РУБРИКИ

Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах - (курсовая)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах - (курсовая)

p>Достигая своей задачи, Солону приходилось лавировать между обеими сторонами. Сам он говорил, что ему приходилось “вертеться словно волк средь стаи псов”. В первую очередь Солон произвел так называемую сисахфию (буквально “стряхивание бремени”). Признавались недействительными все процентные долги. Так же стали считаться незаконными захваты крестьянской земли под видом залога и сбросились стоявшие на крестьянский участках закладные столбы. Все попавшие в долговую кабалу были освобождены и получили назад свои участки. Известно, что Солон даже разыскивал крестьян, попавших в рабство за границей, и выкупал их за государственный счет. С этого момента долговое рабство в Афинах отменялось. Сисахфия была признана Аристотелем самой демократичной мерой. Смысл ее сам Солон объяснял так: “Будет тогда лишь народ всего лучше идти за вождями, коль не живет в узде, не угнетен выше сил”.

Изменения, произведенные Солоном, явились революционными. Крестьянская земля фактически принадлежала землевладельцам - аристократам, а сами крестьяне лишились свободы, так что Солон сломал сложившиеся социальные отношения, после его реформ вся структура афинского общества стала иной.

Солон предпринял меры и в интересах торгово-ремесленного населения. Освобождение крестьян без денег и инвентаря благоприятствовало получению владельцами мастерских дешевых рабочих рук. Крупным морским торговцам было выгодно привлечение в Афины как можно большего числа специалистов ремесленников из-за огромного спроса на афинский товар. В их же интересах лицам, изгнанным из родных государств, разрешено было селиться в Афинах и получать гражданские права. Кроме того, лицам, решившим навсегда со своей семьей переселиться в Афины для занятия ремеслом, также были предоставлены гражданские права. Конечно, эти меры вызывали огромный приток населения, и Афины быстро превратились в государство с хорошо развитыми торговыми и ремесленными слоями, а также торговыми отношениями.

Солон издал также закон, по которому родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать его поддержки в старости. Эта мера также должна была увеличить число ремесленников.

И, наконец, запрещение вывоза хлеба из Афин, вызвало падение цен на него, что было, конечно, очень не выгодно зажиточным крестьянам и аристократам землевладельцам, но зато было выгодно торговцам и ремесленникам. Как видно из этих мероприятий, Солон действительно стал “первым простатом народа” (так говорил о нем Аристотель). Он многое сделал для того, чтобы облегчить его положение, но не оставил без внимания и торгово-ремесленные слои.

С развитием Афин как морской торговой державы старое деление общества на евпатридов, геоморов и демиургов стало тормозить развитие экономики. У людей, принадлежавших к низшим сословиям, не было стимула наращивать свое благосостояние, так как это ничего в его правах не изменило бы. Будучи богатым, он оставался незнатным и бесправным. Люди преуспевающие, но не имеющие знатного происхождения часто становились жертвами произвола со стороны менее состоятельных, но более высоко стоящих по социальному положению. При господствующей социальной структуре невозможна была свободная конкуренция, а значит и рыночная модель развития экономики.

Поэтому дальновидный Солон “на основании оценки имущества ввел разделение на четыре разряда, которые существовали и раньше: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Все вообще должности он предоставил исполнять гражданам из пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов.... Каждому разряду предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к разряду фетов дал участие только в Народном собрании и судах”. Раздел населения по имущественному цензу был очень важным для развития рыночных отношений. Теперь любой человек независимо от происхождения мог повышать свой социальный статус, повышая уровень своего благосостояния. Соответственно афиняне получили мощный стимул для более качественной и объемной работы. Свободная конкуренция привела к более интенсивному товарно-денежному обороту, что повысило не только уровень жизни отдельных граждан, но и уровень благосостояния государства в целом.

Таким образом, Солон, пребывая у власти, спас государство от кровавого переворота. Он удовлетворил пусть минимум требований враждующих лагерей. И хотя пришлось ему пуститься на обман обеих сторон, бесспорно, главная заслуга Солона перед отечеством в том, что он дал возможность экономического роста Афинам, позволив развиваться рынку.

На долю Солона выпала огромная и очень сложная работа. Если где-то он допустил промах, то не стоит его слишком строго за это судить, он и так проделал коренные преобразования, что поставило Афины на более высокую ступень развития.

В действительности, борьба, начавшаяся еще до Солона, не прекращалась и после 594 г. и уже через 33 года, и привела к тому, чего, по мнению Солона, ему удалось избежать - тирании.

    §3. Тирания Писистрата. Писистратиды.

После 594 г. В Афинах борются уже три группы: педиэи, жители наиболее плодородной равнины Афин, паралии, жители полуострова, расположенного южнее Афин, преимущественно моряки и торговцы и диакрии, жители гористой местности в северо-восточной части Аттики. Педиэи выражали интересы реакционных землевладельцев, паралии - торговой аристократии и зажиточных горожан, а диакрии - мелкого крестьянства, освобожденного Солоном от кабалы и городской бедноты. Во главе педиэев стоял Ликург из рода Этеобутадов, во главе паралиев Мегакл из рода Алкмеонидов, и во главе диакриев спустя некоторое время после реформ Солона стал Писистрат. Род Писистратидов к этому времени обеднел, чем и объясняется жгучая ненависть Писистрата к педиэям, которая послужила, по словам Аристотеля, причиной доверия к нему народа. Все афинское население разделилось на три лагеря, поддерживающих какую-либо группу.

В результате борьбы этих лагерей установленный Солоном и просуществовавший лишь четыре года мирный порядок рухнул и не восстанавливался в течение одиннадцати лет. Скоро ввиду непримиримости враждующих сторон пришлось прибегнуть к компромиссу: создана коллегия из десяти архонтов - пять из них евпатриды, трое крестьян и два ремесленника. Но такой порядок оказался нестабильным, и власть снова перешла в руки аристократии. Свидетельства этому - лишь монеты, на которых снова стали чеканиться родовые гербы.

Этот новый захват свидетельствует о безнадежности всякого компромисса в таких условиях, о возможности захвата власти и установления тирании. Писистрат как никто другой подходил на роль народного вождя. Исторически сложилось, что эта роль отводилась людям, прославившимся своими военными подвигами. Писистрат был блестящим полководцем, он завоевал остров Саламин, который был помехой торговле, так как занимал выход из афинской гавани. Ему же удалось захватить гавань Мегары Нисею, что поставило Мегару в экономическую зависимость от Афин. Так что Писистрат оказал неоценимую услугу афинянам. Во многом благодаря этому его группа усиливала свое влияние. Правда, в 560 г. до н. э. * [* Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993, с. 198]Писистрат был изгнан из Афин, но, собрав в изгнании многочисленную армию из наемников, вскоре вернулся, и, опираясь на союзников, снова достиг власти. Придя к власти, Писистрат, прежде всего, приступил к массовому изгнанию противников. Некоторые из аристократических родов все же остались, подчинившись Писистрату. Это была землевладельческая знать, которая прекрасно знала, что ему ничего не стоит разорить и изгнать их, а в изгнании без земли, без торговых связей и навыков они бы не выжили. Таким образом, эта часть аристократии была вынуждена мириться с новыми порядками.

