РУБРИКИ

Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом)

p>В данном параграфе дипломной работы дано понятие “сложная педагогическая ситуация” и “педагогическая ситуация”, когда и при каких обстоятельствах последняя становится “сложной”. Рассмотрено понятие “трудный ребенок” и выделено три основные понятия трудновоспитуемости. Рассмотрены исследования авторов, которые изучают семейные проблемы, таких, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. С. Алексеева, И. А. Андреев Н. И. Болдырев и др. Эти авторы с различных точек зрения изучали различные стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие–такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей. Выделили некоторых из вышеперечисленных авторов, которые рассматривают в своих трудах сложные педагогические ситуации: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, М. М. Поташника и Б. З. Вульфова, Ю. П. Азарова, В. А. Кан-Калика.

В следующем разделе нашей дипломной работы речь пойдет о внутрисемейных отношениях, которые являются ведущим фактором возникновения и развития сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания.

В данном разделе мы обратимся к рассмотрению ведущего фактора возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье–внутрисемейным отношениям. Семья, как определенная общность, выступает как конкретная система связи и взаимоотношения между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Говоря о внутрисемейных отношениях, мы, прежде всего, имеем в виду отношения между супругами, между родителями и детьми. Внутрисемейные отношения одновременно являются и компонентом более широкой категории–семейных отношений в целом, включающих в себя также отношения между семьей и обществом.

Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей.

В чем же заключается воспитательная значимость внутрисемейных отношений? Прежде всего, это то, что данные отношения являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми впервые сталкивается ребенок с момента рождения. Именно семья создает возможность посвящения в систему данных отношений.

Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений (один из социально-психологических механизмов становления и развития личности), осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Таким образом, все факторы, способствующие общению ребенка с взрослыми, как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его психического и нравственного развития. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослым создает семья как посредством его постоянного общения с родителями, так и посредством тех связей, которые она устанавливает с окружающими.

Психологи особо отмечают, что специфической характеристикой внутрисемейных отношений, которая в то же время играет роль уникальной воспитательной ценности, являются: близость и неповторимые узы родных людей, глубоко личный контакт родителя и ребенка, привязанность и взаимопонимание. Именно они обуславливают эффективность и его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком (в процессе подражания и сопереживания) нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям, поступкам окружающих и т. д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности и предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающихся его поведения.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Не без основания ее считают основой воспитания. “Человеческая любовь, - писал В. А. Сухомлинский, - могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, - тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей”. (47, 1988г. )

Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшее из которых–интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец, другие члены семьи), родительская и, прежде всего, материнская любовь, внимание и забота. Нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений –уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего равнозначного эквивалента. Разумеется, каждая семья имеет свой, только ей присущий уровень нравственно-эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от индивидуальных свойств и особенностей членов семейной группы, их нравственной и духовной культуры. Поэтому воздействие семьи на ребенка специфично по своему своеобразию в каждом отдельном случае. В счастливой дружной семье гармоничные внутрисемейные отношения являются обязательным и сильнейшим специфическим воспитательным фактором. Но если эмоциональные и духовные внутрисемейные отношения нарушаются, то семья не только теряет свои воспитательные возможности, но и часто становится средой, которая искажает и сдерживает положительное влияние общества на становление личности ребенка.

В данном параграфе мы рассмотрели ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье–внутрисемейные отношения. Рассмотрели, в чем заключается воспитательная значимость внутрисемейных отношений. Специфической характеристикой внутрисемейных отношений являются: близость и неповторимые узы родных людей, глубоко личный контакт родителя и ребенка, привязанность и взаимоотношения. Особо выделили родительскую любовь как основу воспитания.

О том, как происходит воспитание ребенка в семье, о влиянии на формирование личности различных трудностей, возникающих в процессе воспитания, и пойдет разговор в следующем параграфе теоретической части дипломной работы.

Причины возникновения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Отношения родителей к детям носят многообразный, всеобъемлющий характер, оказывая влияние и на психосоциальное развитие личности ребенка. Данный вид взаимоотношений можно рассматривать как разновидность, так называемых педагогических отношений.

Педагогические отношения –это особый вид взаимодействий между людьми, которое следует рассматривать как специфическую категорию отношений, как проявление целенаправленного воздействия родителей на личность ребенка.

