РУБРИКИ

Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>Серьезные мероприятия проводились и в сельском хозяйстве. В январе 1918 г. 111 Всероссийский съезд - Советов подтвердил, что "торгмля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, долина быть государственной мо нополией". Декретами ВЦИК и СНК в мае этого года была введена продо вольственная диктатура. Народному комиссариату продовольствия и его органам на местах были предоставлены чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством. Одновременно СНК принял постановление о введении по всей стране военного положения и мобилизации всех надежных частей ар мии "для систематических военных действий по завоеванию, отвоеванию, сбору и свозу хлеба и тоилива".

В октябре 1918 г. при ВСНХ был создан Отдел военных заготовок, сос редвточивший заказы военного и морского ведомств. В ноябре 1918 г. согласование работы отраслей народного хозяйства и управление ими пе решли от ВСНХ к Совету рабочей и крестьянской обороны.

Извлекая тяжелый урок из германской агрессии в феврале - марте 1918 г. и предвидя неизбежность интервенции международного империализма, Центральный Комитет партии и Советское правительство взяли курс на строительство массовой рогулярной кадровой армии на основе обязатель ной воинской повинности трудящихся. Добровольный принцип комплектова ния Красной Армии исчерпал свои возможности и не мог служить основой строительства массовой армии.

У Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. в принятой им Консти туции РСФСР возвестил, что защита социалистического Отечества является обязанностью всех граждан, утвердил решение СНК о переходе к всеобщей воинской повинности, указав на необходимость "в самый короткий срок произвести мобилизацию нескольких возрастов рабочих и трудовых кресть

    - 22

ян по всей стране". Начался новый период в строительстве Красной Ар мии. В результате принятых мер к концу 1918 г. Красная Армия насчиты вала уже более 1, 5 млн. человек. Всего в боевом составе Красной Армии к этому времени насчитывалось 12 армий, в состав которых входили 42 стрелковые и 3 кавалерийские дивизии '.

В сентябре 1918 г. ВЦИК объявил Советскую Республику военным лаге рем и вместо Высшего военного совета учредил Революционный военный со вет Республики (РВСР) - высший орган военной власти в стране. Он под чинялся непосредственно СНК и ВЦИК. Вводилась должность Главнокоманду ющего всеми Вооруженными Силами Республики.

Были утверждены также единые органы управления войсками фронтов и армий - реввоенсоветы, состоявшие из трех членов: командующего и двух политических комиссаров. В Реввоенсоветах фронтов и армий вводились политотделы.

Постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 г. был образован Совет Рабо чей и Крестьянской Обороны, который работал под непосредственным руко водством Председателя СНК В. И. Ленина. Совету Обороны была предостав лена вся полнота прав в мобилизации сил и средств на нужды обороны, подчинены Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии, военное ведомство, а также ведомства путей сообщения, связи, продовольствия и др. Он решал важнейшие вопросы строительства Воорунженных Сил, их обеспечения людскими резервами и всеми материальными средствами, в том числе боевой техникой и вооружением. В целях улучшения работы железно дорожного транспорта на железных дорогах Республики было введено воен ное положение.

Благодаря проведенным Коммунистической партией и Советским прави тельством мероприятиям в этот период гражданской войны был укреплен союз рабочего класса с деревенской беднотой, созданы условия для пере хода к союзу рабочего класса с середняком. Эти мероприятия в области сельского хозяйства в сочетании с улучшением работы военной промышлен ности, железнодорожного транспорта и совершенствованием государствен ного аппарата позволили превратить центральные районы страны в прочную военно-стратегическую базу Советской Республики, способствовали уско рению строительства регулярной Красной Армии и дали возможность наибо лее полно мобилизовать ограниченные ресурсы в интересах тылового обес печения Вооруженных Сил Советской Республики.

    2. Укрепление тыла Красной Армии.
    - 23
    Принципы тылового обеспечения войск

Одновременно со строительством регулярной Красной Армии ЦК РКП (б) и СНК проводили большую работу по созданию и укреплению централизован ной системы обеспечения войск на основе единого государственного пла на. В условиях тяжелого экономического положения страны, вызванного войной, разрухой и военной интервенцией, требовалось централизовать не только работу промышленности, но и обеспечение быстро растущей дейс твующей армии. Только принцип строгой централизации при решении вопро сов обеспечения Красной Армии позволял рационально использовать имею щиеся ограниченные ресурсы. Кроме того, централизация исключала учас тие частнокапиталистических элементов в обеспечении Вооруженных Сил и способствовала укреплению социалистических позиций в народном хозяйс тве страны.

Исходя из этих требований, приказом Народного комиссариата по воен ным делам 1 июня 1918 г. было учреждено Центральное управление снабже ния Красной Армии (ЦУС). На ЦУС возлагалось определение потребностей Красной Армии в технике, вооружении, боеприпасах и других материальных средствах, плановое обеспечение ими войск, а также организация контро ля за расходом. Во главе ЦУС стоял совет в составе главного начальника снабжения и двух комиссаров. Создание ЦУС положило начало претворению в жизнь принципа единоначалия и централизованного управления тылом Красной Армии.

Центральное управление снабжения руководило деятельностью всех ос новных центральных довольствующих управлений (артиллерийского, воен но-инженерного, военно-хозяйственного, квартирного, Воздушного Флота, военно-санитарного и др. ). Важнейшей задачей управления являлась раз работка плана обеспечения Красной Армии, который утверждался Реввоен советом Республики. Этот план регламентировал всю деятельность ЦУС и подчиненных ему управлений. На основании плана составлялись задания и наряды, которые направлялись в соответствующие органы для исполнения. С первых же шагов деятельности ЦУС было вскрыто много нарушений и даже невыполнение на местах важных указаний центра по вопросам обеспе чения Красной Армии. Обстановка настоятельно требовала организации бо лее жесткого контроля. С этой целью в состав ЦУС в сентябре 1918 г. была чена Инспекция снабжения в количестве 32 инспекторов. Она проде лала большую работу по контролю за выполнением нарядов на поставку и

    - 24

выделением войскам материальных средств со складов военного и граж данского ведомств. Инспекция сыграла важную роль в улучшении обеспече ния Красной Армии.

