Курсовая: Особенности размещения предприятий сервиса
другой, а также учитывать различия в порайонной стоимости строительства.
Таким образом, сущность экономико-географического подхода к развитию сферы
обслуживания заключается в том, что эта сфера в каждом районе рассматривается
как с точки зрения всего регионального комплекса, так и с точки зрения ее
влияния на развитие сферы обслуживания в иных районах; объектом исследования
являются региональные различия в объемах предоставляемых услуг или в
соответствующих им показателях развития сети учреждений сферы обслуживания;
сравнение региональных уровней развития сферы обслуживания проводится путем
сопоставления показателей предоставляемых услуг (в среднем на душу) с учетом
местных природных, национальных демографических и экономических
особенностей, находящих свое отражение при сопоставлении объемов
предоставляемых услуг на 1000 рабочих, служащих и колхозников.
Размещение предприятий социальной инфраструктуры, как и любой другой отрасли
народного хозяйства, регламентируется совокупностью принципов, отражающих
современную степень изученности вопросов рационального размещения и
территориальной организации производительных сил.
Мы исходим из того, что размещение сферы обслуживания отражает распределение
элементов этой системы по территории страны, тогда как территориальная
организация отражает не только размещение элементов, но и территориальные
взаимосвязи между ними.
Различия между размещением и территориальной организацией были хорошо
показаны Ю. Г. Саушкиным, который отмечал, что территориальная организация
«подразумевает не только взаимное размещение жилищ, производства, зон
отдыха, учебных заведений, больниц и т. п., но и их отношения, взаимную
связь, соподчиненность, взаимодополняемость, гибкость средств достижения
целей и историческую смену этих целей, наложение точек и зон друг на друга,
создание различных вариаций пространственных систем общественной жизни».
Рассмотрим особенности территориальной организации сферы обслуживания и ее
отдельных отраслей с позиций системы «человек - услуга» и специфики
размещения учреждений этой сферы. Своеобразие этих взаимосвязей определяется
прежде всего тем, что в отличие от промышленной и сельскохозяйственной
продукции услуга не может перевозиться, но за ее определенными видами могут
перемещаться люди как потребители и в то же время могут перемещаться
поставщики услуг. Наряду с этим возможно пространственное расчленение всего
процесса обслуживания - сама услуга оказывается человеку по месту его
жительства, а производственные стороны ее обеспечения организуются в районах
наиболее для этого благоприятных с точки зрения эффективности общественного
производства. Например, холодильники должны продаваться во всех районах, а их
производство может быть сосредоточено лишь в некоторых из них.
Другая особенность взаимосвязей в системе «человек- услуга» - разная частота
обращения населения за различными видами услуг - повседневное, периодическое
и эпизодическое.
В соответствии с отмеченными взаимосвязями в этой системе возможны три типа
обслуживания: стационарное (люди ездят за услугой), передвижное (поставщики
услуг ездят к людям) и дистанционное (пересылки товаров по заказам
населения). В свою очередь каждый из этих типов может принимать межрайонную,
межселенную и внутриселенную формы обслуживания, влияя тем самым на общую
систему территориальной организации сферы обслуживания.
Соотношения между указанными тремя формами обслуживания зависят от природных
условий (наличие уникальных природных условий для санаторно-курортного
лечения, туризма, с одной стороны, и надежность транспортных связей во все
времена года - с другой) и от особенностей расселения населения (чем крупнее
сельские населенные пункты, тем выше уровень внутриселенного обслуживания и
менее развиты виды межселенного обслуживания).
Территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания и методы их измерения
Выше уже отмечалось, что одна из центральных задач географии сервиса -
выявление сложившихся территориальных пропорций в развитии сферы
обслуживания, однако методика изучения этих пропорций нуждается в
совершенствовании.
Необходимость изучения этих пропорций обусловлена тем, что «общественное
производство не может вестись без строгого распределения совокупного
общественного труда между видами хозяйственной деятельности и регионами,
участвующими в производстве. Поэтому территориальные пропорции
социалистического народного хозяйства - экономическая категория, сущность
которой состоит в распределении общественного совокупного труда по регионам
страны в целях полного удовлетворения на данном конкретном этапе потребностей
общества в материальных благах и услугах с наименьшими его затратами».