Практика показывает, что воспитателям (даже вооруженным педагогическими знаниями), в основном, трудно преодолевать именно сложные педагогические ситуации. Они не могут найти правильного выхода из сложившегося положения, не могут успешно решить вставшие перед ними проблемы. Поэтому и распространена среди родителей мысль, что законы и правила воспитания существуют сами по себе, а на практике, во взаимоотношениях с воспитанником их знание не нужно, оно ни в чем не может помочь.

Существование такого ошибочного мнения обусловлено тем, что родители не учитывают ошибок, допущенных ими ранее в воспитании детей, не пытаются найти причины своих неудач, осознать результаты своих действий, посмотреть глазами ребенка на создавшееся положение и искать пути исправления его. Психологические исследования свидетельствуют, что жалобы родителей на непослушание и упрямство детей–результат того, что родители не учитывают возрастных особенностей детей, чрезмерно строги либо либеральны к ним, непоследовательно и в не приемлемой для ребенка форме предъявляют ему свои требования, не владеют методами наказания и поощрения, требуют от детей выполнения действий, которых они сами избегают. Возникновение сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания обусловлено множеством причин.

Вопрос о роли личного примера, казалось бы, окончательно утвердился в сознании общества. Несмотря на это, данное положение не стало основным принципом в индивидуальной практике части родителей.

Когда родители наказывают детей за проступок, а сами поступают аналогичным образом, это вызывает у ребенка чувство протеста и неуважения к родителям. Некоторые родители считают, что в ребенке можно воспитать те качества, которыми сами они не обладают. Для этого лишь необходимо педагогически верно действовать. Одной из типичных ошибок, которые допускают родители при воспитании детей, является игнорирование возрастных изменений, происходящих в ребенке, а это вызывает различные формы негативизма подростка. Наибольшую сложность для родителей представляет предъявление ребенку правильных и последовательных требований. Непоследовательность в требованиях подрывает авторитет взрослых.

В некоторых семьях у родителей нет единого мнения по вопросу о том, что допустимо, а что нет в поведении ребенка. Например, мать считает допустимым беспричинный пропуск школьных занятий, а для отца это трагедия. Если же родители начинают отстаивать свои позиции в присутствии ребенка, это подрывает их авторитет, обесценивает их слова.

Родители часто не согласны друг с другом в выборе и использовании методов наказания и поощрения ребенка.

Психологический смысл наказания, как отмечает А. С. Макаренко, состоит в переживании вины. (33, 1983г. ) Наказание имеет воспитательное значение тогда, когда ребенок переживает свой поступок, жалеет о том, что доставил неприятности людям, неправильно поступил, и поэтому наказание он воспринимает как утверждение справедливости. В таком случае конфликт между родителем и ребенком не возникает, напротив, ребенок чувствует, что родитель сам огорчен необходимостью наказать его. В остальных случаях мера наказания не достигнет цели. Если ребенок не испытывает чувства вины за содеянное, если считает, что его действия не задели ничьих интересов и морально оправданы, тогда наказание обернется источником конфликтов. Цель воспитания требует заставить ребенка подумать о совершенном им проступке и только после этого прибегать к наказанию. Или, в противоположном случае, когда в данной ситуации необходима прежде всего строгость, и воспитатель вынужден использовать свои права, тогда по прошествии определенного времени, в более благоприятной обстановке родитель все-таки должен объяснить ребенку, почему он прибег в том случае к мерам наказания. Проблема наказания чрезвычайно сложна и требует ответа на множество вопросов: когда прибегать к наказанию, какие формы наказания более результативны, каким требованиям должно отвечать наказание, чтобы был достигнут желаемый эффект, чему отдавать предпочтение– наказанию или поощрению и т. д.

Для хорошего воспитателя наказание –дополнительное средство воздействия на ребенка. В процессе воспитания он, в основном, использует поощрение. Разве всегда необходимо наказание, если ребенок ведет себя неверно? В различных конкретных ситуациях можно использовать множество других средств и методов.

Большинство родителей считает, что следует всегда строго требовать у детей ответа за их поведение. Когда ребенок заслуживает наказания, взрослый, как правило, раздражен и озлоблен, он во власти эмоций и уже совсем не думает о педагогическом, воспитательном значении своих поступков. В практике семейного воспитания родители используют наказание не как средство восстановления справедливости и воспитания ребенка, не как логический результат пробуждения у ребенка чувства вины и обязательности наказания за содеянное, а как разрядку для волнующих их эмоций, как средство самоуспокоения. Очень часто в этих условиях наказание придает неверное направление последующему развитию воспитательного процесса.

