РУБРИКИ

Лекция: Экологическая экспертиза

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Экологическая экспертиза

неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных

с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой

деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для

снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения

конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

Принципы экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском

законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе "Об охране

окружающей природной среды" (ст.35), выделяющем среди них принципы:

обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в

организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а

также в законе “Об экологической экспертизе”, добавляющем принципы

презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической

безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации,

гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует и

действует принцип "платности" экологической экспертизы.

Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что

"ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды,

предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а

финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится

только при наличии положительного заключения ГЭЭ..." (ст. 70). Закон “Об

экологической экспертизе” добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ

моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и

обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того он

закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения

(ст. 18): “... положительное заключение ГЭЭ является одним из

обязательных условий финансирования и реализации объекта

государственной ЭЭ...”, а также то, что “... правовым последствием

отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта

ГЭЭ”. Это касается и международно-правовой деятельности: “

...несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта

международного договора является основанием признания его недействительным”

Правда на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к

проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредное

воздействие на окружающую природную среду.

Принцип научной обоснованности, объективности и

законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах в связке и означает,

что ЭЭ и ОВОС представляют собой научно-исследовательский процесс и должны

производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием

новейших форм и методов научных исследований квалифицированными

учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не

столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий,

разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также

выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

Принцип независимости и вневедомственности

относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности

является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и

проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их

надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое

обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного

волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться

только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами.

Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако на

практике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от ГЭЭ (пока

та не признает её результатов), а второй раз - от групповых общественных

интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее

сформировавшейся целью - доказать невозможность принятия решения о реализации

объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица,

её проводящие, как правило, сами зависимы, причем финансово, от заказчика

документации.

Принцип широкой гласности и участия общественности

предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых

решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы,

возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и

доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для

последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в

частности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административную

ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление,

или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким

правонарушением вреда. Гласность экологической информации тесно связана с

привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы

такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны:

рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении

экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав

экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ,

проведение референдумов и т.д.

Виды и типы экологической экспертизы в России находятся в стадии

развития. В законодательстве определены два вида ЭЭ -

государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в

России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по

типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и

специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционной

деятельности и т.д.).

Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных

"объектовых" групповых типа: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектных

материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить

экспертизу или ОВОС, приводит к понятию ведомственной экспертизы.

Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств, имеющих кроме

Госкомэкологии России отношение к экспертизе и оценкам в данной области,

насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае

оказывается также довольно много. Однако только "ведомственный" подход,

оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС,

неприемлем в случае комплексной экологической экспертизы и ОВОС. Именно поэтому

для координирования организации и проведения ГЭЭ законодательством и

административно Госкомэкология (Минприроды) РФ определена в качестве органа,

осуществляющего межведомственные связи и координацию в сфере экологической

экспертизы.

Отнесение типа ЭЭ или ОВОС к этапам хозяйственной деятельности ещё более

сложно, т.к. таких этапов может быть не менее 4-х (планирование,

проектирование, строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийное

осуществление деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация

материальной структуры этой деятельности). Сложность типизации экспертиз

увеличивается тем, что на каждом этапе деятельности одновременно или

последовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих в себе

экспертные функции: экомониторинг, экологическое обоснование, ОВОС,

предварительный экоаудит и собствено ЭЭ (государственная и/или общественная).

В итоге получается матрица "парных" типов ЭЭ, например, "ОВОС проекта", или

"ГЭЭ программы ликвидации (пререпрофилирования и т.д.) предприятия", или

"экоаудит предплановой документации" и т.д.

Субъектами государственной экологической экспертизы закон

определяет "государственные органы и экспертные комиссии...", а в законе

“об экологической экспертизе” уточняются их полномочия на федеральном уровне и

уровне субъектов Российской Федерации и вводится понятие “специально

уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы

” (ст. 13). Таковыми являются: “федеральный специально уполномоченный на то

государственный орган в области охраны окружающей природной среды -

Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальные органы, которые имеют

исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы,

и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения,

специализированные в области организации и проведения ГЭЭ”.

Помимо этого, в определении условий природопользования и, соответственно, их

согласовании, предшествующем экологической экспертизе, участвуют следующие

органы государственного контроля и надзора (на федеральном уровне):

1. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству

(Роскомзем).

2. Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российской

Федерации.

3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (в части геологии и

использованию недр, а также водных ресурсов).

4. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России).

5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

(Госатомнадзор России).

6. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).

7. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство).

8. Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

(Департамент охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России).

