РУБРИКИ |
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат) |
РЕКЛАМА |
|
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)p>Наряду с формированием новых общих понятий значительное внимание уделяется практическим работам по развитию картографических и топографических умений, а также ознакомлению с рельефом своей местности.Многие изучаемые в теме “Литосфера” явления можно наблюдать в окружающей школу местности. С некоторыми из них учащиеся познакомились при изучении курса “Природоведение”. Все эти знания используются как опорные при формировании общих понятий. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 7-м классе. В процессе изучения географии материков продолжается дальнейшее развитие знаний о рельефе. Углубляются усвоенные в 6-м классе понятия о рельефе. Учащиеся получают новые знания о структурных элементах земной коры и знакомятся с тектоническими картами. Совершенствуются также знания и навыки в чтении рельефа по карте. Поэтому, изучив данный раздел физико-географического обзора материала, учащиеся должны: Знать общие черты рельефа каждого материка и основные различия в рельефе его частей. Учить правильно показывать на физической карте и словесно определять местоположение всех указанных в программе объектов: гор, вершин, вулканов, плоскогорий, низменностей. Уметь охарактеризовать по физической и тектонической картам особенности рельефа каждой области материка. Иметь представление о внешнем облике важнейших гор и равнин. В 7-м классе очень важно учить школьников устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Вместе с тем большую роль играют сравнения. Систему геолого-геоморфологических понятий в общем виде можно представить на схеме. Система геоморфологических понятий в курсе географии материков. Рельеф Земли Включение новых вопросов по геоморфологии позволяет учащимся на конкретных примерах убедиться в том, что рельеф все время изменяется и современное строение поверхности является результатом непрерывного и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли, что на современный рельеф оказывает большое влияние история развития материков, что размещение полезных ископаемых отличается определенной закономерностью. Общеизвестна роль хозяйственной деятельности человека в изменении рельефа отдельных территорий земного шара. Но пока эта деятельность не касается крупных форм рельефа. Однако учащиеся должны получить общие представления и об этой роли. Земная кора, рельеф и вещественный состав –горные породы должны рассматриваться, с одной стороны, как важнейший компонент географической оболочки и ПТК, обуславливающий особенности внутренних вод, почв, растительности, животного мира и в целом природных комплексов, с другой–как необходимое условие для хозяйственной деятельности человека. Но опыт показал, что необходимо внести следующие коррективы в содержание и методику формирования геолого-геоморфологических понятий: усилить внимание к раскрытию рельефообразующих процессов; формирование геолого-геоморфологических понятий более глубоко пронизать идеями взаимосвязи внутренних и внешних процессов, материальности мира; наряду с изучением рельефа суши ознакомить учащихся с общими закономерностями строения и развития рельефа океанического дна, что даст более правильное представление о геолого-геоморфологических процессах, происходящих на всей планете; шире знакомить учащихся с научными гипотезами развития земной коры и с методами научного исследования. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 8-м классе В 8-м классе продолжается дальнейшее развитие понятия о рельефе и факторах рельефообразования. Научные знания о рельефе в курсе физической географии России формируются в процессе изучения темы “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые”. И при рассмотрении природных условий территорий России. Формирование крупных элементов рельефа генетически неразрывно связано с ходом исторического развития земной коры. В связи с этим сведения из геологии, которые учащиеся усваивают в 8-м классе, имеют первостепенное значение для понимания основных закономерностей, имеющих место в происхождении и развитии крупных форм поверхности земного шара. В содержании темы “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые” в качестве стержневых понятий выделяют основные геологические структуры: платформа и геосинклиналь разного возраста, взаимосвязи и взаимоотношения между ними. Остальные понятия, в том числе понятия о рельефе, рассматриваются в связи с основными структурными элементами земной коры. Учащиеся должны усвоить представление о том, что платформенные участки суши являются результатом развития геосинклинали, что древние материковые платформы расширились за счет развития по их окраинам новых геосинклининалей. Из прошлых лет обучения учащиеся уже знают, что областям платформ в рельефе соответствуют в основном равнины. Понятия о геосинклиналях и соответствующих им формам рельефа впервые рассматривается в 8-м классе. Для понимания вне геосинклинальных горообразовательных движений целесообразно ввести понятия о подвижных поясах. В процессе изучения темы “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые” рассматривается в основном генетическая обусловленность крупных форм рельефа: элементов геотекстуры и морфоструктуры. Для правильной организации учебного процесса при изучении геолого-геоморфологических вопросов в 8-м классе необходимо учитывать, что из теоретических и фактических знаний по этим вопросам твердо усвоено учащимися в предшествующих классах. При изучении рельефа отдельных территорий России знания учащихся о происхождении и развитии крупных форм рельефа закрепляются и углубляются. Вместе с тем большой удельный вес принадлежит установлению закономерностей размещения и развития мелких форм, происхождение которых обусловлено деятельностью внешних факторов рельефообразования. В 8-м классе сохраняют значение активные методы обучения, развивающие творческие силы и способности учащихся. 