РУБРИКИ

Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)

p>Чаще всего уроки любомудрия давал монастырь. Дети воспитыва лись и обучались в монастыре, по окончании обучения они могли

    - 32

вернуться в мир и жить вместе с родителями или с семьей, следуя правилам любомудренной жизни, или же избрать монашеский путь слу жения Богу. Уход от общественной жизни происходил не по причине избежать людей по немощности, непригодности, малодушию, а по же ланию совершенства. Нравственное состояние городов делало их не доступными для любомудрия. Любомудрие ставило на первый план аскетический образ жизни, ограничение телесных потребностей, ук репление воли, обретение ясности сознания, крепости духа. Возрас тая духовно, ребенок приобретал любовь, радость, мир, терпение, милосердие, веру, кротость, воздержание, что впоследствии стано вилось определяющим фактором его поступков. Он постигал божест венное учение, а вслед за ним и научное, обучаясь словесности, естествознанию, красноречию, и другим наукам. Им уделялось меньше время, но ребенку, как уже сложившийся духовно-нравственной лич ности, легче было усвоить науки и употребить их в нужном русле, то есть для познания Бога и в практической жизни для пользы дру гих людей и самого себя.

Таким образом, любомудрие - это вся христианская жизнь, сто роны которой - духовная, нравственная, интеллектуальная, эстети ческая, практическая находятся во взаимосвязи друг с другом и в связи с целым. Педагогический процесс, являясь частью жизни, так же связан с целым и обладает свойствами целого, что достигается через единство процессов воспитания и обучения, их взаимоперехо да, общности цели.

    .
    - 33
    3. СОТНОШЕНИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ОБРАЗОВАНИИ.

Декрет СНК РСФСР от 20 января 1918 года, провозгласивший от деление церкви от государства и соответственно школы и от церкви, на долгие десятилетия снял с повестки дня вопрос о соотношении светского и религиозного образования. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также част ных учебных заведениях запрещалось. Школа становилась полностью светской. Перед новым правительством стояла цель построения ново го общества, новой педагогики. Церковь с ее вероучением была кам нем преткновения и шла в разрез с политикой государства. Воплоще ние нравственности, порядка, красоты у большинства народов, она была объявлена "рассадником нравственных пороков, именуемых доб родетелями рабов" [Народный комиссар по просвещению А. Луначарский Народное образование в СССР: сб. документов 1917-1973 гг. : - М, 1974. - С. 137-139, 144].

На этой почве выросла современная нам светская школа, где хорошо преподавались естественные дисциплины, иностранные языки, но по большому счету она не давала глубоких знаний отечественной культуры, родного языка, русской литературы, географии, истории, а тем более национальной религии - Православия. Целые поколения остались без четких ориентиров и точек опоры, без исторической родословной, были оторваны от национальных корней, потеряли поня тие святости, святого в душе.

Русский мыслитель Иван Ильин утверждал: "Национальное безли чие есть высшая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ превращается в

    - 34

исторический песок и мусор" [Воронежский епархиальный вестник N7-8. - 1995. - С. 28].

Неоднократно в истории русской педагогики звучали голоса С. А. Рачинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского о необходимости наци онального воспитания. Так, в работе К. Д. Ушинского "О необходимос ти сделать русские школы русскими", вышедшей в 1867 году, перед образованием ставится задача - "превратить эгоистическое сердце в сердце скорбящее". Трудно сказать, возможно ли решить подобную задачу современной светской системе образования. Если во многих аспектах педагогики Ушинский является непоколебимым авторитетом, то почему мы не можем ориентироваться на его взгляды, когда он, говоря об образовании и воспитании, на первое место ставит духов ные основы православия. "Есть только один идеал совершенства, пе ред которым преклоняются все народности, это идеал, представляе мый нам христианством. Все, чем человек как человек может и дол жен быть выражено вполне в Божественном учении и воспитанию оста ется только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому вос питанию, служит источником всякого света и всякой истины".

Нужно ли ребенку давать помимо светского образования, еще и религиозное? Для православного педагога ответ на этот вопрос пре дельно ясен. Но для педагога светского, мировоззрение которого ограничивается рамками материалистической философии и педагогики, он затруднителен. Введение религоведческих дисциплин не всегда вызывает положительный отклик также со стороны родителей и уча щихся. Чаще всего это связано с несколькими причинами. Во-первых, с непониманием сущности религиозного образования, его значения, возможностей, перспектив влияния на кругозор ребенка, его нравс

    - 35

твенность. Но это скорее не вина, а беда современного человека, выросшего на принципах атеистического гуманизма, в условиях фор мирования советского миропонимания, когда понятия "религии", "святости", "святого" стали архаичны. И вторая немаловажная при чина негативного отношения к преподаванию религоведческих предме тов возникает по причине отсутствия квалифицированных педагоги ческих кадров, людей, которые не только смогли бы умело организо вать процесс обучения, но и нести в себе "свет веры Христовой", способных осуществлять "педагогику любви", а не насилия, препод носить знания, опираясь на индивидуальные, психологические, воз растные особенности и стараясь не заглушить свободу выбора в че ловеке. Но несмотря на это, следует отметить рост количества воскресных школ, православных гимназий, христианских дошкольных учреждений, куда многие родители стремятся отдать своих детей. Таким образом, перед образованием встала задача сделать выбор вводить вероучительные предметы в курс обучения или нет.

В связи с этим обратимся к истории православной педагогики и проследим, как развивался вопрос о соотношении светского и рели гиозного образования.

