РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по административному праву

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры по административному праву

Шпора: Шпоры по административному праву

1. Предмет и методы АП.

АП – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения,

возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Предмет АП – совокупность общественных отношений, складывающихся

в процессе организации и деятельности исп. власти.

Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение

участников правовых отношений.

Для АП характерны след. методы прав. регул-ния:

метод власти-подчинения или метод прямого

распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного

участника другому).

метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают

правовую силу при условии принятия ее другим участником управления).

метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос.

механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора).

Суть методов адм.-правового регул-я управленческих отнош.

заключаются в следующем:

установление определ. порядка действий – предписание к действию в

опред. условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответсвующей

админ.-правовой нормой;

запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юрид.

средств воздействия;

предоставление возможности выбора одного из предусмотренных

адм.-правойо нормой вариантов должного поведения;

предоставление возможности совершать либо не совершать действия,

предусмотренные адм.-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

2. Система АП. Место АП в системе российского права.

Сист. АП состоит из отд. адм. норм права, институтов и

подотраслей права, тесно связанных между собой.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы,

охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм,

действующих в пределах отдельных сфер деят. исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

а) устанавливающие адм.-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов

права) и негосуд. организаций;

б) регулирующие основы организации и деят. исп. власти (аппарата гос. упр-я);

в) обеспечивающие законность деят-ти исп. власти;

г) регламентирующие принуждение по АП.

Особенная часть включ. институты, регулирующие:

а) обеспечение безоп-сти граждан, общ-ва, гос., а также адм.-политич. деят-ть;

б) организационно-хозяйственную деят-ть;

в) соц.-культурную деят-ть;

г) деят-ть гос. администрации по организации и осуществл. политических,

экономич. и иных внешних связей.

Правовая сист. – органически целое правовое явление, включающее в

себя следующие структурные элементы: 1) отрасли права; 2) институты права; 3)

нормы права.

Основным элементом системы права явл-ся отрасль права. Это относительно

самостоятельное подразделение сист. права, кот. состоит из правовых норм,

регулирующих специфич. вид общ. отношений. Правовые нормы, кот. регулируют общ.

отношения, возникающие в процессе осуществл. исполн. власти, образуют такую

отрасль, как АП.

Отрасль права подразделяется на правовые институты

обособленные комплексы правовых норм, кот. регул. общ. отношения конкретного

вида. Для АП в качестве примера можно назвать институты адм. ответственности,

админ. процесса.

Предмет АП не охватывает все общ. отн., возникающие в сфере гос. управления.

Эти отношения регул. иными отраслями права. Так, возникает взаимодействие со

следующими отраслями права:

конст. правом. Конст. право закрепляет основные принципы

организации и функционир. исполн. власти, место ее субъектов в гос. механизме,

правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей

гос. власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере гос.

управления. АП берет начало в нормах конст. права, детализирует и

конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан,

компетенцию различных звеньев системы исполн. власти; формы и методы

гос.-управленческой деятельности и т.п.;

гражд. правом. Нормами АП регул. правила движения имущества

(передача, изъятие и т.д.) в сфере гос. управления. Нормы гражд. права регул.

отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

угол. правом. Нормы АП определяют, какие деяния явл. адм.

правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Угол.

право устанавливает, какие деяния явл. преступлениями, и виды наказания за их

совершение. В опред. условиях отд. деяния, относящиеся к проступкам, могут

перерастать в прест. и наоборот, что свидетельствует о «подвижности» границ

между адм. и уголовным правом.

финансовым правом. Фин. право регулирует управленческие отнош.,

связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т.д.

земельным правом. Значительная часть отношений, отнес. к предмету

зем. права, регул-ся нормами АП.

уголовно-процесс. и гражд.-процесс. правом. Рассмотрение дел об

адм. правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

3. Понятие, особенности, виды административно-правовых норм.

Адм.-правовая норма – норма права, регул. отношения в сфере гос.

управления, а также отнош. управленческого хар-ра, возникающие в процессе

осуществления гос. деят-ти.

