РУБРИКИ |
Российский феномен педагогического новаторства - (курсовая) |
РЕКЛАМА |
|
Российский феномен педагогического новаторства - (курсовая)p>Проверку выполнения письменных домашних заданий целесообразно возложить на дежурных по классу. Оценку учителем выполненных домашних работ по пятибалльной системе надо отменить. Что же касается самих домашних заданий, то ликвидировать их полностью не следует. Однако надо коренным образом изменить характер этих заданий: домашняя работа должна помогать развитию творческих способностей ученика, его любознательности [38Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 19. ].Учитель до урока готовит все необходимое для работы: записи на классной и переносных досках, тексты, задачи и примеры, наглядные пособия и т. д. Это освобождает максимум времени на уроке для наблюдения за работой учащихся и руководства учебным процессом [39Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 48. ]. Необходимо отказаться от опроса в начале урока, так как это экономит время. На уроке необходимо отказаться от вставания учащихся с мест, так как прерывать работу вставанием нецелесообразно и даже вредно, ибо на это совершенно излишне тратится драгоценное время урока, а учащийся при этом может потерять мысль. Опытная проверка ответов учеников без вставания с места, проведенная в базовой школе ЛГПУ и в других школах, говорит о целесообразности такой формы ответов. Это; конечно, не исключает необходимости выхода учеников для ответа к доске (при небольших докладах, обобщенном повторении, чтении текстов наизусть и т. д. ). Самый эффективный метод усвоения нового материала – метод беседы, основанный на наблюдениях учащихся и ранее усвоенных ими знаниях [40Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк– Рязань, 1995, С. 172. ]. Во время самостоятельной работы учитель ни на секунду не должен оставлять класс без внимания. Специальный урок по закреплению знаний получает обычно следующую структуру: Постановка темы и подготовка учащихся к самостоятельной работе. Различные виды самостоятельных работ учащихся. Выявление знаний учащихся в процессе всего урока. Выставление баллов в журнал [41Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 15. ]. Объединенный урок позволяет положительно решить вопрос об устранении перегрузки школьников учебными занятиями. Решать этот вопрос нужно в двух направлениях: по линии сокращения домашних заданий и сокращения урока [42Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк– Рязань, 1995, С. 176. ]. Повышение интенсивности урока открывает возможность сократить его продолжительность, что также способствует уменьшению утомляемости учеников. Известно, что утомление детей в школе особенно усиливается, когда происходит сокращение перемен (20-30-минутная перемена сокращается до 10-15 минут, а 10-минутная – до 5 минут) [43Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 57. ]. Для исправления этого положения пеобходимо сократить урок – до 40 минут, а перемены увеличить до 10 минут и одну большую. Москаленко также выступает против практики второгодничества. Он предлагает запретить учителям начальных классов оставлять учащихся на второй год. Практика показывает, что оставшиеся на второй год в начальных классах при повторном оставлении их на второй год в 5-8 классах обычно вовсе выбывают из школы, не окончив ее. В каждом отдельном случае (болезнь учащегося, замедленное развитие и т. д. ) вопрос о прохождении учеником повторного курса в одном из классов должен решаться авторитетной комиссией [44Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 19. ]. Судьба замечательного экспериментатора оказалась схожей с судьбой многих перспективных починов 50-х и 60-х годов в сферах производства, культуры, науки. Идеи липецкого опыта упрощались, обесценивались и выхолащивались. Учителей страны призывали работать“по-липецки”, а понимались под этим лишь внешние признаки эксперимента: поурочный балл и так называемые“комментированные упражнения” - независимо от предмета, возраста и степени подготовки учащегося. На закате своей жизни Москаленко говорил: - Я мечтаю о школе, русской по духу, этике, эстетике, культуре, досугу. Заела нас иностранщина. Безмерно жаль, что Россия разменивает свою психологию, свой шарм. Мораль–это мы, непохожие на других. А культура может быть только национальной… Одна из угроз, подступивших к нам вплотную, состоит в том, что каждое новое образование не хочет ни на что опираться. Это тоже свойство России [45 Шмаков С. А. “Душу и сердце надо упражнять…” О К. А. Москаленко. // Лип. газ. – 1997. – 11 июня. – С. З. ]. Глава III. Опытно – экспериментальная работа по совершенствованию современного урока § 1. Отчет о прохождении педагогической практики Я, Кураксин Станислав Вячеславович студент 5 курса ОЗО исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета проходил педагогическую практику с 12. 