РУБРИКИ

Отчет по программе педагогической практики - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Отчет по программе педагогической практики - (реферат)

p>9. Предлагает ученикам задать вопросы по задаче, добивается полного понимания хода решения.

    9. Задают вопросы, спрашивают неясные моменты.
    10. Отвечает на вопросы учеников.
    10. Внимательно слушают ответы и разъяснения.

11. Проводит самостоятельную работу: раздает ученикам карточки с вопросами, чистые листы, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: самостоятельная работа”.

а) Благодарит учащихся за проделанную самостоятельную работу.

б) Работа считается выполненной. Выясняет причины невыполнения учениками задания, предлагает одноклассникам помочь неуспевающим ребятам. в) Работа считается невыполненной.

Выясняет причины невыполнения учениками задания, предлагает заняться данными вопросами дополнительно.

    11.

а) Пишут ответы на вопросы. Сдают карточки с вопросами и листы с ответами учителю.

б) Не более чем 20 % учеников затрудняются ответить на вопросы самостоятельной работы и отказываются сдать листы с ответами.

в) Более чем 20 % учеников затрудняются ответить на вопросы самостоятельной работы и отказываются сдать листы с ответами.

12. Зачитывает и разъясняет задание для мозговой атаки. См. “Дидакти-ческие материалы: мозговая атака”.

12. Внимательно слушают задание, спрашивают неясные моменты, тезисно конспектируют задание.

13. Выслушивает варианты решений учеников задания “мозговая атака”. Проводит “конкурс" лучшего решения.

13. Предлагают решения ситуации по заданию “мозговая атака”. 14. а) Зачитывает ученикам ситуации из раздела “Это интересно". См. “Дидакти-ческие материалы: “Это интересно”.

б) Привлекает внимание учеников. Делает замечания отдельным ученикам. 14. а) Внимательно слушают учителя.

    б) Ученики не слушают учителя.
    15. Предлагает учащимся принять участие в деловой игре.

а) Проводит деловую игру: разъясняет задание, назначает роли участников, отвечает на вопросы учеников, корректирует поведение учеников во время игры, дает полезные советы.

б) Выясняет причины нежелания участвовать в деловой игре, делает выводы, отменяет игру.

    15.

а) Проявляют желание принять участие в игре. Выслушивают задание, задают вопросы по неясным моментам, выбирают роли в игре, участвуют в игре.

    б) Не проявляют желание принять участие в игре.
    16. Выставляет оценки за активность на уроке.
    16. Молча слушают подведение итогов занятия.

17. Объясняет ученикам, где и когда можно будет узнать результаты самостоятельной работы и теста.

    17. Запоминают или записывают.

18. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 18. Прощаются с учителем, вставая.

Дидактические материалы для урока закрепления изученного материала Задания для контроля

Контроль знаний теоретического материала поводится в форме теста, содержащего 30 вопросов. В тесте имеются вопросы как закрытого, так и открытого типов. Задание для теста– см. наглядное пособие 1.

    Задача на платежную матрицу

Сегодня мы рассмотрим пример принятия рационального решения, решив несложную задачу на так называемую “платежную матрицу".

Платежная матрица –таблица взаимосвязи между принятым решением и типами внешней среды. См. наглядное пособие 2.

Задача. Брокер на бирже намеревается купить акции корпораций A, B или C. Предварительно был проведен анализ, и выяснилось, что процент по акциям будет зависеть от следующих факторов:

    объем сделок на рынке уменьшится
    объем сделок на рынке увеличится
    объем сделок на рынке останется неизменным

При этом доходность акций будет исходить из следующей таблицы: См. наглядное пособие 3.

    Вариант 1. Критерий Байеса.

Допустим, что известны вероятности состояния объема сделок на рынке: См. наглядное пособие 4.

    Оптимальное решение: X = max S ( aij * pj ). * []
    X1 = 5 * 0. 4 + 18 * 0. 5 + 1 * 0. 1 = 11. 1
    X2 = 7 * 0. 4 + 4 * 0. 5 + 13 * 0. 1 = 6. 1
    X3 = 14 * 0. 4 + 6 * 0. 5 + 3 * 0. 1 = 8. 9

Брокеру лучше купить акции компании А, так как при этом ожидается максимальный доход.

    Вариант 2. Критерий Бернули-Лапласа.

Допустим, что вероятности неизвестны. По этому критерию допускается, что вероятности равны. См. наглядное пособие 5.

Оптимальное решение: X = max S ( aij * pj ). [3 ? ?? ?? ?? ? ? ?? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ? ? ? ?? ?? .]

