РУБРИКИ |
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)p>§ 3. Проект летнего пришкольного семейного реабилитационно-оздоровительного центра “Веселая семейка”Выше был рассмотрен опыт работы реально существующих сегодня реабилитационных семейных центров. Теперь опишу предположительную деятельность семейного реабилитационно– оздоровительного центра “Весёлая семейка”. Сегодня очень много заброшенных нефункционирующих лагерей, расположенных в лесах нашей области. Я предлагаю при содействии государственных и муниципальных структур подобный лагерь обустроить, привести в порядок и организовать на этом месте летний пришкольный семейный реабилитационно-оздоровительный центр “Веселая семейка”. Суть заключается в том, что центр функционирует в летние месяцы главным образом для эмоционально и материально неблагополучных семей (семья с ребенком-инвалидом, с ребенком с хроническим заболеванием, семьи-беженцы и семьи вынужденных переселенцев, многодетные, неполные семьи, семьи национальных меньшинств, семьи военнослужащих, семьи опекунов и усыновителей с приемными детьми-наркоманами, токсикоманами, правонарушителями и т. п. ). Для данных типов семей путевки в центр “Веселая семейка” предоставляются бесплатно государственными и муниципальными организациями (например, Управлением социальной защиты населения). Не исключена возможность того, что “благополучные” семьи изъявят желание отдохнуть в этом центре. Но для таких семей вводится оплата за отдых в размере 10% от полной стоимости путевки на одного члена семьи, а 90% оплаты также находятся на государственном или муниципальном обеспечении. Данный центр включает в себя возможность принимать лишь семьи учащихся одной школы, допустим, школы № 33 г. Тамбова, а также семьи, закрепленные за социальным педагогом данной школы по микрорайону. Распределение семей по отрядам лучше производить с учетом возрастных особенностей детей, чтобы сверстники могли общаться друг с другом. Но нельзя распределять семьи по отрядам в соответствии с их проблемами, то есть нельзя создавать отряды семей-беженцев, семей с детьми-инвалидами, семей с приемными детьми и т. д. иначе не будет возможна эмоциональная раскрепощенность отдыхающих. Они могут себя почувствовать больными в клинике, где их распределяют по палатам в соответствии с их заболеваниями. А что касается количества отрядов и семей в них, то предположительно в центре будет 9 отрядов, в каждом отряде от 7 до 9 семей, а это значит, что в центре “Веселая семейка” количество отдыхающих примерно 250-270 человек за одну смену. ЦЕЛИ летнего пришкольного семейного реабилитационно-оздоровительного центра “Веселая семейка”: 1) Повысить эффективность работы школьного социального педагога при помощи контакта со своими клиентами (учащимися и их семьями) в период летних каникул; 2) Оказать материальную и эмоциональную помощь клиентам; 3) Выработать в клиентах чувство эмоционального единения друг с другом; 4) Добиться улучшения эмоционально-психологического климата семьи. ЗАДАЧИ центра: 1) Разработать критерии повышения эффективности деятельности социального педагога в центре; 2) Разработать план работы на текущую смену и режимные моменты; 3) Заполнить досуг отдыхающих; 4) Проводить индивидуальную и психологическую работу с клиентами; 5) Дать возможность не сталкиваться с материальными трудностями хоть и на короткий срок; Начнем с задач. Итак, 1-ая задача - это как же разработать критерии повышения эффективности деятельности социального педагога? Наиболее важным в решении этой задачи является то, что социальный педагог практически непрерывно (за исключением его собственного отпуска) сотрудничает и работает со своими клиентами, то есть с учениками и их семьями, причем, хотелось бы вновь заметить, с неблагополучными семьями и в эмоциональном и в материальном плане, и в то же время, не исключая возможности присутствия в данном центре благополучных семей. Во-первых, их присутствие необходимо для создания в центре психологически нормальной среды, то есть, чтобы неблагополучные семьи себя таковыми не чувствовали, не ощущали бы себя в спец. лагере для “неправильных”. Во-вторых, благополучные семьи будут являться положительным примером для подражания, вызывая так называемую “зависть” у остальных семей, то есть они будут стремиться к налаживанию психологической сферы и в своей семье. В-третьих, семьи без особых проблем вносят определенную плату в стоимость путевки, что тоже может быть плюсом для финансирования центра. В-четвертых, социальный педагог будет иметь возможность общаться и опираться на пример благополучных семей, в том же время, не нарушая контакта и с ними, что, несомненно, повышает эффективность его деятельности в данном центре и даст свои плюсы в его дальнейшей работе в учебное время. Вторая задача - разработать план работы на текущую смену и режимные моменты. Длительность одной смены предположительно от 18 до 24 дней. План работы с отдыхающими на текущую смену представляет собой план мероприятий и заполнения досугового времени отдыхающих. Примерный план мероприятий на 1-ую смену длительностью в 18 дней (например, с 8 по 25 июня). Режимные моменты