РУБРИКИ |
Тыл СССР в годы войны - (курсовая) |
РЕКЛАМА |
|
Тыл СССР в годы войны - (курсовая)Тыл СССР в годы войны - (курсовая)Дата добавления: март 2006г. (С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx. net) 3. Тыл Красной армии в период с мая 1918г по февраль 1919г. 4. Тыл регулярной Красной армии в период с февраля 1919г. по декабрь 1920Г. Процесс становления и развития тыла, как и армии молодой Советс кой России, проходил в обстановке развязанной иностранными государс твами и внутренней контрреволюцией, военной интервенции и гражданской войны. Определяющими факторами, влияющими на создание и развитие тыла в этот период, являлись принципиально новые социально-политические от ношения, новая социально-классовая природа вооруженных сил, состояние экономики страны, практически полный роспуск старой армии, в том числе и органов тыла. В этих условиях требовался новый подход к созданию ты ла, творческое переосмысление опыта русской армии и армии других стран, использование всего лучшего, приемлимого в новых исторических условиях для строительства Красной Армии, Флота и их тыла. В первые послереволюционные годы были оприделены первые мероприя тия по организации тылового обеспечения: жесткая централизация распре деления материальных ресурсов, всемерная экономия материальных средств во всех сферах производства, распределения и потребления, строжайшая централизация управления всеми видами транспорта. Был также принят и успешно реализован принцип специализации отдельных видов обеспечения по службам. Все эти решения положили основу последующей высокой боес пособности Красной Армии, что в конечном итоге явилось одной из важ нейших причин победы как над силами интервентов и внутренней контрре волюции, так и в Великой Отечественной войне. Сегодня мир находится у опасной черты. И если в решении международ ных проблем своевременно не прислушаться к голосу разума, не достичь строго контролируемого снижения уровней военных потенциалов государств до пределов оборонной достаточности, пренебречь даже малейшим шансом исправить положение и продвинуться к более устойчивому миру, в области вооружений возникнут неуправляемые процессы, порождающие конфликты. Но в такой обстановке как ни велика угроза миру, создаваемая политикой агрессивных кругов фатальной неизбежности мировой войны нет. Предотв В нынешних условиях все большее признание находит новое мышление, которое отражает реалии современного мира - многообразного, противоре чивого, с глобальной угрозой самому существованию человечества и вмес те с тем с огромным потенциалом мирного сосуществования, сотрудничест ва, политического решения острых проблем. Суть нового политического кредо России заключается в принятии не наступательной доктрины, сохранении оборонной достаточности, готовнос ти к взаимному прекращению присутствия войск и баз на чужих территори ях, прекращении гонки вооружений, к полному исключению войн. Реаль ность этого нового мышления подтверждается ратификацией советско-аме риканского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Реализация его стало первым шагом на пути к безъядерному миру, к кото рому стремятся все народы. Этим обусловлен оборонительный характер российской военной доктрины. Однако мы не сбрасываем со счетов опасность, которая таится в при роде НАТО. Этим определяется российское оборонительное строительство, эффективность которого отныне должна обеспечиваться преимущественно качественными параметрами как в отношении техники, так и в отношении личного состава. Благодаря самоотверженному труду Вооруженные Силы РФ в настоящее время обладают достаточным оборонным потенциалом, одной из составляю щих которого, как известно, является состояние их тыла. Тыл Вооружен ных Сил в современном понимании - зто составная часть Вооруженных Сил, связующее звено между экономикой и войсками (силами). По составу он представляет собой совокупность тыла центра, тыла видов Вооруженных Сил и тыла других звеньев. Состояние тыла и уровень его развития создают необходимые условия и непосредственно влияют на степень реализации боевых возможностей войск (сил) в операциях (боевых действиях) и в войне в целом. По мере разви тия военного дела эта зависимость возрастает и усиливается, что в свою очередь требует соответствия состояния и возможностей тыла состоянию Вооруженных Сил, а это возможно только при одновременном их развитии. Поскольку в условиях ускорения научно-технического прогресса про цесс совершенствования Вооруженных Сил принимает революционную форму, возникает необходимость в дальнейшем развитии их Тыла. Чтобы обеспе чить оптимальное развитие тыла, эффективность управления этим процес сом, необходим научно обоснованный методологический подход. Основой его, как известно, является диалектический материализм, который требу ет "не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". На основе всестороннего анализа экономических, социальных, военных и других факторов, опыта строительства и действий тыла должны быть раскрыты закономерности развития всех его звеньев, обоснованы принци пиальные положения современного состояния, выявлены основные направле ния его совершенствования. Процесс становления и развития тыла, как и армии социалистического государства, проходил в обстановке развязанной империализмом и внут ренней контрреволюцией военной интервенции и гражданской войны. Опре деляющими факторами, влияющими на создание и развитие тыла в этот пе риод, являлись принципиально новые социально-экономические отношения, новая социально-классовая природа вооруженных сил, состояние экономики страны, практически полный роспуск старой армии, в том числе и органов тыла. В этих условиях требовался новый подход к созданию тыла, твор ческое переосмысление опыта русской армии и армий других стран, ис пользование. всего лучшего, приемлемого в новых исторических условиях для строительства Красной Армии, Флота и их тыла. Под непосредственным руководством