РУБРИКИ

Отчет по программе педагогической практики - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Отчет по программе педагогической практики - (реферат)

Отчет по программе педагогической практики - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Украины
    Киевский государственный экономический университет
    Кафедра педагогики и
    психологической деятельности
    Курсовая работа по методике
    преподавания и психологии на тему:
    “Менеджмент или как управлять организацией? "
    Выполнил студент
    4-го курса спец. 0104
    4-й группы
    Чиж Ю. А.
    Научные руководители
    Радзиевская О. А.
    Романова А. Н.
    Содержание
    Введение……………………………………………………………………………………………

Глава 1. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины…………...

Перечень тем, формы занятий и распределение часов учебной дисциплины “Основы экономики" для 11-го класса общеобразовательной школы с экономическим уклоном………………….

Социально-психологическая характеристика аудитории…………………... Цели и задания обучения курса “Основы экономики"……………………...

Цели и задания обучения темы “Менеджмент или как управлять организацией? "……………………………………………………………………………….

Глава 2. Анализ и обоснование темы “Менеджмент или как управлять организацией? "…………………………………………………………………………………...

    Место темы в курсе учебного процесса………………………………………….
    Структура темы……………………………………………………………………………...
    Модель усвоения базы знаний………………………………………………………...
    Глава 3. Урок изложения нового материала………………………………………...
    План урока…………………………………………………………………………………….
    Методическая карта урока……. ……………………………………………………….
    Текст информационного сообщения………………………………………………...
    Наглядные пособия для урока…………………………………………………………
    Контроль и оценивание (экспресс-опрос). ………………………………………
    Домашнее задание………………………………………………………………………….
    Глава 4. Урок закрепления изученного материала……………………………….
    Методическая карта урока……………………………………………………………...
    Дидактические материалы урока: …………………………………………………...
    задания для контроля………………………………………………………………….
    задача на платежную матрицу…………………………………………………….
    самостоятельная работа………………………………………………………………
    задание для мозговой атаки………………………………………………………...
    материалы “Это интересно"………………………………………………………...
    наглядные пособия для урока: ……………………………………………………
    задания для теста……………………………………………………………………
    таблицы для задачи на платежную матрицу…………………………….
    карточки для самостоятельной работы…………………………………….
    Модель деловой игры……………………………………………………………………...
    Заключение………………………………………………………………………………………...
    Библиография…………………………………………………………………………………….
    3
    5
    -
    6
    7
    8
    10
    -
    11
    12
    13
    -
    -
    14
    20
    24
    -
    25
    -
    26
    -
    -
    27
    28
    29
    30
    31
    35
    36
    39
    41
    42
    Введение

Вся наша жизнь зависит от того, насколько хорошо налажены экономические отношения в обществе. Развитые страны мира прошли долгий путь развития, пока достигли такого уровня, на котором находятся сейчас. В нашей стране в течении длительного периода господствовала командно-административная система, показавшая свою неэффективность и развалившаяся, исчерпав свои возможности. Нашему поколению выпало на долю переживать эпоху перемен. Каждому человеку приходится перестраиваться на новые общественные отношения, основу которых составляет рыночная форма ведения хозяйства. Пройдет еще много времени, пока можно будет с уверенностью сказать: я–гражданин правового демократического государства с мощной экономикой и высоким уровнем достатка. Но к этому надо стремиться. Нужно сказать, что уже немало сделано с тех пор, когда Украина получила независимость, и точно известно только одно– мы на правильном пути.

Многие понимают, что и как нужно делать, чтобы Украина постепенно превращалась в правовое государство с рыночной формой хозяйствования. Однако главное–научить этому подрастающее поколение. Именно эту задачу должна поставить перед собой система образования: научить молодых граждан Украины основам рыночной экономики.

В своей работе я хочу показать примерный план курса преподавания основ экономики учащимся старших классов средних школ и более подробно мне бы хотелось остановиться на теме “Менеджмент", которая познакомит учащихся с основами управления, даст элементарные знания в области руководства организацией, позволит учащимся почувствовать себя на руководящей должности компании.

