РУБРИКИ

Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом)

p>Абстракция —это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления. Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло, воду и др. , мы выделяем в них общий признак—прозрачность и можем мыслить о прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин, людей, животных, мы выделяем общий признак—движение и мыслим о движении вообще как о самостоятельном объекте. Точно так же при помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, треугольнике, числе, глаголе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения —мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки. Некоторые психологи (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов) различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное (теоретическое). Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков. отношений и зависимостей. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д. ). В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни. Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории—существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры— длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия “школьник” общее и существенное свойство—обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия “термометр”— то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д. ). Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже чело века вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно. Понятие —более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движение со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

В процессе общественно-исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий. Так, понятие “атом” раньше имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось. Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как “Ученик знает урок” или “Психика есть функция мозга”. К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: “Это слово не глагол” или “Эта река несудоходна”.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: “Все металлы проводят электричество”. В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: “Некоторые школьники умеют играть в шахматы”. Единичное суждение—это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: “Москва-столица России ”, “Пушкин— великий русский поэт”.

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление—значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем Истинность суждений проверяется общественной практикой чело'-века. Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными. Индукция —это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция —это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия “домашние животные” учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: “Все домашние животные полезны”.

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

    1. 2 Пути и средства развития логического мышления.

Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; дает ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется необходимостью найти что-то пока еще неизвестное. Викторина сама по себе подразумевает наличие “непростых”вопросов. Это могут быть как вопросы, требующие привлечение имеющихся у детей конкретных знаний и решить проблему выбора единственно верного ответа, так и вопросы, заставляющие детей размышлять, анализировать, выявлять что-то новое для себя.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: “Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачем”. Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания - теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

В качестве средств развития логического мышления могут выступать специальные задания, упражнения интеллектуальные игры. Задачи и упражнения можно строить, опираясь на модели заданий теста интеллекта (например теста Айзенка). Предлагается пройти тест Айзенка в школьном варианте (может быть использован как российский, так и американский или европейский стандарт). Результатом будет довольно обширный объём данных о мышлении, памяти и других характеристиках интеллекта испытуемых. Можно применять тест и в составе довольно больших групп, возможна интерпретация индивидуальных результатов для всей группы (выяснение средних значений“коэффициента интеллекта” для группы и так далее). Этот тест состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки общего уровня интеллектуального развития человека, а три - для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех способностей, которые нужны в таких видах деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Только при условии выполнения всех восьми субтестов можно дать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него специальных способностей.

    Мы предлагали словесный субтест учащимся 9 класса.
    Задания теста, например:

Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ТКАНЬ (…) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА.

    Исключите лишнее слово: ОЗУКРА, НИШПАЯЛ, НИБОВОС,
    НИШКУП.
    Найдите общее начало для трех следующих слов:
    (…) – ВОС, НОС, РАЗДЕЛ.
    Найдите общее окончание для всех последующих слов.
    Б Г М Р С Т КР
    (…)

Кроме заданий такого типа можно использовать индивидуализированные упражнения. Индивидуальные задания подбираются в зависимости от особенностей стиля деятельности учащихся, а также их уровня достижений и интересов. Работа велась в следующих направлениях:

    а) применение заданий разной степени сложности;
    б) использование разных вариантов однотипных заданий;

в) оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания; г) различная длина пауз для выполнения задания;

    д) использование различного ряда опор, ключей.

Итак, в качестве основного вида индивидуализированных упражнений мы выбрали речевое упражнение, реализующееся с опорой на функциональную модель. Знакомство учащихся с функциональными моделями диалогов начиналось на первом и втором этапах, а также на начальном периоде третьего этапа развития речевого следующий алгоритм:

    прочесть диалог;

выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика; составить по функциям модель;

    воспроизвести по модели диалог;

изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего. Активная роль здесь отводится учителю.

Но нас интересуют индивидуализированные упражнения, направленные на организацию совместной речевой деятельности учащихся.

Особое значение мы придаем играм, как средству развития логического мышления учащихся. Игра тренирует основные мыслительные процессы старших школьников– память, логическое мышление. Игра №1

    Анаграммы.

