РУБРИКИ

Курсовая: Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

Республики Крым, депутате или председателе местного Совета народных депутатов —

пять лет с момента пре­кращения депутатских полномочий, связанного с

совершением/ такого деяния. В случае, когда лицо уволено с должности или иным

образом отстранено от выполнения функций государства за нарушение им

специальных ограничений, предусмотренных статьей 5 Закона, такой срок составляет

один год со дня его уволь­нения (иного отстранения от выполнения функций

государст­ва). В случае совершения иных правонарушений, связанных с 1

коррупцией, предусмотренных статьями 6, 9—11 Закона, срок, по истечении

которого лицо считается не подвергавшимся ад­министративному взысканию,

законодательством Украины не установлен. Его следовало бы установить в

пределах, предус­мотренных статьей 39 КоАП Украины.

Дисциплинарная ответственность за совершение

корруп­ционного деяния и иного правонарушения, связанного с кор-1) рупцией,

является производной от административной ответствен-1 нести за такие же

правонарушения. Она применяется на основа-! нии постановления суда о

привлечении к административной от­ветственности за эти правонарушения и в

случаях, предусмот­ренных частями 1 и 2 статьи 7, частью 2 статей 8 и 9, частью

3 статей 10 и 11 Закона «О борьбе с коррупцией». ,

28. Основания и порядок привлечения лица к дисциплинарной ответственности

за совершение коррупционного деяния или ;

иного правонарушения, связанного с коррупцией, определяют­ся нормами иных

законодательных актов Украины в части, не противоречащей Закону «О

борьбе с коррупцией».

раины предусматривают обязательное получение письменного объяснения от

лица, совершившего дисциплинарный просту­пок, а в случае необходимости —

проведение служебной провер­ки, срок который не может превышать двух месяцев. О

наложе­нии дисциплинарного взыскания издаётся приказ прокурора, с которым

работник ознакамливается под роспись. С приказом могут быть ознакомлены

работники соответствующей прокура­туры, а также, при необходимости, личный

состав органов про­куратуры Украины.

54. Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Укра­ины каких-либо

особенностей дисциплинарного производства, по сравнению с положениями КЗоТ

Украины и Закона «О госу­дарственной службе» не установлено.

55. Во Временном дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Украины данный

порядок регламентируется достаточно подроб­но. Статьями 87—111 устава

предусмотрено проведение дисцип­линарного расследования, установлен срок его

проведения (5 суток), определены лица, которым можно или нельзя поручить его

проведение, указаны порядок принятия решения о наложе­нии дисциплинарного

взыскания и его оглашения.

56. Как следует из статей 222, 232 КЗоТ Украины, обжало­вание

дисциплинарного взыскания в виде увольнения с дол­жности любого

государственного служащего, кроме судей, прокурорско-следственных работников и

имеющих классные чины работников учебных, научных и других учреждений

прокурату­ры, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующе­го составов

органов внутренних дел, производится в районном (городском) суде в порядке,

установленном статьями 233—241' КЗоТ Украины.

57. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона «О статусе судей», судьями

обжалуется не сам факт увольнения с должности, а лишь решение квалификационной

комиссии о наложении дисципли­нарного взыскания. Обжалование производится в

течение 10 дней в Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

58. Работником прокуратуры Украины приказ об увольнении его с должности

может быть обжалован в Верховный Суд Украи­ны в месячный срок со дня

ознакомления с приказом, как ука­зано в части 2 статьи 16 Дисциплинарного

устава прокуратуры Украины.

59. В соответствии со статьями 40, 43 Дисциплинарного ус­тава органов

внутренних дел Украины, при увольнении со служ­бы по инициативе администрации

работник милиции обжалу­ет неправомерные действия начальников у вышестоящих

дол­жностных лиц, а в случае отклонения ими его жалобы — обра­щается в суд. В

органах внутренних дел жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного

месяца; в случае необходимости проведения специальной проверки этот срок

может быть прод­лён ещё на один месяц.

60. Согласно действующему порядку, установленному в стать­ях 118—122

Временного дисциплинарного устава Вооружённых Сил Украины, военнослужащий

подаёт жалобу о его незаконном увольнении со службы непосредственному

начальнику того лица, чьим решением он был уволен, а в случае отклонения им

жало­бы — в военный суд.

61. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона «О борьбе с коррупцией»

государственный или выборный орган, после по­лучения постановления суда о

наложении административного взыскания на лицо, совершившее правонарушение,

связанное с коррупцией, вправе самостоятельно решать вопрос об увольне­нии

виновного с должности или об ином его отстранении от вы­полнения функций

государства. При этом факт совершения ука­занного правонарушения считается

установленным.