Наказанию должно предшествовать понимание душевного состояния ребенка, причин, лежащих в основе его поведения; наказание не должно унижать, уважение к личности ребенка должно проявляться даже тогда, когда его наказывают. Ребенок должен чувствовать его не только в содержании слов, обращенных к нему воспитателем, но и в их интонации, в мимике говорящего. Действенность наказания обуславливается и тем, насколько авторитетна для ребенка личность, его наказывающая. Наказание становится малоэффективным, если оно применяется часто, а также в случае, если при наказании игнорируются единые критерии (за одну и ту же провинность то наказывают, то нет; или же наказание бывает иногда строже, иногда мягче).

В теории и практике воспитания известны различные виды наказания: наказание-упражнение, наказание-ограничение, наказание-порицание, условное наказание, наказание путем изменения отношения к воспитаннику. Все эти формы могут считаться эффективными, если достигают основной цели наказания, сдерживают неприемлемое поведение и в то же время повышают стимул положительного поведения.

Следует отметить, что большинство родителей при наказании ребенка ставит перед собой лишь первую часть цели. Для них главное–сразу пресечь неприемлемое поведение. О том же, что последует за принятыми ими мерами в недалеком будущем, они не думают.

Хотим задержать внимание на отдаленных результатах наказания. В связи с этим сравним физическое и так называемое психологическое наказание. Что происходит в случае психологического наказания?

Мать, которая с заплаканными глазами говорит ребенку, что он не оправдал ее надежд, может заставить его острее переживать свою вину, чем побои, и пробудит в нем чувство стыда, виновности, решение вести себя лучше.

Интересно высказывание В. Г. Белинского о наказании: “Строгий выговор, холодное вежливое обращение, косвенный взгляд, деликатное указание…вот виды наказания, результат которых следует признание вины, сожаление, слезы и исправление”. (22, 1989г. )

Особо хотим отметить не только безрезультатность, но и вред, которые наносят личности физические меры наказания. Битье озлобляет ребенка, а, будучи озлобленным и обиженным, трудно осознать и объективно оценить содеянное. У ребенка появляется страх и ненависть к тому, кто несправедлив и физически наказывает его. В подходящий момент он пытается сделать что-то худшее или же проявить агрессивность по отношению к слабому, чтобы показать свою силу. Подобное наказание может принести и совершенно другие результаты: у ребенка формируется рабски покорный характер. Это зависит от индивидуальности каждого отдельного ребенка.

От таких родителей дети усваивают: не будь агрессивен по отношению к родителям, поскольку они могут наказать тебя, будь агрессивен к тем, кто младше, слабее или зависит от тебя (так же, как это делают родители). Одним словом, физическое наказание учит ребенка только тому, как наказывать других.

Иногда говорят, что наказание – реакция на агрессию ребенка, что агрессия является причиной, а наказание –результатом. Однако если задуматься, увидим, что дело обстоит противоположным образом. Наказание рождает детскую агрессию.

Но, независимо от того, порождает ли наказание детскую агрессию либо наоборот, детская агрессия влечет за собой наказание, ясно, что наказание ребенка, связанное с созданием агрессивной модели поведения, повысит уровень агрессивности, а это послужит для родителя стимулом к увеличению насилия. Одной из причин возникновения сложной педагогической ситуации является игнорирование значения взаимоотношений в деле формирования будущей личности. Воспитательная атмосфера в семье может быть полярно различной. Так, например, есть семьи, где господствует авторитарный стиль, и рядом с ним семьи, в которых царит либеральная атмосфера.

В данном разделе нашей дипломной работы мы рассмотрели понятие “педагогические отношения”. Описали ошибки, допускаемые родителями в процессе воспитания детей, Затронули проблему наказания, рассмотрели его виды, а также психологический смысл. Описали взгляды на наказание А. С. Макаренко и В. Г. Белинского. Итак, в первой главе дипломной работы нами было дано понятие “сложная педагогическая ситуация”. Мы рассмотрели, как его обосновали выдающиеся педагоги и психологи в своих трудах, такие как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. С. Алексеева, Н. И. Болдырев, М. М. Поташник и Б. З. Вульфов, Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик и многие другие. Эти авторы с различных точек зрения изучали различные стороны воспитания. Мы выделили из вышеперечисленных авторов тех, которые в своих трудах изучали сложные педагогические ситуации.

