РУБРИКИ

Курсовая: Дания

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Дания

инфляции, возрос дефицит торгового баланса и появилась безработица, почти

искорененная с конца 1960-х годов. Экономический кризис грозил изменить статус

Дании как государства всеобщего благоденствия. Хотя основы социальной политики

были заложены еще до Второй мировой войны, только в период послевоенного

процветания стали ощутимо сказываться ее несомненные преимущества для среднего

класса и малосостоятельных слоев населения. Социальные программы производили

должный эффект лишь при сохранении определенных темпов роста экономики,

минимального уровня безработицы и согласии граждан платить очень высокие налоги

(причем ни одно из этих условий не является приоритетным). На выборах 1973

партии, поддерживавшие курс на достижение всеобщего благосостояния, потерпели

сокрушительное поражение. Особенно пострадали социал-демократы (потерявшие

более четверти голосов избирателей) и консерваторы. Партия прогресса,

основанная адвокатом, специалистом по налогам, а впоследствии убежденным

противником налогов Могенсом Глиструпом, вышла победителем, но из-за крайней

радикальности положений своей программы оказалась изолированной от других

партий. Несколько радикальных левых партий выдвинули столь же неприемлемые

программы, а новые центристские партии еще более затруднили создание коалиции.

В результате в стране осуществлялись лишь отдельные реформы, пока в 1983 не

пришла к власти более сильная коалиция несоциалистических партий –

консервативной Народной (НКП) и либеральной Венстре. Премьер-министром стал

Поуль Шлютер (НКП), а министром иностранных дел – Уффе Эллеманн-Йенсен

(Венстре). Поуль Шлютер стоял во главе датского правительства на протяжении

1982–1993. Родившийся в 1929 консервативный политик изучал право и работал

адвокатом. После Второй мировой войны возглавлял молодежную организацию

Консервативной народной партии, в 1964 избран от этой партии в Фолькетинг, в

1974 избран председателем партии и ее парламентской фракции. Как политика,

Шлютера считали человеком уравновешенным, умеющим решать вопросы за столом

переговоров. Он возглавлял консервативную партию до своей отставки с поста ее

председателя в сентябре 1993.

Вначале новое правительство, опиравшееся и на центристские партии, осторожно

провело ряд экономических и социальных реформ. Самые важные реформы были

направлены на снижение инфляции путем отказа от повышения заработной платы и

ее индексирования в зависимости от стоимости жизни, а также путем

замораживания большей части государственных расходов и числа рабочих мест. В

условиях улучшения экономического положения в 1984–1986 упрочилась поддержка

политики правительства, но ограничительные меры предпринимались и после 1986.