    X1 = 5 * 1/3 + 18 * 1/3 + 1 * 1/3 = 17
    X2 = 7 * 1/3 + 4 * 1/3 + 13 * 1/3 = 8
    X3 = 14 * 1/3 + 6 * 1/3 + 3 * 1/3 = 7. 7
    Брокеру целесообразнее купить акции А.
    Вариант 3. Критерий оптимизма (ориентация на удачу).
    Оптимальное решение: X = max (max aij);

Максимальный доход при выборе решений X1 = 18; X2 = 13; X3 = 14. Оптимальное решение: X1.

    Вариант 4. Критерий пессимизма (ориентация на неудачу).
    Оптимальное решение: X = max (min aij);

Минимальный доход при выборе решений X1 = 1; X2 = 4 X3 = 3. Оптимальное решение: X2.

    Самостоятельная работа

Самостоятельная работа представляет собой задание, которое требует от учащиеся знаний материала, изложенного на уроке изложения нового материала, а также понимания задачи на платежную матрицу, ход решения которой изложен на текущем уроке. Самостоятельная работа рассчитана на 7– 8 минут. Условие самостоятельной работы –карточки по 2 вопроса в каждой. Имеется 8 вариантов. Карточки для самостоятельной работы– наглядное пособие 6.

    Задание для мозговой атаки
    Предлагается зачитать ученикам следующий текст:

“Почему твоя бригада устанавливает воздуховоды на 7-м этаже восточного крыла? У нас там целые две недели резервного времени. Сейчас в критическом положении находится воздуховод на 6-м этаже в западном крыле. Ей-богу, Прествуд, это же должно быть сделано еще месяц назад. А сейчас вы не даете работать на 6-м этаже ни сантехникам, ни электрикам, потому, что всех своих людей направили на работу в совсем другое место. Тебе это все равно? ”

“Нет, г-н Нельсон, мне не все равно, но мне кажется, что я совсем ошалел от этой новой системы планирования по методу критического пути. " “Я еду на площадку, чтобы поговорить с тобой, а пока перебрось людей на 6-й этаж. "

Рой Нельсон направился к своей машине. Он 16 лет проработал в этой строительной компании и сейчас руководил проектом по постройке мемориального госпиталя. Нельсон был основным зачинщиком внедрения сетевого планирования на основе ЭВМ для оперативного управления строительными работами. Он верил: система вытянет компанию из средневековья, поднимет производительность и сэкономит кучу денег. Сейчас, правда, он подумывал, а не было ли это большой ошибкой–весь этот переход на сетевые графики. С технической точки зрения система работала нормально, но он не достигал тех результатов, которые ожидал получить от своих помощников.

Бил Пествуд всегда был отличным сознательным и надежным бригадиром, руководящим работами по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Однако, после внедрения сетевого графика Бил кажется совсем утратил навыки руководства бригадой. Его ошибки привели к серьезным сбоям в строительстве госпиталя. Рой нашел Била Пествуда на шестом этаже западного крыла, где его бригада уже начинала работу с этим оказавшимся в критическом положении воздуховодом. “Бил, я надеюсь, что мы сможем понять в чем причина наших бед в последние месяцы. У нас такого раньше не было. "

    “Мне эти штучки тоже не нравятся. "

“Хорошо, Бил. Давай-ка сначала посмотрим на последнюю недельную распечатку сетевого графика, которую я прислал тебе в понедельник. Где она? " “Думаю, в багажнике моего автомобиля. "

“В багажнике? Что ей там делать? Она должна быть постоянно с тобой! Ты же не оставляешь рабочие чертежи в багажнике? "

“Нет, не оставляю. Но я понимаю чертежи, к тому же чертежи не меняются каждую неделю. По правде говоря, эта распечатка для меня просто пустое место, огромная сетка цифр. "

“Ты же получил копию “Руководства по применению метода сетевого планирования", не так ли ? ”

    “Да, я получил все 300 страниц этого руководства. "

“И ты посещал семинар, где я объяснял, как система работает? " “Да, я был на семинаре. "

    “Ну, тогда что за…"

“Г-н Нельсон, восемь лет я был хорошим бригадиром. Если же вы хотите, чтобы я таскал по площадке 20-фунтовую распечатку, выдайте всем по тележке. Что касается меня лично, то мне надоело получать какие-то непонятные компьютерные приказы, за которые потом всю вину валят на меня. Я думаю, что мне лучше, наверное, работать в компании, где люди общаются друг с другом на понятном английском языке. А вы поищите себе другого бригадира. ”

    Вопросы

Было ли ошибочным внедрять автоматизированную систему сетевого планирования в строительной компании? Почему?

Можно ли было избежать проблемы между менеджером и бригадиром? Каким образом? Что теперь должен делать Рой Нельсон.

    Материалы “Это интересно”
    Ситуация 1. Победа в компьютерной игре.