Конечно, являясь вождем диакриев, Писистрат занялся улучшением положения крестьянства. Он значительно расширил крестьянский земельный фонд, наделив крестьян участками из конфискованных земель аристократии не только в Аттике, но и на Саламине, на Лемносе и в других владениях Афин, причем он принял меры к тому, чтобы земля снова не сосредотачивалась в руках богачей. Он щедро выдает наделяемым крестьянам из казенных сумм ссуды и пособия на покупку скота, инвентаря и орудий, нужных для хозяйства и на необходимые расходы. Вся деятельность Писистрата была направлена на учет интересов мелкого крестьянства и их защиту. Известно, что Писиситрат “сам давал взаймы бедным .... деньги на полевые работы так чтобы они могли добывать средства к жизни земледелием.... ”* [* Аристотель, Афинская полития, гл. 16, §§ 2, 5]. Осуществляя такую политику, он хотел добиться жизнеспособности крестьянского хозяйства. Через это Писистрат хотел развить в крестьянах чувство самоуважения, сделать их “солью аттической земли”. Он превратил в государственный праздник крестьянский праздник Диониса, он официально приписал им носить их национальный костюм катонаку, которого они уже начали стыдиться.

Существовали мнения и современников, и позднейших историков о том, что Писистрат осуществлял политику в соответствии с интересами народа не просто потому, что хотел добиться справедливости по отношению к нему. В частности, Аристотель заботу о народе объясняет так: во - первых, было выгодно, чтобы поселяне были расселены по стране и не сосредотачивались в городе, во - вторых, такая политика осуществлялось для того, чтобы крестьяне занимались землей и не имели ни времени, ни охоты помышлять об управленческих делах, и, в - третьих, обработка земли увеличивала доход самого Писистрата, так как он получал десятую часть урожая. Конечно, определенную выгоду Писистрат имел, но предпринятые им меры по улучшению положения крестьянства не были “побочным эффектом”, эта политика осуществлялась осознанно и целенаправленно.

Писистрат настолько укрепил свою власть, что после его смерти в 527 году до н. э. * [* Виппер Р. Ю. , Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с. 394]она без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху. Правление Писистратидов практически не отличалось от правления Писистрата. В это время среди аристократов стали формироваться группы враждебно настроенные к настоящему режиму. Им было выгодно то, что передовой городской слой перестал мириться с тиранией. Он мог с ней мириться до тех пор, пока она уничтожала его главного противника - аристократию. Когда же это было сделано, диктатура стала ощущаться самим городским классом, так как мешала свободному его развитию. Вдобавок в эпоху правления Писистратидов в связи с открытием новых рынков значение торгово-ремесленного населения возросло и он уже начинает претендовать на то, чтобы руководители государства всецело отражали его интересы. Существовало еще одно условие, вызвавшее недовольство и служившее опорой оппозиции. Около VI в. до н. э. персы захватили проливы, в результате чего афиняне перестали получать хлеб. Необходимость получать его из Египта, Сицилии или Италии создавала перебои со снабжением и, следовательно, подняла цены на хлеб. Это неизбежно должно было вызвать недовольство среди крестьян и горожан. Пользуясь этим, аристократия организовала ряд покушений на правителей. В 510 году Гиппий оставил Афины. Так окончилась эпоха тирании.

Афинская тирания была более устойчивой, чем в других местах, так как до 510 года обходилась без террора и превратила Афины в мощное, богатейшее и влиятельнейшее государство Греции. Даже скептически настроенный Аристотель говорил, что “Писистрат, взяв в свои руки власть, управлял общественными делами скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании.... ”* [* Аристотель, Афинская полития, гл. 14, § 3]. Недаром тиранию называли “золотым веком”, “жизнью при Кроне”* [** Там же, гл. 16, § 7]* . Свержение тирании осуществилось лишь после долгих усилий даже такого военизированного государства как Спарта, которая была союзницей аристократии в борьбе с Писистратидами. Это показывает, насколько велика была симпатия к Писистратидам среди афинян.

    §4. Реформы Клисфена.

После изгнания Гиппия спартанцы хотели поставить во главе Афин спартанофильскую аристократию, возглавляемую Исагором, но народ ничего и слушать об этом не хотел и в сложившейся ситуации поддержал крупных торговцев и ремесленников, возглавляемых Клисфеном из рода Алкмеонидов, которые поддержали аристократию в борьбе с Гиппием и снова вернулись в Афины после изгнания. После долгих трений власть снова оказалась у аристократии (на афинских монетах снова чеканятся родовые гербы). Аттическое крестьянство не могло с этим мириться. Крестьяне практически со всех деревень сбежались в город и осадили Исагора и его сторонников. Исагор был разгромлен наголову, и у власти оказался представитель торгово-ремесленной группы Клисфен. Будучи представителем группы, заинтересованной, прежде всего в свободе товарно-денежного оборота, Клисфен не издал никаких законов для улучшения положения бедноты. Все его законы касались социальных взаимоотношений и государственного устройства, но в этом отношении им сделано очень много: он завершил работу Солона и Писистрата и как бы подвел итог революции VI в. и создал тот строй, который с некоторыми изменениями продержался до тех пор, пока афиняне оставались независимыми. Придя к власти, Клисфен, прежде всего, уничтожил последние остатки родового деления. При Солоне гражданское население делилось на родовые филы, фратрии и роды, возглавляемые аристократией. При Писистрате влияние аристократии уменьшилось, но переворот 510 г. показал, что силы у нее еще есть. Поэтому Клисфен, прежде всего, покончил с родовыми объединениями. Однако он не склонен был к изменениям в области религии, и полностью сохранил религиозное значение фил и фратрий, но лишил их всякого значения в государственной системе. Вместо четырех старых фил он разделил Аттику на десять новых как бы перемешав все население, и принцип деления стал территориальным. Поскольку старые роды были особенно сильны в местах нахождения усадеб их представителей, Клисфен включил в каждую филу по одной трети (“триттии”) из различных мест Аттики: из Афин, из внутренней равнины Месогеи и из прибрежной полосы. В каждой филе было приблизительно одинаковое число жителей. Филы делились на демы (отдельные селения), ставшие теперь административной единицей. Иногда в дем входило несколько селений, так, например, в Афинах каждый квартал города был демом. Каждый дем имел свое самоуправление, вел список живущих в нем граждан. Главой дема являлся демарх - главный казначей, имеющий полицейские функции и взыскивающий налоги. В каждом деме пропорционально числу жителей по особому расписанию выбирались по жребию кандидаты в Совет пятисот (высший законоподготовительный орган государства).

Таким образом, с родовыми привилегиями было покончено навсегда. Граждане официально именовались уже не по отчеству, а по дему. Клисфен полностью сохранил имущественные привилегии, на высшие должности могли избираться лишь граждане трех первых разрядов, достигшие тридцати лет, независимо от происхождения.

Писистратиды все еще не теряли надежды вернуть себе власть, тем более, что их поддерживала Спарта, да и в Афинах было немало их сторонников. Чтобы предупредить возможность возврата к тирании, Клисфен ввел остракизм (черепкование). В Народном собрании ставился вопрос: нужно ли подавать черепки. Если да, то собиралось особое народное собрание для черепкования под председательствованием совета девяти архонтов и пританов (не менее 6 000 граждан). Каждый писал на черепке имя того общественного деятеля, которого он считал опасным для спокойствия государства. Получивший большинство голосов подлежал изгнанию на десять лет, по истечении которых мог вернуться назад. Причем изгнание не влекло никакого позора, имущество изгнанника оставалось его собственностью, он продолжал пользоваться всеми гражданскими правами. Эта мера была довольно эффективной, благодаря ей многие противники и Клисфена, и последующих правителей были удалены из государства и не мешали проведению преобразований.