Обратимся к раннехристианскому периоду. "В первохристианстве доминировала эсхатологическая установка, чувство близкого конца истории, - поэтому дети легко загорались пламенем, горевшем в ду ше старших. Но это была жажда вечной жизни, а не порыв к преобра жению обычной жизни" [В. В. Зеньковский. Педагогика. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт: М. , 1996. - С. 13]. Так, в первые века христианства религиозное образование и воспитание являлись естественным развитием самой жизни. Место светского вос питания и образования в жизни ребенка-христианина не было опреде

    - 36

лено. Но уже позднее - в 3-4 веке - раннехристианский период выд вигает проблему соотношения светского и религиозного. Данная про блема становится ключевой в православной педагогике. В этот пери од выделяются два направления. Первое носило чисто религиозный характер и полностью исключало соприкосновение ребенка с "миром", светские науки, литература не вводились в процесс обучения. Обра зование детей ограничивалось "словом Божиим", а знакомство с язы ческой ученостью запрещалось. Другое направление признавало светское образование и не считало опасным для христианского юно шества обучение в языческих школах. Ярким примером являются жиз неописания Святых Отцов Церкви, многие из которых получили обра зование в светских учреждениях, имели глубокие познания в филосо фии, истории, естественных науках. Во многих семьях дозволялось учиться поэзии, музыке, языкам.

В период раннего христианства существовало два типа образо вательных учреждений - светские или языческие школы и христианс кие школы. Языческие были представлены следующими предметами: фи лософией, риторикой, светской литературой, естественными науками, иностранными языками. В христианских школах главным образом ис толковывалось и преподавалось "Слово Божие", хотя и не пренебре галось общее знание. Учителя-христиане (Ориген, Климент Александ рийский и др. ) широко использовали классические произведения луч ших авторов того времени. Как ветвь христианских школ можно выде лить монастырские школы, основной задачей которых было занятие "любомудрием".

Итак, православная педагогика отдавала приоритет религиозным предметам, светские и житейские науки имели второстепенное значе ние. Первое, к чему стремились древние христиане - это запечат

    - 37

леть в уме ребенка живое познание Бога. С ранних лет дети приоб щались к таинствам веры и богоугодной жизни. Чтение Библии ис пользовалось для обучения грамоте. Прописи, которые предлагались детям при овладении письмом, также состояли из изречений Священ ного Писания. Одним из предметов было устное катехизическое изу чение догматов веры и обязанностей христианина. В качестве руко водства опять давали Священное Писание, в частности уроки для изучения на память. Таким образом, первые детские ощущения, мысли начинались со "Слова Божия". Причем детская душа привыкала к это му благочестивому занятию и предпочитала его другим. Изучение Библии предпочиталось другим предметам. Священное писание было первой учебной книгой, так что церковные писатели, характеризуя христианские училища называли их училищами Священного писания. "Если вы хотите, чтобы ваши дети слушались вас, то приучайте их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать и говорить только то, что возбуждает страх Божий" - отмечали учителя Церкви [Христианское воспитание детей, изд. Московской Синодальной типографии. - М. : Синодальная типог рафия, 1903 г. , с. 13].

Помимо божественных книг, предлагалось знакомить детей с со чинениями Святых Отцов. Не только книги, но и сама Церковь с ее таинствами и образ жизни христиан также образовывали душу ребен ка. Наличие прочного фундамента, заложенного в самом раннем детс тве - религиозного воспитания, являлось важным условием для полу чения, если это было необходимым светского образования. Светское образование делало детей полезными членами общества, оно не слу жило поводом для тщеславия, как для большинства язычников, но по могало "добывать хлеб" и приобретать знания необходимые для защи

    - 38

ты христианской веры. И из этого светского образования можно было почерпнуть и выбрать нужное, направленное на богоугождение и прославление Творца. "Науки человеческие для истинного христиани на представляют собой занятия лишь предуготовительные, впрочем, помогающие ему, насколько то возможно, не только воспарять умоз рением к истине, но и опровергать софизмы возражений против исти ны. Христианин должен быть знаком со всем курсом школьных наук и со всей эллинской мудростью, только он относится к ним, не как к имеющим существенное значение в себе, - он видит в них лишь по лезную принадлежность, по времени и обстоятельствам даже необхо димую. В руках еретиков науки служат средством для распростране ния лжи и зла, в руках же христианина они служат орудием к укреп лению добра и истины" [св. Василий Великий. Игумен Иоанн Эконом цев. Православие. Византия. Россия/Париж. Сборник статей. М. :Христианская лит-ра, 1992. - С. 77].

Будучи хорошо образованным так, что "каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому. Так изу чил он все, как другой не изучает одного предмета, Василий Вели кий, студент афинской Академии, писал, что "не на всем по порядку надобно останавливаться умом, ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойствен но и угодно истиною, остальное будем проходить мимо.... Поэтому в самом начале нужно рассмотреть каждую из наук и приспособить ее к цели" [Св. Василий Великий. Творения Т. 4 Сергиев Посад, 1892. С. 321, 323. К юношам, о том, как получать пользу из языческих со чинений]. О том же говорит и Григорий Богослов: "Полагаю, что

    - 39

всякий, имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которую многие из христиан, по худому разумению гнушаются как злохудожную, опасною, удаляющею от Бога. Небо, землю, воздух, и все, что на них не должно презирать за то, что некоторые худо уразумели и вместо Бо га воздали им божеское поклонение. Напротив того, мы.... от созда ния будем заключать о Создателе, как говорит божественный апос тол, пленяюще всяк разум во Христа [г. Кор. 10, 5]. В науке мы за имствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ве дет к демонам, заблуждению.... [Св. Григорий Богослов. Творения. Ч. 4. - М, 1889. - С. 50-51. Слово 43].

