РУБРИКИ

Лекция: Трудовой кодекс. Утвержден в декабре 2001 г.

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Трудовой кодекс. Утвержден в декабре 2001 г.

работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня

обнаружения причиненного вреда.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями

первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Статья 393. Освобождение работников от судебных расходов

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых

отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о

переводе на другую работу

В случае признания увольнения или перевода на другую работу

незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом,

рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает

решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного

прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой

работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный

трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его

пользу указанных выше компенсаций.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный

трудовой спор, может принять решение об изменении формулировки основания

увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или

не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой

спор, обязан изменить ее и указать в решении причину и основание

увольнения в точном соответствии с формулировкой настоящего Кодекса или

иного федерального закона.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке

препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает

решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного

прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением

установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую

работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении

работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему

указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Статья 395. Удовлетворение денежных требований работника

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор,

денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном

размере.

Статья 396. Исполнение решений о восстановлении на работе

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о

восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на

другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке

работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит

определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения

среднего заработка или разницы в заработке.

Статья 397. Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по

решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры

Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии

с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при

отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда

отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных

сведениях или представленных им подложных документах.

Глава 61. Рассмотрение коллективных трудовых споров

Статья 398. Основные понятия

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между

работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по

поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату),

заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а

также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного

представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы

трудового права, в организациях.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового

спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием

посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения

работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований

работников (их представителей) или несообщение работодателем (его

представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего

решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе

коллективных переговоров.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения

трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения

коллективного трудового спора.

Статья 399. Выдвижение требований работников и их представителей

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители,

определенные в соответствии со статьями 29 - 31 настоящего Кодекса.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом

работников организации (филиала, представительства, иного обособленного

структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании

(конференции) работников.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует

более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней

присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям

работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по

выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются

работодателю.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и

направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть

направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В

этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований

другой стороной коллективного трудового спора.

Статья 400. Рассмотрение требований работников, профессиональных

союзов и их объединений

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им

требования работников.

Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу

работников организации (филиала, представительства, иного обособленного

структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих

дней со дня получения требования работников.

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны

принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов

(их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о

принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных

требований.

Статья 401. Примирительные процедуры

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из

следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора

примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с

участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной

комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению

коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом

арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после

начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию

коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться

от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой

арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные

законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного

трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные

настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения

примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон

коллективного трудового спора.

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора

примирительной комиссией

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с

момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии

оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и

решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон

коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от

создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной

комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной

комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа

(распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при

взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон

коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон

этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые

установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны

коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с

участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием

посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий

стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней

пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового

спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых

споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех

рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения

относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию

трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием

посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора

с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового

спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся

этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения

(назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового

спора согласованного решения в письменной форме или составлением

протокола разногласий.

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом

арбитраже

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по

рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае,

если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об

обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора

и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не

позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного

трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия

оформляются соответствующим решением работодателя, представителя

работников и указанной Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с

участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со

дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного

трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся

этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной

власти и органы местного самоуправления о возможных социальных

последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по

существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного

трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового

спора

Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в

разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы

с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение

одного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители

работников, их объединений не могут быть в период разрешения

коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию,

переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без

предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Статья 406. Уклонение от участия в примирительных процедурах

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от

участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный

трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а

также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут

приступить к проведению забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых

законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Статья 407. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых

споров в разрешении коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров - система

государственных органов (подразделений), формируемых в составе

федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении

коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и

участия в них.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров:

осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых

споров;

проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон

коллективного трудового спора;

формирует список трудовых арбитров;

проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в

разрешении коллективных трудовых споров;

выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных

трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора

на всех этапах разрешения этих споров;

организует в установленном порядке финансирование примирительных

процедур;

организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во

взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами

государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службы по урегулированию коллективных трудовых споров

пользуются правом беспрепятственного при предъявлении удостоверения

установленного образца посещения организации (филиала, представительства,

иного обособленного структурного подразделения) в целях урегулирования

коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих

эти споры.

Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового

спора

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в

ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для

сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его

исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Статья 409. Право на забастовку

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации

признается право работников на забастовку как способ разрешения

коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного

трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур,

не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного

трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к

организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть

принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в

забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную

ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными

федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и

принимать в ней участие.

Статья 410. Объявление забастовки

Решение об объявлении забастовки принимается собранием

(конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного

обособленного структурного подразделения) по предложению

представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на

разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении

забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением

профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием

(конференцией) работников данной организации.

Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем

присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов

конференции).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые

условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права

препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее

половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При

невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников

представительный орган работников имеет право утвердить свое решение,

собрав подписи более половины работников в поддержку проведения

забастовки.

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может

быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой

работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем

за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий,

обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим

Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть

предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных

дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора,

являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность

и предполагаемое количество участников;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав

представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных

процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в

организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном

подразделении в период проведения забастовки.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по

урегулированию коллективных трудовых споров.

Статья 411. Орган, возглавляющий забастовку

Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган,

возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции)

работников, получать от работодателя информацию по вопросам,

затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки

заключений по спорным вопросам.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить

забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного

рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже.

Работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за

три рабочих дня.

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе

забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора

обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных

процедур.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного

самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять

зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного

порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства,

иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также

работы машин и оборудования, остановка которых представляет

непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях,

филиалах, представительствах, деятельность которых связана с

безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов

общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и

утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который

возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей

отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим

общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли

(подотрасли) экономики действует несколько общероссийских

профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг)

утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли)

экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и

утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется

Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе

перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных

соответствующими федеральными органами исполнительной власти,

разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими

территориальными объединениями организаций профессиональных союзов

(объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума

необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие

порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых

работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской

Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале,

представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового

спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней

минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия

решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум

необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью

причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум

необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не

могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими

перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в

организации (филиале, представительстве) устанавливается органом

исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ

(услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано

сторонами коллективного трудового спора в суд.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка

может быть признана незаконной.

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации

являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо

особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в

органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других

военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих

вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства,

аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ,

предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно

обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на

станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности

населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение,

газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь,

больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу

обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является

незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и

требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными

судами республик, краевыми, областными судами, судами городов

федерального значения, судами автономной области и автономных округов по

заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган,

возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать

участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в

законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны

прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня

после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему

забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд

вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся

- приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных

интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий. Правительство

Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса

соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с

частями первой и второй настоящей статьи, решение по коллективному

трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство Российской

Федерации.

Статья 414. Гарантии и правовое положение работников в связи с

проведением забастовки

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве

нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового

договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить

забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры

дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных

частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются

место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату

за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых

выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в

ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены

компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением

не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной

форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине

работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены

настоящим Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных

работников на другую работу в порядке, предусмотренном настоящим

Кодексом.

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в

ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен

более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке,

чем предусмотренный настоящим Кодексом.

Статья 415. Запрещение локаута

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая

проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по

инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом

споре или в забастовке.

Статья 416. Ответственность за уклонение от участия в примирительных

процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в

результате примирительной процедуры

Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований

работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не

предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по

выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее)

проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии

с настоящим Кодексом или административной ответственности в порядке,

который установлен законодательством Российской Федерации об

административных правонарушениях.

Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении

обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной

процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке,

который установлен законодательством Российской Федерации об

административных правонарушениях.

Статья 417. Ответственность работников за незаконные забастовки

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие

ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего

забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании

забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки,

могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой

дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший

забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки,

причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в

размере, определенном судом.

Статья 418. Ведение документации при разрешении коллективного

трудового спора

Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и

рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются

протоколами представителями сторон коллективного трудового спора,

примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и

иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового

законодательства и иных нормативных правовых актов,

содержащих нормы трудового права

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных

нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном

настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к

гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в

порядке, установленном федеральными законами.

Часть шестая

Раздел XIV. Заключительные положения

Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года.

Статья 421. Порядок и сроки введения размера минимальной заработной

платы, предусмотренной частью первой статьи 133

настоящего Кодекса

Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы,

предусмотренной частью первой статьи 133 настоящего Кодекса,

устанавливаются федеральным законом.

Статья 422. Признание утратившими силу отдельных законодательных

актов

Признать утратившими силу с 1 февраля 2002 года:

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 9

декабря 1971 года "Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1972 года "О

порядке введения в действие Кодекса законов о труде РСФСР" (Ведомости

Верховного Совета РСФСР, 1972, N 12, ст. 301);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года "Об

изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР" (Ведомости Верховного

Совета РСФСР, 1973, N 39, ст. 825);

Закон РСФСР от 19 декабря 1973 года "Об утверждении Указов

Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и

дополнения в действующее законодательство РСФСР" (Ведомости Верховного

Совета РСФСР, 1973, N 51, ст. 1110) в части утверждения Указа Президиума

Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года "Об изменении статьи 240

Кодекса законов о труде РСФСР";

