РУБРИКИ

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих - (диплом)

p>Поскольку наше задание ориентировало детей на использование в своих предложениях имён прилагательных, их количество несколько больше, чем в других работах этих же учащихся. Однако мы отметили, что дети испытывают затруднения, включая прилагательные в свои высказывания, т. к. их словарь содержит весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки предметов. Таким образом, нами получены данные об уровне владения речью слабослышащих детей и о характере грамматического строя их речи.

Наиболее характерными особенностями грамматического строя слабослышащих являются:

отсутствие в предложении некоторых членов предложения или служебных слов; смешение родовых и падежных окончаний имён существительных; нарушение законов согласования и управления;

    ошибки в употреблении предлогов.

2. 2. Характеристика умений определять число и род имен существительных слабослышащими учащимися 2 и 3 классов.

Для исследования умения определять число имени существительного мы предложили детям три задания.

С учащимися каждого класса мы провели игру "Зоопарк", атрибутами которой были мелкие и крупные фигурки животных (лиса, заяц, медведь, тигр, жираф и т. д. ). Количество игрушек колебалось от одной до пяти. В атрибуты входили также карточки с названиями животных с выделенными окончаниями:

    лиса
    лисы
    и
    ы
    и карточки только с окончаниями множественного числа:

Сначала детям предлагалось назвать животных с опорой на карточку (показывался один предмет и группа однородных предметов). Внимание детей обращалось на изменение окончания слова при изменении количества предметов. Во 2 классе дети оперировали понятиями "один" и "много", в 3 классе дети использовали терминологию "единственное число" и "множественное число".

Затем выборочно нескольким детям мы предложили провести экскурсию по зоопарку. "Экскурсоводу" нужно было назвать всех представленных животных без опоры на табличку. Более слабые дети могли использовать карточки с окончаниями множественного числа.

Во втором задании мы дали детям короткий текст, из которого им нужно было выписать подчеркнутые слова и изменить их число так, чтобы стало "много" или "один" - во 2 классе, в 3 классе дети определяли число выписанных имен существительных и изменяли его.

    ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА:

"Волк, лиса, заяц, медведь - дикие животные. Они живут в лесу. Коровы, козы, собаки, кошки - это домашние животные. Они живут рядом с человеком. "

В третьем задании детям предлагался текст, в котором детям требовалось дописать окончания слов, опираясь на контекст.

Результаты анализа полученных ответов представлены в таблице №4.

Таблица 4: Определение числа имен существительных слабослышащими учащимися №

    Задания
    п/п
    Характер выполнения задания
    называние игрушек
    изменение окончаний
    дописывание окончаний
    2 кл
    3 кл
    2кл
    3кл
    2кл
    3кл
    1

Правильно определили число существительных и обосновали свой выбор 20%

    50%
    30%
    50%
    20%
    60%
    2

Правильно определили число существительных, но не обосновали свой ответ. 60%

    40%
    40%
    40%
    50%
    30%
    3
    Не определили число существительных
    20%
    10%
    30%
    10%
    30%
    10%

Как видно из таблицы, с первым заданием большинство детей справилось хорошо и затруднения возникали только при обосновании их ответов.

При проведении второго задания, когда мы спросили учащихся 2 класса, почему они изменили окончания слов, только двое смогли объяснить, что "волк" - один, окончания нет (нулевое), а "волки" - много, окончание И. Остальные дети не смогли дать логичного ответа, хотя задание было выполнено правильно у 40% учащихся.

В 3 классе половина детей сумела дать связное объяснение зависимости окончания имени существительного от его числа. Объяснения других детей звучали неуверенно и были грамматически неграмотны.

В третьем задании работу выполнили правильно 70% учащихся 2 класса, но только 20% смогли обосновать свой выбор. Трое учащихся с заданием не справились. В 3 классе задание выполнило большинство учащихся. Они дали определение числа ("один, мало - единственное число, много - множественное число") и объяснили изменение окончания имени существительного в зависимости от его числа. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин, таких как: недостаточная сформированность навыка,

забывание усвоенных знаний из-за малой практики речевого общения, недостаточное развитие словесно-логического мышления, что затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий.

Другой значимой для нашего исследования характеристикой умений детей было определение учащимися рода имен существительных.

Принадлежность имени существительного к тому или иному роду определяется особенностями основы и окончания слова и проявляется синтаксически в определенной форме прилагательного или глагола, в определенных отношениях сочетающихся с данными существительными.

Изучение того, как слабослышащие учащиеся начальных классов различают морфологические признаки рода имени существительного и пользуются ими, входит в содержание нашего исследования.

Проводимая работа строилась на материале, соответствующем уровню развития детей. В своих заданиях мы исходили из уже полученных детьми сведений о родовых окончаниях имен существительных.

    Исследование включало в себя два задания.

В первом задании учащимся было предложено распределить данные имена существительные по родам. Во 2 классе род существительных был условно изображен на карточках на доске. В 3 классе не доске были прикреплены карточки с общепринятым обозначением рода имени существительного:

    2 класс:
    он
    она
    оно
    3 класс:
    СР. Р.
    М. Р.
    Ж. Р.

Детям нужно было из 15-ти слов выбрать и распределить в три столбика имена существительные мужского, женского и среднего рода, объяснить, почему они выбрали это слово и подчеркнуть окончание.

Во втором задании детям был предложен текст "Весна". Учащимся нужно было самостоятельно дополнить предложение именем существительным определенного рода и подходящим по контексту. Учащимся 2 класса в конце предложения вместо слова требовалось нарисовать картинку. Учащимися 3 класса было нужно написать слово и определить род .

    ТЕКСТ: Весна.

Ярко светит ...... На лесной полянке растаял ...... Появилась первая зеленая .... Результаты анализа работ учащихся представлены в таблице №5.

Таблица 5: Определение рода имен существительных слабослышащими учащимися. №

    Задания
    п/п
    Характеристика
    выполнения задания
    Игра
    "определи род"
    Определение рода существительных по контексту
    2 кл
    3кл
    2кл
    3кл
    1

Правильно определили род существительных и обосновали свой ответ 30%

    70%
    20%
    50%
    2

Правильно определили род существительных но не обосновали свой ответ 50%

    20%
    50%
    40%
    3
    Не определили род имён существительных
    20%
    20%
    30%
    40%

С первым заданием большинство учащихся 2 и 3 классов справилось без каких-либо затруднений, но только 30% учащихся связно и логично обосновали свой ответ. Другие дети старались объяснить свои действия, но их объяснения были несвязными и грамматически не оформленными.