Для педагогики раннехристианского периода было свойственно два пути образования. Но так как первый представляется не для всех возможным, то второй, предложенный Василием Великим и Григо рием Богословом, является более приемлемым. Светское знание в их понимании было средством созерцания природы и вполне согласова лось с христианской религией. Василий Великий предлагал искать "сродное" между двумя науками, светской и религиозной. То есть уже в этот период развития православной педагогики зарождалась мысль о единстве содержания светского и религиозного, рациональ ного с религиозно-божественным.

Среди творений Святых Отцов раннехристианского периода, на наш взгляд, следует обратить внимание на труды Иоанна Златоусто го. В них прослеживается четкая постановка вопроса о соотношении светского и религиозного в образовании. Для нас интересен и тот факт, что сам святитель получил прекрасное как религиозное, так и

    - 40

светское образование, чем он всецело обязан своей матери Анорусе. Принадлежа к высокому обществу и будучи хорошо образованной, она посчитала необходимым дать своему сыну наилучшее по тому времени образование. Из уст матери он получил первые уроки чтения и пись ма и первыми словами, которые он научился складывать и писать, были несомненно слова священного Писания. Чтение священного Писа ния и глубокое духовное существо святителя стали материалом для его первоначального образования. Заложенные в детстве ростки ре лигиозного знания не могли впоследствии не оказать влияние на жизненный путь Иоанна. Не случайно именно он становится одним из лучших экзегетов, толкователей священного Писания.

Достоверных данных о том, где святитель получил последующее образование, исследователи и биографы не дают. Предположительно, это могла быть или христианская, или языческая школа для детей отроческого периода.

Способность Иоанна к ораторскому искусству и глубокомыслию не осталась незамеченной его матерью. Желая дать своему сыну воз можность устроиться в обществе, Аноруса определяет его в школу софиста Ливания, где Иоанн "с свойственной ему жаждой к знанию отдается высшей науке и сразу обнаруживает такие дарования и де лает такие успехи, что невольно восторгает своего учителя" [Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. - Т. 1. - Кн. 1. - С. 12]. Помимо ораторского искусства он изучает философию у извест ного в то время антиохийского философа Андрагафия. Нужно отме тить, что философия находилась тогда не в самом лучшем положении и чаще всего сводилась к ограниченному, поверхностному изучению известных философских систем. Только немногие представители этой науки посвящали жизнь истинному любомудрию и проникновению в ду

    - 41

ховную сферу действительности. В их ряду по праву стоит имя Анд рагафия, учителя Иоанна Златоустого.

Получив блестящее образование, святитель занимается адвока турой. На этом поприще он достигает немалых успехов. "Молодому адвокату очевидно предстояла блестящая будущность: его ораторство приобретало ему обширную известность, которая, давая ему изобиль ные денежные средства, вместе с тем открывала дорогу и к высшим государственным должностям" [Св. Иоанн Злотоуст. Полное собрание творений. - Т. 1. - Кн. 1. - С. 13-14]. Но уже тогда намечается жиз ненный путь святителя - путь служения Богу. Пустота и ложь окру жающей жизни и стремление юноши к духовному совершенству застав ляют его вернуться к другому знанию - "любомудрию". Дальнейший его путь складывается так, что он предается подвигам благочестия и изучению священного Писания - "источника, напоявшего его душу. Однако светское образование не было для Иоанна пустым звуком и оказало влияние на его будущее как проповедника христианства. Ис кусство оратора и глубокомыслие философа, духовное совершенство, знание и вера нашли удивительное сочетание в одном человеке. Итак, Иоанн Златоустый получил двойное воспитание: "воспитание в пустыне, укрепившее в нем дух и очистившее в нем сердце, и воспи тание в общественной жизни.... " [Св. Иоанн Златоустый. Полное соб рание творений. - Т. 1. - Кн. 1. - С. 22].

Естественно, что жизненный путь святителя не мог не повлиять на постановку вопроса о соотношении религиозного и светского в образовании. Попытаемся определить, что включали в себя понятия "светское" и "религиозное". Светская образовательная модель была представлена языческими школами, где преподавались классические науки - литература, философия, риторика, красноречие и ряд дру

    - 42

гих. Одновременно с языческой светской моделью образования су ществовали христианские школы. Одной из форм христианского модели образования в этот период были монастыри.

Анализ творений святителя Иоанна Златоустого позволяет выде лить два пути образования, которые имели место в православной пе дагогической традиции Византии. Первый, когда знание черпалось непосредственно из священного Писания, внутреннее духовное прос вещение предпочиталось внешнему школьному образованию, светский элемент образования отвергался. В качестве примера можно привести способ образования преподобной Макрины, сестры св. Василия Вели кого, живший во второй половине четвертого века. Макрина была воспитана родителями не в эллинских баснях и пиитических стихот ворениях, но "от Премудростей Соломоновых и от псалмов Давидовых и от прочих книг божественного писания. "

Святитель Иоанн Златоустый, давая характеристику данному ви ду образования, указывает на приоритет духовного над книжным зна нием. Истинная мудрость и истинное образование возможны только через откровение Божие. ".... необходимо привесть и наши примеры. Какие же? Тех великих и святых мужей, из которых у первых не было грамотности, у последующих - была грамотность, но еще не было ис кусства красноречия, а у поздних была и грамотность и искусство красноречия. Первые не знали ни того, ни другого, потому что не учились не только красноречию, но и самой грамоте: однако же в тех самых случаях, в которых особенно необходима, кажется, сила красноречия, они так превзошли самых сильных в нем, что эти ока зались хуже неразумных детей. Если сила убеждения заключается в красноречии, и однако философы не убеждают ни одного тирана, а люди некнижные и простые обращают всю вселенную, то, очевидно,

