РУБРИКИ

Курсовая: Особенности размещения предприятий сервиса

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Особенности размещения предприятий сервиса

Курсовая: Особенности размещения предприятий сервиса

Содержание

Введение. 3

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА.. 7

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования

экономической и социальной географии. 7

1.2. Экономико-географические методы сравнения

региональных уровней развития сервиса. 10

1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения

предприятий сферы обслуживания. 19

2. Географические аспекты взаимодействия социальной

инфраструктуры и миграции населения. 27

2.1. Региональная дифференциация пропорций между

материальным производством и сферой обслуживания. 27

Заключение. 34

Список литературы.. 36

Введение

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и

непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции -

непо­средственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это

позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы

услуг. При этом ха­рактер выполняемой функции обусловливает круг отрас­лей,

относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сфе­ры в народном хозяйстве.

Для правильного определения места сферы обслужи­вания в народном хозяйстве

предлагается придерживать­ся следующих оснований распределения отраслей

народ­ного хозяйства по отдельным сферам:

- отношение видов деятельности к созданию и по­треблению национального

дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой

(националь­ный доход создается и потребляется) и непроизводствен­ной (в ней

национальный доход только потребляется);

- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на

материально-вещественное произ­водство (производство вещей) и сферу услуг

(результат труда - не вещь, а услуга);

- характер предоставляемой услуги: позволяет разде­лить сферу услуг на

отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственного

назначения;

- объектная направленность услуги: позволяет выде­лить в сфере услуг отрасли,

обслуживающие материаль­ное производство (услуги, связанные с воздействием на

вещи в процессе их обращения в сфере производства), население (воздействие на

конкретного индивидуума) и общественное сознание.

Рассмотренное выше соотношение сфер народного хо­зяйства отражает

статистический подход к классификации отраслей, без учета их взаимодействия в

процесс реализации своих функций. Функциональный подход к классификации

отраслей позволяет выделять в рассмат­риваемых сферах более дробные блоки

отраслей и видов деятельности благодаря учету при классификации отрас­лей

функциональной направленности конкретных видов деятельности (наряду с учетом

характера труда и его объектной направленности).

Так, при членении непроизводственной сферы учет характера труда ведет к

выделению в качестве самостоя­тельных блоков творческих союзов, пауки, а учет

функ­циональной направленности услуги - к выделению таких блоков, как

подготовка кадров, финансовая система, управление, охрана правопорядка и т.

д.

Учет этих блоков необходим, поскольку при анализе взаимодействия разных сфер

народного хозяйства между блоками могут возникать дополнительные взаимосвязи,

приводящие к изменению границ между сферами, уста­новленных при статическом

подходе к классификации отраслей.

Например, при анализе взаимодействия сферы обслу­живания и материального

производства в состав послед­него кроме материально-вещественного

производства не­обходимо включать и транспорт в части обслуживания

производства, развитие которого определяет состояние транспортной сети,

оказывающее не меньшее воздействие на развитие и территориальную организацию

сферы об­служивания, чем отраслевая структура хозяйства соответ­ствующего

района.

В соответствии с излагаемым подходом в состав мате­риального производства

входят основные группы отраслей производственной сферы - промышленность,

сельское хо­зяйство, строительство, транспорт в части обслуживания

производства, а в сферу обслуживания - торговля, быто­вое обслуживание,

транспорт и связь в части обслужива­ния населения и т. д. Такие отрасли, как

связь в части обслуживания производства, заготовки, материально-техническое

снабжение и сбыт, ремонт обо­рудования, а также прочие виды деятельности

материаль­ного производства образуют прочие отрасли производст­венной сферы,

а управление, финансы и кредит, вся наука и научное обслуживание - прочие

отрасли непроизводст­венной сферы, в которых при необходимости могут быть

выделены более дробные подразделения.

Предполагаемый подход позволяет упорядочить состав отраслей, подлежащих учету

при анализе взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в

территориальных комплексах. Однако существующая статистическая отчетность

затрудняет соблюдение указанных правил. Так, при распределении капитальных

вложений между производством и сферой обслуживания нельзя выделить вложения в

транспорт и связь в части обслуживания населения: нельзя отделить вложения в

народное образование, культуру и искусство от вложении в науку;

капиталовложения в торговлю, ком­мунальное хозяйство, здравоохранение от

вложений в лесное хозяйство и заготовки. Все это ведет к необходимости

соответствующих допущений, которые делают излишними для наших целей дискуссии

о том, относить ли к сфере обслуживания все народное образование или же

учиты­вать его без высшего, среднего специального и профессио­нально-

технического образования, а также финансы и кредит.

Исходя из построения официально публикуемых еже­годников, в последующем

анализе финансы и кредит пол­ностью отнесены к прочим отраслям сферы услуг, а

на­родное образование - к сфере обслуживания.