Понимая, что компьютер –знамение будущего и самый бурно развивающийся бизнес в современном мире, две фирмы решили вступить в конкурентную борьбу на этом поприще. Фирма А–одна из крупнейших американских компаний уже занимающая ведущее место в электронике. Она располагает сотнями миллионов долларов, потратив их на исследования рынка, привлечение лучших технических специалистов и сбытовиков, на строительство новейших хорошо оборудованных заводов. Фирма Б–это всего лишь два человека, бросивших когда-то колледж. Весь их опыт в электронике сводится к продаже “голубых коробочек"–устройств для незаконных междугородних телефонных переговоров. Перед началом разработки своей машины они ни гроша не затрачивали на исследования. Весь начальный капитал составляет 1300 долларов, полученных от продажи автобуса “Фольксваген” и карманного калькулятора. Их штаб-квартира размещается в спальне одного из партнеров, а сборочный конвейер– в гараже.

Кто окажется более успешным фирма А или фирма Б? Очевидный ответ –А. Фирмой А в данной ситуации оказалась “Radio Corporation of America" (“RCA"). Ее компьютеры, тем не менее не известны, потому что в 1976 году потеряв 300 млн. долларов фирма была вынуждена свернуть компьютерное производство. А фирма Б–“Apple Computer", которая по сей день занимает ведущее место в компьютерном бизнесе.

    Ситуация 2. Как получить оценку.

Представьте себе, что вы студент изучающий экономику в Йельском университете где-то в 70-е годы, пишите курсовую работу, предлагая создать авиалинию, которая доставляла бы маленькие посылки и бандероли по территории страны в пределах одних суток. Эта компания, о создании которой вы мечтаете, стала бы напрямую конкурировать с компанией “Ups" и US Mail. План предусматривает вытеснение из бизнеса этих двух мощнейших конкурентов, даже при условии, что создаваемая компания стала бы брать за услуги в 40 раз больше, чем ее конкуренты. Какую оценку вы бы получили за курсовую работу? Вероятно, “тройку" просто за старание. Такую же оценку получил Фредерик Смит за свою “странную” работу, которая по существу являлась достаточно подробным планом создания компании “Federal Express". Смит мог бы опротестовать оценку, но управление компанией “Federal Express", которая приносит в год 300 млн. долларов и гарантирует доставку миллионов бандеролей и небольших посылок в год в течение 24 часов после отправки, не оставляет ему времени на это.

    Ситуация 3. Пища для размышлений.

Две фирмы в ресторанном бизнесе. Первая расположена в старом здании в самой старой части города, к тому же и не на первом этаже. Готовят и обслуживают здесь превосходно, но владельцы отказываются вывешивать рекламу своих клиентов. Вторая компания имеет гораздо более низкие цены, повара ее не имеют такого опыта, готовится все сразу, хранится и разогревается по мере надобности, пока все не продастся. Вторая компания расположена в самой новой части города и предоставляет широкие возможности для рекламы своим клиентам. Кто из них скорее добьется большего успеха?

Многочисленные гурманы считают “La Tour D’Arange" лучшим рестораном мира все двести лет его существования. Однако большинство людей охотнее посещает другое учреждение, которое продает гамбургеры под маркой “Mk Donald’s".

Наглядные пособия для урока закрепления изученного материала Наглядные пособия представляют собой:

материалы, которые предполагается с помощью проектора спроектировать на экран и предложить ученикам для рассмотрения;

    раздаточные материалы.
    Задание для теста
    Наглядное пособие 1. (раздаточный материал)

Выберите ответ, который, по Вашему мнению, является правильным и наиболее полным:

    Организация – это …
    группа людей, объединенных по какому-либо признаку;
    группа людей, занимающихся бизнесом;

это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.

    Организации взаимодействуют с внешней средой…
    потому что это является общей целью всех организаций;

используя ресурсы, поставляя результаты своей деятельности; так требует законодательство Украины.

    Условия существования организации:
    наличие офиса;
    наличие хотя бы 5 человек;

наличие членов группы, которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей).

    Все организации нуждаются в …
    управлении;
    разделении труда;
    рекламе.
    Выберите правильное суждение:

Внешняя среда организации включает в себя микросреду и макросреду. Внешняя среда организации включает в себя макросреду, а та в свою очередь включает микросреду.

    Макросреда также называется макросредой.
    Менеджеры низшего уровня:

осуществляют контроль выполнения производственных заданий своими подчиненными; готовят информацию для рассмотрения менеджерами высшего уровня; осуществляют разработку стратегии организации.

    Цель планирования – …
    обеспечить максимальную прибыль организации

создать условия, благоприятные для достижения целей организации; составление проекта желаемого порядка в будущем.