Нормы АП:

а) устанавливают правовые положения и компетенцию органов исп. власти;

б) регулируют деят-ть органов исп. власти;

в) регламентируют формы и методы осуществл-я исп. власти;

г) опред. порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Особенности адм.-правовых норм:

а) цели адм.-правовых норм – обеспечение организации и упорядочение

функционирования всей сист. исполн. власти;

б) адм.-правовые нормы определ. должное поведение всех лиц и организаций,

действующих в сфере гос. управления;

в) назначение адм.-правовых норм состоит в обеспечение эффективной реализации

функций исп. власти;

г) адм. отв-ть – юр. средство защиты от посягательств на адм.-правовые нормы;

д) адм.-правовые нормы способствуют урегулированию таких общ. отношений, как

финансовые, земельные, трудовые и др.;

е) адм.-правовые нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исп.

власти.

Виды адм.-пр. норм.

По конкретному содержанию и регулированию общ. отношений все нормы делятся:

на общие – нормы, регулирующие общ. отнош. общего хар-ра (для всех сфер и

отраслей);

особенные – нормы. регул. ОО в конкр. сфере управления.

По предмету регулирования:

материальные – нормы, кот. юридич. закрепляют комплексы обязанностей и

прав, а также отв-ть уч. управленческих отнош., регулируемых АП, т.е.

фактически их адм.-правовой статус.

процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок процедуры)

деят-ти по реализации гос. управления и регламентирующие управленч. отношения.

По предмету воздействия на субъекты АП выделяют:

обязывающие – нормы, предписывающие совершать опред. действия.

Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязат.

предписание;

запрещающие – нормы, предусматривающие запрет на соверш. тех или иных

действий в опред. условиях. Запреты могут носить общий или спец. хар-р.

уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные

(диспозитивные) – нормы, в кот. выражается возможность адресата действовать

в рамках установленных требований по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные) – нормы, кот. обеспечивают с помощью соотв.

средств матер. или морального возд-я должное поведение участников регулируемых

управленческих ОО (напр., установл. налоговых льгот);

по адресату могут быть нормы, регламентирующие:

а) организацию и деят-ть механизма исп. власти, т.е. различных звеньев

аппарата гос. управления;

б) адм.-правовой статус общ. объед.;

в) адм.-правовой статус гражданина;

г) вопросы организации и деят-ти гос. предприятий и учреждений и пр. и др.

по кругу лиц:

а) нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил

либо на всех, либо на отд. юр. лиц;

б) нормы, действие кот. связано с распространением устанавливаемых правил

либо на все граждан, либо на отд. их группы (распространение льгот в

осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

С учетом федеративного устройства РФ адм.-прав. нормы подразделяются на

общефедеральные и устанавливаемые субъектами федерации.

существуют и другие основания для деления.

4. Источники АП.

Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся адм.-прав.

нормы. В завис-ти от юр. силы актов, содержащих адм.-прав. нормы, источники АП

можно разделить на след. группы:

Актф фед. органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные фед. акты.

Законы РФ:

а) Конст. РФ, обладает высшей юр. силой и явл-ся базой текущего зак-ва;

б) акты Федерального Собрания РФ:

фед. конст. законы – основные законы, кот. сод. нормы, устанавливающие сист.

органов гос. управления, определ. круг прав и обязанностей граждан и общ.

организаций;

фед. законы, издаваемые в порядке текущего зак-ва, регулируют различные

стороны общ. и хоз. жизни;

акты ФС (декларации, положения, пост-я и др.).

Подзаконные федеральные акты:

а) указы, распоряжения Президента РФ;

б) пост-я, распоряжения Прав-ва РФ;

в) норм. акты министерств и других центр. органов;

г) приказы, пост-я, инструкции иных фед. органов исп. власти и руководителей

федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Законы субъектов РФ:

а) конституции, уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ;

Подзаконные акты субъектов РФ:

а) указы, распоряжения президентов (губернаторов);

б) пост-я, распоряж. правительств субъектов РФ;

в) приказы, пост-я министерств субъектов Федерации;

г) приказы, пост-я иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений

субъектов РФ.

Акты органов МСУ (местного самоуправления) – нормативные акты местной

администрации, кот. действуют только на территории края, области, города,

района, сельской местности.

Виды актов МСУ: а) распоряжения, б) решения.

Международные акты, кот. регулируются, напр., вопросы безвизового

пересечения границ, таможенного контроля.

5. Принципы АП.