В. И. Ленина, разработавшего во енную программу пролетарской революции и учение о защите социалисти ческого Отечества, были определены первые мероприятия по организации тылового обеспечения: жесткая централизация распределения материальных ресурсов, всемерная экономия материальных средств во всех сферах про изводства, распределения и потребления, строжайшая централизация уп равления всеми видами транспорта. Был также принят и успешно реализо ван принцип специализации отдельных видов обеспечения по службам. В связи с этим оформились соответствующие службы во всех звеньях тыла: в центре, во фронте (в округе), в армии и дивизии. Важную роль играло центральное звено тыла с его запасами матери альных средств. Большое внимание было уделено анализу создания и рез вития подвижных сил и средств тыла, поиску новых способов их использо вания, особенно в войсковом звене. Мероприятии по созданию и укрепле нию тыла Красной Армии и Флота способствовали успешному выполнению труднейшей задачи их обеспечения в сложнейших условиях гражданской войны. Это явилось одной из причин победы над объединенными силами им После окончания гражданской войны Красная Армия и Флот, а также их тыл были в значительной мере сокращены. Однако в 30-х годах в вязи с резким обострением международной обстановки, образованием двух очагов войны - в Европе и Азии для защиты интересов Советского государства был вновь значительно увеличен состав войск и формирований тыла. Ко ренные социалистические преобразования в стране позволили оснастить Красную Армию и Флот новейшими для того времени вооружением и военной техникой. Повышение общего, технического и культурного уровня населе ния обеспечивало комплектование армии и флота более грамотными и тех нически подготовленными кадрами. Все это способствовало дальнейшему развитию Вооруженных Сил СССР. Развивались и организационно совершенствовались Военно-воздушные силы, Войска ПВО, бронетанковые войска, подводный флот, другие виды Воору женных Сил и рода войск, специальные войска. Это потребовало создания новых и дальнейшего совершенствования имевшихся элементов тыла - орга нов управления, служб и т. д. Во всех звеньях Вооруженных Сил - от полка до центра была создана служба снабжения горючим. В связи с фор мированием автомобильных войск как специального рода войск разрабаты вались теория и практика автотехнического обеспечения, основы техни ческого обеспечения и принципы специализации предприятий и ремонтных органов по видам, родам войск и службам. Оснащение Красной Армии и Флота новыми средствами вооруженной борь бы потребовало значительного повышения возможностей, маневренности и мобильности всех звеньев тыла. Эту необходимость подтвердил опыт воен ных действий на Дальнем Востоке в 1938 - 1939 гг. в войне с Финляндией в 1939 1940 гг. Совершенствовалась система управления тылом, что было обусловлено техническим перевооружением Красной Армии и Флота, применением новых способов ведения боя и операции, а следовательно, и новыми требования ми к тыловому обеспечению войск. Но в довоенный период проблема управ ления окончательно решена не была, вследствие чего к началу войны тыл не представлял собой четкого, согласованного механизма и не имел еди ного, централизованного органа управления. Великая Отечественная война потребовала от всех органов тыла чрез вычайно напряженной, многоплановой работы по своевременному и полному материальному, транспортному, медицинскому и другим видам тылового обеспечения войск (сил). Невиданный размах вооруженной борьбы, колос сальные трудности, вызванные внезапностью нападения агрессора, крупные неудачи начального периода войны создали исключительно сложные условия для выполнения задач тылом. Трудной оказалась задача перевода Тыла Во оруженных Сил с мирного на военное положение. В связи с крайне напряженным, маневренным и ожесточенным характе ром боевых действий, развернувшихся на огромных пространствах, возник ли проблемы определения состава частей и учреждений тыла, дальнейшего повышения его подвижности и мобильности, увеличения возможностей и ор ганизационной перестройки системы управления. Эти проблемы решались путем совершенствования и развития организационной структуры тыла, системы функционирования его оперативного и стратегического звеньев. Уже в начальный период войны вскрылась ошибочность довоенного курса на децентрализацию служб тыла. Общевойсковые штабы были освобождены от непосредственного руководства тыловым обеспечением войск (сил), созда ны специальные органы управления тылом. Государственный Комитет Оборо ны, ЦК партии, Советское правительство, Ставка Верховного Главнокоман дования, Наркомат обороны и Генеральный штаб приложили максимум усилий для создания стройной централизованной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил, формирования новых элементов оперативного звена тыла, создания тыла танковых и воздушных армий, Войск ПВО и морских оборони тельных районов, повышения подвижности структурных элементов тыла пу тем их моторизации и облегчения нижестоящих звеньев за счет передачи некоторых функций вышестоящему звену. Остро встала проблема повышения живучести тыла, развития способов и изыска ния сил и средств для его надежной охраны и обороны. В период Великой Отечественной войны тыл решал также задачи, не предусматривавшиеся довоенными положениями: эвакуации и восстановления народнохозяйственных предприятий и объектов, обеспечения репатрииро ванных граждан, войск союзников и населения освобожденных от фашист ской оккупации стран. Партийно-политическая работа в соединениях, частях и учреждениях тыла была направлена на мобилизацию личного состава на выполнение важ ных задач тылового обеспечения группировок войск (сил) в сложнейших условиях боевой обстановки. Развитие Тыла Советских Вооруженных Сил в послевоенный период обус ловлено дальнейшим развитием военного дела, новыми условиями решения задач тылового обеспечения. Потребовалось поэтапное изменение