    - 43

торжество мудрости принадлежит простым и некнижным, а не изучив шим то и другое искусство" [Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. К враждующим против монашеской жизни. Слово третье. К верующему отцу, с. 102]. Так, знание о внешних явлениях, предме тах, связи между ними, закономерностях развития открывалось Богом за "чистую душу" и целомудренную жизнь. Оно приобреталось не уси лиями человеческого мозга, не через специально организованное систематическое обучение, это была своего рода награда, дар от Бога за совершенную жизнь. "Не пеуытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся; Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец Ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царс твия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам". Итак, кто ищет духовного, тому по щедрости Божией прилагается и телесное, кто обращает взор во внутреннее тому дается и внешнее [Ев. от Матфея, гл. VI].

Мы раскрыли один из возможных, но не единственный путь обра зования. Выдвигая первый путь как более совершенный, Иоанн Злато устый не отвергает классического образования. "И пусть никто не думает, будто я узаконяю, чтобы дети оставались невеждами; нет, если кто поручится на счет самого необходимого, я не стану пре пятствовать, чтобы у них было в избытке и это искусство. " Второй путь образования не исключал использование светских наук в про цессе обучения. Христианский ребенок мог получить образование в языческой школе, в специально организованной христианской школе, включавший светский элемент образования. Одной из форм обучения было получение знаний по одному от наемного учителя. Однако изу чение наук: риторики, философии, истории, словесности не было са моцелью, оно носило прикладной характер и служило подготовитель

    - 44

ным этапом к более совершенному занятию - "любомудрию". Этот путь образования предполагал ознакомление с классическими образцами языческой культуры, отбор предметов и их содержания осуществлялся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Главным в обу чении был принцип - не повредить духовно-нравственному развитию ребенка.

Обладая свободой выбора, христианские родители могли отдать предпочтение тому или иному способу образования. Как правило, вы бор делался, исходя из условий общественного положения, семейных традиций, нравственных устоев.

Несмотря на специфику двух вышеизложенных путей образования, Иоанн Златоустый, давая характеристику каждому из них, неоднок ратно акцентирует внимание на том общем, что их объединяло. Это общее - приоритет религиозного в образовании. Если первый способ образования полностью отвергает светское внешнее знание, второй, признавая, не считает его самодавлеющим. "Есть только одно важное дело в воспитании ребенка, - пишет Иоанн Златоустый - образовать его душу". Подлинность образования, на его взгляд, "есть не что иное как страх Божий". Православная педагогика под словом образо вание понимает не просто приобретение суммы внешних знаний, а прежде всего соединение человека с Богом, восстановление образа Божия в человеке. Святитель Иоанн, рассматривая проблему соотно шения религиозного и светского в образовании, считал религиозное необходимой основой для подлинного целостного понимания окружаю щего мира. Где и каким образом осуществляется религиозное образо вание, что подразумевается под этим термином? Получить религиоз ное образование христианский ребенок мог в условиях церкви, семьи, монастыря, школы. Оно включало в себя основы христианской

    - 45

жизни, основы молитвы, правила поведения в храме, общение между христианами внутри семьи и вовне, с одной стороны, начало церков ного пения, языка богослужений, Библейскую историю, Закон Божий, с другой.

Начинать религиозное образование Иоанн Златоустый предлагает с самых первых лет жизни ребенка. Это объясняется тем, что в ран нем возрасте детская душа открыта для сферы духовности, ребенок более восприимчив и чувствителен к духовному. Первые ростки обра зования ребенку предоставляет храм, сначала в таинствах крещения, миропомазания, причащения. "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" [Мк. 10, 14], говорит Евангельская педагогика. Святитель Иоанн также указыва ет на долг родителей приводить детей в церковь [Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста. - Т. 1. - С-Петер бург. Издание С-П Духовной Академии, 1898. - С. 593]. Лучший спо соб образования детей показал им на примере Анны, матери пророка Самуила. Первое, что она предприняла в образовании сына - принес ла его в храм. Таинства церкви способствовали духовному образова нию ребенка, соединению его с Богом.

К факторам духовного возрастания Иоанн Златоустый относит еще и молитву, пост, духовное чтение. Вместе с началом молитвы необходимо учить ребенка крестному знамению. Святитель дает такое наставление матерям: "Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собс твенными руками". Когда дети подрастут, их знакомят с духовной литературой - священным Писанием, творениями Святых Отцов.

    Таким образом, религиозное образование было фундаментом, на
    - 46

котором закладывалась "добрая нравственность", скромность нравов и "строгость доблестной жизни". Светское образование давало зна ние "земное", подготавливающее к земной жизни - несению гражданс кого и общественного долга. Оно обладало ограниченными возможнос тями и не могло способствовать очищению души. По большей части светское образование во времена Иоанна Златоустого служило для устройства собственного благополучия, карьеры и положения в об ществе. Само по себе знание не было плохим. Другое дело - как и для чего оно использовалось. "Когда учите их не другому чему как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть корыстолюбие, и еще более прочную страсть - суетное тщес лавие" [Полное собрание творений Св. Иоанна Златоустого. - Т. 1. Кн. 1. - С. 357].

