и Африка - занятый финикийскими колониями, остался нетронутым греками.

Нигде колонии не захватывали большие внутренние области; колонисты занимали береговые полосы, основывали рядом поселения в горизонтальную полосу, не углубляясь внутрь, опять же для удобства торговли.

Колонизация позволила получить огромные рынки сбыта товара, чем способствовала росту благосостояния народа, господству частной собственности и формированию рыночной экономики на основе свободной конкуренции.

Создание Афинского морского союза помогло афинянам стать господствующими на море. Этот союз стал мощным каналом для получения доходов за счет взносов союзников. Наибольшего торгового расцвета Афины достигли при Перикле, который заботился об укреплении господства афинян на море и тем самым пополнял казну государства и повышал благосостояние народа. Афины сбывали свой товар почти во все концы света. Тот факт, что афинский товар пользовался огромным спросом, что его быстро скупали во многих странах говорит о том, что он был превосходного качества. Аттика с тех самых пор и по сей день считается эталоном во всех отношениях благодаря тому, что овладела в совершенстве искусством мореплавания, ремесла, торговли, и во многом благодаря тем умным и дальновидным людям, стоявшим у власти и заботившимся о процветании своего государства и народа. Но все-таки, изначальным фактором, определившим дальнейшее развитие Афинского государства стала колонизация. И здесь, я думаю, можно согласиться с Р. Ю. Виппером, который сказал, что “не будь колонизации Греция не имела бы истории”* [* Виппер Р. Ю. , История Греции в классическую эпоху, М. , 1918, с. 87]. И действительно, сухопутных каналов Греция не имела, а даже если бы и имела, то они не смогли бы развиться настолько, чтобы она стала передовой торговой державой, она не смогла бы выйти в колонии, а значит не нашла бы такого огромного рынка сбыта своего товара. В таком случае не сформировалась бы рыночная экономика, Греция не стала бы на более высокую ступень развития, а неразвитая материальная культура никогда бы не привела к расцвету духовной культуры. Благодаря тому, что грекам не нужно уже стало отдавать все свои силы на добычу средств к существованию, они получили возможность духовного развития.

    Глава II
    Социальные отношения:
    на пути к социальному равенству
    §1. Первые сословия и социальные реформы.

С древнейших времен территорию Аттики заселяли четыре крупных племени. Согласно преданию, такое деление было произведено царем Ионом. Каждая община была изолированной и производила самое необходимое сама: продукты земледелия и скотоводства, простейшую утварь, одежду, орудия труда, элементарное оружие. Все общество делилось на роды, фратрии и филы (племена). Каждая фила Аттики делилась на три фратрии, которые в свою очередь делились на тридцать родов, в каждом роде тоже было тридцать семей. Таким образом, население древней Аттики было представлено 10 800 семей. Такое деление имело большое значение и сохранялось на протяжении многих веков: это было основой и политической и военной организации общины. По фратриям и филам строилось общинное ополчение во времена походов, по ним же народ собирался на сходки для обсуждения какого-либо важного вопроса.

Главой филы являлся базилевс - верховный военачальник, верховный судья и жрец общины. Во главе фратрии стоял фратриарх. Вопрос о преемственности власти базилевса на основании найденных источников не совсем ясен. Предположительно, после смерти базилевса или в случае неспособности им выполнять свои обязанности власть переходила к его сыну или другим родственникам, но иногда она могла перейти к другому роду. При этом существенную роль играли личные достоинства кандидата. Судя по данным эпоса преемственность власти базилевса еще не установилась окончательно.

В своей деятельности базилевс опирался на Совет старейшин, который включал в себя представителей знатных и богатых родов. Его членов называли геронтами. Базилевс постоянно с ними советуется и без их одобрения не принимает ни одного решения.