9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей

среды (Росгидромет), с 30.05.98 г. подчиненная Госкомэкологии РФ.

Примечание:

Условия землепользования в обязательном порядке согласуются с основным

землепользователем.

При изменении условий природопользования в процессе проектирования или при

истечении срока действия согласований необходимо провести дополнительные

согласования этих изменений до представления материалов в территориальные

органы государственной экологической экспертизы.

Закон “Об экологической экспертизе”, рассматривая субъекты ЭЭ, впервые

определяет понятия “экспертная комиссия государственной экологической

экспертизы” (ст. 15) и “эксперт государственной ЭЭ” (ст. 16). Кроме

того, этот же закон закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента,

Федерального Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст.

5), определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, права

и обязанности федерального и территориальных специально уполномоченных

государственных органов в области экологической экспертизы (ст. 7 и 8).

В учебно-правовой и другой литературе указывается, что субъектами ЭЭ и

ОВОС должны выступать, как правило, не одна, а как минимум три стороны:

заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель. Заказчиком является

властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать

подобную ЭЭ или проводить ОВОС. Подрядчиком (исполнителем) обычно

является НИИ или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести

экспертизу (ОВОС), или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным

органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе

общественных отношений следует считать предприятие (организацию, учреждение),

объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа, а также

население. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при

назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения

экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число

субъектов и их виды могут меняться. В соответствии с этим, в самом широком

смысле, в качестве субъектов ЭЭ и ОВОС можно рассматривать следующие:

- широкую общественность, если и не проводящую ОЭЭ, то хотя бы участвующую в

ГЭЭ или при проведении ОВОС в качестве наблюдателей;

- представителей научно-исследовательских и проектных организаций, не

входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и

документы, подлежащие экспертизе, т.е., фактически проводящих первичную

стадию - экологическое обоснование и/или ОВОС ;

- работников государственных органов контроля и надзора, а также других

организаций и учреждений, (в т.ч. ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию о

нарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих

объектов экологической экспертизы или аудита (ЭА);

- персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА .

Объекты экологической экспертизы и ОВОС как правило совпадают. В

законодательстве обозначены лишь общие типы объектов,

подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные

и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на

территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также

экологические обоснования лицензий и сертификатов.

К предплановыми материалам (работам) относятся документы

информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные,

собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К

предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства,

территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей

природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемы

расселения, схемы и планы развития городов и территорий, в т.ч. районной

планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и

использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и

территорий (в т.ч. зон экологического бедствия, свободных экономических и

эколого-экономических зон).

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки

строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные

положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные

условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие

проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение,

ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая

и сметная документация.

Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснований лицензий

(см. раздел 3.3.1). К объектам экологической экспертизы законом отнесены

также экологические обоснования сертификатов.

Наиболее полно и подробно в действующем российском законодательстве объекты

государственной ЭЭ определены в Законе “Об экологической экспертизе”. Кроме

вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет в качестве

них следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-

технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами

государственной власти РФ и ее субъектов, проекты материалов, подлежащих

утверждению органами государственной власти РФ и ее субъектов, предшествующих

разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на

соответствующей территории и т.д. (около 20 типов материалов).

Существенно новым с т.з. объектов ЭЭ является то, что к ним относятся теперь

и объекты государственной ЭЭ, ранее уже получившие положительное заключение,

в случае: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ), изменения

условий природопользования, реализации объекта экспертизы с отступлениями от

документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения

изменений в эти документы, истечения срока действия положительного заключения

ГЭЭ, внесения в проектную документацию изменений после получения

положительного заключения государственной ЭЭ.

Все вышеуказанные типы объектов ГЭЭ конкретизируются и дополняются

принимаемыми подзаконными актами в данной области. Разработан конкретный

Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке

обосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится в

обязательном порядке. Перечень закреплен в Положении “Об оценке воздействия

на окружающую среду в РФ”. Он содержит 33 основных типа объектов и видов

деятельности, характеризуемых предельными значениями мощности,

производительности, тепловой нагрузки (например ТЭЦ), объемом отходов или

хранящихся веществ, другими количественными характеристиками объектов,

позволяющими судить об их экологической вредности или опасности.

Исследования, проведенные ВНИИприроды, уточняют перечень экологически опасных

объектов и видов хозяйственной деятельности (в соответствии с Конвенцией об

оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

1. Объекты ядерно-топливного цикла - установки, предназначенные для

производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного

ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов

,ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.