Только в 1993 начался значительный экономический рост, хотя безработица по-

прежнему оставалась на высоком уровне. Внешняя политика правительства Шлютера

была довольно противоречивой. Лидеры коалиционных сил придерживались

антинатовской пацифистской и антиядерной политики и скептически относились к

военному противостоянию в Центральной Европе. Участие Дании в европейской

интеграции вызывало разногласия, особенно после того, как в 1985 были

выдвинуты предложения по реформированию европейского рынка. Поддержка этих

мероприятий населением на референдуме 1986 стимулировала значительные

изменения в экономике страны: возросли иностранные капиталовложения,

расширились контакты со странами ЕЭС, участились случаи слияния фирм. Участие

в НАТО и политика безопасности оказались в центре внимания во время кампании

по проведению внеочередных парламентских выборов в 1988. В результате была

подтверждена необходимость членства Дании в НАТО. Окончание холодной войны и

крах коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989–1991 повлияли на

внешнеполитический курс Дании. Новый подход проявился в очень скромном

участии в войне в Персидском заливе (1990–1991), активной поддержке

независимых стран Балтии и быстрой интеграции бывших стран социалистического

лагеря в ЕЭС. Маастрихтский договор сначала не получил поддержки в Дании на

референдуме в июне 1992, но затем при повторном голосовании в мае 1993 был

одобрен (с определенными оговорками). После прихода к власти коалиционного

правительства во главе с социал-демократом Поулем Нюруп-Расмуссеном Дания

направила значительные воинские соединения в миротворческие контингенты на

Балканах. В январе 1993 правительство Шлютера, состоявшее с 1990 только из

консерваторов и либералов, подало в отставку после того, как Верховный суд

обвинил премьер-министра в даче ложной информации парламенту в связи с

решением министерства юстиции о прекращении въезда в страну членов семей

тамильских беженцев. (Позднее, в 1995 Высокий суд, собравшийся впервые за 85

лет, приговорил бывшего министра юстиции Эрика Нинна-Хансена к 4 месяцам

тюремного заключения условно за недопущение воссоединения семей). Новый

председатель крупнейшей парламентской партии СДПД Поуль Нюруп Расмуссен

сформировал левоцентристское правительство из представителей социал-

демократов, демократов центра, Радикальной Венстре и Христианской народной

партии. П.Н.Расмуссен (родился в 1943) изучал государство и право, а также

экономику, работал в датских профсоюзах и стал их ведущим экономистом. В 1987

был избран заместителем председателя СДПД, в 1988 избран депутатом

Фолькетинга, где в 1990 возглавил комитет по экономическим вопросам. В 1992

организовал смещение председателя СДПД Свенда Аукена и занял его место. Новое

правительство провело через парламент закон о налогах. Он предусматривал

снижение высших подоходных налоговых ставок с 68 до 58% и налогов на лиц,

получающих меньшие доходы – с 52 до 38%. Однако почти все остальные налоги и

отчисления повышались. Правительство надеялось с помощью этих мер добиться

оживления экономической конъюнктуры и сокращения безработицы. В 1994 правящая

коалиция утратила большинство в Фолькетинге и пришлось провести досрочные

парламентские выборы. Они состоялись в сентябре и принесли поражение

правительству. После того, как ХНП не смогла попасть в парламент, коалиция

П.Н.Расмуссена могла рассчитывать лишь на 75 из 179 мест. Успех сопутствовал

оппозиционным либералам Венстре во главе с бывшим министром иностранных дел

У.Эллеманн-Йенсеном, завоевавшим 42 мандата. Буржуазные оппозиционные партии

имели 80 мест. В сентябре 1994 П.Н.Расмуссен сформировал новое правительство

меньшинства с участием социал-демократов, Радикальной Венстре и демократов

центра. Его главными целями были провозглашены экономическая стабилизация,

снижение дефицита государственного бюджета и государственного долга, защита

окружающей среды и уменьшение безработицы, превысившей 12%. Но кабинет

зависел от поддержки левых партий в парламенте и вынужден был считаться с их

требованиями и протестами против сокращения социальных расходов. В 1996

П.Н.Расмуссен договорился с левыми о поддержке ими проекта бюджета на

следующий год.Н е согласные с уступками Демократы центра в декабре 1 9 96

покинули правящую коалицию Премьер-министр сформировал новое правительство

меньшинства из социал-демократов и Радикальной Венстре, при поддержке СНП и

красно-зеленых оно могло рассчитывать на 90 голосов в Фолькетинге. Перед

парламентскими выборами в марте 1998 П.Н.Расмуссен торжественно дал «личную

гарантию» того, что пенсионная система не будет реформирована в ущерб

пенсионерам. (В стране была введена система «народных пенсий» для всех лиц

пенсионного возраста, независимо от их стажа и размеров зарплаты). В

результате выборов социал-демократы и радикалы Венстре сохранили 70 мест,

народные социалисты и красно-зеленые – 18, правая оппозиция – 94. Теперь

кабинет должен был искать компромисс с буржуазными партиями. В сентябре 1998

правительство осуществило реформу рынка труда, которая обязывала безработных

соглашаться на временную работу в проектах, финансируемых государством (в том

числе, на невыгодных условиях). В ноябре глава правительства согласовал с

оппозицией проведение пенсионной реформы. В частности, предусматривалось

снижение пенсионного возраста с 67 до 65 лет, но при этом значительное

сокращение выплат, особенно при раннем выходе на пенсию. Нарушение

предвыборных обещаний привело к тяжелой потере популярности правящей СДПД.

Раздавались требования об отставке П.Н.Расмуссена, и он вынужден был просить

у датского населения прощения за «недоразумение», возникшее в ходе

предвыборной кампании. Под давлением нараставшего крайне правого движения

против роста иммиграции из неевропейских стран (число иностранцев в Дании не

превышает 5%) правительство в 2000 вновь ужесточило иммиграционные законы,

ограничив предоставление права на убежище и въезд иностранцев в страну.

Политическое лавирование не помогло датским социал-демократам. На всеобщих

выборах в ноябре 2001 они понесли тяжелое поражение, утратив первое место в

Фолькетинге. Вместе с Радикальной Венстре они имели теперь всего 61 место из

179; левая оппозиция завоевала 16 мандатов. Крайне правая Датская народная

партия вышла на третье место с 22 местами. Победителем выборов оказались

либералы Венстре – 56 мандатов. После этого политического землетрясения лидер

Венстре Андерс Фог Расмуссен сформировал новый кабинет министров из либералов

и консерваторов. Обе партии имеют в Фолькетинге 72 мандата, и правительство

зависит от поддержки ультраправых из Датской народной партии.