Служебным расследованием (проверкой) могут устанавливать­ся лишь отдельные

обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, связанные с нарушением

служебных (трудо­вых) обязанностей лица, причины совершения правонарушения и

условия, ему способствовавшие. По окончании расследования соответствующим

государственным органом (должностным ли­цом) не может быть принято решение о

Применении к виновно­му другого вида дисциплинарного взыскания, кроме

увольне­ния с должности, поскольку последнее предусмотрено как един­ственно

возможный вид дисциплинарного взыскания за корруп-

ционные правонарушения.

Если решение суда о наложении административного взыска­ния за коррупционное

правонарушение опротестовано в установ­ленном законом порядке, то

государственный орган (должност­ное лицо) обязан приостановить принятие решения

об увольне­нии с должности до вступления в силу постановления суда.

62. Увольнение лица с должности за совершение коррупци­онного

правонарушения должно производиться на основании статьи 41 КЗоТ Украины.

63. Согласно части 7 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата

Украины», народный депутат Украины в течение пяти лет после окончания его

полномочий не может быть в порядке дис­циплинарного взыскания уволен с работы

по инициативе владель­ца предприятия, организации, учреждения или

уполномоченного им органа; с воинской службы, службы в органах Министерства

внутренних дел. Службы безопасности Украины — по инициати­ве командования,

исключён из колхоза другого кооператива, учеб­ного заведения, понижен в

должности или в звании без предвари­тельного согласия Верховного Совета

Украины.

Аналогичное положение в отношении действующего народного депутата Украины

законодательством не установлено и установ­лено быть не может, поскольку,

согласно статье 4 Закона «О ста­тусе народного депутата Украины», народный

депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не имеет

права занимать другие должности в государственных органах и, их аппарате. В

этой связи следует признать, что в том случае, если народный депутат Украины,

в нарушение действующего законодательства, всё же занимает должность

государственного служащего, к нему как к государственному служащему могут

применяться любые меры дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение с

должности без предварительного согласия на это Верховного Совета.

64. Законом «О статусе депутатов местных Советов народных депутатов» не

запрещено привлекать депутатов местных Сове­тов к дисциплинарной

ответственности за нарушения, допущен­ные ими по месту их основной работы

(депутаты местных Сове­тов, согласно статье 5 данного Закона, не имеют права

занимать должности глав местных государственных администраций, их

заместителей, руководителей их структурных подразделений, а также являться

прокурорами, судьями и арбитрами, но, со­гласно статье 4 этого же Закона,

осуществляют свои полномо­чия, не порывая с другой служебной деятельностью).

Следовательно, руководители депутатов местных Советов, работающих постоянно

в других государственных органах, вправе привлекать их к дисциплинарной

ответственности за совершение любых дисциплинарных правонарушений, в том числе

и содержащих признаки коррупционных, независимо от привлечения или

непривлечения таких депутатов к адми­нистративной ответственности за

коррупционные правонару­шения.

65. Невозможность привлечь к административной ответствен­ности за

совершение коррупционных правонарушений других лиц, которые пользуются так

называемым правом неприкосно­венности (например, судей), в случаях, когда,

скажем, установ­ленный законодательством двухмесячный срок для привлече­ния

лица к административной ответственности истёк, не исклю­чает их привлечения к

дисциплинарной ответственности в об­щем порядке, поскольку коррупционное

правонарушение всег­да содержит в себе признаки дисциплинарного, а

установлен­ный Законом «О борьбе с коррупцией» порядок привлечения лица к

ответственности за коррупционное правонарушение предус­матривает дисциплинарную

ответственность не как основную, а как производную.

66. Закон «О борьбе с коррупцией» не исключает возможнос­ти привлечения

государственного служащего к дисциплинарной ответственности до возбуждения

административного производ­ства по факту совершения коррупционного

правонарушения, когда руководитель принимает меры дисциплинарного воздействия

вплоть до увольнения с должности на основании проведенного внутреннего

расследования. Кроме того, принятие таких мер не освобождает руководителя от

других его обязанностей, предус­мотренных статьей 10 Закона «О борьбе с

коррупцией».

67. Административная и уголовная ответственности за коррупционные

правонарушения являются взаимоисключающими видами, при этом к административной

лицо может быть при­влечено лишь в том случае, если не имеется оснований для

его привлечения к уголовной ответственности. Основанием уголов­ной

ответственности за коррупционные правонарушения может явиться лишь наличие в

деянии лица состава преступления, предусмотренного определёнными статьями УК

Украины. Это могут быть статьи 165, 166, 168, 172, 176, 176», 254, 2542, 2543,

предусматривающие ответственность за злоупотребление властью или служебным

положением, превышение власти или служебных полномочий, получение взятки,

вынесение судьями заведомо неправосудного решения, приговора, постановления или

определения, вмешательство в разрешение судебных дел, а так­же ряд других

статей УК Украины.

