РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по административному праву

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры по административному праву

г) граждане, не состоящие на гос. службе, но уполномоченные совершать

действия, влекущие юридич. последствия (напр., нотариусы).

24. Права и обязанности госслужащих. Ограничения для госслужащих.

Государственный служащий имеет право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по

занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки

качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-

технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для

исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными

обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной

государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом

результатов и стажа работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей

деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к

личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств

соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения

сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,

социально-экономических и профессиональных интересов;

12. внесение предложений по совершенствования государственной службы в любые

инстанции.

Государственный служащий обязан:

· обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции

РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе

регулирующих сферу его полномочий;

· добросовестно исполнять должностные обязанности;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке

подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий,

за исключением незаконных;

· в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать

обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений

и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и

принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и

законами субъектов РФ;

· соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего

трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной

информацией;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих

должностных обязанностей;

· хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не

разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных

обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство

граждан.

3. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,

научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ,

законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного

самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не

предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном

Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в

управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном

органе, в котором он состоит на государственной службе либо который

непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического,

финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и

служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного

служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное

вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных

расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных

обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные

звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и

юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в

соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по

договоренности федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных

государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий,

общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к

ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических

партий, религиозных, общественных объединений, за исключением

профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под

гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся

в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих

организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

25. Поступление на госслужбу.

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18

лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и

отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для

государственных служащих.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора,

заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на

государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и Федеральных

законов в интересах граждан РФ.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по

государственному органу о назначении его на государственную должность

государственной службы.

. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу

осуществляется:

на государственные должности государственной службы категории "Б" - по

представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А" либо

уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора

кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом,

замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с

нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов

РФ;

на государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В"

- соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется

нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов

РФ;

на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп

категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной

государственной должности государственной службы.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию

государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет

присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится

запись о последней государственной должности государственной службы с

указанием "в отставке".

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на

государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,

вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной

службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную

силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания,

препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям,

составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение

должностных обязанностей по государственной должности государственной службы,

на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья,

дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным

служащим, если их государственная служба связана с непосредственной

подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если

доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе

межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений.

26. Прохождение госслужбы.

Прохождение — один из аспектов службы, которая, кроме того,

включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное

обеспечение и др. В действующем законодательстве под прохождением

государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих

индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой

статус служащего. Прохождение — динамика служебного статуса лица, занимающего

государственную должность, процесс пребывания в должности, его служебная

карьера. Основные стадии прохождения службы:

1) поступление (прием) на государственную службу;

2) аттестация и повышение квалификации служащих;

3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических

рангов и т. п.;

4) перевод на другую должность;

5) поощрение;

6) привлечение к ответственности;

7) прекращение службы.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего,

которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и

при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких

личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело

сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни

запрещается.

Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое адм.

производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу;

аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и

факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к

ответственности).

27. Аттестация и повышение квалификации госслужащих.

1. Аттестация государственного служащего проводится в целях: а) определения

уровня профессиональной подготовки; б) определения соответствия занимаемой

должности; в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда; г)

совершенствования деятельности государственного органа.

2. Порядок проведения аттестации определяется Указом Президента

РФ от 9 марта 1996 г. N 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации

федерального государственного служащего" *(108.

3. Указ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и

органам местного самоуправления руководствоваться этим Положением.

4. Аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие в

государственных органах: а) младшие; б) старшие; в) ведущие; г) главные; д)

высшие государственные должности.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза

в четыре года.

5. Аттестацию не проходят служащие:

а) замещающие должность менее года;

б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения

государственной должности;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных лиц

проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного

чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по

конкурсу и(или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания

переподготовки или повышения квалификации.

6. Порядок аттестации включает: а) формирование аттестационной комиссии; б)

утверждение графика проведения аттестации; в) составление списков федеральных

государственных служащих, подлежащих аттестации; г) подготовку необходимых

документов для аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя,

секретаря, членов комиссии. К ее работе привлекаются независимые эксперты.

