|
|
|
|
Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку - (диплом)
p>“Симбиоз”- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком.“Авторитарная гиперсоциализация” –отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. “Маленький неудачник” –отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Ход исследования.
Опрос родителей проводился индивидуально. Каждая мама получала тестовые материалы, содержащие инструкции, опросники и бланки ответов.
2. 3. Результаты исследования. 2. 3. 1. Результаты исследования стиля отношения к ребенку.
Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку, представлены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты изучения стиля отношения к ребенку. № пп Прин. Кооп. Симб. Гиперс. Инф. 1. 9 80 5 69 46 2. 97 49 75 69 15 3. 77 12 93 69 85 4. 89 31 75 32 70 5. 68 49 75 69 93 6. 31 80 75 14 70 7. 54 80 93 32 46 8. 68 49 93 84 70 9. 77 80 87 54 70 10. 68 31 20 69 97 11. 89 80 87 84 46 12. 12 80 97 69 70 13. 4 31 39 32 46 14. 31 49 87 69 70 15. 12 80 75 54 70 16. 68 80 75 14 46 17. 68 80 58 54 46 18. 31 80 39 4 70 19. 31 80 58 54 70 20. 54 80 58 4 46 21. 54 31 93 32 70 22. 68 80 87 54 85 23. 68 80 93 69 70 24. 54 80 93 32 85 25. 31 49 75 14 85 26. 68 80 39 14 46 27. 89 31 58 84 85 28. 54 80 75 69 46 29. 12 80 58 54 70 30. 12 80 93 54 70 31. 68 80 87 69 46 32. 54 80 87 96 46 33. 54 49 87 54 46 34. 31 49 87 96 70 35. 54 49 39 14 85 36. 68 80 75 32 15 37. 54 80 39 32 70 38. 92 49 39 32 85 39. 77 49 75 96 85 40. 31 31 87 84 97 41. 12 49 58 32 46 42. 89 31 20 32 46 43. 4 19 39 4 46 44. 31 49 39 4 70 45. 96 49 87 96 97 46. 84 49 39 69 93 47. 77 80 58 84 70 48. 54 80 39 14 46 49. 31 80 75 54 46 50. 84 31 39 84 93 51. 31 49 87 54 70 52. 92 49 58 96 46 53. 84 80 75 69 85 54. 31 19 39 4 46 55. 31 49 20 4 70 56. 31 49 58 4 70 57. 31 80 58 4 70 58. 68 49 97 14 46 59. 68 49 58 97 93 60. 4 49 58 14 46 Ср. зн. 52, 7 59, 5 65, 5 48, 6 64, 9
Из полученных результатов видно, что более половины матерей (55%) принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы. Однако достаточно большое количество матерей имеют низкие показатели по шкале“Принятие – отвержение”, что говорит о том, что они склонны воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачливым. Эти матери часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его. 82% испытуемых набрали высокие и средние баллы по шкале “Кооперация”. Это свидетельствует о том, что большинство родителей проявляет заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Однако у 73% испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей (6-10 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих матерей. 97% испытуемых набрали высокие и средние показатели по шкале “Инфантилизация”. Это говорит о том, что практически все родители видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 40% матерей предпочитают жестко контролировать своих детей. Небольшой части данной группы испытуемых (40%) свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 2. 3. 2. Результаты изучения личностных особенностей родителей. Результаты психологической диагностики, проведенной с целью определения личностных особенностей родителей, представлены в таблице 3 (а, б). Таблица 3 (а)
