РУБРИКИ

Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)

Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Омский Государственный Педагогический Университет
    Географический факультет
    Родько Елена Шамильевна
    Омск- 2001
    Содержание
    Введение. 3

Глава I. Психологические особенности детей подросткового возраста. 6 1. 1. Личностные особенности. 6

    1. 2. интеллектуальное развитие подростка. 8
    1. 3. Особенности учебной деятельности. 11

1. 4. Исследование особенностей логического мышления у подростков. 13 Глава II. Формирование системы геолого-геоморфологических понятий в курсах физической географии. 18

2. 1. Роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии. 18 2. 2. Геолого-геоморфологические знания в программе географии. 21 2. 3. Состав рассматриваемой системы знаний. 27

2. 4. Формирование геолого-геоморфологических знаний в 6, 7 и 8-м классах. 33 2. 5. Средства обучения, применяемы при формировании геолого-геоморфологических знаний. 40

    2. 6. Методы обучения, применяемые при изучении рельефа. 45
    2. 7. Основные дидактические требования к уроку. 52
    Заключение. 54
    Приложение 1. 57
    Приложение 2 66
    Приложение 3 91
    Литература. 94
    Введение.

Процесс формирования понятий –одна из основных проблем обучения. Перед учителем всегда стоит вопрос: каким образом добиться лучшей прочности знаний у учащихся. Чем лучше увиваются понятия, тем лучше понимаются закономерности в науке.

Геолого-геоморфологические понятия в школьном курсе географии упрощены, хотя играют важнейшую роль во всей школьной географии. Жизнь каждого человека в той или иной степени связана с рельефом. Рельеф–это есть первое, с чем сталкивается человек при знакомстве с окружающим миром. Но содержание этой системы знаний имеет значительные трудности методического характера, сложны для восприятия учащимися и для формирования их учителем. Поэтому учитель при формировании геолого-геоморфологических знаний должен уметь правильно выбрать средства и методы.

Цель: моей выпускной квалификационной работы: проанализировать геолого-геоморфологические понятия в школьном курсе физической географии и выбрать наиболее оптимальные методы и приемы формирования их у учащихся. Задачи:

Проследить развитие основных геолого-геоморфологических понятий в начальном курсе географии, курсе географии материков и океанов и курсе физической географии России.

изучить опыт учителей географии, работающих по формированию геолого-геоморфологических понятий.

разработать серию уроков по формированию геолого-геоморфологических понятий. выявить психологические особенности детей подросткового возраста. Объектом исследования является часть учебно-воспитательного процесса и внеклассная работа. Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления. Практическая значимость темы:

Знания о рельефе являются ключом к пониманию физико-географических процессов и явлений, протекающих в географической оболочке.

Изучение геолого-геоморфологических понятий необходимо для понимания динамики земной коры и закономерностей формирования поверхности земного шара. Геолого-геоморфологические понятия являются объектом исследования частной географической науки–геоморфологии, имеющей важное теоретическое и народнохозяйственное значение, в связи с чем в свете современных требований весьма актуальной проблемой в школе становится развитие направленных познавательных интересов и подготовки учащихся к сознательному выбору профессии геолога, географа, специалиста в области наук о земле. Самое главное–то, что при формировании геолого-геоморфологических понятий отчетливо проявляются общие закономерности диалектического развития и изучение этой темы создает благоприятные условия для формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Таким образом, в решении задач, стоящих перед общеобразовательной школой вообще и курсом физической географии в частности, геолого-геоморфологические знания учащихся имеют первостепенное значение.

    При написании работы я использовала следующие методы:
    аналитический
    сравнительный
    исследовательский
    картографический
    статистический.

Глава I. Психологические особенности детей подросткового возраста. 1. 1. Личностные особенности.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условия, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Подростничество –это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии– самопознание, самовыражение, самоутверждение. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение добавляется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных качеств личности.

    1. 2. Интеллектуальное развитие подростка.

