РУБРИКИ

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)

p>Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник.

Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности. 1 [1Учитель - социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997 - 113с. - стр. 42]

    § 5. Основные формы, методы работы, документация, права
    и обязанности школьного социального педагога

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т. е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации. 2. Диагностическая, т. е. постановка “социального диагноза”, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская, т. е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т. е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т. е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т. е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отнощении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога. 7. Посредническая, т. е. осуществление связи в инте-ресах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Сюда можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога (см. приложение № 7). Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Каковы же основные методы работы социального педагога с семьей учащегося? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убежденияпедагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации. В практике работы некоторые педагоги составляют “карту семьи”, где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

“Карту”дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы. Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы. Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье. Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице— трагедия, для других — тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным. Здесь необходима чуткость социального педагога, сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок — это сверхтяжело. Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками. Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться “нормализовать” ребенка, так как неудача приведет к трагедии. Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества. 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, - стр. 361] Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания “незаметных”. Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют “ядром ребенка”2 [2 Там же, - стр. 76]. При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит: обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;

организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;

содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;

представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права: представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;

собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;

делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов; информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность; вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;

возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы; способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами. А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту. Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия. Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т. д. 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, - стр. 80] Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка; 2. Должностная инструкция;

3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю; 4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения; 6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы; 7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;

8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах; 9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса; 11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей; 12. Методические рекомендации для родителей;

13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях; 14. Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем. 1 [1Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов– СПб. : КАРО, 2000. - с. 210]

    Глава 2 Передовой опыт социально-педаго
    гической деятельности в учреж
    дениях образования и центрах со
    циального обслуживания и соци
    альной помощи семье и детям
    § 1. Зарубежный опыт социальной работы
    (А) Общие положения социальной работы в США.
    Социальная работа с группами

В Соединенных Штатах Америки понятия “социальная педагогика” как такового не существует. Оно рассматривается в рамках понятия “социальная работа”. В обращении к Национальной конференции благотворительных организаций и исправительных заведений А. Флекснер (1915) произнес свой часто цитируемый приговор: “Социальная работа - это не профессия”. Кроме того, он добавил, что шансы на получение ею полного профессионального статуса, сравнимого со статусом утвердившейся профессии, очень невелики. Некоторые авторы (И. Эпштейн и К. Конрад, 1978; М. Коен и Д. Вагнер, 1982) продолжают сомневаться в том, что социальная работа действительно достигла профессионального статуса. На их взгляд, более точно определить социальных работников как персонал агентств, чиновников или квалифицированных рабочих, чем как представителей профессии. Другие рассматривают социальную работу как “почти” профессию. Н. Глейзер (1974) утверждает, что только медицинские и правовые профессии являются “основными”, все остальные занятия, составляющие социальную работу, являются “второстепенными”.

Тем не менее, социальная работа в США развилась в основную профессию по оказанию помощи. Как профессия она обладает некоторыми чертами, ставящими ее особняком от более старых, традиционно ценимых профессий. Клиенты социальной работы - обычно представители слабых, уязвимых, экономически необеспеченных слоев населения.

Социальная работа с США получила общественное признание. Более 400 университетом и колледжей Америки предлагают утвержденные образовательные программы по социальной работе. Кроме того, тысячи общественных и частных здравоохранительных и попечительских организаций по всем Соединенным Штатам тратят миллиарды долларов для найма профессиональных социальных работников. Законодательные органы по меньшей мере 33 штатов и двух территорий с полномочиями для ведения судопроизводства (Пуэрто-Рико и Виргинские острова) утвердили законы для регулирования практики социальной работы, придав ей статус сферы обслуживания граждан, регистрируя социальных работников и выдавая им удостоверения или разрешения на их деятельность. Несмотря на значительное сопротивление, тенденция к лицензированию усиливается. Несколько штатов наделили социальных работников правами продавцов услуг, а страховые компании рассматривают их как квалифицированных поставщиков услуг. Многие федеральные организации, такие как Специальный комитет по проблемам детей и семьи и Национальный институт психического здоровья, признают социальную работу профессией в своих договорных и дотационных документах. Кроме того, растет число корпораций, нанимающих социальных работников для оказания услуг в рамках своих программ содействия работающим по найму. И в системе государственного социального обеспечения, и в частном секторе социальные работники пользуются значительным профессиональным авторитетом