Практическое значение предложенного нами подхода к разграничению

непроизводственной и производственной сферы и сферы обслуживания может быть

проиллюстри­ровано следующими данными. По действующей класси­фикации отраслей

ЦСУ СССР, в 1975 г. из 119 млн. чело­век, занятых в народном хозяйстве, 89.5

млн., пли 75,2 %, приходилось на производственную сферу и 29.5 млн., или

24,8%, - на непроизводственную сферу. В соответствии с нашей трактовкой

границ отдельных сфер в материально-вещественном производстве было занято

73,4 млн. и в сфере услуг - 45,6 млн. человек, в целом по материаль­ному

производству - 79,4 млн., или 66,6% работающих в народном хозяйстве; в сфере

обслуживания - 29,5 млн., или 24.8% всех работающих; в прочих отраслях

производ­ственной и непроизводственной сфер - соответственно 3,3 и 6,8 млн.

человек.

Таким образом, численность занятых в сфере обслу­живания (29,3 млн. человек)

практически равна числен­ности занятых в непроизводственной сфере (29.5 млн.

человек). Подобная степень соответствия характерна и для условий 1980 г.

(33,3 млн. человек в сфере обслужи­вания и 33,5 млн., человек в

непроизводственной сфере).

Конечно, в региональном аспекте отклонения между чис­том работающих в сфере

обслуживания и в непроизвод­ственной сфере могут быть более существенными. Но

для целей анализа взаимодействия материального производ­ства и сферы

обслуживания в территориальных комплек­сах этими различиями можно пренебречь.

Поэтому при изучении распределения рабочей силы между двумя сфе­рами можно

пользоваться отчетными данными по общему количеству занятых в

непроизводственной: сфере, считая их условно численно равными количеству

занятых в сфе­ре обслуживания.

Сложнее вопрос с распределением основных фондов и капитальных вложений между

сферой обслуживания и материальным производством. В дальнейшем принята

следующая схема расчетов. В основные фонды сферы об­служивания включены фонды

здравоохранения и просве­щения (в 1975 г. в СССР они составляли 76 млрд.

руб., в 1980 г. -106 млрд. руб.), фонды жилищного и комму­нального хозяйства,

бытового обслуживания (соответ­ственно 323 и 417 млрд. руб.), а также

торговли, общест­венного питания с учетом прочих отраслей производст­венной

сферы (соответственно 47 и 66 млрд. руб.).

Такое объединение допустимо по той причине, что стоимость основных фондов

культуры и искусства учи­тывается вместе со стоимостью основных фондов других

отраслей непроизводственной сферы. Что касается основ­ных фондов транспорта и

связи в части обслуживания населения, то их выделить по имеющимся публикациям

невозможно.

Безусловно, подобное допущение занижает основные фонды сферы обслуживания, но

важно отметить следую­щий момент. В 1975 г. общая стоимость

непроизводствен­ных основных фондов оценивалась в 451 млрд. руб., в 1980 г. -

в 595 млрд. руб.. а согласно принятой нами схе­ме расчетов, стоимость

основных фондов сферы обслужи­вания составила соответственно 445 и 589 млрд.

руб., т. е. с известным допущением стоимость основных фондов сферы

обслуживания можно принимать численно равной стоимости основных

непроизводственных фондов. Это очень упрощает проведение последующего

анализа.

Рассмотрим вопрос о содержании термина «социаль­ная инфраструктура». Сфера

обслуживания представляет собой социально-экономическую систему, развитие

кото­рой определяется функционированием двух структур - материально-

вещественной (здания, оборудования, соору­жения) и личностной (рабочая сила).

Результатом соеди­нения рабочей силы со средствами производства высту­пают

объем и качество предоставляемых услуг. С этих позиций следует считать

правильной точку зрения на социальную инфраструктуру как материально-

техниче­скую базу сферы обслуживания. В этом смысле термин «социальная

инфраструктура» может рассматриваться как синоним термина «сфера

обслуживания».

Итак, при изучении географии сервиса в качестве объ­ектов исследования

выступают отрасли сферы обслужи­вания. Она включает в себя такие отрасли

производствен­ной и непроизводственной сферы, которые ориентированы на

непосредственное удовлетворение индивидуальных потребностей в услугах.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной

географии

Для современного этапа развития географической нау­ки наиболее характерна

социологизация исследований, направленная на устранение отмеченного еще Н. Н.

Ба­ранским недостатка в географии - отсутствия анализа потребностей человека

в обслуживании. Усиление внима­ния к человеку - его потребностям, их

удовлетворению в территориальном аспекте и повышению роли сферы обслу­живания

в экономическом и социальном развитии стра­ны - привело к формированию новой

экономико-геогра­фической или социально-географической дисциплины - географии

сферы обслуживания, располагающейся на стыке географии хозяйства и географии

населения.

Возрастание роли сервиса в жизни общества обуслов­лено усложнением

взаимодействия этой сферы с матери­альным производством, изменениями в

размещении про­изводительных сил и характере миграций населения, уско­рением

темпов сближения условий жизни в городе и сель­ской местности. В свою очередь

изучение этих вопросов способствует дальнейшей социологизации экономической

географии. При этом все большее значение приобретает переход от изучения

отдельных территориальных микро­систем обслуживания, что наблюдается в

градостроитель­стве при разработке генпланов городов или схем районной

планировки, к взаимоувязанному исследованию этих сис­тем на всех их уровнях

(страна, союзная республика, внутриреспубликанский экономический район,

агломерация, отдельный населенный пункт и т. п.).