4. ПРИРОДА

а) Строение поверхности. Бóльшая часть территории Дании состоит из

обширных волнистых равнин и невысоких, местами крутосклонных холмов. Самая

высокая точка страны, гора Идинг-Сковхой (173 м), находится в восточной

Ютландии, а самая низкая точка (12 м ниже у.м.) – на западном побережье этого

полуострова. Формы рельефа Дании возникли в результате деятельности ледниковых

покровов в плейстоцене. Преобладают моренные равнины и холмисто-моренные

ландшафты с многочисленными котловинами, занятыми озерами и болотами. Местами,

особенно в Западной Ютландии, развиты плоские водно-ледниковые равнины –

зандры. На севере страны под влиянием сравнительно недавнего поднятия

образовались ступенчатые морские равнины. Коренные породы – преимущественно

известняки позднего мела и кайнозоя – перекрыты маломощным чехлом

плейстоценовых отложений и обнажаются только в Северной Ютландии и на

о.Борнхольм. С этими породами связаны большие запасы подземных вод. Восточные

берега Дании сильно изрезаны и изобилуют бухтами; западные и северные –

преимущественно выровнены и окаймлены песчаными дюнами; на юго-западе Ютландии

представлены ваттовые берега, испытывающие влияние морских приливов. Вдоль этих

низменных берегов возведены дамбы, защищающие сельскохозяйственные угодья от

наводнений.

б) Климат Дании умеренно-морской с мягкой зимой, прохладным летом и

затяжными переходными сезонами. Влияние океана наиболее резко выражено зимой.

Средняя температура февраля 0° С, июля 15–16° С. Бóльшую часть года

преобладают сильные ветры, преимущественно западных румбов. Зимой держится

облачная погода, а весной – солнечная. Весна наступает поздно. Летом стоит

ясная теплая погода. Среднее годовое количество осадков колеблется от 800 мм на

западе Ютландии до 450 мм на побережье пролива Большой Бельт. Максимальное

количество осадков приходится на осенне-зимний период, а минимальное – на весну

и начало лета. Осадки в основном выпадают в виде дождя.

в) Реки и озера. Поверхность страны покрыта сетью коротких рек с

небольшими уклонами и медленным спокойным течением. Характерно обилие меандр,

плесов и перекатов. Паводки бывают зимой, в летние месяцы выражена устойчивая

межень. Реки несудоходны. Самая крупная река – Гудено в восточной Ютландии

длиной всего 158 км. Озера Дании невелики и не имеют большого хозяйственного

значения. Наибольшее их количество сосредоточено в холмистых местностях

Центральной Ютландии.

г) Почвы Дании сформировались преимущественно на моренных глинистых

отложениях, а также на песчаных прибрежно-морских осадках. В Западной Ютландии

распространены почвы подзолистого типа, в Восточной Ютландии и на Датских о-вах

– бурые лесные почвы.

Флора и фауна. Леса Дании, занимающие ок. 10% всей территории, невелики

по размерам и рассредоточены. На востоке и севере сохранились отдельные массивы

коренных буковых лесов. На западе и севере Ютландии в результате многовекового

сведения лесов распространились вересковые пустоши, которые в 19–20 вв. были

частично замещены хвойными лесонасаждениями (пихта, ель, лиственница и сосна).

Бóльшую часть площади страны занимают сельскохозяйственные угодья.

Поэтому животный мир сильно обеднен. Однако местами в лесах встречаются

благородный и пятнистый олени, косули, лисицы, зайцы, белки, барсуки. Очень

богата фауна птиц, особенно на побережьях. В стране налажена охрана мест

гнездования и отдыха перелетных птиц.

5. НАСЕЛЕНИЕ

а) Демография. Население собственно Дании 5220 тыс. человек (1997). В

1980-е годы численность населения отличалась стабильностью, а в 1990-е

происходил ее медленный рост, преимущественно за счет иммиграции (ок. 11 тыс.

человек в год). В столичном городе Копенгагене, включая коммуны Фредериксберг и

Гентофте, проживают ок. 625,8 тыс. человек (1995). Другие крупные города –

Орхус (275,5 тыс.), Оденсе (182,6 тыс.), Ольборг (159 тыс.), Эсбьерг (82,6

тыс.), Раннерс (64,4 тыс.), Коллинг (59,6 тыс.), Хернинг (57,7 тыс.),

Хельсингёр (56,9 тыс.), Хорсенс (55,3 тыс.) и Вайле (52,3 тыс.). В Копенгагене

и его окрестностях проживают 2 млн. человек, или примерно 26% всего населения

страны, а на о.Зеландия (Шелланн), на котором расположена столица, – 42%. На

долю городского населения приходится 85%, преобладают города с населением менее

15 тыс. человек. На островах Фюн, Лолланн и Фальстер проживают более 570 тыс.