Таким образом, Клисфен прочно закрепил порядок, начало которому положил еще Солон. Он, конечно, ничего не сделал для крестьянства, но с другой стороны, в его интересах действовал Писистрат и на сравнительно большой уровень поднял его жизнь, а на торгово-ремесленную группу практически не обращал внимания. Поэтому к приходу к власти Клисфена крестьянство не находилось в бедственном положении, а торговцы нуждались в предоставлении им большей свободы. Поэтому Клисфен и отдавал им все силы.

    §5. Греко-персидские войны. Фемистокл.

Эпоха правления Фемистокла в Афинах совпала с трудным периодом войны с персами. В ходе ее в руках Персии оказался Геллеспонт, что лишило Аттику подвоза хлеба, поэтому господство на море стало для афинской бедноты вопросом жизни и смерти. Для этой цели Фемистокл, избранный архонтом в 493 году, развивает широкую деятельность, строит новую гавань, приспособленную для глубокосидящих судов, добивается постройки военных триэр. Для этих работ необходимо привлечение огромного числа людей, и в основном бедноты. Из истории видно, что усиление какой- либо части населения в армии приводит к ее усилению в политике. Так и теперь переселение решающей роли в войне на флот привело к увеличению политического значения бедноты, “.... кормчие, начальники гребцов, пятидесятники, командиры носа, корабельные мастера - вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем гоплиты и знатные и благородные.... ”* [* Цитата неизвестного автора, памфлет которого сохранился в собрании сочинений Ксенофонта]

Афины во время войны не были защищены стенами, и персам ничего не стоило осадить их со всех сторон, и афиняне были бы обречены на голодную смерть. Поэтому им ничего не оставалось как покинуть город: все способные к сопротивлению мужчины отправились в армию, а женщины, дети и старики в другие афинские территории. Конечно, трудно было оставлять на разграбление свои дома, земли, виноградники. Но эта эвакуация происходила без паники. Ареопаг взял на себя руководство ею, выдавая каждому по восемь драхм на пропитание и следил за посадкой на суда. Здесь руководящую роль играл Фемистокл, бывший в то время членом ареопага.

Нападение врага на Аттику вызвало такой взрыв патриотизма у различных слоев населения, что они - и аристократы, и крестьяне, и торговцы, и ремесленники объединились, позабыв о своих противоречиях и стычках. Теперь, когда Афины сожжены, А Аттика разграблена уже не могло быть и речи о выгоде мирного соглашения с персами. Население объединилось одним лишь желанием выкинуть врага с родной земли. Теперь пребывание изгнанников на чужбине не имело никакого смысла и принимается постановление о возвращении их на родину. Утром 28 сентября 480 года* [* Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993, с. 263]афиняне первыми двинулись в бой на персов и разгромили их наголову около острова Саламин. Саламинская битва показала, что достаточно объединения всего населения, чтобы разгромить любого врага.

После победы над персами перед Фемистоклом встала задача восстановления города после разрушения. Дальнейшая его деятельность представляет собой защиту широких слоев населения - не только зевгитов, но и фетов, он защищал интересы не только коренных афинян, но и метэков - иностранцев.

С 493 года* [** Там же, с. 281]*Фемистокл начинает предпринимать меры по усилению морской мощи Афин. Это создало большое количество моряков и не могло не привести к увеличению их роли в политической жизни государства. Фемистокл прямо провел меры по усилению этой группы населения. Он убедил народ освободить от податей какие-то группы метэков и ремесленников, чтобы со всех сторон стекалось много простого народа в Афины. Для строительства флота государство получило массу рабочих рук. И, наконец, в 487 году* [*** Там же, с. 282]**был принят закон по которому архонты стали избираться по жребию, и поэтому в архонат, а, следовательно, и в ареопаг, стало попадать больше “зажиточных людей из простонародья”* [**** Аристотель, Афинская полития, гл. 22, § 5]***, но в то же время это могло привести к проникновению туда людей недостойных. Тем не менее, этот закон еще больше ослабил власть аристократии. Политика Фемистокла, конечно, вызывала одобрение народа, так как была обусловлена его интересами. Все бы так и шло дальше, если бы Фемистокл не изменил ее. Скоро стали обнаруживаться его намерения пойти войной на Спарту. Народ, уставший от войн, лишений и разорений был обеспокоен этим, и это беспокойство усилило то, что военные действия должны были происходить на суше. Афиняне были непобедимы на море, но на суше победа Спарте была обеспечена. Этим воспользовалась и аристократия, не терявшая надежды вернуть себе власть. Она искусно подогревала и без того накалившуюся обстановку, и недовольство народа растет, он опасается внешних осложнений и не сопротивляется, видя как власть переходит к аристократии.

Около 472 года* [* Древняя Греция, под ред. Струве В. В. , М. , 1965, с. 347]Фемистокл остракизмом был изгнан из Афин и власть всецело перешла к реакционной аристократической группе под руководством Кимона.

Нет сомнения в огромной заслуге Фемистокла перед государством, созданный им Афинский военный флот много лет внушал страх другим государствам и позволял народу отстаивать свою независимость. Но намерения вести войну со Спартой были по крайней мере преждевременными, и главная ошибка Фемистокла состоит в том, что он поспешил вовлечь народ, не оправившийся от недавних потерь, в новую войну, не учел его настроений, не посчитался с ним и поэтому не получил поддержки.

    § 6. Правление аристократии.

Пришедшая не совсем законным путем к власти аристократия, конечно, не намеревалась осуществлять политику в интересах простого народа, но в то же время потеря у него своей популярности могла привести к потере власти. Поэтому она должна была заботиться о ввозе хлеба. Это единственная мера, проведенная новой властью в интересах народа.

Естественно, что аристократия не могла мириться с выбранными по жребию архонтами, так как они не могли стать ее оплотом. Поэтому решающее значение приобрел совет на Ареопаге, права которого были урезаны еще Солоном и Клисфеном. Ареопаг приобрел большое влияние благодаря тому, что организовал выезд населения из Аттики во время греко-персидской войны. В своей деятельности Ареопаг не давал правам народа расширяться, и так как в его ведении находился надзор за нравами граждан, устранял оппонентов под предлогом безнравственности их личной жизни.

За все время правления аристократии не была проведена ни одна реформа, которая улучшила бы положение фетов. Правда, привезенные Кимоном богатства сначала помогли афинской бедноте. Но скоро привезенные им рабы, труд которых в большом количестве применялся в хозяйстве, вытеснили труд свободных граждан и появились толпы безработных. Вся тяжесть войн 490 - 479 годов падала на плечи моряков фетов, а эти граждане не имели права избираться в совет, а лишь могли участвовать в Народном собрании, а также не входили в организацию демов и подчинялись командирам легковооруженных войск. Таким образом, аристократия лишила практически всех прав ту часть населения, роль которой в военных силах была ведущей.