Участники игры берут по листочку бумаги и карандаши. Каждый должен придумать слово, состоящее не более чем из 5 букв и написать на бумаге, причем слово должно быть такое, из которого можно придумать анаграмму (бар-бра, шарф-фарш). Затем лист бумаги передается соседу справа и теперь, получив листок с новым словом, каждый должен образовать из этого слова новое – анаграмму. Кому не удалось, тот выбывает из игры. Последний игрок, кто придумал больше всего анаграмм, становится победителем.

    Результаты проведения игры:

Для старшего школьного возраста эта игра выступает в качестве “физкультурной минутки”. Ее можно использовать как на основных уроках по русскому языку, так и при внеклассных занятиях.

В начале ребята немного скованны, поскольку им трудно сразу сориентироваться, но в результате тренировок достигаются хорошие результаты, школьники с интересом играют в эту игру и на переменах.

По результатам проведения игры, можно отметить наиболее способных учеников, которые составляют до 4-6 слов и более. Эти ученики, как правило, так же хорошо учатся по всем остальным учебным предметам.

    Игра №2
    Части предложения.

Участники разбиваются на 2 команды. В каждой распределяются роли (члены предложения). Один ученик–подлежащее, другой сказуемое и т. д. Желающие могут быть различными частями речи– прилагательным, наречием, знаками препинания. Каждый ученик должен приготовить небольшую таблицу с названиями частей речи или предложения. На изготовление дается 30 секунд. Затем необходимо прикрепить табличку к одежде.

Ведущий открывает книгу и читает выбранную оттуда фразу. Обе команды должны “изобразить”это предложение. Выигрывает соответственно та команда, которая первая закончила фразу. В этом случае ей присуждается очко. Фраз, как правило, несколько, поэтому у команд есть возможность набрать несколько очков.

    Результаты проведения игры:

В результате проведения этой игры я сделала следующие выводы: школьников необходимо развивать на команды учителю, поскольку, как правило, “отличники дружат с отличниками”. Здесь тренируются быстрота реакций, напрямую зависимая от знания непосредственного предмета, память. Элемент командной игры является всегда эффективным средством, т. к. трудности вызывают предложения, содержащие различные обороты, приложения, вводные слова, а также сложные составные предложения, когда главными членами предложения выступают местоимение, наречие причастие и т. п. Данная игра позволяет учителю выявить знания по конкретной теме, трудности в обучении у отдельных ребят, а также может выступать закрепляющим материалом новой темы.

    Игра №3
    Дополни предложение

Ведущий предлагает игрокам короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут дополнить предложение. Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.

    Результаты игры:

Эта игра не составила большой трудности у ребят. Предложения выходили достаточно длинные, и порой довольно юмористические. Однако нужно отметить, что игра все-таки серьезная, поскольку требует от учащихся базовых синтаксических знаний. Она учит ребят анализировать материал, который они излучили, выделять главное, тренирует мышление, память, внимание.

    Игра №4
    Картина

Учащиеся делятся на 2 команды. Задание: необходимо описать картину в виде рассказа. При составлении рассказа нужно использовать те слова, которые даст другая команда. Одна команда называет существительные, другая– прилагательные. Здесь тренируются логическое мышление, речь.

    Игра “Метафоры пространства и времени”

Идея этой игры заимствована из (Головаха Е. И. , Кроник А. А. 1984), где метафоры времени играли роль диагностической процедуры. В нашем варианте участники игры не выбирают эти метафоры из списка, а сами находят их. Причем, сначала метафоры касаются более конкретных отрезков времени (час, минута, время суток, месяц, время года), и лишь затем происходит переход к метафорам времени и пространства как абстрактных понятий.

На следующем этапе игры участникам предлагается не просто придумать метафоры, но и обосновать их (“осень” - старая дама, потому, что яркие краски кажутся косметикой). По мере усложнения задания, время, отведенное на конкретный ответ, увеличивалось, но только после того, как время было просрочено всеми участниками три раза подряд (иногда игра на этом заканчивалась). Оценивается как количество подобранных метафор, так и их оригинальность (повторяющиеся метафоры не засчитываются). На первых этапах засчитываются метафоры, заимствованные из литературных источников (игра может и специально проводиться в такой форме, чтобы определить эстрадные и литературные предпочтения подростков), на более поздних этапах оцениваются только индивидуальные метафоры.