среди клиентов. 1 [1Энциклопедия социальной работы. Пер. с Англ. Т. 1-3. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994 (Т. 3. С. 184-185). ]

В любой школе есть классы, которые являются одновременно и группами, поэтому целесообразно рассмотреть социальную работу в США с группой. Постепенно те люди, которые проводили работу с группой, вошли в профессиональный цех социальных работников, - тогда стали говорить о “групповой социальной работе”. Это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей, и пр. , и в ней участвуют от 6 до 10% всех социальных работников. В настоящее время профессионалы используют термин "практика социальной работы с группами". Эта работа является частью социальной работы как таковой. Как отмечает Х. Филлипс (1957), "отличительная особенность метода групповой работы состоит в том, что акцент делается на взаимоотношениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с процессом взаимодействия между членами группами, сознательно стимулируемым и направляемым социальным работником". Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда школы социальной работы создали учебную программу, охватывающую различные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, групповую работу и общинную организацию). Как говорит Г. Вильсон (1976), "исторически большинство организаций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные группы) в качестве единицы для оказания услуг, ставили своей целью: 1)Изменить социальные условия жизни бедных;

2)Создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества;

3)Дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".

Г. Вильсон считает, что эти агентства "сосредотачивают своё внимание на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у них проблемы, в то время как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь конкретным людям с конкретными проблемами". В США сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы.

В США практический работник рассматривается по отношению к клиентам как работник, а не как руководитель или помощник. Работник не руководит группой. Он скорее "создавал возможности; его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выработать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на развитие демократических групповых норм. Работник начинает с "того, что делала группа до него", и, по мере того как со временем группа развивалась, занимал всё менее заметное место. Иногда работники выступают в роли советчиков. Они направляют внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помогали им предпринимать необходимые социальные действия. Как свидетельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем благе.

С самой первой встречи членов группы работник думает о том, чтобы в результате его работы группа перестала нуждаться в нём. Это означает, что работник пытается дать возможность группе расширить свою самостоятельность, с тем, чтобы продолжать работу как группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо устранится полностью, либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Суть такой установки хорошо передаёт фраза: "Встреча с работником является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные процессы, в которые работник "включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода". 1 [1Энциклопедия социальной работы. Пер. с Англ. Т. 1-3. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994 (Т. 3. С. 196-199). ]

    (Б) Социальная работа в школах

В различных странах мира существуют два подхода к этому направлению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобритании.

Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто прикрепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за которые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками школы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда возникают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями. Социальные работники также участвуют в разработке политики и стратегии преодоления этих проблем и установлении связей между семьями и школой. Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоставляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.

Социальные службы обеспечения образования отвечают за организацию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоятельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показывает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства. Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения образования является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материнской или эмоциональной обездоленности, а также тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное развитие отстает. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, медицинских работников, полиции и т. д.

Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.

Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям. Среди других функций этой службы можно выделить: заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание поддержки родителям в устройстве ребёнка в другое учебное заведение; помощь детям из числа национальных меньшинств в адаптации среди других школьников; создание и сохранение нормальных отношений между ними; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе; общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении детского труда; наблюдение за посещением детьми детских групп и детских центров (аналоги имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); выяснение причин длительного отсутствия и помощь в случаях если оно связано с серьёзной болезнью или жестоким обращением; поддержка детей, получающих образование вне школы (консультативно, на дому, в центрах промежуточного лечения); оказание содействия родителям и детям в пользовании социальными привилегиями, предоставляемыми школьникам (финансовая помощь в приобретении школьной формы, транспортные расходы, школьные завтраки и т. д. ). Второй подход, когда социальные работники включаются в штат школы, имеет место в Германии. Здесь социальная работа в школе приобретает в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она велась в основном только в образцовых школах. Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолировано от воспитания, они представляют собой единый взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.

Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения свободного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы. 1 [1Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М. : Изд-во “Союз”, 1994 199с. (Часть 2) - С. 181]

Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных стран в школах "нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье". 2 [2Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. – с. 2]

Также там нет понятия "социальный педагог" (по этой причине в этом параграфе везде упоминается понятие "социальный работник"). А вот, например, в США работа полицейского главным образом направлена на профилактику правонарушении учениками школ. Полицейские ходят в детские сады, школы, проводят беседы с детьми. Полицейские, работающие в этом направлении, постоянно посещают школу, играют с детьми, интересуются их проблемами и помогают им в их разрешении. 3 [3 Там же, стр. 1] § 2. Центры социального обслуживания семьи и детей

В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление “О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье”, которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организовывается семейный отдых. Эти службы обеспечивают детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье. В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства. В социальной службе молодежипомогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершеннолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголикам и наркоманам. В центрах реабилитации детей-инвалидов — оказывается психологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществляется профессиональная подготовка. Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекаются отцы, предоставляется возможность родителям на несколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки. В медико-социальном центреоказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Особое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к магазинам, мастерским и т. д.

Для оказания временной помощи семье, попавшей, в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, могут уйти из интерната. В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов. Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения. В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить индивидуальные программы можно только вместе с родителями. Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи “группы риска”: те, которые оказались в тяжелом материальном положении, в которых родители учатся, работают на вредном производстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов. Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы “Телефон доверия”, службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

Заслуживает внимания опыт работы социальных служб с семьей, оказание социальной помощи в муниципальном районе “Раменки” (г. Москва). 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, стр. 329] Для работы с семьей было проведено обследование всех жителей района, составлена необходимая документация, чтобы увязать работу с семьей со всеми организациями района. На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны социальные паспорта по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды. Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и методы оказания помощи, работы с каждой семьей. В результате остро нуждающиеся семьи получили бесплатное питание, денежную и гуманитарную помощь, одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного пребывания были организованы различные культурные и просветительские мероприятия. Была организована помощь семьям, в которых дети-инвалиды, летом дети из многодетных семей отдыхали в оздоровительных лагерях, ездили на экскурсии. В центрах организовывались вечера встреч, концерты, чаепития. Организовывалась распродажа по низким ценам обуви, различных швейных изделий и т. д. Это была первая программа, по второй программе решались вопросы подготовки кадров. Решалась проблема переподготовки военнослужащих с выдачей документа на право работать социальным работником по семейным проблемам. Заслуживает внимания опыт работы социального педагога с семьями учащихся в Ставрополье. 2 [ 2Гуров В. Н. Опыт социальной работы с семьёй в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997, №1. Стр. 43]

Приток беженцев обострил социальные проблемы в крае. Увеличилось число смертей от алкоголя, большая смертность в целом, количество браков равнялось числу разводов. На 2, 1 года сократилась продолжительность жизни у мужчин и на 0, 9 года у женщин. В каждой пятой семье— конфликт, 3/4 детей из “семей риска” продолжают жить также как их родители. Семья как первичная ячейка общества требовала немедленной помощи. Необходимо было помочь семьям создать нормальные условия жизни, помочь создать нормальную гармонию отношений в семье. В современных условиях создавать это было не просто, наблюдалась общая тенденция распада семьи, когда из семьи все уходят. Одни в детский сад, в школу, в техникум, в институт, другие на производство. Сложность представляла организация совместной деятельности родителей и детей. Для решения этой проблемы в крае создавались различные службы, но перед ними ставилась одна задача:

    оказать семье медицинскую и психологическую помощь,
    помощь в социальной адаптации и профилактики,

способность к укреплению физического и психологического здоровья населения, помогать и поддерживать инициативы совместных мероприятий взрослых и детей. Для решения этих задач было организовано изучение семей, изучение каждого члена семьи, и взрослых и детей, отношений в каждой семье.