    Организационный процесс – это …

процесс планирования, руководства и контроля над деятельностью организации; процесс упорядочения взаимоотношений и взаимодействий работников организации для достижения общих целей;

    процесс управления организацией.
    Мотивация – это …

это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей организации;

процесс побуждения работника к эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации.

Выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный называется… интуитивным решением;

    решением, основанным на суждениях.
    II. Выберите несколько подходящих ответов
    Организацией можно назвать:
    завод по производству холодильников;
    школу;
    парикмахерскую;
    группу людей в автобусе;
    политическую партию;
    церковь.
    Разделение труда бывает:
    постоянное;
    временное;
    горизонтальное;
    вертикальное.
    Организация …
    работает исходя исключительно из своих интересов;
    целиком и полностью зависит от внешней среды;
    работает исходя из своих и общественных интересов.
    Менеджер – это человек, который …
    дает полезные советы по руководству организацией;

во всех решениях руководствуется в первую очередь экономическими соображениями; организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников.

    К признакам менеджера относятся:
    Менеджер – обязательно владелец организации.

Менеджер принимает на себя ответственность за результаты реализации принятых решений.

Менеджер управляет частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов организации.

    Менеджер руководит не менее чем 3-мя работниками.
    Роли менеджеров:
    межличностные роли;
    представительские роли;
    роли, связанные с принятием решений;
    роли, не связанные с принятием решений;
    информационные роли.
    Типы планов организации:
    цели организации;
    управленческие планы;
    стратегии;
    планы производства и продаж;
    программы;
    процедуры.
    Руководство включает в себя понятия:
    мотивация;
    контроль;
    управление;
    распределение ресурсов;
    лидерство;
    Контроль представляет собой:

процесс сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными;

процесс определения изъянов в работе сотрудников с целью установления и наказания виновных;

процесс установление факта достижения целей организации, выявление отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были достигнуты.

    Наиболее точным решением будет:
    интуитивное решение;
    решение, основанное на суждениях;
    рациональное решение.
    III. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы
    Приведите примеры организаций:
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________

Приведите примеры ресурсов, которые используют организации для обеспечения своей деятельности:

    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________
    _____________________

Совокупность факторов, влияющих на деятельность организации изнутри называется ________________________ .

Внешняя среда организации –это _________________________________ ______________________________________________________________.

    Перечислите уровни менеджеров:
    ________________________;
    ________________________;
    ________________________;

Роль менеджера –это ___________________________________________ ______________________________________________________________.

Финансовый план организации называется ________________________.

    Перечислите виды контроля:
    ________________________;
    ________________________;
    ________________________.

Выбор единственного варианта из нескольких альтернатив в менеджменте получило название ___________________________________.

Менеджер вынужден принимать решение, основанное на суждениях или интуитивное решение в случае, когда ______________________________ ______________________________________________________________.

    Таблицы для задачи на платежную матрицу
    Наглядное пособие 2. (для проекции)
    Решение
    Типы внешней среды
    N1
    N2
    N3
    X1
    a11
    a12
    a13
    X2
    a21
    a22
    a23
    X3
    a31
    a32
    a33
    P
    P1
    P2
    P3
    Xi – варианты решения, один из которых необходимо принять;

Nj –состояние внешней среды. Внешняя среда обязательно примет какое-то из этих состояний;

    P – вероятность того, что она примет данное состояние;

aij – результат, который получится в результате принятия решения Xi при состоянии внешней среды Nj.

    Таблица 1. Платежная матрица.
    Наглядное пособие 3. (для проекции)
    Решение
    Объем сделок на рынке
    брокера
    уменьшится
    увеличится
    останется неизменным
    покупка A
    5
    18
    1
    покупка B
    7
    4
    13
    покупка C
    14
    6
    4
    Таблица 2. Условие задачи.
    Наглядное пособие 4. (для проекции)
    Решение
    Объем сделок на рынке
    брокера
    уменьшится
    увеличится
    останется неизменным
    покупка A
    5
    18
    1
    покупка B
    7
    4
    13
    покупка C
    14
    6
    4
    P
    0, 4
    0, 5
    0, 1
    Таблица 3. Критерий Байеса.
    Наглядное пособие 5. (для проекции)
    Решение
    Объем сделок на рынке
    брокера
    уменьшится
    увеличится
    останется неизменным
    покупка A
    5
    18
    1
    покупка B
    7
    4
    13
    покупка C
    14
    6
    3
    P
    1/3
    1/3
    1/3
    Таблица 4. Критерий Бернули-Лапласа
    Карточки для самостоятельной работы
    Наглядное пособие 6. (раздаточный материал)
    Вариант 1.