Однако, несмотря на принятые меры, направленные на улучшение обес печения войск, в стране еще не был полностью решен вопрос производства предметов военного снаряжения. В связи с этим СНК 4 сентября 1918 г. принял постановление . Результатом работы комиссии явилось постановление Совнар кома ("О мерах по улучшению снабжения Красной Армии предметами военно го снаряжения". В постановлении указывались не только пути, но и меры по улучшению обеспечения войск (сил). В нем, в частности, отмечалось: ".... в целях улучшения снабжения Красной Армии и мобилизации сил страны для успешного выполнения такового на Чрезвычайную комиссию по произ водству предметов военного снаряжения лагается сближение военной и не военной промышленности путем:

а) контроля над управлением артиллерийскими, военно-инженерными и морскими заводами, выполнением таковыми заказов, а равно и оказания в этом последнем им содействия;

б) мобилизации заводов невоенной промышленности в случае невозмож ности выполнить заказы на снаряжение, нужное Красной Армии, на военных заводах.... "

Постановление значительно расширило функции Чрезвычайной комиссии по производству предметов военного снаряжения. Теперь на нее возлага лись и задачи обеспечения Красной АрмииПоэтому декретом от 2 ноября 1918 г. комиссия была реорганизована в Чрезвычайную комиссию по снаб жению Красной Армии (Чрезкомснаб). В ее состав вошли представители ВЦИК, ВСНХ, Народного комиссариата по военным делам, Госконтроля и Во енной инспекции. Чрезкомснаб координировала работу всех занятых воен ным производством предприятий, осуществляла учет, распределение и контроль за выдачей и расходованием материальных средств. Она вела также учет продвижения воинских грузов, решительно пресекала попытки невыполнения ее постановлений, настойчиво претворяла в жизнь принцип плановости обеспечения войск Красной Армии и контроля исполнения от данных распоряжений.

Весной 1918 г. обострился продоввльственный кризис, начавшийся еще в 1915 г. Поэтому партия объявила борьбу за хлеб борьбой за социализм. В деревню были направлены продотряды, насчитывавшие к осени 1918 г. в

    - 25

своих рядах 72 тыс. человек. На основе опыта работы первых продотрядов была сформирована продовольственно-реквизиционная армия Народного ко миссариата продовольствия РСФСР (продармия), численность которой к концу года превысила 29 тыс. человек. Для борьбы с кулачеством были созданы комитеты бедноты.

Особую заботу партии и Советского правительства вызывало обеспече ние продовольствием действующей армии. В связи с этим 17 сентября 1918 г. Совнарком заслушал доклад Народного комиссара продовольствия о сос тоянии обеспечения Красной Армии продуктами питания и принял решение о создании Центральной комиссии по упорядочению обеспечения Красной Ар мии продовольствием и продуктами первой необходимости (Цекопродарм). Комиссии вменялось в обязанность в кратчайший срок определить потреб ности армии в продовольствии, организовать его накопление, распределе ние и в последующем осуществлять постоянный контроль за расхоцом. Це копродарм надедялась правом создавать в действующей армии и военных округах особые комиссии по организации обеспечения войск продовольст вием и продуктами первой необходимости. Эти комиссии возглавляли наз наченные Цекопродармом председатели, а членами являлись представители Народного комиссариата продовольствия и Народного комиссариата по во енным делам.

Важнейшим мероприятием в централизации обеспечения Красной Армии продовольствием явилось постановление СНК, принятое к началу уборки урожая 1918 г. и регламентировавшее порядок проведения заготовок про довольствия и фуража во фронтовой полосе. Этим постановлением предус матривалось проведение заготовок силами войск под руководством фронто вых комиссий, которые утверждались СНК по представлению Цекопродарма. Фронтовые комиссии руководили работой армейских и районных военно-про довольственных комиссий. В соответствии с постановлением дивизиям и полкам в ходе ведения боевых действий разрешалось проводить заготовки своими силами вплоть до установления прямых контактов с сетью воен но-продовольственных организаций.

Проведение заготовок продовольствия и фуража в прифронтовой полосе значительно улучшило накопление продовольственных ресурсов и дало воз можность удовлетворить потребности не только армии, но и частично гражданского населения. 3агоговки позволили более централизованно и эффективно осуществлять накопление, учет и распределение продовольст вия, способствовали внедрению принципа соответствия системы материаль ного обеспечения экономическому строю и возможностям экономики страны.

    - 26

Обеспечение Красной Армии вещевым, обозным и некоторыми дредметами инженерного имущества было возложено на Отдел военных Заготовок при ВСНХ, который включал кожевенно-брезентовую, обмундировочную, инженер ную и обозную секции.

Свою деятельность отдел распространял на всю территорию Советской Республики, создав при местных совнархозах свои подразделения. В связи с большим объемом работ в январе 1919 г. он был реорганизован в Цент ральный отдел военных заготовок. Его основной задачей являлось распре деление сырья между производственными главками, контроль качества и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества во енному и морскому ведомствам по нарядам главных военных управлений. Деятельность Центрального отдела военных заготовок позволила упорядо чить изготовление и распределение военного имущества, усовершенство вать организацию обеспечения войск.

В целях наиболее эффективного использования в интересах военного ве домства всех видов путей сообщения, организации и устройства службы железнодорожных и автомобильных частей, организации транспортной, поч товой, телеграфной и телефонной служб и военных дорог было создано Уп равление военных сообщений, преобразованное в сентябре 1913 г. в Цент ральное управление военных сообщений (ЦУПВОСО).