На этом производственном принципе построены исследования по оптимизации
территориальных пропорций, широко проводимые в настоящее время. Но очевидно,
что для общественного воспроизводства, состоящего из производства,
распределения, обмена и потребления, территориальные пропорции характерны для
каждой из этих фаз. Изучение данного вопроса позволяет считать, что
территориальные пропорции в развитый сферы обслуживания должны отражать, с
одной стороны, региональное распределение живого и овеществленного труда в
этой сфере, а с другой - региональные соотношения в потреблении материальных
благ и услуг за счет личного и общественного потребления населения.
Указанная особенность определяет характер применяемых методов изучения
территориальных пропорций в сфере обслуживания. При этом, как будет показано
в дальнейшем, необходимо различать отраслевые территориальные и интегральные
территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания, отражающие ее
отраслевую и территориальную структуру.
Проблеме разработки показателей для измерения отраслевой и территориальной
структуры сферы обслуживания в литературе уделяется большое внимание, однако
исследования в этой области носят не всегда достаточно комплексный характер.
В экономической литературе основное внимание уделяется показателям,
отражающим роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве, а также
обеспечивающим измерение потребностей населения и степени их удовлетворения
в развитии этой сферы. Необходимость таких исследований связана с
совершенствованием методологии народнохозяйственного планирования и
повышением роли социальных аспектов плана. Как отмечает В. М. Рутгайзер, в
ходе подготовки десятой пятилетки «был расширен набор показателей,
характеризующих важнейшие социальные процессы, улучшение условий труда и
быта, предусмотрены пути рационализации использования внерабочего, и прежде
всего свободного, времени трудящихся. Усилился комплексный подход к
обоснованию всех элементов социальной программы».
Из приведенной цитаты ясно, что основное внимание уделяется измерению
межотраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания в целом по стране при
известной недооценке территориальных аспектов этой проблемы. Такая
недооценка хорошо видна из определения комплексного планирования сферы
обслуживания. В упоминавшейся выше работе В. М. Рутгайзер пишет:
«Комплексное планирование сферы услуг сводится в конечном счете к выявлению
системы удовлетворяемых ею общественных потребностей и к обоснованию
масштабов отвлекаемых для этого ресурсов социалистической экономики» '.
Очевидно, что такая формулировка сужает сущность комплексного подхода к
планированию сферы услуг, ибо развитие этой сферы рассматривается вне
территориального аспекта. План может быть комплексным только тогда, когда в
нем увязываются вопросы и развития и размещения сферы обслуживания с учетом
воздействия последней на эффективность материального производства. На эту
сторону вопроса обращает внимание в своих работах С. И. Хватов, но он делает
упор на роль сферы обслуживания как регулятора миграции населения на основе
устранения «необоснованных территориальных различий в уровне обслуживания
населения».
В экономико-географической литературе проблема сводится в основном к
сравнению районных показателей со среднесоюзными, но из поля зрения обычно
выпадают вопросы воздействия разных уровней развития сферы обслуживания на
темпы развития материального производства в рассматриваемом районе и в целом
по стране.
Указанные недостатки - следствие относительно слабой еще разработанности
общих вопросов взаимодействия сферы обслуживания и материального производства
в территориально-производственных комплексах, а также невнимания к
комплексному подходу при измерении отраслевой и территориальной структуры
самой сферы обслуживания.
Методы оценки отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания
базируются на классификации задач, возникающих в связи с изучением этой
сферы, на отборе показателей, необходимых для решения каждой задачи, на
методах исчисления этих показателей.