должны быть разработаны с учетом различия в возрасте отдыхающих (в отличие от детских реабилитационных центров и детских оздоровительных лагерей в данном семейном центре большая половина отдыхающих взрослые). Поэтому режим дня разработан, учитывая эту особенность, и не несет в себе строго обязательные моменты. Например, в послеобеденное время необязательно всем ложиться спать во время тихого часа. Семьи с детьми младшего школьного возраста могут остаться в своих комнатах, а семьи с детьми постарше могут сходить на лодочную пристань, поплавать на лодке или сходить на пляж, в общем, могут проводить время по желанию, только не создавая шум на территории центра, так как кто-то в это время, возможно, отдыхает. Третья задача - заполнить досуг отдыхающих, - перекликается со второй задачей в плане разработки мероприятий. И вновь нужно учитывать разновозрастность отдыхающих. Нужно проводить такие мероприятия, которые были бы интересны как детям так и взрослым. Например, я думаю поиграть в лапту, разбившись на команду детей и команду взрослых, было бы интересно и тем и другим. Можно было бы подключить к игре и воспитательский состав и организатора досуга. Это придало бы игре большой азарт. Четвертая задача касается непосредственной работы социального педагога и психолога с клиентами. Социальный педагог в течение смены должен проводить беседы с каждой семьей отдельно, а также отдельно с родителями и детьми, выясняя улучшения или ухудшения семейного климата. Также социальный педагог должен продолжать вести учет проблем каждой семьи и помогать решать их. Например, помогая семье безработных, он в определенные дни и время посещает биржу по безработице и узнает ситуацию (перспективу появления рабочих мест). Или же, чтобы отдыхающие в течение смены не покидали центр в целях решения своих проблем, социальный педагог посещает соответствующие учреждения по вопросам денежных пособий и т. п. А психолог выполняет психологическую реабилитацию клиентов (беседы, методики, тесты и т. п. ), взаимодействуя в своей работе с социальным педагогом. Пятая задача автоматически реализуется в течение смены. Так как семейный центр “Веселая семейка” находится на гос. бюджете, то отдыхающие будут иметь возможность получать необходимые материальные блага (гигиенические услуги выдача постельного белья, душ, мед. осмотр; бесплатные медицинские и психологические консультации; питание и т. п. ) бесплатно, что избавляет их от проблем по финансовой части и от часто возникающих вопросов у семей в условиях жизни вне центра: “Где же взять денег, чтобы завтра купить хлеб? ”, “Чем оплачивать квартплату? ” и т. п. Особенно эти проблемы касаются малообеспеченных, многодетных семей, семей-беженцев и вынужденных переселенцев и т. п. Шестая задача - помочь увеличить доходы семьи, - может реализоваться следующим образом: в центре должности уборщика и дворника свободны, также возможен вариант свободных должностей подсобных рабочих, работников кухни и т. п. Некоторые взрослые и подростки, отдыхающие в семейном центре “Веселая семейка” таким образом могут иметь возможность занять такие должности за соответствующую оплату. Естественно, что отдыхающие не обязаны выполнять эту работу (кроме уборки своих комнат и корпусов), но если у кого-то возникнет желание подработать, то таким образом они смогут поправить свое материальное положение. При разрешении всех этих задач вытекает и достижение целей семейного центра “Веселая семейка”, а конкретно, повышается эффективность работы школьного социального педагога, оказывается материальная и эмоциональная поддержка отдыхающим, а 3-я и 4-ая цель - улучшение эмоционально-психологического климата семьи и чувство эмоционального единения друг с другом - достигается в течение 18 дней посредством тесных контактов родителей со своими детьми, детей с родителями, родителей друг с другом; у детей как и родителей возможно появление новых друзей, новых интересов, эмоциональная разрядка. Социальный педагог может занимать в центре параллельно должность старшего воспитателя или даже заместителя директора. §1. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы № 6 г. Тамбова Бытует мнение, что в современных школах эффективно осуществляется только образовательная и развивающая функции и, следовательно, школа отказывается от организации воспитательной работы с учащимися. Это мнение, на мои взгляд, ошибочно, так как появившиеся в настоящее время подходы различной направленности к разработке содержания воспитания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы. Так, например, пытаясь добиться лучших результатов в осуществлении воспитательной деятельности, социальные педагог, классные руководители Тамбовской средней школы №6(экономико-математический лицей) во главе с заместителем директора по воспитательной работе Л. А. Сошкиной активно используют в своей работе различного рода педагогические находки школ страны применительно к своим условиям. В школе практикуется несколько программ воспитательной работы. Наиболее интересные из них: "Я живу среди людей" (г. Москва), "Воспитание человека культуры" (Ростовский ИПК), целевые программы по