В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий и научиться рассуждать в теоретическом плане. Новые учебные предметы направлены на развитие интеллекта–теоретического, формального, рефлексивного мышления. У подростка появляется способность рассуждать на основе одни общих предпосылок. На этом уровне все рассуждения, вплоть до заключения, идут в вербальном плане, поскольку непосредственным содержанием такого заключения являются высказывания. Новые в развитии интеллекта подростка является в изменении его отношения к познавательным задачам, как к таким, которые требуют прежде всего их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Подросток начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности– это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальны задач. Теоретическое мышление формируется не у всех. У разных учащихся может быть разный уровень и качество его реальной сформированности. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению. Подростков привлекают предметы и виды знаний, где они смогут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающие в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с других позиций, чем собственная.

Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием, способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13-ти до 15-16-ти лет наблюдается все более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память–она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого: становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде своего речи. Подросток вполне может управлять своим вниманием, может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание подростка становится хорошо управляемым. Контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя–долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В то же время подростки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, тоже исчезает.

Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях возможностей и потерях.

    1. 3. Особенности учебной деятельности.

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь –готовность подростка к другим вида учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные виды занятий. Подростку это импонирует и он легче осваивает способы действий, когда учитель лишь помогает ему.

Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснять материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения.

В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они становятся той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его преумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.

Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Но если подросток не видит жизненного значения определенного знания, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам. Успех или не успех в учении тоже влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении.

Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.

Овладение учебного материала требует от подростка более высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Подростку необходимо не только заполнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала.

Изменяется содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера.

1. 4. Исследование особенностей логического мышления у подростков. Цель: выявить особенности и уровень логического мышления подростков. Методика “Выделение существенных признаков”. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме тог, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

    Инструкция.

В каждой строке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее –пять слов в скобках. Все слова, стоящие в скобках, имеют какое-то отношение к стоящем перед скобками. Выберите только два и подчеркните их. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от белее легкого, бросающегося в глаза, но не верного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные конкретно-ситуационные признаки. Стимульный материал:

    Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
    Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
    Куб (углы, чертеж, сторона. камень дерево).
    Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
    Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
    Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).
    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
    Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
    Методика “сложные аналогии”.

Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.

Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. На этом же бланке в квадрате “Шифр” расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. после того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему над найти аналогичную пару слов в квадрате “Шифр” и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы– 3 минуты. Оценка производится по количеству правильных ответов. Стимульный метод.

    Шифр
    Овца – стадо.
    Малина – ягода.
    Море – океан.
    Свет – темнота.
    Отравление – смерть.
    Враг – неприятель.
    Испуг – бегство.
    Физика – наука.
    Правильно – верно.
    Грядка – огород.
    Пара – два.
    Слово – фраза.
    Бодрый – вялый.
    Свобода – воля.
    Страна – город.
    Похвала – брань.
    Месть – поджог.
    Десять – число.
    Плакать – реветь.
    Глава – роман.
    Покой – дыхание.
    Смелость – геройство.
    Прохлада – мороз.
    Обман – недоверие.
    Пение – искусство.
    Тумбочка – шкаф.
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6
    6

Обработка исследований методики “Выделение существенных признаков”. За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный - 0 баллов. 7 баллов – средний уровень;

    больше 7-ми баллов – высокий уровень;
    ниже 7-ми балов – низкий уровень.
    №
    п/п
    Фамилия, имя
    Количество
    баллов
    Уровень
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    Каширная Надежда
    Каширная Ольга
    Куприянова Елена
    Мережко Евгений
    Паховцев Валерий
    Поплескин Иван
    Путинцев Денис
    4
    8
    7
    7
    9
    6
    7
    Низкий
    Высокий
    Средний
    Средний
    Высокий
    Низкий
    Средний
    Низкий уровень – 2 человека – 29%.
    Средний уровень – 3 человека – 42%.
    Высокий уровень – 2 человека – 29%.
    Обработка исследований методики “Сложные аналогии”.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный - 0 баллов. 13-14 баллов – средний уровень;

    больше выше 13-ти баллов – высокий уровень;
    ниже 13-ти балов – низкий уровень.
    №
    п/п
    Фамилия, имя
    Количество
    баллов
    Уровень
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    Каширная Надежда
    Каширная Ольга
    Куприянова Елена
    Мережко Евгений
    Паховцев Валерий
    Поплескин Иван
    Путинцев Денис
    9
    17
    14
    14
    16
    13
    14
    Низкий
    Высокий
    Средний
    Средний
    Высокий
    Средний
    Средний
    Низкий уровень – 1 человека – 14%.
    Средний уровень – 4 человека – 57%.
    Высокий уровень – 2 человека – 29%.