Все свободные общинники, то есть боеспособные мужчины каждого племени, входили в состав Народного собрания, где обсуждались разного рода текущие дела общины. Каждый свободный человек, связанный кровным родством с родовыми общинными организациями, пользуется всеми правами на территории своего племени. Он по жребию получает клер, обрабатывает его, имеет свою долю урожая. Потеря им земельного участка была в то время равносильна изгнанию из рода. Отдельные общины находились в состоянии постоянной войны между собой. Усобица в то время была самым обычным явлением. Достаточно было малейшего повода, чтобы разразилась война. Часто конфликт возникал даже из-за пресной воды. Но самой распространенной причиной была жадность, а именно угоны скота из соседнего поселка, внезапные высадки на чужом берегу и похищение людей с целью получения выкупа или привода домой в качестве раба. Но возможно и иное, экономическое объяснение набегам и усобицам. Были такие местности, где население стало расти несоразмерно со средствами пропитания и поэтому “избытку” населения приходилось либо выселяться на другие территории, либо жить грабежом.

Иногда племена все же объединялись между собой, но единственная причина этого необходимость обороняться от внешнего врага. При этом главы общин очень ревниво охраняли свою независимость и пресекают любые попытки покушения на причитающуюся им часть добычи. Эта военная добыча сразу же после похода делилась между его участниками, никакой общей казны не было. Социальный уклад афинского общества вслед за вторжением дорийцев не изменился. Аттика все также состояла из четырех фил под властью базилевсов, причем самым могущественным считался базилевс Афин. Но грабежи, усобицы, военные предприятия вели к большим переменам в имущественном положении различных людей. Одни быстро разоряются, другие - богатеют. Одни теряют свободу, отрываются от своего места и поневоле уходят рабами, другие расширяют свои владения, окружают себя множеством слуг. Множество людей лишилось земли, а значит, перестали быть членами общины. Многим нечего было терять, и они шли на чужбину. Образовался новый разряд людей - “переселенцев”. Эти люди презренны и лишены всякой защиты со стороны общины.

Из тех же обезземелившихся образовался и другой разряд - феты. Они вынуждены были идти на службу под покровительство более сильных и состоятельных людей. Существовала форма наемного договора: фет нанимался на год за определенную плату. Часто фета ставили на одну ступень с рабами, так как по социальному положению они мало, чем отличались друг от друга.

Люди, оторванные от земли могли стать ремесленниками или наняться на корабль матросами, гребцами. Масса безработных и обезземелившихся составляли основные кадры торговых морских экспедиций.

Но очень многие люди из потерявших землю не могли найти применение своему труду. Изделия ремесла тогда пользовались небольшим спросом, кроме того, профессиональные навыки передавались от отца к сыну. Многие из фетов становились бродягами - нищими, особенно старики.

Таким образом, в гомеровской Аттике дифференциация населения шла по родам. Но уже заметно постепенное разложение родового строя. Ранее однородная среда общинников подверглась расслоению, выделилась родовая аристократия, обладающая “.... местом почетным и мясом и полной на пиршествах чашей.... ”* [* Илиада, XII, 311]. Не смотря на периодические переделы земли, община обнаруживает признаки неравенства, появляются “многоклерные” и “безклерные”, что приводит к спорам и распрям:

.... Два человека, соседи, за межи раздорят оба с саженью в руках на смежном стоящие поле.

Узким пространством делимые, шумно за равенство спорят. * [** Илиада, XII, 421]* Появляется также большое количество людей, вышедших из общины, а, следовательно, и из-под власти базилевса. Метанасты (то есть люди, потерявшие связь с общиной) не имели над собой никакой власти, не придерживались никаких законов. Население Аттики становилось все более разнородным, четких, определенных социальных групп еще не существовало. Власть базилевса все больше ослабевала, под его началом стало находиться все меньше людей, поэтому можно сказать, что эта должность отживает свой век. А власти, которая смогла бы подчинить своему авторитету все население, еще не было. Ни Совет старейшин, ни Народное собрание не могли взять на себя эту функцию.

В XI в. до н. э. афинский царь Тесей отодвинул на второй план общинные органы управления, то есть базилевса и Совет старейшин. Базилевса заменила коллегия архонтов, а Совет старейшин - ареопаг, пополнявшийся из отслуживших свой срок архонтов.