О. С. Газману, планирование воспитательной работы по Ю. П. Сокольникову. Работа и анализ полученных результатов воспитательной работы определили целесообразность распределения имеющихся программ в соответствии с возрастными особенностями учащихся следующим образом: 1-4 классы - программа воспитательной работы "Я живу среди людей"; 5-8 классы - программа "Воспитание человека культуры"; 9-11 классы - целевые программы по 0. С. Газману, планирование воспитательной работы по Ю. П. Сокольникову. Цель программы "Я живу среди людей" - формирование у детей положительного социального опыта, позволяющего ребёнку свободно ориентироваться в жизни современного общества в условиях города. Задачи данной программы: 1) нормировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста; 2) расширить кругозор ребят, удовлетворять их любознательность в познании окружающего мира; 3) воспитывать в детях милосердие, стремление прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается; 4) воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отношения к ней. Программа состоит из нескольких тематических циклов: Социальный педагог совместно с классным руководителем могут выбрать на год несколько тематических циклов и строить социально-воспитательную работу по каждому из них на протяжении одного-двух месяцев. 1 [1 Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32с. , стр. 24] Выбирая несколько тематических циклов, социальный педагог планировала социально-воспитательную работу на одну четверть используя таблицу (см. приложение № 2). Другая программа, "работающая" в данной школе, -"Воспитание человека культуры" - преследует цель - формирование и развитие духовной сущности личности. По этой программе социально-воспитательная работа строится в виде мероприятий, выбираемых в соответствии с желаниями и интересами детей. (Схему данной программы см. в приложении № 3). Представляет интерес, практикующаяся в школе программа социально-педагогической работы, разработанная Ю. П. Сокольниковым. В ней эта деятельность планируется по-иному: 1. Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы. В индивидуальной работе особое внимание обращается на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковые уровни отношения к коллективу и его деятельности: 1-ая группа (Ф. И. )- задачи: .... Таким образом обращается внимание на следующих учащихся, требующих индивидуального подхода: Ф. И. , задачи, пути индивидуального подхода. 3. Система мер по решению поставленных задач. (Пример ведения таблицы см. в приложении № 4). 4. Работа с родителями. 6. Анализ результатов выполнения плана работы. 1 [1 Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32с. , стр. 28] Социальный педагог общеобразовательной средней школы № 17 г. Тамбова Л. Н. Близнецова составляет квартальные отчеты о своей работе. Вот выписка из одного отчёта за 1999 год: "В своей работе я руководствуюсь нормативным документом “Положением о социальном педагоге образовательного учреждения” (см. приложение № 9)1 [1Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов– СПб. : КАРО, 2000. – с. 171-175]. В этом году я работаю с неблагополучными семьями. Эти семьи, в связи с тем, что мы с вами живём в такое сложное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравственном и экономическом, возрастают. Вы знаете, что это особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Задача социального педагога - изучить психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни семьи; обеспечить ребенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение. Свою работу я начала с выявления неблагополучных семей (на данный момент их 30). Эту работу я проводила в тесном контакте с педагогами нашего коллектива. С пониманием отнеслись к этому вопросу многие учителя начальных классов. Например, двое из них оказывают в своих классах социальную помощь детям из неблагополучных семей. Многие дети из таких семей бесплатно питаются. В школе была организована помощь по сбору одежды детям, временно проживающим в детских домах. Например, Кружнов Эдуард из 3 "Б" прожил 2 недели дома абсолютно один, так как мать пьет и может несколько дней не появляться дома, а отца у Эдуарда нет. А у Волкова Димы, наоборот, нет матери. Он живёт только с отцом, который иногда выпивает, а иногда подрабатывает. И, следовательно, эти дети брошены. А в моменты, которые могут превращаться в месяцы, когда родители "отлучаются", дети временно находятся в детском доме. Ещё один мальчик живёт с папой. Мамы нет. Отец не работает, пьет. Живет семья случайным заработком. Ребёнок зачастую голодает. В данное время с ними проживает брат отца. Он работает и немного поддерживает семью. Посещая данную семью с одним из педагогов, мы предлагали оформить мальчика в интернат. Ответ был отрицательным: "Я сам из детского дома и ребёнка туда не отдам. "Папа был приглашён в школу. С ним состоялась серьёзная беседа.... Затем появились небольшие результаты. Например, после осенних каникул ребёнок пришёл в школу подстриженным, ухоженным и весёлым. Мы с классными руководителями посетили все неблагополучные семьи и поставили их для себя на учёт. Ежедневно