Игра может проводиться в индивидуальной и командной форме (вторая - сложнее). С коррекционными целями игра была построена так, что метафоры, имеющие положительную эмоциональную окраску, оценивались (неявно) выше, чем отрицательные.

Коррекционный результат игры состоит в том, что метафоричность –основной признак мышления переходного возраста, необходимый этап формирования понятийного, логического мышления. (Выготский Л. С. 1931). В тоже время, именно развитию этой формы мышления в школьной программе практически не уделяется внимания. Создавая метафоры пространства и времени, подростки тем самым учатся осознавать их как обязательные элементы действительности, управлять ими. Именно через выработку персональных метафор происходит превращение времени и пространства в личностные смыслы подростков. Именно поэтому так важно, чтобы эти метафоры несли положительную эмоциональную нагрузку.

    Роль внеклассных занятий при развитии логического мышления.

Рассмотрим виды внеклассной работы по русскому языку, проанализируем общую значимость и значимость каждого вида работы с точки зрения взаимосвязей мышления и речи, перечисленных выше.

    Кружковая работа по русскому языку.

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т. п. ) кружок по праву занимает ведущее положение. Хотя в старших классах кружок может рассматриваться в рамках “клуба по интересам”.

Кружок –основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество кружка обычно не бывает меньше 10-ти человек и не более 20-ти.

Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Опыт показывает, что созданию кружка русского языка должен предшествовать более или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени, организуются часы занимательной грамматики и т. п.

Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы и т. п. , организуемые для старших по возрасту школьников.

Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке в во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия (занятия клуба по интересам– лингвистического профиля). Что касается периодичности занятий, то в практике кружковой работы сложилась традиция проводить занятия кружка раз в две недели. Однако, чем моложе ученики, тем меньше должны быть перерывы между занятиями. Здесь берется меньший объем материала для одного занятия, время его более ограничено, задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны (хотя уровень сложности каждый учитель выбирает сам в зависимости от общей подготовленности, уровня знаний детей группы, наличия общего интереса).

Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным. В связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Кроме участия в занятиях кружка, где проводятся наблюдения над фактами языка, решаются задачи и выполняются другие различные упражнения, ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О своих наблюдениях ученики сообщают на занятиях, а наиболее интересные доклады читают и в более широкой аудитории.

Ученики VII –VIII классов имеют возможность участвовать в работе микрокружка, где изучаются особенности языка того или иного автора или отдельного произведения. Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.

План конкретного внеклассного занятия может содержать подробное описание всего хода работы и должен предусматривать не только последовательность этапов и виды работы, но и конкретные задания разной степени трудности, которые могут выполняться теми или иными участниками по указанию руководителя кружка и по их собственному выбору.

Занятия кружков с разноплановой тематикой (кружков занимательной грамматики) и кружков, работающих над одной темой, не одинаковы по своей структуре. Для кружков по занимательной грамматике обязательна опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. Теоретическая часть нередко на таких уроках отсутствует. Практические работы (а они являются основой занятия) строятся с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются.

При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Кружок любого типа, помимо обычных, будничных занятий, включает и другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие. [4 Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей. Сост. Н. Н. Ушаков. –М. : Просвещение, 1979, стр. 20-25] Основным, наиболее часто встречающимся кружком является Кружок русского языка (или Кружок любителей русского слова).

Такой кружок может касаться любых языковых вопросов. Это позволяет легко подобрать материал, однако следует конкретно определять вопросы, над которыми работает кружок.

Этот кружок является как бы “введением” в науку о языке и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призван пробудить в учащихся глубокий интерес к грамматике, лексике, стилистике и правописанию.

Однако там, где учащиеся уже почувствовали вкус к работе по русскому языку, гораздо целесообразнее вести один из тематических кружков.

Темы для организации кружка русского языка могут быть различными: Кружок культуры речи, Кружок стилистики, Кружок лексики, Кружок любителей русской фразеологии, Кружок этимологии, Кружок диалектологии и топонимики. Пример: Кружок занимательной грамматики.

На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Опыт таких кружков показывает, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения.

В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики.

Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учета времени его изучения. Этот путь более широкий.

В занимательной форме можно и повторять пройденное, и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами. В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.