2. 5. Средства обучения, применяемы при формировании геолого-геоморфологических знаний. Материальные средства обучения можно разделить на школьные и внешкольные. К школьным средствам обучения относится школьная мебель, аппаратура, приспособления, инструменты, учебные приборы, учебно-наглядные пособия. Внешкольные материальные средства обучения включают объекты окружающей природы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и учреждения. В процессе формирования геолого-геоморфологических понятий применяют различные средства обучения. Конкретные представления школьники получают при непосредственном изучении объектов и явлений в природе. Кроме внешкольных средств обучения необходимо использовать разнообразное учебное оборудование. Учебное оборудование, применяемое при изучении рельефа: Оборудование для практических работ: инструменты и приборы для выполнения практических работ по изучению рельефа в ходе проведения программных экскурсий. Карты (стенные и настольные: общегеографические, топографические, специальные, рельефные, контурные). Картины (стенные учебные и иллюстрации учебника), фотографии. Таблицы. Аудиовизуальные пособия (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы и так далее). Краеведческий материал, картины, модели, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы 2. Понятия о горизонтальном и вертикальном расчленении поверхности земного шара Карты общегеографические, рельефные, контурные, схемы, картины, диапозитивы, диафильмы, картосхемы Кинофильмы, картины, схемы, таблицы, диапозитивы, диафильмы, карты специальные, коллекции минералов и горных пород, краеведческий материал. 4. Кинофильмы, кинофрагменты, схемы, таблицы, карты общегеографические и специальные, диафильмы и диапозитивы, модели. Карты общегеографические, контурные, специальные, кинофильмы, кинофрагменты, краеведческий материал, диапозитивы, диафильмы, схемы. Карты топографические, рельефные общегеографические, модель горки разборной, диапозитивы для кодоскопа. Умения и навыки по изучению рельефа в классе и на местности Карты топографические, общегеографические специальные, приборы, инструменты. Различные виды учебного оборудования, в зависимости от специфики их содержания, дидактически целесообразно применять в процессе формирования геолого-геоморфологических понятий. Учитывая, что понятия о рельефе многообразны и имеют не один, а несколько существенных признаков, для их всестороннего раскрытия целесообразно применять комплекс видов учебного оборудования (смотри таблицу). Наличие разнообразных средств, отобранных в соответствии с содержанием и уровнем развития познавательной деятельности учащихся, следует рассматривать как одно из обязательных условий, обеспечивающих успешное усвоение понятий учащимися. Из приведенной таблицы видно, что в процессе формирования геолого-геоморфологических понятий находят применение все виды оборудования по географии. Учебное оборудование, применяемое в процессе формирования геолого-геоморфологических понятий, используется в обучении дифференцированно, с учетом познавательных возможностей учащихся. Понятия о рельефе от класса к классу развивается, умения и навыки учащихся совершенствуются, возраст их познавательной возможности. Особенно велико значение краеведческих наблюдений оформленных в виде фотографий, схем, таблиц дающих наиболее полное представление об изучаемых объектах, позволяющих показать явление в движении, зафиксировать те из них, которые недоступны непосредственно наблюдателю. В 7-м классе и особенно в 8-м классе возрастает роль абстракции в обучении, поэтому при выявлении существенных признаков общих и единичных понятий все большую роль начинает играть схематичность иллюстраций. Вместе с тем при проверке знаний учащихся возрастает значение картин, диафильмов и диапозитивов, несущих репродуктивную информацию об объектах окружающего мира. Анализируя изображение реальных элементов рельефа школьники учатся применять усвоенные понятия для решения практических задач. При этом характер их учебной работы максимально приближается к методам научного изучения рельефа. Таким образом, разные виды учебного оборудования играют неодинаковую роль в процессе изучения рельефа. Их роль в обучении обусловлена не только содержанием формируемых понятий, но также уровнем познавательных возможностей учащихся. Например, специальные карты применяются начиная с 7-го класса и особенно в 8-м классе, модели– преимущественно в 6-м классе и так далее. Очевидно, что познавательная деятельность учащихся будет более содержательной, осмысленной и целенаправленной при соответствующем оборудовании процесса обучения, то есть характер учебного оборудования должен соответствовать логике процесса обучения. Например, работа по формированию понятия “образование складчатых гор” в 6-м класс может протекать следующим образом: Установить уровень опорных знаний учащихся: различие горных пород по происхождению, залеганию осадочных горных пород, понятия о внутренних силах Земли и тому подобное. В ходе этой работы могут быть использованы схематические рисунки, образцы горных пород. Поставить познавательную задачу при этом в ходе рассказа учитель демонстрирует окаменелости морских организмов, найденные в пластах осадочных горных пород высоко в горах. Образование складчатых гор. Просматривается кинофрагмент “образование складчатых гор”. При этом учитель привлекает внимание учащихся к фрагменту, подчеркивая, что сейчас они увидят фильм, рассказывающий об образовании складчатых гор. На доске записываются вопросы, на которые следует обратить внимание учащихся в ходе просмотра фрагмента. Формируется понятие “складчатые горы”. В процессе этой работы анализируется содержание фрагмента, демонстрируется картина “складчатые горы” и схематические рисунки “образование складчатых гор”. Установив существенные признаки складчатых гор, учитель подводит учащихся к определению “складчатые горы”. Затем учитель называет и показывает по карте