Как вы считаете, какую роль для организации играет планирование. Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:

    Товар
    Спрос на другие товары
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    6
    11
    16
    Б
    20
    5
    20
    В
    15
    25
    6

Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию Байеса, если вероятность того, что спрос увеличится – 0, 5, уменьшится – 0, 3; не изменится – 0, 2.

    Вариант 2.

Как вы считаете, какую роль для организации играет организация (процесс). Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:

    Товар
    Спрос на другие товары
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    6
    11
    16
    Б
    20
    5
    20
    В
    15
    25
    6

Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию Бернули-Лапласа.

    Вариант 3.

Как вы считаете, какую роль для организации играет руководство. Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:

    Товар
    Спрос на другие товары
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    6
    11
    16
    Б
    20
    5
    20
    В
    15
    25
    6

Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию оптимизма.

    Вариант 4.

Как вы считаете, какую роль для организации играет контроль. Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:

    Товар
    Спрос на другие товары
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    6
    11
    16
    Б
    20
    5
    20
    В
    15
    25
    6

Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию пессимизма.

    Вариант 5.

1. Объясните, как и почему процесс принятия решений связан со всеми функциями менеджмента (планированием, организацией, руководством, контролем). 2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.

    Покупатель
    Стоимость портфеля
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    16
    20
    6
    Б
    11
    5
    25
    В
    6
    20
    15

Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель.

Решите задачу по критерию Байеса, если вероятность того, что стоимость портфеля увеличится– 0, 1, уменьшится – 0, 6; не изменится – 0, 3.

    Вариант 6.

1. Почему для успешной работы организации, в частности для успешного руководства нужна мотивация работников.

2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.

    Покупатель
    Стоимость портфеля
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    16
    20
    6
    Б
    11
    5
    25
    В
    6
    20
    15

Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель.

    Решите задачу по критерию Бернули-Лапласа.
    Вариант 7.

1. Почему важно, чтобы менеджер в организации был лидером. К чему может привести отсутствие лидера в организации.

2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.

    Покупатель
    Стоимость портфеля
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    16
    20
    6
    Б
    11
    5
    25
    В
    6
    20
    15

Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель.

    Решите задачу по критерию оптимизма.
    Вариант 8.

1. В чем заключается смысл контроля. Какой контроль, по Вашему мнению, является более важным: упреждающий, текущий или заключительный.

2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.

    Покупатель
    Стоимость портфеля
    увеличится
    не изменится
    уменьшится
    А
    16
    20
    6
    Б
    11
    5
    25
    В
    6
    20
    15

Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель.

    Решите задачу по критерию пессимизма.
    Модель деловой игры

В заключение закрепления изученного материала учащимся предлагается проделать деловую игру, смысл которой заключается в моделировании реальных условий существования организации и управления ею.

    Необходимые условия

Класс состоит из 24 учеников. Для проведения деловой игры необходима комната, столы в которой расположены таким образом, чтобы можно было образовать 3 группы учеников по 8 человек и предоставить каждой группе возможность для дискуссии. Идеальный вариант–3 круглых стола, вмещающих по 8 человек каждый. Необходим также учительский стол.

    Задание

Фирма, хорошо зарекомендовавшая себя в производстве детских игрушек, работающая на рынке в течение 35 лет, имеющая устойчивое финансовое положение, планирует начать выпуск совершенно нового цикла товаров–особого вида детского конструктора. Ученики класса представляют собой управленческий персонал предприятия. Задание заключается в том, чтобы учащиеся, проведя анализ рынка детских конструкторов, анализ финансового положения своей компании, оценили целесообразность выпуска нового вида конструктора, и, в случае целесообразности, используя свою фантазию и воображение, описали этот новый продукт и определили какие ресурсы и каково их количество необходимо для производства данного продукта. Какую прибыль получит компания от реализации проекта.

    Действия учителя и учеников

Учитель рассказывает ребятам задание и предлагает создать 3 отдела: производственный, отдел маркетинга и финансовый отдел. Он предлагает ребятам распределиться по отделам в зависимости от их предпочтений. Желательно, чтобы каждый отдел включал по 8 человек Учитель–председатель правления фирмы. Учитель по желанию выбирает трех учеников из каждой группы и назначает их управляющими (менеджерами) отделов. Этап 1. Учитель сперва работает с отделом маркетинга. Он предлагает ребятам провести изучение рынка детских конструкторов, сложившегося на Украине: необходимо определить какие конструкторы есть на рынке, какова конкуренция, какие детские игрушки, в частности конструкторы необходимы потребителю сейчас, и какими качествами они должны обладать. Он назначает выбранного управляющего отдела ответственным за изучение рынка. При этом ставка делается на фантазию учеников. Управляющий отдела маркетинга должен через некоторое время доложить о проделанной работе.

Учитель предлагает производственному отделу провести анализ производственных мощностей и продукции, которую выпускает завод. Управляющий отделом обязуется доложить о проделанной работе.