Точно так же зажиточные люди из простонародья не могли быть довольными мерами Кимона. Их оплотом был Совет пятисот, избираемый из трех высших разрядов, а теперь совет на Ареопаге парализовал любую деятельность, направленную на расширение демократии. К тому же Ареопаг, пользуясь своими полномочиями, позволял себе разные злоупотребления, фактически сводил личные и политические счеты под предлогом борьбы с безнравственностью. Таким образом, была парализована деятельность многих приверженцев демократии. Это повлекло за собой усиление пропаганды демократической группы. Голосование на Народном собрании о выборе должностных лиц шло открыто, поэтому маловероятно было, что афиняне будут голосовать против представителей знати. В связи с этим наиболее эффективным шагом было бы вынесение вопроса об остракизме Кимона. Этот шаг себя оправдал, и в 461 году* [* Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993, с. 303] Кимон был изгнан из Афин. Принятие власти аристократии было вынужденной мерой для народа ради избежания новой войны. Аттика уже была под властью евпатридов и знала опыт такого правления, но другого выхода не было. За время ее правления демократическая группа обдумала все ошибки и набралась сил для нового прихода к власти. Знать снова лишила простой народ прав, которых он добивался на протяжении многих лет, и поэтому новый приход к власти демократии был неизбежен.

    §7. Перикл. Конец самостоятельного афинского государства.

Во главе вновь пришедшей к власти демократической группы стояли известный своей неподкупностью Эфиальт и его молодой друг Перикл. Чтобы дискредитировать ареопаг Эфиальт возбуждает ряд процессов против его членов, а затем проводит закон о лишении его права политического контроля и ареопаг сохраняет лишь право суда об умышленном убийстве. После убийства Эфиальта в 460 году* [** Древняя Греция, под ред. Струве В. В. , М. , 1965, с. 382]*Перикл стал главой демократической группы, а после изгнания его главного оппонента Фукидида в 443 году* [*** Там же, с. 383]**он становится фактически главой афинского государства. Во время правления Перикла продолжался ввоз рабов и труд свободных людей все больше обесценивался и становился невыгодным. Платон говорит, что “свободные ремесленники работали с раннего утра до поздней ночи и, тем не менее, никак не могли заработать на пропитание своей семьи”* [**** Платон, Аксиох, 368 b]***. С этой армией безработных Периклу необходимо было что-то делать, как-нибудь доставить пропитание этим людям. Поэтому он посчитал наиболее целесообразной организацию общественных работ. Он занялся постройкой великолепных объектов, которые привлекали в Афины множество путешественников и приносили государству огромные доходы. Само строительство сокращало число безработных. Плутарх говорит, что “Перикл не хотел, чтобы простонародье .... живущее ремеслом, оставалось без государственной поддержки, но в то же время считал нежелательным, чтобы оно получало деньги ничего не делая .... Эти работы .... распределялись и распространяли благополучие между людьми самого различного возраста и дарования .... ”* [* Плутарх, Избранные жизнеописания, М. , 1961, с. 358]Привлечением как можно большего числа людей к строительству Перикл также боролся с праздностью.

В неурожайные годы иногда всему народу оказывалась помощь в виде даровой раздачи или продажи по маленькой цене хлеба, купленного за государственный счет.

Перикл ввел диэты, то есть плату за исполнение гражданских и военных должностей и за исполнение должности члена совета. Бедные граждане, занятые трудом для обеспечения своего существования, не имели возможности тратить время на исполнение общественных обязанностей. Установление платы давало им эту возможность. Но в то же время такая мера имела и свои недостатки, так как избрание должностных лиц по жребию уже давало возможность проникновения в государственные органы “скорее первых встречных, чем лучших граждан”* [** Аристотель, Афинская полития, гл. 27, § 4]* , а введенная плата усугубила это положение. В 431 году начинается Архидамова война как первый этап Пелопоннесской войны. На начальном ее этапе афиняне терпели неудачи, в чем винили Перикла. Когда командование войском взял на себя Клеон, Афины стали одерживать победу за победой. Но и эти победы снова сменились неудачами. Скоро народ почувствовал, что Перикл ему необходим. В 429 году он снова был избран на должность стратега. Но в том же году он умер во время эпидемии чумы. Афины остались без вождя. Вспыхнувшая эпидемия уничтожила более трети населения. Афины стали терпеть поражение за поражением и скоро проиграли Спарте. После поражения Афины должны были выплатить огромную контрибуцию. После ее выплаты государственная казна опустела, афиняне лишились Афинского морского союза, а значит потеряли основной источник получения доходов.

Афинское общество вступает в полосу острого кризиса. Недостаток средств в казне препятствовал осуществлению прежней политики раздач и поддержки городской бедноты. Разоряющиеся крестьяне бросают свои участки, продавая их ростовщикам. Рухнуло все былое могущество Афин, они перестали быть самостоятельными и гегемония полностью перешла к Спарте.

Последние годы самостоятельное афинское государство находилось под руководством наиболее демократично настроенного правителя. Перикл был человеком дела, и стремился это же качество воспитать у народа. Он всегда порицал праздность и говорил, что “в богатстве он видел скорее подспорье для деятельности, чем предмет хвастливых речей. Что же касается бедности, то у нас не признание в ней позорно, а позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.... ”* [* Из надгробного слова Перикла. Эту речь он произнес в 431 году при погребении воинов, павших в Пелопоннесской войне. ]. Поэтому он предпринимал меры для наибольшей занятости населения. Отдавая много сил для внутреннего устройства государства, Перикл заботился и о внешней безопасности Афин - он продолжил дело Фемистокла по укреплению военной мощи афинского государства. Современники его отмечали, что он обладал необыкновенной способностью угадывать настроения народа, а также предвидеть результаты своей деятельности заранее. Во многом благодаря своим личным качествам, своей энергии, настойчивости, деловитости и неподкупности Перикл завоевал доверие народа, и проведенные им мероприятия имели успех. Фукидид говорил, что “все время, пока Перикл при мирной обстановке стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность”* [* Фукидид, II, 65, 5. ]. Быть может, если бы Перикл не умер, он бы добился победы Афин, но эпидемия унесла жизни многих воинов, что и подкосило ее силы в самый разгар войны. Глава III

    Эволюция правовой системы
    §1. Суд базилевса. Ареопаг.

С древнейших времен каждый член общины разбирался со своим обидчиком сам. Его контролировали лишь в том, что касалось его работы, а личная жизнь никого не интересовала. Человеческая жизнь в то время не имела большой ценности, на обиду люди отвечали собственной расправой. За убийство мстили убийством: если не могли достать самого обидчика, то старались убить кого-нибудь из его близких родственников. Часто люди, преследуемые кровной местью были вынуждены покинуть родную общину и укрыться, если повезет, в другой. Об этом говорит Гомер в своей Илиаде: “Если в стране кто-нибудь одного хоть убил человека, если заступников после себя тот и мало оставил, все ж он спасается бегством, покинув родных и отчизну”* [* Илиада, II, 362 - 363. ]. На грабеж, угон скота отвечали грабежом. Чтобы заставить человека отдать какую-либо отнятую вещь, забирали у него, в свою очередь, что-нибудь и не отдавали до тех пор, пока тот не возвратит захваченное.