68. Гражданско-правовая и материальная ответственности за коррупционные

правонарушения являются дополнительными видами ответственности и могут

применяться лишь при наличии | соответствующих оснований. Основания

гражданско-правовой ответственности предусмотрены Гражданским и Гражданским

процессуальным кодексами Украины, законами «О собственности», «О залоге», «Об

авторском праве и смежных правах», «Об охране прав на промышленные образцы»,

«Об охране прав на изобрете­ния и полезные модели», «Об охране прав на знаки

для товаров и услуг». Декретом Кабинета Министров Украины «О страховании»,

другими законодательными актами Украины, основания мате­риальной

ответственности — главой 9 КЗоТ Украины и Положе­нием о материальной

ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству, утверждённым

Постановлением Вер­ховного Совета Украины от 23 июня 1995 года.

Гражданско-правовую ответственность при совершении кор­рупционных

правонарушений государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на

выполнение функций государств ва, обязано нести, например, в случае причинения

им физичес­кого, морального или имущественного вреда физическим и юри­дическим

лицам и в других случаях (см. комментарий к ст-ям 13 и 15 Закона).

69. Материальную ответственность лицо, уполномоченное на выполнение функций

государства, в случае совершения им кор рупционного правонарушения, может нести

в случае, если, на пример, это правонарушение связано с причинением вреда

учреждению излишними денежными выплатами, или с неприня­тием руководителем мер

по предупреждению расхищений и т.п. (статья 133 КЗоТ Украины), с незаконным

увольнением подчи­нённого (пункт 8 статьи 134 КЗоТ Украины), с нарушением

во­енным начальником установленного порядка учёта, сохранения, использования и

перевозки военного имущества (статья 11 Поло­жения о материальной

ответственности военнослужащих за

ущерб, причинённый государству) и в других случаях, предус­мотренных

законодательством (см. комментарий к статьям 13, 15 Закона).

70. Частью 1 статьи 15 Кодекса Украины об административ­ных правонарушениях

установлено общее правило, согласно ко­торому военнослужащие и призванные на

сборы военнообязан­ные, а также лица рядового и начальствующего составов

орга­нов внутренних дел несут ответственность за административ­ные

правонарушения в соответствии с дисциплинарными уста­вами. Эта же статья

предусматривает, что на общих основаниях указанные лица несут ответственность

лишь за нарушение пра­вил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и

охраны рыбных запасов, таможенных правил, за совершение корруп-ционных деяний и

иных правонарушений, связанных с корруп­цией, неправомерное использование

государственного имущест­ва, непринятие мер по частному определению суда или

частно­му постановлению судьи, по представлению органа дознания, следователя

или протесту, предписанию или представлению про­курора, за уклонение от

исполнения законных требований проку­рора и контрабанду.

В части 2 статьи 3 Закона «О борьбе с коррупцией» подчёр­кнуто, что

военнослужащие и призванные на сборы военнообя­занные, а также лица рядового и

начальствующего составов ор­ганов внутренних дел, за совершённые коррупционные

деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, несут адми­нистративную

ответственность на основаниях и в порядке, пред­усмотренных этим Законом, а

также дисциплинарную, граж­данско-правовую и материальную ответственности в

соответст­вии с требованиями действующего законодательства, если эти виды

ответственности подлежат применению в связи с совер­шёнными ими

правонарушениями.

Таким образом, никаких исключений в порядке привлече­ния к ответственности

и в выборе видов и мер ответственности при совершении коррупционных

правонарушений для военно­служащих, призванных на сборы военнообязанных и лиц

рядо­вого и начальствующего составов органов внутренних дел, зако­нодательство

Украины не предусматривает.

71. В части 3 статьи 15 КоАП содержится положение о том, что в случае

нарушения военнослужащими, военнообязанными во время прохождения сборов, а

также лицами рядового и на­чальствующего составов органов внутренних дел правил

доро­жного движения, охоты и рыболовства и других правонаруше­ний,

предусмотренных частью 1 статьи 15 КоАП (в том числе коррупционного

правонарушения), органы (должностные лица), которым предоставлено право

налагать административное взыс­кание, могут передавать материалы о

правонарушении соответ­ствующим органам для привлечения виновных к

дисциплинар­ной ответственности.