складчатые горы, учащиеся наносят их на контурные карты. Закрепление приобретенных знаний осуществляется в ходе анализа схематических рисунков “Образование складчатых гор”. Проверку знаний учащихся целесообразно организовать, применив картины и модели, схематические рисунки “Складчатые горы”. Выбор метода определяется содержанием изучаемого материала. При изучении рельефа применяются общегеографические методы обучения, однако их значение и удельный вес в учебном процессе, который определяется педагогической эффективностью, не одинаковы. Например, очень велика роль объяснения, беседы, работы с разними видами оборудования, наблюдений, практических и самостоятельных работ. Сравнительно меньшее значение имеют такие методы устного изложения, как рассказ и школьная лекция, а также опыты, работы с учебником и дополнительной литературой. Исключительно велика роль наблюдений за процессами рельефообразования и источниками их деятельности, а также всесторонний анализ наблюдаемых форм. Выбор методов обучения зависит также от возраста, жизненного опыта, уровня знаний и развития мышления у учащихся. Относятся: рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, использование цифрового материала. Каждый урок, на котором изучается рельеф, может быть оснащен разнообразным учебным оборудованием, позволяющем добиться максимальной наглядности. При рассмотрении вопросов, трудных для понимания (например, о рельефообразующей роли выветривания) целесообразно использовать объяснение. Формами изложения учебного материала являются: объяснение и беседа. Рассказ применяется в виде небольших фрагментов–иллюстраций, включенных в объяснение и беседу. Работа с цифровым материалом, текстом учебника не находит широкого применения на уроках. Лекции, учитывая возраст учащихся, не применяются. Относятся: работа с различными видами учебного оборудования, наблюдения и опыты. Карта применяется на всех этапах обучения, при изучении нового материала, его закреплении, проверке знаний учащихся, при выполнении домашнего задания. При изучении рельефа применяются карты общегеографические крупного и мелкого масштабов. Рельеф на этих картах является ведущим элементом содержания, что позволяет общегеографические карты использовать как важнейший источник знаний. В 6-м классе необходимо обучить учащихся чтению рельефа по карте. Главная трудность здесь заключается в формировании отвлеченных пространственных представлений о нахождении на плоской карте положительных и отрицательных неровностей земной поверхности, выраженных условными знаками, линиями, цветом. Для успешного решения этого вопроса при изучении вопроса о горизонталях необходимо использовать краеведческий материал, результаты наблюдений и практических работ. Положительная роль краеведческих наблюдений заключается в том, что они позволяют отвлеченно понятие связать с конкретным географическим объектом. Рельефная карта в 6-7-х классах способствует не только лучшему пониманию изображения земной поверхности, но и сильно улучшает запоминание содержания карты. Важную роль в понимании трехмерности картографического изображения рельефа играет ознакомление учащихся со схематическим профилем рельефа на примере плана характеристики рельефа. Основные размеры: протяженность с запада на восток и с севера на юг. Абсолютная высота. Общая характеристика рельефа: характер поверхности, крутые и пологие склоны, отдельные вершины и так далее. Происхождение рельефа и современные рельефообразующие процессы. Этот план учит учащихся 6-го класса характеризовать рельеф в определенной системе. В 7-8-х классах учащиеся продолжают упражняться в чтении карты. Однако знакомство со специальными картами позволяет простое чтение углубить объяснительным чтением рельефа по картам по средствам применения метода картографических наложений. Например, учащиеся 7-го класса предлагают объяснить причины формирования каменистых и песчаных пустынь Сахары, используя карты атласа. По картам устанавливают существенные признаки рельефа песчаной и каменистой пустынь. По физической карте находят их и устанавливают, что песчаные пустыни расположены на низменностях и возвышенностях, а каменистые–на плоскогорьях (нагорьях). По карте “Строение земной поверхности” определяют, что каменистые пустыни сложены древними кристаллическими породами (гранитами и другими), а песчаные–толщей рыхлых осадочных отложений. По климатической карте устанавливают, что осадков всюду выпадает мало, менее 100 мм, испарение температур. На основании полученных сведений учащиеся делают вывод, что основной причиной формирования пустынь является не одинаковый состав горных пород. Из других видов работы с картой следует назвать вычеркивание гипсометрических профилей. Таким образом, карта при изучении рельефа является важнейшим источником знаний и средством управления процесса обучения. Характер задач, решаемых с помощью карты, усложняется от класса к классу. Включается учебное оборудование, характеризующее рельеф ближайшего окружения: фотографии, схематические рисунки, таблицы, выполненные на основе наблюдений и практических работ учащимися на местности. Значение краеведческих материалов определяется тем, что они позволяют перейти от конкретных представлений к формированию отвлеченных понятий о рельефе. Особенно велика роль краеведческих материалов при изучении рельефа в 6-м классе, при формировании таких общих понятий, как “влияние на рельеф характера залегания и свойств горных пород”, “развитие рельефа под влиянием внешних сил” и “форм рельефа”. Картины находят широкое применение при формировании геолого-геоморфологических понятий в связи с тем, что создают у учащихся зрительные образы обобщенных и конкретных форм. На учебной картине имеются существенные признаки объекта или явления ее содержания, подчеркнуты и сравнительно легко различимы, что создает благоприятные условия для самостоятельного анализа содержания картины. 