Руководитель государственного органа утверждает количественный и персональный

состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В ее состав

включают представителей кадровой и юридической служб государственного органа,

а нередко и представителя соответствующего профсоюзного органа.

При аттестации федеральных служащих, замещающих высшие и главные

государственные должности, состав аттестационной комиссии утверждается по

согласованию с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

В государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

17. Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через два

месяца со дня ее проведения. Время болезни и отпуска служащего в этот срок не

засчитывается, т.е. продляет его.

18. Аттестационная комиссия не реже одного раза в шесть месяцев проводит

государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного

разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в

следующих случаях:

1) по инициативе служащего без последующего его перевода на другую

государственную должность;

2) при переводе служащего на государственную должность иной группы и иной

специализации;

3) при назначении на государственную должность впервые.

Рекомендации аттестационной комиссии по результатам экзамена служат

основанием для присвоения квалификационного разряда (классного чина,

дипломатического ранга).

19. После проведения аттестации издается приказ, в котором анализируются

результаты аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной

аттестации и улучшению работы с кадрами.

28. Дисциплинарная ответственность госслужащих.

Дисц. отв-ть хар-ся следующми признаками:

а) основанием ее наступл-я явл-ся дисциплинарный проступок;

б) за такой проступок предусмотрены дисц. взыскания;

в) дисц. взыскания примен-ся в порядке подчиненности уполномоченными органами

(должн. лицами);

г) пределы дисц. власти уполномоченных органов (должн. лиц) определяются правом.

Дисц. проступок образует противоправное, виновное наруш-е дисц., не

влекущее угол. отв-ти.

При наложении дисц. взыскания учитываются:

а) тяжесть соверш. проступка;

б) обст-ва, при которых он совершен;

в) исполнение обяз-тей на протяжении всей службы и поведение служащего.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение гос. служащим возложенных на него

обяз-тей (должн. проступок) органом или рук-лем, имеющим право назначатьгос.

служащего на гос. должность гос. службы, на гос. служащего могут налагаться

следующие дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор;

в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответствии; д)

увольнение.

Гос. служащий, допустивший должн. проступок, может быть временно (но не более

чем на месяц), до решения вопроса о его дисц. отв-ти, отстранен от исполнения

должн. обяз-тей с с охранением денежн. содержания. Отстранение гос. служащего

от исполнения должн. обязан. в этом случае производится распоряжением рук-ля.

Дисц. взыск. налаг-ся приказом компетентного органа или решением коллегии.

Приказ или решение о налож. дисц. взыскания объявляется виновному под

расписку и вступает в силу немедленно.

Гос. служащий вправе обжаловать наложенное на него дисц. взыскание в порядке,

установл. зак-вом.

Дисц. взыск. счит-ся снятым при налич. следующих условий:

а) истек годичный срок давности;

б) лицо не было повторно привлечено к дисц. отв-ти;

в) издан приказ о снятии дисц. взыскания.

31. Режим чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей

территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой

режим деятельности органов государственной власти, органов местного

самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм

собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий

установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные

ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан,

лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также

возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой

исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного

строя Российской Федерации.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение

обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав

и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской

Федерации.

32. Административный договор.

Адм. договор – это соглашение двух или более субъектов АП,

влекущее установл-е, изм.-е и прекращение адм. прав и обяз-стей. Органы исп.

власти (Прав. РФ, центр. федер. органы РФ, органы субъектов РФ) заключают

межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам

связи, борьбы с преступностью, др.), договоры РФ с ее субъектами.

По предметному критерию различают:

а) договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и

предметов ведения);

б) договоры в сфере управления гос. собственностью;

в) договоры, обеспечивающие гос. нужды;

г) контракты с гос. служащими, студентами;

д) финансовые и налоговые соглашения;

е) договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

ж) различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

з) договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости

населения, коммунальные услуги, перевозка в общ. транспорте).

33. Понятие и характеристика видов административного принуждения.

Адм. принужд. используется как средство обеспеч. и охраны

правопорядка в сфере гос. управл-я, выполняет карательную функцию. Адм.