Исследования проводились в 8-м классе. Они показали, что развитие словесно-логического мышления у учащихся 8-го класса соответствует среднему уровню.

Таким образом полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование системы знаний у школьников 8-го класса будет эффективно в связи с имеющимся у них уровнем логического мышления. Для формирования системы знаний эффективны следующие методы:

    Объяснительно – иллюстративный.
    Репродуктивный.
    Проблемное изложение.
    Частично-поисковый.
    Исследовательский.

Глава II. Формирование системы геолого-геоморфологических понятий в курсах физической географии.

2. 1. Роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии. Рассматриваемая система знаний играет важнейшую роль во всей школьной географии. Объясняется это тем, что предметом физической географии является географическая оболочка, и компоненты природно-территориального комплекса. Один из основных компонентов географической оболочки–литосфера (ее вещественный состав и рельеф). Это та основа, на которой начинает формироваться любой природный комплекс.

Известно, что в формировании географической оболочки все ее компоненты играют далеко не равнозначную роль. Географическая наука делит их на опережающие и определяемые. Земная кора (рельеф как форма ее поверхности) и атмосфера являются ведущими компонентами, так как обладают своими источниками энергии и в связи с этим формируются относительно самостоятельно.

Геолого-геоморфологические знания имеют и прикладное значение. Для решения практических задач рельеф часто является тем ведущим звеном, на которое нужно воздействовать в первую очередь, чтобы вызвать перестройку во всем природном комплексе. Литосфера и ее рельеф–это свойство, на котором развивается хозяйственная деятельность человека. Геолого-геоморфологические знания широко используются при строительстве инженерных сооружений, рельеф оказывает прямое или косвенное влияние на расселение людей, на их сельскохозяйственное производство.

Овладевая геолого-геоморфологическими знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая отдает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же–главный поставщик пресной воды. Земные недра в будущем будут давать человеку огромное количество разнообразного сырья. Недаром перед науками о Земле поставлена задача расширения масштабов изучения земной коры и верхней мантии земли в целях исследования процессов формирования и закономерностей размещения полезных ископаемых.

Значение геолого-геоморфологических знаний в школьной географии определяется еще и тем, что они необходимы для понимания дифференциации природы земной поверхности. Известно, что определяющую роль в развитии географической оболочки и отдельных природных комплексов, ее составляющих, играют климатические и геолого-геоморфологические процессы. Поэтому к вопросу о делении географической оболочки на отдельные комплексы существует два подхода–земледельческий и страноведческий. В основу первого положена зональная распределение солнечной энергии и сложная система воздушной циркуляции, перераспределяющая не только солнечную энергии, но и влагу на поверхности земли. Это обуславливает деление географической оболочки на крупные зональные комплексы–географические пояса и природные зоны. Однако распределение роли климатических процессов для понимания дифференциации географической оболочки недостаточно. Развитие этих процессов в значительной степени зависит от крупных элементов рельефа земли, оказывающих значительное влияние на местные деформации циркуляции атмосферы. Поэтому в основу страноведческого подхода к делению географической оболочки на комплексы положены различия в строении земной коры. Помимо знаний, в процессе изучения рассматриваемой системы школьники овладевают некоторыми практическими умениями: определять горные породы, читать общегеографические, тектонические и геологические карты, проводить их на наложении и сопоставлении, составлять по картам описание и характеристики рельефа территории, устанавливать зависимость между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми по вышеназванным картам.

2. 2. Геолого-геоморфологические знания в программе географии. Отражая содержание физико-географической науки и практики, школьный курс физической географии уделяет значительное внимание изучению рельефа. Физико-географическое изучение любой территории начинается с рассмотрения рельефа.