по плану социальный педагог посещает данные семьи, поддерживает отношения с семьей, совместно решает проблемы воспитания в тесном контакте с классными руководителями. Но порой поступает сигнал тревоги, и семью приходится посещать несколько раз. А мать Кружнова Эдуарда была приглашена нами на заседание микросовета. Но она не пришла. Мы довели до сведения органы милиции о назначении матери Кружнова на лечение. Также на заседание была приглашена семья Лашиных. Присутствовал лишь отец Саши Лашина, так как мать пьёт, детьми не занимается. Стал вопрос о дальнейшем обучении Саши. Он оставлен в 5-ом классе на 3 год. Решение педсовета ходатайствовать перед департаментом образования о переводе Саши в ЦОМ. Работа социального педагога даёт не сразу положительные результаты. В своей работе мы сталкиваемся с разными трудностями, с различными ситуациями. И хочется видеть наших детей счастливыми и радостными". А второй социальный педагог средней, школы № 17 г. Тамбова В. М. Нидомолкина руководствуется следующими нормативными документами: 1. Информационный сборник № 9 за 1990 г. "Положение об общей инспекции по охране детства в Российской Федерации". 2. Вестник образования № 5 за 1993 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей". 3. Вестник образования № 8 за 1993 г. , в котором изложена "Конвенция о правах ребёнка", ратифицирована 13 июня 1990 г. "Я строю свою работу на каждый день. Важным направлением в своей работе я считаю работу с опекаемыми, подопечными, неблагополучными семьями. В настоящее время в школе обучаются 17 опекаемых и подопечных учащихся разновозрастных групп (от 1 до 11 класса). Работать приходится как с опекаемыми и подопечными, так и с их опекунами и попечителями. В большинстве семей они справляются со своими обязанностями. Однако бывают случаи, когда опекуны в силу своих личных недостатков, зачастую связанных с пьянством, не выполняют своих обязанностей. Помимо того, что мне приходится работать с семьями 17 опекаемых учеников нашей школы, также мне приходится работать с 20 семьями опекаемых и подопечных детей микрорайона нашей школы. С целью более глубокого изучения условий жизни опекаемых и подопечных, а также контроля за работой опекунов, приходится постоянно заниматься составлением первичных и контрольных актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий жизни детей. Два раза в году приходится составлять такие акты и сдавать в орган опеки и попечительства. На сегодняшний день в школе 69 многодетных семей. Администрация школы большое внимание уделяет социально незащищенным многодетным, опекаемым семьям. В настоящее время уже составлены социальные паспорта на семьи этих детей, дана характеристика их условий жизни, а также с историй их болезни. Практически все дети имеют 1 или 2 группы инвалидности. § 3. Деятельность социальных педагогов средней общеобразовательной школы № 33 г. Тамбова В тамбовской средней общеобразовательной школе № 33 работает два социальных педагога - Т. А. Шемаева и Т. Ф. Куприна. Опишу эпизод работы социального педагога в школе на примере плана работы на 2000 –2001 гг. Куприной Т. Ф. , пятидневный рабочий день, которой длится с 9. 00 до 16. 00: 1. Работа с малообеспеченными, многодетными и неблагополучными семьями. (При этом используется связь с классными руководителями). 2. Составление картотеки на каждого ребёнка из многодетной или неблагополучной семьи (см. приложение № 11). 3. Обеспечение льготными проездными билетами детей из многодетных, малообеспеченных семей. 4. Постановка на бесплатное питание детей из многодетных и малообеспеченных семей. 5. Выдача пособий на школьную и спортивную форму. 6. Акты обследования жилищно-бытовых условий. 7. Акты обследования семьи учащегося (схему акта см. в приложении № 10). 8. Организация летнего отдыха (май - август). Итак, из вышеизложенного текста видно, что социальный педагог работает с опекаемыми семьями, а также работает в области охраны прав детства (см. приложение № 5 и № 6). Социальными педагогами школы № 33 г. Тамбова составляются акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого учащегося. За социальными педагогами школы № 33 закреплены 25 малообеспеченных и многодетных семей по микрорайону. Дети из 13 данных семей учатся в школе № 33. Также в данной школе ведётся работа с детьми девиантного поведения, но, согласно внутреннему распорядку, этой работой занимается заместитель директора по воспитательной работе Качарава К. Д. Каждые полгода социальные педагоги составляют отчет о работе с малообеспеченными и многодетными семьями, с детьми-сиротами, с детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающими в микрорайоне школы № 33. Составляют социальный паспорт учащегося (см. приложение № 12). Социальные педагоги школы № 33 в своей работе руководствуются теми же нормативными документами, что и социальный педагог школы № 17. Социальные педагоги школы № 33 имеют и много других функций в своей работе кроме вышеописанных. Совместно с классными руководителями они принимают участие в составлении характеристик на учащихся. Характеристика на учащегося составляется в процессе его обучения в школе несколько раз: 1. Первая полная характеристика ученика при переходе в 5 класс. 