2. Топливно-энергетические объекты - атомные, гидравлические и тепловые

электростанции и крупные установки для сжигания топлива мощностью 300 МВт

пара и более.

3. Черная и цветная металлургия - установки для доменного и мартеновского

производства, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительные и

металлообрабатывающие предприятия, за исключением производства без литейных и

предприятий, на которых отсутствуют цеха химической обработки руд.

4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность, за

исключением заводов по производству смазочных материалов из сырой нефти и

установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев

мощностью до 500 т/сут.

5. Химическая промышленность - химические комбинаты, предприятия по

извлечению, производству и переработке асбеста и асбестсодержащих продуктов

(асбестцементной продукции - мощностью свыше 20 тыс. т./год, фрикционных

материалов - мощностью свыше 50 т/год готовой продукции, прочих изделий - в

объёмах свыше 200 т/год ), стекла,минеральных удобрений, пестицидов и других

ядохимикатов.

6. Коксохимическое производство, заводы термической переработки твердого

топлива.

7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ.

8. Целлюлозно-бумажная промышленность - производство древесной массы,

целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объёмом 200 т и более.

9. Легкая промышленность - фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти,

кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия за исключением

производств пряжи и тканей из хлопка, льна и шерсти при отсутствии красильных

и отбельных цехов, обуви, шелков, трикотажа и кружев, швейных фабрик.

10. Строительная индустрия - предприятия с гидромеханизированной добычей

песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.

11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

12. Нефте-газо- и нефтепродуктопроводы диаметром труб более 300 мм и

магистральные водоводы.

13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5 тыс.куб.м),

нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений

(емкостью 5 тыс.т и более), пестицидов (мощностью 850т и более), наземные

хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов,

взрывчатых веществ и ракетного топлива.

15. Магистральные автомобильные дороги, автострады общегосударственного,

республиканского, областного (краевого) значения, аэропорты длиной взлетно-

посадочной полосы 1500 м и более.

16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты на них,

принимающие суда грузоподъемностью 1350 т и и более.

17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты очистки и промывки

вагонов.

18. Животноводческие комплексы - свиноводческие (50 тыс.голов и более), по

откорму молодняка КРС (6 тыс.голов и более), КРС (1200 коров и более),

птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров и более).

19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магистральные каналы.

20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы поверхностных вод

производительностью более 1 куб.м /сек и подземных вод при заборе воды 10

млн.куб. м и более).

21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.

22. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и

захоронения нерадиоактивных (промышленных, сельскохозяйственных и др.)

отходов.

23. Санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения -

мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования

отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых

бытовых отходов районного (областного ) значения.

24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гидротехнических и

других промышленных объектов).

25. Космодромы.

Примечание:

На все объекты,расположенные в зонах экологического бедствия, чрезвычайных

экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном объёме.

Тема № 3 . ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ (ПРОЦЕДУРА) ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС.

Процедура, включающая в себя случай и основания для назначения,

условия организации и порядок проведения, организационные формы и

правила, учитываемые аспекты, а также конечные результаты,

отличается для различных видов и типов экологических экспертиз. Рассмотрение

этих различий, прежде всего между государственной и общественной ЭЭ, между

процедурой ОВОС и процедурой ГЭЭ, а также между другими типами специальных

экспертиз или оценок помогают студенту (слушателю) лучше понять и усвоить

организационно-процедурную сторону этого вида экологической деятельности, что

немало важно при формировании профессионального эколога-эксперта.

Основания и случай проведения экологической экспертизы в

законодательстве четко не определены. Как отмечают практики, "представляется

важным дать более определенное описание случая, не ограничиваясь только

перечнем объектов, подлежащих ГЭЭ...". Предлагаются критерии для определения

случая ГЭЭ, к числу которых относятся:

конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано

выраженные требования по своему составу и объему;

решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной

власти;

инициативное решение саого специально уполномоченного в области ЭЭ

государственного органа (органа государственной ЭЭ);

решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса -

для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети голосов граждан, проживающих

на данной территории.

При этом "как бы для себя" Москомприрода в проекте Положения "Об

экологических обоснованиях инвестиционных, градостроительных, хозяйственных

наерений, работ и деятельности в г. Москве предлагает Перечень

намерений/видов деятельности, требующих заключения ГЭЭ:

1. Любые градостроительные намерения/деятельность, материалы, определяющие

развитие города, его округов, территорий и отраслей, не относящихся к иному

перечню настоящего Положения.

2. Проекты разещения, реконструкции объектов и сооружений в зонах особого

режима природопользования (охранные зоны, парки и др), а также на территориях

гослесфонда.