1. Принцип равенства перед законом

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Физические лица подлежат адм. ответственности независимо от пола, расы,

национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица

подлежат адм. ответственности независимо от места нахождения, организационно-

правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Данный принцип является производным от закрепленного в ст.19 Конституции РФ

принципа - "все равны перед законом и судом", имеющего принципиальное

значение в качестве одного из ярких проявлений гарантированного

общепризнанными нормами международного права и Конституцией страны комплекса

прав и свобод человека и гражданина. Одновременно в нем находят обобщенное

выражение демократические начала российского законодательства об адм.

правонарушениях. Важно подчеркнуть, что принцип равенства сторон перед

законом отчетливо проявляется на стадии производства по делам об адм.

правонарушениях (разд.IV КоАП).

2. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит адм. ответственности только за те административные

правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет

доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена

вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица,

рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к адм. ответственности, не обязано доказывать свою

невиновность.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к адм.

ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в

связи с административным правонарушением.

1. Лицо, привлекаемое к адм. ответственности, не может быть подвергнуто адм.

наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном

правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом адм.

наказания и мер обеспечения производства по делу об административном

правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в

пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с

законом.

3. При применении мер адм. принуждения не допускаются решения и действия

(бездействие), унижающие человеческое достоинство.

4. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и

в пространстве.

1. Лицо, совершившее адм. правонарушение, подлежит ответственности на

основании закона, действовавшего во время и по месту совершения адм.

правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за адм.

правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего адм.

правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,

которое совершило адм. правонарушение до вступления такого закона в силу и в

отношении которого постановление о назначении адм. наказания не исполнено.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за

адм. правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной

силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на

основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

6. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений.

АПО – ОО, регулируемые нормами АП, кот. складываются в сфере гос. управления.

Особенности АПО:

а) в кач. одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий

орган исп. власти или его должно. лицо, наделенное управленч. полномочиями;

б) одна из сторон АПО принимает решение (издает предписание) и может

применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими

гос.-властными полномочиями;

в) многие органы исп. власти и их должн. лица обладают правом издания

нормативных актов, действуя по поручению гос-ва;

г) АПО могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание)

второй стороны не явл-ся обязательным;

д) споры, возникающие между участниками АПО, разрешаются в большинстве

случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юрид.

властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исп.

власти;

е) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет отв-ть

перед гос-вом в лице его органов.

Виды АПО:

В завис-сти от особенностей участников отношений сущ-ют:

а) между соподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на различном

организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на одинаковом

организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух

областей);

в) между субъектами исп. власти и не находящимися в их организационном

подчинении гос. объединениями, предприятиями и учрежд. (финансовый контроль,

административный надзор);

г) между субъектами исп. власти и исп. органами системы МСУ;

д) между субъектами исп. власти и общ. объединениями;

е) между субъектами исп. власти и гражданами и др.

В завис-сти от гос. устройства различают отношения, возникающие:

а) между центральными органами фед. исп. власти и исп. органами субъектов РФ

(между правительством РФ и правительствами республик);

б) между органами исп. власти субъектов РФ, находящимися на одном уровне

(между правительствами двух республик);

в) между органами исп. власти субъектов РФ, стоящими на разных уровнях (между

администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского АО).

В завис-сти от конкретных целей возникновения общ. отношений, выделяют:

внутренние – отнош., связанные с формированием управленческих структур,

опред. основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением

прав и обяз., прав и ответственности между работниками аппарата органа

управления. Стороны в этих отношениях – соподчиненные исп. органы, их

структурные подразд., должн. лица.

внешние – отнош., связ. с непосредств. воздействием на объекты, не

входящие в сист. исп. власти (напр., граждан, общ. объед., коммерч. структуры).

По характеру юрид. фактов АПО делятся на:

а) порожденные правомерными действиями;

б) порожденные неправомерными действиями.

По содержанию различают следующие виды АПО:

материальные – ОО в сфере управления, кот. регулируются материальными

нормами АП;

процессуальные – отнош., складывающиеся в сфере управления в связи с

разрешением индивидуально-конкретных дел,кот. регулируются адм.-процессуальными

нормами.

7. Субъекты АП.

Субъект АП - обладатель прав и обязанностей, кот. он наделен с целью

реализации полномочий, возложенных на него АП.