В нашей стране и за рубежом издано множество литературы, которая может помочь разобраться в менеджменте. Особое внимание при этом заслуживает книга, изданная в Нью Йорке в 1988г под названием “Основы менеджмента" авторами Майклом Месконом, Майклом Альбертом и Франклином Хедоури. Это издание было переведено на русский язык и издано в Москве в 1992г. и тем самым стало доступным для нашего читателя. Мне кажется в этой книге американских писателей можно найти исчерпывающие ответы на большинство вопросов по менеджменту. Можно также посоветовать читателю книгу Френка Беттжера “Вчера неудачник –сегодня преуспевающий коммерсант”. Это полезная и увлекательная книга об искусстве торговать.

Система рыночных отношений на примере немецкой модели очень доступно описана в книге Петра Енгстлер “Ринкова економікаіка для бізнесменів початківців" Для написания своей работы я использовал ряд учебников по педагогике. “Педагогика" под редакцией Абельцевой Э. П. , изданная в Москве в 1981г. раскрывает общие основы педагогики, теории воспитания и школоведения, проблемы диалектики и т. д.

“Педагогика” И. Ф. Харламова, изданная в Москве в 1990г. освещает общие вопросы педагогической науки, теоретические и методические основы обучения, а также процесс формирования личностных качеств учащихся.

Интерес представляет киевское издание 1984г. книги “Сто советов учителю", автор которой–В. А. Сухомлинский. В работе даются советы учителям по различным вопросам организации содержания, форм методов и приемов учебно-воспитательной работы, по вопросам самовоспитания учащихся.

    Глава I. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины

Перечень тем, формы занятий и распределение часов учебной дисциплины “Основы экономики" для 11-го класса общеобразовательной школы с экономическим уклоном

    Список тем
    Формы занятий
    Часы
    Вводное занятие
    лекция
    1
    Тема 1. Основные экономические понятия.
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 2. Общественное производство.
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 3. Товар. Виды товаров.
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 4. Фирма. Что это и как она работает?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 5. Виды фирм.
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 6. Рынок. Чем он отличается от базара?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 7. Конкуренция: хорошо это или плохо?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1

Тема 8. Спрос и предложение на рынке и как формируется цена товара? урок изложения нового материала

    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 9. Как увеличить спрос на товар. Маркетинг. Реклама.
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 10. Деньги. Зачем они нужны?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 11. Финансы и что делает бухгалтер?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1

Тема 12. Банки и как предприятия расплачиваются друг с другом? урок изложения нового материала

    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 13. Что такое инвестиции и зачем берут кредиты?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 14. Инфляция. Почему деньги обесцениваются?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 15. Кому нужно страхование?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 16. Ценные бумаги и в чем их ценность?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 17. Биржи и что там происходит?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 18. Роль государства в экономической жизни.
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 19. Бюджет государства.
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 20. Налоги. За что их платят?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 21. Приватизация. Куда вложить ваучер?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1

Тема 22. Международные экономические отношения. Зачем иметь дело с другими странами?

    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 23. Менеджмент или как управлять организацией?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Тема 24. Как открыть собственную фирму и начать дело?
    урок изложения нового материала
    1
    урок закрепления изуч. материала
    1
    Подведение итогов
    1
    Итого часов
    50
    Социально-психологическая характеристика аудитории

В 11-м классе средней школы, в которой я провожу занятия, 13 мальчиков и 11 девочек. Школа– частная, и обучение в ней стоит немалую сумму. Поэтому здешние ученики –на 95 % дети состоятельных людей. Их родители, как правило, -- бизнесмены, банкиры, работники государственной администрации, есть даже сын депутата Верховного совета. Ребята обеспеченные и далеки от проблемы нехватки материальных средств. Любой может позволить себе практически все. Однако, на мое удивление, их социальный статус не оказывает никакого отрицательного влияния на их поведение. Я ожидал увидеть тщеславных, упрямых молодых людей, уверенных в своем будущем, смотрящих на остальных сверху вниз. Отнюдь, моему взору предстали 24 воспитанных, грамотных и весьма любознательных людей. Так что в целом аудитория меня вполне удовлетворяет.