Таким образом, был сформирован орган управления, который обеспечивал единое планирование и организацию мероприятий по транспортному обеспе чению с учетом использования всей сети путей сообщения, а также согла сование и подготовку различных видов транспорта в целях создания наи более благоприятных условий для перевозок личного состава и материаль ных средств. Это давало определенные предпосылки для осуществления принципа комплексного использования всех видов транспорта.

Начало формированию железнодорожых войск было положено постановле нием Реввоенсовета Республики, которое было объявлено в приказе Глав нокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики от 5 октября 1918 г. Этим приказом учреждалась должность начальника железнодорожных войск, создавался его штаб, началось формирование первых 16 отдельных железнодорожных рот. Во фронтах вводились командир железнодорожных войск и штаб.

В ходе наступательных операций железнодорожные войска производили восстановительные работы только первой очереди. Работы второй очереди выполняли ремонтно-восстановительные формирования (поезда) Наркомата путей сообщения (НКПС)'. Следует отметить, что в годы гражданской вой

    - 27

ны воинскими перевозками занимались как органы НКПС, так и органы во енных сообщений. Эксплуатацию и обслуживание железных дорог осущест вляли не только ремонтно-восстановительные поезда НКПС, но и отдельные роты железнодорожных войск. Этот метод работы подтвердил свою жизнес пособность и в годы Великой Отечественной войны. Он не потерял своей актуальности и в современных условиях.

В 1918 г. были созданы и первые 10 автомобильных колонн Красной Ар мии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУП ВОСО и Главное военно-инженерное управление. В октябре 1918 г. в ЦУП ВОСО был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомо бильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы ав томобильной службы. Ремонт автомобильной техники и обеспечение автомо бильным имуществом осуществлял авто отдел Главного военно-инженерного управления. Непрерывно возраставшие задачи автомобильной службы потре бовали создания в ЦУПВОСО отдела военных дорог и тыла с двумя отделе ниями: автоорганизационным и автоэксплуатационным.

Таким образом, в 1918 г. были созданы специальные войска тыла - же лезнодорожные и автомобильные. И хотя их вклад в победу в годы граж данской войны был относительно невелик, они определили свое место в общей системе тылового обеспечения войск.

Большой пространственный размах и маневренный характер боевых дейс твий в гражданскую войну предъявили повышенные требования и к дорожно му обеспечению. В связи с этим уже в ноябре 1918 г. было начато форми рование военно-дорожных отрядов и этапных частей, предназначенных для оборудования и содержания военных дорог. Дорожно-мостовые работы на военных дорогах (фронт - армия) выполняли военно-дорожные отряды, а на войсковых путях подвоза (корпус - дивизия) - саперные части. Руководс тво работами во фронте (армии) осуществляли начальники Военно-инженер ного управления (Военноинженерного отдела), в корпусе (дивизии) - кор пусные (дивизионные) инженеры.

С учетом конкретных условий гражданской войны и опыта русской армии вновь создавались органы управления тылом в оперативном и войсковом звеньях. Так, согласно приказу Реввоенсовета Республики от 26 декабря 1918 г. в состав полевого управления фронта (армии) были введены представители тыла (начальники снабжения, санитарной части и управле ния инспекторов родов войск). Начальники снабжения фронта (армии) под чинялись непосредственно Реввоенсовету фронта (армии), командующему войсками фронта (армии), а по специальным вопросам они выполняли ука

    - 28

зания начальника Центрального управления снабжения Красной Армии (на чальников снабжения фронтов) .

Каждый начальник снабжения фронта (армии) имел в своем подчинении канцелярию и управления (отделы) по видам обеспечения: интендантского, артиллерийского и инженерного, а также части (службы) - автомобильную, санитарную и ветеринарную, полевых казначея и контролера фронта (ар мии).

Канцелярия начальника снабжения фронта (армии) помимо ведения слу жебной переписки осуществляла распределение денежного фонда между пот ребителями, вела у-чет поступления и расхода денежных сумм. Непосредс твенное финансирование войск осуществлял полевой казначей, который следил за финансово-хозяйственной деятельностью частей, учреждений и служб. При этом контрольные функции возлагались ни полевого контролера фронта (армии), работавшего под руководством казначея.

Управления (отделы) являлись распорядительными органами тыла фронта (армии) и вели учет, истребование и распределение материальных средств.

Начальники снабжения фронта (армии) участвовали в планировании обеспечения предстоящих операций и доказывали свои предложения по ор ганизации тылового обеспечения войск. В подготовительный период и в ходе операции они регулярно информировали командующего войсками фронта (армии) об обеспеченности войск и необходимости перемещения частей и учреждений тыла.

Общая методика планирования тылового обеспечения войск в предстоя щей операции была следующей. Исходя из решения командующего войсками фронта (армии) на операцию, начальник снабжения, не раскрывая общего замысла операции, ставил задачи начальникам управлений (отделов), ко торые разрабатызадачи начальникам управлений (отделов), которые разра батывали свои предложения по организации обеспечения войск. На основа нии этих предложений разрабатывались планы обеспечения до службам, ко торые после утверждения командующим служили руководством для работы управлений снабжения тыла фронта (армии) . Начальники управлений снаб жения фронта (армии) давали предварительные указания по своим службам начальникам снабжения армий (дивизий), в которых сообщали им необходи мую информацию.

Следует отметить, что эта методика планирования тылового обеспече ния войск в операции, заимствованная из опыта работы органов управле ния тылом русской армии, полностью оправдала себя в годы гражданской

    - 29

войны. Она давала возможность командующему войсками фронта (армии) принимать решение на предстоящую операцию с учетом возможностей сил и средств тыла. Подобный метод позволял начальнику снабжения видеть опе рацию в перспективе, знать направление главного удара и своевременно сосредоточить на нем основные усилия служб тыла, а штаб фронта (ар мии), зная тыловую обстановку, более действенно влиять на ход опера ции. При этом должностные лица тыла имели достаточно времени для орга низации тылового обеспечения войск.