11. 2001 г. по 8. 12. 2001 г. в средней школе № 69 г. Липецка. За период практики я провел 9 уроков по истории России XX века и 1 урок по предмету“Обществоведение” в 9 “a”классе. Большую помощь в подготовке к проведению уроков мне оказала преподаватель истории Глазачева Марина Петровна. Также в период практики мною было проведено внеклассное мероприятие в виде лекции о компании IBM– создателя первого персонального компьютера и о Билле Гейтсе –создателе компании Майкрософт, которая является признанным лидером в создании программного обеспечения для персональных компьютеров, в частности операционных систем. Я преподавал в 9 “а” классе. Занятия проходили в первую смену (с 8: 00). Уроки истории у 9 “а” класса были три раза в неделю, в среду (1 урок – V) и в четверг (2 урока – I и II), в субботу был 1 урок обществознания –II. Продолжительность урока с понедельника по пятницу составляет 40 минут, в субботу– 35 минут. Всего я провел 10 уроков (в ноябре: 21, 22, 28, 29, в декабре: 5, 6 и 8). Подготовка к уроку заключалась в изучении материала параграфа учебника, документов приведенных в учебнике, а также дополнительной литературы, затем составлялся план-конспект и лист с опорными сигналами. Мной был составлен список учеников 9 “а”класса и выписаны четвертные оценки по нескольким основным предметам, этот список и оценки я привожу на следующей странице в виде таблицы: С моей помощью ученики по предмету “История России, XX век” изучили темы: Гражданская война: “белые”. От идеи мировой революции к поиску выхода из международной изоляции. По предмету “Обществознание” изучили тему: Отсутствие уроков по всеобщей истории объясняется тем, что согласно учебного плана изучение всеобщей истории начнется лишь в следующем полугодии. Учитывая то, что в 9 “а”классе в четверг было два подряд урока истории, давалась только одна новая тема. По мнению преподавателя, изучение двух новых тем для учеников было бы слишком сложным делом. Во время педагогической практики мы решали задачи по совершенствованию урока. Тема урока: Образовательная –на этом уроке ученики должны разобраться, в сущности новой экономической политики советской власти, какими событиями был вызван этот крутой поворот от политики“военного коммунизма” и продразверстки к, по сути, противоположной политике НЭПа. Воспитательная –при изучении этой темы преследуется цель привить ученикам убеждение в том, что насилием невозможно нормально развивать экономику. Насилие–это неэффективный метод, может быть сначала насилие и может принести какую-то положительную отдачу, но в последующем такая политика рано или поздно обязательно приведет к социальному взрыву и поэтому необходимо искать другие, ненасильственные пути. Развивающая –на этом уроке ученики учатся анализировать приведенные факты, работать с документами, работать с контрольными тестами, работать с картой, а также работать с опорными сигналами. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. История России, XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М. , 1996. Клокова Г. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России XX века: 9 класс. М. , 1999. На сегодняшнем уроке мы проводим контрольную работу по периоду “Россия в годы Гражданской войны (1918 – 1920 гг. )”. Прежде чем провести контрольную работу Плотникова Анна зачитает нам доклад об убийстве царской семьи, который она подготовила дома (зачитывает доклад, около 30 мин. (с 8: 11 до 8: 40)). Проведение контрольной работы (под диктовку), 1 вариант для всех: Время с 8: 40 до 8: 50 (10 мин. ) Опрос учеников мы будем проводить при помощи тестовых заданий. Всего будет 12 вопросов и 4 варианта ответа на каждый вопрос, один из которых правильный, а три ложных. 3) возглавили антибольшевистские выступления; * [* Здесь и далее выделенным шрифтом обозначены правильные ответы. ] 4) приглашены большевиками в правительство. 4. Завершающим этапом Гражданской войны на европейской части России был: 1) поход войск А. И. Деникина на Москву; 8. В 1920 — 1921 гг. по стране прокатились крестьянские восстания против большевиков, получившие название “малой гражданской войны”. Это понятие включало: 1) крестьянские восстания в Тамбове, Поволжье, Кубани, Сибири против Советов; 2) создание “партизанских отрядов” из дезертиров Красной Армии; 3) саботаж крестьянами политики продразверстки; 2) восстановление советской власти на территории всей страны; 3) заключение мира между белыми и красными; 12. К причине победы большевиков в Гражданской войне не относится: 1) свержение национальных правительств; III. Изучение нового материала, II урок, с 9: 00 до 9: 35 (35 мин. ): На перемене разложить по партам листы с опорными сигналами по новой теме урока. Начало объяснения в 