Только в том случае, если силы обеих сторон были одинаковы и если люди не хотели драться, они искали посредника. Им мог стать базилевс или его приближенный, а так же уважаемые в округе старики. Тогда устраивался суд. Судьи садились полукругом на гладких камнях и звали обоих поссорившихся. Кругом стоял народ и шумно обсуждал дело, вставляя свои замечания. Мнение народа еще решающего значения не имело. Тяжебщики не рассказывали подробно суть дела, они лишь клялись каждый в том, что говорят правду. Для подтверждения своей клятвы они могли приводить своих родных и товарищей. Судьи по очереди говорили на чьей стороне они видят правду. Признанный виновным соответственно наказывался. Самым строгим наказанием считалось исключение из общины, что было в то время равносильно смерти. Сами судившиеся платили судьям за их суд как за особое одолжение, так как судьи были очень знатными и уважаемыми людьми. Чтобы не было обмана и судья не боялся, что сделает свое дело даром, наперед на глазах у всех выкладывалось золото, которое должно было пойти судьям в награду. Таким образом, судопроизводство в Афинах в древнейшую эпоху до тех пор, пока Аттика находилась на уровне родоплеменного строя, соответствовало социальной структуре общества. Судить имеют право лишь базилевсы и старейшины родов, причем они называют виновного не зная сути дела, а лишь на основании впечатлений о правдивости каждого, никакие доказательства их не интересовали. Само подтверждение правдивости путем привлечения родственников говорит о том, что не всегда клятва была правдивой, так как родственник вряд ли скажет что-либо против родственника.

Но, даже имея право самому разбираться с обидчиками, каждый человек имел выбор между двумя способами этого. С течением времени, когда культурный уровень народа стал повышаться и человеческая жизнь стала больше цениться, люди все чаще стали прибегать ко второму способу.

Такое положение дел в судебной системе сохранялось до тех пор, пока власть базилевса была крепкой. Но когда социальные отношения стали меняться, когда все больше людей выходили из-под власти базилевса, соответственно появилась необходимость изменений судоустройства и судопроизводства. Тесей провел многие реформы и в том числе судебную. После него главным судебным органом стал ареопаг. Этот орган разбирал дела об умышленных и неумышленных убийствах. Председательствовал в суде ареопагитов архонт - базилевс.

Позднее был образован суд эфетов, который перенял у ареопага дела о неумышленных убийствах. Эфеты в числе 51 человека избирались исключительно из знати. В зависимости от характера преступления они судили в различных помещениях. В Палладионе они судили по делам о неосторожном убийстве и о покушении на убийство. Виновные в этих преступлениях временно изгонялись из Аттики, а имущество их конфисковывалось. В Дельфинионе судили по делам о “справедливом убийстве”, то есть об убийстве злодея, осужденного к смертной казни и скрывающегося от правосудия, об убийствах в целях самообороны, об убийстве грабителя, любовника жены, о нечаянном убийстве во время состязаний. Обвиненные в таких убийствах присуждались только к совершению религиозных обрядов.

Оба эти судилища происходили под открытым небом, так как считалось большим грехом находиться под одной кровлей с убийцей.

Наконец, у моря, в Фреатто, на границе Аттики, эфеты судили тех, кто, находясь в изгнании за убийство, обвинялся в совершении там нового убийства. Эти люди не могли вступить на аттическую землю и должны были оправдываться с лодки. Если обвинение подтверждалось, то их временное изгнание превращалось в пожизненное. Наиболее интересен самый древний суд в Пританее. Здесь продолжали судить базилевс и филобазилевс. Они судили животных, камни, ножи, мечи, топоры и прочие по обвинению в убийстве. Если вина доказана, то животное убивалось, а предметы выбрасывались за границу Аттики.

Таким образом, видно, что целью наказания в то время была еще не безопасность общества, в основу здесь положены религиозные соображения. По представлению греков души убитых блуждают среди людей, они душат их, посылают на город чуму и другие несчастья до тех пор, пока убийство не будет отомщено, и души убитых не найдут успокоения в могилах. Поэтому государство заинтересовано в скорейшем розыске виновника, его наказании и удалении из страны, даже если это копье или топор.

Судопроизводство вслед за социальными реформами Тесея стало отвечать исключительно потребностям земледельческой аристократии. Как было уже описано выше, землевладельцы были заинтересованы в концентрации земли в своих руках, а так как законными путями это сделать было невозможно, то они прибегали к произволу и, следовательно, не имели намерения давать возможность наказания захватчиков. Поэтому нельзя в таких условиях говорить о правосудии в Древних Афинах.

    §2. Солон и появление суда присяжных.

Начиная с 594 года начинается эпоха демократизации государственного строя Афин. Поэтому необходимо было изменить и правовую систему соответственно изменявшимся социальным и экономическим отношениям. Так как Солон проводил реформы для освобождения народа из-под власти евпатридов и предоставления ему больших прав, то ему нужно было обеспечить право на защиту и восстановление нарушенных прав. Аристотель говорит, что “Солон дал всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду” и для этого учредил суд присяжных - гелиэю. Гелиастом мог быть каждый афинский гражданин, достигший тридцатилетнего возраста. Желающий подвергнуться жеребьевке в члены гелиэи обязан был заявить об этом архонтам и принести особую присягу. После этого составленный список гелиастов (5000 и 1000 запасных) и последние распределялись по особым секциям - дикастериям, составленным из пятисот членов каждая.

Гелиасты должны были судить придерживаясь законов, в тех же случаях, когда соответствующего закона не было - по совести. Приговор гелиэи не подлежал пересмотру, и таким образом гелиасты выносили решения не подвергаясь за них никакой ответственности.

Гелиэя рассматривала очень большое количество дел и поэтому каждый ее член был очень занят: чтобы не быть исключенным из списка, ему приходилось участвовать, по меньшей мере, в ста заседаниях (судебных дней было триста). Наряду с гелиэей продолжал функционировать в качестве судебной инстанции ареопаг, хотя значение его постепенно уменьшалось. После реформ Эфиальта за ним остались только дела об умышленном убийстве, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях, окончившихся смертью. Убийство считалось делом, вызывающим гнев богов и поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Вот почему ближайший родственник убитого обращался к архонту - базилевсу, в ведении которого находились дела религиозного значения. Архонт - базилевс определял направление дела и производил предварительное следствие, в результате которого он определял какой судебной инстанции подлежит рассмотрение дела - ареопагу или гелиэе. Дела об убийствах, поступившие в ареопаг, слушались под открытым небом. Народное собрание иногда поручало ареопагу расследование государственных преступлений, о результатах которого он должен был докладывать Народному собранию, после чего дело шло на рассмотрение гелиэи.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в том числе по делам о государственных и должностных преступлениях. Она же осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц, утверждая их отчеты. И, наконец, она принимала участие в законодательстве: ей принадлежало право окончательного утверждения постановлений Народного собрания.

Для рассмотрения уголовных дел существовала еще коллегия одиннадцати. Ей были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей людей и т. д. Сначала эта коллегия сама судила этих лиц, позднее она стала приговаривать к смертной казни виновных лишь в случае признания преступника. В иных случаях она передавала дело на рассмотрение какого-нибудь другого суда. Коллегия осуществляла надзор за тюрьмами и наблюдала за приведением в исполнение приговоров, осуждающих виновных к тюремному заключению, а также смертных приговоров.