Создается впечатление, что указанное положение составляет коллизию с

положением, содержащимся в части 2 статьи 3 За­кона «О борьбе с коррупцией»,

однако к коррупционным право­нарушениям оно не применяется, поскольку, согласно

прави­лам разрешения коллизий, должны применяться нормы, кате­горически

устанавливающие определённые правила обязатель­ные для исполнения, т.е. нормы

части 2 статьи 3, статей 7—12 Закона «О борьбе с коррупцией», а не

нормы, предусматриваю­щие не обязательность, а лишь возможность определённого

по­ведения.

Кроме того, не может действовать норма части 1 статьи 15 КоАП, в

соответствии с которой на военнослужащих и иных пе­речисленных в этой статье

лиц штраф не налагается, поскольку Законом «О борьбе с коррупцией» штраф

предусмотрен в качес­тве единственно возможного административного взыскания, в

том числе в отношении указанных лиц.

72. В части 2 статьи 15 КоАП предусмотрено, что другие, кроме указанных в

части 1 этой статьи, лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных

уставов или специ­альных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных

ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную

ответственность, а в остальных случаях — ад­министративную ответственность на

общих основаниях.

Например, судьи и прокурорско-следственные работники несут дисциплинарную

ответственность не только за наруше­ние государственной трудовой дисциплины, но

и за совершение любых действий, порочащих звание работников суда или

про­куратуры (мелкое хулиганство, мелкое хищение государствен­ного или

коллективного имущества и т.д.).

Подобное положение может быть установлено и для работни­ков других

государственных органов. Так, согласно Закону «О связи». Кодекса торгового

мореплавания Украины, Лесного кодекса Украины, работники государственной связи,

члены эки­пажей морских судов Министерства транспорта Украины и ры­боловецких

судов Министерства рыбного хозяйства Украины, работники государственной лесной

охраны несут дисциплинар­ную ответственность на основании ведомственных уставов

(пол­ожений) о дисциплине. Следовательно, они могут нести дис­циплинарную

ответственность за такие административные пра­вонарушения, как, скажем,

нарушение правил охраны водных ресурсов, незаконное использование земель

государственного лес­ного фонда, нарушение правил китобойного промысла,

наруше-ние правил охраны линий и вооружений связи и другие. —

Однако это не означает, что распространение на каких-либо лиц действия

специальных уставов (положений) о дисциплине влечёт их ответственность за

совершение коррупционных пра­вонарушений на основании этих уставов (уоложений)

либо дру­гих нормативно-правовых актов. Статья 3 Закона «О борьбе с коррупцией»

исключает возможность иного порядка привлече­ния к административной

ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за

совершение ими кор-рупцйонных правонарушений, кроме того, который установ­лен

этим Законом.

I

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЯНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С

КОРРУПЦИЕЙ

Статья 7. Ответственность за совершение коррупционных деяний

Совершение лицом, уполномоченным на исполнение функ­ций государства,

какого-либо из указанных в статье 1 настоя­щего Закона коррупционных деяний,

если оно не содержит состава преступления, влечет административную

ответствен­ность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти необла­гаемых

налогом минимумов доходов граждан и увольнение с должности или иное отстранение

от исполнения функций госу­дарства. Таким лицам запрещается занимать должности

в го­сударственных органах и их аппарате в течение трех лет со дня их

увольнения.

Совершение коррупционных деяний, предусмотренных на­стоящим Законом,

народным депутатом Украины, народным депутатом Автономной Республики Крым,

депутатом или пред­седателем местного Совета народных депутатов влечет

адми­нистративную ответственность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти

не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и досрочное прекращение

депутатских полномочий или увольнение с выборной должности. Решение о даче

согла­сия на привлечение их к административной ответственности за совершение

коррупционных деяний и досрочное прекраще­ние депутатских полномочий или

увольнение с выборной дол­жности принимается соответствующим Советом на

пленарном заседании. Порядок привлечения народного депутата Украи­ны к

ответственности в этих случаях определяется Законом Украины «О статусе

народного депутата Украины*. Таким ли­цам запрещается баллотироваться в

депутаты или на выбор­ные должности в государственные органы в течение пяти лет

со дня прекращения депутатских полномочий или увольнения с должности и занимать

должности в государственных орга­нах и их аппарате в течение трех лет со дня

прекращения депу­татских полномочий или увольнения с должности.

Примечание. Под иным отстранением от исполнения

функ­ций государства в настоящем Законе понимается досрочное пре­кращение

депутатских полномочий или увольнение с выборной

должности, а равно увольнение с военной службы военного дол­жностного лица

(кроме военнослужащих срочной службы).

1. В данной статье установлены административные и дис­циплинарные санкции

за совершение коррупционных деяний, предусмотренных статьей 1 Закона «О борьбе

с коррупцией», если эти деяния не содержат состава преступления, и порядок

применения этих санкций к некоторым специальным субъек­там коррупционных

деяний.