Далее нами был рассмотрен ведущий фактор возникновения и развития сложных педагогических ситуаций–внутрисемейные отношения, и как происходит воспитание ребенка в семье, о влиянии на формирование личности различных трудностей, возникающих в процессе воспитания.

Для выяснения характера взаимоотношений родителей и детей и семейных ситуаций вообще мы провели специальное исследование с помощью методики КРС и анкетирования и тестирования родителей и детей.

Опираясь на теоретические положения, мы переходим к практическому исследованию и разработке различных методов и приемов работы по данной актуальной проблеме. О ходе исследования и его результатах речь пойдет во второй главе дипломной работы.

Глава 2. Изучение сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

2. 1. Методы и методики изучения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Мы изучаем сложные педагогические ситуации в процессе воспитания детей, а именно, отношение к воспитанию в семье младшего школьного возраста. Для этого мы планируем провести исследование.

Для определения состояния внутрисемейных отношений мы используем методику “Кинетический рисунок семьи”Бернса Р. С. , Кауфмана С. Х. Используя Методику КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему анализирует проблему актуальных семейных отношений. Детские представления, суждения по поводу осмысления семьи и собственной роли в ней вызывают своеобразные внутренние и внешние реакции, так называемые“странности”. Понять до конца их можно только тогда, когда знаешь особенности и механизм детского мышления. Поэтому в данном случае индивидуальное изображение семьи–это просто тематический рисунок, но и довольно обоснованная методика исследования межличностных отношений ребенка.

    Методики КРС состоит из 2-х частей:
    - рисование своей семьи
    - беседа после рисования

Для выполнения задания ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш, ластик. Ребенок рисует приблизительно 30 минут.

Инструкция: “Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты”. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: “Можешь рисовать, как хочешь”.

Во время рисования экспериментатор записывает все спонтанные высказывания ребенка, следит за его мимикой, жестами, а также фиксирует последовательность рисования, сколько раз перерисовываются объекты, задержки в рисовании более 15 сек. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

    Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
    Где работают и ли учатся члены семьи?
    Как в семье распределяются семейные обязанности?
    Каковы взаимоотношения ребенка с другими членами семьи?
    Кто придумал эту деятельность, если она совместная?

Какие чувства испытывают люди на рисунке, кто самый счастливый, кто несчастный? В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: а) анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

б) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Выделяется 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:

    1 – благоприятная семейная ситуация
    2 – тревожность
    3 – конфликтность в семье
    4 – неполноценность автора в семье
    5 – враждебность в семейной ситуации
    1- благоприятная семейная ситуация
    общая деятельность всех членов семьи – 2б,
    преобладание людей на рисунке – 1б,
    изображение всех членов семьи –2б,
    отсутствие изолированных членов семьи –1б,
    отсутствие штриховки – 1б,
    хорошее качество линий – 1б,
    адекватное распределение людей на листе – 1б.
    2 - тревожность:
    штриховка –1б за каждую штриховку,
    линия основания – пол –1б,
    линия над рисунком – 1б,
    линия с сильным нажимом – 1б,
    стирание – 1б за каждый факт,
    преувеличенное внимание к деталям – 1б,
    преобладание вещей – 1б,
    двойные или прерывистые линии – 1б.
    3 - конфликтность в семье:
    стирание отдельных фигур – 1б,
    отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2б,
    выделение отдельных фигур – 2б,
    их изоляция – 2б,
    неадекватная величина отдельных фигур – 2б,

отсутствие на рисунке некоторых членов семьи из реального состава – 2б, человек, стоящий спиной – 1б,

    барьеры между фигурами – 2б,
    преобладание вещей – 1б.
    4 – неполноценность автора в семье:
    автор рисунка непропорционально маленький – 2б,
    расположение фигур на нижней части листа – 2б,
    линия слабая, прерывистая – 1б,
    изоляция автора от других – 2б,
    маленькие фигуры –1б,
    отсутствие автора – 2б,
    автор стоит спиной - 1б.
    5 - враждебность в семейной ситуации:
    одна фигура на другом листе или другой стороне листа – 2б,
    агрессивная позиция фигуры – 1б,
    зачеркнутая фигура – 2б,
    деформированная фигура – 2б,
    длинные пальцы – 1б.