Финансовому отделу предлагается проанализировать финансовое состояние предприятия, а управляющему отдела– доложить об этом председателю правления. Учитель дает возможность каждой группе подискутировать и затем выслушивает каждого из управляющих отделов. Он, задает вопросы, некоторым образом корректирует мнения учеников и спрашивает управляющих, согласны ли они с его высказываниями или нет. Председатель правления и сотрудники фирмы приходят к выводу целесообразно или нет внедрять новый проект. Это можно провести в форме голосования. Если большинство одобряет проект, то нужно перейти к следующему этапу.

Этап 2. На основе полученных от каждого отдела данных, председатель правления предлагает отделу маркетинга заняться разработкой нового вида конструктора. При этом необходимо сосредоточиться на его потребительских качествах. Производственный отдел занимается внедрением проекта в производство: оценивает, каковы необходимы новые мощности, новое оборудование, сколько нужно дополнительно рабочих, какие ресурсы необходимо привлечь в производство. Производственный отдел решает сколько конструкторов они могут произвести. Финансовый отдел занимается стоимостной оценкой проекта: сколько стоит оборудование, какую заработную плату следует выплачивать рабочим, сколько стоят ресурсы. Финансисты определяют общие издержки, общие доходы и прибыль от реализации проекта.

На этом этапе управляющие отделами не только являются руководящей работой, но и связующим звеном между отделами предприятия– они обмениваются информацией, выработанной каждым из отделов. Менеджеры отделов по очереди подводят итоги о проделанной работе, после чего итоги подводит председатель правления. Он благодарит сотрудников за проделанную работу, отмечает, кто проявил наибольший интерес и активность. Додаток 1

    Аналіз балансу підприємства “Адідас Україна”
    Актив
    Статті активу
    1995 рік
    1996 рік
    Абсолют відхил.
    Темп росту
    тис. грн
    %
    тис. грн
    %
    тис. грн
    %
    1. Майно - всього
    245
    100, 0
    1801
    100, 0
    1556
    735, 1
    1. 1. Іммобілізовані активи
    57
    23, 3
    1214
    67, 4
    1157
    2129, 8
    1. 2. Оборотні активи
    188
    76, 7
    587
    32, 6
    399
    312, 2
    1. 2. 1. Запаси і затрати
    24
    9, 8
    68
    3, 8
    44
    283, 3
    1. 2. 2. Дебіторська заборгов.
    137
    55, 9
    86
    4, 8
    - 51
    62, 7
    1. 2. 3. Грошові кошти
    27
    11, 0
    433
    24, 0
    406
    1603, 7
    Пасив
    Статті пасиву
    1995 рік
    1996 рік
    Абсолют відхил.
    Темп росту
    тис. грн
    %
    тис. грн
    %
    тис. грн
    %
    1. Джерела коштів - всього
    245
    100, 0
    1801
    100, 0
    1556
    735, 1
    1. 1. Власний капітал
    0
    0, 0
    1455
    80, 8
    1455
    1. 2. Запозичений капітал
    245
    100, 0
    346
    19, 2
    101
    141, 2
    1. 2. 1. Довгострокові зобов'язання
    1. 2. 2. Короткострокові зобов'язання
    1. 2. 3. Кредиторська заборгованість
    245
    100, 0
    346
    19, 2
    101
    141, 2
    Библиография
    Педагогическая литература:
    Харламов И. Ф. Педагогика. – Москва: “Высшая школа", 1990.

Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. – Киев: “Радянська школа", 1984. Галузинський В. М. , Євтух М. Б. Педагогіка: теорія та історія. – Київ: ”Вища школа", 1995. Баранов С. П. , Болотина Л. Р. , Воликова Т. В. , Сластенин В. А. Педагогика – Москва: “Просвещение", 1981. Ильина Т. А. Педагогика – Москва: “Просвещение", 1984.

    Экономическая литература:

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента – Москва: “Дело", 1992г. Енгстлер Петра“Ринкова економікаіка для бізнесменів початківців" – Київ: “Вік", 1992. Беттжер Френк “Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант” – Нью Йорк, 1986.

    Модель усвоения базы знаний

Модель усвоения базы знаний изучаемой темы – это перечень элементов базы с определением уровня усвоения каждого элемента. Выделяют 3 уровня усвоения:

репродуктивный –усвоение (умение воспроизводить, повторять пересказывать, писать) элемент базы знаний и решать типичные для изучаемого предмета задачи в типичных условиях. алгоритмично-действующий - умение использовать элементы базы знаний для решения типичных задач изучаемого предмета в новых условиях.