При выполнении второго задания дети показали неплохое знание изученного материала, однако при объяснении выполненных действий у них возникали затруднения.

Анализ работ, выполненных учащимися 2 и 3 классов, позволил определить не только характерные особенности грамматического строя их речи, но и дать характеристику их умений и навыков в согласовании имен прилагательных с именами существительными, и в определении рода и числа имен существительных. Для дальнейшего формирования и закрепления у детей обобщенных представлений об именах существительных и прилагательных как частях речи необходимо проведение определенной практической работы в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи (на уроках закрепления изученного материала).

В главе 3 нами будет рассмотрен опыт работы по практическому формированию навыка построения предложений по 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих.

Глава 3. Изучение опыта работы по использованию тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

3. 1. Изучение содержания работы по формированию грамматического строя речи. Анализ учебных программ и учебников русского языка.

Содержание практической работы по формированию грамматического строя речи определено "Программой специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей".

По объему предлагаемого материала учебная программа по русскому языку для 1 и 2 отделения школы слабослышащих соответствует содержанию учебного курса начальной массовой общеобразовательной школы. Основным отличием программы для школы слабослышащих является ее коррекционная направленность, обеспечение формирования практических речевых навыков и развития слухового восприятия учащихся.

Задачами курса русского языка в программе школы слабослышащих являются: преодоление речевого недоразвития учащихся,

    практическое овладение речевыми навыками,

практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи и т. д.

Таким образом, начальный курс русского языка в школе слабослышащих охватывает все стороны речевого развития учащихся.

Программа курса русского языка включает в себя несколько разделов: обучение грамоте

    чтение
    развитие речи
    формирование грамматического строя речи
    грамматика и правописание.

Эти разделы можно объединить в две группы: коррекционные и общеобразовательные. К группе коррекционных разделов относятся "Развитие речи" и "Формирование грамматического строя речи". Общеобразовательными разделами являются "Обучение грамоте", "Чтение", "Грамматика и правописание".

Предметы коррекционной группы по срокам обучения и объему материала занимают наибольшее место в программе для 2 отделения. Программное содержание этих предметов не соотносится с программами массовой школы.

Предметы общеобразовательного цикла, изучаемые одновременно с коррекционными предметами, по своему содержанию в основном соответствуют программе массовой школы и отличаются от нее лишь сроками изучения.

Задачи и тематическое содержание каждого раздела подробно раскрывается в учебной программе. Материал разделов распределен по годам обучения, в каждом из которых выделяются конкретные задачи и темы для каждой учебной четверти. В связи с предметом нашего исследования мы подробно рассмотрим раздел программы "Формирование грамматического строя речи", сравним задачи этого раздела в 1 и 2 отделениях.

Учащиеся 1 отделения в основном владеют связной речью, но в силу своих слуховых особенностей допускают нарушения в грамматическом оформлении предложений. Поэтому задачей раздела "Формирование грамматического строя речи" является накопление и уточнение словарного запаса, практическое формирование навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.

Учебный материал, усвоенный на уроках формирования грамматического строя речи, учащиеся должны уметь практически использовать в своей повседневной учебной и бытовой речевой деятельности.

Учащиеся 2 отделения почти не владеют связной речью. Степень снижения слуха не позволяет им самостоятельно овладевать грамматической структурой языка. Поэтому главной задачей раздела "Формирование грамматического строя речи" во 2 отделении является практическое овладение языковыми грамматическими закономерностями и использование их в связной речи. Эта задача последовательно решается на трех уровнях:

понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения, употребление их в связной речи,

    систематизация (обобщение) языковых фактов.

Таким образом, в процессе обучения у учащихся постепенно формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей.

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны автоматизироваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

Сроки овладения грамматическим строем речи соответствуют этапам обучения и решаемым задачам на каждом конкретном этапе (см. Таблицу 6).

    Таблица 6: Этапы формирования грамматического строя речи:
    Этапы
    Задачи обучения
    Классы
    1
    Овладение отдельными грамматическими закономерностями
    1-3
    2
    Систематизация основных грамматических закономерностей
    4-5

На первом этапе обучения программа раздела "Формирование грамматического строя речи" включает в себя 17 основных тем, распределенных по годам обучения и четвертям каждого учебного года.

Расположение всех основных тем в учебной программе строится на базе первой изучаемой детьми темы "Понятие о предмете и действии и его выражение в языке" (1 класс, 2 четверть). Вся система изучаемых в дальнейшем понятий опирается на знания, полученные учащимися при изучении этой темы. Вся система понятий планируется таким образом, что основой каждого последующего понятия является предыдущее, уже осмысленное и усвоенное учащимися понятие. Результатом такого планирования является последовательное усложнение и расширение изучаемого материала. Эту последовательность К. Г. Коровин наглядно отразил в схеме:

    СХЕМА 1
    Кто? Что делает?
    Что? Что делает?
    Понятие о предмете
    и действии
    Что? (Кого? )
    Кто? Что делает?
    Понятие
    о переходности
    действия на предмет
    Кто? Что делает? Что?
    Что? Что делает?
    Куда? Где?
    Понятие о выражении
    пространственных
    отношений
    Кто? Что делает? Что?
    Чем?
    Понятие об орудийности действия

Наиболее объемные из 17-ти основных тем подразделяются на ряд подтем, изучаемых в определенной последовательности в зависимости от их сложности и места в программе всего раздела. Например, тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений" состоит из одиннадцати подтем, изучаемых на протяжении всего первого этапа обучения, (т. е. с 1 по 3 класс). Тема "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" содержит в себе шесть подтем, последовательно изучаемых во 2 и 3 классах:

    Предложения со словами, обозначающими признаки предметов

словосочетания прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа - 2 класс 1 четверть,

словосочетания притяжательных прилагательных с существительными в именительном падеже - 2 класс, 2 четверть,

словосочетания прилагательных с существительным в дательном, винительном и творительном падежах - 2 класс, 3 четверть,

словосочетания порядковых числительных с существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,

словосочетания притяжательных местоимений с существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,

словосочетания прилагательных с существительными в винительном, творительном и предложном падежах (уточнение пространственных отношений в словосочетаниях с предлогамив, на, под, за) - 3 класс, 4 четверть. Эта тема является одной из наиболее сложных для понимания и усвоения слабослышащими детьми и такое последовательное ее изучение позволяет учащимся более полно и осознанно овладеть соответствующими особенностями грамматического оформления предложений.