Естественно, не обошлось без недостатков: двое учеников действительно оправдывают мои ожидания, будучи весьма упрямыми, не проявляющими особого уважения ни ко мне, ни к учителям, ни даже к своим товарищам. В то же время один из них очень неплохо разбирается в экономике (видимо влияние родителей), а другой знает 2 иностранных языка. Не удивительно, что эти двое держатся обособленно от остальных. С девочками все в порядке, хотя одна уже вышла за муж и редко появляется на занятиях. Вообще посещаемость нормальная. Ребят в классе больше интересуют точные науки, чем гуманитарные, что необходимо учесть и включить в программу экономические задачи с несложными расчетами. Почти все ребята уже определились кем они хотят быть, и родительское наставление, мне кажется, сыграло главную роль. Еще в начале я провел небольшую беседу и узнал, что в классе воспитываются шесть будущих юристов, десять экономистов, трое хотят всерьез заняться языками, двое свяжут свою жизнь с информационными технологиями, один– профессиональный спортсмен, а две девочки еще не знают, чего хотят. В школе царит благоприятная рабочая обстановка: на занятиях достаточно тихо, здесь редко случаются большие неприятности, случаи хулиганства и т. д. Школа располагает достаточными средствами для приобретения достойного инвентаря, приглашения на работу хороших учителей. Дети берегут школьное имущество, что связано либо с неплохим воспитанием, либо с высокими штрафами, налагаемыми на родителей за порчу имущества.

В целом ребята, хоть и хорошо воспитаны, однако не располагают обширными знаниями ни в экономической сфере, ни в других, даже общеобразовательных науках, что заставляет усомниться в том, стоит ли их родителям тратить большие деньги, чтобы отправить детей учиться в эту школу.

Характер у моего класса сравнительно покладистый: дети слушают все с заметным интересом, редко приходится делать замечания. Иногда кажется они ведут себя слишком спокойно. Довольно сложно их вывести на дискуссию, заставить поделиться собственными мыслями. Значительно проще у них получается пересказывать мои рассказы. Поначалу, мне казалось, это вызвано непониманием предмета, однако впоследствии я убедился, что предмет они понимают, просто они не очень разговорчивые. То же самое говорят другие учителя. Хотя ребята очень любят всяческие шутки и лучше всего урок проходит в форме деловой игры. Немного отвлекшись от темы, я провел с ними небольшой тест по определению темперамента. И в классе оказалось 9 сангвиников, 8 меланхоликов, 5 флегматиков, 2 холерика. Как раз эти двое и проявляют наибольшую активность. Учителя говорят – это лучший класс в школе.

    Цели и задания обучения курса “Основы экономики"

В процессе обучения дисциплине “Основы экономики" преследуются следующие цели:

    Обучающие:

Привить учащимся элементарные знания основных экономических терминов и понятий. Научить правильно использовать эти термины в своих высказываниях. Дать учащимся знания по основным направлениям экономической науки. Обучить основным категориям экономики:

    общественное производство;
    предприятие;
    собственность;
    товар;
    спрос;
    предложение;
    финансы;
    маркетинг;
    деньги;
    налоги и др.

Развить у учащихся организаторские и управленческие способности. Развить навыки решения элементарных экономических задач.

    Сформировать навыки по открытию собственного дела.
    Развивающие:
    Привить учащимся интерес к экономической науке.
    Познакомить с проблемными вопросами экономики:
    инфляция;
    циклические колебания общественного развития;
    безработица;
    дефицит бюджета;
    кризис платежей и др.

Ознакомить учащихся с экономической литературой и научить ею пользоваться. Ознакомить с экономикой развитых и развивающихся стран.

Ознакомить с экономическим законодательством и государственными органами, регулирующими хозяйственную жизнь.

Сориентировать учащихся на высокоперспективные сферы экономики: производственная сфера;

    банковское дело;
    страховой бизнес.
    Воспитательные:
    Воспитать у учащихся уважение к закону.
    Воспитать и развить чувство ответственности.

Воспитать чувство уважения к коллегам-предпринимателям, клиентам, представителям государственной власти.

Цели и задания обучения темы “Менеджмент или как управлять организацией? "

    Обучающие:

Дать учащимся элементарные знания основных терминов и понятий предмета “менеджмент”.

Привить учащимся элементарные навыки управления организацией. Научить учащихся принимать решения в условиях ограниченности ресурсов, как материальных, финансовых, трудовых, так и временных.

Научить решать элементарные математические задачи, касающиеся процесса управления.

    Развивающие:

Привить учащимся интерес к процессу управления организацией. Познакомить с базовыми понятиями процесса управления:

    планированием;
    организацией;
    руководством;
    контролем;
    процессом принятия решений.