принужд. как метод управл-я состоит в психич., материальном или физич.

воздействии на сознание и поведение людей.

Адм. принужд. присущи следующие признаки:

а) применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры,

при каких усл-ях, в каком порядке, кем могут применяться. четкая регламентация

принуд. мер необходима для соблюд-я принципов неприкосновенности личности,

жилища и личн. собственности граждан;

б) осущ-ся посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;

в) персонифицировано, т.е. применяется только к конкретным субъектам

права, нарушившим адм.-правовые нормы;

г) внесудебн. порядок применения. Использование адм.-принуд. мер

отнесено к компетенции соотв. исполнит. органов (должн. лиц), кот. непосредств.

реализуют их без обращения в суд. Однако в соотв. с рос. зак-вом отд. меры адм.

принуждения используются нар. судами – это относится к случаям наложения

наиболее строгих адм. наказаний за соверш. адм. правонарушений.

д) прмен-ся в целях обеспеч. адм.-правовых норм, кот. формулируют общеобязат.

правила поведения в сфере гос. упр-я, не имеющие ведомственных границ

(правила безоп-сти дор. движения, обеспеч. санитарной безоп-сти).

Адм. принужд. применяют:

а) исп. органы, уполномоченные на осущ. правоохранительных функций в сфере

гос. упр-я (ОВД, контрольно-надзорные органы);

б) исполн. органы, кот. наделены спец. полномоч. по осущ-ю адм. власти;

По целевому назначению меры адм. принуждения подразеляются:

а) на адм.-принудит. меры. Меры адм. предупрежд. используются в целях

предупреждения правонарушения в сфере гос. упр-я, предотвращения

обстоятельств, угрожающих общ. безоп-сти.

б) адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. возд-вия,

применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения

наступления общественно опасных последствий;

в) меры адм. отв-ти (адм. наказания). Адм. наказание – установленная

гос. мера отв-ти за соверш. адм. правонаруш-я, примен-ся в целях предупр-я

соверш-я новых правонаруш. как самим правонарушителем, так и др. лицами. Адм.

наказание не может иметь своей целью унижение чел. достоинства физ. лица,

совершившего адм. правонарушение, или причинение ему физ. страданий, а также

нанесение вреда деловой репутации юр. лица.

По субъекту принуждения различают:

а) гос.-правовое принуждение;

б) общ.-правовое принуждение.

34. Меры административного предупреждения.

Меры адм. предупр. – способы и средства, направл. на предупр. и

предотвращ. правонаруш. и обстоятельств, угрожающих жизни и безоп-ти граждан

или нормальной деят-ти гос. органов, предпр. и организ. Основанием для

применения мер адм. предупрежд. может служить предполож-е о намерении лица

совершить адм. правонаруш. либо другое противоправное деяние. Адм.-предупредит.

меры носят профилактич. хар-р и представляют собой опред. ограничения и

запреты.

Наиболее распространенными явл-ся следующие меры адм. предупреждения:

а) контроль и надзорные проверки;

б) введение карантина; остановка движ. транспорта на отд. улицах (напр.,

авария); закрытие участков гос. границы;

в) проверка документов, контроль и досмотр вещей;

г) принудит. доставление физ. лиц для освидетельствования в мед. учрежд.;

д) санитарный осмотр грузов; е) техосмотр транс. средств и т.п.

35. Меры административного пресечения.

Адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. воздействия,

применяемые в целях прекращ. противоправного деяния и предотвращ. наступл-я

вредных последствий.

В завис-ти от целей, хар-ра, объекта возд-я адм.-пресекат. меры подразд-ся:

а) на меры, применяемые к нарушителю – физ. лицу (требование прекратить

противопр. действия и др.);

б) меры,применяемые к нарушителю – юр. лицу;

в) меры имущественного хар-ра (изъятие огнестр. оружия);

г) меры эпидемиологич. хар-ра;

д) меры финансово-кредитного хар-ра (налож ареста на банковские счета

организац.).

36. Доставление и привод.