Анализировался социальный статус семьи, ее экономическое положение, нравственный и психологический климат в семье. Только после тщательного изучения семей начиналось оказание помощи. С самого начала работы по оказанию помощи семье встала острой проблема подготовки социальных работников и социальных педагогов для работы. Проблему решили подготовкой социальных педагогов при университете, в институте повышения квалификации учителей, также при средних учебных заведениях. Далее рассмотрим опыт работы центра “Семья”, который функционирует в г. Клин Московской области. 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, - стр. 330-332]

    (А) Центр социальной помощи семье и детям
    “СЕМЬЯ” г. Клин Московской обл.
    ( 1 ) Общие положения и направления работы центра

Созданный в г. Клин Московской области центр помощи семье и детям “Семья” является базовым предприятием социальной помощи населению. В центр обращаются жители Клинского района со своими проблемами, в центре имеются информационные данные о всех социально-уязвимых семьях, где есть инвалиды, пенсионеры, дети до 2-х лет, дети не посещающие детский сад, семьи, имеющие детей-инвалидов.

Сотрудники центра принимают участие в решении сложных жизненных проблем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и поддержке. Анализируется социальное обслуживание семей с детьми, одиноких пенсионеров и инвалидов в городе и районе, прогнозируются их потребности в социальной помощи и разрабатываются предложения по развитию социальных услуг.

В центре созданы отделения первичного приема по работе с инвалидами и пенсионерами, по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, по работе дезадаптированными группами населения. Проводится социальная работа в г. Высоковске, социальная работа с жителями сельской местности, торгово-сервисное обслуживание, благотворительная столовая, социальный магазин. В работе центра определились основные направления:

    социально-экономическое,
    социально-педагогическое,
    медико-социальное,
    социально-правовое,
    социально-профилактическое,
    реабилитационное,
    информационно-профилактическое.

В отделении по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, состоит на учете 12000 семей, которым оказывается денежная материальная помощь, и натуральная - обувью, одеждой, продуктами питания, организуется санитарно-курортное лечение детей инвалидов и ослабленных детей, отдых детей в период школьных каникул. Около 4000 семей ежемесячно получают такую поддержку.

В 1995 г. более 60 детей прошли курс лечения в санаториях различного профиля, в районе работал оздоровительный центр при Комитете социальной помощи населению. В нем отдохнуло 800 детей из социально-уязвимых семей. В 1996г. в трех оздоровительных центрах отдохнуло более 1500 детей. Летом создаются оздоровительные площадки, подростковые клубы, охватывая летним оздоровительным отдыхом 4, 5 тыс. детей.

Детям, не посещающим детские дошкольные учреждения, выплачивается денежная компенсация. Отделением проводится выплата ежемесячных пособий на детей, бесплатное обеспечение детей до 2-х лет молочным питанием, проводится закупка детского питания. Детям из малообеспеченных семей, не посещающим детские дошкольные учреждения приобретаются книги, альбомы для рисования и раскраски, фломастеры, акварельные краски, карандаши и другие канцелярские изделия, мягкие игрушки. На учете детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, в отделе стоит 1380 человек.

    ( 2 ) Организация семейного досуга

Что касается организации семейного досуга, то основные направления социального педагога по данному вопросу в этом центре, да и в различных других центрах, а также и при школах такова, что эта работа социального педагога направлена на обогащение духовного мира семьи, развития эстетических чувств как взрослых так и детей. В совместном отдыхе родителей лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей. Самый приемлемый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.