4. Работа с таблицами. Значение таблиц определяется тем, что с их помощью может быть раскрыто понятие о связи форм рельефа с их внутренней структурой и происхождением, таблицы должны играть значительную роль при формировании геолого-геоморфологических понятий. Для организации познавательной деятельности иллюстрации учебника играют немаловажную роль. По своему понятию они делятся на схематические рисунки и фотографические изображения форм земной поверхности. Работа с иллюстрациями учебника имеет некоторые преимущества по сравнению с работой со стенными картами и таблицами: учебники есть у всех учащихся, поэтому работать с иллюстрациями можно на уроке и дома; содержание иллюстраций согласовано с текстом учебника, что облегчает анализ рисунков и создает условия для работы с текстом; иллюстрации по содержанию разнообразнее стенных таблиц и картин, что позволяет решить большой круг вопросов. Относятся модели. Необходимость включения модели в процесс обучения обусловлена тем, что они позволяют учащимся понять трехмерность в изображении форм рельефов. В 6-м классе это важнейший вид учебного оборудования. 7. Работа с натуральными пособиями. Применяются коллекции минералов и горных пород. Необходимость применения коллекции обусловлена тем, что по своему характеру породы, слагающие горы и равнины, неодинаковы. В 6-м классе работа с коллекцией минералов и горных пород организуется таким образом, что учащиеся рассматривая горные породы, заполняют таблицу. Играют важную роль при формировании геолого-геоморфологических понятий. Особенно велико значение наблюдений, которые позволяют познакомить учащихся с методами познания рельефа в науке. Наблюдения–это не созерцание окружающего мира, а целенаправленное и сознательное восприятие объектов и явлений в естественной обстановке с целью восстановления их существенных признаков. Учащиеся в 6-м классе посредствам наблюдений устанавливают связь меду формами рельефа, характером и значением горных пород, выявляют роль различных процессов рельефообразовании. В последующих классах наблюдение в природе играет меньшую роль. Проводятся наблюдения на экскурсиях. Их успех в значительной степени зависит от работы, проделанной в предшествующий период. Учащиеся должны владеть теоретическими знаниями о важнейших факторах, влияющих на формирование рельефа. Каждый ученик должен хорошо знать цель и содержание наблюдения, порядок выполнения необходимых работ, уметь пользоваться приборами и оборудованием, производить записи. Для подготовки к наблюдениям желательно выделить специальное время, в объеме 1-го урока. В обучении географии, особенно при формировании геолого-геоморфологических понятий, опыты играют сравнительно ограниченную роль. Из наиболее распространенных можно назвать следующие: зависимость размывания грунта от скорости течения воды и характера горных пород; образование осадочных горных пород и характер их нормального залегания; растворение горных пород в воде. Относятся работы по изучению рельефа на местности. Значение практических работ определяется прежде всего тем, что они позволяют учащимся применить ранее полученные знания, осмыслить их, обогатиться новыми представлениями, понятиями и умениями. В соответствии с требованиями учебной программы учащиеся с помощью простейших приборов должны научиться измерять высоту холма и крутизну склона, строить поперечный профиль. При формировании геолого-геоморфологических понятий редко используется какой-либо один метод обучения. Обычно применяется несколько методов в различных сочетаниях. Одни методы обучения активизируют память учащихся, другие– мышление, третьи – восприятие, четвертые –эмоции и так далее. Сочетание методов является необходимым условием активизации познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету. Являясь основной формой организации учебного процесса, урок обеспечивает выполнение важнейших задач обучения. Искусство проведения урока во многом зависит от соблюдения дидактических требований, которым урок должен удовлетворять: Четкость определения учебных задач урока, выделение из них главных и второстепенных. Единство образовательных и воспитательных задач, всемерно использование научных знаний в целях формирования у учащихся мировоззрения и положительных качеств личности. Определение оптимального содержания и отбор учебного материала урока в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки учащихся, обеспечение урока необходимым оборудованием. На выполнение поставленных перед уроком задач отрицательно сказывается как перегрузка, так и недостаточный его объем. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения, использование их с учетом урока и особенностей учебного материала на каждом его этапе, обеспечение познавательной активности учащихся, сочетание коллективной работы с самостоятельностью каждого ученика. Связь содержания урока с практикой, с жизнью, с ранее пройденным и подлежащим дальнейшему изучению материалом. Организационная четкость урока (современность начала, максимальное использование каждой минуты урока, логическая стройность, законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). Выполнение этих основных условий обеспечивает эффективность урока, то есть достижения ощутимых положительных результатов. В содержании школьной географии геолого-геоморфологические понятия являются ключевым вопросом географии. Это можно объяснить тем, что курс школьной географии фактически вмещает в себя важнейшие и необходимые для общего образования знания о Земле в целом. Вывод: разумно (то есть с учетом предмета наук о Земле, их методологии, места в них географии и задач школы) отобранная система геолого-геоморфологических знаний служит важнейшим средством для: Доказательного объяснения причин неразрывного развития земной коры и ее внешнего выражения рельефа. Выяснение различий строения и свойств земной коры как по составу слагающих ее горных пород, так и по характеру их залегания и установления с ними связи равных типов (рудных и не рудных) полезных ископаемых. Объяснение значения