Такое светское образование святитель Иоанн считал неприемле мым для православной педагогики, так как оно противоречило хрис тианской нравственности, "извращало все доброе, делало душу бесп лодною и неспособною ни к чему доброму", оно никоим образом не способствовало цели православной педагогики - спасению души, "ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие". "Любящие славу, пос тятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы" [Матф. VI, 1]. "Какая польза, - говорит святитель, - по сылать детей к учителям, где они научатся прежде красноречия по рокам, и, желая приобресть менее важное, потеряют важнейшее - си лу души и все доброе настроение". "Старайся не о том, чтобы обра зовать из твоего сына искуснаго оратора, но воспитывать его в христианской премудрости". Итак, святитель оставляет преимущество за религиозным образованием. Однако, не будучи противником школь ного образования - "училищ", он признает возможным и даже необхо

    - 47

димым взять из языческой светской науки то лучшее, что в ней есть и что "не разрушит здание добродетели и не заглушит живой души", а послужит во славу Божию.

Следует кратко остановиться на такой форме образования, как монастырь. Уже в раннехристианский период Отцы Церкви и, в част ности, Иоанн Златоустый, отмечают его совершенство по сравнению с другими формами образования. История монашества демонстрирует его неоспоримую роль в духовно-нравственном просвещении человечества. Евангельская педагогика говорит о нем "Вы - соль земли", "Вы свет мира", "Так да светит свет ваш перед людьми" [Еванг. от Мат фея, гл. V], указывая цель монашеского жития - служение Богу и людям.

"Свет монахов - суть ангелы, а свет для всех человеков - мо нашеское житие" [Лествица 26, 31, Иоанн Лествичник. - С. 71]. "Мир не может не признать заслуг монашеских, как не может взяться за их делание и приемы душевного воспитания". "Иночество - это венец христианского общества, его присутствия в современной жизни требует самый ее культурный идеал" - замечал немецкий про фессор Маус.

"Надо признать, - говорит Зольтау, - какое великое дело было совершено в мире и для мира этими аскетами, отрекшимися от мира". "Можно только восхвалять христианское монашество, - говорит другой историк, - за его выдающиеся заслуги перед человечеством и за то специфически христианское начало, которое выработало из не го столь могущественный исторический фактор" [Епископ Варнава Бе ляев. Основы искусства святости. - Т. II. - 1995. - С. 133].

Делая обзор творений Иоанна Златоустого, мы можем сказать, что он ставит монастырь в ряду ведущих факторов духовного образо

    - 48

вания ребенка. Система образования такого типа имела специфичес кий характер. Здесь наиболее важным было формирование целостной личности ребенка, а не просто передача внешних знаний. Последние же приобретались в процессе общения с учителем или с помощью спе циально организованных занятий и носили второстепенный характер. Можно привести для подтверждения следующий пример: ".... юноша имел при себе воспитателя, у которого было только одно дело - образо вать его душу. (Монах-преподаватель) постарался сохранить в нем расположение к любомудрию, но предложил ему (первоначально) жить в городе и заниматься науками. Дом (юноши) устроен был точно как монастырь, не заключая в себе ничего, кроме необходимого. Время у него все употреблялось на чтение священных книг; быстро усвояя науки, он внешнему чтению уделял малую часть дня, а все остальное время занимался непрестанными молитвами и божественными книга ми.... И (все) прочее делалось у него в точности как у монахов, и постоянно прославлял он Бога, даровавшего ему легкие крылья любо мудрия [Св. Иоанн Златоустый. Полное собрание творений. - Т. 1. Кн. 1. К враждующим против монашеской жизни, слово III. - С. 105]. Отмечая ценность монастырской формы образования, мы можем сказать, что она в полной мере реализовывала назначение педагоги ки, известное с древнейших времен как "детоводительство". Учи тель-монах постоянно находился с учениками, он вел его по дороге "любомудрия" к усовершенствованию, к познанию Бога через личный пример, через сообщение знаний, через таинства молитвы, покаяния, причастия. Монастырская форма образования формировала личность, в которой органично сочетались вера и знания, что неоднократно от мечает святитель Иоанн; признавая огромную воспитательно-образо вательную роль такого способа жизнедеятельности как монашество:

    - 49

"Так не будем же и мы прежде времени отклонять сыновей от пустын нической жизни, но предоставим урокам укрепиться в них и семенами (благочестия) укрепиться; не будем беспокоиться и скорбеть, хотя бы должно было им воспитываться в монастыре, десять или двадцать лет, потому что, чем кто более станет упражняться в школе, тем более приобретет силы. Усовершенствовавшись сын будет для всех приобретением, и для отца и матери, и для дома и города, и для общества.... Они сделаются крепкими и способными приносить пользу другим; тогда только будем выводить их оттуда, чтобы они были светом для всех, чтобы светильник стоял на свещнике. Тогда вы увидите, каких детей отцы вы, и каких-те, кого вы считаете счаст ливыми; тогда вы узнаете пользу любомудрия, когда (дети ваши) станут врачевать людей, страдающих неизлечимыми болезнями, когда будут прославляться, как общие благодетели, покровители и спаси тели, когда будут жить с людьми как ангелы, обращая на себя взоры всех.... " [Полное собрание творений Св. Иоанна Златоустого. К враждующим против монашеской жизни, слово III. - С. 117]. Монас тырская школа давала совершенное знание: "Если величайшая сила состоит в том, чтобы быть в состоянии мстить оскорбившим, то го раздо выше ее - достигнуть такого состояния жизни, в котором ник то, хотя бы и захотел, не может оскорбить нас" [Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против монашеской жизни. - Т. 1. - 1898. С. 70].

