РУБРИКИ |
Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом)p>Однако основными играми этого типа, несомненно, являются “Брейн-ринг” и “Что? Где? Когда? ”. Первая представляет из себя очное состязание команд, а вторая–турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.Что? Где? Когда? Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время наиболее сложной и интересной из всех игр, превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи. В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр ЧГК проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно. В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть). Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время. Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится “ключевое” слово. В случае, если в ответе команды содержится более чем одна версия, – он не засчитывается. Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а также от уровня подготовки команд). Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов. Викторина “Как получить “5”” была проведена в 5 классе Анишинской средней школы. Этот вид викторины (с вариантами ответов), учитывая особенности мышления младших школьников наиболее эффективен для данного возраста, о чем свидетельствуют и ее результаты. Расположить определенные слова в порядке уменьшения в них звуков. С помощью чего человек выражает свои мысли? Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы используемые в викторине, охватывают многие темы в программе изучения русского языка в 5 классе. Также необходимо отметить, что предварительно разобранные вопросы облегчают задачу учащихся в нахождении правильного ответа. Каким по характеру главного слова является данное словосочетание? 3. Повторение. Простое предложение. Какие знаки препинания ставятся в конце простых предложений? 6. Повторение. Виды простых предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Что заключается в повествовательном предложении? С помощью чего в предложении выражаются восторг и радость? Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения? 9. Сложносочиненное предложение. Какими союзами в сложносочиненном предложении простые предложения не соединяются? Какие союзы соединяют придаточные определительные с главным предложением? Какой связи не может быть в сложноподчиненном предложении между придаточными? 11. Бессоюзное предложение. Можно сделать вывод о прямой связи вопросов, использованных в викторине, практически со всеми темами программы изучения русского языка в 9 классе. Заранее разобранные вопросы и вопросы, направленные на повторение, облегчают задачу учащихся. Соответствие вопросов викторины “Брейн-ринг” тематическому планированию по русскому языку в 9 классе. Как называется буква, которая составляет трудность в написании? 4. Повторение. Лексика и фразеология. Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? 6. Повторение. Морфология. Как называется часть речи, служащая для связи слов в предложении? Что объединяет слова “уж”, “замуж”, “невтерпеж”? Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? Как еще называют главные члены предложения? Вопросы к “Брейн-рингу”составлялись с учетом изучения и повторения многих тем предусмотренных учебной программой по русскому языку. Вопросы тесно связаны с изучаемой программой и предусматривают предварительный их разбор. Викторине предшествовала подготовка, которая включала контрольную работу (текст прилагается); рассказ учителя о русском языке, как о науке; о людях-ученых, занимающихся языками; ознакомление с историей языка на факультативных занятиях; повторение изученного материала. Результаты контрольной работы, проведенной в этом классе, свидетельствовали о готовности учащихся к проведению викторины. Викторина “Как получить “5”” аналогична викторине “Кто хочет стать миллионером”, транслируемой по телевидению. Ведущим задается вопрос отборочного тура. Выбирается игрок из всего класса (в классе 7 человек), быстрее всех ответивший на вопрос правильно. Затем этот игрок приглашается за игральный стол. Игральный стол стоит в середине класса, на нем вместо миллиона нарисована“5”. Ведущий (это может быть учитель или учащийся более старшего возраста) объясняет игроку правила игры. Игроку, чтобы получить“5”нужно ответить на 15 вопросов. За каждый правильный ответ сумма очков удваивается. Две несгораемые оценки– “3” и “4”. При этом у игрока есть право на три подсказки: 50/50 (выбор вариантов за ведущим), совет друга (любой ученик, выбранный игроком), помощь класса (учащиеся поднимают таблички с буквой варианта: а, б, с, д). Данная викторина проводилась в течение одного часа. Участвовали три игрока, один из которых получил “5”, а остальные двое – “4”. В работе