Коллегии эфетов стали принадлежать четыре судебные палаты, в каждой из которых разбирались дела строго определенного содержания.

Писистрат видел одной из причин разорения крестьянства то, что суды в досолоновскую эпоху находились в городе, в самом центре аристократии, и, конечно, состояли из аристократов, а крестьянина, ничего в судах и законах не понимавшего легко было обмануть и обобрать. Поэтому он переносит суды в деревню и назначает разъездных судей из крестьянской группы, которые рассматривали мелкие дела. Этот институт был уничтожен после свержения тирании, и позже восстановлен в виде коллегии тридцати.

Кроме того, для разрешения гражданских дел был учрежден суд диэтетов официально назначаемых третейских судей.

Были так же суды, специально предназначенные для отдельных категорий дел, например, суды по делам о рудниках, по делам о заморской торговле и т. д. Дела об имущественных спорах решались, главным образом, судом диэтетов и судом “сорока мужей”.

Дела на сумму ниже десяти драхм решались окончательно судом “сорока мужей”, который произошел Писистратских “судей по демам”. По делам на сумму более десяти драхм, то есть по большинству имущественных тяжб, в качестве суда первой инстанции выступал суд диэтетов. Апелляция на его решения приносилась в гелиэю.

Все новшества в области правовой системы, введенные Солоном, привели к тому, что сам народ стал решать вопросы о виновности лиц, свели к минимуму возможность более богатого и влиятельного человека безнаказанно нарушать права менее состоятельных людей. Вместе с тем Солон написал законы неясно и запутанно. Многие считают, что это было сделано специально, чтобы решение зависело от народа, так как после принятия этих законов возникало много споров, решать которые приходилось суду. Но это можно объяснить и тем, что Солон не смог “выразить в общей форме наилучшее”* [* Аристотель, Афинская полития, гл. 9, § 2]. На его долю и так выпала трудная работа по преобразованию государства и он проделал ее, предотвратив гражданскую войну, поэтому не стоит упрекать его за сложный язык законов.

Такая разветвленная система судов по различным категориям дел давала возможность судьям различных судов наиболее профессионально подходить к делу, позволяла не спешить из-за большого наплыва дел различных категорий и, значит, глубже вникать в их суть.

Во времена правления Писистрата введенные им суды давали возможность каждому разъездному судье решать дела в соответствии с традициями той территории, где он находился, если, конечно, это было мелкое дело. К тому же эти суды освобождали гелиэю и ареопаг от множества мелких тяжб и давали им возможность заниматься более серьезными делами.

    §3. Судопроизводство.

Начинать судебное дело могли лишь полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метэка - его простат, за раба его господин.

В Афинах различались два рода судебных дел: dike, когда потерпевший искал возмещения ущерба или штрафа, и graphe, когда дело шло о собственно наказании виновного.

Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Процесс graphe начинался по заявлению любого полноправного афинского гражданина.

Начавший процесс dike мог его прекратить в любую минуту, не доводя дела до вынесения постановления. Начавший процесс graphe должен был довести дело до конца под угрозой штрафа в тысячу драхм. Никаких материальных выгод в случае выигрыша дела он не получал, за исключением дел о нарушении финансовых прав государства, о незаконном пользовании государственным имуществом, недобросовестной опеке. В этих случаях жалобщик получал часть конфискованного имущества или часть наложенного на виновного штрафа. В случае проигрыша дела он подвергался штрафу в тысячу драхм, если при вынесении решения в его пользу голосовало меньше 1/5 части судей.

Выгода, которая гарантировалась для обвинителей, побуждала отдельных афинян заниматься доносами, так что образовался особый разряд профессиональных доносчиков - сикофантов, которые разоблачали различные злоупотребления и часто не останавливались перед недобросовестными обвинениями.

Вызов обвиняемого или ответчика в суд производиться самим обвинителем, который перед свидетелями призывал обвиняемого явиться в определенный день и час в суд, к тому должностному лицу, которое должно было дать направление делу. При неявке дело слушалось заочно.

Должностное лицо, получившее жалобу, прежде всего, производило расследование дела - anakrisis. При этом ответчику принадлежало право представлять свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу - paragaphe. С рассмотрением этих возражений, если они поступали, и началом расследования дела ответчик мог сослаться на то, что его дело уже рассматривалось раньше или что претензия погашена давностью или что дело начато не в том порядке, в каком следовало, или не у того доложенного лица, у которого надлежало. Если протест признавался обоснованным, дело прекращалось по рассмотрению протеста Если обвиняемый не представлял возражений, судья рассматривал дело по существу. Стороны предоставляли необходимые доказательства, скрепляя свои утверждения клятвой. В качестве свидетелей могли выступать и рабы, но они допрашивались, как правило, под пыткой в присутствии сторон. Женщины и несовершеннолетние не могли быть свидетелями.

По окончании anakrisis все доказательства, в том числе показания свидетелей, заключались в особые сосуды - exune - которые запечатывались, после чего уже нельзя было представлять новые доказательства и при дальнейшем рассмотрении можно ссылаться лишь на доказательства, заключенные в exune. По окончании anakrisis назначался день судебного заседания. На заседании секретарь оглашал жалобу истца и возражения ответчика. Затем обе стороны произносили речь, на которую отводилось равное время.

Заседание заканчивалось тайным голосованием и судьи выносили решение. При равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздержался от голосования, обвинение снималось. Так как наказание было предусмотрено законом не во всех делах, то часто вслед за вынесением обвинения шло голосование о мере наказания. Предложения могли делать как истец, так и ответчик. На судебные решения допускалась апелляция к гелиэе, куда можно было апеллировать и на решения Народного собрания. Решения гелиэи обжалованию не подлежали.

Для исполнения решения ответчику назначался срок. Истец мог захватить имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения, проигрыш которого ответчиком влек для него штраф в пользу казны равный сумме иска.

Если процесс шел в ареопаге, то процедура была следующая. Истец и ответчик произносили по две речи, в которой они должны были касаться только обстоятельств дела. Правила выставления поручителей, свидетелей, защиты были разными для людей разных сословий, а после реформ Солона эти люди получили равные права. После первой речи ответчик, кроме убийцы родителей, мог избавиться от осуждения добровольным изгнанием. На третий день ареопаг выносил приговор. При равенстве голосов подсудимого оправдывали. Признанный виновным в умышленном убийстве приговаривался к смертной казни и конфискации имущества. Виновный в умышленном нанесении ран осуждался изгнанием и конфискацией имущества.

Подробности судопроизводства в суде эфетов мало известны, но видимо были такими же что и в ареопаге.

Чтобы предотвратить подкуп судей, дела в гелиэе распределялись между дикастериями по жребию утром того дня, когда должно было происходить заседание. В особо важных случаях по две или даже три коллегии соединялись вместе для слушания дела.

Судебный процесс в афинской гелиэе был построен на основе состязательного принципа. Присяжные выслушивали и обвинителя, и обвиняемого, и свидетелей, допускались споры между ними, когда же суть дела становилась для них ясной, они приступали к голосованию. При этом суд не знал ни прокурора, ни защитника. Обвинение по любому делу, в том числе и по таким, которые касались интересов государства или охраны существующего правопорядка поддерживалось каждым желающим. Считалось, что государственные интересы и безопасность должны быть одинаково близки каждому гражданину, поэтому каждый из них может и должен выступать на суде в их защиту. Что касается защиты, то ее должен был осуществлять сам гражданин. В случаях, если он не чувствовал себя в состоянии сделать это достаточно хорошо, он обращался к специалисту и заучивал наизусть написанную для него речь.