Так, монастырская форма образования в трактовке святителя Иоанна Златоустого представляла лучший вариант соотношения светс кого и религиозного, выражаемый в единстве веры и знания.

Взгляды Иоанна Златоустого на проблему соотношения духовного и светского в образовании нашли свое отражение в традициях русс

    - 50

кой православной педагогики. Московская Русь, став наследницей Византийской цивилизации оказалась под влиянием греко-византийс кого образца устройства школьного дела. Признав первичность ду ховного по отношению к книжному учению, русская православная пе дагогика отвела ведущее место религиозному в образовании. Ярко выраженный религиозный характер содержания образования повлиял на пути обучения ребенка в семье, церкви, школе. Для обучения детей пользовались азбуками, букварями, псалтирями и часовниками, а в более старшем возрасте предлагались для изучения и переписывания творения святых отцов - Иоанна Златоустого, Иоанна Лествичника, Василия Великого. Обучение посредством богослужебной литературы было одним из способов получения образования. Второй способ, от меченный Епифанием Московским, иноком Троице-Сергиевого Монастыря, одним из родоначальников русской педагогики показан на примере жития Сергия Радонежского, когда тот, будучи юным отроком, кото рому трудно давалось книжное знание, получает последнее через бо жественное откровение.

Дальнейшая история российского государства, начиная с конца восемнадцатого века развивается под влиянием западноевропейской культуры и просвещения. Они-то и принесли на русскую почву секу ляризованное внецерковное мировоззрение, что привело к построению школы светского характера. Влияние западноевропейской школы дест руктивно отразилось на содержании образования. Святоотеческая ли тература остается предметом изучения лишь в церковных учебных за ведениях. Так, "была прервана многовековая традиция "учения книж ного" - умения в его высшем проявлении - вести диалог с Богом" [В. М. Кларин, В. М. Петров. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX в. - М. ,1996. - С. 63].

    - 51

Однако интерес к проблеме соотношения светского и религиоз ного не угас и получил свое развитие в девятнадцатом-двадцатом столетии в трудах ряда русских религиозных мыслителей: И. В. Кире евского, А. С. Хомякова, В. С. Соловьева, Ю. В. Самарина, В. В. Зеньковс кого, Г. В. Фроловского. Их целью было - возродить опыт византийс кой православной Церкви, найти путь оптимального соединения веры и знания.

Таким образом, проследив за развитием вопроса о соотношении светского и религиозного в образовании, начиная с раннехристианс кого периода и по девятнадцатый - начало двадцатого века, можно сделать следующее заключение: данная проблема в разные историчес кие этапы решалась по-разному, предпочтение отдавалось то одному, то другому. Но в русле православной педагогики предпочтение отда валось религиозному образованию. Иоанн Златоустый, равно как и другие Отцы Церкви, выделил два пути образования: непосредственно от Бога, через откровение и путем обучения в "христианских учили щах". Оба способа были объединены одной идеей - гармонического сочетания веры и знания, божественного и рационального. Проблема соотношения светского и религиозного находит свое решение в единстве содержания религиозного и светского.

На современном этапе становления православной педагогики эта задача является одной из самых главных. Церковная жизнь возрожда ется, а вместе с ней и ее важнейшая часть - религиозное образова ние. Духовно-нравственное просвещение охватывает широкие слои об щества, в том числе и педагогические круги, научную и творческую интеллигенцию. Глубокая заинтересованность религиозным отмечается и со стороны государственных образовательных структур. Проблема находит свое решение в создании воскресных школ, православных

    - 52

гимназий, детских садов, курсов катехизации, начинает препода ваться Закон Божий на базе общеобразовательных школ. На практике идет создание методической литературы, наглядных пособий, приоб щение детей к литургической жизни через причастие, исповедь, мо литву, церковные песнопения.

    .
    - 53
    4. ЦЕЛОМУДРИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Один из ключевых вопросов образования и воспитания на совре менном этапе - тема целомудрия. Проблема целомудрия широко обсуж дается в среде светских и православных педагогов, родителей, свя щенников. Развернувшаяся в средствах массовой информации пропа ганда разврата и насилия в самых неприглядных формах и необходи мость в данных условиях сделать свой нравственный выбор в интере сах не только психического и физического здоровья, полноценного развития личности, но и раскрытия творческого потенциала, внутрен него мира, не вызывает сомнения в важности затронутой темы. Обзор современной психолого - педагогической литературы по казывает сужение понимания термина "целомудрие". Само понятие практически вышло употребления, стало архаичным, о чем свидетель ствует отсутствие его трактовки в энциклопедических, этических, педагогических словарях. Зачастую понятие сводится к узкому опре делению сохранения телесной чистоты половых отношений до брака. Позволим себе сослаться на одну из книг советского периода "Воспитание старшеклассниц" Тимощенко Л. Н. Автор посвящает данной теме одну небольшую главу книги, которая так и называется "О цело мудрии", где он останавливается на следующем определении: цело мудрие - это воздержание от половой жизни, до того "пока чувства не окрепли, пока не созданы психофизиологическая, нравственная, да и материальная база для физической близости" [Тимощенко Л. Н. Вос питание старшеклассниц. Книга для учителя. - М. ,1989. - С. 181]. С таким подходом, безусловно, можно согласиться, но признать его односторонним и не вполне убедительным. Что касается современной литературы, то этот вопрос предпочитают обсуждать несколько в