Следует подчеркнуть, что территориальные аспекты развития народного хозяйства

в целом и сферы обслужи­вания в том числе до сих пор еще не получили должного

развития в экономической науке. Это привело к тому, что проблема сочетания

отраслевого и территориального пла­нирования народного хозяйства до сих пор

не имеет удов­летворительного решения. В результате общие параметры развития

отдельных звеньев народного хозяйства страны устанавливаются без достаточного

учета фактов взаимо­действия их отраслевой и территориальной структуры.

Подобное положение наблюдается и в исследованиях по экономике

непроизводственной сферы. Так, в работе «Развитие и структура отраслей

непроизводственной сфе­ры», изданной Институтом экономики АН УССР, подроб­но

рассматривается отраслевая и внутриотраслевая струк­тура этой сферы, но нет

ни одного параграфа, который бы был посвящен методологии, методике и практике

изуче­ния территориальной структуры непроизводственной сферы.

Другой пример. В. М. Рутгайзер в очень интересной работе «Ресурсы развития

непроизводственной сферы» рассматривает соотношение между бесплатными и

плат­ными услугами, но также без учета региональной специ­фики. Между тем

очевидно, что в зависимости от особен­ностей, например, возрастной структуры

населения отдельных районов страны эти соотношения будут различ­ны, а

порайонная дифференциация в темпах изменения численности населения повлияет

на общий объем средств, которые общество должно направить на развитие платных

услуг. Недооценка этих факторов и привела на практике к тому, что в

республиках с высокой рождаемостью низок охват детей дошкольными

учреждениями, велико число смен в общеобразовательных школах даже сельской

мест­ности.

В упоминавшейся выше статье С. А. Ковалева и В. В. Покшишевского было

показано, что география сфе­ры обслуживания включает «два основных раздела:

а) изу­чение географических различий потребностей населения в обслуживании и

удовлетворении этих потребностей, т. е. различий в уровне обслуживания; б)

изучение территори­альной организации сферы обслуживания и образования

центров обслуживания различного профиля и ранга». Такая постановка вопроса,

будучи бесспорной по своей сути, нуждается, по нашему мнению, в некотором

уточне­нии, так как указанные разделы в основном отражают стык географии

сферы обслуживания лишь с географией населения, а стык с географией хозяйства

недооценива­ется.

Для обеспечения такой «стыковки» необходимо форми­рование в географии

обслуживания третьего направления исследований, вскрывающего зависимость

сферы обслужи­вания от развития и размещения материального произ­водства.

Для современного состояния экономической и социаль­ной географии характерно

отсутствие единства взглядов по вопросу о том, в чем сходство и в чем

различие эконо­мико-географического и экономического подходов к изу­чению

сферы обслуживания в территориальном аспекте. Естественно, что в основе

экономико-географического под­хода к сфере обслуживания должен лежать

межотрасле­вой и межрайонный анализ, но задача заключается в том, чтобы

довести это общее положение до конкретной систе­мы задач и показателей, без

которых невозможно реали­зовать экономико-географический подход на практике.

Подробнее система задач и показателей при экономи­ко-географическом анализе

сферы обслуживания рассмат­ривается ниже, а здесь остановимся лишь на

наиболее общей постановке вопроса.

Как известно, экономико-географический подход к раз­витию отрасли в районе

заключается в том, что, во-пер­вых, данная отрасль рассматривается с позиций

всего рай­онного комплекса, а не только с позиций данной отрасли, п во-

вторых, данный район анализируется в общей систе­ме территориальных

комплексов, а не сам по себе. В этом заключается основное отличие экономико-

географического подхода к развитию сферы обслуживания от экономиче­ского

подхода, зачастую не учитывающего в полной мере влияние принимаемых

отраслевых решений на территори­альную организацию хозяйства экономических

районов.

Обычно экономико-географический подход к изучению сферы обслуживания сводится

к проблеме формирования сетей и систем обслуживания, а также к увязке объемов

предоставляемых услуг с особенностями местных природ­ных, демографических и

экономических особенностей исследуемой территории.

Для первых этапов становления географии сферы обслуживания такой подход был

вполне обоснован, но сейчас этого уже недостаточно, так как наблюдается

недо­учет влияния сферы обслуживания на отраслевую и тер­риториальную

структуры всего районного комплекса, на производительность труда в

материальном производстве одного района и на состояние сферы обслуживания в

дру­гих районах.

В частности, недоучет такого влияния ведет к тому, что из поля зрения

исследователя ускользают вопросы территориальной дифференциации в образе

жизни и в уровнях обслуживания населения. В результате происхо­дит снижение

роли сферы обслуживания как одного из рычагов целенаправленного воздействия

на миграцию на­селения в соответствии с изменениями в размещении

материального производства.

Таким образом, при экономико-географическом подхо­де предполагается

межрайонный и межотраслевой анализ не только экономических, но и социальных

аспектов, рас­сматриваемых в диалектическом единстве.

Сказанное определяет и другую особенность экономи­ко-географического подхода

к изучению сервиса, заклю­чающуюся в том, что проблема территориальных

разли­чий в уровнях обслуживания населения должна рассмат­риваться с позиций

региональных различий в образе жизни, а не только с точки зрения самих услуг.