При анализе содержания понятия «структура» мы исходили из определения
структуры социально-экономической системы как «совокупности составляющих эту
систему элементов и их взаимосвязей, проявляющихся по поводу производства,
обмена, распределения и потребления». Из этого следует, что при изучении
отраслевой структуры сферы обслуживания предполагается анализ состава и
взаимосвязей разноименных подсистем и элементов (здравоохранение,
просвещение и т. п.) на данной территории (страна, республика, область,
промышленные узлы и т. п.). В отличие от отраслевой территориальная структура
сферы обслуживания характеризуется составом и взаимосвязями одноименных
подсистем и элементов (например, сфера обслуживания в целом, или
здравоохранение, или торговля и т. д.), расположенных в разных районах
одного таксономического уровня. Так, межрайонная структура сферы
обслуживания в целом характеризуется показателями ее развития по
экономическим районам СССР: межреспубликанская - по союзным республикам:
внутри-республиканская - по внутриреспубликанским экономическим районам и т.
д. Аналогичный подход характерен и для территориальной структуры отдельных
отраслей сферы обслуживания.
В приведенном выше определении структуры социально-экономической системы
классификация связей дана в свете политэкономического подхода (производство,
обмен, распределение и потребление), для которого пространственный аспект
рассмотрения не имеет столь существенного значения. Иное дело при анализе
сферы обслуживания с экономико-географических позиций, когда основное
внимание уделяется пространственным связям по линии производства, обмена и
потребления услуг.
Для политэкономического подхода основное значение имеет тот факт, что услуга
есть результат деятельности, а для экономической и социальной географии важны
характеристики территориальной концентрации производства услуг в целом и по
видам, соотнесенные с численностью населения в целом и его половозрастных и
социальных групп, проживающих на данной территории. Именно через эти
соотношения и проявляются пространственные взаимосвязи внутри сферы
обслуживания. Например, если объем предоставляемых услуг в данном поселении
эквивалентен уровню фактического удовлетворения потребностей в них всех
жителей данного поселения, то мы имеем дело с внутриселенным обслуживанием,
если же существенно превышает - то с межселенным.
Анализ территориальной структуры сферы обслуживания можно проводить с разных
позиций: с точки зрения особенностей территориальной организации этой сферы и
их влияния на нормативы расхода ресурсов на единицу продукции; с точки зрения
качества обслуживания и т.д. В соответствии с целями анализа меняется
применяемый круг показателей. При анализе территориальной структуры сферы
обслуживания с точки зрения ее взаимодействия с материальным производством в
региональных хозяйственных комплексах основное внимание должно быть уделено
влиянию разных форм территориальной организации отдельных отраслей сферы на
трудоемкость, капиталоемкость и энергоемкость услуг и на территориальную
организацию материального производства. Иными словами, важно учесть те
аспекты, от которых, с одной стороны, зависят объемы потребления ресурсов
сферой обслуживания, а с другой - обеспеченность материального производства
рабочей силой и производительность труда работников.
Показатели для измерения отраслевых и территориальных пропорций могут быть
разделены на экономические и экономико-географические. В свою очередь
экономические включают три группы показателей: структурно-
воспроизводственные (отражают роль сферы обслуживания в расширенном
воспроизводстве страны, союзной республики, экономического района); технико-
экономические (характеризуют затраты ресурсов при функционировании
учреждений сферы обслуживания и ее отдельных отраслей): структурные
(показывают соотношения в развитии отдельных видов услуг, предоставляемых
данной отраслью сферы обслуживания). Иными словами, экономические показатели
позволяют характеризовать отраслевые пропорции в развитии сервиса страны и
отдельного региона.
Среди экономико-географических показателей целесообразно выделить две
группы, характеризующие интегральные территориальные пропорции и отраслевые
территориальные пропорции.
Система структурно-воспроизводственных и технико-экономических показателей
развития сферы обслуживания изложена в методических указаниях Госплана СССР
к составлению годовых и пятилетних планов и может использоваться при анализе
состояния отдельных отраслей в региональных комплексах. Что касается
структурных показателей, то они изложены, в частности, во многих учебниках
по экономике и организации соответствующих отраслей сферы обслуживания, где
учтены как общие черты социалистического предприятия, так и специфика
функционирования учреждения сферы обслуживания.
Сконцентрируем дальнейшее внимание на экономико-географических показателях
для измерения отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания. Они
могут быть объединены в следующие группы.