прилагается вариант, в котором ученица 5 класса Анишинской средней школы Сдашникова Наталья выиграла“главный приз” - “5”. В роли ведущего выступил ученик 9 класса Гавриков Евгений. Наташа ответила на все вопросы, использовав при этом 2 подсказки: в вопросе № 14 и № 9. Вопрос отборочного тура: Какой знак нужно поставить в словах принцессы из сказки “Двенадцать месяцев”, чтобы спасти человеку жизнь: “Казнить нельзя помиловать”? А) точка В) восклицательный знак Викторина “Как получать 5”была также проведена в 9 классе Анишинской средней школы. Вопросы викторины подбирались с учетом повторения различных тем русского языка и изучения синтаксиса сложных предложений. Викторине предшествовала подготовка, которая включала в себя проведение различных тестов на определение уровня развития мышления учащихся, установление скорости совершения мыслительных операций и уровня познавательных потребностей, а также беседа, рассказ учителя об истории языка и контрольная работа, направленная на повторение ранее полученных знаний. Расположите разделы науки о языке, по мере их изучения в школе. А) морфология В) орфография А) предложением В) сложным предложением С) словосочетанием D) второстепенным членом. (Ответ: А) 5. По характеру главного слова, словосочетание “прыгать с трамплина”: А) именное В) наречное 8. С помощью чего в предложении выражается восторг и радость: А) мимика В) интонация С) обособленное определение D) придаточное предложение. (Ответ: D) 11. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения: 12. В сложносочиненном предложении простые предложения не соединяются: А) соединительными союзами В) противительными 13. Какой из данных союзов, соединяет придаточное определительное с главным предложением: 14. Какой связи не может быть в сложноподчиненном предложении между придаточными: 15. Какими средствами связи соединяются сложные бессоюзные предложения: А) союз подчинительный В) союзное слово Подробнее остановимся на игре Брейн-ринг и осветим основные вопросы методики подготовки и проведения. 1. В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд). 2. Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос. 3. Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних телевизионных "Брейн-рингах" введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков "второго плана", чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования. 4. В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше). 5. Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило "накопления очков", то есть неразыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает. 6. Если все играющие команды не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение. Турниры по Брейн-рингу проводятся в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по "олимпийской системе" (игра на "вылет"). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или 7) и может быть зафиксирована "ничья", при олимпийской системе игра ведется до победы - кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале - до 5 или 6) Дискуссии о том, “что такое хороший вопрос”, очевидно, будут происходить в рядах членов движения интеллектуальных игр столько времени, сколько будет существовать это движение. Необходимо отметить, что и в литературе по педагогической психологии проблема постановки учебно-развивающих вопросов остается практически неразработанной. Поэтому указанные ниже правила составления вопросов (многие из которых основаны на известных общедидактических принципах), естественно, являются примерными: Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения). В своей работе со школьниками мы ориентируемся прежде всего на объем знаний получаемых в рамках школьной программы. Кроме того, в каждом клубе должны иметься списки рекомендуемой литературы (а еще лучше– сама эта литература) для развития духовной культуры школьников. Поскольку среди участников игры могут быть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т. п. ). В отличие от других видов игр, “Брейн-ринг” развивает в основном понятийное мышление. Фактически ответ на вопрос есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой–должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе, должен отвечать только один ответ. “Дуэль” является основанием для снятия вопроса. В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания или, как минимум, из разных разделов программы. В тексте вопроса должны присутствовать как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ. При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а также исходя из задач зрелищности, поддержания внимания как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр. Творческие игры, в отличие от интеллектуальных