Таким образом, изменения в судопроизводстве происходили по мере движения государства к демократии. Постепенно на первое место стали ставиться обстоятельства дела, а не сравниваться социальное положение сторон. Реформатор предоставил всем гражданам равное право на защиту своих законных прав и интересов. Об этом говорят и принцип состязательности сторон, и представление доказательств вместо принесения клятвы, и равное право на апелляцию, и право на возражения против рассмотрения дела.

Судьи стали подробно знакомиться с доказательствами обеих сторон, как в процессе предварительного следствия, так и во время судебного заседания, причем эти доказательства с особой тщательностью хранились.

Конечно, негативной стороной судопроизводства по делам о государственных преступлениях стали распространившиеся доносы, которые иногда были и обоснованными, но в большинстве случаев нет.

Такая система была намного эффективнее старой и не вызывала недовольства среди народа, так как он сам выбирал судей и присяжных.

    §4. Права отдельных категорий населения.

В те времена, когда Аттика жила общинами, каждый человек, принадлежащий к какому-либо роду, пользовался на территории своей общины всеми правами: он получал надел для обработки, имел право на определенную долю урожая, мог заключать брак в рамках своей общины, имел право участия в Народном собрании и общинном ополчении. Для получения гражданства достаточно было принятия иностранца в род и предоставления ему надела.

Человек, не принадлежащий ни к одной фратрии стоял вне общества, он не имеет никаких гражданских и тем более политических прав, У него не было очага, семьи, он не защищен никаким законом. Такие люди не выживали вне общины в условиях постоянных межплеменных столкновений.

После реформ Тесея, как правило права гражданства получали дети отцов - афинян, но это правило нарушалось тем, что с одной стороны в списки граждан не вносились афиняне, не получившие наделов и лишенные гражданской чести, а с другой - в них вносились усыновленные афинянами иностранцы. Граждане имели свою землю, дома, имели право заключать браки, но даже их права ограничивались тем, что лишь граждане из евпатридов могли занимать высшие должности в государстве, а граждане из геоморов и демиургов могли лишь участвовать в Народном собрании. Таким образом, граждане еще не обладают равными правами.

Такой порядок сохранялся до реформ Солона. При нем право родов включать с свой состав иностранцев было ограничено: он разрешил включать в роды только изгнанных навсегда из своей родины, а также специалистов - ремесленников, переселившихся со своей семьей навсегда в Афины.

Клисфен, а позже Фемистокл включили в число граждан определенные группы людей, которые раньше не включались в списки афинян, а также метэков: скорее всего эти люди были приняты в число граждан Народным собранием, имевшим на это право, тогда как фратрии могли принять в число граждан только детей отцов - афинян. Демократическая группа Перикла выдвинула требование ограничения состава афинских граждан лицами, имеющими обоих родителей граждан. Этот закон был внесен в Народное собрание в 450 году и был принят. Как же получилось, что вождь афинской демократии внес такой закон? Дело в том, что государство считало себя обязанным обеспечить прожиточный минимум для всех своих граждан, поэтому оно боялось расширения их круга, так как это уменьшило бы доход и преимущество коренных граждан.

Примечательно то, что этот закон был фактически применен в 444 году, когда претендующий на власть в Египте прислал в дар афинскому народу сорок тысяч медимнов пшеницы, которые надлежало разделить между гражданами. Чем меньше претендентов, тем больше получит коренной гражданин. В результате в числе граждан, имеющих право на раздачу, оказалось 14400 человек. Конечно, эта мера не была демократичной, но она была направлена на защиту интересов коренных афинян.

С V в. до н. э. положение отдельных категорий населения определялось следующим образом.

Граждане. Правами афинских граждан пользовались лишь те лица, у которых как отец, так и мать - граждане Афин. По достижении восемнадцатилетнего возраста они зачислялись в списки членов дема - демотов. Граждане пользовались правом участвовать в Народном собрании, правом быть избранным на различные должности, в том числе на должность члена Совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское государство так же право на получение разного рода пособий от государства, на участие в производящихся государством раздачах. Совокупность гражданских прав составляла часть гражданина. Отдельные граждане могли быть ограничены в своих правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестью. Граждане считались военнообязанными с восемнадцати- до шестидесятилетнего возраста; в случае войны они в известном порядке призывались в армию. Граждане первого и второго разрядов служили в коннице или тяжелой пехоте (гоплиты), граждане третьего разряда только в тяжелой пехоте, феты - в легкой пехоте или матросами во флоте.

В возрасте от восемнадцати до двадцати лет все граждане обязаны были проходить военное обучение по руководством избиравшихся для этого должностных лиц. На богатых граждан, в том числе на богатых метэков возлагались разного рода повинности в пользу государства, нередко сопряженные со значительными расходами - литургии. Люди, стремившиеся приобрести влияние в политических делах, часто сами брали на себя обязанности исполнения литургии. В среднем, ежегодно выполняли литургию до шестидесяти граждан. Особенно обременительной была триерархия - обязанность снаряжать корабль. Триерарх получал от государства готовый остов корабля, который от должен был оснастить и снабдить всем необходимым для плавания. Однако триерарх получал командование кораблем в течение года, так что он мог компенсировать расходы связанные с постройкой корабля той выгодой, которую получал из заморского плавания. Метэки. Метэки - это чужеземцы, проживавшие в Афинах и в Аттике более или менее продолжительное время и жившие рядом с гражданами, откуда и происходит само название метэк. Это обычно жители других греческих городов, селившиеся на определенный срок или жившие постоянно в Афинах.

Правом гражданства метэк не пользовался: он не мог участвовать в Народном собрании, суде, не мог занимать государственных должностей. Они не имели права приобретать недвижимость, а если это им разрешалось, то стоимость дома не могла превышать две тысячи драхм, а стоимость земельного участка - двенадцать тысяч драхм. После закона 450 года браки метэков с афинскими гражданами не считались законными, дети от этих браков не имели права гражданства. Каждый метэк должен был выбирать себе простата, который являлся посредником между ним и правительственными учреждениями, а также представлял дем при внесении метэка в списки лиц, проживающих в каком-либо деме. С метэка взымалась особая подать метэкион. Кроме того, метэки подвергались всем другим обложениям и несли все повинности, кроме повинностей по сооружению кораблей - триер. Они привлекались и к военной службе.

Занятие метэков и их имущественное положение были весьма различны. Среди них были и мелкие ремесленники, и владельцы крупных мастерских, и торговцы, и банкиры, и художники, и ораторы. Некоторые метэки обладали значительным состоянием. Право приобретать дома и землю в Аттике, вступать в законный брак с афинскими гражданами имели лишь отдельные метэки, получившие особое привилегированное положение за оказанные ими услуги государству или во внимание к их богатству.

К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники. Подобно метэкам они имели простата, которым являлся их бывший хозяин, и платили те же особые сборы.