Ознакомить учащихся с литературой, рекомендованной для руководителей коллективов.

Ознакомить учащихся с зарубежным опытом управления организациями. Ознакомить учащихся с проблемными вопросами управления.

    Воспитательные:
    Воспитать у учащихся чувство собственного достоинства.

Воспитать и развить чувство ответственности перед коллективом за выполнение поставленных задач.

    Воспитать организаторские и управленческие способности.

Глава II. Анализ и обоснование темы “Менеджмент или как управлять организацией"

    Место темы в курсе учебного предмета

Сегодня очень часто приходится слышать слова “менеджмент”, “менеджер” по телевидению, радио, встретить в газетах, журналах, даже на столбах в объявлениях “Курсы менеджеров". Мне кажется, любой старшеклассник знает слово “менеджер", однако не каждый толком разбирается, что оно означает. Менеджмент–умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Очень похоже на то, что при социализме называлось эксплуатацией. Однако, это не так. Менеджмент–это функция деятельности по руководству людьми в различных организациях, т. е. по сути– управления людьми.

Ни для кого не секрет, что вряд ли в мире найдется, хоть одна организация, которой никто не управляет. Даже организация из одного человека нуждается в управлении. Любая организация нуждается в менеджере. В мире существуют крупные организации, насчитывающие даже сотни менеджеров.

Менеджеры появились еще в древние века, когда зарождалось ремесленничество. Первыми менеджерами были мастера цехов еще в начале нашей эры. Менеджеры были и в Советском Союзе, только они назывались по-другому. Вообще, менеджер– лицо осуществляющее управление чем-либо или кем-либо. Очень жаль, что в наше время в Украине процессу обучения управлению коллективом уделяется столь незначительное внимание. В ВУЗах студенты изучают лишь краткий теоретический курс менеджмента и не проходят никакой практики. В школе вообще никакого внимания менеджменту не уделяется.

Невозможно построить правовое, развитое, нравственное общество, если во главе предприятий, организаций, учреждений и у руля государства стоят специалисты, неграмотные в отношении управления коллективом и ресурсами, которые не в состоянии сделать правильный выбор, принять правильное решение. Именно поэтому я решил включить тему “Менеджмент или как управлять организацией" в курс “Основы экономики".

    Структура темы
    Модель усвоения базы знаний
    Уровни усвоения
    Цели
    Неосознанное восприятие

Назвать, что включает в себя менеджмент или управление организацией. Назвать цели организации.

    Определить признаки, цели, роль менеджера в организации.
    Назвать уровни менеджеров.
    Назвать условия существования организации.
    Назвать общие характеристики организации.
    2. Репродуктивный
    Объяснить, кто такой менеджер.

Сформулировать определение основных терминов и понятий темы: организация (учреждение), внутренняя среда организации, микросреда, макросреда, принятие решений, планирование, цели, стратегии, политика, процедура, правило, программа, бюджет, организация (процесс), руководство, мотивация, лидерство, контроль.

    Сформулировать общие характеристики организации.

Объяснить, в какой среде работает организация. Сравнить внешнюю среду организации с внутренней.

    3. Алгоритмический
    Упорядочить функции менеджмента во времени.
    Доказать, что все организации нуждаются в управлении.
    Доказать, что организация является открытой системой.

Предложить наиболее эффективные способы мотивации работников. Решить задачу на платежную матрицу.

    4. Творческий

Оценить, насколько широко применяется в мире горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Сравнить эффективность работы простых и сложных организаций, оценить различия в руководстве простыми и сложными организациями.

    Оценить влияние внешних факторов на работу организации.

Сымитировать работу организации с использованием современных методов управления.

    Глава III. Урок изложения нового материала
    План урока изложения нового материала
    Организационный момент.
    Мотивация к изучению данной темы.
    Постановка целей, задач.
    Изложение нового материала.
    Закрепление нового материала.
    Итоги занятия, домашнее задание.
    Методическая карта урока изложения нового материала
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    1. Заходит в класс и приветствует учеников.
    1. Приветствуют учителя вставанием.
    Предлагает учащимся приготовиться к уроку.
    а) Переходит к пункту 3.

б) Дает ученикам дополнительную минуту, чтобы они приготовились к уроку. Учащиеся готовятся к уроку.