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях

составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует

возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление

протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования

транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об

охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление - это принудительное препровождение физического лица в

служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры,

органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей

правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой

процессуальной меры, как адм. задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных

осуществлять доставление. Так, по делам об адм. правонарушениях,

подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется

должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении адм.

правонарушений на транспорте - должностными лицами органов, на которые

возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

при выявлении адм. правонарушений в области охраны окружающей природной

среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и

рыболовства - должностными лицами органов, на которые возложен надзор и

контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление

должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в

протоколе об административном правонарушении или в протоколе об

административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление

или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к

нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о

доставлении это должно быть зафиксировано.

Привод как мера обеспечения производства по делу об административном

правонарушении состоит в принудительном доставлении физического лица, законного

представителя юр. лица, законного представителя несовершеннолетнего, в

отношении которых ведется производство по делу об административном

правонарушении, а также свидетеля с целью выполнения ими процессуальных

действий, которые нельзя выполнить заочно. Так, привод осуществляется в

отношении указанных лиц, если рассмотрение дела об административном

правонарушении отложено в связи с их неявкой без уважительных причин, а

отсутствие указанных лиц препятствует всестороннему, полному, объективному и

своевременному выяснению обстоятельств дела и его разрешению.

37. Адм. задержание.

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы

физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и

если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения

дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Цель адм. задержания как меры обеспечения производства по делу об

административном правонарушении - установление личности правонарушителя,

составление протокола об административном правонарушении, когда его

составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно.

Основанием применения адм. задержания является только совершение лицом адм.

правонарушения.

Не подлежат адм. задержанию иностранные граждане, пользующиеся

дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого

соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или

консульскую карточку и т.д.).

В связи с тем, что административное задержание представляет собой

кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина при применении данной меры - обязанность

государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может

быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП,

о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном

задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий

орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить

задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в

письменной форме.

38. Понятие и признаки административной ответственности.

Основные подходы к пониманию адм. ответственности:

а) Позитивная адм. ответственность – это требование к будущей активной,

инициативной деятельности субъектов адм. права.

б) Традиционная (ретроспективная) адм. ответственность – это вид

юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами

и должными лицами адм. взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) является разновидностью как мер юридической ответственности, так и мер

адм. принуждения;

2) регулируется нормами адм. права, которые в совокупности образуют институт

адм. права;

3) нормативные основания адм. ответственности закрепляются как в законах, так

и подзаконных актах;

4) фактическим основанием адм. ответственности является административное

правонарушение;

5) субъектами адм. ответственности могут быть как физические, так и

юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных взысканий;

7) к адм. ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов

(суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к адм. ответственности не влечет судимости и увольнения с

работы (службы);

9) к адм. ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном)

порядке;

10) меры адм. ответственности реализуются в определенном процессуальном

порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Основания административной ответственности:

· нормативное основание адм. ответственности – система юридических норм,

определяющих основания и порядок реализации адм. ответственности;

· фактическое основание адм. ответственности – совершение лицом деяния,

содержащего признаки состава адм. правонарушения;

· процессуальное основание адм. ответственности – вынесение в

установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о

привлечении к адм. ответственности.

40. Адм. правонарушение: понятие, виды.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ адм. правонаруш. признается

противоправное, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за кото.

КоАПом или законами субъектов РФ об адм. правонаруш-ях установленная адм.

отв-ть.

В характеристике признаков адм. правонаруш. ключевыми явл-ся понятия

действие и бездействие, кот. образуют такое противоправное понятие,

как деяние.

Действие (применительно к адм. правонаруш.) – активная форма повед.

правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и зак.

требований, нарушением запрета (вождение пьяного за рубем).

Бездействие (применительно к адм. правонаруш.) – пассивная форма повед.

правонарушителя, непоср. связанная с невыполнением обязанностей и зак.

требований (не приобрел лицензию).

Признаки адм. правонаруш-я:

Антиобщественность. По соц. значимости деяние, причиняющее вред зак.

интересам граждан, общества и гос-ва, явл-ся антиобщественным;

Противоправность – закл-ся в соверш. деяния, нарушающего нормы адм. и

иных отраслей права (труд., земельного и пр.), кот. охраняются мерами адм.