В программе раздела "Формирование грамматического строя речи" отражены как теоретические, так и практические задачи обучения. Решение этих задач происходит на специфических уроках формирования грамматического строя речи в ходе выполнения учащимися системы тренировочных упражнений. Практические упражнения, используемые на уроках формирования грамматического строя речи, широко представлены в современных учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. Поэтому следующим этапом нашего изучения содержания работы по формированию грамматического строя речи является анализ учебников русского языка.

В настоящее время обучение слабослышащих школьников родному языку во 2 и 3 классах строится на материале учебников русского языка, авторами которых являются Т. А. Абрамова, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, А. Г. Котенко. Содержание учебников состоит из двух больших, примерно одинаковых по объему разделов: "Развитие речи" и "Грамматика". В учебнике 2 класса имеется приложение в виде 22-х цветных сюжетных картин, используемых в работе по разделу "Развитие речи".

Учебный материал в разделах расположен по учебным четвертям в соответствии с программой таким образом, что позволяет учителю одни и те же грамматические закономерности и конструкции как на уроках развития речи, так на уроках формирования грамматического строя речи.

В связи с задачами нашего исследования мы более подробно рассмотрим содержание раздела "Грамматика".

Темы, изучаемые в этом разделе, включают в себя как программные грамматические понятия, так и элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации. Например, в учебнике 2 класса представлены следующие темы: "Большая буква", "Алфавит", "Разделительный мягкий знак", "Разделительный твердый знак", "Восклицательный знак", "Вопросительный знак". Это небольшие по своему объему темы, включающие в себя 4-5 упражнений.

Грамматические понятия в учебнике 2 класса представлены в виде 7-ми основных тем, включающих в себя 12 подтем. В каждой учебной четверти учащиеся усваивают три-четыре грамматические закономерности (обобщения), которые на каждом последующем уроке постепенно усложняются и расширяются. Например, в 1 четверти 2 класса при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" рассматриваются предложения со словосочетаниями прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Во 2 четверти 2 класса в этой же теме изучаются предложения со словосочетаниями притяжательных прилагательных с существительными в именительном падеже. Таким образом соблюдается принцип последовательного усложнения изучаемого материала. В каждой изучаемой теме в учебнике предлагается система тренировочных упражнений, виды и количество которых зависят от сложности конкретного грамматического понятия.

В учебнике русского языка для 3 класса в разделе "Грамматика" представлены только грамматические темы, а элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации отсутствуют. Восемь основных тем и входящие в них восемь подтем распределены по учебным четвертям с учетом их постепенного усложнения в соответствии с учебной программой. Например, со 2 по 4 четверти 3 класса учащиеся осваивают тему "Понятие о способах выражения пространственных отношений" в виде нескольких составляющих подтем: "Предложения со словами, обозначающими место действия (с предлогомпо)", "Предложения со словами, обозначающими направление и место действия (с предлогамиза, перед)" и т. д...

Каждая изучаемая тема содержит систему тренировочных упражнений, основная часть которых используется на уроках закрепления изученного материала. После изучения содержания и расположения учебного материала в учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих следующей нашей задачей является подробная характеристика предлагаемых в них групп тренировочных упражнений.

3. 2. Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.

Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 2 класса.

Общее количество тренировочных упражнений в каждой учебной четверти зависит от объема и сложности изучаемых основных тем. В этом отношении выделяется 1 четверть, в которой за счет повторения изученного в 1 классе используется наибольшее количество тренировочных упражнений по сравнению с другими учебными четвертями. Даны распределения тренировочных упражнений по учебным четвертям представлены нами в Таблице 7.

Таблица 7 : Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям Четверти

    Всего упражнений
    Количество
    %
    1 четверть
    80
    30'%
    2 четверть
    57
    21, 4%
    3 четверть
    65
    24, 3%
    4 четверть
    65
    24, 3%
    ИТОГО:
    267
    100%

Количество тренировочных упражнений зависит от конкретной, изучаемой в данный момент темы. Например, темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" включают в себя больше тренировочных упражнений, чем другие основные темы. Данные темы предусматривают практическое овладение учащимися такими отвлеченными частями речи, как глаголы и их временные категории и имена прилагательные. Эти части речи трудны для понимания их слабослышащими учащимися и требуют большого количества тренировочных упражнений для автоматизации их в речи.

Количественное распределение тренировочных упражнений по основным темам мы можем видеть в Таблице 8.

Таблица 8: Распределение тренировочных упражнений по основным темам №

    Тема
    Всего упражнений
    п/п
    Кол-во
    %
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    68
    25, 5%
    2
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    66
    24, 7%
    3
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    51
    19, 1%
    4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке 22

    8, 3%
    5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 18

    6, 7%
    6
    Понятие о признаках действий и их обозначение в языке
    17
    6, 4%
    7
    Грамматическое понятие о лице
    15
    5, 6%
    8
    Понятие о выражении количественных отношений
    10
    3, 7%
    ИТОГО:
    267
    100%

От содержания изучаемой основной темы зависит не только общее количество тренировочных упражнений в теме, но и количественное соотношение упражнений разных групп в каждой основной теме. Например, в теме "Понятие о выражении временных отношений" преобладают тренировочные упражнения 6 группы, а в теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" - упражнения 5 группы. Таким образом, в первой названной нами основной теме большее внимание уделяется работе над предложением, а во второй основной теме преобладает работа по конструированию словосочетаний, что отражает специфику содержания каждой темы: понимание слабослышащими учащимися временных отношений происходит в структуре предложения, а понятие о признаках предметов отрабатывается в синтаксической структуре словосочетания. В ряде основных грамматических тем некоторые группы тренировочных упражнений не используются. Например, в теме "Грамматическое понятие о лице" отсутствуют упражнения 2, 3 и 5 групп (группы упражнений приводятся по классификации Е. Е. Вишневской).

По результатам, представленным в Таблице 9, можно судить о частоте использования той или иной группы упражнений в изучаемых во 2 классе основных грамматических темах.