9: 00 На сегодняшнем уроке мы заканчиваем изучение периода гражданской войны в России, который мы изучали в течение 3 уроков и приступаем к изучению новой темы: Новая экономическая политика советской власти. Уроки Кронштадта и последствия “великой смуты” (9: 00–9: 06, 6 мин. ) Переход к нэпу (9: 06–9: 16, 10 мин. ) Итак, ребята, пожалуйста, возьмите каждый по листу с опорными сигналами, которые лежат у вас на партах. Теперь внимательно изучите блок, который находится в верхней части листа. Откройте учебник на странице, где излагается новая тема, и попытайтесь сопоставить текст параграфа с теми опорными сигналами, которые вы видите на листе с опорными сигналами [47 Предполагается, что ученики уже имеют опыт работы с опорными сигналами. ]. У вас есть на это 2 минуты, затем я попрошу кого-то из вас зачитать текст параграфа, который ассоциируется у вас с опорными сигналами первого блока [48 Здесь и далее курсивом выделены вопросы учителя, подчеркнутым шрифтом – ответы ученика, а обычным шрифтом – текст параграфа, который зачитывают ученики. Ученики отвечают сидя. ]. Один из учеников читает вслух выбранный им абзац, попутно обозначая соотношение опорных сигналов с текстом, а остальные внимательно следят за его речью, сопоставляя текст с опорными сигналами и контролируя правильность соотношения. Учитель руководит этим процессом и периодически прерывает ученика, предлагая другому продолжить рассказ. В конце рассказа учитель предлагает указать ученикам на возможные ошибки или пропуски в раскрытии опорных сигналов. По ходу рассказа учитель может задавать вопросы относительно ранее изученного материала [49Здесь и далее мелким шрифтом говорится о действиях учеников и учителя во время урока. ]. События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьезный политический кризис, а Кронштадтский “мятеж”, по определению В. И. Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые, потому что в нем соединилось стихийное недовольство крестьян с военной силой армии. Ребята, напомните мне, из какой категории населения России в то время в основном состояла армия и флот? В основном армия и флот в то время комплектовались из крестьян – самой многочисленной категории населения России. И недовольство это имело весьма зримые политические очертания, совпадающие с лозунгами социалистических оппонентов большевиков— меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил, В. И. Ленин первым понял эту опасность. Он извлек из происшедших событий два принципиальных урока. Для сохранения своей власти, во-первых, необходимо идти на соглашение с крестьянством и, во-вторых, ужесточить борьбу со всеми оппозиционными политическими силами, вплоть до полного их уничтожения, дабы никто, кроме большевиков, не мог оказывать влияния на массы. К более гибкой экономической политике большевиков толкала крайне сложная обстановка в стране. Приходилось признать, что к экономическому и политическому кризису привела не только война, но и политика“военного коммунизма”. “Разорение, нужда, обнищание” — так характеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В. И. Ленин. К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX в. ; резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Народ был измучен. На протяжении ряда лет люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви, медикаментов. Весной и летом 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод. Он был спровоцирован не столько сильной засухой, сколько тем, что после конфискации излишков продукции осенью у крестьян не осталось ни зерна для посевов, ни желания засевать и обрабатывать землю. От голода погибло более 5 млн. человек. Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. В феврале 1921 г. остановились 64 самых крупных завода Петрограда, в том числе и Путиловский. Рабочие оказались на улице. Многие из них уехали в деревню в поисках пропитания. В 1921 г Москва потеряла половину своих рабочих, Петроград — две трети. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигала лишь 20% от довоенного уровня. Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. Она резко возросла во время голода 1921 г. По официальным данным, в 1922 г. в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных детей. Это явление приобрело такие угрожающие масштабы, что во главе Комиссии по улучшению жизни детей, призванной бороться с беспризорностью, был поставлен председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский. 2. Переход к нэпу. Теперь обратите, пожалуйста, свое внимание на следующий блок. Здесь все точно так же. У вас есть 3 минуты для подготовки. Прежде чем приступить к этому заданию скажите мне, что обозначает опорный сигнал в виде фигуры человечка с гаечным ключом в руке? Переход к нэпу — новой экономической политике (такое название закрепилось за системой экономических мероприятий, сменившей политику“военного коммунизма” и являвшейся, до известной степени, ее противоположностью) — был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на X съезде РКП (б). Кстати, вспомните, кто участвовал в подавлении кронштадтского восстания? В подавлении кронштадтского восстания участвовали делегаты X съезда РКП (б). Первым шагом новой экономической политики стала отмена продразверстки. Вместо нее вводился натуральный налог, который, во-первых, был вдвое меньше разверстки и, во-вторых, объявлялся заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Но чтобы этот стимул заработал, большевикам пришлось вернуться к свободе торговли. Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Прежде всего, был отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. А некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. Все эти “новшества”потребовали отмены принудительного труда и введения рынка рабочей силы, реформирования системы заработной платы (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, — “золотого червонца”, который высоко ценился на мировом валютном рынке. По своему номиналу советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14, 5 центам США. Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства, или, как говорили большевики, они сохранили за собой“командные высоты в экономике”. Декретами Совнаркома в 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости Скажите, пожалуйста, а что обозначает опорный сигнал в виде фигуры человечка сидящего за столом? Наиболее быстро приспособились к нэпу мелкая промышленность, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восстановление тяжелой промышленности. Но внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности, реабилитация понятия прибыли все же принесли свои плоды. После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. сельское хозяйство стало постепенно увеличивать свои объемы. К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20, 7% превысил среднегодовой сбор наиболее благоприятного для России пятилетия 1909 —1913 гг. К 1927 г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3— 4%, бедняков — 22 — 26%, батраков — 10 — 11%. Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня. Это создало условия для некоторого улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. Реальная заработная плата рабочих к 1925—1926 гг. в среднем составляла 93, 7% их довоенного заработка. Продолжительность рабочего дня равнялась 7 ч. при 6-дневной рабочей неделе. И все же в целом ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения. Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые в первые революционные годы “уплотнения буржуазии”, не только не был решен, но и еще больше обострился. Настоящим бедствием для страны было аграрное перенаселение: в деревне существовала многомиллионная масса “лишнего”населения, с трудом сводившего концы с концами. Огромное количество таких людей в поисках лучшей доли устремлялось в города, пополняя и без того плотные ряды городских безработных. Все эти серьезные проблемы свидетельствовали о необходимости корректировки нэповского курса. Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей, так называемую метаморфозу. Кто знает, что такое метаморфоза? Олицетворением новой экономической политики были яркие, социально разнородные типы: красные наркомы— недавние революционеры-подпольщики и солдаты; красные директора —вчерашние рабочие и технические специалисты; многочисленная армия служащих различных контор— “барышни” —бывшие гимназистки и курсистки, приказчики и мелкие лавочники; наконец-то встающие на ноги крестьяне-единоличники. Это был пестрый социальный мир, где соседствовали и взаимодействовали разные культуры, каждая— со своими идеалами, целями, нормами поведения. Наиболее колоритной фигурой того времени была новая советская буржуазия — “нэпманы”, “совбуры”. Эти люди в значительной степени определяли лицо своей эпохи, но они находились как бы за пределами советского общества, были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза. Советская власть, нуждаясь в них, в то же время постоянно подчеркивала их классовую ущербность, демонстрировала по отношению к ним идеологическую брезгливость, недвусмысленно давая понять, что хотя“нэп — это всерьез и надолго”, но не насовсем и что их неминуемо ждет суровая расплата уже за то, что они своим присутствием отравляли атмосферу великого дела построения коммунизма. Предприниматели остро чувствовали временность, непрочность своего положения. Поэтому в частную деятельность хлынули, прежде всего, различного рода авантюристы, спекулянты, стремившиеся как можно быстрее сорвать куш, израсходовать его, пожить в свое удовольствие. Естественно, что ни о каких долговременных