Знания о рельефе в школьной географии представляют собой дидактически отработанную систему представлений и понятий, законов и закономерностей, составляющих основное содержание науки геоморфологии. В процессе усвоения этих знаний учащиеся должны овладеть и практическими умениями изучения рельефа в классе и на местности. Основное содержание знаний о рельефе школьной географии заключено в общих и единых понятиях. Анализ учебных программ позволяет выделить основные геолого-геоморфологические понятия, умения и навыки, составляющие часть географического образования школьников:

формы рельефа: холм, одиночная гора, горный хребет, горная долина, горная страна, плоская равнина, холмистая равнина и прочие;

вертикальное расчленение поверхности земного шара: относительная и абсолютная высота, горы (высокие, средние, низкие) и так далее;

внешние процессы как фактор рельефообразования: внешние силы земли, источник происхождения внешних сил, выветривание, работа ветра, текучих вод и так далее;

горные породы как фактор рельефообразования: свойства горных пород, характер их разрушения внешними силами;

    время как фактор рельефообразования;
    геологические структуры как фактор рельефообразования;

происхождение и типы форм рельефа: горы – локкалиты, горы –вулканические конусы, горы складчатые, сбросовые, складчато-сбросовые, эрозионные, “останцовые”, равнины первичные пластовые (структурные), вторичные демонстрационные (пенеплены), наносные аккумулятивные (аллювиальные), лавовые покровы, образования мелких форм рельефа– дюн, барханов, оврагов, бугров, пучения и так далее; развитие рельефа: значение фактора времени в развитии рельефа, направленное развитие рельефа в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов рельефообразования;

изображение рельефа на карте: условные знаки, горизонтали, шкала высот и глубин, послойная краска карты, отмывка и гипсометрический способ; закономерное размещение крупных (морфоструктурных) и мелких (морфоскульптурных) форм рельефа.

В процессе над освоением перечисленных понятий учащиеся овладевают практическими умениями изучения рельефа в классе и на местности. Они учатся читать рельеф по учебным топографическим и гипсометрическим картам, анализировать его с применением специальных (геологических, климатических, тектонических) карт, строить гипсометрические профили. В ходе экскурсий учащиеся изучают формы рельефа и слагающие их горные породы, определяют количественные признаки элементов рельефа (высота, крутизна склонов), знакомятся с результатами деятельности внешних процессов, изменяющих рельеф, строят профили рельефа местности.

В целях лучшего усвоения изучаемого материала необходимо систематизировать формируемые знания и умения, сгруппировать их по определенным признакам. Такая классификация необходима и для учителя, так как поможет ему в выборе методов и средств обучения. В геоморфологии формы рельефа земной поверхности классифицированы по морфометрическому или генетическому признакам. В соответствии с принятыми в геоморфологии классификациями можно систематизировать знания о рельефе в школьной географии. Например: в зависимости от величины элементов рельефа учащиеся выделят формы мелкие (овраг, холмы, крупные равнины, горный хребет и так далее).

Формы одной группы учащихся, например, по признаку высотной дифференциации: равнины низкие, возвышенные, и плоскогорья, горы низкие, средние, высокие. В школьной географии находит отражение и генетическая классификация рельефа земной поверхности. Например: горы-вулканы, складчатые горы, равнины и прочие. Однако классификации форм рельефа и их комплексов, принятые в геоморфологии играют сравнительно ограниченную роль в обучении. Эти классификации позволяют систематизировать уже накопленные знания, но они менее применяемые при выборе методов и средств обучения.

Анализ знаний о рельефе в школьной географии позволяет установить, что одни понятия охватывают группу статичных объектов рельефа земной поверхности, характеризующиеся морфологическими признаками; другие позволяют понять динамику процессов формирования рельефа и уяснить, какие факторы при этом принимают участие. Третья группа понятий характеризует закономерный характер размещения элементов рельефа во времени и пространстве. К четвертой группе относятся понятия об изображении рельефа на картах.

Таким образом, знания о рельефе состоят из сходных по содержанию групп представлений и понятий, формируемых на основе закономерностей, умений и навыков практического изучения рельефа.