Таблица 9: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е. Е. Вишневской)

    №
    Тема
    Всего упражнений по группам
    Всего
    п/п
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    упр. в
    теме
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    13
    11
    12
    8
    24
    68
    2
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    3
    6
    5
    15
    23
    14
    66
    3
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    4
    4
    9
    13
    21
    51
    4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке 3

    3
    4
    6
    6
    22
    5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 4

    2
    5
    7
    18
    6
    Понятие о признаках действий и из обозначение в языке
    7
    4
    3
    3
    17
    7
    Грамматическое понятие о лице
    6
    7
    2
    15
    8
    Понятие о выражении количественных отношений
    2
    2
    5
    1
    10
    Всего упражнений в группе:
    40
    32
    24
    48
    45
    78
    267

Как можно видеть из таблицы, упражнения на смысловое комбинирование (1 группа) представлены в большинстве изучаемых во 2 классе основных грамматических тем (88%). Это наиболее легкий вид упражнений. В учебнике русского языка упражнения 1 группы обычно предлагаются в начале работы над понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже пройденного материала. Например, при изучении темы "Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке" учащиеся выполняют такое упражнение: "Вставь слова и напиши предложения". Зина, ... . Васе картину указкой. Женя, ... . дом карандашом. Тома, ... . маме письмо шариковой ручкой. Витя, ... . стол тряпкой. Нина, ... . таблицу кнопкой.

    (нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи).

Выполняя это упражнение, дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.

Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (2 группа) используются также при изучении 88% всех грамматических понятий. Упражнения этой группы имеют большое значение для закрепления у учащихся представлений о грамматических понятиях и закономерностях. Данные упражнения предполагают осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и категорий слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание. Например, при закреплении у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение:

"Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делал? что делали? " Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросу грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений. Из упражнений 2 группы в учебнике для 2 класса широко представлены упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме("Прочитай. Выпиши словосочетания: какой? + что? и какие? +что? " и т. д. ); на постановку вопроса к выделенным словам ("Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам"). Упражнения на постановку вопроса к словам встречается как самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например: "Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам. Мама будет ... . грибной суп. Бабушка ... . картошку. Зина ... . кастрюлю. Кастрюля будет ... . на плите.

    (почистила, стоять, варить, вымыла)"

Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову. Упражнения, предполагающие образование грамматической формы слова по аналогии (3 группа), используются в 62% всех основных грамматических понятий, изучаемых во 2 классе. Общее количество упражнений 3 группы невелико по сравнению с другими группами упражнений. В учебнике для 2 класса эта группа упражнений представлены заданиями на изменение грамматической формы слов по образцу, например:

    "Измени и напиши слова:
    вытирает - вытирается ... . - умывается
    причесывает - ... . одевает - ... . " и т. д.

Упражнения 3 группы позволяют автоматизировать навык образования новой грамматической формы слова по аналогии с данными изменениями. Так, в приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать возвратную форму глаголов.

Упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (К. Г. Коровин) составляют 4 группу в классификации Е. Е. Вишневской и в анализируемом учебнике представлены в 75% изучаемых грамматических тем. Для практической работы учащимся предлагаются различные варианты упражнений этой группы, например:

    "Спиши предложения, допиши окончания".
    В зале висят красн .... флажки.
    Деревянн.... ложка упала на пол.
    На окне висят длинн.... широк.... шторы.
    Нов.... учебники лежат в шкафу.

Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывая окончания у контрольных слов в предложении.

Второй вариант упражнений этой группы представляет собой дополнений предложений данными словами, изменяя их окончания, например: "Спиши предложения. Вставь слова, измени окончания".

Третий вариант упражнений 4 группы предполагает самостоятельное дополнение предложений, например:

    "Допиши предложения".
    Ученик вытирает доску ... ...
    Женя постучал в дверь ... ...
    Учитель прикрепил картинку ... ...
    Валя рисует дом ... ...

Этот вариант в учебнике для 2 класса используется реже, чем предыдущие варианты, так как для учащихся он ещё довольно сложен.

Упражнения на конструирование словосочетаний - 5 группа упражнений, используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти упражнения предлагаются в четырёх основных темах Максимальное количество (50%) упражнений этой группы используется при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке". Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида. К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

    "Составь и напиши словосочетания что? + какие? ".
    Яблоки сладкие, .... ;
    брёвна .... ;
    ремни .... ;
    .... синие,
    и т. д.

Такие же упражнения предлагаются и при изучении темы "Понятие о способах выражения пространственных отношений", например:

"Напиши словосочетания что делает? + куда? , что делает? + откуда? ". Вешает на .... ,

    снимает с .... ,
    ставит на .... ,
    и т. д.

Второй вид упражнений этой группы - самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный вопрос, например: "Дополни словосочетания":

    что?
    какому?
    кому?
    Даёт
    ... .
    ... .
    ... .
    что?
    каким?
    чем?
    Рисует
    ... .
    ... .
    ... .

Наиболее распространёнными упражнениями во 2 классе являются упражнения на конструирование предложений (4 группа). Они составляют примерно третью часть всех используемых упражнений. Чаще всего в учебнике встречается подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например:

Составь из запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному тексту); Составь предложения со словами: рисую, помогаешь (с заданным словом); Придумай и напиши предложения по схемам кто? + что делает? + что? , что? + что делали? + где? , кто? + что делали + где? (по вопросной схеме);

Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему брату, маленькой лопатой (сданными словосочетаниями) и т. д. Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся. Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например:

Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: куда залез кот? Откуда бежит кот? и т. д. Задача учащихся в этом упражнении - подбор правильного предлога и конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений"). Подгруппа упражнений на составлений только на наглядной основе в учебнике 2 класса не используется.

В ходе анализа упражнений, предлагаемых в учебнике 2 класса 2 отделения школы слабослышащих в разделе "Грамматика", было выделено следующее количественное соотношение упражнений различных групп:

Таблица 10: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений №

    Группа
    Всего упражнений
    группы
    упражнений
    Количество
    %
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    40
    15%
    2
    Упражнения на выделение изученных грамматических форм
    32
    12%
    3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 24

    9%
    4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 48

    18%
    5
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    45
    17%
    6
    Упражнения на конструирование предложений
    78
    29%
    ВСЕГО:
    267
    100%

Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 3 класса.