Субъекты АП могут стать субъектами адм. правоотношений, если имеют место:

а) адм.-правовые нормы, предусматривающие права и обяз-сти субъекта;

б) адм. правоспособность и дееспособность S;

в) основание возникновения, изменения и прекращения правоотнош-я.

S адм.-правовых отношений – лицо или организация, кот. в соотв. с

действующим зак-вом являются участниками управленческих отношений, регулируемых

нормами АП, наделены опред. правами и обязанностями в сфере гос. управления и

способны их осуществлять.

Адм. правоспособность – установленная и охраняемая гос. возможность S

вступать в АПО.

Адм. дееспособность – способность S своими действиями приобретать права и

создавать для себя юрид. обязанности, реализовывать их в рамках конкретных АПО.

В кач. S АП можно рассматривать РФ, субъекты РФ, гос. и негос. организации. В

этой роли они обладают адм. правоспособностью. Однако в конкретных АПО они не

участвуют. Адм. дееспособностью обладают их органы исп. власти или

управления.

S АП (адм.-пр. отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные S:

а) граждане РФ;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства.

Коллективные субъекты:

а) гос. организации: органы исп. власти (гос. управления); гос. предприятия,

учреждения и их объединения; структурные подразд. органов исп. власти,

наделенные собственной компетенцией.

б) негос. организации: общ. объед. (партии, союзы, общ. движения и т.п.);

трудовые колл., различные коммерч. структуры; органы МСУ.

8. Административная правоспособность и дееспособность граждан.

Правовое положение граждан определ-ся объемом и характером адм.

правосубъектности.

Элементы правосубъектности:

адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права,

предусм. нормами АП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос.

управления.

адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями

приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП,

и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами.

Виды адм. дееспособности:

а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет.

На адм. дееспособность влияет наличие у граждан опред. заболеваний (душевная

болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны

частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм.

ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий

(бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло осознавать

фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить

им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич.

расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

9. Административно-правовой статус граждан.

Адм.-пр-й статус гражд. РФ – часть общего правового статуса, установленного К

РФ, законом «О гражданстве РФ» и др. актами.

Адм.-правовой статус гражд. – комплекс прав и обязанностей

граждан, закрепленных нормами АП, а также гарантии реализации прав и

обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ).

Правовое положение граждан определ-ся объемом и характером адм.

правосубъектности.

Элементы правосубъектности:

адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права,

предусм. нормами АП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос.

управления.

адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями

приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП,

и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами.

Виды адм. дееспособности:

а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет.

На адм. дееспособность влияет наличие у граждан опред. заболеваний (душевная

болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны

частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм.

ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий

(бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло осознавать

фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить

им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич.

расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Правовое положение иностр. гражд. регламентируется Конст. РФ, межд.

договорами, Правилами пребывания иностр. гражд. в СССР.

Согл. Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностр. гражд. и лица б/гражд. пользуются

в РФ правами и несут обязанности наравне с гражд. РФ, кроме случаев,

установленных федеральными законами или межд. договорами.

находящиеся на территории РФ ино. гражд. и лица б/гражд. подлежат адм. отв.

на общих основаниях с гражд. РФ. Вопросы об ответственности за адм.

правонаруш., совершенные на территории РФ иностр. гражданами, кот. согласно

действующим законам и междунар. договорам пользуются иммунитетом от адм.

юрисдикции РФ разрешаются дипломатич. путем.

Зак-во различает иностр. граждан, постоянно проживающих и временно

пребывающих на территории РФ, а также проезжающих через территорию РФ

транзитом. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ, если они имеют

разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно

проживающие. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ на иных законных

основаниях, - временно пребывающие.

Особенности правосубъектности лиц, находящ. на терр. РФ и не являющихся

ее гражданами:

а) ин. граждане и лица б/гражд. не могут быть гос. служащими, занимать некот.

должности, работать в ОВД;

б) ин. граждане и лица б/гражд. не допускаются к деят-ти, связ. с гос. тайной.

в) на ин. гражд. и лиц б/гражд. не распростран. воинская обязанность;

г) за ряд правонаруш. к отв-сти могут привлекаться только ин. гражд. и лица

б/гражд.

д) только к иностр. гражданам и лицам б/гражд. применяется такое адм.

наказание, как выдворение;

е) ин. граждане и лица б/гражд. проживают и осуществляют свою деят-ть на

основании спец. док-тов.