Рассмотрение сущности проблемы образа жизни не входит в нашу задачу, и в

дальнейшем мы будем ориен­тироваться на следующее определение: образ жизни

есть «философско-социологическая категория, охватывающая совокупность

типичных видов жизнедеятельности индиви­да, социальной группы, общества в

целом, которая берет­ся в единстве с условиями жизни».

При анализе особенностей экономико-географического подхода к изучению сферы

обслуживания важно не забы­вать и о связях географии сферы обслуживания с

эконо­мическими науками, о необходимости использования всего того арсенала

методов исследования сферы обслуживания, который разработан в экономике

непроизводственной сферы. Особое значение имеет сочетание экономико-

гео­графического анализа территориальных систем обслужи­вания с

исследованиями роли сферы обслуживания в об­щем процессе расширенного

воспроизводства, включая воспроизводство рабочей силы и общественных

отно­шений.

Исходя из сказанного, можно сформулировать те ос­новные задачи, которые стоят

перед географией сферы обслуживания:

- установление закономерностей развития и разме­щения сферы обслуживания в

региональных хозяйствен­ных комплексах;

- анализ сложившихся территориальных пропорций развития сферы обслуживания в

целом и по отраслям на межрайонном (межреспубликанском) и внутрихозяйственном

(внутриреспубликанском)- уровнях;

- выявление существующих территориальных разли­чий в уровнях и структуре

потребления материальных благ и услуг и оценка таких различии на основе

анализа взаимодействия материального производства и сферы об­служивания в

стране и в региональных хозяйственных комплексах;

- прогнозирование влияния перспективных измене­ний в отраслевой и

территориальной структуре хозяйства страны и экономических районов на

региональные разли­чия в уровне и структуре потребления материальных благ и

услуг;

- определение воздействия разных масштабов разви­тия сферы обслуживания на

отраслевые и территориаль­ные пропорции в материальном производстве.

1.2. Экономико-географические методы сравнения

региональных уровней развития сервиса

Проблема разработки экономико-географических мето­дов оценки уровней развития

сферы обслуживания в эко­номических районах разного ранга имеет важное

научное и практическое значение. Научное значение этой пробле­мы определяется

тем, что правильное ее решение должно повысить общественную значимость

экономической и со­циальной географии как науки и ее специальной дисцип­лины

- географии сферы обслуживания. Практическое значение состоит в том, что

порайонный анализ развития сферы обслуживания позволяет эффективнее решать

во­просы управления этой сферой.

Практическое значение разработки экономико-геогра­фических методов сравнения

уровней развития сферы обслуживания заключается еще и в том, что они

позволя­ют уточнить систему показателей, а в ряде случаев и построение

отчетности по отдельным отраслям этой сферы.

Обобщая имеющийся опыт исследований, можно высказать положение о том, что

проблема разработки эконо­мико-географических методов сравнения региональных

уровней развития сферы обслуживания имеет по крайней; мере три аспекта:

- усиление межрайонного и межотраслевого подхода к изучению этой сферы в

целом и ее отдельных отраслей;

- оценку экономико-географической ситуации в от­дельных районах для развития

сферы обслуживания;

- обеспечение региональной сопоставимости показа­телей, отражающих развитие

сферы обслуживания, по­требности населения в услугах и уровни удовлетворения

этих потребностей.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

При оценке экономико-географической ситуации для сферы обслуживания в

отдельных районах обычно огра­ничиваются указаниями на природные,

демографические и экономические особенности, не доводя их до изучения

конкретного перечня показателей, отражающих эти осо­бенности.

Конечно, многообразие возможных подходов к изуче­нию сферы обслуживания

исключает возможность созда­ния единого жесткого перечня показателей,

отражающих особенности экономико-географической ситуации отдель­ных районов с

точки зрения развития этой сферы народного хозяйства, но о неком каркасе

показателей уже можно говорить со всей определенностью.

Обобщение имеющихся публикаций по данному вопро­су позволяет наметить ряд

показателей, количественно отражающих отдельные особенности экономико-

географи­ческой ситуации в районах применительно к сфере обслу­живания. При

этом предлагается иметь в виду только те показатели, которые отражают влияние

природных, нацио­нальных, географических, демографических и экономиче­ских

особенностей района на потребности населения в услугах, на прямые и косвенные

затраты по их предостав­лению и на надежность функционирования всех форм

обслуживания. Очевидно, что число показателей по каж­дому фактору должно быть

невелико. С учетом сказанно­го предлагаются, к примеру, следующие их системы:

для оценки природных условий: площадь сельскохозяй­ственных угодий на одного

жителя, в том числе пашни; число дней с экстремальными погодными условиями,

на­рушающими функционирование передвижного обслужива­ния населения;

сейсмичность (в баллах) и т. д.;

для оценки национальных и демографических особен­ностей: удельный вес лиц

отдельных национальностей, в том числе считающих родным язык этой же

националь­ности; удельный вес женщин в общей численности заня­тых в народном

хозяйстве, в том числе в сфере обслужи­вания; рождаемость; удельный вес

населения в возрасте 20-39 лет.