Важную роль в организации обеспечения ВОЙСК играли начальники уп равлений (отделов) служб фронта (армии). Их обязанности были весьма многогранны, Так, начальник интендантского управления (отдела) ведал обеспечением войск продовольствием, фуражом, вещевым и обозным иму ществом. Он распределял эти материальные средства между армиями (диви зиями) не только с учетом обязательного выделения резерва, но р с уче том их места и роли в предстоящей операции.

Начальник артиллерийского управления (отдела) руководил обеспечени ем войск фронта (армии) как артиллерийскими орудиями, стрелковым воо ружением, боеприпасами, так и средствами химической защиты, освети тельными материалами и припасами. Заявки на необходимое имущество он подавал в Главное артиллерийское управление (артиллерийское управление фронта) и поддерживал постоянную связь с инспектором артиллерии фронта (армии).

Начальник инженерного управления (отдела) руководил обеспечением войск всеми видами инженерного имущества. Начальник автомобильной час ти (службы) фронта (армии) отвечал за обеспечение войск автомобилями и автомобильным имуществом. 3аявки на инженерное, автомобильное имущест во, включая и горючее, начальники этих служб подавали в Главное воен но-инженерное управление (военно-инженерное управление фронта). Начальник военных сообщений фронта (армии) руководил не только во инскими перевозками, но также эксплуатацией, ремонтом и восстановлени ем железнодорожных, водных и шоссейных коммуникаций фронта (армии), кроме того, почтовотелеграфной службой.

Начальник санитарной части фронта (армии) решал вопросы медицинско го обеспечения войск и руководил санитарной и эвакуационной службами как во фронтовом, так и в армейском (войсковом) тылу.

Рассмотренная структура и предназначение основных органов управле ния тылом фронта и армии показывают, что уже с первых шагов создания Красной Армии управление тылом являлось составной частью управления

    - 30

войсками. Принятая структура позволяла эффективно использовать в опе ративном тылу такие важнейшие принципы, как единоначалие и централиза ция управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач, оперативно и гибко реагировать на изменения обстановки.

В войсковом тылу (дивизии, бригаде) вопросами организации тылового обеспечения занимался начальник снабжения, а в полку - заведующий хо зяйством, которые подчинялись начальнику (командиру) дивизии (бригады, полка) .

Для тылового обеспечения войск в действующей армии предусматрива лось иметь фронтовые, армейские и дивизионные базы с запасами матери альных средств. Состав баз был различным и зависел от многих факторов: роли, места и состава фронта (армии, дивизии), решаемых задач; эконо мического состояния театра военных действий, наличия на нем местных ресурсов; наличия и состояния транспортных средств и коммуникаций в полосе фронта (армии) и др.

В состав фронтовой базы, как правило, входили склады по видам мате риальных средств, транспортные части, санитарные и ветеринарные учреж дения, хлебопекарни, мастерские, авиационные парки, части зтап но-транспортной службы, железнодорожные и другие части и учреждения. Для ремонта некоторых видов имущества, например инженерного, базы име ли поездамастерские. Медицинские учреждения во фронтовой базе кроме складов были представлены госпиталями и лазаретами.

Армейская база имела примерно такую же структуру, как и фронтовая. Размещение органов тыла оперативного и войскового звеньев при под готовке и в ходе проведения операций определялось наличием и состояни ем путей сообщения, необходимостью эшелонирования по глубине запасов материальных средств, а также возможностями использования местных ре сурсов в интересах войск фронта.

Исходя из этого кождому фронту (армии, дивизии) назначался тыловой район, глубина которого в зависимости от местных условии могла дости гать: фронтового - 500 км и более, армейского - от 100 до 200 км и войскового - до 70 км. Общая глубина тылового района во фронте состав ляла 700 км и более.

В целях приближения запасов материальных средств к войскам для на иболее полного и своевременного их обеспечения фронтовые (армейские, дивизионные) базы располагались, как правило, вдоль коммуникаций, что соответствовало принципу создания и эшелонирования группировок тыла по

    - 31
    всей глубине тыловых районов.

У тыловой границы фронта (армии), как правило, на крупном железнодо рожном узле размещалась основная фронтовая (армейская) база. Она сос тавляла тыловой эшелон с запасами материальных средств и поэтому назы валась тыловой базой. Ближе к армейскому тыловому району располагалась фронтовая передовая база, которая при благоприятных условиях могла размещаться и в армейском тыловом районе.

В ходе операции фронтовая передовая база могла выдвинуть в войсковой тыловой район как головные, так и передовые склады с запасами основных видов материальных средств (боеприпасов, стрелкового вооружения и про довольствия), а при необходимости и склад вещевого имущества. В свою очередь головные склады армий имели возможность в подгвтови тельный период или в ходе операции выдвигать на головные железнодорож ные станции свои отделения с запасами материальных средств и даже рас полагать их на грунте (в отрыве от железных дорог) .

На важнейших направлениях предусматривалось содержание повышенных запасов материальных средств. Это позволяло обеспечивать войска во время перерывов в подвозе и придавало им определенную автономность. Так, в соответствии с существующими положениями повышенные запасы во фронтовых базах должны были обеспечивать 2-месячную потребность войск фронта, а в армии - 7-суточную потребность. В дивизии должно было со держаться до 3 боекомплектов боеприпасов, до 9 сутодач продовольствия и до 6 сутодач фуража. Однако в связи с тяжелым экономическим положе нием запасы материальных средств к началу операции создавались значи тельно ниже этих норм.

Для экстренной подачи материальных средств в войска на базах содер жались резервы боеприпасов и продовольствия в железнодорожных вагонах. Резерв продовольствия назывался продовольственным маршрутом. Размеры резервов были весьма различными и полностью зависели от наличия мате риальных средств, интенсивности, напряженности боевых действий и дру гих условий.