3. Намерения/деятельность по реализации экологически опасных видов

деятельности, поименованной в нормативных документах.

Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой

деятельности и обязательности ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех

случаях по указанным в законе объектам ‑ на основании

представления материалов в экспертизу. Но отсюда не следует прямое

основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через

права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области

ЭЭ это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное

прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к

повторной экспертизе, которая осуществляется на основании

решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона “об ЭЭ”.

На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания

сформулированиы следующим образом ‑ Государственная экологическая

экспертиза проводится на основании:

поручений Правительства Российской Федерации;

решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных

органов);

указаний руководства Госкомэкологии России;

заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической

экспертизе;

решения судебных органов соответствующей инстанции;

в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической

экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области

экологической экспертизы.

Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения

повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное

заключение ГЭЭ:

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то

государственным органом в области охраны окружающей среды;

доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

внесение изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.

реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей

положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную

документацию;

истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ;

Не менее важным, чем основания, для эколого-правовой практики является то, как

определяются условия проведения ЭЭ. Ранее не

регламентировавшиеся в законодательных актах, они закреплены теперь в законе

“об ЭЭ” (ст. 14). Не слишком углубляясь в подробности, к таким условиям по

Закону можно отнести: соответствие формы и содержания представляемых

материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в

составе представляемой документации материалов ОВОС, необходимых

положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих

органов (ведомств); материалов обсуждений объекта ЭЭ с

общественностью; предварительная оплата ЭЭ заказчиком документации и др.

Положение "О порядке проведения ГЭЭ" конкретизирует некоторые нормы Закона в

отношении государственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится

при условиях:

регистрации представляемых материалов в установленном порядке и

предварительной проверки их полноты и достаточности;

оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о

регистрации и при необходимости представления заказчиком в

установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы

материалов;

соответствии материалов установленным требованиям;

создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально

уполномоченному органу в области ЭЭ её состава;

назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а

в исключительно сложных случаях ‑ до 6 месяцев);

выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;

информирования заинтересованных организаций о её результатах.

Все вышеперечисленные условия организации и проведения экологической

экспертизы применяются как в случае государственной, так и ОЭЭ.

В указанных, а также других нормативно-методических документах, а также

замечаниях практиков, эти условия, а также порядок учета природных,

социально-экономических и других факторов при проведении ЭЭ регламентируются и

рассматриваются более подробно. Так, в соответствии с "Руководством по

экологической экспертизе предпроектной и проектной документации" рекомендуется

представлять на ГЭЭ материалы, учитывающие следующее аспекты:

- информацию о природной среде (природные условия) и о хозяйственном

использовании территории, о природоохранных объектах, о количественных

показателях состояния компонентов экосистем;

- оценку существующего экологического состояния ( ситуации) территории ;

- сведения об экономическом потенциале, социальной среде и здоровье населения;

- данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия на ОС;

- ограничения по пользованию природной средой или природным ресурсами;

- прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;

- оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;

- характеристику и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других

мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта или

деятельности.

Более подробно аспекты, учитываемые при проведении ОВОС и экологической

экспертизы, а также экологические требования рассматриваются в следующей

теме.

Для унификации процедур экологического обоснования, ОВОС и государственной

экологической экспертизы Госкомэкологией РФ разработан специальный Перечень

рекомендованных к использованию нормативных документов.

Общие требования к содержанию подаваемых на ЭЭ документов и материалов

(нормативных документов, экологических обоснований в прединвестиционной, в

предпроектной и проектной градостроительной и другой документации, а также

экологических обоснований техники, технологии, материалов и лицензий)

отражены в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной

деятельности. Ряд требований по документации содержется также в Регламенте

проведения ГЭЭ, который в настоящий момент является основным "процедурным"

документом по экологической экспертизе вообще.

Процедура ГЭЭ закреплена её Регламентом, описывающим

эколого-экспертный процесс. Регламент разработан с целью установления

единых правил проведения государственной экологической экспертизы в Российской

Федерации и предназначен для использования: государственными органами,

организующими государственную экологическую экспертизу; экспертами

государственной экологической экспертизы; заказчиками материалов, подлежащих

государственной экологической экспертизе. Регламент рекомендован для

общественных организаций (объединений), осуществляющих экологическую

экспертизу.

Государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование

государственной ЭЭ осуществляется за счет средств заказчика материалов,

подлежащих ГЭЭ. Стоимость проведения государственной экологической экспертизы

определяется в соответствии с нормативными документами Госкомэкологии России,

утвержденными в установленном порядке (в частности, постановления

Правительства).