Специально составленные вопросники и тесты позволяют изучить мнение родителей о воспитании и особенности отношения детей к взрослым. Мы используем вопросники для родителей и детей, составленные М. Р. Догонадзе для установления стиля взаимоотношений между родителями и детьми. Ситуации заимствованы из теста Дональда Тенесси“Какой ты родитель? ” и отобраны те, которые соответствуют условиям нашей действительности. Вопросники и тесты для родителей и детей позволяют установить типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений между взрослыми и ребенком.

Мы используем именно эти методики, т. к. они сделаны в простой и доступной форме, не требуют много времени на их выполнение, а также помогают достичь поставленную нами цель.

1. Вопросник (дается для ответов родителям). М. Р. Догонадзе (23, 1979г. ) Инструкция: “Просим ответить откровенно”.

    №
    Вопросы
    Согласен
    Не согласен
    1
    В наше время молодежь понять невозможно
    2
    Физическое наказание – лекарство для ребенка
    3
    Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям
    4
    Ребенок должен верить, что родители все знают лучше него
    5
    Нельзя достичь успехов в воспитании каждого ребенка
    6

Ребенок любознателен, он любит задавать чрезмерное количество вопросов

    7
    Страх рождает любовь
    8

С любым желанием ребенка нужно считаться так же, как с желанием взрослого

    9
    Дети скрытны, они живут своей жизнью
    10

Существуют трудновоспитуемые дети, но и они поддаются воспитанию

    11
    Ребенок должен не бояться, а уважать своих родителей
    12
    Я не пытаюсь силой узнать тайну ребенка
    13

Физическое наказание – метод, применение которого ничем не может быть оправдано

    14
    К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи
    15
    Вовсе не обязательно отвечать на все вопросы ребенка
    16
    Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать
    17
    Дети любят сердить родителей
    2. Тест для родителей. Д. Тенесси (49, 1981г. )

Инструкция: “Просим ответить откровенно, поставьте “галочку” около выбранного ответа”. 1. Ребенок вернулся с прогулки, где подрался. Он плачет, колени у него разбиты. Что Вы делаете?

    а) окажете ему помощь
    б) пригрожу тем, что не буду никуда пускать
    в) строго накажу
    2. Вы нашли сигарету у 12летнего ребенка. Что Вы сделаете?

а) не дам понять ему в ту же минуту, что мне известно об этом б) не придам этому никакого значения

    в) накажу, попытаюсь поймать в момент курения

3. 18-летний юноша хочет жениться, но плохо знает невесту. Что Вы сделаете? а) не стану его убеждать в том, что он ошибается

    б) прибегну к иронии
    в) ни в коем случае не разрешу сделать этого
    4. Чем больше всего может обрадовать Вас ребенок?
    а) талантом
    б) беспрекословным подчинением
    в) оценками
    5. Чем больше всего может огорчить Вас ребенок?
    а) ленью
    б) двойками
    в) непонятливостью
    6. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал…?
    а) доброжелательным человеком
    б) хорошим специалистом
    в) выдающимся человеком
    7. Какие качества ребенка вы цените?
    а) умение защищаться
    б) чувство юмора
    в) физическую силу
    8. Что труднее всего воспитывать в ребенке?
    а) сочувствие
    б) трудолюбие
    в) честность, порядочность
    9. Какое качество родителя наиболее ценно?
    а) сдержанность, терпение
    б) умение включиться в дела ребенка
    в) умение во всем видеть смешное
    10. Часто ли Вы навязываете ребенку свои мысли?
    а) вообще никогда
    б) иногда
    в) конечно, наставляю его на путь истинный
    11. Вы идеальный родитель?
    а) такого не существует
    б) думаю, я близок к идеалу

в) разумеется, я делаю все, что необходимо для моего ребенка

3. Тест: “Какие Вы родители? ” (“Педагогический всеобуч родителей”, 39, 1982г. ) Инструкция: “Какие Вы родители: слишком терпимые или, наоборот, непомерно регламентирующие жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы приведенного ниже теста, Вы сможете узнать, насколько правильный тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Выберите подходящий ответ”.

1. Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей? (Да, Нет) 2. Поощряете ли вы своего ребенка, когда он приносит домой хорошую отметку? (Да, Нет)

3. Умеете ли Вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины? (Да, Нет)

4. Знаете ли Вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков? (Да, Нет)

5. Целуете ли и гладите ли Вы своего ребенка после того, как ему исполнилось семь лет? (Да, Нет)

6. Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в своей комнате? (Да, Нет)

7. Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку? (Да, Нет) 8. Уважаете ли Вы право своего ребенка на личную тайну? (Да, Нет) 9. Если у Вас привычка часто повторять: “А вот в мое время…”, или: “Ребенок должен держать язык за зубами? ” (Да, Нет) 10. Делитесь ли Вы с детьми своими радостями и горестями? (Да, Нет) 11. Бывает ли, что Вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор? (Да, Нет)

12. Спрашиваете ли Вы у ребенка, как он проводит свое свободное время? (Да, Нет) 13. Если бы кто-нибудь придумал робота-воспитателя, купили бы Вы такую машину? (Да, Нет)

14. Критикуете и наказываете ли Вы своих детей в присутствии посторонних? (Да, Нет) Инструкция: “Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый Ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается 1 баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ этого теста, Вы узнаете мнение психологов о Вашем методе воспитания.

Ключ: 1-нет; 2-нет; 3-да; 4-да; 5-да; 6-нет; 7-да; 8-да; 9-нет; 10-да; 11-нет; 12-нет; 13-нет; 14-нет.

1-2 балла. Роль родителей освоена Вами не вполне: Вы слишком строги и педагогичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

3-4 балла. Ваши результаты не из лучших. Не будьте так жестоки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно. 5-8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости Вашей позиции. Порою Вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете. 9-11 баллов. Думается, Вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и незнакомы со всеми премудростями педагогики.

12-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своих детей, от Вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее проблемам.

14 баллов. Поздравляем! Вы можете считать себя великолепными родителями. Если Вы работаете педагогом, значит, Вы на своем месте жизни, а если и не педагог, значит, Вашим детям просто очень повезло.

4. Анкета для родителей. (“Педагогический всеобуч для родителей”, 39, 1982г. ) Цель: выявить основные методы и средства воспитания в семье. Инструкция: “Просим Вас выбрать те методы и средства, которые Вы наиболее часто используете в семейном воспитании, нужное подчеркните. ”

    1. Какие методы Вы наиболее часто используете?
    а) советы, разъяснение, как надо поступать
    б) беседы с ребенком
    в) приказание, требование
    г) лишение удовольствия после объяснения
    д) запрещение без объяснения
    е) поощрение
    ж) физическое наказание
    з) организация деятельности ребенка и руководство ею

2. Положительно ли влияют на ребенка избранные Вами методы работы? Да. Нет. Иногда. Не всегда.

    3. Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?
    а) словесная похвала
    б) одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом
    в) покупка новой книги, вещи, игрушки и т. д.
    г) поощрение деньгами

5. Вопросник (дети отвечают откровенно) М. Р. Догонадзе (23, 1979г. ) №

    Вопросы
    Согласен
    Не согласен
    1
    Я уважаю родителей
    2
    Мы с родителями не понимаем друг друга
    3
    Люблю рассуждать вместе с родителями
    4
    Мне не хочется приходить домой
    5
    Ребенок не вырастет, не испытав физического наказания
    6
    Я и мама (папа) без слов понимаем друг друга
    7
    Не люблю, когда родители вмешиваются в мои дела
    8
    Мои родители требуют беспрекословного подчинения
    9
    Я откровенен с мамой
    10
    Не люблю гулять вместе с родителями
    11
    Люблю бывать дома
    12

Провинился я или нет, все равно на меня низвергается водопад унижающих, оскорбительных слов

    13
    Мои родители считают, что я ни на что не способен
    14
    Если я чистосердечно признаю свою вину, меня прощают
    15

В семье не считаются с моим мнением; они говорят, что я еще маленький

    16
    Родители мне доверяют
    17
    Мои родители любят угрожать и наказывать
    18
    Я гуляю там, где захочется
    19
    Физические наказания озлобляют человека
    20
    Когда мне трудно, родители не догадываются об этом
    21
    Родители очень не любят отпускать меня куда-нибудь
    22
    Люблю гулять вместе с другими членами нашей семьи
    23
    Если я признаю свою вину, меня все равно не простят
    24
    Я боюсь своих родителей
    25
    Я и мама (папа) – друзья
    26
    В семье ко мне относятся с уважением
    27
    Меня контролируют на каждом шагу
    28
    Родители уверены в моих способностях
    29
    Если я попрошу родителей, они все для меня сделают
    30
    Мама (папа) любят давать указания, приказывать

2. 2. Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.