Изложенные соображения позволили знания о рельефе систематизировать в группы в зависимости от их содержания и обусловленных содержанием особенностей усвоения учебного материала учащимися, методов и средств обучения.

    Система знания о рельефе.
    №
    п/п
    Основные вопросы
    Учебный материал
    1.
    Морфология неровностей земной поверхности
    Формы рельефа и их комплексы.
    Горизонтальное расчленение поверхности земного шара.
    Вертикальное расчленение поверхности земного шара.
    2.
    Факторы формирования рельефа
    Тектонические процессы и их роль в рельефообразовании.
    Внешние процессы и их роль в рельефообразовании.
    Горные породы и их роль в рельефообразовании.
    Геологические структуры и их роль в рельефообразовании.
    Время и его роль в рельефообразовании.
    3.
    Формирование рельефа земной поверхности.
    Происхождение форм рельефа.
    Развитие рельефа поверхности земного шара.
    Размещение форм рельефа и их комплексов.
    4.
    Изображение рельефа на картах.
    Способы изображения рельефа.
    5.
    Практическое изучение рельефа.
    В классе
    Описание рельефа по картам.
    Определение количественных характеристик форм рельефа.

Выявление роли горных пород, внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Определение количественных показателей форм рельефа.

Построение поперечных профилей рельефа, перспективные зарисовки отдельных характерных форм.

Научные знания о рельефе не могут быть сознательно усвоены во всей их сложности учащимися 6-го класса. Эти знания нужно формировать последовательно, развивая их от класса к классу, с тем, чтобы подготовить их усвоение в 8-м классе на уровне, приближающемся к современным научным представлениям. Для понимания процессов формирования рельефа учащиеся должны овладеть элементарными знаниями о неживой природе. А для этого необходимо постепенно развивать в их сознании научные понятия, начиная с конкретных представлений о формах рельефа и процессах рельефообразования и постепенно переходя к более глубокой сущности. Параллельно процессу углубления знаний и одновременно с ним идет развитие познавательных способностей учащихся и формируется их мировоззрение.

Формирование знаний о рельефе осуществляется в течении 3-х лет обучения –в 6, 7, 8-м классах. Однако учащиеся, перейдя в 6-й класс не являются совершенно неосведомленными о строении поверхности земного шара. За предшествующий период обучения они уже накопили некоторый запас наблюдений, приобрели некоторые представления и элементарные понятия о формах рельефа и силах, их образующих.

    2. 3. Состав рассматриваемой системы знаний.

Содержание этой системы знаний довольно сложно. Изучением литосферы занимаются многие науки: геофизика, геология, палеонтология, геоморфология и другие. Сведения этих наук входят в содержание школьной географии. Наибольшее значение для понимания процессов, которые происходят в географической оболочке, имеют геоморфологические знания. Геоморфология рассматривает рельеф как результат перемещения и трансформатизации вещества земной коры эндогенными и экзогенными рельефообразующими процессами. Геоморфология исторически возникла на базе двух наук - геологии и географии. Связь геоморфологических и геологических знаний тесна и многообразна. Крупные формы земной поверхности связанные с историей формирования литосферы, с характером горных пород и геологических процессов. В школьной географии и геоморфологических знания еще долее тесная, чем в науке, так как все науки о Земле в школе представляет одна география. Всю систему рассматриваемых знаний в соответствии с их содержанием в науке и школьной географии можно разделить на несколько групп, установить связь между этими группами, что может помочь учителю в выборе средств и методов формирования у школьников геолого-геоморфологических знаний. Первую группу составляют сведения их геофизики и геологии о внутреннем строении земли и вещественном составе земной коры.

    Внутреннее строение Земли
    Ядро
    Мантия
    Литосфера
    Земная кора
    Горные породы
    Магматические
    Метаморфические
    Осадочные

Объем знаний о вещественном составе литосферы не велик в действующей программе для массовой школы. Однако большинство школьников проявляют интерес к изучению горных пород и составляющих их минералов. При составлении авторских программ, при углубленном изучении географии эти знания целесообразно расширить за счет сведений о делении горных пород не только на три группы в зависимости от происхождения, но и на подгруппы. Ознакомление школьников с внедрившимися и излившимися магматическими породами, с обломочными химическими и органоидными осадочными породами необходимо потому, что первые составляют большую часть литосферы, а вторые покрывают большую часть поверхности Земли и содержат большую часть добываемых полезных ископаемых. Эти знания, таким образом, имеют большое практическое значение, они необходимы и при изучении рельефа для понимания его особенностей, изменений во времени.