2. Специфика двойной (административной и дисциплинар­ной) ответственности

государственных служащих и иных лиц, выполняющих функции государства,

обусловлена тем, что вы­полнение общеобязательных правил, охраняемых нормами

За­кона «О борьбе с коррупцией» входит одновременно в круг их служебных

(трудовых) обязанностей. Невыполнением (наруше­нием) этих правил они совершают

одновременно и администра­тивный, и дисциплинарный проступок, в связи с чем

возникает основание для одновременного наложения административного |аи

дисциплинарного взысканий. ,..-. ^ 3. Административная

ответственность за совершение кор *рупционных деяний состоит в применении к

лицам, их совер- ! [г шившим, штрафа в размере от 25 до 60 необлагаемых налогом

минимумов доходов граждан... В соответствии с Указом Прези­дента Украины от

3 февраля 1995 г. «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13

сентября 1994 года № 519», необлагаемый минимум доходов граждан с 1 февраля

1995 года составлял 1 млн 400 тыс.карбованцев в месяц.

С 1 октября 1995 г. необлагаемый минимум доходов граж­дан, согласно Указу

Президента Украины от 21 ноября 1995 года «О внесении изменений в Указ

Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», составляет 1 млн 700

тыс.карбован­цев в месяц (т.е. в настоящее время размер указанного штрафа вен

42,5—85 млн крб.).

4. Штраф является одним из традиционных видов администра­тивного взыскания,

которые рассчитаны прежде всего на сдержива­ющий эффект — предупреждение в

будущем новых подобных пра­вонарушений как со стороны данного лица,

уполномоченного на выполнение функций государства (специальное предупреждение),

, так и иных лиц данной категории (групповое предупреждение). ._1

Штраф как административное взыскание является мерой воз­действия на

психический статус и имущественное положение I правонарушителя. Его следует

отличать от штрафа, как одного 1из видов гражданско-правовых санкций, которые

направлены на обеспечение исполнения договорных обязательств, а также от

.штрафа как одного из видов уголовного наказания, отличающегося специфическим

порядком установления и применения.

5. В данной статье штраф определяется в относительно-определённом размере,

т.е. с указанием минимально и максималь

но возможных сумм взыскания. При наложении штрафа на кон­кретного

нарушителя суду, таким образом, предоставляется воз­можность учесть характер

совершённого коррупционного дея­ния, личность лица, его совершившего, степень

его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягча­ющие

ответственность.

Характер коррупционного деяния определяется наступив­шими

последствиями, размером и'спецификой причинённого государству, государственному

органу, каким-либо юридичес­ким и физическим лицам вреда, особенностями способа

совер­шения этого деяния и т.д.

Учёт сведений о личности — лице, совершившем корруп-ционное деяние,

и степени его вины — предполагает установле­ние случайности или

преднамеренности поведения этого лица;

выяснение, является ли такое поведение определяющим его анти­общественную

поведенческую установку, образ жизни; выясне­ние мотивов и целей такого

поведения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица,

со­вершившего коррупционное деяние, суд может признать чисто­сердечное

раскаяние виновного; предотвращение им вредных последствий правонарушения;

добровольное возмещение ущер­ба или устранение причинённого вреда; совершение

правонару­шения при стечении тяжёлых личных или семейных обстоя­тельств, т.е.

смягчающие обстоятельства, которые признаются таковыми статьёй 34 Кодекса

Украины об административных правонарушениях, а также иные (например, совершение

кор­рупционного деяния впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств,

под влиянием принуждения или в силу служебной зависимости и т.д.).

Обстоятельства, отягчающие ответственность лица,

совер­шившего коррупционное деяние, исчерпывающе перечислены в статье 35

Кодекса Украины об административных правонару­шениях. К ним относится,

например, совершение коррупцион­ного деяния группой государственных служащих и

др.

6. При совершении лицом двух коррупционных деяний, пред­усмотренных одним

или обоими пунктами части 2 статьи 1 За­кона, административный штраф должен

налагаться в пределах, предусмотренных статьей 7 Закона. Данное положение

вытекает из статьи 36 Кодекса Украины об административных правона­рушениях, в

соответствии с которой, если лицо совершило не­сколько административных

правонарушений, дела о которых рас­сматриваются одним и тем же органом (в

данном случае — су­дом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной

за более серьёзное правонарушение из числа совершённых (в данном случае санкции

равны).