    а) Учащиеся готовы к уроку.
    б) Учащиеся не готовы к уроку.
    3. Проводит выявление отсутствующих.

3. Каждый отвечает учителю, когда он называет фамилию учащегося. 4. Говорит вступительные слова, тем самым мотивируя учеников к изучению данной новой темы.

    а) Переходит к пункту 5.

б) Продолжает мотивацию, используя понятные термины, говоря об интересующих учащихся вопросах.

    4. Внимательно слушают учителя.
    а) Ученики готовы к восприятию нового материала.
    б) Ученики не готовы к восприятию нового материала.

5. а) Проводит изложение нового материала. Говорит достаточно медленно и отчетливо, чтобы любой мог понять. Основные положения– диктует.

б) Привлекает внимание учеников. Делает замечания отдельным ученикам. 5. а) Записывают основные положения лекции, внимательно слушают и пытаются осознать комментарии. Записывают вопросы, чтобы задать после изложения материала.

    б) Ученики не слушают учителя.

6. Предлагает задать вопросы, касающиеся материала, который был изложен, возможно, недостаточно

    ясно.

а) Предлагает другим ученикам ответить на вопросы одноклассников. б) Переходит к пункту 8.

    6.
    а) Задают вопросы по неясным аспектам.
    б) Не задают вопросы учителю.

7. Корректирует ответы учеников и добивается полного понимания изложенного. 7. Внимательно слушают и записывают основные положения.

8. Предлагает задать вопросы, не затронутые в изложении, но интересующие учеников, как по данной теме, так и по непосредственно связанным темам. а) Отвечает на вопросы.

    б) Переходит к пункту 9.
    8. Задают интересующие их вопросы.
    а) Задают интересующие вопросы.
    б) Не задают вопросы учителю.

9. Проводит закрепление нового материала путем вопросов к ученикам, касающихся изложенного материала.

а) Благодарит за правильные ответы и переходит к пункту 10. б) Разъясняет ученикам моменты, которые они не поняли, добивается полного понимания темы.

    9.
    а) Отвечают на вопросы.

б) Затрудняются ответить на вопрос или отвечают неправильно. 10. Разъясняет домашнее задание. Объясняет ученикам, что необходимо иметь на уроке закрепления изученного материала (конспект сегодняшнего занятия, письменные принадлежности, калькулятор).

    10. Записывают домашнее задание,
    требуют объяснения в случае
    непонимания или неясного понимания.

11. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 11. Прощаются с учителем, вставая.

    Текст информационного сообщения
    Мотивация

Основу экономической жизни многих стран мира, а теперь уже и нашей страны составляет рыночная форма хозяйствования. Ячейкой рыночной экономики является организация. Она может быть представлена в форме фирмы, компании, корпорации, учреждения, института, кооператива и т. д. , однако все это–виды организаций. Каждая организация нуждается в управлении. Иначе она не сможет существовать и распадется. Давайте назовем человека, который управляет организацией– “менеджер", а сам процесс управления – “менеджмент". Понятия “менеджмент” и “менеджер” вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Однако, не смотря на это, довольно прочно закрепились в нашем лексиконе, и теперь нам кажется, что мы знаем их с детства. Каждый день мы слышим по телевидению, радио, встречаем в газетах рекламу курсов менеджеров, которые проводят всевозможные школы бизнеса. Я уверен, что многие из вас давно слышали слова “менеджмент” и “менеджер”. Давайте попытаемся поглубже разобраться в том, кто такой менеджер и что представляет собой процесс управления организацией. Вообще понятие “менеджмент" имеет несколько значений:

    процесс управления организацией;
    наука, изучающая процесс управления;
    искусство управления.

Процесс управления организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно руководствуясь лишь сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных факторов, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

    Организация как открытая система

Организация –это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Эти цели могут быть самые разнообразные: производство продукции, торговля товарами, предоставление каких-либо услуг, сбор налогов (налоговые инспекции), осуществление политических акций (например, политические партии), религиозные цели и т. д.

    Условия существования организации:

наличие хотя бы 2-х человек, которые считают себя частью группы или группой; наличие хотя бы 1-й цели, которую члены группы считают общей; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей).

Цель для организации очень важна, так как никогда не удастся добиться результата, если не знаешь, чего ты хочешь.