Вторую группу знаний составляют сведения о тектоническом развитии Земли, о типах земной коры, тектонических структурах и закономерностях их развития. Литосфера

    Верхняя мантия Земная кора
    Плиты литосферы
    Материковая Океаническая
    Области взаимодействия плит
    Сейсмические пояса

Эта группа знаний необходима в школьной географии для понимания вопросов развития рельефа планеты, закономерностей различия крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Главное назначение этих знаний– раскрытие идей развития литосферы и в целом всей планеты. Третью группу образуют знания методологического характера, сведения о методах познания строения литосферы, форм рельефа и их образования. Они знакомят школьников с методом наблюдений, географическим, полиграфическим, картографическим и другими методами познания. Сюда же можно отнести знания о способах деятельности и сами действия (умения) по определению образцов горных пород по внешним признакам, анализ карт различного содержания. К четверной группе относят знания о формах земной поверхности: о рельефе, который различают по форме, высоте, размерам, по генетическому признаку, по времени образования.

    Рельеф Земли
    Выступы материков Впадины океанов
    Обширные равнины Горные пояса
    Различие их по
    Высоте
    низменные
    возвышенные
    плоскогорные
    Форме
    плоские
    холмистые
    Образованию
    первичные
    наносимые на месте гор
    лавовые
    Строению
    складчатые
    складчато-глыбовые
    глыбовые
    вулканические
    Высоте
    низкие
    средние
    высокие
    Возрасту
    древнейшие
    древние
    среднего возраста
    молодые

В целях систематизации знаний учащихся о рельефе целесообразно знакомить их с одной их классификаций форм земной поверхности, в основу которой положен учет величины происхождения форм. Выделяют планетарные по размерам формы рельефа, крупные и средние, что позволяет подчеркнуть как величину форм, так и особенности их строения и развития, при этом раскрывается закономерная связь рельефа Земли и ее недр.

Знания о рельефообразующих процессах составляют 5-ю группу. Взаимодействие внутренних и внешних процессов рельефообразования обуславливает непрерывное развитие рельефа и многообразие его форм.

    Рельефообразующие процессы
    Внутренние Внешние
    Движение земное коры:
    вертикальные
    горизонтальные
    разрывные
    Вулканизации и землетрясения:
    внедрения магмы
    излияние лав
    Выветривание:
    физическое
    химическое
    органическое
    Работа:
    ветра
    текучих вод
    ледников

В школьной географии с рельефообразующими процессами учащиеся начинают знакомиться при изучении курса. Окружающий мир, где получены элементарные сведения о разрушении горных пород под влиянием внешних процессов. При изучении географии эти знания расширяются и углубляются. Однако рельефообразующие процессы как целостная система знаний школьной географии представлена недостаточно полно, тогда как в науке взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов– центральная проблема геоморфологии.

Знания о геологическом летоисчислении составляет группу, которая включает сведения о возрасте земной коры, системе обозначения дат истории Земли, об эпохах горообразования. Эти знания необходимы для понимания идеи развития рельефа во времени и пространстве, цикличности развития тектонических структур.

Учащиеся должны понимать, что одновременно с развитием складчатых областей на границах литосферных плит происходит развитие платформ, возникают активизированные зоны, интенсивно идет образование полезных ископаемых. Последнюю группу составляют знания полезных ископаемых, их происхождения, закономерностях размещения месторождений в земной коре. Эти знания важны также для составления физико- и экономико-географических характеристик территорий. Весь этот объем геолого-геоморфологических знаний в содержании школьной географии образует систему, структуру, которую по ступеням обучения можно представить в схеме.