вложениях капиталов, расширении сферы деятельности и выпуска товаров в подобной атмосфере не могло быть и речи. Поэтому доля частной промышленности в общем объеме промышленного производства была невысока. Частные капиталы устремились, прежде всего, в торговлю. И если оптовая торговля контролировалась в основном государством, то в розничной торговле безраздельно господствовал частник. Значительные изменения произошли в традиционных слоях населения. В период гражданской войны была полностью уничтожена и без того немногочисленная русская буржуазия. Серьезный урон понесла интеллигенция. В то же время еще со времен первой мировой войны шел активный процесс маргинализации населения. Это в полной мере относилось и к рабочему классу: из гражданской войны и сопутствовавшей ей разрухи вышел“пролетариат, ослабленный и до известной степени деклассированный разрушением его жизненной основы — крупной машинной промышленности”, —констатировал В. И. Ленин. В 1920 г. , по официальным данным, в России насчитывалось 1, 7 млн. промышленных рабочих, причем кадровые рабочие составляли не более 40%, т. е. около 700 тыс. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз. Основную массу рабочего пополнения составляла пауперизованная сельская молодежь. Пауперизация — процесс обнищания отдельных слоев населения. Перебираясь в город, она изменяла свой социальный статус, что рождало сложную гамму настроений. С одной стороны, это было растущее ожидание лучших перемен, что, вкупе с крестьянской психологией, превращало ее в послушную и доверчивую по отношению к государству массу населения. С другой стороны, попранные нэпом уравнительные настроения делали ее яростными противниками тех, кто смог приспособиться к изменившейся ситуации, обеспечить себе высокий материальный достаток. Эта нота значительно усиливалась за счет той части сельских мигрантов, которые были вытолкнуты из деревни, но не нашли работы в городе, пополняя растущие ряды безработных. Еще одной “гримасой”нэпа было непомерное увеличение чиновничье-бюрократического аппарата. Этому способствовало не только активное вмешательство государства в сферу производства и распределения, но и низкая квалификация кадров, которая вынуждала иметь на одном участке работы нескольких человек. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн. чиновников, в 1921 г. — 2, 5 млн. Большинство людей шли работать в советские учреждения ради известных привилегий, прежде всего продовольственного пайка. Значительные темпы экономического роста в период нэпа во многом объяснялись “восстановительным эффектом”: в промышленности —введением в эксплуатацию уже имевшегося оборудования, которое не использовалось, так как население было занято войнами и революциями, в сельском хозяйстве —восстановлением заброшенных пахотных земель. Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, стране понадобились огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности. Пойти проторенным российским путем привлечения иностранных инвестиций большевики не смогли, хотя и пытались. Само нахождение их у власти делало этот путь бесперспективным для потенциальных инвесторов. Иностранные предприниматели не хотели рисковать своими капиталами в условиях полной непредсказуемости большевистского режима. К тому же они уже были научены опытом безвозмездной национализации иностранной собственности, произведенной большевиками сразу же после Октябрьской революции Последние надежды на то, что“заграница нам поможет”, рухнули в 1929 г. , когда на Западе разразился масштабный экономический кризис. Внутренние резервы тоже были минимальны. Частный капитал, как известно, не допускался в крупную и в значительной степени даже в среднюю промышленность; в стране существовала драконовская система налогообложения; отсутствие юридических гарантий заставляло население скрывать свои накопления, держать их не в сберегательных кассах и ценных государственных бумагах, а в тайниках и кубышках, пускать на спекуляцию, т. е. частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику. Государственный же сектор, хотя и признавался приоритетным, был малорентабельным. В 1928 г. прибыльность промышленного производства была меньше, чем до войны, на 20%, железнодорожного транспорта— в 4 раза. Нельзя было рассчитывать и на сельское хозяйство, некогда являвшееся поставщиком экспортной продукции. Одним из результатов нэпа было дробление крестьянских хозяйств, осереднячивание деревни, что, в свою очередь, приводило к уменьшению производства товарной продукции, так как середняк производил продукты, прежде всего для собственного потребления и удовлетворения личных потребностей и почти не был связан с рынком. До революции основными поставщиками товарного хлеба были помещичьи хозяйства. Теперь они были ликвидированы. К тому же новая власть всячески препятствовала росту индивидуального крупного хозяйства в деревне. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, импорта столь необходимого для модернизации страны оборудования, не говоря уже об импорте товаров широкого потребления. В 1928 г. импорт оборудования был вдвое меньше, чем в дореволюционной России. Сельскохозяйственные проблемы усугублялись растущим промтоварным голодом. У крестьян пропадал стимул к расширению товарного производства: зачем напрягаться, если на вырученные деньги нечего купить. Столкнувшись с фактическим отсутствием необходимых для модернизации средств, большевистская власть уже с середины 20-х гг. пыталась решить эту проблему путем все большей централизации в руках государства финансовых и материальных ресурсов и ужесточения распределительной политики. Однако конкретные формы и методы корректировки экономического курса определились в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров. 4. Альтернативы нэпу. Главным предметом споров был вопрос: какие экономические рычаги может использовать государство для получения средств, необходимых для развития промышленности, в условиях, когда сельское хозяйство почти целиком находится в руках частных собственников и нет никакой перспективы получить иностранные кредиты? В шумном хоре различных мнений постепенно определились две противоположные точки зрения. Первая была наиболее отчетливо сформулирована Е. А. Преображенским, крупным финансовым руководителем страны. Он заявил, что Октябрьская революция произошла в стране, в которой не было создано необходимой промышленной базы для претворения в жизнь социальных программ коммунизма. Все капиталистические страны создавали свою промышленность за счет средств, полученных от эксплуатации колоний. Социалистическую индустрию в нашей стране можно создать только за счет эксплуатации“внутренней колонии” — крестьянства. Вторую точку зрения отстаивал Н. И. Бухарин, главный редактор “Правды”. Он считал, что война с крестьянством чревата для Советского государства пагубными последствиями, как экономическими, так и политическими. Поэтому развитие экономики страны необходимо базировать на союзе с крестьянством, обеспечивая крестьянам возможность повышения производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая формы рыночного обмена. В 1925 г. Н И. Бухарин произнес свои знаменитые слова, обращенные к крестьянам “Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут”. Эти две конкурирующие программы не были лишь плодом теоретических, кабинетных изысканий их авторов. Они отражали противоречивую ситуацию, сложившуюся в стране. С одной стороны, стало зримо проявляться недовольство рабочих новым социальным неравенством, порожденным нэпом. С другой — предпринималась попытка более полно учесть интересы крестьянства, из-за позиции которого, в конечном счете, и был затеян когда-то НЭП. Подводится итог изученной теме, повторяются основные события, понятия, имена и даты, а также выставляются поурочные баллы за работу на уроке. Заключение Итак, мы изучили новаторский опыт педагогов-новаторов и смогли на практике применить его. Как показала практика у этого опыта, у этой методики есть будущее, главное суметь переубедить тех педагогов, которые привыкли за десятки лет к авторитарному преподаванию в школе, что нам просто необходимо изменить методику преподавания учебных предметов. Да, по началу это будет сложно. Да, придется снова “сесть за парту”, то есть либо самому изучать эту передовую методику, либо пройти переподготовку в институтах усовершенствования учителей (что является наиболее предпочтительным, но, к сожалению и наиболее сложным с точки зрения организации). Необходимо начать соответствующую подготовку студентов в ВУЗах, а также выделить необходимое количество материальных средств для изготовления учебных пособий и т. п. Однако все это представляет собой определенные сложности и главным образом из-за недостаточного финансирования, а потому мы сами, и те, кто работает в школе, и те, кто только собирается там работать, не дожидаясь помощи от государства должны приступить к внедрению“педагогики сотрудничества” уже сейчас. Литература Мижериков В. А. , Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М. , 1999. Сластенин В. А. , Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. , 2000. Гончарова Т. И. Уроки истории – уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда. М. , 1986. Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк– Рязань, 1995. Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995. Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. \\ Баженова И. Н. Педагогический поиск. М. , 1990. Шмаков С. А. “Душу и сердце надо упражнять…” О К. А. Москаленко. // Лип. газ. – 1997. – 11 июня. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|