Древние историки, в первую очередь Аристотель, а позднее Плутарх, говорят, что Тесей был у афинян не только политическим, но и социальным устроителем, так как он первым разделил всю массу народа на первоначальные сословия. Как пишет Плутарх, опираясь на Аристотеля, “он не оставил без внимания того обстоятельства, что демократия* [*** Строй до Тесея и при нем назывался военной демократией. ]**стала неблагоустроенной и смешанной вследствие нахлынувшего и неразделенного множества народа, но первый выделил особо евпатридов, геоморов и демиургов, предоставив евпатридам решать божественные дела, поставлять должностных лиц и быть изъяснителями законов и истолкователями светских и религиозных дел .... он поставил их как бы наравне с остальными гражданами, поскольку евпатриды как казалось, превышали остальных славой, геоморы - приносимой пользой, а демиурги - численностью”* [* Плутарх, Избранные жизнеописания, М. , 1961, с. 110]. Евпатриды - это родственники вождей, пользующиеся наследственным правом участия в совете полиса, начало формирования, которого положил также Тесей. Этимология этого слова говорит о том, что это были дети “славных отцов”, а значит, аристократическая каста людей, за которыми признано прямое происхождение по мужской линии от основателей полиса.

Геоморы - крестьяне с мелкими наделами земли, продолжавшие жить в сельской местности.

Демиурги - ремесленники, которые уже концентрируются в более крупных поселениях и городах.

Хотя и коллегия архонтов и ареопаг избирались только из представителей родовой знати, само появление новых органов, управляющих всей Аттикой, а не отдельным родом, говорит о том, что традиционный общинный строй перестал существовать. Афинский народ стал на путь перехода к цивилизации с хозяйством индивидуальной семьи, господством частной собственности и разделением общества на более или менее четкие социальные группы по имущественному признаку.

Евпатриды постепенно стали ограничивать власть базилевса, его функции скоро перешли к новым, выбранным из евпатридов, должностным лицам - архонтам. Сначала эта должность была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком, а с VII в. до н. э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Евпатриды не только восприняли военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяли в свои руки все руководство страной. Военачальником становится полемарх, особый военный специалист из ряда аристократии, функция управления государством перешла к архонту, и, наконец, судебная функция перешла к шести фесмофетам (“выносящим постановления”).

К родовой знати принадлежала не очень большая группа населения, но и она подверглась расслоению. Так как в то время все еще главное значение имели сражающиеся на колесницах и конях* [* По традиции сражение всегда начиналось с поединка базилевсов на колесницах. Вслед за ними в бой вступали остальные рядовые пешие воины. ], то полноправными аристократами считались лишь всадники. Аристократы, которым их земельный участок позволял приобрести лишь тяжелое вооружение были ограничены в правах и получили название “зевгитов” (младший аристократ). Позже и внутри всадников и произошел раскол на более богатых, получающих 500 медимнов зерна в год* [** 500 медимнов = 260 гектолитров]*, так называемых “пентакосиомедимнов”, и более бедных. Высшие должности в государстве были оставлены только за пентакосиомедимнами. Таким образом, возможность занятия высших государственных должностей ограничивалась даже для аристократии.

В сложном положении оказалась аристократия в период развития торговли и выхода в колонии. Именно тогда она резко раскололась на реакционную земледельческую и передовую торговую, представленную в Афинах родом Алкмеонидов, сыгравших в них истории очень заметную роль.

Колонизация также привила к появлению большого количества разорившихся аристократов, рядовых общинников, которые не могли выбиться в ряды крепких хозяев. Эти люди смешивались с массой фетов, положение которых в то время стало совсем невыносимым. Очень часто плату фету хозяин просто не платил. Удерживая ее, хозяин, очевидно, хотел удержать работника за собой на следующий срок или продать их как рабов, так как в то время гарантий личной свободы не было. В такой ситуации у фета было три пути: продолжать служить с надеждой когда-нибудь получить заработанное и тем самым, переставая быть вольнонаемным, покорно перейти в разряд рабов, и, наконец, можно бежать, обращаясь в бродягу и рискуя получить от господина, если будет пойман, клеймо, которое навсегда должно было сделать его отверженцем общества.