Результаты изучения личностных особенностей родителей. № Тревожность УСК пп РТ ЛТ Общ. Дост. Неуд. Сем. Произ. М/л Здор. 1. 11 27 1 2 1 1 1 2 1 2. 12 28 1 2 1 1 1 2 1 3. 13 32 2 2 1 2 1 3 1 4. 15 33 2 2 1 2 2 3 1 5. 18 33 2 2 2 2 2 3 1 6. 18 33 2 3 2 2 2 4 1 7. 19 34 3 3 2 3 2 4 1 8. 19 37 3 4 2 3 2 4 2 9. 19 37 3 4 2 4 3 5 2 10. 19 38 3 4 2 4 3 5 2 11. 20 38 3 5 3 4 3 5 2 12. 20 39 3 5 3 4 3 5 2 13. 20 39 3 5 3 4 3 5 2 14. 21 40 3 5 3 4 3 6 3 15. 21 40 3 5 3 5 3 6 3 16. 21 40 3 5 3 5 3 6 3 17. 21 40 4 5 4 5 4 6 3 18. 21 41 4 5 4 5 4 6 3 19. 21 41 4 5 4 5 4 6 4 20. 22 41 4 5 4 5 4 6 4 21. 22 42 4 5 4 5 4 6 4 22. 23 42 4 6 4 5 4 6 4 23. 23 42 4 6 5 5 4 6 4 24. 23 42 4 6 5 6 4 6 4 25. 23 43 4 6 5 6 5 6 4 26. 23 44 5 6 5 6 5 6 4 27. 24 44 5 6 6 6 5 6 5 28. 25 45 5 6 6 6 5 6 5 29. 26 47 5 7 6 6 5 6 5 30. 26 47 5 7 6 6 5 6 5 31. 26 47 6 7 6 6 5 6 5 32. 26 48 6 7 6 6 5 7 5 33. 27 48 6 7 6 6 5 7 6 34. 27 48 6 7 6 6 5 7 6 35. 28 49 6 7 6 7 5 7 6 36. 28 49 6 7 6 7 6 7 6 37. 29 50 6 7 6 7 6 7 6 38. 29 50 6 7 6 7 6 7 6 39. 29 50 6 7 6 7 6 8 6 40. 30 51 7 8 7 7 6 8 7 41. 31 51 7 8 7 7 6 8 7 42. 31 51 7 8 7 7 6 8 7 43. 32 52 7 8 7 7 6 8 7 44. 33 52 7 8 7 7 6 8 7 45. 34 52 7 8 7 8 6 9 7 46. 34 53 7 8 7 8 6 9 7 47. 34 53 8 8 8 8 6 9 7 48. 35 54 8 8 8 8 6 9 7 49. 35 54 8 8 8 8 6 9 7 50. 36 54 8 8 8 8 7 9 7 51. 37 54 8 9 8 8 7 9 8 52. 37 54 8 9 8 8 7 9 8 53. 38 56 9 9 8 9 7 9 8 54. 41 56 9 9 9 9 7 9 9 55. 41 56 9 9 9 9 8 9 9 56. 42 56 9 10 9 10 8 9 9 57. 42 56 9 10 10 10 8 9 9 58. 43 56 10 10 10 10 8 9 10 59. 43 57 10 10 10 10 8 9 10 60. 48 57 10 10 10 10 10 10 10 Ср. 27, 3 45, 7 5, 5 6, 4 5, 5 6, 0 4, 9 6, 7 5, 1
Из полученных результатов видно, что средний показатель по реактивной тревожности низкий (27, 3). Это может говорить об отсутствии беспокойства, нервозности в момент тестирования, что повышает достоверность полученных результатов. У 54% испытуемых личностная тревожность повышена. Это может быть обусловлено либо реальным неблагополучием испытуемых в значимых для них областях деятельности и общения, либо существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Средний показатель личностной тревожности несколько повышен (45, 7). Уровень интернальности по всем шкалам в средних пределах, что характеризует испытуемых как достаточно зрелых людей, в большинстве случаев способных брать на себя ответственность за происходящие с ними события.