2. Промежуточная характеристика ученика в конце каждого учебного года. 3. Вторая полная характеристика ученика, даваемая ему при переходе в 9 класс. 4. Третья полная характеристика, выдаваемая выпускнику. 1 [1Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск” (под ред. Гуткиной Л. Д. , М. , 1996. - 79 с. , - стр. 41] § 4. Обобщение опыта социально-педагогической деятельности в школах г. Тамбова Я рассмотрела работу социальных педагогов 3-х школ г. Тамбова в ее различных проявлениях и формах. Социальный педагог школы № 17 делает в своей работе основной упор на детей из неблагополучных семей и фиксирует свою работу в своем рабочем дневнике. Социальный педагог школы № 33 в основном акцентирует свое внимание на детях из многодетных и малообеспеченных семей и детях-сиротах. Фиксирует свою работу в форме полугодовых отчетов. Социальный педагог школы № 6 в союзе с заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями строят свою работу на социально-воспитательной деятельности. Свою работу фиксирует в планах-таблицах. Если рассматривать их направления работы в совокупности, то можно прийти к следующим выводам: направления работы школьного социального педагога следующие: помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций; распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий; консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми. А основными задачами социального педагога является предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога - оздоровление окружающей среды ребенка. Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику. На основе практических наблюдений за работой социального педагога в школе я пришла к выводу, что его базовые умения и качества следующие: слушать клиента и задавать вопросы; проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся; быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы; быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением; быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога; всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения; информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения; соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента; вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег; не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам; стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы. Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является: наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме); беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, пед. работниками; анализ анкет, социологических опросников; участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации; анализ профессиональной социально-педагогической документации. Обязательной документацией для социального педагога является: 1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона. 2. Медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов (Эти документы относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке). 3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы. 4. Ежедневный и годовой планы работы. Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля. Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь. Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей. Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия. Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе. Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные“школьные” завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы. Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты. Переходя к главному, следует сказать, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. В моей работе есть конкретные примеры работы школьных социальных педагогов, что позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога в школе. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более “высоких” социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы. Поэтому было бы не лишним проводить единые собрания хотя бы раз в полугодие всех социальных педагогов школ города. Если важен обмен опытом между социальными педагогами одного города, то обмен опытом в этом направлении между странами бесценен. Такой обмен происходит между городом Тамбовом и городом Терра-Хотом (США, Аризона). Таким образом решаются и вытекающие из целей задачи этой работы. Но, к сожалению, сегодня есть школы, в которых еще нет социальных педагогов. Но радует то, что его функции частично выполняет заместитель директора по воспитательной работе или некоторые классные руководители. Например, они могут посещать семьи учащихся, могут для себя вести учет неблагополучных семей, проводить собрания и беседы с такими семьями, но у них нет прав осуществлять официальную социальную помощь ученикам. Такие права есть у социальных педагогов. Поэтому их наличие в школе незаменимо. Но так как эта профессия сравнительно молодая, есть надежда, что школам, не имеющим пока социальных педагогов, осталось ждать недолго, хочется верить, что это профессия будет иметь огромный спрос. А будущим школьным социальным педагогам нужно знать, что их ждут и в них нуждаются. Березина В. , Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьников. 