Тем, кто не стал фетом, а решил арендовать землю жилось не лучше. Аристотель говорит, что они не в силах были выплачивать всех долей на условиях, которых арендовали ее, и обращались с семьями в кабальных. Многие работали на господской земле, отдавая 5/6 урожая и назывались шестидольниками* [* Многие историки говорят, что шестидольники отдавали 1/6 часть урожая, но если это было так, то их положение не сравнивалось бы с рабским. ]. Семена для посева ему давал, видимо, хозяин, иначе при скудности урожая крестьянину ничего не оставалось бы на пропитание. Если шестидольнику не хватало его урожая, он был вынужден брать в заем у хозяина под залог своей земли. Если и этого не хватало, то он брал новый заем, но уже под залог собственного тела и тела своих детей.

С развитием торговли основной сельскохозяйственной культурой стала олива. Ее экономическое значение на столько возросло, что ее вывоз из страны контролировало государство. По этой же причине оливу стали выращивать очень многие люди. Но она дает плоды только через несколько лет после посадки. На это время крестьянину нужны средства для пропитания, он обращается к хозяину, но тот согласен давать деньги только под высокий процент и надежное обеспечение, так как ему нужны деньги, например, на покупку предметов роскоши или для участия в морской торговли. Единственная ценность крестьянина - его земля, но она неотчуждаема. Для этого ростовщики придумали уловку: давать деньги под залог земли и ставить на участки столб с обозначением имени заимодавца. Если долг не оплачивался в срок то кредитор отбирал дом инвентарь, землю, хотя юридически это оставалось собственностью крестьянского рода. Такой произвол приводил к концентрации земли в руках аристократии, а положение разорившегося крестьянства стало совсем невыносимо. Так как демос в социальном отношении не был однородным - кроме бедноты в него входили и относительно зажиточные крестьяне, сумевшие сохранить свои участки владельцы ремесленных мастерских, и купцы, и судовладельцы - интересы этих групп также не совпадали с интересами землевладельческой знати.

Среди крестьян начинается брожение: они требуют переделы земли, отмены процентных долгов и долговой кабалы. Более обеспеченные слои демоса, которые уже почувствовали свою относительную силу, добивались политического преобладания и власти. Для этого требовалось лишить евпатридов их привилегий в пользу тех, кто не имел знатного происхождения, но не уступал им в экономических возможностях. Землевладельцы же требуют обеспечения долговых обязательств.

Противоречия достигли угрожающих размеров. Афинский народ подчинялся аристократии до тех пор, пока не почувствовал в себе силы противостоять ей.

    §2. Солон: обстановка до и после реформ.

К VI в. до н. э. обстановка в афинском обществе накалилась до предела. Сельское население стало постепенно радикализироваться, чему послужила его крайняя нужда. “В то время, - говорит Плутарх - резкое неравенство между бедными и богатыми дошло до высшей степени, и государство было совершенно расшатано кризисом. Весь народ был в долгу у богатых”. В ответ готовилась революция. Плутарх говорит о том, что самые энергичные в среде недовольных составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимый порядок: с этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий государственный переворот”. Появилась острая необходимость в немедленных и эффективных преобразованиях, а главное - в человеке, который смог бы их провести.

В 594 г. до н. э. * [* Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993, с. 187]архонтом избран Солон, принадлежавший к одному из лучших аристократических родов. Солон стал состоятельным человеком благодаря торговым путешествиям, которые помимо принесения доходов, расширили его кругозор и дали возможность познакомиться с устройством других государств.

Плутарх говорит, что “наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам.... ”. Афиняне любили Солона и доверяли ему, “.... приняли с удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные - как честного.... ”* [** Плутарх, Избранные жизнеописания, т. I, М. , 1961, с. 110]* . Принадлежа к той группе землевладельцев, источником существования которой были торговые операции, Солон не был заинтересован в разорении крестьянства, но, будучи аристократом, он был не склонен лишать знать ее первенства в государстве. Поэтому он пошел на хитрость.

Солон обещал “неимущим раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств”* [*** Там же, с. 110]**. Но он и не подумал удовлетворить требования бунтующего народа полностью. Народных вождей, требующих передела, он назвал “вышедшими на грабеж” и говорил, что он не может “.... в пажитях родных дать худым и благородным долю равную иметь”. Своей задачей Солон видел не удовлетворение требований враждующих сторон, а восстановление должного порядка в государстве.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.