    - 54

ином русле. Появляются книги и ряд программ по половому воспита нию, как например "Планирование семьи вчера, сегодня, завтра", которые ставят своей целью якобы внедрение "сексуального просве щения", а по сути дела под благовидным названием скрывается уза коненный разврат. Сведения о половой жизни и половом развитии, которые инициаторы подобных идей хотят включить в школьные прог раммы никак не повысят нравственный уровень молодежи. Скорее прои зойдет обратный процесс, на фоне такой модернизации морали исчез нут понятия добра и зла, приличного и неприличного, повредится естественная неиспорченность, стыдливость подростков ко всему, что связано с половым развитием. Для подтверждения сошлемся на пример американской педагогики, где пропаганда "полового воспита ния" привела к разрушению института семьи, увеличению абортов, снижению рождаемости, падению нравственной атмосферы в школе. Следует отметить, что в настоящее время усилиями здравомыслящих людей в стране начинается обратная пропаганда-пропаганда целомуд рия, сохранения девственности до брака. Отсюда необходимо заду маться над тем, зачем эту программу пытаются внедрить в нашем го сударстве.

Однако нельзя отбрасывать тот факт, что многие светские пе дагоги не принимают проектов типа "Половое воспитание" в духе планирования семьи, тянутся к чистоте и добродетели, но не всегда могут это обосновать, поскольку не находят достаточной опоры в жизни и художественной литературе. Поэтому возникает необходи мость дать представление о целомудрии: что это такое, почему оно жизненно необходимо для человека, семьи, общества. Такую возмож ность нам дает возврат к православным истокам нашей нравственнос ти.

    - 55

Вопрос о целомудрии молодежи, о сохранении нравственной чис тоты, скромности довольно серьезный и очень больной для нашего времени. Многие родители и учителя стараются обходить его молча нием, скорее всего по двум причинам, стараясь не вмешиваться в интимную жизнь молодежи и считая себя некомпетентными в решении этого трудного вопроса.

Если тема целомудрия так важна для современного общества, то, несомненно, что православная педагогическая традиция не обхо дит его стороной. Смысл христианской жизни - спасение бессмертной человеческой души, ее соединение с Богом, что возможно осущест вить, встав на " путь чистоты и добра". "Как невозможно холодному льду оставаться в сосуде с кипящей водой, так и человеку, пребы вающему во власти пороков, греха, отчаяния, духовной нищеты и не вежества невозможно соединиться с Богом [прот. Сергий Четвериков" Путь чистоты" (беседы священника с молодежью по вопросам пола М. : Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 1996. - С. 3]. Хране ние душевной и телесной чистоты всегда считалось одной из важней ших христианских добродетелей.

Что же такое целомудрие? Какого человека можно назвать цело мудренным? Понятие "целомудрие" многогранно. Этимологический сло варь предлагает следующее объяснение этого термина: "целомудрие это полная мудрость, здравость, неповрежденность, нормальное сос тояние внутренней жизни человека, цельность и крепость личности" В переводе с церковно-славянского "целомудрие" означает целое, здоровое, неиспорченное мудрование, непорочность, девственность. В церковно-славянском и древнерусском языках слово "цел" значило "здоровый", "нравственно цельный", "благоразумный и добросердеч ный" [Краткий справочный церковно-славянский словарь]. Таким об

    - 56

разом, целомудрие - это сохранение неразрывной связи части нашей жизни с целым, здоровым. Ожегов целомудрие определял как девс твенность и как строгую нравственность и чистоту. Русская фило софская мысль, в частности В. В. Розанов, трактовал целомудрие как черту пола, особенность сердца, а не качество ума и характера, как уважение человека к своему телу, бережное отношение к нему. В. В. Розанов считал целомудрие необходимой чертой брака [Роза новВ. В. В мире неясного, нерешенного. - М. , 1995]. Владимир Со ловьев, разъясняя рассматриваемое понятие, писал: "Для человека как животного совершенно естественно неограниченное удовлетворе ние своей половой потребности посредством известного физического действия, но человек как существо нравственное находит это дейс твие противным своей высшей природе и стыдится его". Его позиция вероятно восходит к осознанию двухприродности человека, Соловьев признает под целомудрием приоритет нравственного над физическим [ТростниковВ. Н. Воспитание безнравственности. // Русский дом. 1998. - N3].

Православная педагогика предлагает свое понимание целомудрия и его значения как базиса для нравственного воспитания. Проведем историко-педагогический анализ, для чего сначала обратимся к апостольским писаниям и творениям святых отцов раннехристианского периода. В центре христианского понимания лежит богосотворен ность, богосозданность окружающего мира. Следовательно, наше фи зическое, телесное существо - создание Божие. В послании к Корин фянам апостол Павел пишет: "Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа" [1 Кор. 6, 19]. Человеческое тело устроено таким об разом, что является оболочкой для души. Душа определяет нравственное или безнравственное поведение человека. Посредством

    - 57

души человек соединяется с Богом, Духом Святым. Поэтому под цело мудрием подразумевается чистота от "плотской греховной сквер ны, состояние невинности, здравый смысл, здравый ум". Первоначаль но целомудрие отождествлялось с благоразумием [2. Мак. 4, 37; Де ян. 26, 25, 1; Пет. 4, 7], здравомыслием, здравомудрием, премудростью в жизни и слове [Феофан Говоров, еп. Толкование пастырских Посла ний святого апостола Павла. - С. 282, 488], позднее трактовалось как "противление сладострастию" [Василий Великий. Слово об отре чении от мира], "супружеская верность" у Исидора Пелусиота [Пись мо 266] и у Иоанна Златоустого [Беседа 3-я Послание к Евреям ], сохранение тела от скверны" у Афанасия Великого [Об определениях 2, 4].