игр, предполагают наличие заданий с “открытым ответом” (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр подростки самовыражаются средствами того или иного вида искусства, наконец, в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат. Главная задача, решаемая посредством творческих игр, состоит в том, чтобы, сохраняя игровой характер деятельности, привести личностные возможности подростков и юношей в соответствие с необходимостью эффективно действовать в высоко конкурентной обстановке соревнования, приобрести навыки самораскрытия, спонтанности, эмпатии в отношении других членов группы, а также непосредственно отработать усвоенный на уроках русского языка материал или приобрести дополнительные знания, даваемые вне основной программы. Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и прежде всего театрального. В то же время, в отличие от этих видов педагогической деятельности, творческие игры не являются самостоятельным видом работы и не ставят прямо декларируемой цели преобразование личности подростка или юноши. Викторина, как уже неоднократно указывалось в работе, может быть настолько же интересной, насколько позволит фантазия и профессионализм учителя и “степень увлеченности” учащихся. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно. (бессоюзные). Стихотворение в прозе о языке И. С. Тургенева. (“Русский язык”). Фамилия известного автора – составителя словаря. (В. Даль). Раздел науки о языке, изучающий части речи. (морфология). Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить своё мнение. (сочинение). Как называются слова пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные). Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (рассуждение) Каким признаком обладают глаголы с постфиксом -ся? (возвратность). Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (омонимы). Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий). С какой целью до 1918 года в словах, оканчивающихся на согласный, использовали “Ъ”? (слог не мог оканчиваться на согласный, а Ъ обозначал гласный). Сколько букв в русском алфавите? (33). Как в современном языке звучит древнерусское слово град “град”? (город). Что означает фразеологизм “дамоклов меч”? (угроза) Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? (точка и восклицательный знак). Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа). Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие). Какое местоимения нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ). Как называются по отношению друг к другу слова “слабый”-“сильный”? (антонимы). Сколько “А” в слове сорока? (сорок “А”). Буквами какой азбуки называются буквы “аз”, “буки”, “веди”? (кириллица). Какую еще древнерусскую азбуку Вы знаете? (глаголица). Что обозначают слова “уж”, “замуж”, “невтерпеж”? (это наречия). Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог). Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика). Как пишется частица НЕ с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно). Какая приставка в слове “прекрасный”? (пре-). Как пишутся со словами “то”, “либо”, “нибудь”? (через дефис). Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма). Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика). 40. Какая первая буква пишется в слове “интеллигенция”? (буква “И”). 2. 2. Результаты опытной работы по развитию логического мышления в процессе подготовки и проведения викторин. Характеристика 5 класса Анишинской средней общеобразовательной школы Веневского района Тульской области. В 5 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно-образное мышление, хотя у слабых учеников наблюдается преобладание наглядно-действенного (сенсомоторного) мышления. Распространение таких типов мышления определяется психологическими, социальными и наследственными факторами развития детей. Соотношение способностей к анализу и синтезу определяет преобладание аналитического мышления над синтетическим, что определяется возрастными особенностями детей. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В данном возрасте материальным проявлением является“проговаривание”совершаемое во внутренней речи, а в случае мыслительных затруднений может приобретать развернутую форму и переходить в громкую речь. Учащиеся хорошо владеют мыслительной операцией сравнение, некоторые используют операцию обобщение, а остальные операции (абстрагирование, классификация, конкретизация) не применяются, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения и обобщения является основой понимания учебного материала. На уроках русского языка, сравнивая, например, прилагательное и глагол, учащиеся познают особенности данных частей речи. В самых простых случаях, на основе разобранных