состава и организационной структуры всех звеньев тыла, способов использования Возрастание военной опасности вызвало необходимость дальнейшего повышения готовности Тыла Вооруженных Сил к незамедлительным и эффек тивным действиям по обеспечению войск (сил), централизации управления тылом, повышения уровня его автоматизации и механизации. В результате технического перевооружения армии и флота, оснащения всех элементов тыла новой, более производительной техникой значительно повысились его возможности. Совершенствование организационной структуры тыла осуществлялось в направлении ее централизации в целях достижения максимальной эконо мичности и эффективности решения задач тылового обеспечения войск (сил) . В послевоенный период организационная структура тыла развива лась по общевойсковому принципу. Создание частей и подразделений тыла общевойскового типа повысило мобильность и гибкость структуры туда, обеспечило устойчивость ее функционирования в условиях активного воз действия противника современными средствами поражения. В связи с новой оборонительной доктриной в современных условиях не обходимы также постоянная высокая готовность тыла к незамедлительным действиям, преемственность структуры тыла мирного и военного времени. Тыл Вооруженных Сил РФ под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуется: повышается степень его моторизации и ме ханизации, подвижность, маневренность. В соответствии с новыми задача ми, стоящими перед тылом, с учетом боевого использования каждого вида Вооруженных Сил и рода войск (сил) получают дальнейшее развитие органы тыла, система и принципы тылового обеспечения. Изучение истории Тыла Советских Вооруженных Сил помогает определить перспективы и направления его развития, проблемные вопросы современной теории и практики строительства и функционирования органов тыла и пути их решения. Социалистическая революция в России победила. Однако силы контрре волюции и мирового империализма объединились в борьбе против революци онных завоеваний пролетариата и крестьянства. С первых дней существо вания Советской Республики стала очевидной необходимость ее защиты. В. И. Ленин ставил вопрос так: ".... господствующий класс, пролетариат, ес ли только он хочет и будет господствовать, должен доказать это и своей военной организацией". Отряды Красной гвардии и революционно настроенные воинские части основная вооруженная сила революции, не могли противостоять объединен ным силам интервентов и контрреволюции. Для успешной борьбы с врагами Советской Республике нужны были массовая армия и хорошо организованный ее тыл. Старая армия и флот как орудие насилия и подавления трудового народа были распущены. Создание новых вооруженных сил и их тыла было сопряжено с большими трудностями. Международный империализм и внутренняя контрреволюции развязали гражданскую войну, предприняли военную интервенцию. Не было и разработанной теории строительства вооруженных сил первого в мире социалистического государства. "Вопрос о строении Красной Армии, указывал В. И. Ленин, - был совершенно новый, он совершенно не ставил ся даже теоретически.... Мы должны были сплошь и Рядом идти ощупью". Для новой революционной армии неприемлемы были старые принципы, способы, формы организации, уставные порядки, воинские звания и даже терминология. От всего старого решительно отказывались. Однако вместе с антинародной сущностью старых вооруженных сил выбрасывались и оправ давшие себя формы организации, принципы и способы действий объедине ний, соединений и частей, а новые, еще не проверенные принципы и спо собы действий иногда не оправдывались. Революционная армия требовала по-настоящему революционных принципов организации. Строя новую армию, партия опиралась прежде всего на опыт создания вооруженных отрядов из добровольцев - Красной гвардии. Накануне Октябрьского вооруженного восстания Центральный Комитет партии большевиков и местные партийные организации столкнулись с проб лемами материального, технического и медицинского обеспечения отрядов Красной гвардии. Особенно остро стоял вопрос Обеспечения их оружием. В первую очередь требовалось стрелковое оружие, которое получали на ору жейных заводах, закупали за границей. Оружие добывали также местные партийные организации и сами красногвардейцы. С созданием 12 октября 1917 г. в Петрограде Военно-революционного комитета (ВРК) функции организации материального и других видов тыло вого обеспечения военных революционных сил перешли к нему. В составе Петроградского ВРК были созданы отделы снабжения и продовольствия, реквизиции, автомобильный, вооружения, медико-санитарный. С началом вооруженного восстания Петроградский ВРК через назначен ных им комиссаров, опираясь на революционные массы петроградских рабо чих, солдат и матросов, взял на учет все запасы материальных средств, имевшиеся на центральных складах Военного министерства, округа, флота и города. Эти запасы предназначались главным образом для обеспечения отрядов Красной гвардии и революционных воинских частей. Аналогичные меры принимались и местными революционными комитетами. 