В учебнике для 3 класса количество тренировочных упражнений так же, как и в учебнике для 2 класса, находится в зависимости от объема и сложности изучаемого понятия в каждой учебной четверти. Эти данные мы приводим в Таблице 11. Таблица 11: Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям Четверти

    Всего упражнений
    Количество
    %
    1 четверть
    111
    30%
    2 четверть
    79
    21, 4%
    3 четверть
    105
    28, 3%
    4 четверть
    75
    20, 3%
    ИТОГО:
    370
    100%

Из результатов, представленных в таблице, мы видим, что наиболее насыщенными тренировочными упражнениями являются 1 и 3 четверти учебного года. Это связано с тем, что в данных четвертях изучаются сложные для понимания слабослышащими учащимися основные темы: "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений". Эти же темы содержат наибольшее количество тренировочных упражнений различных групп по сравнению с остальными изучаемыми темами. Данные о распределении тренировочных упражнений по основным грамматическим темам представлены нами в Таблице 12.

Таблица 12: Распределение тренировочных упражнений по грамматическим темам №

    Тема
    Всего упражнений
    п/п
    Кол-во
    %
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    83
    22, 4%
    2
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    88
    23, 8%
    3
    Понятие о выражении сопровождения и совместности действия
    73
    19, 7%
    4
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    38
    10, 3%
    5
    Понятие о выражении значения отрицания
    25
    6, 6%
    6
    Понятие о выражении значения принадлежности
    23
    6, 2%
    7
    Понятие о выражении направленности действия на предмет
    22
    6%
    8
    Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли
    18
    5%
    ИТОГО:
    370
    100%

Количественное соотношение тренировочных упражнений разных групп изменяется в зависимости от изучаемого грамматического понятия. Например, при изучении темы "Понятие о выражении значения отрицания" больше половины всех тренировочных упражнений составляют упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту"), а упражнения 1, 3 и 5 групп отсутствуют. Результаты распределения тренировочных упражнений по гркппам сведены в таблицу 13.

Таблица 13: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е. Е. Вишневской)

    №
    Тема
    Всего упражнений по группам
    Всего
    п/п
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    упр. в
    теме
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    12
    23
    13
    14
    5
    16
    83
    2
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    9
    12
    6
    31
    3
    27
    88
    3
    Понятие о выражении сопровождения и совместности действия
    2
    19
    9
    17
    11
    15
    73
    4
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    19
    16
    3
    38
    5
    Понятие о выражении значения отрицания
    9
    13
    3
    25
    6
    Понятие о выражении значения принадлежности
    1
    9
    9
    1
    3
    23
    7
    Понятие о выражении направленности действия на предмет
    2
    2
    6
    3
    9
    22
    8
    Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли
    5
    8
    1
    4
    18
    Всего упражнений в группе:
    24
    98
    30
    114
    24
    80
    370

Рассмотрим более подробно использование каждой группы тренировочных упражнений в учебнике русского языка для 3 класса.

Упражнения 1 группы (на смысловое комбинирование) предлагаются в 50% изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при закреплении изученного материала по темам "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие и способах выражения пространственных отношений" (50% и 38%). Объем упражнений на смысловое комбинирование составляет 4-5 предложений. Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся осознанно выбирать нужные грамматические формы .

Упражнения 2 группы (на выделение изучаемых грамматических форм) широко используются во всех изучаемых основных темах и их количество составляет 26% всех тренировочных упражнений разных групп. Постоянное использование упражнений 2 группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и прилагательных, временные формы глаголов и т. д. , например:

    "Выпиши глаголы, определи время глаголов";

"Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда? "; "Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам".

В учебнике для 3 класса в большом количестве представлены упражнения 2 группы, предполагающие выписывание или подчеркивание словосочетаний по вопросной схеме, например:

"Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где? ". Так же, как и в учебнике для 2 класса, упражнения данной группы в 3 классе используются как дополнительные задания в упражнениях других групп. Упражнения 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) встречаются в 50% изучаемых основных тем в основном в виде таблиц, например: Дополни и запиши таблицу

    Единственное число:
    что? нож, молоток (мужской род)
    что делает? чем?
    режет ... .
    забивает ... .
    и т. д.

Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского и среднего рода, единственного и множественного числа:

    Множественное число:
    что? утюги, топоры (мужской род)
    что делают? чем?
    гладят ... .
    колют ... .

Дополняя таблицы, учащиеся тренируются в образовании новых грамматических форм слов, проводят под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии. Упражнения 3 группы в виду своей сравнительной легкости для учащихся составляют лишь 9% от общего количества тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике.

Упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту") по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в различном количестве представлены во всех основных темах. Данные упражнения составляют 31% всех тренировочных упражнений.

Так же, как и в учебнике русского языка для 2 класса, в 3 классе учащимся предлагается 3 варианта упражнений 4 группы, например:

    "Спиши предложения, допиши окончания",

"Спиши предложения, измени окончания слов в скобках" (дописывание окончаний у контрольных слов в предложении); "Вставь слова, измени, где нужно, окончания" (дополнение предложения данными словами); "Вставь слова в предложения" (самостоятельное дополнение предложений). Упражнения 4 группы позволяют учителю развивать и закреплять умение учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту грамматическую форму слова. Поэтому эти упражнения широко используются в учебнике для 3 класса. Упражнения 5 группы (на конструирование словосочетаний) встречаются в 75% изучаемых основных тем, но общее их количество составляет всего 6, 5% от всех тренировочных упражнений. Половина упражнений 5 группы сосредоточена в теме "Понятие о выражении сопровождения и совместности действия". В практической работе над данным понятием преобладают упражнения на составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

"Составь и напиши словосочетания что делает? +чем? , что делает? +с чем? , что делает? +без чего? Подметает ... . ,

    ест пирог с ... . ,
    пьет чай без ... . ,
    несет тарелку с ... ... ";

"Составь и напиши словосочетания что делают? +что? и что делают? +чем? (с существительными мужского рода во множественном числе) гладят (что? ) ... . ,

    гладят (чем? ) ... . ,
    колют (что? ) ... . ,
    колют (чем? ) ... ... "

Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными женского и среднего рода. Таким образом учащиеся усваивают законы словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных множественного числа в винительном и творительном падежах.

Упражнения 6 группы (на конструирование предложений) предлагаются для практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями и составляют 22% от всего количества тренировочных упражнений. Как и в учебнике русского языка для 2 класса, в анализируемом учебнике используется несколько подгрупп данных упражнений.

Упражнения первой подгруппы представляют собой конструирование предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним). Данная подгруппа упражнений представлена в нескольких основных темах, но в небольшом количестве.