человек, а на Борнхольме – менее 50 тыс. Хотя население Ютландии составляет 2,4

млн. человек, средняя плотность там 81 человек на 1 кв. км. Население

Гренландии 59 тыс. человек (1997), из них ок. 5 тыс. лиц европейского

происхождения, остальные – инуиты (эскимосы). Население Фарерских островов 50

тыс. человек (1997).

Численность и рост населения в 1995 - 2000 гг.

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Численность (чел.)

5 199 437

5 249 632

5 305 048

5 333 617

5 356 845

5 336 934

Рост

0,22%

0,38%

0,59%

0,49%

0,38%

0,31%

Возрастная структура населения в 1995 - 2000 гг.

1995

1996

1997

1998

1999

2000

0 - 14 лет

17%

17%

18%

18%

18%

18%

15 - 64 года

68%

67%

67%

67%

67%

67%

свыше 65 лет

15%

16%

15%

15%

15%

15%

Рождаемость и смертность в 1999 - 2000 гг. (на 1000 чел.)

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Рождаемость

12,38

12,24

12,78

12,18

11,57

12,16

Смертность

11,14

10,42

11,22

11,08

10,97

11,00

Коэффициент младенческой смертности

6,80

4,80

5,20

5,17

5,11

5,11

Половая структура населения в 1996 - 2000 гг. (мужчин/женщин)

1996

1997

1998

1999

2000

новорожденных

1,06

1,05

1,05

1,05

1,05

до 15 лет

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

с 15 до 64 лет

1,03

1,03

1,03

1,03

1,03

свыше 65 лет

0,7

0,71

0,71

0,71

0,71

всего

0,97

0,98

...

0,98

0,98

Средняя продолжительность жизни в 1995 - 2000 гг. (в годах)

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Всего

76,11

77,30

76,10

76,31

76,51

76,54

Среди мужчин

73,23

73,78

73,44

73,64

73,83

73,95

Среди женщин

79,16

81,01

78,90

79,12

79,33

79,27

Уровень грамотности

1980

1997

Расходы на образование (% от ВНП)

6,7

8,1

Учеников на одного учителя

...

10

Продолжительность первичного образования (лет)

...

9

Процент неграмотного населения старше 15 лет (% от населения)
среди мужчин

...

...

среди женщин

...

...

Уровень медицинского обслуживания (% населения)

1982-1985

1990-1996

Доступ к чистой воде (% населения)

100

...

Доступ к медицинской помощи

...

...

Доступ к необходимым лекарствам

...

...

Уровень миграции в 1995 - 2000 гг.

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Мигрантов на 1000 чел.

0,96

2

4,32

3,77

3,22

1,95

б) Этногенез. Этнический состав: датчане 98%, эскимосы, фарерцы, немцы.

Евангелические лютеране составляют 91% верующих, другие протестантские общины и

католики составляют 2%. Дания почти полностью мононациональная страна.

Небольшое число фарерцев и эскимосов-гренландцев живут на континенте, несмотря

на их статус подданных датской короны. Малочисленные немецкая, еврейская и

польская общины большей частью ассимилированы. Рост производства в 1960-х гг.

потребовал притока дополнительной рабочей силы, которого сама страна не в

состоянии была обеспечить. В страну был разрешен въезд так называемым

"gastearbejdere" - гастарбайтерам - рабочим-эмигрантам. В конце 1980-х гг.

наиболее многочисленные общины образовали турки, югославы, иранцы, пакистанцы.

Официальный язык - датский схож с норвежским, особенно много общего между ними

в форме письма. Довольно много датчан изучают второй язык. Английский язык

вытесняет по популярности немецкий. Кочевые германские племена – англы, саксы и

даны – обосновались на территории Дании в первых веках нашей эры. От этих

племен и произошло население современной Дании, отличающееся относительной

однородностью. Мигранты с юга ассимилировались на протяжении столетий, и в

составе населения страны сохранились лишь незначительные анатомические,

языковые и этнические различия. Официальный язык – датский. В южной части

Ютландии говорят также на немецком языке. Хотя существует много диалектов

датского языка, радио- и телевещание способствует формированию единой

национальной языковой нормы. В ее основу положен копенгагенский диалект.

в) Конфессиональный состав. Евангелическая Лютеранская церковь является

официальной церковью Дании и пользуется поддержкой государства. Тем не менее

законом гарантируется свобода вероисповедания. Лютеранская церковь

поддерживается за счет специального налога, которым облагаются все лютеране

страны, составляющие 87% населения. Однако все большее число датчан оформляют

отход от официальной церкви в юридическом порядке, чтобы избежать уплаты

налогов. Самым значительным из религиозных меньшинств являются мусульмане (74

тыс. человек). Прочие меньшинства – католики (33 тыс.), баптисты (6 тыс.),

иудеи (5 тыс.) и свидетели Иеговы.