7. В соответствии со статьей 27 Закона «О статусе народного депутата

Украины» народный депутат Украины не может быть подвержен мерам

административного взыскания, налагаемым в

судебном порядке, без его письменного согласия либо согласия Верховного

Совета Украины, а в период между сессиями Вер-

' ховного Совета Украины — Президиума Верховного Совета Ук­раины с

последующим утверждением Верховным Советом Ук-

I раины. По окончании срока полномочий бывший народный де­путат Украины

может быть привлечён к административной от­ветственности за нарушение закона,

совершённое им в период исполнения депутатских полномочий в том же порядке, что

и действующий народный депутат Украины.

Согласно статье 29 Закона «О статусе депутатов местных Со­ветов народных

депутатов», депутат местного Совета не может быть привлечён к мерам

административного взыскания, нала­гаемым в судебном-порядке, без

предварительного согласия со­ответствующего Совета.

8. Порядок применения к народному депутату Украины, на­родному депутату

Автономной Республики Крым, депутату или председателю местного Совета мер

административного взыска­ния, налагаемых в судебном порядке, установлен Законом

«О ;

порядке получения согласия Совета народных депутатов на при-' | влечение

депутата к ответственности». Данный порядок статьёй | 7 Закона «О борьбе с

коррупцией» не отменяется.

Решение о даче согласия на привлечение депутатов к" адми­нистративной

ответственности за совершение коррупционных де­яний принимается соответствующим

Советом на пленарном за­седании. Рассмотрение этого вопроса вносится в повестку

дня сессии Совета на основании представления соответствующего прокурора по

надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с

коррупцией и организованной пре­ступностью. Такое представление может быть

внесено прокуро­ром по надзору за исполнением законов специальными

подраз­делениями по борьбе с коррупцией и организованной преступ­ностью высшего

уровня или Генеральным прокурором Украи­ны. Эти же лица имеют право отозвать

внесенное таким же про­курором низшего уровня представление. Совет

рассматривает указанное представление не позднее, чем в месячный срок. В этот

период при необходимости могут быть истребованы у про­курора дополнительные

материалы. Мотивированное решение об отказе в даче согласия или о даче согласия

на привлечение депутата к административной ответственности соответствующий

Совет принимает квалифицированным (двумя третями) большин­ством голосов, о чём

в трёхдневный срок уведомляет прокурора, направлявшего представление.

В случае поэтапных отказов сельского, поселкового, городско­го (города

районного значения), районного в городе Совета в даче согласия на привлечение

депутата такого Совета к администра­тивной ответственности за коррупционное

деяние, соответствую­щий прокурор входит с представлением в районный или

город­ской Совет, затем — в Верховный Совет Автономной Республики

Крым или областной Совет, и, наконец. Генеральный прокурор Украины — в

Верховный Совет Украины.

В случае дачи соответствующим Советом согласия на при­влечение депутата к

административной ответственности после­дующее административное производство

осуществляется в об­щем порядке, предусмотренном статьей 12 Закона «О борьбе с

коррупцией». О результатах рассмотрения дела об администра-

^тивном правонарушении судьёй соответствующий прокурор в трёхдневный срок

обязан проинформировать Совет, давший со­гласие на привлечение депутата к такой

ответственности. 9. Подобной неприкосновенностью обладают не только депутаты.

- В соответствии со статьей 30 Закона «О Конституционном Суде Украины» на

судей Конституционного Суда распространя­ются гарантии неприкосновенности,

установленные для народ­ных депутатов Украины. Они могут быть лишены её только

с согласия Верховного Совета Украины. Судьи Конституционного Суда не могут быть

привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвержены каким-либо

иным мерам, которые

•ограничивают их права и свободу, а также мерам администра­тивного

взыскания, налагаемым в судебном порядке, без пред­варительного согласия

Верховного Совета Украины.

Как следует из статьи 13 Закона «О статусе судей», судьи не могут быть

подвержены мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке,

без согласия органа, избрав­шего судью на должность. Согласно статье 22 Закона

«Об арбит­ражном суде», арбитры не могут быть подвержены таким же мерам без

согласия Верховного Совета Украины, а в период меж­ду сессиями — Президиума

Верховного Совета Украины.

10. Кроме того, невозможность привлечения перечисленных лиц к

административной ответственности за совершённое кор-рупционное деяние не

исключает их привлечения к дисципли­нарной ответственности за это деяние, если

такие лица являют­ся субъектами дисциплинарной ответственности (см.

коммен­тарий к статье 3 Закона).