Эти и другие показатели позволяют косвенно судить о местных традициях, о

возможных масштабах вовлечения трудовых ресурсов, в том числе женщин, в

общественное производство и т. п.

Для оценки экономических особенностей предлагается различать две группы

показателей:

1) по характеристике общих уровней экономического развития районов и

специализации их хозяйства (капи­тальные вложения в народное хозяйство в

расчете на одного жителя; число занятых в народном хозяйстве на 1000 жителей,

в том числе в промышленности; число мест в постоянных и сезонных учреждениях

отдыха в расчете на 1000 жителей);

2) по характеристике особенностей расселения (удель­ный вес населения,

проживающего в столичной агломера­ции; удельный вес сельскохозяйственного

населения, про­живающего в районном центре; удельный вес населения,

проживающего в населенных пунктах с числом жителей менее 200 человек; число

поселений городского типа и сельсоветов на 1000 кв. км территории;

протяженность железных и автомобильных дорог на 100 кв. км террито­рии и в

расчете на 1000 сельских жителей).

Приведенные показатели общего уровня экономическо­го развития и расселения

позволяют объяснять сложив­шиеся различия в уровнях развития как отдельных

отрас­лей, так и сферы обслуживания в целом. Важно подчерк­нуть, что в

зависимости от масштаба исследования (рес­публика, область, район, населенный

пункт) круг учиты­ваемых показателей меняется.

Рассмотрим существо проблемы экономико-географи­ческой сопоставимости

применяемых данных с учетом со­временного информационного обеспечения

исследований по географии сервиса.

Изучение отчетной и плановой информации показыва­ет, что она, как правило,

отражает не процесс обслужива­ния (объем и качество предоставляемых услуг), а

состоя­ние материальной базы и кадров соответствующей отрасли обслуживания

(объем и качество предоставляемых услуг), а состояние материальной базы и

кадров соответствующей отрасли обслуживания в тех же случаях, когда

публикуемые данные отражают объемы предоставляемых услуг (как, например,

объем бытовых услуг или розничный товарооборот)в денежном выражении, они чаще

всего несопоставимы по времени (так как исчисляются в текущих, а не в

неизменных ценах), в пространстве (так как не учитываются районные отличия в

уровне заработной платы и амортизационных отчислений, а в торговле – поясные

цены) и по структуре (различия в удельном весе дорогих видов товаров и

услуг)

Отмеченная несопоставимость оказывает существенное воздействие на экономико-

географические исследования и усложняет проведение научно обоснованного

анализа. Практически это означает, что каждый исследователь, берущийся за

серьезное изучение развития сферы обслу­живания в огамом регионе, должен не

только выявить факторы, влияющие на развитие рассматриваемых отрас­лей в

данном районе, но и дать количественную оценку этих факторов в целом по

стране.

Отличительная черта сложившейся практики в отчетной и плановой информации -

ее ориентация на админи­стративные границы и статус населенных пунктов

(город­ское или сельское население). В условиях низкой транс­портной

подвижности населения и ориентации на внутриселенное обслужившие такое

построение статистической отчетности по сфере обслуживания было обоснованным.

Но в современных условиях подобный подход уже недо­статочен. Он затрудняет

анализ реальной ситуации в территориальном аспекте обслуживания служит центр

области и административного района. Но в одном случае сельские поселение

входят в состав агломерации, как, на­пример, на Апшеронском полуострове, а в

другом район­ным центром служит сельский населенный пункт. В такой ситуации

наибольший объем услуг на одного сельского жителя, согласно статистике,

оказывается в районах, уда­ленных от городов а с центрами в сельских

поселениях, тогда как на самом деле сельские жители столичной агло­мерации

получают больше услуг, чем сельские жители удаленных районов

Выявление и устранение такой пространственно-вре­менной несопоставимости

исходной информации - важ­ный элемент разработки экономико-географических

методов изучения сферы обслуживания.

Для правильного экономико-географического подхода к оценке уровней развития

сферы обслуживания в террито­риальном аспекте необходимо рассмотрение данного

во­проса с позиции региональных различий в образе жизни. Однако этот вопрос

разработан пока относительно слабо. Не претендуя на всесторонний анализ

региональных раз­личий, рассмотрим общую схему взаимодействия составля­ющих

образа жизни между собой и роль сферы обслужи­вания на местах.

Вопрос о региональных различиях в образе жизни лю­дей уже поднимался в

литературе. Так, Д. М. Пинхенсон, подчеркивая обусловленность этих различий

природными, национально-историческими и экономическими фактора­ми, отмечает,

что региональные особенности в образе жиз­ни выражаются «в преобладании тех

или иных сфер и отраслей трудовой деятельности, форм быта, в своеобра­зии

местных обычаев и традиций; существуют также раз­личия в структуре и уровне

потребления материальных и культурных благ между социальными группами

населения и между союзными республиками и экономическими рай­онами».