конкретных примеров, хорошие учащиеся способны, используя операцию обобщение, сформулировать простейшие свойства частей речи (выделение знаками препинания, использование в составлении предложений и т. д. ) Мыслительная деятельность учащихся является, в большей степени, практической (структурной единицей, которого является - действие, а коммуникативной сигнал) и в меньшей степени– художественной (структурной единицей которого является – образ, а коммуникативной символ). На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т. е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение конкретно поставленных задач. Учитывая маленький объем выборки, мы решили в каждом классе выделить микрогруппы наиболее проблемных, с точки зрения сформированности операций мышления, учащихся. У учащегося 5 класса Козлова Вячеслава достаточно слабо развиты способности владения операциями мышления. Он плохо анализирует, а из своего анализа конкретного предмета часто не может вывести результат. Очень плохо он владеет и операцией сравнения. Учащийся Козлов Алексей фактически не может применять операции мышления в работах по русскому языку. Очень тяжело ему дается анализ и синтез предметов, но некоторые навыки в сравнении имеются. У “слабых” учащихся данного класса явное преобладание наглядно –действенного (сенсомоторного) мышления и практически полное отсутствие наглядно-образного. Ученик 5 класса Ковалев Антон достаточно хорошо владеет операцией сравнения, но в то же время слабо развиты возможности в овладении анализом и синтезом. Также способности в овладении операциями мышления неравномерно развиты у Михайловской Наталии. Учащиеся достаточно хорошо владеют операцией сравнения, способности учащихся в овладении анализом и синтезом развиты слабо. Характеристика 9 класса Анишинской средней общеобразовательной школы Веневского района Тульской области. В 9 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно-образное мышление, хотя в некоторых ситуациях отчетливо видны проявления абстрактно– теоретического мышления. Распространение таких типов мышления определяется психологическими и возрастными факторами развития учащихся. Соотношение способностей к анализу и синтезу определяет преобладание аналитического мышления над синтетическим, но это преобладание выражено менее ярко, чем в 5 классе. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В данном возрасте материальным проявлением еще является “проговаривание” совершаемое во внутренней речи, но в отличие от младших школьников, в случае мыслительных затруднений не приобретает развернутую форму и не переходит в громкую речь. Учащиеся хорошо владеют мыслительными операциями сравнение и обобщение, некоторые используют конкретизацию, а абстрагирование и классификация применяются неосознанно, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения, обобщения и конкретизации является основой понимания учебного материала. На уроках русского языка, сравнивая, например, причастие и деепричастие, учащиеся выявляют особенности образования данных частей речи. Используя операцию обобщение, учащиеся способны, сформулировать простейшие свойства частей речи (выделение знаками препинания, использование в составлении предложений и т. д. ). Операция конкретизации позволяет, на основании собственного опыта, ввести элементарные алгоритмы действий для простейших практических случаев. Мыслительная деятельность учащихся является, в равной степени, практической (структурной единицей которого является - действие, а коммуникативной - сигнал) и художественной (структурной единицей которого является –образ, а коммуникативной символ), а в меньшей степени научной (структурной единицей которого является– понятие, а коммуникативной - знак). На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т. е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение конкретно поставленных задач. Но встречаются проявления эвристического мышления. У учащегося 9 класса Гаврикова Евгения достаточно слабо развиты способности владения операциями мышления. Он плохо анализирует. Очень плохо он владеет и операциями сравнения и обобщения. Учащийся Иванов Евгений плохо применяет операции мышления в работах по русскому языку. Очень тяжело ему дается анализ и синтез предметов, но определенные навыки в сравнении и обобщении имеются. У “слабых” учащихся данного класса явное преобладание наглядно – действенного (сенсомоторного) мышления и плохо развито наглядно-образное. Ученик 9 класса Сафронов Илья достаточно хорошо владеет операциями сравнения и обобщения, но в то же время не достаточно развиты возможности в овладении анализом и синтезом. Также способности в овладении операциями мышления неравномерно развиты у Чиненова Сергея. Учащиеся достаточно хорошо владеют операциями сравнения и обобщения. Способности учащихся в овладении анализом и синтезом развиты недостаточно. С целью установить уровень познавательной потребности учащихся 5 и 9 класса Анишинской средней школы, им был предложены следующие вопросы анкеты и таковы ее результаты. 