рельефа и горных пород, его слагающих, на формирование и развитие природного географического комплекса (ландшафта) и его внешнего вида (образа). Проанализировать систему геолого-геоморфологических понятий в школьном курсе географии и выбор методом формирования их у учащихся. Составление серии уроков по формированию геолого-геоморфологических понятий, которые будут просты для понимания учащимися и доступны для изложения учителю. В ходе моей работы составлена и приведена система формируемых знаний по школьному курсу физической географии в каждом классе. В работе приложены разработки уроков, практическая работа и технологические карты, которые смогут оказать помощь учителю географии. В результате исследования, проведенных в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, выявлены положительные и отрицательные аспекты геолого-геоморфологических понятий. Установлено, что в целом геолого-геоморфологические понятия раскрываются полно, но имеются и недостатки: ¶Анализ современных школьных программ и учебников показал, что на долю геолого-геоморфологического материала приходится всего около 5% учебного времени. ·Ряд понятий раскрывается поверхностно, что мешает формированию целостности системы знаний. Поэтому в систему формирования геолого-геоморфологических понятий предлагается: расширить раздел о происхождении Земли, дополнить его важнейшими гипотезами; ввести материал о происхождении полезных ископаемых, методов их поисков; расширить данные о внутреннем строении Земли, коры материков и океанов; усилить материал о геохронологии и методах определения возраста горных пород, об оледенении Земли; дат разделы об изменениях природы Земли в геологическом прошлом, возникновении жизни на Земле Подводя итоги проделанной работы можно предложить следующие способы более глубокого овладения геолого-геоморфологическими знаниями: широкое внедрение геолого-геоморфологических знаний во внеклассную работу через различные формы: факультативны “Общая геология”, “История развития Земли”, “Минералогия”, “Полезные ископаемые”, “Экологическая геология”; геологические кружки “Юный биолог”, “Занимательная геология”; научные объединения, олимпиады; глубоко изучать и исследовать геолого-геоморфологические понятия, устанавливать причинно-следственные связи между формами рельефа, геологической историей и полезными ископаемыми. Сформировать представления о внутреннем строении Земли, дать понятие “Литосфера”, познакомить с изучением земной коры. Сформировать представления о происхождении магматических и осадочных горных пород и их свойствах. Работа с коллекцией горных пород и минералов, умение сравнивать, описывать. Коллекция минералов и горных пород. Объяснительно-иллюстративный метод. Сформировать представление об основных формах залегания горных пород, об основных видах движений, землетрясениях, познакомить с правилами безопасности при землетрясениях. Работа с учебником, установление причинно-следственных связей. Сформировать представление о строении вулканов, вулканических извержениях. Показывать вулканы на карте, обозначать их на контурной карте. Вулканы, жерло, кратер, лава, гейзеры, потухшие и действующие вулканы. Физическая карта России и полушарий, картины вулкана и гейзера. Объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения. Сформировать представление о вершинах, гребне, хребте, долине, перевале; познакомить с классификацией гор по высоте, сформировать представление о разнообразии гор. Показывать горы и отдельные вершины по карте, умение сравнивать. Физическая карта России и полушарий, картины складчатых и глыбовых гор. Объяснительно-иллюстративный метод. Познакомить с классификацией равнины по высоте, сформировать представление о разнообразии равнин, их видах, изменении равнины во времени. Показывать равнины на карте, определять географической положение, умение сравнивать. Физические карты России и полушарий, картины равнины, участков тундры, тайги, пустыни. Сформировать представление о рельефе гор в океане, в том числе срединно-океанические хребты; познакомить с характерными явлениями в области хребтов. Определять и показывать основные формы рельефа дна океана ГП гор океана, обозначать их на контурной карте. Сформировать представление о равнинах дна океана, в том числе о материковой отмели, котловинное ложе, желобах. Определять ГП равнины океана, обозначать их на контурной карте, умение сравнивать. Определять и показывать на карте горы и равнины суши и океана, определять ГП объектов рельефа, сравнивать их, обозначать на контурной карте. Физические карты России, полушарий, атлас и контурные карты. Метод проблемного изложения. Сформировать представление о теории происхождения материков и океанов. Дать понятие “платформа”. Сформировать представление о взаимосвязи геологического строения и рельефа Земли Объяснительно-иллюстративный метод и метод проблемного изложения. Природоведение. Технологическая карта по теме “Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России” (8-ой класс) Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на территории России, объяснить, чем обусловлено разнообразие рельефа страны. Определять и показывать на карте крупные формы рельефа России, умение сравнивать, делать выводы. Объяснительно-иллюстративный метод и метод проблемного излжения. Природоведение, начальный курс физической географии. Сформировать представление о геологическом летоисчислении; выяснить, какие сведения можно получить из геохронологической таблицы. Умение определять геологическое строение крупных форм рельефа, установление причинно-следственных связей. Выяснить, на какие группы делятся равнины России, горы России. Определять ГП гор и равнин России, умение анализировать, сравнивать. Комбинированный урок. Физическая карта России, карта “Строение земной коры”, фотографии и рисунки гор, равнин. Выяснить, какими полезными ископаемыми богата Россия. Сформировать представление о закономерностях размещения полезных ископаемых России. Определять ГП месторождений полезных ископаемых, умение анализировать, делать выводы. Физическая карта России, карта полезных ископаемых, коллекция минералов и горных пород. Выяснить, в результате чего изменяется поверхность Земли; какие рельефообразующие процессы сформировали рельеф России. Работа с картами, умение сравнивать, анализировать, установление причинно-следственных связей. Физическая карта России, рисунки, фотографии. Метод проблемного изложения. Начальный курс физической географии. Сформировать представление о внешних процессах, формирующих рельеф России; выяснить, какая закономерность существует в распределении форм рельефа. Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, установление причинно-следственных связей Определять ГП и показывать на карте крупные формы рельефа России; работа с контурными картами; умение обобщать, сопоставлять, сравнивать. Урок контроля знаний. Физическая карта России, рисунки, фотографии, карта “Строение Земной коры”, карта полезных ископаемых. сформировать представление о вулканах, как характерных явлениях природы; изучить строение вулкана, виды вулканов, выяснить их распространение; сформировать обобщенные приемы определения географического положения объектов и обозначения их на контурных картах; Оборудование: карта полушарий (значки вулканов), атласы, контурные карты, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, макет, книги. Сообщение целей урока: сегодня мы полистаем книгу, название которой “Вулканы”, познакомимся со строением вулканов, их действием. Узнаем, какие виды вулканов существуют на Земле и как они распространены. Будем учиться находить вулканы на карте и отмечать их на картах. Сегодня вы узнаете очень много интересного о вулканах. 1-я страница “Строение вулкана”. В пиренейском море, недалеко от Италии, есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди наблюдали, как на нем из вершины огромной горы иногда вырывались огонь и облака черного дыма, на большую высоту выбрасывались раскаленные камни. Древние римляне считали этот остров входом во владения бога огня и кузнечного ремесла Вулкано, по имени которого огнедышащие горы стали называть вулканами. Вулкан - конусовидная гора с отверстием на вершине, через которое изливалась магма. Понятия: магма, лава, кратер, жерло. Извержение вулкана на равнине (самостоятельно прочитать стр. 58-59 учебника – “О вулкане Парикутин”). Извержение подводных вулканов – образование островов. 1. Рассказ учителя о действующих вулканах с показом их на карте: - Вулкан Везувий (катастрофическое извержение в 79-м году до н. э. ). Описание очевидца Плиния Младшего, древнеримского писателя: “Дома качались от частых продолжительных толчков. Под открытым небом было страшно стоять под градом падающих кусков пемзы… Мы видели, как море втягивается в себя же, а земля содрогалась, как бы отталкивая его от себя… Из Везувия вырывались широкие языки пламени и поднялся огромный столб огня, блеск и яркость которого увеличивалась от наступавшей темноты… Туча стала опускаться на землю, покрывала море… Падал пепел…, наступила темнота, какая бывает в закрытом помещении, когда погасят огонь. Слышны были женские вопли, детский плач и крики мужчин; одни звали родителей, другие– детей, третьи –жен или мужей… Многие воздевали руки к небу, к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет, и для мира настала последняя вечная ночь…”. Момент извержения вулкана изобразил на своей картине “Последний день Помпеи” К. Брюлов. Вулкан Исалько (Южная Америка, побережье Тихого океана) –извергается на протяжении 200 лет, через каждые 8 минут. Выбрасывает столб пара, камней и пепла высотой до 300 метров. Изливается лава. Морякам он служит своеобразным природным маяком. Вулкан Фудзияма - последнее извержение в 1707 году (было уничтожено много деревень). - обозначить на контурных картах вулкан Везувий, вулкан Гекла, вулкан Ключевская сопка, вулкан Кракатау. состав и свойства веществ, находящихся в глубине литосферы; образование полезных ископаемых; Причины: магма имеет высокую температуру и нагревает подземные воды. Использование: обогрев теплиц, оранжерей, домов, тепловые станции. Тема: “Географический хоккей” (обобщающий урок по теме “Литосфера”). Цели: Закрепить знания учащихся об особенностях движения земной коры, о разнообразных формах рельефа и их изменениях; Продолжать формирование понятия о связи современного рельефа с процессами, протекающими в земной коре; Развивать логическое мышление, речь, навыки работы с картой; Воспитывать чувство товарищества. Оборудование: карта полушарий, глобус, атласы, репродукции картин, шайбы-вопросы, игровые клюшки, свисток, раздаточный материал, номера для учащихся. Ход урока: Сегодня состоится матч между двумя командами. Матч необычный –географический. Попытают удачу сегодня две команды (представляются команды). Судить сегодняшнюю игру будут судьи международного класса (представление жюри). III. Разминка (попарно у карты называют и показывают географические объекты). IV. Игра началась (свисток). Команды поочередно бросают друг другу шайбы-вопросы. Не отвеченный вопрос считается пропущенной шайбой. Кроме того есть шайбы со знаками: ? – вопрос по координатам, вопросы, связанные с живописью, вопросы-стихи. Вопросы и задания для игры Назовите материк, где расположена самая высокая точка мира. На каком материке расположена самая большая по размерам низменность? Удивительный этот хребет. Тянется он на две с половиной тысячи километров, но нигде не поднимается выше уровня Мирового океана. Что это за хребет? Что означает число: 11022м? Что изображено на картине К. Брюлова “Последний день Помпея”? Какая форма рельефа изображена на картине Венецианова “Лето. На пашне”? Что вы можете сказать о горах, изображенных на картине Серова “Переход Суворова через Альпы”? игры “Четвертый лишний”, “Перепутаница”, “Поднимись в гору”. Сформировать представление о распространении основных форм рельефа Земли; Продолжить развитие навыков работа с картами, атласами, умение сравнивать; Воспитывать любознательность. Что такое сейсмические пояса и какие природные процессы с ними связаны? Каковы ваши представления о местах возможного появления новых океанов в результате дальнейшего геологического развития? Назвать древние платформы, определить сколько платформ входит в состав каждого материка. Вывод: Древние платформы в рельефе соответствуют равнинным областям. 