Таблица 3 (б) Результаты изучения личностных особенностей родителей. № Кеттелл пп A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 1. 1 3 1 1 1 2 2 4 1 1 2 3 1 2 2 2 2. 2 5 1 2 1 2 2 4 3 1 2 3 2 2 3 2 3. 2 5 1 3 1 2 2 5 3 1 2 4 2 3 3 2 4. 3 6 1 3 1 3 3 5 3 1 2 4 3 3 3 3 5. 3 6 1 3 1 3 3 6 3 1 3 4 3 3 4 3 6. 3 6 2 3 1 3 3 6 3 2 3 4 4 3 4 3 7. 3 6 2 3 2 3 3 6 4 2 4 5 4 3 4 3 8. 3 6 2 3 2 3 3 6 5 2 4 5 4 3 4 3 9. 3 7 2 3 2 4 4 6 5 2 4 5 4 4 4 3 10. 3 7 2 4 2 4 4 6 5 2 4 5 4 4 4 3 11. 3 7 3 4 2 4 4 6 5 3 4 6 4 4 4 3 12. 4 7 3 4 2 4 4 6 5 3 5 6 4 4 4 3 13. 4 7 3 4 2 4 4 6 5 3 5 6 4 4 4 4 14. 4 7 3 4 2 4 4 6 5 3 5 6 4 4 4 4 15. 4 8 3 5 2 4 4 6 5 3 5 6 4 4 4 4 16. 4 8 3 5 3 4 4 6 5 3 5 6 4 4 4 4 17. 4 8 3 5 3 4 4 6 5 3 5 6 4 4 4 4 18. 5 8 3 5 3 4 5 6 5 3 5 6 4 4 4 4 19. 5 8 3 5 3 4 5 6 6 3 6 6 4 4 4 4 20. 5 8 3 5 3 5 5 7 6 4 6 6 5 4 4 4 21. 5 8 4 5 3 5 5 7 6 4 6 6 5 4 4 5 22. 5 8 4 5 3 5 5 7 6 4 6 7 5 4 5 5 23. 5 8 4 5 3 5 5 7 6 4 6 7 5 4 5 5 24. 5 8 4 5 3 5 5 7 6 4 6 7 5 4 5 5 25. 5 8 4 5 3 5 5 7 6 4 6 7 5 4 5 5 26. 5 8 4 5 3 5 5 7 6 4 6 7 5 5 5 5 27. 5 8 4 5 3 5 5 8 7 4 7 7 5 5 5 5 28. 5 8 4 5 3 5 5 8 7 4 7 7 5 5 5 5 29. 5 8 4 5 3 5 5 8 7 4 7 7 5 5 5 5 30. 5 8 5 5 3 5 5 8 7 4 7 7 5 5 5 5 31. 6 8 5 5 3 5 5 8 7 4 7 7 6 5 5 5 32. 6 8 5 6 3 5 5 8 7 4 7 7 6 5 6 5 33. 6 8 5 6 3 6 5 8 7 4 7 7 6 5 6 6 34. 6 9 5 6 3 6 5 8 7 4 7 7 6 5 6 6 35. 6 9 5 6 3 6 5 8 7 4 7 8 6 5 6 6 36. 6 9 5 6 4 6 5 8 7 4 7 8 6 5 6 6 37. 6 9 5 6 4 6 6 8 7 5 7 8 6 6 6 6 38. 6 9 6 6 4 6 6 9 7 5 7 8 7 6 6 6 39. 6 9 6 6 4 6 6 9 7 5 7 8 7 6 6 6 40. 6 9 6 6 4 6 6 9 8 5 7 8 7 6 6 6 41. 7 9 6 6 4 6 6 9 8 6 7 8 7 6 6 6 42. 7 9 6 7 4 6 6 9 8 6 7 8 7 6 6 6 43. 7 9 6 7 4 6 6 9 8 6 7 8 7 6 6 7 44. 7 9 6 7 4 6 6 9 8 6 7 8 7 6 7 7 45. 7 9 7 7 4 6 7 9 8 6 7 8 7 6 7 7 46. 7 9 7 7 5 6 7 9 8 6 7 8 7 7 7 7 47. 7 10 7 7 5 6 7 9 9 6 8 8 7 7 7 7 48. 7 10 7 7 5 6 7 10 9 6 8 8 7 7 7 7 49. 7 10 7 7 5 6 7 10 9 6 8 8 7 7 8 7 50. 7 10 7 7 5 7 7 10 9 6 8 9 8 7 8 7 51. 8 10 7 7 5 7 7 10 9 6 8 9 8 7 8 7 52. 8 10 7 7 5 7 7 10 9 6 8 9 8 7 8 7 53. 8 10 7 7 5 7 7 10 9 6 8 9 8 7 8 7 54. 8 10 7 7 5 7 7 10 9 7 8 9 8 7 8 8 55. 8 10 7 8 5 7 7 10 10 7 8 9 8 7 9 8 56. 8 10 7 8 5 8 7 10 10 7 9 10 8 7 9 8 57. 9 10 7 8 5 8 7 10 10 7 9 10 8 8 9 8 58. 9 10 7 8 6 8 8 10 10 7 9 10 8 8 9 8 59. 9 10 8 8 6 8 8 10 10 8 10 10 9 8 10 9 60. 9 10 10 9 7 9 10 10 10 9 10 10 9 9 10 9 Ср. 5, 5 8, 2 4, 7 5, 5 3, 4 5, 3 5, 3 7, 8 6, 7 4, 3 6, 3 7, 1 5, 6 5, 2 5, 7 5, 3
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
|