г) Города. Копенгаген и его окружение образуют крупнейшую городскую

агломерацию в скандинавских странах. Это важный порт у входа в Балтийское море.

Благодаря многочисленным памятникам старины, шикарным магазинам и знаменитому

парку Тиволи столица Дании привлекает многочисленных туристов. Среди

архитектурных памятников выделяются изящные дворцовые ансамбли 17 в. Оденсе,

родина писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, известен как крупный

промышленный центр и транспортный узел на пути из Скандинавии в Ютландию и

Германию. В университетском городе Орхус, крупнейшем на п-ове Ютландия, развита

промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственной продукции.

Расположенный на северо-востоке о.Зеландия Хельсингёр («город Гамлета»)

является центром торговли со Швецией. Ежегодно летом здесь на открытом воздухе

в замке Кронборг устраивают представления знаменитой трагедии Шекспира. В

Роскилле находится величественный кафедральный собор, освященный в 1084. Здесь

захоронены короли страны. Этот город является историческим центром религиозной

деятельности в Дании.

Урбанизация в 1980 и 1998 гг.

1980

1995

1998

Городское население

84%

...

85%

Доля населения в крупнейших городах

27%

...

25%

Доля населения в городах более 1 млн. чел.

32%

30%

...

6. ЭКОНОМИКА

а) Общие сведения о экономике. Дания – высокоразвитая промышленная

страна, уровень жизни ее населения один из самых высоких в мире. В экономике

преобладает частный сектор, но государство оказывает значительное влияние

посредством денежно-кредитной, финансовой и налоговой политики, предоставления

субсидий сельскому хозяйству. Государство владеет многими коммунальными

предприятиями и большой частью средств воздушного и железнодорожного

транспорта. Промышленность Дании носит многопрофильный характер. Особо

выделяются производство электронного оборудования, пищевая промышленность,

судостроение, строительство мостов и производство мебели, хотя бóльшую

часть сырья приходится импортировать. Занимая сильные позиции в рыболовстве и

сельском хозяйстве, Дания смогла восстановить свою экономику после Второй

мировой войны быстрее, чем соседние страны, но с тех пор доля сельского

хозяйства в национальном доходе сократилась с 20% в 1953 до примерно 3,9% в

1995. Наряду с уменьшением значения сельского хозяйства в экономике Дании

приобрела значительную роль сфера обслуживания, концентрирующая почти 74,7%

занятых. Важное место отводится и внешней торговле, на долю которой приходится

54,9% валового внутреннего продукта. В 1991–1997 уровень безработицы в среднем

составлял 10,3%, а инфляция в 1990–1995 – 2,5%. Валовой внутренний продукт

(ВВП) Дании в 1995 составлял 173,3 млрд. долл., или 33 144 долл. в расчете на

душу населения, уступая только Швейцарии и Японии. Однако из-за высокой

стоимости жизни Дания занимала лишь 12-е место в мире по покупательной

способности населения. Расходы государства в 1996 составляли 46% ВВП, причем

примерно половина приходилась на пенсии и пособия. В 1996 государственное

потребление (как доля ВВП) достигало 25%, частное потребление – 57%, инвестиции

– 17%, а сумма экспорта и импорта – 54,9%. Средний годовой рост экономики

сократился с 4,5% в 1960 – начале 1970-х годов до 1,7% в 1986–1995.

б) Государственный бюджет. В 1996 доходы государства составляли 61,3

млрд. долл., расходы – 65,6 млрд., дефицит был равен 2,5% ВВП. 46%

государственных расходов идет на социальные и страховые выплаты, 13% – на

образование и научные исследования, 10% – на стимулирование предпринимательской

деятельности, 10% – на здравоохранение, 3% – на оборону, 3% – на культуру и

церковь, 2% – на жилищные субсидии и 2% – на содержание органов правосудия и

полиции. Амты и муниципалитеты имеют налоговые инспекции, подчиняющиеся

непосредственно центральному правительству. Они следят за тем, чтобы налоговые

поступления направлялись на поддержку более бедных общин. Подоходные налоги

составляют ок. 61% государственных доходов, налоги на товары и услуги (включая

25%-й налог на добавленную стоимость) дают еще 31%. Акцизные налоги на табачные

изделия, спиртные напитки и бензин очень высокие, как и налоги на автомашины.