Дисциплинарная ответственность за совершение

корруп-щионных деяний заключается в увольнении лица, уполномочен­ного на

выполнение функций государства, с должности либо в /ином отстранении его от

выполнения функций государства. | 12. Правовыми основаниями увольнения

государственного | служащего с должности за совершение коррупционных деяний, |

а также иных правонарушений, связанных с коррупцией, явля-' ются положения

статьи 147 КЗоТ Украины, статьи 16 и пункта 1 2 статьи 30 Закона «О

государственной службе». /

В соответствии со статьей 147 КЗоТ Украины за нарушение трудовой дисциплины

(которая, вообще, согласно статье 139 КЗоТ включает в себя обязанность работать

честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно

выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа,

беречь собственность и т.д.) к работнику могут быть применены лишь такие

виды взысканий, как выговор и увольнение (для отдельных категорий работников —

некоторые иные, если они предусмотрены специальными уставами или положениями о

дис­циплине). На основании пункта 2 статьи 30 Закона «О государ­ственной

службе» государственный служащий увольняется с дол­жности в случае несоблюдения

им связанных с прохождением государственной службы требований,

предусмотренных статьей 16 этого же Закона. В соответствии с этой статьей

государствен­ный служащий не имеет права совершать действия, предусмот­ренные

статьями 1 и 5 Закона «О борьбе с коррупцией», а также иные действия,

препятствующие нормальному функционирова­нию государственного органа, в котором

он работает.

13. Статьёй 14 Закона «О государственной службе» установ­лены особенности

дисциплинарной ответственности государствен­ных служащих. Дисциплинарные

взыскания к ним применя­ются за неисполнение или ненадлежащее исполнение

служеб­ных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений,

связанных с прохождением государственной служ­бы, а также за поступки, которые

порочат их как государствен­ных служащих или дискредитируют государственные

органы, в которых они работают.

14. В соответствии с Законом «О государственной службе» и ,' статьями 41,

43 и 43' КЗоТ Украины, согласие профсоюзного I органа на увольнение

государственного служащего с должности по указанным выше основаниям не

требуется. '\

15. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с должнос­ти, как

предусмотрено статьями 147' и 148 КЗоТ Украины, при- / меняется органом,

которому предоставлено право принятия на ^ работу (избрания, утверждения и

назначения на должность) данного государственного служащего, а также

вышестоящим орга­ном. Такое дисциплинарное взыскание должно быть применено

непосредственно после поступления в данный государственный орган постановления

судьи о наложении административного штрафа за коррупционное деяние

(см.комментарий к статье 12 Закона), но не позднее одного месяца со дня

поступления такого постановления, не считая времени-освобождения

государствен­ного служащего от работы в свлучае временной нетрудоспособ­ностью

или нахождения его в отпуске.

При этом, согласно пункту^ статьи 40 КЗоТ Украины, госу­дарственный

служащий можетбьггь уволен с работы по иници­ативе администрации в случае

неявки его на работу в течение более четырёх месяцев подряд вследствие

временной нетрудо­способности (не считая отпуска по беременности и родам, а

так/'' же случаев утраты трудоспособности в связи с трудовым увечь­ем или

профессиональным заболеванием, когда должность со­храняется до восстановления

трудоспособности или установле­ния инвалидности).

народных депутатов, т.е. не могут являться субъектами корруп-ционных деяний

и иных правонарушений, связанных с корруп­цией, и, соответственно, быть

отстранёнными от выполнения функций государства (см. комментарий к статье 2

Закона).

22. В примечании к статье 7 Закона «О борьбе с коррупцией» говорится об

увольнении с военной службы военных должност­ных лиц — военных начальников,

а также иных военнослужа­щих, которые занимают штатные должности в аппарате

органов управления воинских формирований, профессионально занима­ются

деятельностью по практическому выполнению функций государства, связанных с

охраной и защитой государственного строя, законности и правопорядка, обороны

Украины от внеш­ней агрессии, участием в борьбе с нарушениями международ­ного

правопорядка, помощью населению в случаях стихийных бедствий, кризисных

ситуаций и т.п., и получают за это возна­граждение (содержание) в денежной и

натуральной форме (см. комментарий к статье 2 Закона).

23. В случае привлечения народных депутатов Украины, на­родных депутатов

Автономной Республики Крым, депутатов и председателей местных Советов народных

депутатов к админис­тративной и дисциплинарной ответственности за совершение

кор-рупционных деяний, повлекших их отстранение от выполнения функций

государства, им запрещается баллотироваться в депу­таты или на

перечисленные выше выборные должности в госу­дарственные органы в течение пяти

лет со дня прекращения депутатских полномочий (освобождения от должности

предсе­дателя местного Совета), а также занимать должности в других

государственных органах и их аппарате в течение трёх лет со дня прекращения

депутатских полномочий (освобождения от должности председателя местного

Совета).