Опытно-экспериментальная работа проходила в средней общеобразовательной школе №15 г. Мытищи М. О. , во 2“В” классе, учитель – Челпаченко Г. Н. Количество учащихся в классе –24 чел. , трое детей воспитываются в неполных семьях матерями, остальные имеют обоих родителей.

    Испытуемые: 24 чел. , 13 девочек и 11 мальчиков.

Анализ рисунка семьи помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

    Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации:

а) на 8 рисунках не присутствовали все члены семьи. Обычно ребенок не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположения членов семьи на рисунке показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости являлось расстояние между отдельными членами семьи. На 10 рисунках между ними присутствовали различные объекты, которые служили как бы преградой. Общая деятельность членов семьи свидетельствовала о хороших, благополучных семейных отношениях, таких рисунков было 5. На многих рисунках общая деятельность лишь нескольких членов семьи, таких рисунков - 5. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Трое детей изобразили себя на нижней части листа, что свидетельствует о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На отдельных рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще мебель, таких рисунков– 7. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка. б) Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неясно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках детей можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим–мать и сестра(6 случаев). Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка. Анализ процесса рисования дал богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Был момент, когда некоторые дети отговаривались тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально(2 случая). Успокоив их, было сказано, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также прикрывание рукой нарисованное может свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Большинство детей начали свой рисунок с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся(14 детей). Возникали паузы перед тем, как ребенок начинал рисовать одну из фигур(8 детей). Это говорит об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях могло прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения задания лучше не вступать в разговор.

    Таблица 1.
    Кинетический рисунок семьи
    Характер внутрисемейных отношений
    Количество рисунков
    1. Благопрятная внутрисемейная ситуация
    29% (7рис. )
    2. Тревожность
    21% (5рис. )
    3. Конфликтность в семье
    29% (7рис. )
    4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
    17% (4рис. )
    5. Враждебность в семейной ситуации
    4% (1рис)

Анализ детских рисунков дал возможность предположительно разделить семьи испытуемых детей на 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:

    1 – благоприятная семейная ситуация
    2 – тревожность в семье
    3 – конфликтность в семье
    4 – чувство неполноценности в семейной ситуации
    5 – враждебность в семейной ситуации

Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки:

    общая деятельность всех членов семьи,
    преобладание людей на рисунке,
    изображение всех членов семьи,
    отсутствие изолированных членов семьи,
    отсутствие штриховки,
    хорошее качество линий,
    адекватное распределение людей на листе.

Таких рисунков было7 (29%). Они набрали по 8 баллов из максимальных 10 – это высокий уровень. Рисунки, отражающие тревожность, отличались:

    штриховкой,
    линией основания – пол,
    линией над рисунком,
    линиями с сильным нажимом,
    стиранием,
    преувеличенным вниманием к деталям,
    преобладанием вещей,
    двойными или прерывистыми линиями.

Таких рисунков было 5 (21%). Три рисунка – 8 баллов – это высокий уровень тревожности, два рисунка – по 4, средний уровень. Конфликтность в семье выражалась в:

    стирании отдельных фигур,
    отсутствие основных частей тела у некоторых фигур,
    выделение отдельных фигур,
    их изоляция,
    неадекватная величина отдельных фигур,
    отсутствие на рисунке некоторых членов семьи,
    человек, стоящий спиной.

Таких рисунков было 7 (29%). Пять рисунков – 10 баллов – это высокий уровень. Два рисунка – 5 баллов – это низкий уровень. Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках так: автор рисунка непропорционально маленький,

    расположение фигур на нижней части листа,
    линия слабая, прерывистая,
    изоляция автора от других,
    маленькие фигуры,
    отсутствие автора,
    автор стоит спиной.

Таких рисунков было 4 (17%). Один рисунок – 8 баллов – это высокий уровень; один рисунок – 6 баллов – это средний уровень; два рисунка – 3 балла – это низкий уровень. Враждебность в семейной ситуации:

    одна фигура на другом листе или другой стороне листа,
    агрессивная позиция фигуры,
    зачеркнутая фигура,
    обратный профиль, руки раскинуты в стороны,
    длинные пальцы

Такой был один рисунок (4%), он набрал 3 балла – это средний уровень. Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений. Анализ результатов исследования показал, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании (17 рисунков свидетельствуют об этом–это 70% опрошенных). Для подтверждения предположения мы провели анкетирование и тестирование родителей и детей.