Налоги на использование энергоносителей, введенные в 1990-е годы, компенсируют

льготное налогообложение малоимущих слоев населения. Чистый финансовый долг

Дании в 1994 составлял 38 млрд. долл. (ок. 26,2% ВВП).

в) Денежное обращение и банки. Денежная единица в Дании – крона (в 2002

будет заменена на евро). Она выпускается Датским национальным банком,

принадлежащим государству. Совет директоров этого банка утверждается министром

торговли и Фолькетингом. Национальный банк оказывает большое влияние на

денежно-кредитную и финансовую политику страны путем предоставления займов,

выдачи ссуд коммерческим банкам под векселя (при условии выплаты процентов

вперед) и выпуска облигаций и денег. Он выполняет также функцию клиринговой

(расчетной) палаты для коммерческих банков, производя операции с чеками. В 1994

в Дании было 112 коммерческих и сберегательных банков, хотя 5 крупнейших из них

владели более чем половиной всех активов. Банковские объединения сильно

сократили свою деятельность после 1980. Процентные ставки устанавливаются по

соглашению между сберегательными и коммерческими банками. Дания сняла многие

ограничения в финансовом секторе с середины 1970-х годов, и в настоящее время

разрешены сделки с международными ценными бумагами. Расчеты в розничной

торговле в значительной степени автоматизированы благодаря широкому применению

банковских карточек и электронных систем платежей.

г) Финансово-инвестиционный климат.

Дания — страна с высокоразвитой экономикой. По производству ВВП на душу

населения (более 26 тыс. долл.) Дания занимает четвертое место в Европе (после

Швеции, Люксембурга и Норвегии). Ежегодные темпы роста ВВП населения в 1996-97

гг. составили порядка 2%.Основой экономического потенциала страны являются

промышленность и высокоэффективное сельское хозяйство. Дания, наряду с этим,

является рыболовной державой, а также располагает одним из крупнейших в мире

морских торговых флотов. Имеет разветвленную сеть транспортно-экспедиторских и

торгово-промышленных компаний по всему миру, что в значительной степени

определяет успехи в продвижении датского экспорта.

Дания имеет хорошо развитую образовательную и научно-исследовательскую базу,

что позволяет ей удерживаться на передовых технологических рубежах в мире.

Так, по насыщенности персональными компьютерами Дания занимает второе место в

мире. В стране приходится 33 ПК на 100 жителей. Торговля программным

обеспечением, информатика и обслуживание компьютеров стали в Дании важным

сектором экономики, в котором занято 8,5 тысяч фирм и объем реализации услуг

которого превышает 17,5 млрд. крон.

В Дании действует одна из лучших систем социальной защиты населения. В

совокупных общественных расходах затраты на социальную защиту, образование и

здравоохранение составляют 70 %, в то время как на оборону,

правоохранительную деятельность и государственное управление — только 15 %.

Высокий уровень социальных расходов, наряду с наличием значительного

государственного долга, образовавшегося в основном в прошедшие 20 лет из-за

необходимости поддерживать сложившийся уровень социального обеспечения,

серьезно ограничивает конкурентные возможности датской экономики.

Основная часть трудоспособного населения страны занята на мелких и средних

предприятиях. Всего в Дании зарегистрировано более 430 тысяч субъектов,

занимающихся предпринимательской деятельностью. Такая структура бизнеса

делает датскую экономику гибкой и способной к оперативному реагированию на

изменения конъюнктуры.

1997 год был в основном благоприятным для экономики Дании. Снижение темпов

экономического развития, характеризовавшее состояние датской экономики в 1995

году, сменилось в 1996 году возобновлением роста, продолжившегося и в 1997

году. Валовой внутренний продукт Дании в 1997 году вырос на 5,2% и достиг

1121 млрд. крон. Частично рост можно объяснить повышением внутреннего спроса,

но и датский экспорт в 1997 году увеличился более заметно, чем в среднем по

европейским странам (на 7,2%).

Возобновление экономического роста в Дании произошло несколько раньше, чем в

других европейских странах.

Оживление в экономике способствовало закреплению позитивных изменений на

рынке труда и уровень зарегистрированной безработицы сократился до 7,8 % от

численности всей рабочей силы. Как в 1996, так и в 1997 годах рост заработной

платы был выше, чем в других странах ЕС. Ежегодно заработная плата возрастала

примерно на 4%. Рост инфляции к концу года составил 2,2%.

Правительство Дании намерено последовательно проводить жесткую финансовую

политику, направленную на ограничение государственных расходов и поддержание

стабильного курса датской кроны по отношению к основным европейским валютам.