В Регламенте определен порядок предварительного рассмотрения документации

, поступившей на ГЭЭ. Основные его моменты заключаются в следующем.

Материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе,

представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные

документы - в одном экземпляре.

Материалы, поступившие в подразделение, специализированное в области

проведения государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России или

его территориального органа (экспертное подразделение), регистрируются в

установленном порядке и передаются на исполнение штатному сотруднику -

ответственному исполнителю. Ответственного исполнителя из числа штатных

работников, обеспечивающего организацию и соблюдение процедуры проведения

государственной экологической экспертизы, назначает начальник экспертного

подразделения.

Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов

проверяет комплектность поступившей документации и соответствие требованиям

ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе ", а также раздела 2

Регламента.

При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям,

природоохранный орган в течение семи дней после регистрации поступивших

материалов уведомляет заказчика о недостающих материалах и сроках их

представления.

Документация, не укомплектованная в течение установленного срока (но не более

одного месяца со дня получения извещения), возвращается заказчику с

письменным уведомлением.

При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:

категорию сложности государственной экологической экспертизы;

продолжительность её проведения; количество привлекаемых экспертов;

стоимость проведения государственной экологической экспертизы;

подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о

необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в

течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и

расчета стоимости экспертизы.

Категория сложности государственной экологической экспертизы определяется

сложностью объекта экспертизы: экологической опасностью намечаемой

деятельности, сложностью природных условий, опасностью природных процессов и

экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности,

а также объемом разработанной и представленной на экспертизу документации.

Сложность объекта государственной экологической экспертизы определяется в

соответствии с Классификатором экологической опасности намерений и

деятельности и включает З категории процедуры проведения государственной

экологическое экспертизы: сложную, средней сложности и простую. В основу данной

классификации заложены предложения Москомприроды.

Продолжительность проведения экспертизы зависит от сложности объекта

государственной экологической экспертизы и составляет: экспертиза простая

‑ до 30 дней; экспертиза средней сложности ‑ до 60 дней;

экспертиза сложная ‑ до 120 дней. Срок проведения государственной

экологической экспертизы может быть продлен приказом специально

уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы,

но не должен превышать шести месяцев для сложной экспертизы.

При непоступлении документа, подтверждающего оплату проведения

государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения

заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая

экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным

уведомлением.

Организация проведения государственной экологической экспертизы.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается

не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного

поручения).

В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает предложения по

кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии

(ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных

сотрудников, обычно это - ранее назначенный ответственный исполнитель).

Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель: уточняют

численный состав экспертной комиссии, определяют персональный состав

экспертной комиссии и формируют при необходимости группы экспертов;

подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии;

подготавливают техническое задание руководителям групп. Число членов

экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех.

Проведение государственной экологической экспертизы несложных объектов может

быть поручено экспертной комиссии из числа штатных экспертов специально

уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы.

Оплата участия штатных экспертов в проведении государственной экологической

экспертизы объектов внебюджетного финансирования производится в порядке,

определенном "Положением об оплате труда внештатных экспертов государственной

экологической экспертизы Госкомэкологии России и его территориальных органов

в субъектах Российской Федерации" (утв. приказом Минприроды России 14.05.96

г).

Ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание на проведение

ГЭЭ; трудовые соглашения с каждым членом экспертной комиссии; проект приказа

на проведение ГЭЭ и представляет его руководству Госмкомэкологии России или

его территориального органа.

Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания

приказа Госкомэкологии России (его территориального органа) о проведении

экспертизы.

Продолжительность проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости

экспертных работ по объекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней. В

процессе проведения государственной экологической экспертизы при

необходимости могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение сроков

проведения ГЭЭ оформляется приказом Госкомэкологии России или его

территориального органа. При этом общий срок проведения ГЭЭ не должен

превышать шесть месяцев.

Ответственный исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о

проведении ГЭЭ информирует об этом органы государственной власти и органы

местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта

экспертизы.

Руководитель экспертного подразделения утверждает техническое задание на

проведение ГЭЭ, а также технические задания руководителям групп и экспертам.

Руководитель экспертного подразделения и эксперты подписывают трудовые

соглашения между ними и специально уполномоченным государственным органом в

области экологической экспертизы.

Порядок работы экспертной комиссии. Работа экспертной комиссии

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют

члены экспертной комиссии, представители заказчика), а также, при

необходимости, других заинтересованных организаций.

Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня,

реализация которых затрагивает интересы субъекта Российской Федерации,

проводится с участием соответствующего территориального органа Госкомэкологии

России. Участие территориального органа может осуществляться в следующих

формах: территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего

представителя (или нескольких экспертов); территориальный орган передает свои

аргументированные заключения с выводами о возможности реализации объекта

экспертизы.

На организационном заседании:

представитель экспертного подразделения сообщает о приказе по проведению ГЭЭ;

руководитель экспертной комиссии докладывает о порядке проведения ГЭЭ объекта;

представитель заказчика (разработчика) представленной документации

докладывает о характере намечаемой деятельности;

уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и

экспертов;

определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;

определяется срок подготовки проекта сводного заключения экспертной комиссии.

По результатам организационного заседания оформляется протокол и прилагается

явочный лист, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем

экспертной комиссии.

Члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на

государственную экологическую экспертизу, и подготавливают индивидуальные

экспертные заключения. Проекты групповых заключений обсуждаются на заседаниях

экспертных групп.

Приказом, при необходимости, предусматривается выезд на место членов

экспертной комиссии для получения дополнительной информации и проведения

выездных заседаний экспертной комиссии. Приказом по Госкомэкологии в состав

экспертной комиссии могут дополнительно включаться специалисты по конкретным

вопросам рассматриваемого объекта.

Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу

экспертов или руководителя экспертной комиссии, руководитель экспертного

подразделения направляет официальное уведомление заказчику о предоставлении

недостающих материалов.

Рабочие заседания экспертных групп оформляются протоколом и явочным листом,

которые подписываются руководителем группы.

В ряде случаев, в целях решения возникающих вопросов, руководитель экспертной

комиссии и руководители групп могут приглашать для участия в рабочих

заседаниях экспертной комиссии представителей заказчика. В случае запроса

заказчика документации о возможности участия своего представителя в рабочих

заседаниях экспертной группы, этот вопрос решается руководителем экспертной

группы или экспертной комиссии.

После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп

подготавливают и представляют ответственному секретарю или руководителю

экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения. Руководитель

экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают

заключения экспертов и готовят проект сводного заключения.

До проведения заключительного заседания экспертной комиссии ответственный

секретарь информирует заказчика о проекте заключения государственной

экологической экспертизы и приглашает на заключительное заседание экспертной

комиссии представителя заказчика документации.

Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании

экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики

материалов, представители других заинтересованных организаций. Руководитель

экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и

выводах сводного заключения. Приглашенные на заключительное заседание

экспертной комиссии могут высказать свое мнение по проекту сводного

заключения.

Принятие решения по сводному заключению государственной экологической

экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии и

сотрудников Госкомэкологии России (его территориального органа).

Заключительное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом и явочным

листом, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем

экспертной комиссии.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно

содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют

существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных

решений.

При наличии замечаний экспертов по проекту сводного заключения экспертной

комиссии, документ (или сводное заключение) дорабатывается и подписывается

руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее

членами.

Сводное заключение подлежит доработке и в случае его неподписания

руководителем специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ

в связи с: нарушением процедуры проведения экологической экспертизы или

несоответствием выводов заключения и замечаний экспертов. Заключение

экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его

подписавших.

В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами сводного заключения,

эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая

прикладывается к сводному заключению. При этом эксперт подписывает заключение

с отметкой "особое мнение".

При отсутствии под заключением подписей квалифицированного большинства членов

комиссии, заявлении о наличии особого мнения или подписании заключения со

ссылкой о наличии особого мнения экспертами (составляющими более одной трети

списочного состава комиссии), руководитель комиссии совместно с руководителем

экспертного подразделения докладывают руководству Госкомэкологии России (его

территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем

составе решения по заключению ГЭЭ, о необходимости продления срока ее

проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и о дополнительном

включении экспертов в состав комиссии. Предложения по исключению из состава

комиссии экспертов, имеющих особое мнение, не вносятся и не рассматриваются.

В случае, если сводное заключение экспертной комиссии не подписано

квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после

продления срока проведения ГЭЭ, данная экологическая экспертиза считается

завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов

принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не

участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям,

предъявляемым к экспертам.

Оплата этой экспертизы производится за счет средств специально

уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Оплата труда внештатных экспертов не производится при невыполнении ими

обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической

экспертизе", и в частности: неподписании (отказе от подписания) заключения

государственной экологической экспертизы, в том числе и в случае представления

экспертом особого мнения;

Оформление заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной

комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством

Госкомэкологии России (территориального органа).

Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его

территориального органа), в котором устанавливается срок действия

положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение ГЭЭ подписывается в количестве двух экземпляров.

Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.