25 октября 1917 г. Петроградский ВРК через газету "Рабочий путь" сообщил, что (. Крупные склады Петропавловской крепости, Петроградского патронного завода, Кронверкский (оружия и огнестрельных припасов), нефтепродуктов, интен дантские и другие подчинялись только Петроградскому ВРК и выполняли его распоряжения на прием и отпуск материальных средств. Основные ору жейные заводы Сестрорецка, Тулы, Ижевска и другие также находились под контролем Петроградского ВРК. Под руководством медико-санитарного отдела Петроградского ВРК про ходило формирование первых санитарных отрядов и других лечебных учреж дений, их обеспечение кадрами, медицинским имуществом. Санитарные от ряды в Петрограде были организационно объединены в пролетарский Крас ный Крест. Таким образом, все задачи по тыловому обеспечению революционных сил в районе Петрограда решал Петроградский ВРК. Он установил также конт роль над железнодорожными направлениями, связывавшими столицу с други ми городами и районами страны. С этой целью представители Петроградс кого ВРК и команды красногвардейцев и матросов были направлены на все крупные станции. Они организовывали перевозку в Петроград революцион ных войск и не пропускали в столицу контрреволюционные силы. Кроме того, Петроградский ВРК взял под контроль работу тех цент ральных управлений Военного министерства, которые продолжали еще обес печивать старую армию, в том числе войска, находящиеся на фронте, интендантского, артиллерийского, военно-технического, квартирного, по заграничному снабжению, военно-санитарного, управлений по восстановле нию конского состава и обоза армии и военно-ветеринарного. Они имели в своем подчинении центральные базы, склады, магазины и мастерские. Главному артиллерийскому управлению подчинялись также оружейные, сна Окружные органы тыла прежней организации были представлены управле ниями: артиллерийским, интендантским, по раскварткрованию войск, сани тарным и ветеринарным, а также инспектором инженерной части. В их рас поряжении имелись склады с запасами материальных средств, части и под разделения тыла. Общее руководство деятельностью окружных органов тыла осуществляли главный начальник снабжения военного округа и окружной штаб. Во фронтах главному начальнику снабжения армий (по существу, на чальнику тыла фронта) подчинялись управления: артиллерийского снабже ния, интендантское, инженерного снабжения, санитарное и ветеринарное. Кроме того, он руководил военными сообщениями и транспортом, казна чейством и гражданскими управлениями в полосе действий фронта. Главный начальник снабжения армий подчинялся главнокомандующему армиями фрон та. Организация тыла русской армии оправдала себя в годы первой мировой войны. Однако нехватка военной техники, вооружения, боеприпасов и дру гих материальных средств, кризисное положение на железнодорожном транспорте нередко снижали эффективность деятельности органов тыла. После Октябрьского вооруженного восстания положение на фронте ухудша лось еще и из-за того, что аппарат руководства армией и ее тылом в центре, округах и на фронтах саботировал решения революционной власти. Первый опыт тылового обеспечения революционных войск был получен в период борьбы с контрреволюционными войсками Керенского - Краснова. В эти дни Петроградский ВРК, являясь штабом по организации разгрома контрреволюции, провел большую работу по материальному, техническому и медицинскому обеспечению революционных войск и рабочих отрядов, высту пивших против контрреволюции. Для их перевозки и обеспечения широко использовались автотранспортные средства воинских сухопутных и морских частей, а также автомобили, реквизированные в учреждениях, организаци ях и у частных лиц. В приказах Петроградского ВРК наряду с постановкой боевых задач ре волюционным отрядам ставились задачи и по вопросам материального, тех нического и медицинского обеспечения. Приказы и наиболее важные распо ряжения подписывались В. И. Лениным, председателем Петроградского ВРК Н. И. Подвойским и другими членами ВРК. Подготовку, отправку и тыловое обеспечение отрядов Красной гвардии, революционных матросов и солдат, направляемых в другие районы страны для оказания помощи революционным силам, осуществляли Петроградский ВРК и Военно-морской революционный комитет. Отпуск материальных средс тв производился со складов военного ведомства, Петроградского и Кронш тадтского военных портов. В состав командования отрядов назначались лица, ответственные за обеспечение, - комиссары продовольствия и сна ряжения. Перед отправкой отряды обеспечивались вещевым имуществом, во оружением и боеприпасами, продовольствием. Боевые действия отряды вели в основном в крупных населенных пунктах и вдоль железных дорог. Поэтому запасы материальных средств, кухни, лазареты находились, как правило, в вагонах (эшелонах) и следовали вместе с войсками. Пополнение запасов производилось из местных скла дов, находившихся в полосе боевых действий. В отдельных случаях мате риальные средства, особенно для морских отрядов, отправлялись из Пет рограда. Медицинская помощь раненым и больным оказывалась непосредс твенно в боевых порядках частей и в лазаретах. Тяжелораненые и больные эвакуировались в местные госпитали и больницы, где продолжали лечение. Опыт боевых действий первых революционных отрядов показал, что не везде уделялось должное внимание организации тылового обеспечения. Так, одной из причин неудач революционных сил в боях на Доку и под Ростовом против войск Каледина явилась задержка с подвозом вооружения, боеприпасов и продовольствия по вине эсеро-меньшевистского руководства Севастопольского Совета. Недостатки в обеспечении отрядов имелись и в период ликвидации мятежа Керенского - Краснова под Гатчиной. Сразу же после революции перед ЦК РСДРП(б) и Советским правительст вом встали очень важные и сложные задачи по материальному, медицлнско му и техническому обеспечению старой армии. В Совете народных комисса ров по Военным и морским делам были образованы отделы, ответственные за четкую организацию решения этих задач. Так, быстро были созданы и активно работали артиллерийский отдел и отдел интендантского снабже ния. 4 декабря 1917 г. был подписан декрет (. Совет народных ко миссаров по военным и морским делам и его отделы контролировали дея тельность Военного и Морского министерств, осуществляя через них расп ределение материальных средств как для старой армии, так и для отрядов Красной гвардии. 