Показатели для измерения отраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания
региона. Необходимы для сравнения масштабов развития отдельных отраслей и
видов услуг в исследуемых районах с масштабами союзного
(среднереспубликанского) уровня. При этом отраслевые пропорции характеризуются
показателями удельного веса работников и стоимости основных фондов каждой
отрасли и каждого вида услуг в сфере обслуживания.
Показатели для измерения интегральных территориальных пропорций в развитии
сферы обслуживания. Следует различать интегральные территориальные
пропорции по размеру предоставляемых услуг и по уровню развития сферы
обслуживания. В первом случае такие пропорции рекомендуется измерять, применяя
показатели стоимости основных фондов сферы обслуживания или численности занятых
в ней. Они даются в расчете на 1000 жителей, а во втором случае - на 1000
занятых в народном хозяйстве (чтобы учесть влияние региональных особенностей на
потребности населения региона в услугах).
Следует подчеркнуть, что рассмотренные показатели, отражая общий
количественный уровень развития сферы обслуживания, не вскрывают существенных
качественных сторон обслуживания. В результате вне поля зрения остаются
затраты времени ж денежных средств населения разных районов на поездки за
услугами, затраты общего времени на обслуживание (дорога + время самого
обслуживания), а также соотношение между общим объемом производственных
услуг и величиной денежных доходов населения, направляемых на эти цели.
Указанное соотношение по своей сущности относится к группе структурно-
воспроизводственных показателей, применяемых при расчетах общего объема
потребления услуг населением, а также баланса денежных доходов и расходов
населения страны или региона. Однако для экономико-географических
исследований соотношение между общим объемом производственных услуг (а не
просто платных услуг) и спросом на них (который определяется денежными
доходами) должно быть одним из главных.
В последние годы большое внимание уделяется поиску интегрального
относительного показателя для измерения общего уровня развития сферы
обслуживания на основе суммирования отклонений районных значений по
отдельным видам услуг от условного уровня. Однако здесь может быть проявлен
субъективизм. Пока эти поиски малопродуктивны.
Применяемый в экономических расчетах показатель общего объема потребления
населением услуг вряд ли может считаться приемлемым для экономико-
географических исследований вследствие наличия недостаточной внутренней
сопоставимости.
Названный показатель включает в себя следующее: валовую продукцию торговли и
общественного питания; расходы населения на оплату производственных и
непроизводственных видов бытовых услуг; валовую продукцию отраслей,
обеспечивающих население водой, газом и электроэнергией; расходы населения
на пассажирский транспорт и услуги связи; расходы общества на содержание
отраслей жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения,
искусства и культуры, объем других услуг.
Для изучения динамики развития сферы обслуживания в стране и в отдельном
районе, т. е. для экономических исследований, такой метод по существу
единственный для оценки изменений общего уровня обслуживания населения, но
для экономико-географических исследований он, по нашему мнению, непригоден
из-за межрайонной несопоставимости. Последняя возникает под влиянием
территориальных различий в стоимости строительства объектов сферы
обслуживания и разной степени их физического износа; в тарифах на воду, газ,
электроэнергию, проезд на транспорте; в заработной плате на услуги; в
структуре предоставляемых услуг.
Показатели для измерения отраслевых территориальных пропорций в развитии
сферы обслуживания призваны отразить территориальные различия в развитии
отдельных отраслей. Здесь необходимо различать объем предоставляемых услуг
(розничный товарооборот торговли и общественного питания, число врачебных
посещений, число госпитализированных больных и т. д.); развитие сети
учреждений (число предприятий) и их размеры (по торговой площади магазинов,
числу посадочных мест в общественном питании и т. д.); состояние существующей
материально-технической базы (оснащенность современным оборудованием,
степень износа зданий, соотношения между типовыми и приспособленными
помещениями и т. д.); наличие кадров и их квалификацию; удовлетворение
потребностей населения в услугах и развитии сети учреждений; уровень
использования существующей сети. При использовании указанных показателей для
измерения отраслевых и территориальных пропорций необходимо различать
следующие типы задач:
- количественную характеристику фактического или планируемого состояния
отраслевых и территориальных пропорций в развитии сервиса;
- оценку изменений (сдвигов) отраслевых и территориальных пропорций в
рассматриваемом периоде;
- определение интенсивности сдвигов в данном периоде по сравнению с
предшествующими;
- межрайонное сопоставление темпов развития сферы обслуживания и ее
отдельных отраслей;
- соотношения в развитии отдельных форм территориальной организации
обслуживания.