д) Финансы

Фундаментальным принципом политики датского правительства по отношению к

внутреннему долгу является покрытие совокупных заимствований правительства

выпуском на внутренний рынок государственных ценных бумаг. Данный modus

operandi между правительством и Центральным Банком был выработан почти 15 лет

назад и надежно обеспечивает нейтрализацию ликвидных эффектов

правительственных расходов.

Основной целью займов Дании в иностранных валютах является обеспечение

адекватного резерва обменной валюты. Когда Датское Королевство выпускает

долговые обязательства в иностранной валюте, выручка от сделки продается

Центральному банку и соответствующая сумма в датских кронах кредитуется на

счет правительства в Центральном Банке. Таким же образом, денежные средства,

необходимые Королевству для погашения внешнего долга, покупаются у

Центрального Банка, при этом дебетуется счет правительства в Центральном

Банке в датских кронах.

Годовой объем чистых иностранных займов Королевства Дании определяется нормой

иностранного заимствования, являющейся частью нормы заимствования

центрального правительства (норма заимствования представляет собой соглашение

между правительством и Центральным Банком). Норма иностранного заимствования

предполагает, что погашение внешнего долга должно компенсироваться

иностранными займами.

Правительство может отступить от нормы иностранного заимствования в том

случае, если интервенции Центрального Банка в поддержку датской кроны

приведут к истощению резерва обменной валюты. Если это произойдет, займы за

рубежом могут превысить сумму, необходимую для погашения внешнего долга в

данном конкретном году.

С другой стороны, если интервенции Центрального Банка в поддержку датской

кроны приведут к увеличению резерва обменной валюты до пределов, превышающих

необходимый объем, может быть принято решение о неполном рефинансировании

выплат по внешнему долгу. Вместе с тем, баланс счета правительства в

Центральном Банке всегда должен быть положительным.

За предыдущие четыре года внешний долг был сокращен со 164,3 до 101,5 млрд.

крон. В 1997 году, вследствие появления чистых заимствований номинальной

стоимостью 0,8 млрд. крон, а также колебаний валютных курсов, внешний долг

вырос на 2,1 млрд. крон. В 1998 году следует ожидать сокращения внешних

заимствований на 21 млрд. крон, которые будут восполнены правительством за

счет доходов от продажи государственного пакета акций в компании "Теле

Данмарк" американской корпорации "Америтек".

Внешний государственный долг страны в 1997 году составил 9,19% ВВП, или

25,67% от объема годового экспорта. В 1997 году государство погасило

иностранные долги на сумму 36,8 млрд. крон, что составляет 9,12% от

совокупного объема экспорта.

Потребительские цены выросли за 1997 год на 2,2%. В 1998 году ожидался

дальнейший рост цен на 2,8% в год. Основными факторами, обусловившими

инфляционный рост в 1997 году, явились повышение цен на продукты питания и

рост арендной платы за жилые помещения. Одной из причин повышения цен на

пищевые продукты стала вспышка свиной чумки в ряде европейских стран,

вследствие чего закупочные цены на свинину выросли почти на 40%. Рост же

арендной платы за жилые помещения объясняется повышением налогов на имущество

в 1996 году.

Дания не пользуется какими-либо программами прямой иностранной финансовой

помощи. Потребности страны в денежных средствах извне peгулируются

посредством, во первых, размешения государственных займов за рубежом, во-

вторых, реализации портфелей датских государственных ценных бумаг среди

нерезидентов и, в-третьих, осуществления различных программ по привлечению

иностранных инвестиций в частный сектор.

Доля датских государственных ценных бумаг, находящихся на руках нерезидентов,

выросла в 1997г. с 37% до 40,6% от совокупного объема государственной эмиссии

ценных бумаг, а их рыночная стоимость составила 292 млрд. крон (рост на 29

млрд. крон).

В 1997 году средний курс датской кроны к американскому доллару составил 660

крон за 100 долл.

Основными элементами финансовой системы Дании являются: министерство финансов

Дании; Центральный банк; коммерческие банки и сберегательные банки;

пенсионные фонды и страховые компании; залогово-кредитные институты;

Копенгагенская фондовая и фьючерсная биржа; Датский центр ценных бумаг.

Финансовый рынок объединяет валютный рынок и рынок ценных бумаг. На валютном

рынке Дании представлены Центральный банк, датские банки, датские филиалы

иностранных банков, а также два валютных брокера. На рынке ценных бумаг

основными игроками являются: Копенгагенская фондовая и фьючерсная биржа

(единственная в Дании), Датский центр ценных бумаг. На начало 1996 года на

бирже осуществляли операции Центральный Банк Дании, 19 банков, 5

специализированных брокерских компаний. Членами Датского центра ценных бумаг

являются 230 учреждений, 100 из которых напрямую участвуют в клиринговом

процессе.