    Общие характеристики организации:

все организации для обеспечения своей деятельности используют какие-либо ресурсы:

    материальные (сырье и материалы);
    финансовые (деньги);
    трудовые (рабочие, служащие);
    энергетические (электроэнергия, газ);
    информационные (реклама, законодательство) и т. д.

организации преобразуют ресурсы в желаемый конечный результат своей деятельности:

    продукцию;
    услуги;
    действия и т. д.

организации взаимодействуют с внешней средой используя ресурсы, поставляя результаты своей деятельности;

    в организации осуществляется разделение труда:

горизонтальное –деление работы, которую необходимо выполнить на составляющие и распределение между подразделениями организации либо ее работниками;

вертикальное –разделение в организации управляющих и исполняющих (начальников и подчиненных);

    все организации нуждаются в управлении.

Организации бывают простые и сложные. Простые состоят из одного небольшого отдела, а сложные включают в себя два и более отделов. Встречаются организации, насчитывающие сотни отделов с иерархической структурой, подразделения которых находятся в разных странах мира. Примером простой организации может быть маленькая парикмахерская, состоящая из одного отдела, занимающего 2 комнаты на первом этаже здания. Сложная организация–“Mc Donalds", представительства которого находятся почти во всех странах мира, который насчитывает более 7000 самостоятельных предприятий обслуживающих посетителей, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, осуществляющих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих строительство магазинов, проводящих рекламу.

Деятельность организации зависит от того, как эта организация построена. То, как построена организация, формирует внутреннюю среду организации. Внутренняя средаорганизации включает совокупность факторов, влияющих на деятельность организации изнутри: подразделения организации, отношения между работниками, отношения между руководством и подчиненными.

Организация –это не нечто обособленное, работающее исходя исключительно из своих интересов, ни от кого не зависящее образование. Организация– это система, целиком и полностью зависящая от внешней среды. Внешняя среда –это совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность организации. Она включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику, технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все, что происходит внутри организации. Внешняя среда включает микросреду и макросреду. Микросреда –среда, с которой непосредственно взаимодействует организация: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты и др. Макросреда –факторы, оказывающие косвенное влияние на деятельность организации: политическая ситуация в стране, уровень научно-технического прогресса, состояние экологии и т. д. Внешняя и внутренняя среда организации представлены в разделе “Наглядные пособия" на схеме 1.

    Менеджер

Менеджер-- человек, который руководствуясь современными методами организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников. Менеджер деловой организации во всех решениях должен руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями. Менеджер по сути осуществляет управление.

Управление –это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

    Признаки деятельности менеджера:

Менеджер руководит работой 1-го или нескольких подчиненных ему сотрудников. Менеджер управляет частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов организации.

Ему предоставляются некоторые полномочия, он имеет определенный простор для принятия решений.

Менеджер принимает на себя ответственность за результаты реализации принятых решений.

Менеджер –это человек, который занимает постоянную руководящую должность в организации. Он может быть как владельцем либо совладельцем организации, так и наемным работником.

Если взять какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно встретить различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров и т. д. Рабочие подчиняются мастерам, мастера– начальникам цехов, начальники цехов –директору завода. В данном примере можно увидеть, что существуют разные уровни менеджеров.

В зависимости от меры ответственности, характера решаемых задач можно выделить следующие уровни менеджеров:

Менеджеры низшего уровня, так называемые операционные руководители. Круг их задач: осуществляют контроль выполнения производственных заданий своими подчиненными; отвечают за непосредственное использование ресурсов организации, выделенных для исполнения данного задания;

    разрешают конфликты, возникающие между работниками.

Менеджеры среднего уровня. Они подчинены менеджерам высшего уровня и руководят менеджерами низшего уровня. Их задачи крайне разнообразны и по сути сводятся к координации различных подразделений внутри организации. Менеджеры среднего уровня готовят информацию для рассмотрения менеджерами высшего уровня, а решения менеджеров высшего уровня трансформируют для исполнения менеджерам низшего уровня. Менеджеры высшего уровня осуществляют следующий круг задач: формулирование долгосрочных целей организации;

разработка стратегии организации; * [* ? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?. ] адаптация организации к изменениям во внешней среде;

    управление отношениями между организацией и внешней средой.