1. Вы часто занимаетесь умственной работой по русскому языку? 5 2. Когда задан вопрос на сообразительность, Вы сами пытаетесь найти ответ на него? 3. Вы много читаете дополнительной литературы по русскому языку? 3 4. Вы очень эмоционально относитесь к интересному для Вас занятию, связанному с изучением в школе русского языка? 1. Вы часто занимаетесь умственной работой по русскому языку? 7 2. Когда задан вопрос на сообразительность, Вы сами пытаетесь найти ответ на него? 3. Вы много читаете дополнительной литературы по русскому языку? 1 4. Вы очень эмоционально относитесь к интересному для Вас занятию, связанному с изучением в школе русского языка? Сравнив результаты анкетирования в обоих классах, можно с уверенностью сказать, что познавательные потребности у 9 класса ниже, чем у 5 класса. Следовательно, уровень познавательных потребностей в языке с возрастом падает, поэтому необходимо применять разнообразные способы для поднятия интереса учащихся к родному слову и родному языку. В 5 классе познавательные потребности выражены не так ярко, поэтому также необходимо развивать и прививать интерес к изучению русского языка. Для изучения скорости протекания мыслительных операций учащихся 5 и 9 класса им был предложен тест, состоящий в заполнении пропущенных букв в предложенных словах. С этой целью учащимся предлагалось несколько родов слов, каждый из которых отличается по трудности. Сравнительная таблица результатов тестирования учащихся 5 и 9 классов. Сравнивая результаты таблицы, можно сделать выводы, что учащимся 9 класса понадобилось гораздо меньше времени для выполнения задания. Следовательно, у учащихся 9 класса скорость протекания мыслительных операций выше, т. к. уровень подготовки и владения этими операциями тоже выше. Учащиеся 5 класса в силу еще слабо развитых возможностей и уровня владения мыслительными операциями, гораздо медленнее справлялись с заданиями. В 9 классе Анишинской школы был проведен тест, направленный на выявление уровня мышления учащихся. Учащимся предъявлялся бланк, на котором были даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод–умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. 1. В конце всех вопросительных предложений ставится “? ”. “Сколько тебе лет? ” заканчивается “? ”, следовательно оно вопросительное. 5 2. Перед прямой речью всегда ставится “: ”. В предложении, “спектр содержит семь цветов: красный, оранжевый и т. д. ” имеется “: ”. Следовательно это предложение с прямой речью. 5 3. Некоторые разделы языка изучаются в 5 классе. Синтаксис сложного предложения –раздел языка. Следовательно синтаксис сложного предложения изучается в 5 классе. 4. Все части речи изучает морфология. Предлог – часть речи. Следовательно, предлог изучается в морфологии. 7 5. Все буквы содержаться в алфавите. “А” - буква. Следовательно она содержится в алфавите. 7 6. Все приставки со словами пишутся слитно. “ПРИ” - приставка. Следовательно, она пишется со словами слитно. 7 7. Все ученики Анишинской школы изучают русский язык. Женя Иванов – изучает русский язык. Следовательно, он ученик Анишинской колы. 6 8. Некоторые ученые являются лингвистами. Петров П. П. - ученый. Следовательно, он лингвист. 9. Все ученики 9 класса изучают виды сложных предложений. Сидоров – изучает виды сложных предложений. Следовательно, он ученик 9 класса. 6 10. Все ученики 9 класса хорошо знают русский язык. Петрова – ученица 9 класса. Следовательно, она хорошо знает русский язык. 7 По результатам тестирования можно судить, что у учащихся 9 класса в целом сформированы мыслительные операции. Для выявления умений устанавливать и обобщать отношения между понятиями использовался следующий тест для учащихся 9 класса. Руководствуясь существенными признаками“целое (часть)”, учащиеся должны были установить и обобщить отношения. 1. Синтаксис (предложение) – Морфология (окончание, слово, наречие, раздел науки). 7 2. Словосочетание (сочинительная связь) – предложение (двусоставное, грамматическая основа, слова, термин). 5 3. Русский язык (морфология) – синтаксис (словосочетание, раздел науки, части слова, звуки речи). 6 4. Сложное предложение (бессоюзное) –сложноподчиненное предложение (изъявительное, двусоставное, союзное, сложное). 7 5. Пунктуация (знаки препинания) – Знаки препинания (запятая, вводное слово, причастие, звук). 