24. Отстранение от выполнения функций государства не сле­дует путать с

отстранением от выполнения полномочий по дол­жности, предусмотренным статьей 22

Закона «О государственной службе». Последнее применяется только по единоличному

реше­нию руководителя государственного органа, в котором работает

государственный служащий, как временная мера (срок такого отстранения не может

превышать времени, необходимого для проведения служебного расследования, но не

более двух меся­цев), которая может быть отменена, и лишь при невыполнении

служебных обязанностей, которое повлекло отрицательные пос­ледствия,

предусмотренные статьей 22 указанного Закона.

Кроме того, статьёй 147 УПК Украины предусмотрена такая мера, как

отстранение обвиняемого от должности, которая при­меняется руководителем

государственного органа (иным дол­жностным лицом) во исполнение постановления

следователя, сан­кционированного прокурором или его заместителем, может быть

отменена только постановлением следователя (прокурора) и при­меняется лишь в

случае привлечения должностного лица к уголовной ответственности за должностное

преступление или за иное преступление, когда это лицо может негативно влиять на

ход предварительного или судебного следствия.

25. Ответственность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства,

за совершение коррупционных деяний, не содержащих признаков преступления и не

влекущих уголов­ной ответственности, не ограничивается административной и

свя­занной с ней дисциплинарной ответственностью, установленны­ми настоящей

статьёй.

Как известно, гражданско-правовая и материальная ответствен­ность являются,

применительно к коррупционным деяниям и иным правонарушениям, связанным с

коррупцией, самостоя­тельными видами ответственности и вопрос о привлечении к

ним виновны» лиц при' наличии для этого оснований разреша­ется в соответствии с

действующим законодательством. --—•

Кроме того, законодательством Украины предусмотрены до­полнительные

неблагоприятные последствия для лиц, совер­шивших коррупционные деяния,

которые можно признать спе­цифическим видом юридической ответственности,

поскольку они предполагают обеспечиваемую государством юридическую обязанность

правонарушителя испытать принудительное лише­ние определённых ценностей.

Согласно части 5 статьи 37 Зако­на «О государственной службе», части 16 статьи

32 Закона «О статусе народного депутата Украины», пункту 4 статьи 43 За­кона «О

статусе судей», части 10 статьи 50' Закона «О проку­ратуре», части 2 статьи 5

Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и

рядового составов органов внутренних дел», государственные служащие, наро­дные

депутаты Украины, судьи, прокуроры и следователи про­куратуры, военнослужащие и

лица начальствующего и рядо­вого составов органов внутренних дел, отстранённые

от выпол­нения функций государства в связи с осуждением за умыш­ленное

преступление, совершённое с использованием своего слу­жебного положения, либо в

связи с совершением коррупцией -ного деяния (именно коррупционного деяния, а не

любого пра­вонарушения, связанного с коррупцией), и члены их семей ли­шаются

права на получение льготных пенсий, предусмотрен­ных перечисленными законами, и

пенсии им назначаются на общих основаниях, предусмотренных Законом «О

пенсионном обеспечении».

Заключение .

Исследовав законодательство Украины на тему коррупции можно сделать вывод что

оно не совершенно . Некоторые моменты требуют значительных доработок . По

моему мнению ответственность за совершения коррупционного деяния слишком

мягкая , что соответственно и толкает государственных служащих на совершение

их . Также на мой взгляд проблема существует в корне, т.е. лицо обвиненное в

совершении коррупционного деяния с легкостью может найти (своего человека) в

органах рассматривающих его дело , который соответственно постарается сделать

все чтобы дело было прекращено.

На мой взгляд должен быть создан орган по борьбе с коррупцией непосредственно

подчиненный Министру Внутренних Дел ( на первом этапе ) .

Сотрудники данного органа должны быть социально защищены , они должны

получать должное денежное вознаграждение чтобы коррупции было сложнее

пробраться в их ряды . Соответственно они должны иметь ряд широких полномочий

для того чтобы исполнять свои функций. На самом деле коррупция очень страшная

вещь которая тормозит развитие общества государства и отдельны лиц .

Хотя размышления по поводу силового органа, имеющего широкие права для борьбы

с коррупцией , непосредственно подчиненному МВД весьма не реальны ,так как

будут существовать масса причин для его (не существования).

[1] Комментированный Закон Укр. «О борьбе с коррупцией»

1 Уч. Пособие «Уголовное право Украины» Коржанский. К.1998г.

1 Комментированный Закон Укр. «О борьбе с коррупцией»

1 Закон Украины «О гос. Службе» от 1994г.

2 Гражданский Кодекс Украины.

1 «Научно –практический комментарий Уголовного Кодекса Украины» К.1994г.

1 Закон Украины «Об административной ответственности» изд. К.1997г.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.