Каждый менеджер выполняет определенный набор правил, характерных для данной организации. Эти наборы правил называются ролями менеджеров в организации. Можно выделить следующиегруппы ролей менеджеров:

    межличностные роли:
    главный руководитель;
    лидер;

связующее звено (переписка, работа с другими организациями); роли, связанные с принятием решений:

предприниматель (изыскивает новые возможности для улучшения работы); распределитель ресурсов;

    устранение нарушения работы организации;

посредник, ведущий переговоры (принятие решений в ходе переговоров); информационные роли:

    приемник информации;
    распространитель информации;
    представитель организации во внешней среде.

Как уже говорилось, каждая организация преследует определенные цели в своей деятельности. Цели менеджера – создать условия, благоприятные для достижения целей организации.

    Процесс управления организацией

Процесс управления организацией, а также вопросы, на которые необходимо ответить на каждом этапе управления представлены в разделе “Наглядные пособия" на схеме 2.

Менеджер организации последовательно выполняет все функции менеджмента: планирование, организацию работы, руководство и контроль. Все эти функции объединяет процесс принятия решений. Этот процесс выполняется менеджером постоянно.

    Планирование

Планирование – формулирования целей и разработки программ действий по достижению этих целей. Цель планирования – составления проекта желаемого порядка в будущем. Планирование –основа управления организацией. От того как составлены планы зависит успех организации. Это хорошо показано на схеме 3.

    Типы планов организации:
    Цели организации – проект будущего организации.

Стратегии –генеральная программа действий по достижению глобальных целей организации. Составляется на длительный период.

Политика –общее руководство для действий и принятия решений при достижении целей организации. Это “кодекс законов” организации.

Процедура –хронологическая последовательность ряда шагов, которые необходимо предпринять для достижения поставленных целей.

Правило –руководство к действию (что должно быть сделано в определенных условиях при определенной ситуации).

Программа –совокупность шагов, которые необходимо предпринять, ресурсов, которые следует использовать, заданий, которые необходимо выполнить.

    Бюджет – финансовый план организации.
    Организация

Организационная деятельность представляет собой процесс упорядочения взаимоотношений и взаимодействий работников организации для достижения общих целей. Основная цель этого процесса– сделать сотрудничество людей эффективным. Процесс организации включает в себя следующие этапы:

    определение целей и задач, которые необходимо решить;

на базе этих задач выявление и видов деятельности, которые необходимо осуществить, т. е. определение характера работ;

создание подразделений, т. е. группировка работ в отдельные блоки. наделение руководителя каждой группы полномочиями, необходимыми для обеспечения успеха деятельности организации.

    В более узком понятии организация представляет собой:
    определение конкретных заданий;

распределение работ среди отдельных лиц и групп работников; координацию их действий.

    Руководство

Руководство представляет собой гармоническое единство понятий лидерства и мотивации.

Лидерство –это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей организации. Менеджер становится лидером только благодаря готовности людей разделять его взгляды и следовать за ним. Эффективность лидера определяется не набором личных качеств руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Мотивация –процесс побуждения работника к эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации. Менеджеру необходимо создать все условия чтобы: люди пришли работать в организацию, люди оставались работать в организации, люди работали эффективно. Процесс мотивации неразрывно связан с понятиями потребность и вознаграждение.

    Контроль

Контроль представляет собой процесс сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными; установление факта достижения целей организации, выявление отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были достигнуты.

    Виды контроля:

предупредительный или упреждающий (еще до начала реализации планов); текущий контроль (во время работы);

    заключительный контроль (после реализации планов).
    Процесс принятия решений

В узком смысле принятие решения –выбор единственного варианта из нескольких альтернатив. Для принятия решения необходимо собрать достоверную полную информацию, проанализировать ее, найти несколько возможных альтернатив и выбрать из них наиболее оптимальную. В широком смысле принятие решения – это:

    процесс подготовки решения;
    собственно принятие решения (выбор варианта);
    реализация принятого решения;
    контроль полученных результатов.

В зависимости от наличия информации, ее достоверности, а также от внутренних качеств самого менеджера технология принятия решения бывает различной. Выделяют:

интуитивные решения – выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный; решения, основанные на суждениях – выбор, обусловленный жизненным опытом менеджера; рациональное решение –выбор, сделанный на основе результатов проведенного анализа, оценке альтернатив.