ответственности;

Виновность. Зак-во рассматривает противоправное деяние, соверш. лицом, в

ка-ве адм. правонаруш-я только в том случае, если имеет место вина лица, т.е.

содеянное было осущ-влено умышленно или по неосторожности.

Наказуемость деяния. Адм. правонарушением признается только то деяние, за

кот. зак-вом предусмотрена адм. отв-ть.

41. Состав административного правонарушения.

Под составом адм. правонаруш. поним-ся установленная правом

совокупность признаков (элементов), при наличии кот. антиобщественное деяние

может повлечь адм. отв-ть.

Элементами состава адм. правонаруш-я явл-ся: объект, объективная сторона,

субъект, субъективная сторона.

1. Объект адм. правонаруш. – общ. отнош-я, возникающие в сфере гос.

управления, регулируемые нормами права и охран. мерами адм. отв-ти (общий

объект). В кач-ве критериев деления общего объекта выступают:

а) отрасли общ. деят-ти, в кот. складываются общ. отнош-я. В соотв. с данным

критерием различают такие родовые объекты, как отнош-я в

сельском хоз-ве, в промышленности, на транспорте;

б) содержание охраняемых общ. отнош. По этому критерию различают такие

родовые объекты, как гос. и общ. порядок, установленный порядок

управл-я, права и свободы граждан, гос. и иные формы собственности;

Каждый адм. проступок имеет видовой, непосредственнй объект

посягательства, кот. явл-ся специфическая группа общ. отнош., общих для ряда

проступков одного рода.

2. Объективная сторона адм. правонаруш-я. Заключ-ся в деянии (действии

или бездействии), кот. выраж-ся в нарушении установленных адм.-правовыми

нормами правил. Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от

времени, места, способа, хар-ра совершенного деяния, наступивших вредных

последствий, соверш-я противоправного деяния. Содержание объект. стороны

может включать характер деяния:

а) повторность. В соотв. с законод-вом под повторностью подраз-ся

соверш. одним и тем же лицом в течение года однородного правонаруш-я, за кот.

оно уже подверглось адм. наказанию.

б) длящееся правонаруш-е. Длящимся явл-ся действие иби бездействие,

сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на

виновного зак-м под угрозой адм. отв-ти. длящееся адм. правонаруш-е явл-ся

единым независимо от предположительности действия или бездействия.

3 Субъектом адм. правонаруш. явл-ся лицо, совершившее адм. правонаруш. По

действ. зак-ву субъектами адм. правонаруш. признаются коллективные и

индивидуальные субъекты.

Коллективные субъекты – юр. лица и иные коллект. образования.

Индивидуальные субъекты – граждане и др. категории лиц, обладающие

адм.-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых проф. и

соц. функций.

4. Субъективная сторона адм. правонаруш. – психическое отношение субъекта

к соверш-мому противопр. действию или бездействию и его последствиям. Может

быть выражено в форме:

а) умысла. Умышл. действие или безд. означ-т, что лицо, соверш. его,

сознавало противопр. хар-р своего действия или безд., предвидело его вредные

посл-я и желало их или сознательно допускало наступл-е этих посл-й либо

относилось к ним безразлично;

б) неосторожности. Адм. правонарш. призн-ся соверш-м по неостор., если

лицо, его совершившее,предвидело возм-ть наступл-я вредных посл-й своего

действия (безд.), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало

на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступл-я

таких посл-й, хотя должно было и могло их предвидеть.

43. Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в

случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что

ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы

адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения

законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено

законом соответствующего субъекта РФ.

Признание юр. лица субъектом адм. ответственности на уровне единого закона

означает, что в случае привлечения юр. лица к адм. ответственности на него

распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об

адм. правонарушениях, правила назначения адм. наказаний, процессуальный

порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к

ответственности и его исполнения.

Ответственность юридических лиц наступает только за те правонарушения, в

отношении которых установлена его вина Это означает, что юр. лицо, в

отношении которого ведется производство по делу об административном

правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет установлена

вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица,

рассмотревших дело. При этом юр. лицо, привлекаемое к адм. ответственности,

не обязано доказывать свою невиновность.