ж) для ин. гражд. могут быть установлены огранич-я в передвиж. и выборе места

жит-ва;

з) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться

при условии уведомления об этом органов внутр. дел. По прибытии в пункт

назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

е) при наличии обст-тв, установленных зак-вом, выезд из России может быть не

разрешен.

15. Органы исполнительной власти: понятие, виды, система.

Орган исп. власти - это организация, кот., являясь частью гос. аппарата,

имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деят-ти, образована

в соотв. с зак-вом, наделена правом выступать по поручению гос-ва, призвана в

порядке исп. и распорядит. деят-сти осуществлять повседневное рук-во хоз.,

соц-культурной, адм.-политической сферами, заниматься межотраслевым

управлением.

Администр. парвоспособность и дееспособность органов исполн.

власти возник. одновр. с их образованием и опред. компетенции; прекращ-ся в

связи с их упразднением.

Образование, структура, порядок деят-сти и компетенция орг. исп. власти (их

задачи, функции, права и обяз-сти, формы и методы деят-сти) определены и

закреплены в соотв. законах, положениях и иных норм. актах.

Орг. исп. власти: а) осущ-ют организационно-распорядительную деят-ти; б)

наделены оперативной самостоятельностью; в) имеют постоянные штаты; г) образ-ся

вышестоящ. органами; д) подотчетны и подконтрольны вышестоящ. орг. исп. власти.

Адм.-правовой статус орг. исп. власти как статус коллект. субъекта

состоит из след. блоков:

целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деят-сти;

организационно-структурного (предусматривает правовые предписания,

регламентирующие: порядок образ-я, реорганизац. и ликвидации; структуру;

линейную и функциональную подчиненность);

компетенционного - совокупность властных полномочий и подведомственности

(компетенция в области планирования, контроля и т.д.).

Виды:

1. В соотв. с федеративным гос. устр-вом различают:

а) федеральные органы исп. власти;

б) органы исп. власти субъектов РФ.

2. В завис-сти от объема и хар-ра компетенции:

органы общей компетенции, кот. осущ-ют управление большинством отраслей

их сферы деят-сти;

органы спец. компетенции – кот. осущ. отраслевое, межотраслевое

(функциональное) или смешанное управление;

органы отраслевой компетенции – осущ. рук-во отдельными сферами или

отраслями управл-я.

органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отраслей

порученными участками работ (напр., территор. органы федеральных министерств);

органы межотраслевой (функциональной компетенции) – выполняют общие

специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер упр-я;

органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как

отраслевой, так и межотраслевой сферы деят-сти.

3. В завис-стиот организац.-правовой формы.

Организац.-правовая форма – признак, по кот. органы исп. власти подраздел-ся

на: правительства, министерства, гос. комитеты, комитеты, службы, гл.

управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации,

мэрии, отделы и т.д.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исп. власти

подраздел-ся:

а) на единоначальные – органы, в кот. решающая власть по всем вопросам

их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

б) коллегиальные – организационно и юридич. объединен. группы лиц, кот.

принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных

органов. В колл. органах решения принимаются большинством их членов в сочетании

с персональной отв-стью за их исполнение, за рук-во порученными участками

войны.

16. Правительство РФ: порядок формирования, состав, полномочия, порядок и

формы работы, акты.

Прав. РФ – это коллегиальный орган, который возглавляет систему исп.

власти РФ и издает адм.-правовые акты от своего имени.

Состав Прав. РФ, порядок его формирования, цели, основные напр-я деят-ти,

полномочия, взаимоотнош-я с Президентом и Фед. Собр. регламентируется

Конст. РФ.

Согласно ст. 110 Конст. Прав-во РФ состоит из Председателя Пр-ва РФ,

заместителей Председателя Пр. РФ и фед. министров.

Конст. РФ предусматривает следующие полномочия Прав. РФ:

а) разработка и представление Гос. Думе фед. бюджета и обеспечение его

исполнения;

б) проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) проведение в РФ единой гос. политики в области культуры, науки,

образования, Здравоохр., соц. обеспечения, экологии;

г) управление фед. собственностью;

д) реализация мер по обеспеч. обороны страны, гос. без-сти, внешней политики РФ;

е) обеспеч. законности, прав и свобод граждан;

ж) охрана собственности и общ. порядка, борьба с преступностью;

з) иные полномочия, возложенные на него Конст. РФ, фед. законами, указами Пр.