творческий - умение использовать базу знаний для получения новых знаний и решения новых задач изучаемого предмета в новых условиях, в нетрадиционных ситуациях (нехватка времени, конфликт, кризис).

    Элементы базы знаний можно объединить в 3 группы:
    понятия, термины, обозначения, символы;

теоретические знания: законы, формулы, зависимости, причины, теории, модели; прикладные знания: факты, наблюдения, примеры, рекомендации.

    Элементы базы знаний и уровни их усвоения
    Тема
    Кол-во часов
    Группа элементов
    Элементы базы знаний
    Уровень усвоения
    Моя тема
    3
    Термины…
    Бух. учет
    Хоз. средства
    1
    2
    Теоретические…
    Особ. баланса
    Ф-ла ликвидности
    3
    2
    Прикладные…
    …
    1
    Формы обучения:
    лекция информационного характера;

семинар с обсуждением предлагаемых вопросов, подготовкой учениками реферативных выступлений;

    деловая игра.
    Структура занятий:
    Занятие 1:
    Организационный момент.
    Постановка целей, задач.
    Изложение нового материала.
    Закрепление нового материала.
    Итоги занятия, домашнее задание.
    Занятие 2:
    Организационный момент.
    Постановка целей, задач.
    Повторение материала путем проверки домашнего задания.
    Закрепление материала.
    Оценка знаний учеников.
    Итоги занятия, домашнее задание.
    Занятие 3:
    Организационный момент.
    Постановка целей, задач.

Распределение ролей и предоставление требуемого наглядного материала. Проведение деловой игры.

    Оценка знаний.
    Подведение итогов.
    Модель усвоения базы знаний
    Группы и элементы
    Уровень усвоения базы знаний
    базы знаний
    репродук-тивный
    алгорит-мический
    твор-ческий
    1. Термины и понятия:
    - менеджмент
    +
    - менеджер
    +
    - организация (учреждение)
    +
    - внутренняя среда организации
    +
    - микросреда
    +
    - макросреда
    +
    - принятие решений
    +
    - планирование
    +
    - цели
    +
    - стратегии
    +
    - политика
    +
    - процедура
    +
    - правило
    +
    - программа
    +
    - бюджет
    +
    - организация (процесс)
    +
    - руководство
    +
    - мотивация
    +
    - лидерство
    +
    - контроль
    +
    2. Теоретические знания:
    - Организация как открытая система
    +
    - Менеджер. Его , признаки, цель, роли.
    Уровни менеджеров
    +
    - Процесс управления:
    +
    - планирование
    +
    - организация
    +
    - руководство
    +
    - контроль
    +
    - принятие решений
    +
    3. Практические навыки:
    - Решение задачи на платежную матрицу
    +
    - Имитация деятельности организации
    +
    Методическая карта урока изложения нового материала
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    1. Заходит в класс и приветствует учеников.
    1. Приветствуют учителя вставанием.
    Предлагает учащимся приготовиться к уроку.
    а) Переходит к пункту 3.

б) Дает ученикам дополнительную минуту, чтобы они приготовились к уроку. Учащиеся готовятся к уроку.

    а) Учащиеся готовы к уроку.
    б) Учащиеся не готовы к уроку.
    3. Проводит выявление отсутствующих.

3. Каждый отвечает учителю, когда он называет фамилию учащегося. Говорит вступительные слова, тем самым мотивируя учеников к изучению данной новой темы.

    а) Переходит к пункту 5.

б) Продолжает мотивацию, используя понятные термины, говоря об интересующих учащихся вопросах.

    4. Внимательно слушают учителя.
    а) Ученики готовы к восприятию нового материала.
    б) Ученики готовы к восприятию нового материала.
    5. Объясняет цели, задачи урока.
    5. Осознают цели, задачи урока.

6. Проводит изложение нового материала. Говорит достаточно медленно и отчетливо, чтобы любой мог понять. Основные положения– диктует. 6. Записывают основные положения лекции, внимательно слушают и пытаются осознать комментарии. Записывают вопросы, чтобы задать после изложения материала.

7. Предлагает задать вопросы, касающиеся материала, который был изложен, возможно, недостаточно ясно.

    7. Задают вопросы по неясным аспектам.

8. Предлагает другим ученикам ответить на вопросы одноклассников. 8. Отвечают на вопросы.

9. Корректирует ответы учеников и добивается полного понимания изложенного. 9. Внимательно слушают и записывают основные положения.

10. Предлагает задать вопросы, не затронутые в изложении, но интересующие учеников, как по данной теме, так и по непосредственно связанным темам. 10. Задают интересующие их вопросы.

    11. Отвечает на вопросы.

11. Внимательно слушают, переспрашивают в случае непонимания. 12. Проводит закрепление нового материала путем вопросов к ученикам, касающихся изложенного материала.