Доступный для всех возрастов является семейная прогулка. Дети приглашают своих сверстников. Семейные походыбывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные. Походы бывают многодневные. Важной является подготовка к походу, разработка маршрутов похода, снаряжений, сбор материала, режим труда и отдыха. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Важно, чтобы группа не превышала 20 человек.

Силами энтузиастов объединяя людей в группы, кружки, студии, секции создаются семейные клубы. Их объединяет одна идея. Например, раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместного творческого труда взрослых и детей: занятие техникой, изобретательством, спортом, искусством.

Родители лучше узнают своих детей, дети приобретают навыки общения. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского воспитания или женского, а также навыки общения единственному ребенку в семье. В семейном клубе семья получает поддержку в кризисных ситуациях. Семейные лекториине совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы в лектории создаются продолжительные или разовые. Программа составляется в зависимости от характера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой родители хотят больше знать о воспитании детей, об организации семейной жизни. Для каждой группы нужна отдельная программа. Так, у подростков возникают одни проблемы, у матери бросившей своих детей другие, или у родителей воспитывающих детей-инвалидов.

    (Б) Опыт совместной работы школы и

социальных институтов общества. Деятельность в данном направлении социально-педагогического комплекса школы №59 г. Ярославля

В последние годы создание социально-педагогических комплексов не единично. Совместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением. Структура социально-педагогического комплекса получила свое признание и распространение (см. приложение № 8).

Идеальным стало единение в проведенном эксперименте в школе № 59 г. Ярославля, о котором уже упоминалось в главе I. Эксперимент необычен, интересен, и, конечно, не каждая школа сможет воплотить у себя опыт этого педагогического коллектива. Но социальному педагогу будут интересны организация и содержание работы этой школы, многое из опыта он сможет взять на вооружение. Об этом эксперименте, пишет в своей книге директор школы Ирина Николаевна Закатова1 [1 Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. – М. ,1996 ]. Школа построена в 1984г. , рассчитана на 1600-1800 учеников, 50-60 классов. Школа работает в две смены. Оборудовано 10 предметных кабинетов, 85 комнат для занятий музыкой. А также читальный, актовый, спортивный, тренажерный и гимнастический залы, мастерские, библиотека, столовая, швейный цех. Есть 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, прикладного творчества, логопедический, экологический.

Педагогический коллектив — 170 специалистов, и 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога—организатора. Изучение семей дало возможность представить, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания. Была поставлена задача превратить школу в воспитательный центр, в основе всей учебной и воспитательной работы которого должна быть личность ребенка; добиться на деле равенства в получении образования. Для этого было необходимо реорганизовать деятельность школы, всех ее подразделений на индивидуальную работу с ребенком, и главное, объединить в воспитании детей все силы школы, семьи, социальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона. При таких задачах изменялось основное направление работы школы: содержание образования становилось социальным заказом родителей и детей; созданная система воспитательной работы должна была осуществляться вместе с родителями; в школе создавалась социально-педагогическая служба.

При подготовке эксперимента среди пожеланий родителей было выявлено около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 направлений дифференцированного обучения: — музыкально-эстетическое;

    — изобразительного искусства;
    — прикладного творчества;
    — языковой культуры;
    — нравственной культуры;
    — экологии;
    — волеологии;
    — математической культуры.

Для каждого отделения был разработан свой учебный план — с I по ХI-ыйклассы, уровень подготовки по каждому из которых давал выпускникам школы достаточную степень знаний для поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения1 [1 Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. – М. ,1996, стр. 16]. Отделения комплектовались при поступлении в школу, а также при переходе в V, VIII и Х классы. Разработанные экспериментальные учебные планы предусматривали сохранение базового ядра образования, насыщение его гуманитарной культурой, стремление развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие способности ребенка отход от информационных методов обучения, переход к развивающей педагогике. Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений: территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги; внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы); психологическая служба (3 психолога и логопед);

    медицинская служба (врач, медсестра).