4 На основании результатов проведенного теста можно сделать вывод, что в целом учащиеся владеют операцией обобщения и установления отношений. Для выявления умений устанавливать и обобщать отношения между понятиями использовался следующий тест для учащихся 5 класса. Руководствуясь признаком“целое (часть)”, учащиеся должны были установить и обобщить отношения. 2. Алфавит (буквы) – Лексикон (слова, звуки, буквы, предложения). 6 3. Звуки (глухой) – Буква(согласная, заглавная, строчная, звонкая). 6 4. Русский язык (правила) – Упражнение (задание, набор букв, предложение, разбор). 7 5. Существительное (предмет) – Глагол (действие, признак, признак действия, признак признака). 7 На основании результатов теста сделали вывод, что учащиеся, с учетом их возраста, неплохо владеют операцией обобщения. Учитывая особенности викторины, как педагогического инструмента развития мышления (высокая эмоциональность, игровой характер), мы решили провести анкетирование учащихся для выяснения их мнения об этой форме работы. Приведем основные результаты. Результаты анкетирования учащихся 5 класса после проведения викторины “Как получить 5” Интереснее ли Вам стало на уроках русского языка после проведения викторины? 100% Результаты анкетирования учащихся 9 класса после проведения викторины “Как получить 5” Интереснее ли Вам стало на уроках русского языка после проведения викторины? 100% Недавно мы играли в игру-викторину “Брейн-ринг”, которая нам очень понравилась и произвела на нас глубокое впечатление. Это самая “прикольная”и интересная игра, в которую мы играли. Эта викторина позволяет нам проверить свои знания с большой скоростью. Нас разделили на две команды. Моя команда называлась“Суперумники”, в неё вошли все мои друзья. Мы соревновались с командой “Эрудитов”, которая по силе знаний не уступала нашей. Мы отвечали на вопросы, о готовности команды свидетельствовало поднятие капитаном красного флажка. Капитан “Эрудитов” поднимал синий флажок. Борьба между нашими командами была серьезная, друг другу мы уступали какую-то долю секунды. То мы выигрывали, то“Эрудиты”. Но в итоге вполне справедливо и оправданно победила наша команда. Мы были очень довольны, а капитан получил диплом, в котором была выражена благодарность всей команде. Всем нам на шею повесили медали, подтверждающие победу, а в журнал каждый получил по пятерке. Проигравшая команда была награждена поощрительными призами– каждый получил по четверке. Нам всем было интересно участвовать в такой увлекательной игре, которая быстрее думать логически. Такие викторина необходимо проводить чаще, потому что они еще больше прививают любовь и интерес к родному языку и его истокам. В школе проводилась игра “Брейн-ринг”. Я принимала самое прямое участие в ней, возглавляя нашу команду под названием“Эрудит”. Наша команда смекалистая и сильная, но наши соперники ничуть не хуже нас, и не уступали нам по силе знаний. На игре было очень весело и увлекательно, все старались проявить свои способности. Главным в игре было как можно быстрее поднять флажок, чтобы получить право на ответ. Кто первый поднял–тот отвечает. У меня была очень ответственная задача, как капитану мне приходилось поднимать флажок (он у нас был синий) быстрее капитана“Суперумников”. В ходе игры нам приходилось очень трудно. Каждой команде хотелось выиграть, чтобы доказать, что она лучшая. Но борьба была долгой и тяжелой, всем приходилось обращаться к своим знаниям, советоваться с членами команды, обдумывать ответы. И все это за считанные секунды. Но все же, фортуна повернулась к нам спиной, и мы проиграли. Конечно, все немного расстроились, но мы проиграли в честной и справедливой игре. Наша команда была довольна игрой, и не важно, что мы проиграли. Главное– участие. Каждому члену моей команды поставили в журнал по четверке. Выигравшая команда получила приз, и каждый игрок получил по пятерке. Я и моя команда ждем новой игры, в которой сможем отыграться и стать лучшими. “Брейн-ринг”очень помогает развивать логическое мышление. Начиная с младшего школьного возраста, мы участвовали в различных школьных викторинах, разной сложности. “Брейн-ринг” - самая сложная викторина, в ней учитывается скорость выбора ответа. Таки образом, полученные результаты опытной работы показывают в целом возможности викторин, как формы внеклассных занятий по русскому языку, в развитии логического мышления учащихся. Русский язык –это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, охватывающих как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Наличие норм создает единство русского языка, способствует его всеобщему, повсеместному употреблению. Русский язык имеет большое международное значение и входит в число мировых языков. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывает нас серьезно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения, навыки. Раскрывая в данной дипломной работе роль внеклассных занятий по русскому языку, нельзя не признать, что викторины являются по праву самым эффективным инструментом учителя русского языка и литературы в развитии логического мышления старших школьников. В работе звучала мысль о взаимосвязи формирования логического мышления и речи. Надо отметить, что проводимые в школах викторины такого плана обычно носят название “Литературные”, подбирая тематику вопросов по известным школьникам данного возраста произведениям литературы (согласно школьной и внеклассной программе). В последние же годы, как уже было отмечено выше, у молодежи значительно вырос интерес к различным “Интеллектуальным” играм разнообразного плана. При умелом владении учителем предподносимым школьникам материалом, /в контексте русского языка, как предмета, отвечающего за грамотность с лингвистической точки зрения, и литературы–как великого инструмента развития человека в образовательном плане/, школой будет достигаться та самая цель– развитие речи и мышления старших школьников. Викторины требуют от учителя и учащихся большой подготовки, но “зажигают” одинаково и тех, и других. Учителей–на особую форму закрепления знаний, от выявления уровня подготовленности учеников класса до развития общечеловеческих ценностей у каждого отдельно взятого ученика. Учеников– ориентируют на овладение дополнительными знаниями. Под влиянием этого обоюдного интереса и прививаются школой будущему поколению жизненно-необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, можно сделать вывод, что литературная и лингвистическая направленность интеллектуальных игр–залог успеха в достижении поставленных современной школой задач перед учащимися и в целом в развитии полноценной личности каждого ребенка. Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. - М. , 1979. Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах – 39-е изд-е. - М. : Просвещение, 1999 Виды внеклассной работы по русскому языку. Сост. М. М. Морозова, М. , Просвещение, 1968, стр... 73 Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. - М. , 1981. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей. Сост. Н. Н. Ушаков. –М. : Просвещение, 1979, стр. 20-25 Выготский Л. С. Мышление и речь. М. , 1988. Леонтьев А. А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). - М. , 1978. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М. : Педагогика, 1972. -170с. Мархардаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань, РГПУ, 1999 Общая психология – М. , 1986 (мышление 322-330). Орлов В. И. Методы обучения в средней специальной школе, М. : Педагогика, 1993. -141с. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского, М. : Просвещение, 1988, -480с. Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6. Смолкин А. М. Методы активного обучения, М. : Высшая школа, 1991. -207с. Теплов Б. М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии мышления, М. : Педагогика, 1981. -177с. Уман А. И. Психологический подход к обучению, Москва-Орел, 1997. -216с. Фридман Л. М. Методы и приемы обучения: Психологический справочник учителя, М. : Педагогика, 1991, -173с. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис, М. : Издательство Московского Университета, 1981. -304с. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении, Томск “Пелинг”, 1993. -161с. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. - М. , 1964. Брунер Дж. Психология познания. – М. , 1977. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. – М. , 1979. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М. , 1983. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М. , 1987. Выготский Л. С. Мышление иречь // Собр. соч. – М. ,1982. - Т. 2. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. – М. , 1972. Де Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. – М. , 1976. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М. , 1984. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости, - М. , 1981. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. – М. , 1979. Мазилов В. А. О деятельностном подходе к исследованию мышления. – Ярославль, 1981. Матюшин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. , 1972. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М. , 1983. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М. , 1984. Фридман Л. М. , Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. – М. , 1985. Анастази А. Психологическое тестирование. – М. , 1982. Янова И. П. Психологические основы развития мыслительных операций. – Тверь, 1998. Ярцев И. И. Мыслительные операции. – Самара, 1999. |
|
© 2007 |
|