Рабы. Советские историки говорили что число рабов а Афинах значительно превышало число свободных граждан* [* Кечекьян С. Ф. , Государство и право Древней Греции, М. , 1963, с. 35 ]. Это суждение не верно, так как рабство за долги было отменено Солоном, а захватывать в огромном количестве пленников для превращения их в рабов незачем. Рабский труд в Афинах применялся только в хозяйстве, иногда на полях и виноградниках, в ремесленных мастерских, чаще в рудниках и каменоломнях. Были рабы которые жили отдельно от хозяев и занимались ремеслом, платя хозяину лишь определенные суммы.

Различались также рабы государственные. Из них в Афинах была составлена полицейская стража, охранявшая порядок в Народном собрании, судах и общественных местах. Из них же состояла тюремная стража, исполнители судебных приговоров, писцы.

Раб был собственностью господина, и являлся объектом, а не субъектом права. Все, что ему удавалось сберечь или добыть в свою пользу составляло собственность его хозяина. Лишь за государственными рабами признавалось право приобретения собственности и распоряжения ею. За ущерб, причиненный здоровью раба, возмещение получал хозяин. Он же отвечал за ущерб причиненный его рабом третьим лицам, мог освободиться от этой ответственности, выдав потерпевшему своего раба. Смертная казнь рабу выносилась судебным приговором, господин мог наказать его лишь плетью. Однако в жизни убийство раба господином не влекло ответственности для последнего. Рабство в Аттике вообще было делом обычным. Аристотель говорил, что “.... одни естественно являются свободными, а другие естественно рабами, и .... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо.... ”* [** Аристотель, Афинская полития, гл. 21, § 6]* . На суде раб выступать самостоятельно не мог, необходимо было представительство его хозяина. Лишь в том случае, когда раб приносил жалобу по поводу какого-либо деяния, угрожающего государству и его интересам, он мог действовать самостоятельно, обвиняя не только посторонних, но и своего хозяина.

Таким образом, видно, что со становлением демократических институтов изменяются права отдельных категорий населения. С развитием рыночной экономики, возрастанием роли частной собственности соответственно возрастает роль человека и его прав. И, следовательно, наибольшими правами должны пользоваться граждане Афин.

Уничтожение Солоном неравенства между гражданами и установление ограничений принятия в род иностранцев, за исключением занимающихся ремеслом, было очень умным шагом. Критерием для получения гражданства стала приносимая человеком польза не только себе, но и государству. Человек получал все права, которыми пользовались граждане, своим трудом. Признаком демократизации государства может служить и появление некоторых прав у рабов.

Таким образом, принцип предоставления всем гражданам равных прав стал реальным, хотя государство и шло к этому много веков, и стал основополагающим для афинской демократии.

    Заключение

Итак, мы рассмотрели процесс эволюции социальных отношений и правовой системы Древних Афин, а так же причины возникновения в них первой демократии. Первым шагом к этому стало покорение моря, затем колонизация и вовремя проведенная эффективные реформы разных правителей. Созданный афинянами строй оказался довольно жизнеспособным и, хотя имел свои определенные недостатки, в частности неспособность функционировать в чрезвычайных ситуациях, что повлекло за собой завоевание Афин Спартой, воздействовал на все последующие цивилизации через Римскую империю. Римляне чрезвычайно ценили все достижения греческой цивилизации, и особенно афинский государственный строй, который с различными доработками был перенят ими, а затем последующими государствами. Но влияние Афин сказалось не только в политической сфере. За достижения в области мореходства, торговли и ремесла последовало повышение уровня культуры. Человек овладел искусством политически выражать свои мысли, и появляется литература. Дальше он хочет постичь мир и, разгадав хотя бы простейшие его законы, научится управлять ими он изобретает математику, астрономию, закладывает основы физики и медицины. Он возводит богам великолепные храмы, давая развитие архитектуре и скульптуре. Он обращается к опыту предков, изучает их жизнь и дает начало истории.

Все достижения афинского государства стали источниками получения информации о них. Благодаря тому, что народ достиг высокого уровня развития как материальной, так и духовной культуры, до нас дошло множество источников, с которых мы можем много узнать о нем, это и предметы искусства, и эпос, и особенно труды различных ученых.

По исследованиям истории Древних Афин написано множество литературы. В данной работе использовались следующие труды:

    1. Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993.

2. Виппер Р. Ю. , Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995. 3. Виппер Р. Ю и Васильев А. А. , История древнего мира, М. , 1994. 4. Андре Боннар, Греческая цивилизация, М. , 1993.

5. Колобова К. М. , Очерки истории Древней Греции, Л. , 1958.

    6. Фролов Э. Д. , Рождение греческого полиса, Л. , 1988.

7. История Древней Греции, под ред. Авдиева Н. В. , М. , 1972. 8. История государства и права зарубежных стран, под ред. Галанзы В. А. , М. , 1963.

9. История древнего мира, под ред. Дьяконова Б. Н. , М. , 1982. 10. Древняя Греция, под ред. Струве В. В. , М. , 1965.

11. Кечекьян С. Ф. , Государство и право Древней Греции, М. , 1963. 12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, под ред. Чернеловского Д. П. , М. , 1994.

    13 Андреев В. Ю. , Греческий полис, М. ,1976.

14. Яйленко В. П. , Греческая колонизация VII-III в. до н. э. , М. , 1982. 15. Покровский М. М. , Этюды по афинской политии Аристотеля, М. , 1893. 16. Плутарх, Избранные жизнеописания, М. , 1961.

    17. Аристотель, Афинская полития, М. , 1937.

18. Виппер Р. Ю. , История Греции в классическую эпоху, М. , 1918. Труды Аристотеля, Плутарха - наиболее ценный источник для любой исследовательской работы по истории афинского государства, так как сами авторы имели возможность видеть все процессы, происходящие в Афинах на разных этапах развития.

В основу афинской политии Аристотеля положен политический памфлет Крития, ученика Сократа и софистов. В ней немало данных, взятых из него как из положительного источника* [* Покровский М. М. , Этюды по афинской политии Арестотеля, М. , 1893, с. 2]. Труд Аристотеля отражает не только историю Афин, но и взгляды самого автора на государственное устройство афинян и на деятельность отдельных правителей. Так, видно восхищение Солоном, уважение к Писистрату, о Клисфене говорится вскользь, а о Перикле говорится с явной враждебностью. Тем не менее, афинская полития содержит и множество объективно оцененных фактов.

Избранные жизненные описания Плутарха позволяют узнать различных правителей как людей. Он описывает их личные качества и, поняв что это были за люди, можно глубже вникнуть в причины тех или иных их действий.

Литература, вышедшая до 1991 года, содержит слишком шаблонные рассуждения по поводу истории периода становления Афин. Вся она основана на марксистско-ленинской теории государства и права, и поэтому все факты рассмотрены с этой точки зрения.

Работы вышедшие после 1991 года, отличаются деидеологизированностью рассуждений. В них содержатся результаты исследований и свободная их оценка, авторы выражают лишь свое мнение, никому его не навязывая.

Сейчас выходит множество работ по исследованию истории как греческой цивилизации вообще, так и отдельно Древних Афин. Они дают обширную базу для изучения Афинского государства, так как разные авторы обрабатывают свои теории, что дает возможность любому человеку придерживаться какой-либо из них в соответствии со своими взглядами.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.