За совершение адм. правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться и

применяться следующие административные наказания: предупреждение;

административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета

адм. правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета адм.

правонарушения.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера

правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица,

обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к

ст.4.1).

Назначение адм. наказания юр. лицу не освобождает от адм. ответственности за

данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к

адм. ответственности физического лица не освобождает от адм. ответственности

за данное правонарушение юр. лицо.

44. Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм.

правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих

служебных обязанностей.

Впервые в законодательстве об адм. ответственности закрепляется понятие должн.

лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП

дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу,

следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными

полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в

установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц,

не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в

государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и

воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей

и других работников иных организаций, выполняющих

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а

также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.

лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство

коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение

мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к

административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению

имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских

счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Впервые в законодательстве об адм. ответственности закрепляется понятие должн.

лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП

дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу,

следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными

полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в

установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц,

не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в

государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и

воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей

и других работников иных организаций, выполняющих

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а

также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.

лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство

коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение

мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к

административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению

имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских

счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов

адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

45. Характеристика административных наказаний.

АН – установл-я. гос. мера отв-ти з аосрвеш-е адм. правонаруш.

примен-ся в целях предупрежд-я совершения новых правонаруш. как самим

правонарушителем, так и другими лицами. АН не может иметь своей целью унижение

чел. дост-ства физ. лица, совершившего адм. правонаруш., или причинение ему

физ. страд., а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.

Виды АН:

предупреждение; адм. штраф;

возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;

конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я;

лишение спец. права, предоставленного физ. лицу; адм. арест;

адм. выдворение за пределы РФ иностр. гражданина или лица без гражд.;

дисквалификация.

В отношении юр. лица могут применяться следующие адм. наказания:

предупреждение; адм. штраф;

возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;

конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я.

Предупреждение, адм. штраф, лишение спец. права, предоставленного физ. лицу,

адм. арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в

кач-ве основных адм. наказаний.

За одно адм. правонарушение может быть назначено основное либо основное и

доп. адм. наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи

Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об адм. отв-ти.

46. Административный штраф.

Адм. штраф как мера адм. наказания по своей сущности является денежным

взысканием. Юр. содержание адм. штрафа проявляется в следующем:

адм. штраф является основным наказанием;

особенностью данного наказания является возможность его установления не

только КоАП, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ

об адм. ответственности;

штраф, представляя собой адм. наказание имущественного характера, в отличие

от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.

Адм. штраф может выражаться в величине, кратной:

а) МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным

законом на момент окончания или пресечения адм. правонарушения.

б) стоимости предмета адм. правонарушения, на момент окончания или пресечения

адм. правонарушения;

в) сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания

или пресечения адм. правонарушения, сумме незаконной валютной операции.

Таким образом, здесь предусматриваются различные варианты определения

размеров штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от

условий развития экономической жизни. Например, с учетом темпов инфляции

минимальный размер оплаты труда постоянно корректируется, следовательно,

корректируется и размер штрафа.

2. Размер адм. штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.

Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от

субъекта, привлекаемого к адм. ответственности. Так, размер адм. штрафа,

налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты

труда, не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на

должностных лиц - пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на

юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает,

что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального

пределов.

Адм. штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке. В случае,

если при совершении адм. правонарушения назначается адм. наказание в виде адм.

штрафа в размере, не превышающем одного МРОТ, а при нарушении

таможенных правил - в размере, не превышающем 10 МРОТ, взимание штрафа возможно

в рамках упрощенного производства. Если лицо, в отношении кот. возбуждено дело

об административном правонарушении, оспаривает наличие события адм.

правонарушения или назначенный штраф, составляется протокол об административном

правонарушении.

47. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на

территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих

основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на

территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм.

юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными

договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав

дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов

их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских

должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих

официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности

вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного

права.

48. Адм. выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без

гражданства. Соотношение административного выдворения и депортации.