4. Понятие складчатые пояса . Сформировать представление о земной коры, об образовании материковых платформ; Дать представление о теория литосферных плит; Оборудование: карта полушарий, атласы, таблица “Внутреннее строение Земли”. Ход урока: В своей книге “Происхождении материков и океанов” немецкий геофизик А. Вегнер писал: “В 1910 году мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков… Когда, изучая картину мира, я поразился сходством очертаний берегов по обе сторона Атлантического океана”. А Вегнер исследовал данные по геологии и палеонтологии Африки и Южной Америки, и, как он писал дальше, “Изучив эти данные я убедился в принципиальной правильности своей идеи”. Развивая дальше свои предположения, он сгруппировал все материки в единый гигантский континент Пангею, северную его часть– в Лавразию, южную –в Гондвану. Таким образом, А. Вегнер предложил и, насколько это было возможно для его времени, обосновал гипотезу дрейфа материков. В современной науке существует уже целая теория литосферных плит, над окончательным содержанием которой продолжают спорить уже не одно поколение ученых. Ее основные положения таковы: 1. Литосфера состоит из крупных плит, границы которых приближенно совпадают со срединными океаническими хребтами. Показать на стенной карте “Строение земной коры” границы плит и назвать 7 наиболее крупных плит (Североамериканская, Южноамериканская, Африканская, Евразийская, Антарктическая, Индо-Австралийская, Тихоокеанская). 2. Важная особенность плит заключается в том, что они горизонтально перемещаются относительно друг друга. Наиболее существенные процессы происходят вдоль границ плит: а) в зонах срединно-океанических хребтов происходит расхождение плит, там по разломам поднимается вещество мантии, застывает, и образуется земная кора океанического типа. Доказательством этого процесса служат равномерное изменение возраста горных пород по обе стороны от срединно-океанического хребта и аномально высокие температура морского дна в этих районах. В Атлантическом океане скорость растяжения морского дна 3. 5 см/год, в Красном– 1. 5 см/год. По результатам погружений подводных аппаратов “Пайсис” в рифтовую зону Красного моря русские океанологи установили, что по всей форме она не отличается от срединно-океанических. Данные экспедиций Института океанологии сообщают, что “трещина, которая начинает развиваться под озером Байкал, еще не океанический рифт, ее возраст около 20 млн. лет, но в будущем, если процесс не остановится, берега Байкала будут постепенно расходиться и на его месте, возможно, возникнет океан”. б) при столкновении плит, например океанической и континентальной, первая погружается и уходит в мантию, в результате вдоль границ материков часто образуются глубоководные желоба (Курило Камчатские, Марианские, Филиппинский) и основные дуги. При столкновении континентальных плит (они как бы наползают друг на друга) образуются планетарные пояса сжатия (горные дуги Альп, Гималаев и других). в) наконец, существуют разломы, вдоль которых плиты скользят без существенных смещений, например разломы Восточной Африки. Используя карту мира и карту “Строение земной коры” определите, какие процессы приурочены к боковым границам литосферных плит. Зоны распространения вулканов и землетрясений называют сейсмическими поясами. Окончательное создание теории литосферных плит еще предстоит ученым, ведь наши современные представления о строении и составе внутреннего вещества Земли пока ограничены. Но уже сейчас эта теория объясняет многие вопросы происхождения материков и впадин океана. Так, большое практическое значение имеет вопрос приуроченности полезных ископаемых к границам литосферных плит, а следовательно, возможности прогноза месторождений. Составление схемы движения учителем на доске, ученики в тетрадях № Прогноз на будущее: как изменятся очертания и размеры материков и океанов в будущем? (проблемно-поисковый вопрос). В каких направлениях и с какой скоростью должны двигаться литосферных плиты? II. Закрепление изученного материала. Какие процессы и явления наблюдаются в зонах взаимодействия литосферных плит? III. Домашнее задание. Обобщить и конкретизировать знания учащихся о внешних процессах, влияющих на рельеф; 3. Если территория относительно устойчива, на поверхности находятся породы, залегающие пластом, то рельеф: Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы? Приведите примеры влияния рельефа на размещение населения России и его хозяйственную деятельность. Где бы вы предпочли жить: на равнинах или в горах, почему? - Вспомните какие внешние процессы принимают участи ев формировании рельефа. Рассказ учителя с элементами беседы. а) Древнее оледенение сглаживание; морена; конечно-моренные гряды; котловины озер. Рис. 28 стр. 70. Учебник Э. М. Раковская. География: природа России. М. , Просвещение 1997. Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозивный рельеф. Какие породы наиболее подвержены эрозии? По рисунку 20 расскажите о расположении по территории страны рельефа, созданного разными внешними процессами. Почему в западной части Среднесибирского плоскогорья, покрывавшейся ледником (рис. 28), распространен не ледниковый, а эрозивный рельеф? Почему текучие воды создали разный рельеф в Западной Сибири и на Среднесибирском плоскогорье? Какая закономерность прослеживается в распределении рельефа равнин? Проблемно-поискомый вопрос - Укажите, действие какого фактора привело к образованию курумов (“каменных рек”), встречающихся на Урале, в горах Южной и Восточной Сибири: Текучие воды Сформировать представление о происхождении основных форм рельефа России; Развивать навыки работы с картой; По рисунку 20 определить, какие главнейшие тектонические структуры выделяются в Евразии. Какие из этих структур полностью или частично расположены на территории нашей страны? Сопоставьте физическую и тектоническую карты. К платформенным или складчатым областям принадлежат горы? На какие три группы по высоте делятся горы? · Работа с физической картой России. Назвать основные горные системы России, их вершины, горные хребты. ё Объяснительный рассказ об образовании гор Подумайте в области какой складчатости в настоящее время существуют молодые складчатые горы, еще не успевшие разрушиться. По геохронологической таблице рассмотрите, когда возникли молодые складчатые горы на Урале и Алтае. Что с ними произошло в мезозое? Дайте сравнительную характеристику рельефа Карелии и Тюркской низменности по следующему плану: Какие высоты преобладают в ее пределах, минимальные и максимальные высоты Какого возраста породы слагают поверхность и как они залегают Какой характер имеет рельеф (плоский, холмистый, горный) Велики ли колебания высот на небольших участках (относительные высоты) Как образуется рельеф этих территорий (в результате разрушения гор или накопления морских отложений) Подведите итог: в чем сходство и различие в рельефе и строении этих территорий? Цель: изучение минералов и горных пород, слагающих местность. Задачи: описание горных пород, отбор образцов и составление коллекции горных пород и полезных ископаемых своей местности. Оборудование: лопата, геологический молоток, полевой дневник, карандаш, мешочки для образцов, этикетки, план местности. Вспомнить, что такое минерал, горная порода, типы горных пород, что такое полезные ископаемые. Подготовить инструменты, полевой дневник (можно использовать обыкновенную тетрадь или блокнот), который должен быть у каждого учащегося. Как оформить полевой дневник: ¶На первой странице должны быть указаны: название и номер школы, класс, фамилия, имя учащегося, дата начала ведения дневника и дата окончания. ·Далее все записи ведутся на правой стороне дневника, левая сторона оставляется для зарисовок обнажений, профилей, поясняющих схем по маршруту. ё Каждая страница дневника нумеруется. №Каждая новая запись начинается с указания даты и адреса точки, на которой находится наблюдатель. Адрес–это точное указание местонахождения наблюдателя относительно объектов местности. Желательно каждую точку нанести на план или карту изучаемой территории. Необходимо подготовить этикетки для образцов горных пород, на которых должно быть записано: номер точки, номер образца, адрес обнажения, предварительное название породы и краткое описание образца. Определить по плану или карте местности, где могут быть обнажения и выходы горных пород (овраги, балки, крутые и обрывистые склоны речных долин, карьеры, канавы, траншей). ¶Указывают номер и наносят обнажение на план или карту. Нумерация в полевом дневнике и на плане должна быть единой. ёПеред описанием обнажения следует расчистить, то есть удалить поверхностный слой горных пород со стенки обнажения, а также часть осыпавшегося материала. №Изучение обнажений осадочных горных пород начинают с выделения слоев различного состава (пески, глины, галечник, известняк и так далее), каждый из которых описывают по плану: г) величина и форма частиц (если эти частицы можно выделить, в другом случае указывается, что порода монолитная), их распределение по слою д) наличие или отсутствие слоистости ж) трещиноватость, ее характер (вертикальная, горизонтальная, наклонная) з) характер границы с низлежащим слоем (ровная, неровная, карманно-образная, четкая, нечеткая). в) структура породы (наличие зерен или кристаллов минералов, их размеры; если невооруженным глазом не видно зерен, то указывают, что порода скрытокристаллическая) єОписание обнажений должно сопровождаться зарисовками общего вида обнажения с выделением описанных слоев. На зарисовках указывают места отбора образцов. Отбор образцов горных пород. Отобраны должны быть все описанные горные породы. Размер образцов может быть различным. Все образцы снабжаются этикетками и заворачиваются в пакет. Номер образца составляется из номера обнажения, номера слоя и номера образца в слое. Оформление отчетных материалов. В результате выполнения работы должны быть составлены описания обнажений или выходов горных пород. В полевом дневнике каждого учащегося должен быть план или карта с нанесенными обнажениями и выходами горных породи образцы для школьной коллекции местных горных пород. Болевич И. В. и другие. Методика преподавания географии (практические работы). М. , Просвещение 1965. Ваковская В. М. , Баринова И. И. Физическая география СССР 8-ой класс. М. , Просвещение 1990. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А. В. Петровского). М. , Просвещение 1973. География России (под редакцией Даринского А. В. ). М. , Просвещение 1993. География в 7-м классе (пособие для учителя). М. , Просвещение 1972. // География в школе № 4/90, 1/91, 2/94, 1/97. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии. М. , Просвещение 1991. Голов В. П. Изучение рельефа в курсе географии. М. , Просвещение 1973. А. В. Даринский. Методика преподавания географии. М. , Просвещение 1975. Коринская В. А. , Душина И. В. , Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков и океанов. М. , Просвещение 1990. Коринская В. А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. М. , Педагогика 1979. Коринская В. А. , Прозоров Л. Д. , Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков. М. , Просвещение 1980. Методика обучения географии в школе (под ред. Панчешниковой Л. М. ). М. , Просвещение. Учебная литература. 1997. Панурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. , Просвещение 1991. Соловьев А. И. , Дик Н. С. Методическое пособие по физической географии России. М. , Просвещение 1978. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|