Тыловое обеспечение частей и учреждений войскового звена осущест влялось по тем же принципам, что и оперативного. Однако войсковой тыл в то время был весьма громоздким и малоподвижным, что не соответство вало маневренному характеру боевых действий в гражданской войне. Так, в стрелковой дивизии имелось: четыре склада (артиллерийский, ружей но-пулеметный, продовольственный и вещевой), три полевых подвижных госпиталя, три санитарных отряда (перевязочный, санитарно-гигиеничес

    - 32

кий и эпидемиологический), ветеринарный лазарет, три парка (артилле рийский, ружейно-пулеметный и инженерный), четыре транспорта (артилле рийский, ружейно-пулеметный, продовольственный и военно-санитарный), полевая подвижная хлебопекарня и гурт скота.

В войсковом тыловом районе в ходе наступления подразделения тыла полка размещались, как правило, на удалении 12 - 15 км, части тыла бригад - 35 - 40 км и дивизионные части и учреждения - 60 - 70 км от линии фронта.

Подвоз материальных средств во фронте и армии, как и в первую миро вую войну, осуществлялся в основном по принципу . Однако при подаче материальных средств от конечных выгрузочных станций до дивизи онных складов применялся комбинированный способ: по железной дороге (, а но грунтовым путям подвоза - . В звене же диви зия - полк подвоз осуществлялся преимущественно "на себя", и лишь в случае подачи материальных средств на дивизионные склады железнодорож ным транспортом бригады и полки усиливались дивизионными транспортными средствами.

При организации подвоза материальных средств, особенно в войсковом тылу, широко использовался опыт русской армии, но не всегда достаточно полно учитывался динамичный характер гражданской войны, что отрица тельно сказывалось на обеспечении войск. Это определялось прежде всего слабой подготовкой специалистов тыла к работе в новых условиях. Таким образом, в годы гражданской войны в самом начале становления тыла Красной Армии складываются принципы максимального приближения за пасов материальных средств к войскам и автономности обеспечения в ты ловом отношении соединений и частей.

Определенный интерес представляет опыт организации медицинского обеспечения в первые месяцы гражданской войны. 3наменательным было то, что впервые в истории отечественной военной медицины медицинской служ бе Красной Армии передается все эвакуационное дело. В связи с этим 4 июня 1918 г. Главное военно-санитарное управление (ГВСУ) пополнилось эвакуационным отделом, ранее входившим в состав Военно-санитарного уп равления Высшего военного совета. В сентябре 1918 г. при ГВСУ создает ся также Главное эвакуационное совещание, включавшее представителей различных организаций, участвующих в эвакуации раненых и больных. В июле 1918 г. постановлением Советского правительства был учрежден Народный комиссариат здравоохранения (НК3) РСФСР, в состав которого 29 августа этого года включается переформированное ГВСУ на правах самос

    - 33

тоятельного военносанитарного отдела. Начальник ГВСУ являлся замести телем народного комиссара здравоохранения.

Медицинская служба армейского и фронтового звеньев впервые стала организационно оформляться на Восточном фронте. Так, уже в июле 1918 г. Революционный военный совет этого фронта утвердил временный штат Главного полевого санитарного отдела. При штабе каждой армии в соот ветствии с этим же решением создается санитарный отдел. В октябре 1918 г. приказом РВС Республики впервые устанавливается единый для всех фронтов штат санитарной части. В отличие от ранее установившейся прак тики начальник санитарной части был подчинен не командующему, а на чальнику снабжения фронта. Приказом ГВСУ от 5 февраля 1919 г. все ар мейские, а также головные, вспомогательные и местные звакопункты с приданными и приписанными к ним лечебными учреждениями и санитарными поездами передаются в полное распоряжение управления санитарной части фронта.

С созданием регулярной Красной Армии вводятся единые штаты меди цинских формирований. Первый такой штат был объявлен РВС Республики приказом от 13 ноября 1918 г. В соответствии с ним полагалось иметь: в полку - перевязочный отряд, в стрелковой бригаде - перевязочный отряд с дезинфекционным отрядом и военно-санитарный транспорт, в дивизии три полевых подвижных госпиталя (ППГ) каждый на 210 коек, санитар но-гигиеничсский, эпидемический отряды и военно-санитарный транспорт. Несколько ранее приказом РВС Республики в феврале 1918 г. вводится штат армейского санитарно-автомобильного отряда. Однако все эти под разделения и учреждения были громоздкими и для их укомплектования не имелось достаточного количества медицинского персонала и транспорта. В то же время высокоманевренный характер боевых действий потребовал повышения мобильности медицинских формирований. В связи с этим на Вос точном фронте стали создаваться, а впоследствии нашли широкое примене ние летучие санитарные отряды, рассчитанные на оказание медицинской помощи до 1ОО0 раненым и больным. После оказания медицинской помощи в этих отрядах дальнейшая эвакуация осуществлялась на головную железно дорожную станцию. 3десь раненые и больные передавались медицинскому персоналу санитарного поезда, выполнявшему одновременно функции диви зионного перевязочного отряда и лазарета. По мере загрузки санитарного поезда его направляли на соответствующий эвакопункт, заменяя другим. Корпуса и армии имели по два и более санитарных отрядов и столько же санитарных поездов. Что же касалось медицинской службы войскового зве

    - 34

на, то ее эвакуационные подразделения формировались по упрощенным шта там, действовавшим в годы первой мировой войны, с учетом местных осо бенностей и фактических возможностей.