Самыми распространенными являются упражнения на конструирование предложений только на словесной основе, составляющие вторую подгруппу, например: "Составь и напиши предложения со словосочетаниями бежит по дороге, подошел к сосне"(с данными словосочетаниями);

"Составь и напиши предложения с предлогами по, к по схемам: кто? что делает? куда? , кто? что делает? где? "(по вопросной схеме); "Составь и напиши два предложения со словамиперешли, мы, по через, бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти"(по деформированному тексту);

    и т. д.

Благодаря упражнениям 6 группы на уроке происходит практическое закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется умение грамматически правильно строить предложения.

В таблице 14 мы приводим количественное распределение тренировочных упражнений по группам.

Таблица 14: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений №

    Группа
    Всего упражнений
    группы
    упражнений
    Количество
    %
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    24
    6, 5%
    2
    Упражнения на выделение изученных грамматических форм
    98
    26, 5%
    3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 30

    8, 1%
    4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 114

    30, 8%
    5
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    24
    6, 5%
    6
    Упражнения на конструирование предложений
    80
    21, 65
    ВСЕГО:
    370
    100%

Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского языка для 2 и 3 классов разные группы тренировочных упражнений, можно сделать следующие выводы: все тренировочные упражнения расположены в виде системы упражнений, характерной для конкретной изучаемой темы и могут использоваться учителем на уроках закрепления изученного материала;

самыми насыщенными темами в обоих классах являются темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений".

    Эти данные мы приводим в сравнительной таблице 15.

Таблица 15: Распределение тренировочных упражнений по основным темам в учебниках для 2 и 3 классов

    №
    Тема
    2 класс
    3 класс
    п/п
    Кол-во
    %
    Кол-во
    %
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    66
    25, 5%
    83
    22, 8%
    2
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    65
    24, 3%
    38
    10, 4%
    3
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    51
    19, 1%
    88
    13, 8%
    4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке 21

    7, 9%
    5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 20

    7, 5%
    6
    Понятие о признаках действий и их обозначение в языке
    17
    6, 4%
    7
    Грамматическое понятие о лице
    15
    5, 6%
    8
    Понятие о выражении количественных отношений
    10
    3, 7%
    9
    Понятие о выражении сопровождения и совместности действия
    73
    20, 1%
    10
    Понятие о выражении значения принадлежности
    23
    6, 3%
    11
    Понятие о выражении направленности действия на предмет
    22
    6%
    12
    Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли
    18
    5%
    13
    Понятие о выражении значения отрицания
    25
    6, 6%
    ИТОГО:
    267
    100%
    370
    100%

Из данных таблицы мы видим, что общее количество тренировочных упражнений, используемых при закреплении материала основных тем, в учебнике для 3 классе больше, чем в учебнике для 2 класса. Наиболее распространенными группами тренировочных упражнений, как в учебнике для 2 класса, так и в учебнике для 3 класса, являются упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа) и "на конструирование предложений" (6 группа). Количество упражнений других групп колеблется в зависимости от года обучения. Эти данные представлены в сводной таблице №16.

Таблица 16: Распределение групп тренировочных упражнений по годам обучения №

    Тема
    2 класс
    3 класс
    п/п
    Кол-во
    %
    Кол-во
    %
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    40
    15
    24
    6, 5
    2
    Упражнения на выделение изученных грамматических форм
    32
    12
    98
    26, 5
    3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 24

    9
    30
    8, 1
    4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 48

    18
    114
    30, 8
    5
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    45
    17
    24
    6, 5
    6
    Упражнения на конструирование предложений
    78
    29
    80
    21, 6
    ИТОГО:
    267
    100%
    370
    100%

Как можно видеть из данных таблицы, в учебниках для 2 и 3 классов преобладают упражнения 4 группы (18% и 30, 8%) и 6 группы (29% и 21, 6%). В 3 классе на втором месте по частоте использования стоят упражнения 2 группы (26, 5%). Увеличение количества упражнений на выделение изучаемой грамматической формы связано с завершением в 3 классе 1 этапа формирования грамматического строя речи: данные упражнения позволяют закрепить у слабослышащих учащихся умение определять различные грамматические категории и формы, что на 2 этапе облегчит детям усвоение грамматических обобщений.

Проанализировав предлагаемые в учебниках русского языка группы тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала, рассмотрим опыт работы учителя по применению данной системы на уроках закрепления изученного материала по теме "Понятие и признаках предметов и их обозначение в языке" во 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих.

3. 3. Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах. Практическое овладение грамматическим строем языка слабослышащими детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках. Навыки формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся. Такую автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала, предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе тренировочных упражнений.

Для определения методики работы с системой тренировочных упражнений нами были проанализированы 20 уроков формирования грамматического строя речи. Эти уроки строились на материале учебников русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений для уроков формирования грамматического строя речи учителя опирались на характеристику групп упражнений, данную Е. Е. Вишневской.

В ходе анализа уроков нами были определены характер и виды помощи, оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

Также мы выделили группы тренировочных упражнений, включающих в себя дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим процентное соотношение по каждому виду заданий.

Таблица 17: Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков) №

    Название групп
    Кол-во в %
    Виды
    Кол-во в %
    п/п
    упражнений
    2 кл
    3 кл
    заданий
    2 кл
    3 кл
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    7
    6
    Постановка вопросов к словам
    50
    40
    Подчёркивание слов, отвечающих на вопросы
    25
    30
    2
    Упражнения на образование грамматической формы по
    27
    45
    Постановка вопросов к словам
    73
    69
    контексту
    Подчёркивание слов, отвечающих на данные вопросы
    7
    12
    Подчёркивание частей речи (глаголов, существительных).
    6
    Постановка вопросов к выделенным словосочетаниям.
    6
    3
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    41
    34
    Постановка вопросов к словам
    8
    5
    4
    Упражнения на конструирование предложений
    25
    15
    Постановка вопроса к выделенным словам
    14
    15
    Подчёркивание словосочетаний по вопросной схеме
    36
    30

В упражнениях 2 группы (на выделение изучаемой грамматической формы) и в упражнениях 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) дополнительные задания учащимся не предлагались, что обусловлено спецификой заданий, представленных в этих группах упражнений.

Учащимся 2 класса в конце 3 четверти на уроке закрепления изученного материала по теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" была предложена следующая система тренировочных упражнений.