В исследовании принимали участие 24 родителя, более активными оказались мамы – 19 человека и 5 пап. Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволяют установить типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений между взрослыми и ребенком. В соответствии состилем взаимоотношений было выделено три типа: Авторитарный

    Либеральный
    Гуманно-сотруднический
    Таблица 2
    Типы родителей как воспитателей
    (отвечали родители)
    Типы родителей
    % родителей, принадлежащих к данному типу
    1. Авторитарный
    37, 5% (9чел)
    2. Либеральный
    29% (7чел)
    3. Гуманно-сотруднический
    33% (8чел)

Авторитарными мы посчитали родителей, которые согласились с такими высказываниями: “Физическое наказание – лекарство для ребенка”, “Не обязательно отвечать на все вопросы ребенка”, “Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям”, “Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать”, “Страх рождает любовь”. Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: “строго накажу”, “ни в коем случае не позволю”, “попытаюсь поймать”. На вопрос: “Часто ли вы ребенку навязываете свои мысли? ” ответили: “Конечно, наставляю его на истинный путь”. На вопрос: “Вы идеальный родитель? ” ответили: “Думаю, я близок к идеалу” В тесте “Какие Вы родители? ” такие родители получили от1 до 4 баллов. При анкетировании они используют такие методы наиболее часто, как приказание, требование; запрещение без объяснения, физическое наказание и считают, что эти методы положительно влияют на ребенка. Поощряют такие родители деньгами и покупками.

    Таких родителей по всем методикам получилось 9 (37, 5%).

К родителям гуманно-сотруднического стиля мы отнесли тех, которые предпочли ответы следующего характера: “С любым желанием ребенка нужно считаться так же, как с желанием взрослого”, “Ребенок должен не бояться, а уважать родителей”, “К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи”, “Существуют трудновоспитуемые, но и они поддаются воспитанию”. Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: “окажу ему помощь”, “не дам понять ему в ту же минуту, что мне известно об этом”. На вопрос: “Какое качество родителя наиболее ценно? ” ответили: “Умение включиться в дела ребенка”. В тесте “Какие Вы родители? ” эти родители получили от 9 до 14 баллов. При анкетировании они наиболее часто используют такие методы, как беседы с ребенком; советы, разъяснения, как надо поступать. Поощряют одобрением хорошего поступка всем семейным коллективом.

    Таких родителей по всем методикам получилось 8 (33%).

Такие взаимоотношения взрослых и детей в любом случае подразумевают уважение к личности ребенка, проявление доброжелательности и внимания к нему, подчеркнутое доверие к нравственным силам и потенциальным возможностям ребенка. Сравнительно труднее оказалось выделить тип либеральных родителей, поскольку в отдельных случаях их ответы совпадали с ответами гуманных родителей, а в других радикально от них отличались. В основном же для данного типа родителей характерны ответы следующего содержания: “С каждым желанием ребенка нужно считаться”. Там, где демократ отвечает: “Окажу ему помощь”, а авторитарист избирает “строгое наказание”, либерал “не придает этому никакого значения”. На вопрос: “Часто ли вы навязываете ребенку свои мысли? ” Он отвечает: “Разумеется, я делаю все, что необходимо для моего ребенка”. В тесте “Какие Вы родители? ” такие родители получили от 6 до 8 баллов. При анкетировании они то используют методы разъяснения, то физическое наказание; то беседуют с ребенком, то запрещают без объяснений. Конечно же, такие методы работают с перебоями, как утверждают испытуемые. Поощряют покупками.

    Таких родителей оказалось 7 (29%).

Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведенное среди детей. У детей школьного возраста уже есть определенный запас морального опыта, который, в соответствии с тем, в какой семейной ситуации растет ребенок, может быть показателем наличия положительных или отрицательных взаимоотношений в семье.

    Таблица 3.
    Типы родителей как воспитателей
    (отвечали дети)
    Типы родителей
    % родителей, принадлежащих к данному типу
    1. Авторитарный
    42% (10чел)
    2. Либеральный
    33% (8чел)
    3. Гуманно-сотруднический
    25% (6чел)

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.