В целях упорядочения эвакуации раненых и больных по железным доро гам 1 июля 1918 г. Наркомом по военным делам издается приказ, в соот ветствии с которым все военно-санитарные поезда должны были состоять в административно-хозяйственном отношении в ведении Управления военыых сообщений при Высшем военном совете и начальника военных сообщений Всероссийского Главного штаба, а в медицинском отношении - в ведении ГВСУ. На основании этого при Управлении военных сообщений Высшего во енного совета учреждается Главное эвакуационное бюро. Такие же бюро создаются при управлениях военных сообщений армий, на флотах, в воен ных округах и при всех эвакуационных пунктах. В июле и августе 1918 г. вводятся в действие Положение о военно-санитарных поездах и Временный штат военно-санитарного поезда.

Важным событием явилось постановление СНК от 30 мая 1918 г. "О признании Женевских и других международных конвенций, касающихся Об щества Красного Креста". В соответствии с этим постановлением в октяб ре были отданы приказы РВС Республики и ГВСУ об обязательном использо вании медицинской службой всех звеньев флагов и нарукавников с изобра жением красного креста.

Принципы медицинского обеспечения Красной Армии, базирующиеся на приближении хирургической помощи к полю боя, а также на этапном лече нии раненых и больных, определялись разработанными в 1918 г. Временной инструкцией учреждениям, ведающим эвакуацией раненых, больных, инвали дов и военнопленных, Временной инструкцией по звакуации больных и ра неных от боевой линии дивизии до головного эвакуационного пункта и Инструкцией начальникам эвакуационных пунктов.

В организации противоэпидемического обеспечения войск в условиях развития эпидемий инфекционных болезней важную роль играли чрезвычай ные военно-санитарные комиссии РВС Республики и НКЗ, фронтов и армий. Они обладали широкими полномочиями и свою работу строили в соответс твии с декретом СНК от 28 января 1919 г. , подписанным В. И. Лениным.

Для упорядочения и улучшения обеспечения медикаментами войск и ле чебных учреждений большое значение имело также образование при ГВСУ в конце июня 1918 г. фармацевтической коллегии, просущсствовавшей до се редины октября того же года.

    - 35

Таким образом, структура тыла в зтот период была приведена в соот ветствие с маневренным характером войны и позволяла решать сложные за дачи тылового обеспечения войск в тяжелых экономических и военно-поли тических условиях. Были разработаны такие принципы тылового обеспече ния, как централизация в управлении тылом; сосредоточение усилий тыла на тех фронтах, где решались главные задачи; осуществление в необходи мых случаях маневра силами и средствами тыла; создание повышенных за пасов материальных средств, их эшелонирование по всей глубине тыловой полосы фронта; наличие подвижного резерва для решения внезапно возни кающих задач; повышение подвижности органов тыла. Все эти принципы бы ли не только воплощены в практику тылового обеспечения Красной Армии, но и получили свое логическое развитие на основе глубокого анализа сложных условий гражданской войны.

    3. Тыловое обеспечение Рабоче-Крестьянского
    Красного Воздушного Флота
    и Рабоче-Крестьянского Красного Флота

Первые месяцы гражданской войны показали, что существующая орга низационная структура авиационных отрядов не соответствует новым усло виям. Она не позволяла достаточно эффективно использовать принципы централизованного управления и массирования сил и средств на направле ниях главных ударов. Поэтому истребительные авиационные отряды были объединены в авиационные группы, а группы - в авиационные дивизионы. Вместе с тем продолжали фуннционировать и отдельные разведывательные отряды. Авиационные отряды, входившие в авиагруппы и дивизионы, были самостоятельными в тыловом отношении формированиями. В то же время авиагруппы своего тыла не имели. В авиационных дивизионах по штату имелись всего одна авиационная мастерская в составе 8 специалистов и одого автомобиля-мастерской и одна автоцистерна для подвоза горючего. Были предприняты определенные меры по совершенствованию организа ционной структуры и органов управления Воздушного Флота. Так, Всерос сийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики была пере формирована в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздуш ного Флота (Главвоздухофлот), на которое помимо задач по подготовке кадров и формированию авиационных частей возлагались задачи по заго

    - 36

товке материальных средств авиационной номенклатуры, обеспечению ими авиационных отрядов и ремонту самолетов и моторов. В распоряжении Главвоздухофлота находился центральный парк-склад авиационного и воз духоплавательного имущества.

Для объединения усилий авиационных частей и руководства их боевыми действиями в сентябре 1918 г. создается Полевое управление авиации и воздухоплавания. Основной задачей этого управления было руководство боевым использованием авиации при подготовке и ведении операций. По вопросам тылового обеспечения деятельность управления ограничивалась истребованием материальных средств от Главвоздухофлота. Однако в связи с тем что объем решаемых задач по тыловому обеспечению был значитель ным и требовал подготовленных специалистов, в штат Полевого управления вскоре было введено отделение снабжения, на которое возлагались истре бование и контроль за обеспеченностью авиационных частей действующей армии материальными средствами. 3а Главвоздухофлотом остались только функции заготовки и отправки материальных средств авиационной номенк латуры в отряды действующей армии.

Во фронтах и армиях были созданы полевые улравления авиацией с под чинением их штабам фронтов и армий. Каждому фронту придавался авиаци онный парк, который служил основной базой обеспечения и ремонта авиа ции фронта. Парк мог заготовлять (закупать) и изготавливать своими си лами некоторые запасные авиационные части. Обеспечение армейских авиа ционных отрядов производилось придаваемыми армиям авиационными поезда ми-мастерскими. Каждый авиационный поездмастерская состоял из 25 - 30 железнодорожных вагонов. Они обеспечивали авиационные отряды матери альными средствами и производили ремонт самолетов и моторов. Основными источниками материального обеспечения Воздушного Флота являлись запасы материальных средств, созданные заблаговременно во фронтовых и армейских базах, в центральных авиационных парках-складах и поездах-мастерских. Пополнение авиационных отрядов самолетами и мо торами, кроме того, осуществлялось из ремонтных органов авиационного тыла. Каждый самолет, как правило, подвергался нескольким капитальным и многочисленным полевым ремонтам.