Адм. выдворение характеризуется следующими чертами:

оно может быть установлено только федеральными законодательными актами в

качестве как основного, так и дополнительного наказания;

оно устанавливается с целью предупреждения и пресечения действий иностранных

граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения

государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и

нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан

и других лиц. Адм. выдворение предусматривается за нарушение режима Гос.

границы РФ; нарушение режима в пунктах пропуска через Гос. границу РФ;

нарушение ин. гражд. или лицом без гражданства режима пребывания в РФ;

нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы;

данная мера адм. наказания устанавливается в отношении иностранных граждан

или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения

иностранным гражданином или лицом без гражданства адм. правонарушения при

въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами;

адм. выдворение как вид адм. ответственности может применяться к иностранным

гражданам и лицам без гражданства, находящимся только на законном основании

на территории России. К лицам, не имеющим статуса лиц, законно проживающих

или пребывающих на территории РФ, и пересекших Государственную границу РФ с

территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую

Федерацию документов, применяется адм. выдворение как мера пресечения;

иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым применено адм.

выдворение, въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение одного года

со дня адм. выдворения в принудительном порядке.

Принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в

случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего

пребывания (проживания) в Российской Федерации.

ст. 2 федерального закона от 25.07.2002 Ї 115-ФЗ "О правовом положении

иностранных граждан в Российской Федерации"

51. Адм. расследование: понятие, основания.

АР проводится в случаях, если после выявления адм. правонаруш.

осуществл-ся экспертиза или иные процесс. действия, требующие значит. временных

затрат. Такие адм. нарушения выявл-ся в области антимонопольного, валютного

зак-ва, закон-ва о рекламе, о защите прав потребителей и пр.

АР проводится по месту соверш. или выявления адм.правонаруш.

Срок проведения АР не может превышать 1 месяца с момента возбужд. дела об

адм. правонаруш. В исключит. случаях указанный срок по письменному

ходатайству должн. лица, в производстве кот. нах-ся дело, может быть продлен

вышестоящим должн. лицом – на срок не более 1 мес. По делам о наруш.

таможенных правил этот срок может быть продлен нач. вышестоящего таможенного

органа на срок до 6 мес.

52. Правила назначения административного наказания.

Главой 4 КоАП предусмотрены следующие общие правила назначения АН:

1. Адм. наказание за совершение адм. правонарушения назначается в пределах,

установленных законом, предусматривающим ответственность за данное адм.

правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении адм. наказания физическому лицу учитываются характер

совершенного им адм. правонарушения, личность виновного, его имущественное

положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и

обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении адм. наказания юр. лицу учитываются характер совершенного

им адм. правонарушения, имущественное и финансовое положение юр. лица,

обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и

обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение адм. наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности,

за неисполнение которой адм. наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то

же адм. правонарушение.

При совершении лицом двух или более адм. правонаруш. АН назначается

за каждое совершенное адм. правонаруш-е.

Если лицо совершило неск. адм. правонаруш., дела о кот. рассматриваются одним

и тем же органом, должн. лицом, наказание назнач-ся в пределах только одной

санкции.

Лицо, кот. назначено адм. наказ. за соверш. адм. правонаруш., счит. подвергнутым

данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения

пост-я о назначении АН.

Судья, рассматривая дело об адм. правонаруш., вправе при отсутствии спора о

возмещении имущ. ущерба одновременно с назначением адм. наказания решить

вопрос о возмещ. имущ. ущерба.

Споры о возмещении имущ. ущерба разреш-ся судом в порядке гражданского

судопроизводства. По делу об адм. правонаруш., рассматриваемому иными

уполномоч. органами или должн. лицом, спор о возмещении имущ. ущерба разреш-ся

судом в порядке гражд. судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного адм. правонарушением,

рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.

53. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В целях пресечения адм. правонарушения, установления личности нарушителя,

составления протокола об административном правонарушении при невозможности

его составления на месте выявления адм. правонарушения, обеспечения

своевременного и правильного рассмотрения дела об административном

правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное

лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения

производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) адм. задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся

при физическом лице; осмотр принадлежащих юр. лицу помещений, территорий,

находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу

об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке,

предусмотренном гражданским законодательством.

Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным

правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного

правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям -

возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления

по делу и исполнению постановления.

54. Пересмотр постановлений по делу об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) лицом, в отнош. кот. ведется пр-во по делу;

2) потерпевшим;

3) зак. представителями физ. лица;

4) зак. представителями юр. лица;

5) защитником и представителем.

Постановление обжалуется:

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения

коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, -

в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном

правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Порядок подачи жалобы состоит в следующем:

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление

по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы

направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий

орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении адм. наказания в виде адм.

ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Можно

подать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного

лица, которым обжаловано постановление по делу об административном

правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в

течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

государственной пошлиной не облагается.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об

административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения

жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие

производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют

дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым

при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по

подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции

соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит

рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами

дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в

течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к адм.

ответственности, отбывает административный арест.

Судья, должн. лицо рассматривают жалобу на постановление по делу единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном

правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении пост-я без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении пост-я, если при этом не усиливается адм. наказание или иным

образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено

постановление;

3) об отмене пост-я и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы

одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего

Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было

вынесено постановление;

4) об отмене пост-я и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в

орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях

существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим

Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть

дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном

правонарушении, влекущем назначение более строгого адм. наказания, если

потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного адм. наказания;

5) об отмене пост-я и о направлении дела на рассмотрение по

подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что

постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным

лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном

правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по

подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к

компетенции данных судьи, должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или

высылается физическому лицу или законному представителю юр. лица, в отношении

которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае

подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное

должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе

на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения

жалобы, а затем в вышестоящий суд.

56. Понятие и особенности производства по делам об административных

правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях

совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них

деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер адм.

наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским

судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении

имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление

о привлечении его к адм. ответственности, то суд рассматривает ее в

соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский

процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам,

возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в

удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в

русло адм. процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм

адм. права.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно

различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф

налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной

деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма

(гласности, участия общественности), оперативности. Производство

осуществляется и на основе общих норм и принципов адм. права. Выявление

объективной истины по делу – важнейшая задача производства. Данный принцип

обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать

все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в

действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход

к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей

невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция

добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция

невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый

к адм. ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет

доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует

также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к

ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это

право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение

толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к

случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное

обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных

постановлений.

Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных

субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в

ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не

распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как

обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если

законом установлена ответственность организации за виновные действия, она

обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в

совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины

доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в

гражданско-правовых отношениях.

57. Административный процесс.

Юридический процесс - урегулированная правовыми нормами

совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения

определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, адм.

и судебных органов.

Административный процесс – совокупность

административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и

должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них

задач и функций.

Признаки административного процесса:

1) вид юр. процесса, соотносятся как часть и целое;

2) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов

государственного управления;

3) обеспечивает условия для реализации материальных норм адм. права;

4) целью процесса является достижение определенных юридических результатов и

разрешения управленческих дел;

5) результаты адм. процесса (как промежуточные, так и окончательные)

закрепляются в официальных актах (документах);

6) регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в

совокупности образуют самостоятельный институт адм. права;

7) обладает определенным строением (структурой).

НЕОТВЕЧЕННЫЕ ВОПРОСЫ

10. Административно-правовой режим въезда в РФ и выезда из РФ.

11. Административно-правовой статус военнослужащих. Альтернативная

гражданская служба.

13. Административно-правовой статус беженцев.

14. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев.

19. Государственная служба как правовой институт.

29. Поощрение и гарантии для госслужащих.

30. Прекращение госслужбы.

39. Правовое регулирование административной ответственности и

административных правонарушений.

42. Субъекты административной ответственности.

49. Задачи и принципы производства по делам об административных

правонарушениях. Обстоятельства, исключающие производство.

50. Возбуждение дела об административных правонарушениях.

55. Виды органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об

административных правонарушениях.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.