РФ.

Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.97

г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет исполнительную

власть. До последней конституции формулировки были другими: Правительство

называлось высшим исполнительным органом государственной власти.

В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители,

федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями

обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД, которая

должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,

отставка.

Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту

о структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей

председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные

направления деятельности правительства и организует его работу; г) представляет

правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные

полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть

определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает проведение

в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает

проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки,

образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет

управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению

обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране

собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж)

осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами

президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях

решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной

деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не

менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве

постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя,

заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД, обороны,

безопасности, внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей

аппарата Президента).

Основными актами Правительства являются пост-я и распоряжения, которые должны

соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае противоречия пост-

я правительства могут быть отменены президентом РФ.

Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не реже

1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект

повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем

аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и

представляется председателю правительства, за 5 дней присылается участникам.

На заседании участвуют члены правительства, другие лица, которые указываются

в законе, также приглашенные. Заседание считается правомочным, если не менее

2/3. На заседаниях президиума участвуют члены президиума, приглашенные лица и

заседания правомочны, если присутствует более 1/2. Заседания проводятся

председателем или 1 заместителем. Решения - большинством голосов

присутствующих. Решение президиума - большинством голосов от общего числа его

членов. По вопросам, рассмотренным на заседании принимаются пост-я и

распоряжения.

17. Федеральные органы исполнительной власти РФ.

Согласно Указу През. РФ от 14.08.1996 г. № 1176 сист. фед. орг. исп. власти

составляют министерства РФ (фед. мин-ва) и иные фед. органы исп. власти (гос.

комитеты РФ, фед. комиссии РФ, фед. службы РФ, росс. агентства, федер.

надзоры РФ, а также Управл. делами През. РФ). Центр. орг. исп. власти

функционируют в экономич., соц.-культурной и адм.-политич. сферах. Структура

фед. органов исп. власти утверждена Указом Презид. РФ от 17 мая 2000 г. №

867.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив,

осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый

оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся

вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу

исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых

регламентируется в основном нормами адм. права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет

Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные

органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к

пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных

органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с

особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и

составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены

Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000

г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ

образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие

от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет

объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ

законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих

актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений

действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной

власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено

такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ.

Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24);

государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные

службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2);

иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и

осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также

координирующий в случаях, установленных законами, указами и пост-ями,

деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав

Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ,

осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам,

отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой

сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ

ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные,

регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет

руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и

ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,

подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам,

закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других

федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная

численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения

его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и

освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность

и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных

органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей

органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных

Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются

на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

18. Органы исполнительной власти субъектов РФ: система, структура, принципы

организации и деятельности, полномочия.

Система и формы исп. власти в республиках поредел-ся их

Конституциями, законами и иными актами; других субъектов РФ – их уставами и

иными правовыми актами, принимаемыми в соотв. с законами и указами През. РФ.

В субъектах РФ действуют органы исп. власти общей, отраслевой и

межотраслевой компетенции.

В систему гос. власти субъектов РФ входят:

а) президенты; б) главы субъектов РФ или главы их администраций.

Президенты, главы субъектов или главы их администраций обладают широкими

полномочиями в сфере исп. власти.

Органы общей компетенции:

а) прав-ва республик, образуемые либо представительными органами, либо

Президентами, либо на основании сочетания выборности;

б) администрации краев, областей, авт. области, авт. округов.

Комплекс полномочий этих органов закреплен зак-вом субъектов РФ и

включает в себя:

а) разработку и представление на утверждение представительному органу

бюджета, обеспечения его исполнения;

б) распоряж. и управл. имущ-вом; в) разраб. и реализац. программ в сфере упр-я;

в) осущ-е мер по обеспеч. законности, прав и свобод граждан, охране общ.

порядка;

г) принятие правовых актов.

Органы отраслевой и межотраслевой компетенции:

а) министерства; б) комитеты; в) службы; г) инспекции; д) гл. управления и др.

Их структура, порядок формирования, полномочия, организация деят-ти опред-ся

норм. актами соответствующих субъектов РФ.