Однако занятия такого кружка не могут сводится только к грамматическим играм. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое–литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, какблагодаря). [5Виды внеклассной работы по русскому языку. Сост. М. М. Морозова, М. , Просвещение, 1968, стр... 73]

При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.

Определенное время на занятиях отводится наблюдениям над текстом и упражнениями.

Несомненно велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей.

Варианты тем для кружков настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу у учителей, ведущих кружки внеклассной работы по русскому языку. Нельзя не отметить, что перечисленные выше факторы создают очень благоприятную почву для развития непосредственно логического мышления подростков. Задача учителя–строить занятия кружка так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т. д.

    Вечер русского языка как вид внеклассной работы.

Тематический вечер –это отчет кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.

    Подготовка вечера делится на 4 этапа:
    Выбор темы и девиза.

Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения. Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением). Составление программы вечера.

Предположим, что указанный кружок объединяет учащихся старших классов. Это означает, что в подготовке вечера участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь– старший товарищ и режиссер-постановщик.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц до намеченного срока. На одном из заседаний кружка учитель предлагает выбрать тему вечера (она же будет и его названием) и подобрать девиз, раскрывающий смысл того, о чем будет сказано.

Когда кружковцы определились с темой, намечаются основные направления в раскрытии темы и подбор материалов. Ученики приносят различные журналы, газеты, книги, выписки и вырезки, листки календаря и т. п. , в которых есть интересные сообщения о русском языке. Отбирается то, что относится к теме, помогает ее понять. Для этого проводится заседание кружка, на котором анализируется все, что собрано детьми.

Когда материалов достаточно, начинается работа над составлением отдельных номеров. Используется накопленный материал, высказывания великих людей о русском языке. Можно инсценировать рассказы, например, “Живая грамматика” Ф. Кривина, подобрать музыку к инсценировкам; отдельно прочитать стихотворения, сделать сообщения “Почему мы так говорим” и т. д.

Перед участниками ставится задача не только рассказать о том, как богат, красив, ярок, силен, точен русский язык, но и показать, что этим языком они свободно владеют.

Как правило, речь кружковцев более правильна и литературна по сравнению с речью остальных ребят. Однако, все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой; отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих; стараются говорить “как московские дикторы по радио”. Орфоэпии по сравнению с орфографией уделяется очень мало внимания на уроках и в школе. На внеклассных занятиях по русскому языку обязательно восполняется это пробел, так как небрежное отношения к нормам произношения снижает качество речи, ослабляет ее действие, делает менее доходчивой.

Для завершения работы нужно составить программу вечера. Особое значение уделяется тому, как будут расположены номера и как они будут связаны между собой. Чтобы связать номера и составить программу, все участники вечера должны присутствовать на генеральной репетиции (особенно если до этого репетировали в разное время и учащиеся занимались в разные смены).

Инсценировки, веселые сценки, посвященные жизненным ситуациям и вся программа в целом составлялась так, чтобы зрители (те же учащиеся) постоянно чувствовали, что это о них идет речь на сцене, что это их живо касаются все вопросы, поднимаемые в зале.

Закончить вечер можно небольшой викториной “Знаете ли вы русский язык? ”, возможны шуточные вопросы. Самые активные кружковцы получают подарки - книги. Немаловажным моментом при проведении итоговых викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся“плохие” и “хорошие”отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво“заставляет”школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.

Можно также сказать, что помимо составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения. Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к русскому языку в особенности.

Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.

    Олимпиады по русскому языку

Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы.

    Олимпиада может состоять из нескольких туров (2-4).

Например, начиная со школы и заканчивая педагогическим институтом. Первым шагом в подготовке олимпиады является совещание учителей-словесников. Так, например, олимпиада, проводимая среди школ Алтайского края, содержала написание сочинения, ответы на вопросы по грамматике, а также выразительное чтение стихотворения или прозаического отрывка. Олимпиада проводилась в два тура.

Победителями первого тура были те, кто набрал не менее 90 очков из 100 возможных и получил за выразительное чтение и сочинение не ниже оценки “четыре”.

    Сочинение проводилось на свободную тему.

Методистами русского языка и литературы были разработаны положения о проведении олимпиады, а также темы сочинений, тексты диктантов и вопросы по грамматике для каждого класса, разъяснили учителям цели предстоящей олимпиады и весь порядок ее проведения.