23 (10) ноября 191? г. декретом Совета Народных Комисаров было объ явлено о начале демобилизации старой армии '. В связи с этим возникла задача государственной важности - сохранения огромных материальных ценностей, находившихся непосредственно в войсках и на складах окруж ного (фронтового), армейского подчинения, их эвакуации и организации хранения. Выполнение зтой задачи было возложено на Комиссариат по де мобилизации армии и флота, созданный при Народном комиссариате по во енным делам '. В центральных управлениях были созданы демобилизациои ные отделы, которые проводили работу под руководством Комиссариата по демобилизации армии и флота. Все вооружение и военное имущество подлежало сдаче на соответствую щие склады. Позже было приказано материальные средства -демобилизуемых частей сдавать местным Советам, которые обязывались приводить их в по рядок, хранить и использовать для формирования частей Красной Армии. В апреле 1918 г. все склады местных Советов с военным имуществом были переданы окружным военно-хозяйственным управлениям. Органами демобилизации и местными Советами была проделана огромная работа по выполнению приказов Народного комиссара по военным делам. Под их руководством было собрано, учтено и сохранено большое количест во различных материальных средств. После заключения Советской Россией Брестского мира и перехода к мирному строительству в стране началось резкое сокращение военного производства. 3аводы, фабрики, мастерские, строительные предприятия переводились на выпуск мирной продукции были приняты решения о расфор мировании железнодорожных войск и автомобильных частей. В апреле 1918 г. были расформированы строительные, дорожные, гидротехнические и дру гие организации и части, которые непосредственно занимались обеспече нием войск. Демобилизация старой армии закончилась в апреле 1918 Г. Она не коснулась многих центральных и окружных складов и мастерских, которые продолжали функционировать. Это имело большое значение для формирова нии первых частей Красной . Армии. Декрет СНК от 15 (28) января 1918 г. положил начало созданию но вой армии Страны Советов - Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Ее создание проходило на новых основах и принципах строительства, комплектования, организации, обеспечения, обучения и воспитания. С самого начала Красная Армия под руководством большевистской пар тии комплектовалась по строго классовому принципу как армия рабочих и крестьян. На первом этапе ее строительства был принят принцип добро вольного вступления в ряды защитников Советского государства, выбор ности и коллегиальности командного и начальствующего состава, децент рализованного формирования воинских частей местными органами Советской власти и военной администрации. Составной частью военного строительства являлось создание крепкого, организованного тыла. Во главе этого важного дела стояли Центральный Комитет РКП (б), лично В. И. Ленин и Совет Народных Комиссаров. Все важнейшие решения по организационным вопросам создания и развития тыла Красной Армии, военного производства, мобилизации и выделения матери альных средств для ведения войны принимались ими. Основы материального обеспечения частей Красной Армии были заложены в декрете СНК "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Красная Армия как общегосударственная организация и все ее воины брались на полное государственное обеспечение. Воины РККА получали 50 рублей в месяц денежного содержания '. В составе Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, созданной при Наркомате по военным делам, имелись отделы, руководившие тыловым обеспечением новых формирований: вооружения, транспортный, са нитарный, ветеринарносанитарный, учета и финансовый. На Всероссийскую коллегию возлагались задачи согласования деятельности местных Советов по формированию частей РККА, учет новых формирований, руководство обу чением войск, их обеспечение и финансирование. Исполнительными органа ми на местах в вопросах формирования и обеспечения частей Красной Ар мии являлись местные Советы, при которых были созданы специальные во енные отделы и органы снабжения. Идея ответственности местных органов Советской власти за формирова ние и снабжение частей Красной Армии была попыткой поиска новых путей создания вооруженных сил и системы их тылового обеспечения, в то время как старые органы комплектования армии находились в стадии ликвидации, а новые еще не были созданы. Советы в этот период являлись единствен ными полноправными органами во всех звеньях государственного аппарата (волость, уезд, губерния, центр) . В целях дальнейшего укрепления местных органов военного управления декретом СНК от 8 апреля 1918 г. были учреждены волосные, уездные, гу бернские и окружные комиссариаты по военным делам. Они заменили воен ные отделы местных Советов ц были наделены более широкими полномочия ми. Военным комиссариатам предоставлялась инициатива в формировании и обеспечении частей Красной Армии. например, в положении об уездных ко миссариатах по военным делам говорилось: ".... обсспечивает войска всем необходимым.... Распоряжается всеми военными учреждениями, складами и запасами имущества .... наблюдает за состоянием, пополнением и содержа нием местных складов, магазинов и запасов имущества.... хранит и содер жит в исправности оружие, боевой комплект патронов и снаряжение.... ". Свои функции по тыловому обеспечению комиссариаты по военным делам осуществляли через уездный отдел снабжения, губернские отделы (снабже ния, санитарный, транспортный) и склады. Местные органы Советской власти и комиссариаты по военным делам в этот период провели большую работу по формированию, подготовке, всес тороннему обеспечению и отправке на фронт частей молодой Красной Ар мии. Основной единицей формирования Красной Армии на добровольных нача лах являлся отдельный отряд, представлявший собой воинскую часть с са мостоятельным хозяйством. Во главе каждого отряда находился совет в составе военного руководителя и двух военных комиссаров. При совете состояли органы управления - небольшой штаб и инспекторат. Вопросы обеспечения отряда были сосредоточены в инспекторате, в состав которо го входили хозяйственный комиссар (впоследствии военнохозяйственный инспектор), инспектор артиллерии и инженер отряда. Они имели небольшие рабочие аппараты для организации обеспечения отряда. Хозяйственные