В начале урока дети выполняли упражнение на дополнение словосочетаний по опорному слову и вопросу. Нужно было выбрать табличку с прилагательным, согласующимся с данным на доске существительным в роде и числе:

    КАКОЙ?
    + ЧТО?
    КАКАЯ?
    + ЧТО?
    КАКОЕ?
    + ЧТО?
    мяч
    береза
    небо
    дом
    скамейка
    солнце
    куст
    лента
    дерево

Таблички с именами прилагательными были выставлены на наборном полотне. Трое детей, выполнявших задание у доски, прикрепляли выбранные таблички под нужной схемой. Остальные дети выполняли упражнение в тетради. Более слабым учащимся были предложены карточки, в которых им было нужно дописать окончания прилагательных.

Затем учащиеся дали оценку деятельности детей, работавших у доски (устно). В ходе обсуждения дети объясняли выбор той или иной таблички с именем прилагательным.

Следующим упражнением было упражнение на дополнение таблицы по аналогии. Детям были розданы карточки с таблицей, в которой надо было дописать окончания имен прилагательных по аналогии с данным образцом:

    КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ)?
    КАКИЕ?
    большой
    большие
    длинный
    длинн....
    красн....
    красные
    деревянная
    деревянные
    кругл....
    круглые
    узкая
    узк....
    широкое
    широкие
    глубокое
    глубок....
    стеклянн....
    стеклянные

Это упражнение дети выполняли самостоятельно, учитель помогал им при возникновении каких-либо затруднений.

При выполнении следующего упражнения учащиеся разделились на пары ("сильный-слабый"), в которых более сильный ученик помогал своему товарищу выполнять задание. Детям нужно было выписать из текста учебника словосочетаниякакой (-ая, -ое, -ие)? + что? , какому? + что? и написать над словами вопросы. Следующее упражнение было дано в игровой форме. Игру проводил "маленький учитель", который показывал остальным детям различные предметы. Детям нужно было назвать имена прилагательные, характеризующие данный предмет по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу и т. д... Во второй части игры "маленький учитель" называл характерные признаки, а дети угадывали предмет. В конце игры дети составляли и записывали предложения со словосочетанием угаданного предмета и его признака:

    ЗАГАДКА: Большое, красное, круглое, сладкое .... (яблоко)
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ: В вазе лежит большое красное яблоко.

В ходе выполнения вышеприведенных упражнений учащиеся 2 класса показали достаточный объем знаний по изученной теме. Дети выполняли упражнения старательно, с интересом. Учитель побуждал детей давать четкие развернутые ответы, объяснять свои действия.

В 3 классе в 4 четверти на уроке закрепления изученного материала по теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" учащимся была предложена система тренировочных упражнений.

    СР. Р.
    Ж. Р.
    М. Р.

Для выполнения первого упражнения учащимся нужно было списать с доски текст из 4-х предложений, подчеркнуть прилагательные и определить их род. Для слабых учащихся были даны опорные таблички с родовыми окончаниями прилагательных: -ой

    -ий
    -ая
    -яя
    -ее
    -ое

После выполнения упражнения детям было предложено объяснить, почему были подчеркнуты данные слова и по каким признакам определен род этих слов. Заданием следующего упражнения было самостоятельное дополнение словосочетаний по вопросной схеме и опорным словам. Это упражнение учащиеся выполняли устно, по желанию заполняя таблицы на доске:

    ЧТО ДЕЛАЕТ? +В+КАКОЙ(-УЮ, -ОЕ)? +КУДА?
    кладет в ... ... корзину
    ставит в ... ... сарай
    наливает в ... ... блюдце
    ЧТО ДЕЛАЕТ? +ПОД+КАКОЙ(-УЮ, -ОЕ)? +КУДА?
    катит под ... ... шкаф
    лезет под ... ... кровать
    прячет под ... ... кресло
    ЧТО ДЕЛАЕТ? +НА+КАКОЙ(-УЮ, -ОЕ)? +КУДА?
    накрывает на ... ... стол
    наклеивает на ... ... бумагу
    смотрит на ... ... дерево

Выполняя это упражнение, учащиеся самостоятельно подбирали имена прилагательные, соответствующие пространственным отношениям, выраженным предлогами, и согласовывали их с именами существительными в роде и числе. В следующем упражнении детям было предложено дописать окончания имен прилагательных по контексту и поставить к ним вопросы. Это упражнение выполнялось самостоятельно в тетрадях по учебнику. По окончании работы учащиеся вслух зачитывали дописанные слова и вопросы к ним.

Очередное упражнение предполагало составление учащимися 5-ти предложений на комбинированной основе (по сюжетной картине "Весна" и вопросам к ней). На доске была вывешена большая картина и написаны вопросы к ней. Учащимся были розданы опорные карточки с родовыми окончаниями имен прилагательных. В ходе работы один ученик отвечал на вопрос, остальные дети поднимали карточку с соответствующим окончанием имени прилагательного.

    ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ "ВЕСНА"
    Какая наступила весна?
    Какое небо изобразил художник?
    На какое дерево дети вешают скворечник?
    В каком ручейке мальчик пускает кораблик?
    За какой бабочкой бежит щенок?

В последнем упражнении детям нужно было составить предложения из четырех-пяти слов с данными словосочетаниями: в березовой роще; молодые листочки; на зеленой траве. Словосочетания были написаны на доске, учащиеся составляли предложения в тетрадях. Слабым учащимся были даны карточки с опорными словами: дети, гулять, на, дерево, распустились, они, весело, играть.

Учитель помогал учащимся исходя из их индивидуальных особенностей. Анализируя работы учащихся, можно сделать вывод, что программный материал по теме урока ими усвоен.

Во 2 и 3 классах на уроках закрепления изученного материала использовались упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа), на дописывание окончаний слов в предложении (4 группа), на конструирование словосочетаний (5 группа) и на конструирование предложений (6 группа). Такая система тренировочных упражнений позволила учителю в различных синтаксических конструкциях закрепить материал изучаемой темы, активизировать словарь детей. Учащиеся выполняли упражнения с интересом, свои ответы старались строить грамматически правильно. Нами было отмечено, что чем увереннее учащиеся были в своих знаниях и умениях, тем активнее они работали на уроках. Однако, выполняя самостоятельные упражнения, учащиеся 2 и 3 классов нуждались в помощи или подсказках учителя. Характер и виды помощи учителя представлены нами в таблице 18.