Большое внимание уделялось созданию запасов материальных средств в авиационных частях и обслуживающих их мастерских ц парках. Сложная транспортная обстановка и частые нарушения подвоза вынуждали содержать повышенные запасы материальных средств во всех звеньях авиационного тыла. Так, например, во фронтовых авиационных парках запасы материал

    - 37

ных средств предусматривалось содержать в размере до 2-месячной пот ребности, в авиационных поездах-мастерских - на 7 суток и более. Но вследствие недостатка необходимых запасов в стране эти нормы зачастую не выдерживались.

Таким образом, в 1918 - 1919 гг. вместе с организационной перест ройкой Воздушного Флота совершенствовался и его тыл. В этот период за рождаются новые принципы тылового обеспечения, одним из которых явля ется принцип наиболее рационального зшелонирования запасов материаль ных средств. Однако принципы организации подвоза, инженерно-аэродром ного и аэродром. но-технического обеспечения, а также охраны и обороны авиационного тыла еще не были в достаточной мере изучены и определены. Боевые действия флотов в ходе гражданской войны не приобрели широ кого размаха. Они ограничивались лишь действиями военных речных и озерных флотилий. Однако роль и значение РККФ в защите социалистичес кого Отечества настоятельно требовали совершенствования его органов управления и системы тылового обеспечения. Так, в связи с образованием РВС Республики его решением от 13 декабря 1918 г. коллегия Наркомата по морским делам была упразднена, а в составе РВС Республики был соз дан Морской отдел. Этому отделу были переданы права и обязанности уп раздненной коллегии Наркомата. Теперь все важные решения по тыловому обеспечению, включая штатные вопросы, принимались РВС Республики или его Морским отделом, а на действующих флотах и флотилиях - Главноко мандующим всеми Вооруженными Силами Республики через Полевой штаб. Для тылового обеспечеиия речных, озерных и морских флотилий, на чавших формирование уже весной 1918 г. , создавались базы (базы снабже ния), а затем военные порты. Однако первые штаты их были очень мало численные. Так, в штате Чудской озерной флотилии в апреле 1918 г. пре дусматривались должности: помощника начальника флотилии (он же началь ник базы), врача, лекарского помощника, санитара, пяти шоферов, кока, двух хдебопеков и шхипера. На Волжской флотилии, где боевые дей ствия развернулись на большом протяжении, были созданы Нижегородский военный порт, базы в Казани, Саратове, а также использовались порты Вольск, Свияжск, Сарапул и др.

Обеспечение флотилий осуществлялось с флотских центральных скла дов, которые располагались в Петрограде и а ряде городов на Волге. Крупным резервом центра стал Кронштадтских военный порт.

Продовольственное и вещевое обеспечение осуществлялось на артель ных, коммерческих основаниях, В мае 1918 г. продовольственная секция

    - 38

совета комиссаров Балтийского флота была преобразована в продотдел. В его обязанности вход: распределение продовольствия между скдадами, ор ганизация его хранения, заготовка продуктов, обеспечение транспортными средствами для подвоза продовольствия, а также истребование нарядов и планов от частей.

В сентябре 1918 г. флот перешел на кооперативное снабжение продо вольствием и обмундированием. Было создано Центральное управление морских кооперативов моряков, подчиненное Главморхозу, а в военных портах - районные кооперативы. В связи с этим были ликвидированы веще вая и продовольственная части в Главморхозе, продотдел Балтийского флота и другие продорганы. Обеспечение личного состава флота на коопе ративных началах представляло собой поиск новых способов обеспечения продовольствием в условиях недостаточных его фондов.

Общее руководство тылом на флоте (флотилии) с декабря 1918 г. осу ществляли Реввоенсоветы; оперативные вопросы организации и работы тыла решались в штабе флота (флотилии), на волжской флотилии - в управлении снабжения. Непосредственными исполнителями тылового обеспечения оста вались военный порт и базы (маневренная база, база снабжения), возг лавляемые командирами (начальниками).

    ТЫЛ РЕГУЛЯРНОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
    В ПЕРИОД С ФЕВРАЛЯ 1919 г. ПО ДЕКАБРЬ 1920 г.
    1. Экономические условия обеспечения армии в флота

По своему содержанию и достигнутым военно-политическим результатам рассматриваемый период являлся наиболее сложным и решающим в ходе всей гражданской войны. В этот период Красная Армия одержала крупные победы над силами интервенции и контрреволюции, приобрела опыт, сыгравший важную роль в последующем развитии советского военного искусства. Вместе с тем этот период характерен дальнейшим осложнением экономичес кого положения страны и, как следствие, тылового обеспечения войск (сил) в создавшихся условиях. Особенно тяжелым для Советской России оказался 1919 год. Вооруженная борьба развернулась одновременно на шести фронтах, протяженность которых достигала 8 тыс. км. Экономичес кая блокада исключала поступление машин и оборудования для промышлен ности из Европы и Соединенных Штатов Америки. Важнейшие предприятия

    - 39

тяжелой и легкой промышленности центральных районов страны были отре заны от источников нефти, угля, металла, хлопка. "Наша страна, - писал В. И. Ленин в феврале 1919 г. , - разорена четырехлетней преступной войной капиталистов больше, чем другие страны. Везде разруха и расс тройство, нет товаров, в городах и в неземледельческих губерниях страшный, мучительный голод".

Величайшие лишения, выпавшие на долю пролетариата, повлекли за со бой отлив части рабочих в деревню или же на кустарные предприятия, ко торые в большинстве случаев обслуживали ("черный рынок". Между тем действовавшие фабрики и заводы испытывали нехватку рабочих, особенно опытных специалистов. В Москве, например, спрос на рабочую силу превы шал предложение в июле 1920 г. на 28, 3 процента, а в сентябре этого года - уже на 87 процентов.