Когда были подведены итоги первого тура в каждой школе, победителей пригласили в просторное здание педагогического института. Этот день был настоящим праздником для ребят.

    Второй тур начался с проведения диктанта.

После того как диктант был написан, был объявлен перерыв. В перерыве для участников олимпиады был дан концерт, выступали лучшие чтецы-декламаторы. В столовой ребят ждал обед.

После обеда каждому ученику были даны вопросы, отпечатанные на ротаторе. Задания для каждого класса были различными: учитывались возрастные особенности учащихся и материал по русскому языку, изученный по программе. Отвечая на вопросы, школьники должны были обнаружить знание грамматики, умение подобрать синонимы, антонимы, объяснить смысл отдельных слов и словосочетаний, расставить ударение в словах, т. е. проявить те знания, которые они приобрели как на уроках русского языка, так и на внеклассных занятиях. После того, как ученики сдали ответы на вопросы, они покидают аудиторию. Учителя русского языка, методисты, студенты-филологи проверяют диктанты и ответы на вопросы, подсчитывают баллы, делают анализ ошибок, допущенных в диктантах и ответах по каждому классу.

Ученики, победившие в олимпиаде, получают подарки, а школы-победители – похвальные грамоты. [6Г. А. Толчинская. Олимпиада как вид внеклассной работы по русскому языку. Ист. 1, стр. 220]

Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся. Такая проба сил, как Олимпиада, несомненно развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. В отличие от описанных выше форм внеклассной работы, олимпиада требует огромных сил от школьников, здесь каждый активизирует свои собственные знания и умения. В настоящее время в Туле и Тульской области ежегодно проводятся школьные, районные, городские и областные олимпиады. Олимпиада по русскому языку чаще приходится на День Славянской Письменности.

Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы. Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т. п. ). Если в школе существует клуб любителей русского языка, который организует систематическое проведение всех внеклассных занятий, их воспитательная и образовательная роль значительно возрастает. Однако возможны и другие формы объединения таких видов занятий.

Н. Н. Ушаков, приводя пример, описывает попытку связать несколько эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей и предлагает провести целую неделю как путешествие в страну Русского Языка. [7Н. Н. Ушаков. Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной деятельности. Ист. 1, с. 232]

Началось путешествие с объявления о том, что школа начинает с такого-то числа путешествие по стране русского языка, а в это время учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведет бортжурнал, выпускает газету-бюллетень, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере. В конце объявления указывались “путеводители” по стране русского языка: “Слово о словах” Л. Успенского, “В мире слов” Б. Казанского, “Как рождаются и живут слова” М. Феллера и др.

Через неделю дети познакомились с картой страны. Школьников волновало множество вопросов.

До начала недели каждый класс выработал маршрут путешествия, в который входило обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер русского языка. Разработанная педагогами школы программа путешествия для всех классов произвела большое впечатление на учащихся.

Здесь немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать у детей большой интерес к данному мероприятию. Это зависит от подготовки и желания учителей воспитать в своих подопечных любовь к русскому языку, к родному слову. Методическая литература, опыт работы и фантазия руководителя кружка сделают данное мероприятие образовательным и увлекательным для учеников.

Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, на тесную связь изучения основ наук с жизнью, на воспитание у молодежи любви и уважения к родной земле.

Любовь к родному языку, родному слову прививаются детям в школе на уроках русского языка и внеклассных занятиях по русскому языку. Виды и формы внеклассной работы довольно многообразны. Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, беседы, лекции, конкурсы, олимпиады и т. п. ) ведущее положение занимает кружок русского языка. Тематика кружков также широка как многообразие форм внеклассной работы. Таким образом, интересный опыт, который накопился за большой период существования школьных лингвистических кружков увеличивает интерес и главное образовательную значимость проведения данных мероприятий, в том числе и их роль в развитии логического мышления учащихся.

ГЛАВА II. Викторины как педагогический инструмент развития логического мышления школьников на внеклассных занятиях по русскому языку.

Методика подготовки и проведения викторин в школе при изучении русского языка.