ко миссары пользовались большими правами и руководили не только воен но-хозяйственным (интендантским), но и другими видами обеспечения. Все необходимые материальные средства отряды получали через комис сариаты по военным делам. При отправке отрядов за пределы уезда (гу бернии) они получали материальные средства на путь следования, а по прибытии в новые районы обеспечивались местными органами. В связи с германской интервенцией потребовалась координация дейс твий отдельных отрядов и организация их тылового обеспечения при веде нии боевых действий. Отряды сводились в группы, на важнейших направле ниях были образованы "завесы", которые делились на районы и полосы. Б "завесах", полосах, районах и отдельных группах создавались соответс твующие инспектораты, которые и руководили вопросами организации тыло вого обеспечения войск. Однако такие инспектораты на имели своих час тей и подразделений тыла. С небольшими рабочими аппаратами они решали ограниченные задачи, прежде всего по оказанию помощи отрядам в получе нии материальных средств от окружных или территориальных органов, под чиненных местным Советам или работавших под их контролем, Опыт героической борьбы молодой Красной Армии с войсками кайзе ровской Германии выявил ряд серьезных недостатков как в самой органи зации непосредственно боевых действий частей и соединений, так и в их тыловом обеспечении. Центральный Комитет РКП(б) сделал из этого опыта глубокие выводы о необходимости создания боеспособной регулярной армии с централизованным управлением и соответствующей организацией системы обеспечения войск. В. И. Ленин указывал, что "недопустимо.... давать себя вовлечь в военную схватку, когда не имеешь армии.... ". ".... Наш способ борьбы, - учил В. И. Ленин, - это организация. Мы должны все организовать, все взять в свои руки.... " Следуя указаниям В. И. Ленина, ЦК РКП (б) принял ряд мер по цент рализации руководства Вооруженными Силами Советской Республики и их тыловому обеспечению. Проведенные организационные мероприятия прежде всего коснулись тыла центра. Так, при Высшем военном совете Советской Республики была создана Инспекция, на которую возлагались функции обеспечения действующей армии. В ее состав входили полевой интендант, переименованный вскоре в военно-хозяйственного инспектора, инспектора: артиллерии, инженеров, военно-санитарный (при них были сформированы небольшие органы управления), а также начальник военных сообщений. С февраля по июнь 1913 г. проходил процесс создания и слаживания центральных органов Наркомата по военным делам - главных и центральных управлений. В их задачи входило восстановление военного производства (согласование планов, выделение ассигнований, заключение договоров с промышленностью, наблюдение и контроль за производством, приемка воен ной продукции), распределение материальных средств, накопление запа сов, контроль за эксплуатацией и расходом, организация ремонта военной техники и вооружения. По опыту старой русской армии эти органы созда вались по видам обеспечения. Создание указанных органов проходило путем объединения отделов Нар комата по военным делам с однотипными отделами Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, а также соответствующими управления ми Военного министерства (продолжавшими в полном или сокращенном сос таве свою деятельность по демобилизации старой армии). Большое значение для становления тыла Красной Армии имело создание в марте 1918 г. Военно-хозяйственного совета, который представлял со бой совещательный орган при коллегии Наркомата по военным делам. Он состоял из представителей главных управлений и занимался обсуждением и В марте 1918 г. было существенно реорганизовано Главное артилле рийское управление. Оно стало центральным органом службы, решавшим все вопросы, связанные с артиллерийским вооружением и обеспечением им войск, и включало артиллерийское управление Наркомвоена и отдел воору жения Всероссийской коллегии. В первой половине марта был создан Хозяйственный комитет РККА (Ар хозком), на который было возложено обеспечение армии обмундированием, обувью, снаряжением, обозным имуществом, продовольствием, а также ор ганизация денежного и квартирного довольствия. Ввиду быстрого увеличе ния объема работы Хозяйственного комитета приказом Наркома по военным делам 20 июни 1918 г. было сформировано Главное военно-хозяйственное управление. Одновременно ликвидировались Всероссийский военно-хозяйс твенный комитет и демобилизационный отдел Главного интендантского уп равления. 28 февраля 1918 г. было создано Центральное военно-техническое уп равление, за которым сохранялись только функции обеспечения инженерным и техническим имуществом. В июне того же года управление было реорга низовано в Главное военноинженерное управление. Функционировали и дру гие центральные управления, занимавшиеся материальным обеспечением РККА: Управление главного военного топографа и Центральный совет по управлению броневыми частями РСФСР (Центробронь). Приказом Наркома по военным делам 30 августа 1918 г. Центробронь был преобразован в Цент ральное броневое управление (ЦБУ) с включением его в состав Главного военно-инженерного управления. В феврале 1918 г. подписан приказ о расформировании старого Главно го военно-санитарного управления (ГВСУ), а 5 марта объявлен штат вновь формируемого ГВСУ во главе с коллегией. Ему же были переданы и все функции Главного полевого санитарного инспектора. Вся организационная перестройка в центре завершиласьсозданием 3 мая 1918 г. Всероссийского главного штаба, указания которого являлись ос новой для планирования материального, технического и медицинского обеспечения войск. Таким образом, в сравнительно непродолжительный срок была заложена основа для создания централизованной системы обес печения Красной Армии. Главным руководящим органом этой системы являл ся Наркомат по военным делам и входящие а его состав центральные орга ны снабжения. В основе реорганизации местных военных