Разработанная комплексная программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации “Семья”, “Трудный подросток”, “Здоровье” и т. д. Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, в которых созданы почти сотни кружков, студии, секции, охватывающих две трети учеников школы. Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители. Так, в экологический центр входят: школьное лесничество “Сосенка”, несколько лекториев для разного возраста, кружки орнитологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб “Экология и культура”. Только в работе лесничества участвует от 100 до 600 ребят. В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители. В школе разработана программа воспитательной работы, которой руководствуются и классные руководители, и родители. Организационно эта программа осуществляется в “годовом цикле общешкольных творческих дел”. Это циклы “Истина”, “Красота”, “Интеллект”, “Добро”. Так, цикл “Красота” объединяет все мероприятия по эстетическому воспитанию посредством занятий со специалистами. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных делах принимают участие учителя, ребята, родители, выпускники школы. В разработанной программе социальной работы в школе предусмотрена система мероприятий, направленных на развитие главных качеств личности. Это просвещение ребенка в области эстетической и этической культуры, обязательное участие в труде, в разнообразной трудовой деятельности, и, главное, объединение в единый педагогический процесс воспитания личности в коллективе и ее самовоспитание. Эффективным в этой работе, точнее, в этом опыте, является метод педагогической диагностики, процесс фиксирования степени, уровня воспитанности ребенка на каждом этапе его развития. Некоторое время назад многолетний эксперимент педагогической диагностики был проведен в нескольких школах Красноярска. Публикация проф. М. И. Шиловой об этом опыте была встречена “в штыки”. Критиковали за несовместимость определения уровня воспитанности по уровню “коммунистической нравственности”и уровню простейших навыков ребенка в быту. Двадцатилетний опыт школ Красноярска был не востребован. Любопытнейшие же разработки определения уровня воспитанности ребенка, отсюда — составление воспитательных планов с группой детей, с классом, представляют интерес для социального педагога. 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, стр. 384] Несомненно, опыт организации социальной работы педагогического коллектива школы № 59 г. Ярославля дал положительные результаты. План социальной работы школы стал связующим звеном между всеми, кто причастен к воспитанию ребенка. Положительно то, что в составлении плана принимали участие ученики и родительский актив, педагогический коллектив, совет школы и общественность. Важно то, что главной задачей плана было дойти до каждого ребенка, объединив силы педагогического коллектива, родителей, общественности в социальной работе, направить эти силы на развитие задатков и способностей ребенка, подготовку его к жизни, а главное, на самовоспитание и самообразование.

Этот опыт демонстрирует действительное взаимодействие школы, семьи с органами правопорядка и социальной защиты, с предприятиями и детскими садами. В учебно-воспитательный комплекс микрорайона “Марьина Роща”г. Москвы входят 2 школы, 2 детских сада; в штате 32 социальных педагога (за счет ставок воспитателей групп продленного дня плюс доплат из бюджета). Ввести ставки социального педагога в школе позволяет статья 55 Закона “Об образовании”. Кроме организованного отдыха, здесь важное место занимает полезный труд: автоперевозки, ремонт автомашин, резьба по дереву, сборка компьютеров, организация службы социального страхования.

Интересный опыт работы накоплен в социально—педагогическом комплексе школы № 26 г. Ставрополя. Кроме школьных секции, здесь существуют кружки созданные родителями у себя дома (“Макраме”, “Вязания”, “Вышивок”, “Умелые руки”). Родители занимаются английским языком с пятью отстающими учениками, организовали домашний театр. В школе 43 кружка, созданные учителями и родителями, в которых занимаются 370 учеников. Состояние развития отдельных учеников обсуждается на педагогических советах, где о результатах наблюдений докладывают психолог и логопед. В ряде школ и гимназий существует практика подготовки социальных педагогов. Учащихся знакомят с профессией социального педагога. Для этого в школе создается класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Школьники знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогическую практику в качестве подготовки к самостоятельной работе.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.