    Таблица 18: Виды помощи учителя
    Виды помощи учителя
    Количество востребованной помощи (в %)
    2 класс
    3 класс
    Дополнительное пояснение задания
    30
    20
    Указание на использование таблиц
    20
    30
    Демонстрация действия (образца выполнения)
    20
    10
    Указание на правильность/неправильность выполнения задания
    30
    40

Из данных таблицы можно видеть, что наибольшее количество вопросов относилось к правильности или неправильности выполнения упражнения. Реже учителем оказывались такие виды помощи, как дополнительное индивидуальное пояснение задания и указание на использование опорных таблиц (карточек). В зависимости от вида и количества помощи учителя при самостоятельном выполнении упражнений учащимися, нами были определены три уровня самостоятельности детей.

Первый уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности, детям изредка требовалось указание на опорную таблицу (карточку). Средний уровень - детям требовалось подтверждение правильности выполняемого задания, уточнение понимания задания.

Низкий уровень - дети нуждались в дополнительном разъяснении задания, а также в демонстрации образца выполнения задания.

Таблица 19: Уровни самостоятельности слабослышащих учащихся 2 и 3 классов. Уровень

    Количество по классам (в %)
    самостоятельности
    2 класс
    3 класс
    Высокий
    20
    30
    Средний
    50
    60
    Низкий
    30
    10

Из таблицы мы видим, что в классах собраны дети с различной степенью самостоятельности, причем во 2 классе с высоким уровнем самостоятельности всего 20% детей, а в 3 классе - 30%. Средний уровень самостоятельности присущ большинству детей в обоих классах. Количество детей с низким уровнем самостоятельности в 3 классе (10%) меньше, чем во 2 классе (30%). Это свидетельствует о том, что уровень самостоятельности повышается от класса к классу.

Таким образом, нами были проанализированы варианты используемых на уроках закрепления изученного материала системы тренировочных упражнений. Мы дали характеристику видов помощи учителя и уровней самостоятельности учащихся. Анализ содержания обучения, характеристика системы тренировочных упражнений подтверждают, что преемственность и последовательность в практической деятельности позволяют детям закреплять и автоматизировать их навыки и умения оперировать грамматическими категориями и закономерностями. Эта цель достигается на уроках закрепления изученного материала в системе тренировочных упражнений.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная сурдопедагогика определяет учебно-воспитательный процесс как важнейшее средство адаптации и развития слабослышащего ребенка. Одной из самых значимых задач этого процесса является обеспечение условий для наиболее эффективного обучения детей языку.

Формирование грамматического строя речи основывается на принципе обеспечения речевого общения (коммуникативный принцип) и обеспечивается речевой деятельностью детей в процессе обучения.

Специфические уроки формирования грамматического строя речи и использующаяся на них система тренировочных упражнений являются важнейшими методическими условиями, способствующими формированию грамматического строя речи у слабослышащих учащихся.

В ходе нашего исследования нами были выявлены особенности используемых учащимися 2 и 3 классов синтаксических конструкций:

чаще всего используется простое одно- и двусоставное полное нераспространенное и распространенное (прямым дополнением, обстоятельствами места и времени, иногда - определениями) предложениями, что соответствует программным требованиям;

употребление грамматических категорий сводится к употреблению имен существительных в качестве дополнений, глаголов в качестве простого глагольного сказуемого, а также наречий в качестве обстоятельств. Имена прилагательные довольно редко используются в качестве определений.

Кроме того, нами выделены особенности умений детей определять число и род имен существительных:

при оперировании категорией множественного числа дети опираются на наиболее выраженные флексии (окончанияи и ы);

при определении категории рода имени существительного учащиеся руководствуются принадлежностью окончаний к той или иной родовой группе.

Анализ опыта работы учителя на уроках закрепления изученного материала позволил выявить группы тренировочных упражнений, наиболее широко представленных на данных уроках:

упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа); упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа); упражнения на конструирование словосочетаний (5 группа);

    упражнения на конструирование предложений (6 группа).

Также нами были выявлены виды и характер помощи учителя учащимся с различным уровнем самостоятельности при выполнении ими тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

"Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся" ЛГПИ им. Герцена 1973.

Богоявленский Д. И. "Некоторые психологические проблемы обучения грамматике". В сб. "Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии". М. , АПН РСФСР 1959. Боскис Р. М. "Учителю о детях с нарушениями слуха" М. "Просвещение" 1988 Вишневская Е. Е. "Анализ работы над структурой предложения в письменной речи младших школьников" в кн. "Дефектология" ЛГПИ им. Герцена 1976 Вишневская Е. Е. "Обучение русскому языку в начальных классах школы слабослышащих (методические рекомендации)" ЛГПИ им. Герцена 1988 Гвоздев А. Н. "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка" АПН РСФСР М. 1949

Дудников А. В. "Методика изучения грамматики в восьмилетней" М. "Просвещение" 1977

Жуйко С. Ф. "Психология усвоения грамматики в начальных классах" АПН РСФСР М. 1958

Зикеев А. Г. "Развитие речи слабослышащих учащихся" М. "Педагогика" 1976 Комаров К. В. "Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей" М. "Просвещение" 1988

Коровин К. Г. "Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку" М. "Педагогика" 1976

Львов М. Р. "Словарь-справочник по методике русского языка" М. "Просвещение" 1988 "Методика грамматики и орфографии в начальных классах" Под ред. Н. С. Рождественского 2-е издание М. "Просвещение" 1979

"Методика обучения русскому языку в начальных классах" Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М. "Просвещение" 1979

    "Методика русского языка" М. "Просвещение" 1982

"Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми" Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград 1986

"Обучение русскому языку, чтению, произношению. Книга для учителя школы слабослышащих" Под ред. К. Г. Коровина. М. "Просвещение" 1995

Программа специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей (в 2-х частях). М. "Просвещение" 1986

Русский язык. Учебник для 2 класса школ слабослышащих (2-е отделение) М. "Просвещение" 1988

Русский язык. Учебник для 3 класса школ слабослышащих (2-е отделение) М. "Просвещение" 1982

Текучев А. В. "Методика русского языка в средней школе" М. "Просвещение" 1970 Шаповал И. А. "Формирование практических грамматических навыков и умений слабослышащих школьников". Ж. "Дефектология" 1991/6

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.