органов также лежала идея централизации руководства войсками и их тыловым обеспечением. Декретом СНК от 4 мая 1918 г. были учреждены 11 военных округов и почти однов ременно образованы окружные военно-хозяйственные комитеты, которые вскоре были переименованы в управления. Эти управления приняли на себя функции расформированных ранее окружных интендантских управлений. В качестве окружных органов создавались также артиллерийское, воен но-техническое и санитарное управления. По специальным вопросам обес печения войск окружные органы управления тылом подчинялись соответс твующим центральным органам управления. Им были переданы все сохранив шиеся части и учреждения тыла (базы, склады, хлебопекарни, мастерские и др. ) . Передача всех функций формирования и обеспечения войск от местных органов Советской власти специально созданным военным органам управления явилась важным этапом в создании регулярной Красной Армии и организации централизованного тылового обеспечения войск. Параллельно с процессом формирования служб и их органов управления создавалась материально-техническая база, вырабатывались и уточнялись принципы тылового обеспечения войск (сил). Было признано необходимым вернуться к принципу, по которому каждую службу возглавляли соответс твующие начальники управлений. Они осуществляли руководство службами путем выработки и издания положений, приказов, распоряжений, указаний, вносили в директивные органы предложения о совершенствовании организа ционно-штатной структуры подчиненных частей и учреждений, норм табели зации техники и имущества по своим номенклатурам. От старой русской армии авиация Красной Армии получила около 300 самолетов, находившихся в частях (авиационных отрядах), и около 150 самолетов - в авиационных парках и на авиационных заводах. В связи с создавшейся тяжелой экономической и военной обстановкой в стране авиа ционные предприятия (кроме московских) прекратили выпуск самолетов и моторов к ним. Руководство авиацией осуществляло Управление военного воздушного флота. Для содействия в работе этому управлению имелся Авиационный со вет, избранный еще до Октябрьской революции на 1 Всероссийском съезде работников авиации. Органы авиационного тыла были представлены семью авиационными пар ками в Москве, Петрограде, Смоленске, Витебске, Одессе, Киеве, Полта ве, одним центральным авиационным складом в Москве и двумя авиационны ми поездами-мастерскими. В декабре 1917 г. было реорганизовано Управление военного воздушно го флота, возглавлявшее авиацию русской армии, и создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики. В стране началось формирование регулярных авиационных частей. В Петрограде и Пскове были сформированы первые советские авиационные отряды, в состав которых входили также органы управления и подразделения тыла: техническая и хозяйственная части, аэродромная команда и обоз. Деятельностью подраз делений тыла руководил командир отряда через своего помощника. Противовоздушная оборона, включавшая зенитные артиллерийские части и истребительные авиационные отряды, появилась в ходе первой мировой войны. Основной организационнотактической единицей была противосамо летная батарея (2 - 4 орудия), а в авиации - истребительный авиаотряд. Части противовоздушной обороны были сохранены при расформировании старой русской армии. К апрелю 1918 г. в Красной Армии имелось около 200 зенитных батарей и 12 истребительных авиаотрядов по 6 самолетов в каждом. Соответственно создавался и войсковой тыл для этих частей. Хо зяйство зенитных батарей строилось по типу артиллерии, а авиаотрядов в соответствии с принятой в авиации организацией. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции управление всеми флотами и флотилиями осуществляло Морское министерство. Все виды тылового обеспечения флота находились в ведении помощника морского ми нистра, которому подчинялись: Главное управление кораблестроения, за нимавшееся вопросами постройки, ремонта, вооружения и боевого снаряже ния кораблей; Главное морское хозяйственное управление, видавшее мате риальным и финансовым обеспечением, а также управления заводов и пор тов, морской авиации и воздухоплавания, морской строительной части, по делам рабочих и служащих санитарной части флота. Некоторые управления имели центральные склады. Организацией воинских перевозок руководил отдел военных сообщений в составе Морского генерального штаба. 3адачи тылового обеспечения флотов и флотилий выполняли военные порты. Один из них назывался главным военным портом и выполнял роль флотского тыла. Понятие отождествлялось с понятием "во енно-морская база". Для организации тылового обеспечения военные порты имели в своем составе специальные органы управления (отделы, части)', склады, предприятия и плавучие средства по всем видам обеспечения (службам) . Отделы (части) подчинялись командиру порта или его старшим помощникам по технической части и по хозяйственной части. Главные во енные порты (порты 1-го разряда) имели развитое хозяйство - гавани, пристани, судоремонтный завод и мастерские (артиллерийскую, минную, электромеханическую), склады по всем видам материальных средств, гос питаль, вспомогательные суда, автогараж, обоз и другие части и учреж дения. В портах 2-го и 3-го разрядов отделы создавались в зависимости от их назначения; войсковое хозяйство в них было менее развитым. Корабли 1 и 2 ранга имели свое корабельное хозяйство и состояли на обеспечении в соответствующих отделах военных портов. Соединения под водных лодок, охраны водного района, сторожевых катеров и тральщиков обеспечивались пдавучими базами и плавучими ремонтными мастерскими. На кораблях вопросами материального обеспечения занимались ревизор и спе циалисты (артиллерист, минер, механик), в подчинении которых находи лись содержатели и баталеры. Корабельное хозяйство было представлено хранилищами, баталерками, камбузом, офицерской кают-компанией, лазаре том и механической мастерской. В береговых частях и учреждениях флота войсковое хозяйство создавалось по типу армейских частей. В первые дни Советской власти во главе революционного флота стал Военно-морской революционный комитет. В его состав входили комиссии и секции, занимавшиеся также и вопросами материального, технического и финансового обеспечения. Для контроля за деятельлостью Морского министерства решением СНК от 14 (27) ноября 1917 г. была создана Верховная морская коллегия, назна чавшая своих комиссаров во все управления. 