    12. Отвечают на вопросы.

13. Разъясняет домашнее задание. Объясняет ученикам, что необходимо иметь на уроке закрепления изученного материала (конспект сегодняшнего занятия, письменные принадлежности, калькулятор).

    Записывают домашнее задание,
    требуют объяснения в случае
    непонимания или неясного понимания.

14. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 14. Прощаются с учителем, вставая.

    Методическая карта урока закрепления изученного материала
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    1. Заходит в класс и приветствует учеников.
    1. Приветствуют учителя вставанием.
    2. Проводит проверку готовности учащихся к уроку.

2. Готовятся к уроку (готовят письменные принадлежности, конспект занятия изложения нового материала, калькуляторы).

    3. Проводит выявление отсутствующих.

3. Каждый отвечает учителю вставанием, когда учитель называет фамилию учащегося.

4. Говорит вступительные слова, объясняет ученикам, что будет происходить на сегодняшнем уроке. Объясняет цели, задачи урока.

4. Внимательно слушают учителя. Осознают цели, задачи урока. 5. Проверяет домашнее задание.

5. Выборочно 2 – 3 ученика рассказывают подготовленную ситуацию. 6. Предлагает ученикам просмотреть конспект и повторить содержание в течение 2 – 3 минут. 6. Повторяют конспект прошлого занятия.

7. Проводит оценку знаний теоретического материала в форме теста: раздает ученикам карточки с вопросами теста, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: задания для контроля”.

7. Отмечают в карточках правильные ответы, а, где необходимо, дополняют суждение или пишут правильный ответ. Сдают заполненные карточки теста учителю. 8. Разъясняет ученикам метод решения задачи на платежную матрицу. См. “Дидактические материалы: задача на платежную матрицу”.

    8. Записывают ход решения.

9. Предлагает ученикам задать вопросы по задаче, добивается полного понимания хода решения.

    9. Задают вопросы, спрашивают неясные моменты.
    10. Отвечает на вопросы учеников.
    10. Внимательно слушают ответы и разъяснения.

11. Проводит самостоятельную работу: раздает ученикам карточки с вопросами, чистые листы, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: самостоятельная работа”.

11. Пишут ответы на вопросы. Сдают карточки с вопросами и листы с ответами учителю.

12. Зачитывает и разъясняет задание для мозговой атаки. См. “Дидакти-ческие материалы: мозговая атака”.

12. Внимательно слушают задание, спрашивают неясные моменты, тезисно конспектируют задание.

13. Выслушивает варианты решений учеников задания “мозговая атака”. Проводит “конкурс" лучшего решения.

13. Предлагают решения ситуации по заданию “мозговая атака”. 14. Зачитывает ученикам ситуации из раздела “Это интересно". См. “Дидакти-ческие материалы: “Это интересно”.

    14. Внимательно слушают учителя.

15. Проводит деловую игру: разъясняет задание, назначает роли участников, отвечает на вопросы учеников, корректирует поведение учеников во время игры, дает полезные советы.

15. Выслушивают задание, задают вопросы по неясным моментам, выбирают роли в игре, участвуют в игре.

    16. Выставляет оценки за активность на уроке.
    16. Молча слушают подведение итогов занятия.

17. Объясняет ученикам, где и когда можно будет узнать результаты самостоятельной работы и теста.

    17. Запоминают или записывают.

18. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 18. Прощаются с учителем, вставая.

    Заключение

Проделанная мной работа, на мой взгляд, содержит достаточно информации для ознакомления учащихся старших классов средних школ с понятием менеджмент и процессом управления организацией. Работа представляет собой практическое пособие для преподавателя для проведения двух занятий: урока изложения нового материала и урока закрепления изученного материала. При этом она содержит необходимую информацию для изложения на уроке изложения нового материала, а также материалы для контроля, самостоятельной работы учеников, домашнее задание, материалы для общего развития учащихся, модель деловой игры. Работа предлагается для практического применения в средних школах с изучением курса основ экономики. Единственным, но необходимым условием для реализации данной работы на практике является то, что для нормального понимания учениками темы работы, план учебной дисциплины должен иметь сходство с планом, изложенном в главе 1. Это связано с тем, что изложение темы базируется на определенных знаниях учеников, полученных на предыдущих занятиях курса.

Работу не рекомендуется использовать в качестве практического пособия к преподаванию в классах, ниже 9-го класса средней школы с 11-и летним термином обучения. Это связано с тем, что излагаемый материал базируется на знаниях, полученных учениками на других курсах, в частности– математика, Работу также можно использовать в других учебных заведениях, например, техникумах, училищах, курсах повышения квалификации. При этом рекомендуется провести некоторые изменения, направленные на адаптацию работы к учебному процессу данного учебного заведения.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.