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Из природных условий на образ жизни в первую оче­редь влияют климатические

(перепады температур, су­хость и влажность воздуха, продолжительность

солнечного сияния в течение суток и интенсивность солнечной радиа­ции,

ветровой режим). Существенное значение имеют также условия водоснабжения,

включая качество воды; условия для организации разных видов отдыха, в том

чис­ле охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих грибов и ягод и т. д. Наконец,

нельзя сбрасывать со счетов и сейс­мичность. При этом важно иметь в виду, что

в экономике строительства рубежом сейсмоопасности считается шесть баллов,

поскольку современные постройки разрушаются при землетрясениях силой более 6

баллов. Однако на са­мочувствии людей сказываются толчки и в 3-4 балла.

Демографические и экономические условия проявля­ются через величину денежных

доходов населения в рас­чете на одного жителя, через объем предоставляемых

услуг, через потенциальную транспортную подвижность населения и уровень

развития транспорта (густота транс­портной сети, скорость передвижения,

надежность сообще­ний и т. д.).

Важное значение имеет и такое обстоятельство, как положение места жительства

по отношению к культур­ным центрам, районам массового отдыха и санаторно-

ку­рортного лечения и т. д.

К социальным условиям образа жизни могут быть отнесены и престижность района

и места работы, возмож­ности профессионального роста и т. д. Важное значение

имеет психологический климат на производстве.

Наконец, важно отметить, что на образ жизни людей в сельской местности влияют

и возможности ведения лич­ного подсобного хозяйства - плодородие почвы,

предпо­сылки производства продукции повышенного спроса, ха­рактер

водообеспечения, близость потребителя излишков производимой продукции и др.

Из сказанного вырисовывается роль сферы обслужива­ния в решении проблем

выравнивания районных различий в образе жизни. С одной стороны, эта сфера

должна обес­печивать приближение к среднесоюзному уровню удовле­творения

потребностей в услугах, а с другой - компенси­ровать в районах с

экстремальными характеристиками сре­ды те неблагоприятные природные и бытовые

условия жизни людей, которые либо совсем неустранимы, либо для их устранения

требуются большие затраты и значитель­ное время.

Указанные приемы сопоставления показателей объема предоставляемых услуг с

показателями образа жизни под­тверждают недостаточность существующих подходов

к региональным сравнениям развития этой сферы с позиций выравнивания уровней

обслуживания. В данном случае необходимо дополнительно вводить поправочные

коэффи­циенты на роль сферы обслуживания в формировании порайонных

соотношений в образе жизни. В одних райо­нах это будет вести, например, к

необходимости более высокого уровня развития сферы обслуживания, а в дру­гих

- к некоторому снижению первоначально намечав­шихся масштабов развития тех

или иных видов услуг, ко­торые вытекали только из оценки концепции

выравнива­ния уровней обслуживания.

Для установления количественных значений указан­ных поправочных коэффициентов

необходимо провести специальные комплексные социологические и экономические

исследования в региональном аспекте в рамках не только экономической и

социальной географии, но и смежных наук. Однако и теперь, не дожидаясь этих

комплексных разработок, географы, работающие в области геогра­фии сферы

обслуживания, должны подходить к решению отдельных частных задач с позиции

такой емкой катего­рии, как образ жизни, исходя из влияния сферы

обслужи­вания на выравнивание его порайонных различий.

Сравнение региональных уровней развития сферы об­служивания заключается, как

уже отмечалось выше, в обеспечении сопоставимости показателей, отражающих

потребности населения в услугах и уровни удовлетворения этих потребностей.

Как известно, различают рациональные и удовлетво­ряемые потребности в

услугах. И те и другие вытекают из современных представлений о разумном

потреблении услуг населением на соответствующем этапе экономиче­ского и

социального развития страны. На них ориентиро­ваны расчеты рационального

потребительского бюджета, необходимого для долгосрочного планирования и

прогно­зирования всего народного хозяйства страны.

Для учета реальных экономических возможностей общества и достигнутого уровня

развития сферы обслужи­вания выделяют удовлетворяемые потребности, которые

находят выражение в плановом или отчетном потребитель­ском бюджете страны.

По-видимому, в основе экономического подхода в за­висимости от целей

исследования могут лежать разные виды потребностей, а в основе экономико-

географиче­ского - удовлетворяемые (отчетные либо плановые). Это позволяет

экономико-географу сконцентрировать свое-внимание на пространственном аспекте

проблемы, считая, что проблема взаимодействия потребления, потребностей и

материального производства в целом по стране исследо­вана экономистами на

стадии обоснования темпов и про­порций в развитии народного хозяйства в

целом.

Среднесоюзный показатель объема предоставляемых услуг или развития сети

учреждений отражает определен­ный уровень удовлетворения рациональных

потребностей населения страны. Но в силу различных природных,

демо­графических и экономических особенностей отдельных территорий показателю

объема предоставляемых услуг соответствуют разные уровни удовлетворения

потребностей населения и, наоборот, одному и тому же уровню удовлетворения

потребностей в услугах населения разных районов соответствуют различные

объемы предоставляе­мых услуг.

Таким образом, можно считать, что объектом экономи­ко-географических

исследований в сфере обслуживания служат региональные различия в объеме

предоставляемых (фактически или по плану) услуг либо в соответствующих им

показателях развития сети учреждений в расчете на одного жителя, соотнесенные

с региональными различия­ми в факторах, влияющих на порайонную

дифференциа­цию рациональных потребностей населения в услугах.