Здоровое состояние финансовой системы Дании обеспечивает общедоступность

внутренних кредитов для подавляющего числа датских резидентов, включая

различные финансовые учреждения, и частных лиц. Одним из основных условий

предоставления кредитов является положительная кредитная история и баланс

заемщика (для частных лиц - стабильный источник дохода), а также наличие

ликвидных активов.

е) Инвестиции

Датское государство не проводит активной инвестиционной политики за рубежом.

Из общей суммы размещенных за пределами страны датских финансовых средств на

долю правительства, Центрального банка и фондов социального обеспечения

вместе взятых приходится 12,3% против 87,7%, вложенных частным сектором.

Разбивка датских капиталов за рубежом по финансовым инструментам дает

следующую картину: облигации - 12,89%, акции - 7,87%, прямые инвестиции -

22,06%, депозиты в банках - 32,37%, иные вложения - 24,78%.

Датское правительство поощряет иностранные инвестиции в экономику страны.

Специального законодательства об условиях, при которых иностранцы могут

осуществлять прямые инвестиции в датскую экономику, нет. Тем самым Дания

распространяет национальный режим на иностранных инвесторов. Иностранцы могут

заниматься любого рода предпринимательской деятельностью при условии

соблюдения ими правил получения вида на жительство и разрешения на работу.

Некоторые области промышленности, в основном, общественный транспорт,

радиовещание, почта, телефонная связь, поставки энергии, добыча углеводорода,

подпадают под государственную монополию или управляются компаниями на

условиях концессии.

Юристы и бухгалтеры должны быть гражданами Дании или других стран-членов ЕС.

Предприятия, создаваемые в Дании, с учетом вышеуказанных ограничений, могут

на 100% принадлежать иностранному капиталу. Условием деятельности таких

компаний является то, что все менеджеры и половина директоров (не менее двух)

обязаны проживать в Дании (независимо от их гражданства) или быть гражданами

стран-членов ЕС. В ряде случаев министерство промышленности и

предпринимательства может предоставлять исключения по этому требованию.

Датские и иностранные компании, заинтересованные в работе на инвестиционном

рынке Дании или за ее пределами, имеют широкие возможности по использованию

финансовых ресурсов и программ Финансовой корпорации стран Северной Европы в

области охраны окружающей среды, Инвестиционного банка стран Северной Европы,

Северного фонда экспортных проектов, Северного фонда промышленного и

технологического развития, Северного Совета в области развития районов,

примыкающих к региону 5 стран Северной Европы, а также программ Датского

фонда сотрудничества и технической помощи.

В региональном плане Дания также ориентирована на взаимодействие со

следующими институтами: Европейский инвестиционный банк, Европейский банк

реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация. Европейская

комиссия, Секретариат Phare (Программа Phare для совместных предприятий),

TACIS (Техническое содействие).

Финансирование предоставляется только на проектной основе при обеспечении

собственного финансирования и соответствия проекта профилю и задачам

финансирующего международного института. В структуре финансовых портфелей

всех вышеуказанных организаций имеются специальные программы, ориентированные

на поддержку инвестиционных процессов в экономике стран Восточной Европы, СНГ

и, не в последнюю очередь, России.

Финансовая Корпорация стран Северной Европы в области охраны окружающей среды

(Nordic Environment Finance Corporation-NEFCO). Корпорация была создана в

1990 году пятью странами Северной Европы: Данией, Исландией, Норвегией,

Швецией и Финляндией.

Основное направление деятельности NEFCO - содействие финансированию проектов

и привлечению инвестиций в предприятия стран ЦВЕ для создания совместных

предприятий, передачи технологий или посредством других форм сотрудничества с

фирмами Северной Европы с целью осуществления деятельности, направленной на

предотвращение загрязнения и охрану окружающей среды.

Проекты должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов,

таких, как: производство оборудования для защиты окружающей среды от

загрязнения; модернизация промышленного и энергетического оборудования;

промышленное использование экологических технологий; осуществление сервиса в

природоохранной сфере.

NEFCO выступает в виде акционера в предприятиях, предоставляет займы и выдает

коммерческие гарантии при условии наличия технико-экономического обоснования

проектов и участия, по крайней мере, одного предприятия из одной из стран

Северной Европы. Приоритет отдается проектам, целью которых является

достижение реального положительного эффекта для состояния окружающей среды в

одной или нескольких странах европейского Севера. Управление деятельностью

NEFCO осуществляется Инвестиционным Банком стран Северной Европы (Den

Nordiske Investeringsbank - NIB).

Инвестиционный Банк стран Северной Европы (NIB). Банк был создан пятью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.