Анализ разных изречений, взглядов, суждений по вопросу цело мудрия позволяет выделить широкий и узкий смысл термина "целомуд рия". Целомудрие в христианстве не ограничивается только физичес кой чистотой, но подразумевает духовно-нравственный рост челове ка.

В широком смысле значение "целомудрие" содержится в творени ях преподобного Иоанна Лествичника. Целомудрие, по его мнению, есть всеобъемлющее название всех добродетелей [Преподобного отца аввы Иоанна Лествица. - СПб, 1995]. То есть, целомудрие, переводя на обычный язык, представляет собой совокупность всех нравствен ных категорий, подразумевает умение управлять своими мыслями, сло вами, действиями. Преподобный Амвросий Оптинский, характеризуя целомудрие писал о нем как о способности "соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах" [прот. Четвериков С. Описание жизни блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия.... - С. 217]. Целомудрие

    - 58

требует от человека самоотверженной жизни, со всесторонним попра нием эгоизма, самоугодия", - добавляет епископ Феофан [еп. Феофан Говоров. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 117]. В этом смысле целомудрие синонимично термину "совершенс тво".

"Будьте совершенны, как и Отец Ваш Небесный совершенен есть"- один из ведущих принципов православной педагогики. Цело мудренный человек - есть та цель воспитания, которую видит перед собой православный педагог. Можно провести аналогию между цело мудренным человеком и всесторонне (разносторонне) развитой гармо нической личностью. Хотя это параллельные, но не тождественные понятия. Понятие цельного, обладающего полной мудростью человека, в христианской педагогике несколько иное. Это не разрозненное развитие разных сторон личности или тем более всех.

    Cовершенный, целомудренный человек с точки зрения правос

лавной педагогики предполагает особое внутреннее устроение, где силы души в иерархическом порядке подчинены, обеспечивают, подчи нены, дополняют друг друга. Приоритет в человеческом устроении принадлежит духовности "как основе человеческого существа" [Зень ковский В. В. (протопресвит) Проблемы воспитания в свете христиан ской антропологии. - М. : изд-во Свято-Владимирского аббатства, 1993. - С. 150]. Духовность - это стремление человека к Богу, стремление сообразовать свою жизнь с волей Божией, "очищение сердца, аскетическая работа над собой" [С. 30].

Существует мнение, что православие призывает к гармоническо му развитию личности. Но здесь "гармония - это пропорциональ ность, безупречное расположение частей в пространстве. Гармония возможна только в союзе с Богом. Принцип гармонического развития и

    - 59

устроения в Православии требует доверия к Богу, к его промыслу, молитвенного диалога с ним [Сурова Л. В. Православная школа сегод ня Книга для учащихся и учащих. - М. ,1996. - С. 36-37].

Целомудрие в каждом человеке проявляется в разной степени. Что касается степеней целомудрия, понимаемого в широком смысле как всеобъемлющего названия всех добродетелей, то описания их Святые Отцы не дают. Человек не должен, по их мнению, знать о своем духовном росте, так как это может повредить духовной жизни, и тем более повредить "охранительнице добродетелей" - смирению. Смирение- необходимое условие целомудрия. Само это понятие озна чает внутреннее самоограничение, умение отсекать свою волю. Это не раболепие. Смиренный человек - это тот, который перед собой всегда видит Бога. "Смирение - это не забитость. Смириться - это не значит отказаться от всей полноты даров, талантов, которые дал Бог. Настоящее смирение - это мир с Богом и людьми, гармония, пре ображение всех человеческих не для горделивого самоутверждения, а для служения ко спасению ближнего, а значит и для себя" [Церковь, дети, и современный мир. - СПб: изд-во Новый город, 1997. С. 57-58]. Целомудрие невозможно без любви, милосердия, терпения. Опора целомудрия - пост, молитва, воздержание.

В узком смысле слова целомудрие рассматривается святыми От цами как добродетель, духовно-нравственное качество, противопо ложное разврату. И если в первом случае в качестве синонима поня тию "целомудрия" мы брали "совершенство", то во втором близким по значению будет "чистота". Подобная трактовка целомудрия довольно часто встречается в творчестве святых Отцов - Иоанна Лествичника, Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Симеона Нового Богослова. Последний пишет, что

    - 60

"обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни" [Симеон Новый Богослов, прп. Слово 48// Слова. Вып. 1. - С. 436-437]. И тогда мы можем говорить о чистоте души и тела. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что "истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый те лесный член (например глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. " "В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма. " Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным уб ранством одежд. Чистота - ненавистница дорогих яств, бегающая пь янства. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота - родоначальница любви.... [Ефрем Сирин, прп. Творения. Ч. 1. - С. 132].

Святые Отцы, в отличии от целомудрия в широком значении, в узком выделяли степени чистоты. У преподобного Иоанна Лествичника их три: начало, середина и конец ("предел и крайняя степень со вершенной чистоты") [прп. Отца Аввы Иоанна Лествица. - СПб. , 1995. - С. 122. - Сл. 15, 8-13]. У Иоанна Кассиана их шесть, причем высшая степень- это отсутствие нечистоты как в бодрственном сос тоянии, так и во сне.

Независимо от употребления, в широком или узком смысле, раз личают две группы признаков целомудрия - внешние и внутренние. Внешние находят свое отражение в поведении, одежде, облике чело века. Внутренние состоят в том, чтобы все доброе делалось не для людей, а для Бога и перед Богом (т. е. не по человекоугодию, а бескорыстно). Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы не счи тать себя завершившимся, это умение хранить ум и сердце от помыс

    - 61

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.