Одним из средств борьбы против распыления кадров рабочего класса являлся перевод на военное положение важнейших предприятий и даже от дельных отраслей промышленности. Рабочие и служащие таких предприятий не могли самовольно покинуть работу, так как уход приравнивался к де зертирству и за него грозило суровое наказание по законам военного времени. Такая крайняя мера была вынужденной и вызывалась исключитель но тяжелыми условиями войны, голодом и разрухой.

Одной из главных задач промышленности в этот период было обеспе чение материальными средствами войск действующих фронтов. "Больше все го нуждается наша армия в снабжении: в одежде, обуви, оружии, снаря дах. В разоренной стране приходится употреблять громадные усилия, что бы покрывать эту потребность армии.... " - писал Ленин в июле 1919 г. Решение проблемы обеспечения войск (сил) партия видела прежде всего в наиболее полном и целесообразном использовании материальных ресурсов, выделяемых фронту.

Большую роль в решении этой задачи сыграло постановление ВЦИК от 9 июля 1919 г. , которым учреждалась должность Чрезвычайного уполномо ченного Совета Обороны по снабжению армии и флота (Чусоснабарм), кото рый являлся одновременно и членом РВС Республики. Он осуществлял руко водство Центральным управлением снабжения со всеми подчиненными ему органами. Ему подчинялись также все органы снабжения Народного комис сариата по военным и морским делам - центральные, местные и в действу ющей армии. Постановлением Совета Обороны от 30 июля 1919 г. должности Чусоснабарма были учреждены во фронтах и армиях.

Чусоснабарм имел право назначения, смещения, предания суду долж

    - 40

ностных лиц, занимавшихся обеспечением армии. Командованию не разреша лось давать ему указаний по распределению материальных средств. Однако наделение Чусоснабарма такими полномочиями вело к параллелизму в рабо те органов снабжения, усложняло структуру обеспечения и создавало поч ву для отрыва планов командования от планов материального обеспечения войск. Обладая практически неограниченной властью, Чусоснабарм в то же время фактически был лишен партийного контроля. Поэтому решением По литбюро ЦК РКП (б) от 11 октября 1919 г. для партийного руководства Чусоснабармом при нем была создана коллегия (на правах партийного ко митета).

Одновременно с улучшением использования материальных ресурсов партия принимала меры по объединению усилий военной промышленности. Для решения этой задачи 12 сентября 1919 г. приказом Чусоснабарма был учрежден Совет военной промышленности (Промвоенсовет), подчиненный Со вету Обороны. Он объединял деятельность крупнейших оборонных предприя тий, распределял военные заказы, осуществлял технический контроль за их выполнением, контролировал снабжение оборонных заводов сырьем, топ ливом, оборудованием и рабочей силой. Проведенные мероприятия позволи ли Совету Обороны сосредоточить руководство производством вооружения, боеприпасов и снаряжения в одном органе. Таким образом, были заложены основы будущей оборонной промышленности - фундамента стратегического тыла.

Однако улучшение работы военной промышленности, передача ее продук ции в центральные довольствующие управления были сопряжены с большими трудностями, прежде всего в транспортном обеспечении. Протяженность действующих железнодорожных линий с 65 тыс. км в 1913 г. сократилась до 29, 5 тыс. км в 1919 г. , из которых лишь 16, 5 тыс. км не были под вержены сильным разрушениям '. На железных дорогах не хватало подвиж ного состава. В начале 1919 г. только половина имевшихся паровозов бы ла годна для эксплуатации. К концу 1920 г. производство паровозов сок ратилось до 14, 8 процента, а вагонов - до 4, 2 процента от уровня 1913 г. Такая обстановка ставила в тяжелое положение войска фронтов. Так, Западному фронту летом 1920 г. требовалось 172 паровоза, а ему было выделено лишь 32 '. В результате тыл фронта не смог обеспечить войска, проводившие операцию на Висле.

Резко сократился автомобильный парк. Накануне Октября 1917 г. в стране имелось около 40 тыс. автомобилей, в конце 1920 г. осталось только 7 тыс. На 1 июня 1919 г. в Красной Армии имелось всего 919 гру

    - 41
    зовых автомашин.

Сеть речных путей, годных для судоходства, сократилась с 64 тыс. км в 1913 г. до 25, 6 тыс. км в 1919 г. Убыль судов и() Волжской системе достигала 40 процентов, по Мариинской - 39 и по Северной - 50 процен тов. Велики были потери и на морском транспорте. К концу 1920 г. на Черном море осталось лить э процентов прежнего тоннажа, на Балтийском - 10 и на Белом - 54 процента 4. Снижение транспортных возможностей не могло не сказаться в целом на организации тылового обеспечения войск действующих фронтов.

В этот период в стране еще более обострилась борьба за хлеб. Чтобы обеспечить рабочий класс и армию продовольствием, Советское правитель ство вынуждено было пойти на крайнюю меру - установить продовольствен ную разверстку. Введенная во второй половине 1918 г. , она вначале распространялась лишь на хлеб и зернофураж, но к концу 1920 г. охвати ла почти все сельскохозяйственные продукты. Государственные заготовки хлеба непрерывно увеличивались.

Важную роль в обеспечении армии продовольствием играли фронтовые особые продовольственные комиссии (опродкомы) . По их нарядам воен но-продовольственные органы самостоятельно производили заготовку про довольствия и фуража в прифронтовой зоне. В 1919 - 1920 гг. силами этих органов было заготовлено зерна 16, 8, мяса (рыбы) и жиров 7, 8, овощей 3, 8 млн. пудов. Самозаготовки продовольствия оказывали большую помощь обеспечении армии. Например, войска Кавказского фронта с октяб ря 1919 г. по март 1920 г. обеспечивались за счет заготовок: мукой на 80, крупой - на 70, мясом и рыбой - на 90, фуражом - на 90 процен тов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.