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 30, ст. 806);

Закон РСФСР от 2 августа 1974 года "Об утверждении Указов Президиума

Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в

действующее законодательство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР,

1974, N 32, ст. 854) в части утверждения Указа Президиума Верховного

Совета РСФСР от 23 июля 1974 года "О внесении изменений и дополнений в

Кодекс законов о труде РСФСР";

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 1, ст. 1);

Закон РСФСР от 20 июля 1977 года "Об утверждении Указов Президиума

Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в

действующее законодательство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР,

1977, N 30, ст. 725) в части утверждения Указа Президиума Верховного

Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года "О внесении изменений и дополнений в

Кодекс законов о труде РСФСР";

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года "О

внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР" (Ведомости

Верховного Совета РСФСР, 1980, N 3, ст. 68);

Закон РСФСР от 26 марта 1980 года "Об утверждении Указов Президиума

Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980,

N 14, ст. 352) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета

РСФСР от 15 января 1980 года "О внесении изменений в статью 31 Кодекса

законов о труде РСФСР";

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 34, ст. 1063);

Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года "Об утверждении Указов Президиума

Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в Уголовный,

Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, в

Кодекс законов о труде РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980,

N 48, ст. 1597) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета

РСФСР от 12 августа 1980 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс

законов о труде РСФСР";

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года "О

внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР" (Ведомости Верховного

Совета РСФСР, 1982, N 47, ст. 1725);

Закон РСФСР от 1 декабря 1982 года "Об утверждении Указов Президиума

Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982,

N 49, ст. 1830) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета

РСФСР от 19 ноября 1982 года "О внесении изменений в Кодекс законов о

труде РСФСР";

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 51, ст. 1782);

Закон РСФСР от 6 января 1984 года "Об утверждении Указов Президиума

Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984,

N 2, ст. 73) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР

от 20 декабря 1983 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс

законов о труде РСФСР";

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985

года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

раздел IV Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986

года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 23, ст. 638);

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986

года "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на

несовершеннолетних детей" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 48,

ст. 1397);

статью 2 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года "О внесении изменений и

дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного

Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 40, ст. 1410);

Закон РСФСР от 30 октября 1987 года "Об утверждении Указов

Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в

некоторые законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР,

1987, N 45, ст. 1553) в части утверждения Указа Президиума Верховного

Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года "О внесении изменений и дополнений

в Кодекс законов о труде РСФСР";

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 6, ст. 168);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1988 года "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 14, ст. 395);

Закон РСФСР от 20 апреля 1988 года "Об утверждении Указов Президиума

Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988,

N 17, ст. 541) в части утверждения Указов Президиума Верховного Совета

РСФСР от 5 февраля 1988 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс

законов о труде РСФСР" и от 31 марта 1988 года "О внесении изменений и

дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР";

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1028-I "О повышении социальных

гарантий для трудящихся" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и

Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 506);

постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года

N 1029-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении

социальных гарантий для трудящихся" (Ведомости Съезда народных депутатов

РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 507);

статью 3 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-I "О повышении

минимального размера оплаты труда" (Ведомости Съезда народных депутатов

РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1797);

Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 2502-I "О

внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР" (Ведомости Съезда

народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской

Федерации, 1992, N14, ст. 712);

Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного

Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254);

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4176-I "О

внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской

Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и

Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 16);

статью 5 Закона Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 4693-I

"О минимальном размере оплаты труда" (Ведомости Съезда народных депутатов

Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993,

N 16,ст. 553);

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ

"О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О

статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации,

1995, N5, ст. 346);

Федеральный закон от 15 февраля 1995 года N 14-ФЗ "О внесении

изменений в статью 163 Кодекса законов о труде Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 599);

статью 1 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской

Федерации. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда,

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс

РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30,

ст. 2865);

статью 1 Федерального закона от 24 августа 1995 года N 152-ФЗ "О

внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О

государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3504);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 182-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4564);

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 131-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5490);

Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 59-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской

Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12,

ст. 1382);

Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 69-ФЗ "О внесении изменений и

дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2065);

пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ

"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства

Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803);

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 139-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской

Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,

ст. 3817);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 84-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2210);

статью 1 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ "О

внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской

Федерации и дополнения статьей 231 Закона Российской Федерации "О

государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и

проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 3);

Федеральный закон от 18 января 2001 года N 2-ФЗ "О внесении

дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 274);

Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 90-ФЗ "О внесении изменения

в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2945).

Другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на

территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с

настоящим Кодексом.

Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов,

действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с

настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а

также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории

Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены

Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР

от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании

Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они

не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные

правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской

Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления

Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим

Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют

впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Статья 424. Применение настоящего Кодекса к правоотношениям,

возникшим до и после введения его в действие

Настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после

введения его в действие.

Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего

Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут

после введения его в действие.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2007
Использовании материалов
запрещено.