Вывод о том, что одному и тому же уровню удовлетво­рения потребностей в

услугах населения различных рай­онов должны соответствовать разные объемы

предостав­ляемых услуг в расчете на одного жителя, не нов, и дан­ное

обстоятельство уже отмечалось в существующих исследованиях. Мы обращаемся еще

раз к этому вопросу лишь по той причине, что до сих нор отсутствует

необхо­димая ясность в подходе к общей схеме определения уров­ня

удовлетворения потребностей населения района в от­дельных видах услуг.

Особенности экономико-географического подхода к сравнению уровней сферы

обслуживания наиболее нагляд­но проявляются при оценке этих уровней на основе

сопо­ставления трех видов показателей: числа работников в сфере обслуживания,

соотношения капитальных вложе­ний, направляемых в материальное производство и

сферу обслуживания, и стоимости основных фондов.

В настоящее время принято численность занятых в сфере обслуживания приводить

к тысяче жителей, но проведенный анализ позволяет считать, что при сравнении

уровней развития сферы обслуживания на основе сопоставления территориальных

показателей чис­ла занятых в сфере обслуживания на 1000 жителей сгла­живаются

все особенности экономико-географической ситуации исследуемых регионов.

Прежде всего расчет на 1000 жителей ведет к тому, что усредняются порайонные

различия в возрастной структу­ре населения. А как известно,

межреспубликанские различия в рождаемости более чем двукратные (в 1970 г. от

14,5 родившихся на 1000 жителей в Латвии до 34,8 - в Таджикистане и 35,2 - в

Туркмении). В пределах Закав­казья число родившихся на 1000 жителей в 1970 г.

состав­ляло в Грузии 19,2, в Армении - 22,1, а в Азербайджа­не - 29,2 против

17,4 в среднем по СССР.

В 1980 г. ситуация принципиально не изменилась, хотя и возникли некоторые

новые аспекты. По-прежнему самая низкая рождаемость в Латвии и Эстонии, а

самая высо­кая - в республиках Средней Азии; по-прежнему среди республик

Закавказья самая высокая рождаемость в Азер­байджане.

Иными словами, на одного жителя в среднем в разных районах страны приходится

разное число детей и пенсио­неров. В свою очередь от числа детей в

определенной мере зависит участие женщин в общественном производстве, что

влияет как на потребности, так и на величину плате­жеспособного спроса на

платные услуги. Однако ни один из этих аспектов не находит своего отражения

при расче­те на 1000 жителей. Именно поэтому для межрегиональ­ных сравнений

подобные расчеты не могут быть сопоста­вимы. Рассмотрим пример возможности

приведения в сопоставимый вид данных о числе занятых в сфере обслу­живания в

разных районах.

Известно, что материальное производство - ведущая часть всего народного

хозяйства, а основное звено матери­ального производства - промышленность. В

настоящее время именно особенности промышленного развития райо­нов в конечном

счете оказывают существенное влияние на территориальную дифференциацию

показателей развития сферы Обслуживания. Поэтому число занятых в сфере

обслуживания анализировалось по системе из четырех по­казателей - на 1000

жителей, на 1000 занятых в народ­ном хозяйстве, на 1000 - в материальном

производстве и на 1000 занятых в промышленности.

Результаты расчета приведены в таблице ниже. Как видно, при расчете на 1000

жителей все Закавказские республи­ки уступают среднесоюзному показателю, а

при расчете на 1000 занятых превосходят среднесоюзный уровень. При переходе с

уровня характеристики народного хозяй­ства на уровни характеристики

материального производ­ства и промышленности происходит не только рост

абсо­лютного значения расчетного показателя (число занятых в сфере

обслуживания на 1000 занятых в народном хозяйстве, материальном производстве,

промышленности), но и увеличение межреспубликанских различий. Так. по числу

занятых в сфере обслуживания в расчете на 1000' занятых во всем народном

хозяйстве отклонение от среднесоюзного показателя составляет 7% в Армении и

14% в Азербайджане; при расчете на 1000 занятых в материаль­ном производстве

- 35% в Армении и 62% в Азербай­джане; при расчете на 1000 занятых в

промышленности эти отклонения составляют 10% в Армении и 70% в Азер­байджане.

Таблица ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

ЗАКАВКАЗСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

Число занятых в сфере обслуживания, человек
На 1000 человекНа 1000 человек, занятых
в народном хозяйствев материальном хозяйствев промышленности
СССР101,5227,5313776
Закавказье90,4254,74881150
Грузинская ССР100,22505081218
Азербайджанская ССР79,82645121323
Армянская ССР93,9248421856

Такое возрастание межреспубликанских различий обу­словлено тем, что при

переходе от рассмотрения всего хозяйства к его звеньям - материальному

производству и промышленности - повышается влияние специфики уча­стия районов

в территориальном разделении труда и сте­пени этого участия в промышленном

развитии района. Все это подтверждает высказывавшиеся в литературе мнения о

том, что наиболее правильна оценка региональных уров­ней развития сферы

обслуживания в целом на основе показателя «число занятых в сфере обслуживания

в рас­чете на 1000 занятых в народном хозяйстве».