22 февраля 1918 г. после принятия СНК декрета об организации РККФ Морское министерство было преобразовано в Народный комиссариат по морским делам. В его составе сохранились все старые управления с подчиненными им складами и завода ми. Вся оперативная и хозяйственная деятельность на местах находилась в руках Центральных комитетов флотов (флотилий), выбираемых на съезде моряков. Например, в составе Центробалта имелись отделы, ведавшие ты ловым обеспечением: интендантский, технический, санитарный и др. В приморских крепостях (базах) были созданы военно-технические комиссии в составе местных Советов или комитеты. В портах, базах и на складах флота руководство перешло к выборным органам - комитетам, без санкции которых распоряжения командиров были недействительными. В Октябрьские дни в некоторые части тыла были наз начены комиссары. Выборные органы управления, используя снабженческий аппарат старого флота, смогли организовать материальное и техническое обеспечение флотов (флотилий) и отрядов революционных матросов, кото рые направлялись в различные районы страны. С созданием РККФ в центре, на флотах (флотилиях) и в военных портах сохранилась преемственность организацит органов тыла по службам. В Главное морское хозяйственное управление входили службы по видам обес печения: продовольственное, вещевое, топливное, шкиперское, финансовая и счетная части. В Главном управлении кораблестроения имелись отделы: общих дел, кораблестроительный, механический, артиллерийский, минный, подводного плавания, радиотелеграфный. Автомобильная служба сначала находилась в составе управления морской авиации, с февраля 1918 г. стала самастоятельним отделом, а в июне 1918 г. - авточастью в механи ческом отделе. В военных портах, в зависимости от объема работы служб, органы управления были представлены отделами, частью и делопроизводс твом. Во главе санитарного дела находился главный санитарный инспектор флота, имевший небольшое управление санитарной частью флота. Во всех военных портах имелась санитарная часть во главе с санитарным инспек тором флота (он же главный доктор госпиталя). В каждом порту, в зави симости от их значения имелись морской госпиталь различной емкости или лазарет. Все корабли 1 и 2 ранга были оборудованы лазаретом и имели военных врачей и лекарских помощников. Во второй половине 1918 г. международное и внутреннее положение Советской Республики резко ухудшилось. Вслед за наступлением войск кайзеровской Германии весной 1918 г. началась интервенция стран Антан ты. 6 марта англо-американские войска заняли Мурманск. В начале апреля во Владивостоке высадились японские, английские, а позднее и амери канские войска. В мае 1918 г. был спровоцирован антисоветский мятеж чехословацкого корпуса. Силы внутренней контрреволюции, поддерживаемые империалистами, активизировали гражданскую войну. Врагу удалось захва тить 3/4 территории Советской Республики. Она оказалась в кольце фрон тов, отрезанной от районов основных сырьевых и продовольственных ре сурсов. К середине 1913 г. страна фактически находилась в условиях экономической и военной блокады. Сложившаяся обстановка потребовала превращения страны в единый бо евой лагерь, мобилизации имевшихся сил и ресурсов, подчинения всей жизни государства интересам обороны. С лета 1918 г. по инициативе В. И. Ленина началось осуществление чрезвычайных мер, направленных на мо билизацию всех ресурсов страны для победы в гражданской войне, которые получили название политики военного коммунизма. Под руководством Коммунистической партии широко развернулась борьба за претворение в жизнь решения СНК от 28 июня 1918 г. о национализации крупных предприятий всех основных отраслей промышленности. К концу 1918 г. национализация распространилась и на средние промышленные предприятия. В результате было национализировано 9542 предприятия. Другим важным вопросом, который решала партия в это время, была централизация управления национализированными предприятиями и всем народным хозяйством. В. И. Ленин указывал, что "безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата явля ются одним из основных условий для победы над буржуазией". В 1918 г. Центральный Комитет партии и Советское правительство про вели ряд важных мероприятий, направленных на увеличение выпуска воен ной продукции и улучшение материального обеспечения Красной Армии. Важную роль в решении вопросов мобилизации ресурсов сыграло создание при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) Чрезвычайной комиссии по производству предметов военного снаряжения. Основной задачей этой ко миссии являлось "максимальное ускорение производства предметов военно го снаряжения.... и принятие для этого всех мер, включая и посылку ко миссаров от Высшего совета народного хозяйства и от Военного ведомства на каждый отдельный завод". С этой целью предприятия, имевшие важное оборонное значение и вы пускавшие вооружение и боеприпасы, были выделены в особую группу. Они в первую очередь обеспечивались рабочей силой, сырьем, топливом и ма териалами. Рабочие этих предприятий освобождались от призыва в Красную Армию. Принимаемые партией меры и героический труд рабочего класса уже в конце 1918 г. дали положительные результаты и позволили добиться увеличения производства вооружения и боеприпасов. К началу 1919 г. во енная промышленность ежемесячно производила до 100 тыс. винтовок, 500 - 600 пулеметов, 40 - 50 орудий, более 35 млн. патронов, более 90 тыс. снарядов. |
|
© 2007 |
|