1994. - № 2. - С. 205. Бруднов А. , Березина В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников. - 1994. - С. 2-3. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, с. 424 Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С. 45-49. Гуров В. Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. 1993. - № 4. - С. 54-58. Гуров В. Н. Опыт социальной работы с семьёй в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997, №1. Гуров В. Н. , Шинкаренко Н. “Открытая”школа и социально-педагогическая работа с детьми. // Воспитание школьника. 1994. - № 2. Гурьянова М. П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консультант. - 1997, июль. С. 14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”). Гурьянова М. П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С. 28-29. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л. Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М. : Российское пед. агентство. - 1996. - № 5. – (С. 356-366). Куличенко Р. М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М. ; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 1998, - 240с. Лебедев О. Когда крепости пали//Народное образование. - 1994. - № 5. - С. 26-30. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. - 1996. № 5. - С. 35-38. Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С. 1-2. Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов– СПб. : КАРО, 2000. – 272 с. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, стр. 33-36 О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад. - 1994. - М. , 1995. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л. Д. , М. , 1996. - 79 с. , (С. 44-54). Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32с. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д. Я. ). - “Самара: Издательский дом “Бархат”, 1998. - 672 с. (С. 117-121). Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений– Ростов н/Д. : изд-во “Феникс”, 1998, - 544 с. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М. : Изд-во “Союз”, 1994 199с. (Часть 2) - С. 181-183. Учитель социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997 - 113с. Энциклопедия социальной работы. Пер. с Англ. Т. 1-3. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994 (Т. 3. С. 183-203). СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЯ Урок вежливости “Азбука, которую надо знать” (ролевая игра). 2. Моя школа, мои друзья. “Когда город спит” – знакомство со службами и профессиями людей, работающих круглосуточно. Праздник “Все работы хороши, выбирай на вкус”. Работа по организации и развитию деятельности классного руководителя и коллектива. Развитие самоуправления. Работа по воспитанию положительного отношения к учебе и повышению успеваемости учащихся. Побуждение воспитанников к самовоспитанию и самообразованию. 1. Изучить положение в семьях и социальный состав учащихся нового приема, уточнить список детей, находящихся на опеке. 4. Регулярно информировать педагогический коллектив на совещаниях, педсоветах о состоянии дел по охране детства в микрорайоне. 5. Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в семьях. 6. Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания подопечных. 7. Оказывать материальную помощь из фонда всеобуча. 8. Работать в контакте с учителями, классными руководителями, с отделом РНО. 9. Принимать участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в исполнении судебных решений об изъятии, о передаче ребенка одному из родителей. Изучить положение в семьях и социальный состав учащихся нового приема, уточнить список детей, находящихся на опеке. Регулярно информировать пед. коллектив на совещаниях, педсоветах о состоянии дел. Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в семье. Администрация, Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания детей в подопечных семьях. Работать в контакте с учителями, классными руководителями, с отделом РОНО. Социальный Принимать участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в исполнительных судебных решениях по изъятию детей, о передаче ребенка одному из родителей. Весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных. Отчет в РОНО. Социальный Следить за периодической печатью, собирать статьи, читать журналы, газеты Отбирать самое главное и дово- дить до сведения других Чтение методических журналов, художественной и методической литературы Федорова Г. Г. Трудный подросток. Становление личности. - М. : Знание, 1992. Просмотр телепередач о работе с трудными подростками по нравственному воспитанию Ежедневные программы: “До 16 лет и старше”, “Сегоднячко”, “Башня” и т. п. Изучение особенностей нравственного воспитания и возрастных особенностей несовершеннолетних подростков 1. Изучать материалы по вопросам индивидуального подхода к ученику. 2. Изучить особенности нравственного воспитания “трудных” учащихся. 3. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме. Чтение пед. Работа с родителями в соответствии с уставом школы о поведении и посещаемости учащимися занятий Посещение родительских собраний. Беседы с родителями учащихся, состоящих на проф. учете в школе. Посещение детей на дому, проверка контроля со стороны родителей и информирова-ние родителей о состоянии дел у детей в школе Вместе с классным руководителем систематический контроль за учебой, формой, поведением. Центр “Здоровье” Медико-психологическая — юридическая консультация Социальные педагоги в классах Образовательный центр во внеучебное время Центр спортивно-оздоровительной работы ПРИЛОЖЕНИЕ к Приказу Комитета по образованию 507 от 04. 11. 95. ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ПЕДАГОГЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Общие положения Социальный педагог — сотрудник образовательного учреждения, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций города. Основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. Обязанности социального педагога образовательного учреждения может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога. Социальный педагог взаимодействует с руководителем образовательного учреждения, учителем, педагогом-психологом, валеологом, педагогом-организатором, воспитателем, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (лицами, их заменяющими). Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 16 лет; участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения, осуществляет контакт с местными органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства. Прием и увольнение социального педагога производится в порядке, установленном КЗоТ. (Кодекс законов о труде) Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного учреждения. Аттестация социального педагога производится аттестационной комиссией в установленном законом порядке. Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с настоящим Положением и Уставом учреждения. 2. Содержание работы социального педагога образовательного учреждения Содержание работы социального педагога определяется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (воспитанников). Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении включает в себя: - учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни; - контроль за движением учащихся; - предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения; - изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей образовательного учреждения; - учет педагогически и социально неблагополучных семей; - осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей; - создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстремальные и кризисные ситуации; - осуществление мер по трудоустройству обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города; - объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям. 3. Права и обязанности социального педагога В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан: 3. 1. Руководствоваться Законом "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, настоящим Положением и Правилами внутреннего распорядка своего учреждения. 3. 2. Вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся. 3. 3. Совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогическойработы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального педагога. 3. 4. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права воспитанников. 3. 5. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции. 3. 6. Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном учреждении, в семье, представлять и защищать интересы школьников в органах законодательной и исполнительной власти. 3. 7. Планировать и вести регистрацию выполненной работы. С соблюдением сроков и форм отчетности докладывать о результатах своей работы. Социальный педагог имеет право: 3. 8. Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. 3. 9. Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся. 3. 10. Собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков. 3. 11. Проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей. 3. 12. Делать официальные запросы в государственные и общественные организации по поводу создания условий и решения личных проблем несовершеннолетних. 4. Организационные вопросы деятельности социального педагога Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений. Социальному педагогу выделяется отдельное помещение. Он обеспечивается канцелярскими товарами, сейфами для хранения личных дел, оргтехникой и средствами на транспортные расходы. Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное вне учреждения образования на выполнение своих служебных обязанностей. Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты решаются в соответствии с действующими законоположениями для учреждения образования. 8. Характеристика учащегося / как отражается неблагополучие в семье на поведении и успеваемости ребёнка / Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обеспеченность, санитарная культура): Взаимоотношения в семье / отношение к ребёнку (характеристика приёмов воспитательного воздействия на ребёнка): Семья – образовательное учреждение / взаимоотношения родителей с педагогами Взаимоотношения ребёнка с педагогами |
|
© 2007 |
|