Система геолого-геоморфологических знаний в курсе физической географии. Развитие рельефа под

    влиянием рельефообразующих
    процессов
    Складчатые
    пояса
    Основные эпохи горообразования
    Геологическое летоисчисление
    Основные тектонические структуры
    Платформы
    Разнообразие рельефа России
    Особенности
    рельефа
    крупных
    территорий
    Методы определения возраста горных пород
    Полезные
    ископаемые
    Выступы
    материков
    Рельеф Земли
    Обширные равнины
    Горные пояса
    Впадины океанов
    Гипотезы развития литосферы
    7-ой класс
    Закономерности размещения полезных ископаемых
    Земная кора
    Материковая
    Океаническая
    Плиты литосферы
    Закономерности размещения крупных форм рельефа
    Рельефообразующие процессы
    Полезные ископаемые материков и дна океана
    Литосфера и ее строение
    Платформы
    Области взаимодействия плит
    Складчатые горные пояса
    Сейсмические пояса
    6-ой класс
    Движения земной коры
    горизонтальные
    медленные вертикальные
    осадочные
    метаморфические
    магматические
    Горные
    породы
    - равнины
    - горы
    - впадины
    - внутренние
    - внешние
    Земная кора
    Литосфера
    Формы рельефа
    Рельефообразующие процессы
    Внутреннее строение Земли

2. 4. Формирование геолого-геоморфологических знаний в 6, 7 и 8-м классах. Изучение рельефа в 6-м классе характеризуется рядом особенностей, обусловленных ролью начального курса физической географии в общей системе получаемых знаний. В соответствии с требованием учебной программы в 6-м классе предусматривается получение научных знаний о рельефе во всем их многообразии. Однако, учитывая возраст, знания эти повергнуты значительной дидактической обработке и приведены в соответствии с уровнем познавательных возможностей учащихся. Но в целом учащиеся получают правильное представление о рельефе и поверхности земного шара.

    Образовательно-воспитательные задачи:

Сформировать у учащихся понятие “земная кора” и элементарные, но достаточно целостные сведения о земной коре как одной из оболочек земли (ее вещественном составе, размерах, характерных природных явлениях и связях с другими оболочками), о непрерывности ее развития под влиянием внутренних и внешних процессов Земли.

Сформировать общие представления об основных типах горных пород по происхождению, научить различать по внешним признакам магматические и осадочные породы.

Сформировать у ребят общие понятия “горы” и “равнины”, знания об элементарной классификации этих форм рельефа по высоте, их изменение во времени, а также представления о главной причине разнообразия рельефа Земли– постоянном взаимодействии внутренних и внешних процессов. Сформировать представление о рельефе своей местности как составной части земной коры; научить оценивать условия рельефа местности для жизни и развития хозяйственной деятельности человека, выявить изменения, внесенные в рельеф в результате этой деятельности.

На основе овладения приемами определения географического положения гор и равнин суши и океана сформировать обобщенные приемы определения географического положения объектов и обозначение их на контурной карте.

Расширить и углубить обобщенные картометрические приемы, сформировать картографические представления о размещении некоторых элементов рельефа. Тема: “Литосфера”. Начинается рассмотрение внутреннего строения земного шара (понятий о земном ядре, мантии и земной коре), процессов, происходящих в недрах Земли, пород, слагающих земную кору.

Далее изучаются эндогенные процессы –извержения вулканов и горячие источники, землетрясения, медленные колебания суши. Знания об эндогенных процессах необходимы для понимания генезиса рельефа и горообразования. Вместе с тем изучение эндогенных процессов имеет большое воспитывающее значение для формирования у учащихся убеждения о непрерывности изменений, происходящих в земной коре.

В процессе изучения общих понятий учащимся сообщается определенный, установленный программой, минимум названий географических объектов, связанных с материалом темы “Литосфера” (горы, равнины и прочие), которые они должны знать и уметь находить на географической карте. Эти географические объекты нужны для конкретизации общих понятий и используются для формирования у учащихся умений давать описание горы, равнины по типовому плану на основе физической карты. Важной задачей темы “Литосфера” является развитие знаний учащихся о рельефе своей местности. Краеведческие знания используются для формирования общих понятий и вместе с тем имеют большое самостоятельное образовательное и воспитательное значение.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.