20. Понятие, виды, система гос. службы.

Служба – вид общественно-полезной деятельности по отправлению

определенных полномочий.

Государственная служба – профессиональная деятельность по

обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Виды службы:

а) Государственная (федеральная, служба в субъектах РФ, в милитаризованных

органах);

б) Гражданская (муниципальная, служба в государственных организациях и

учреждениях, в аппаратах политических партий, общественных объединений,

некоммерческих организациях, на частных предприятиях и др.).

в) Гос. служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении.

К гос. службе относится исполнение должностных обяз. лицами,

заменяющими гос. должности категорий «Б» и «В». Лица категории «А» - первые

лица в гос. аппарате – не несут гос. службу, гос. служащими не явл-ся, хотя все

они занимают гос. должности и выполняют в силу этого гос. полномочия

руководящего и направляющего воздействия.

21. Принципы гос. службы.

а) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными

правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными

служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

б) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного

действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и

защищать права и свободы человека и гражданина;

в) единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения

между Российской Федерацией и субъектами РФ;

г) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

д) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со

способностями и профессиональной подготовкой;

е) обязательной для государственных служащих решений, принятых вышестоящими

государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в

соответствии с законодательством РФ;

ж) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

з) профессионализм и компетентность государственных служащих;

и) гласность в осуществлении государственной службы;

к) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые

решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных

обязанностей,

л) внепартийность государственной службы;

м) отделение религиозных объединений от государства;

н) стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

22. Классификация гос. должностей.

Гос. должность – должность в фед. органах гос. власти, орг. гос.

власти субъектов РФ, а также в иных гос. орг., образуемых в соотв. с Конст. РФ,

с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспеч. полномочий данного

гос. органа, денежным содерж. и ответственностью за исполнение этих

обязанностей.

В соотв. с Зак. РФ «Об основах гос. службы РФ» гос. должности подразд.:

а) на гос. должности категории «А» (политико-судебные должности) –

должн., устанавливаемые Конст. РФ, фед. зак. (гос. должности РФ),

конституциями, уставами субъектов РФ (гос. должн. субъектов РФ)

длянепосредственного исполнения полномочий гос. органов (Президент РФ,

Председатель Прав-ва РФ, председатели палат Фед. Собр. РФ, руководители

органов законодат. и исполн. власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и

др.).

б) гос. должн. категории «Б» (патронатные) – должности, учреждаемые в

установленном законод-вом РФ порядке для непоср. обеспечения исполнения

полномочий лиц, замещающих должн. категории «А» (рабочий аппарат Президента РФ,

Прав-ва РФ, министерств, ведомств и др. гос. органов);

в) гос. должности категории «В» (административные) – должности,

учреждаемые гос. органами для исполнения и обеспечения их полномочий

(секретари, курьеры и др.).

23. Понятие, признаки, виды госслужащих.

Гос. служащий – это гражд. РФ, состоящий на гос. должности,

исполняющий права и обязан-ти, установленные зак-вом о гос. службе, и

получающий денежное вознаградение за счет фед. бюджета или средств бюджета

субъекта РФ.

В завис-ти от вида гос. власти, в органах которой замещают должн. гос.

служащие, можно различить работающих:

а) в пред6ставительных органах; 6

б) судебных органах;

в) органах исп. власти;

г) иных органах.

В завис-ти от квалификац. разрядов гос. должности гос. службы

подразделяются на след. группы:

а) высшие гос. должности гос. службы (5-я группа);

б) главные гос. должности гос. службы (4-я группа);

в) ведущие гос. должности гос. службы (3-я группа);

г) старшие гос. должности гос. службы (2-я группа);

д) младшие гос. должности гос. службы (1-я группа).

В завис-ти от хар-ра и объема полномочий:

а) представители адм. власти – лица, имеющие право предъявлять юридически

властные требования (давать предписания, указания) и применять меры адм.

воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напр.,

милиционеры).

б) оперативный состав (функциональные работники) – гос. служащие, выполн.

работу, непоср. определяемую задачами данного органа, в кач-ве спец-тов.

в) вспомогат. состав – гос. служащие, служебная деят-ть которых не

предполагает совершения действий, влекущих юридич. последствия, влияющих на

содержание решений данного органа (напр., технические секретари).

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.