Викторины как особый вид внеклассных занятий сочетают в себе все особенности выше перечисленных форм внеклассной работы. Они обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления школьников. Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения. [8 Смолкин А. М. Методы активного обучения, М. : Высшая школа, 1991. -207с. ]

Попробуем рассмотреть викторину в контексте творческих и интеллектуальных игр, конкурсов.

Они, в свою очередь выступают как средство развития и коррекции личности старших школьников.

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п. ).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

К активизирующим задачам относят следующие требования: сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции “переноса знаний” в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом учащихся. К этим принципам, нами были добавлены моменты, облегчающие подросткам понимание заданий, учитывая их отставание в степени сформированности теоретического мышления использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа; разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания, применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.

При подготовке эксперимента задания интеллектуальных игр были построены так, чтобы эти условия (кроме последнего, поскольку жизненный опыт современных подростков далеко не всегда располагает к его использованию в развивающих ситуациях) в максимальной степени соблюдались. Особое внимание было уделено введению операции “переноса знаний”, поскольку именно она, на наш взгляд, в наибольшей степени способствует творческому развитию личности подростков. Участие в интеллектуальных играх требует от подростков развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из обязательных их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования.

Кроме групповых занятий, на всех этапах работы в клубах интеллектуальных игр предусматривается и индивидуальная работа. Она не обязательно означает работу по типу консультирования - просто каждый подросток наряду с групповыми заданиями получает и свои личные, рассчитанные именно на его индивидуальные особенности. Формулирование этих задач возможно только после того, как у подростка возникает потребность во внутренних изменениях, и он сам обращается к руководителю за помощью. Надо отметить, что для многих подростков такое действие само по себе является серьезнейшим нравственным поступком, поскольку фактически означает отказ от образа взрослого как врага или противника. Наконец, еще одним обязательным условием является недерективное введение инструкций. Более того, педагог прямо требует от подростка самостоятельности. Именно осознание собственной ответственности за свои действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении даже эмоционально-трудных для себя действий. Особенно это важно для “трудных” подростков. Трудновоспитуемые рассматривают самовоспитание как процесс, оторванный от общественного воспитания, и потому положительно оценивают его. В этом проявляется их стремление к автономному социальному миру, к действиям, не ограниченным требованиям общества.

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним– от 2 (эта игра называется “Веришь – не веришь”) до 5 (“Эрудит-лото”). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между “основными” интеллектуальными играми. Их достоинство–высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий. Наиболее сложной из этих игр являются так называемые “странные обстоятельства”, когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.

Стандартный объем этих игр – 15 вопросов “Веришь – не веришь” или 8-10 вопросов “Эрудит-лото”. (Конкретные примеры этих игр – см. Приложение). Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения. Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать “заполнением пропусков” (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), “восстановлением списков” (“Кто кого любил”, “Откуда взята фраза”, “Поговорим на разных языках”).

Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым самими участниками. В Клубах интеллектуальных игр разработаны несколько вариантов таких игр: “Каждый охотник желает знать”. Весьма важной характеристикой пространства является его цветовое оформление. Цвет является так же основой эмоциональной памяти человека. Поэтому при коррекции пространственного элемента хронотопа, мы применяем эту игру, которая может быть в двух вариантах–в первом из них участвует семь игроков, каждому из которых “поручен” определенный цвет (на первых этапах это цвета основного спектра, потом задания могут быть усложнены). Затем называется тот или иной объект, и за ограниченное время в условиях соревнования на этот стимул должен отреагировать соответствующий игрок. При наличии большого помещения ответ может быть затруднен необходимостью выполнить дополнительные манипуляции с пространством. В более простом варианте игры, (может участвовать не менее двух человек), каждому игроку нужно в условиях соревнования (или ограничения времени) правильно назвать цвет определенного объекта.

“Север – Юг” Эта игра также применяется для формирования рационального образа пространства. Проводится она в форме соревнования, участвуют обычно пары. Ведущий называет объект (элемент географической среды, литературный), а участники должны ответить (причем отвечает только тот, за кем закреплено соответствующее направление, что требует координации в паре). Находится ли этот объект севернее или южнее (вариант–западнее или восточнее) заданного ведущим объекта). Более сложным вариантом игры является тот, при котором участники должны в виде правильного ответа изменить соответственно условиям свое пространственное положение. Четвертую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет “Своя игра” (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.