Наиболее точным решением несомненно будет решение, принятое на основе рациональной технологии. Однако менеджер не всегда располагает необходимой информацией и временем, достаточным для принятия такого решения. Поэтому ему ничего не остается, как принимать решение, основанное на суждениях либо интуитивное решение.

    Наглядные пособия для урока изложения нового материала

Наглядные пособия представляют собой некоторые материалы, которые предполагается с помощью проектора спроектировать на экран и предложить ученикам для рассмотрения. На данном занятии будет представлено 3 схемы: “Модель организации как открытой системы", “Процесс управления организацией", “Планирование– основа управления организацией".

    Схема 1. Модель организации, как открытой системы.
    Схема 2. Процесс управления организацией.
    Функции Результаты Функции Результаты
    Схема 3. Планирование – основа управления организацией.
    Контроль и оценивание (экспресс-опрос).

Для экспресс опроса предлагаются следующие вопросы к аудитории:

Как называется образование, в котором объединена группа людей для достижения определенной цели?

    Каковы условия существования организации?
    Какие вы знаете виды ресурсов, используемых организацией?
    Что такое разделение труда? Назовите его виды.
    Нуждаются ли организации в управлении?
    Зависит ли организация от внешней среды?
    Что такое внешняя среда? Что она в себя включает?
    Что такое внутренняя среда? Что она в себя включает?
    Кто такой менеджер?

Что превращает неорганизованную толпу в организованную группу. Назовите признаки менеджера.

    Какие уровни менеджеров вы знаете?

Какие функции выполняют менеджеры низшего уровня, какие – среднего и какие – высшего. Что такое роли менеджера?

    Какие роли играет менеджер в организации?
    Какова цель менеджера?
    Что такое планирование?
    Какие типы планов организации вы знаете?
    Что представляет собой организация как процесс?

Зачем необходимо руководить людьми? Какие два понятия при этом играют решающую роль?

    Что такое контроль и зачем он нужен?
    Что включает в себя процесс принятия решения?
    Домашнее задание
    Предлагается следующее задание на дом:

Прочитать конспект лекции и быть готовым ответить на вопросы, участвовать в беседе, деловой игре по данной теме.

Подготовить интересную ситуацию (рассказ на 2 –3 минуты) о деятельности какой-либо организации (работниках какой-либо организации или ее менеджере), случае с какой-либо организацией, успехе либо неудаче какой-либо организации, рассказать о причинах и последствиях этой ситуации.

    Глава IV. Урок закрепления изученного материала.
    Методическая карта урока закрепления изученного материала
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    1. Заходит в класс и приветствует учеников.
    1. Приветствуют учителя вставанием.
    Предлагает учащимся приготовиться к уроку.
    а) Переходит к пункту 3.

б) Дает ученикам дополнительную минуту, чтобы они приготовились к уроку. Учащиеся готовятся к уроку.

    а) Учащиеся готовы к уроку.
    б) Учащиеся не готовы к уроку.
    3. Проводит выявление отсутствующих.

3. Каждый отвечает учителю, когда он называет фамилию учащегося. 4. Говорит вступительные слова, объясняет ученикам, что будет происходить на сегодняшнем уроке. Объясняет цели, задачи урока.

4. Внимательно слушают учителя. Осознают цели, задачи урока. Проверяет домашнее задание.

а) Слушает выступления учеников, благодарит за проделанную работу. б) Выясняет причины невыполнения домашнего задания, разъясняет ученикам суть домашней работы, предлагает оставить работу на следующее занятие. 5.

а) Выборочно 2 – 3 ученика рассказывают подготовленную ситуацию. б) Учащиеся не выполнили домашнее задание.

6. Предлагает ученикам просмотреть конспект и повторить содержание в течение 2 – 3 минут. 6. Повторяют конспект прошлого занятия.

7. Проводит оценку знаний теоретического материала в форме теста: раздает ученикам карточки с вопросами теста, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: задания для контроля”.

7. Отмечают в карточках правильные ответы, а, где необходимо, дополняют суждение или пишут правильный ответ. Сдают заполненные карточки теста учителю. 8. Разъясняет ученикам метод решения задачи на платежную матрицу. См. “Дидактические материалы: задача на платежную матрицу”.

а) Благодарит учащихся за внимание и переходит к пункту 11. б) Переходит к пункту 9.

    8.
    а) Осознают ход решения и записывают основные положения.
    б) Не понимают ход решения задачи.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.