Для сравнения укажем, что при сопоставлении числа занятых в сфере

обслуживания в расчете на 1000 жителей не только изменяется соотношение между

республиками, но и увеличивается межреспубликанская дифференциация по данному

показателю. Наименьшее отклонение от среднесоюзного уровня наблюдается в

Грузии (1 %), а наи­большее - в Азербайджане (21%) против 7 и 15% при расчете

на 1000 занятых в народном хозяйстве.

Подобное возрастание межреспубликанской дифферен­циации обусловлено, как было

показано выше, различия­ми в рождаемости. Чем больше доля детей, тем больше

отклонение структуры потребностей населения района в услугах от общесоюзной.

Кроме того, чем больше доля де­тей, тем меньше занятость женщин в

общественном произ­водстве, что влияет на величину спроса в отдельных видах

услуг. Таким образом, на основе показателя «число заня­тых в сфере

обслуживания на 1000 жителей» можно судить не об уровне, а только о размере

ее развития в том или ином районе.

Нередко против оценки уровня развития сферы обслу­живания в региональном

аспекте при помощи такого показателя, как число занятых в этой сфере в

расчете на 1000 занятых в народном хозяйстве, включая колхозни­ков,

выдвигается следующее возражение: сфера обслужи­вания предназначена для всего

населения, а не только для рабочих, служащих и колхозников, следовательно, и

счи­тать надо в расчете на 1000 жителей. Первая часть этого возражения

бесспорна; вторая часть, по нашему мнению, несостоятельна. Приведение

показателя общей численно­сти работников в сфере обслуживания к 1000 рабочих,

слу­жащих и колхозников сравниваемых районов обусловлено не тем, что сфера

ориентируется на удовлетворение по­требностей только работающих, а тем, что

приведение численности занятых в сфере обслуживания к численно­сти занятых во

всем народном хозяйстве, как уже отмеча­лось, косвенно отражает основные

демографические и эко­номические особенности сравниваемых районов.

Иногда для оценки региональных соотношений в об­щих уровнях развития сферы

обслуживания используют такой показатель, как отношение капитальных вложений,

направленных на развитие сферы обслуживания, к капи­тальным вложениям в

материальное производство. Это, по нашему мнению, неправомерно, так как

указанные соот­ношения определяются прежде всего отраслевой структу­рой

хозяйства отдельных территорий, поскольку разные отрасли различаются объемами

фондоемкости производ­ства.

Покажем несостоятельность подобного показателя на конкретных примерах. В

1966-1970 гг. капиталовложе­ния в непроизводственную сферу, включая торговлю,

материально-техническое снабжение и заготовки, состави­ли в среднем по СССР

53,1% от капитальных вложений в материальное производство, в Грузии - 50,5, а

в Арме­нии - 41,1%. В 1971-1975 гг. этот показатель по СССР уменьшился до

43,6%, в Грузии - до 49, а в Армении, наоборот, повысился до 53,9%. Но из

этих цифр нельзя делать выводы относительно общего уровня развития сфе­ры

обслуживания. Эти данные отражают лишь перестрой­ку указанного соотношения в

республиках и стране в те­чение десятилетнего периода, происходящую под

влияни­ем множества факторов.

Может быть, имеет смысл оперировать соотношением стоимости непроизводственных

и производственных фон­дов? В 1975 г. по СССР это соотношение составляло

65,8%, а в Азербайджане - 46,9%. На первый взгляд показатель в Азербайджане в

1,5 раза хуже, чем по стране. Но если быть логичным, то этот показатель надо

применить и к другим отраслям хозяйства. Оказывается, удельный вес

промышленности в основных производственных фондах СССР - 50,8%, а сельского

хозяйства - 22% против 52,1 и 19,3% в Азербайджане. Если ориентироваться на

полу­ченные цифры, то тогда придется считать, что уровень промышленного

развития в Азербайджане выше, чем в среднем по стране, а сельского хозяйства,

наоборот, ниже, но это не соответствует действительности.

Из приведенных данных ясно, что соотношение капи­тальных вложений между

сферой обслуживания и мате­риальным производством не может рассматриваться в

ка­честве измерителя уровня развития сферы обслуживания союзной республики,

области или промышленного узла. Это лишь один из показателей, отражающих

пропорции расширенного воспроизводства, складывающиеся под со­вокупным

влиянием множества общесоюзных и региональ­ных факторов. В то же время

указанное соотношение может быть полезно при оценке роли сферы обслуживания в

расширенном воспроизводстве страны и союзных рес­публик.

При сравнении уровней развития сферы обслуживания в региональном аспекте на

основе стоимости непроизвод­ственных фондов (на 1000 жителей или 1000 занятых

в народном хозяйстве) следует иметь в виду, что такой по­казатель отражает

состояние материально-технической базы - одного из факторов развития сферы

обслужива­ния. Кроме того, в публикуемых данных не учитывается степень износа

фондов. Наконец, при межрегиональных сравнениях надо обеспечивать учет

разного удельного веса жилого фонда в общей стоимости непроизводствен­ных

фондов, с одной стороны, и качественные различия в состоянии этих фондов - с

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.