Состояние отраслевых и территориальных пропорций можно оценить по разности
между максимальным и минимальным значениями каждого показателя обслуживания
среди рассматриваемых районов и по отношению этой разности к среднесоюзному
(среднереспубликанскому, среднеобластному) значению. Чем больше это
отношение, тем выше степень территориальной дифференциации по данному виду
обслуживания.
Сдвиги в территориальных пропорциях за соответствующий период можно оценить
по сумме изменений за этот период удельного веса районов в стране
(республике, области) по рассматриваемому показателю.
Суммирование проводится без учета знака. Соизмерение указанной суммы
отклонений за два периода и более позволяет оценить интенсивность сдвигов.
Темпы развития сферы обслуживания и ее отдельных отраслей в регионах
предлагается оценивать по темпам роста капитальных вложений в рассматриваемом
периоде; по коэффициенту отклонения темпа роста отрасли в районе от темпа
роста капитальных вложений в сферу обслуживания в целом; по коэффициенту
отклонения роста капиталовложений в отдельные отрасли района от союзного
(республиканского) уровня в расчете на одного жителя.
Показатели развития отдельных форм территориальной организации обслуживания
необходимы для учета соответствия между фактической территориальной
организацией сферы обслуживания и особенностями расселения - чем больше доля
населения, проживающего в мелких сельских поселениях, тем большее развитие
получают межселенная и передвижная формы обслуживания.
Уровни развития форм территориальной организации обслуживания предлагается
измерять по каждому виду услуг при помощи таких показателей: удельный вес
населения района, удовлетворяющего свои потребности в услуге за счет
межрайонного, межселенного или внутриселенного обслуживания, в том числе
передвижного и дистанционного; удельный вес населения других поселений
данного района и других районов, получающих услуги в учреждениях сферы
обслуживания данного пункта или района; удельный вес работников в
соответствующей отрасли этой сферы, занятых в межселенном и межрайонном
обслуживании, в том числе передвижном и дистанционном.
При анализе показателей личного потребления материальных благ и услуг
следует различать фактическое потребление и общую сумму средств, направляемых
для его увеличения.
Личное потребление трудящимися материальных благ и услуг складывается из
индивидуального потребления материальных благ и оплачиваемых услуг, а также
из бесплатных услуг, приводимых к единой стоимостной оценке по затратам
учреждений, оказывающих бесплатные услуги; кроме того, сюда включаются износ
обобществленного жилищного фонда, а также накопления учреждений сферы
обслуживания.
Общая сумма средств, направляемых на увеличение личного потребления
населения, превышает текущее личное потребление на величину средств из фонда
накопления, направляемых на строительство жилья и учреждений сферы
обслуживания.
Объем потребления материальных благ и услуг определяет общий уровень
потребления, а соотношения между основными составляющими - структуру
потребления. Группировка районов по уровню и структуре потребления позволяет
выделить территориальные типы структур личного потребления. Однако в
настоящее время отсутствует сопоставимая информация для такой типологии, и мы
вынуждены ограничиться рассмотрением особенностей потребления населения лишь
наиболее специфических регионов.
При характеристике типов личного потребления необходимо различать уровни
анализа, идет ли речь о средне-душевом потреблении всего населения, или о
потреблении по социальным группам (рабочие, служащие, колхозники населения
Эстонии, а также ее специализация па санаторно-курортном обслуживании и
туризме).
Итак, в основе исследований по географии сферы обслуживания должен лежать
анализ региональных особенностей в образе жизни населения с учетом местных
природных, демографических и экономических условий. Но пока, к сожалению,
серьезные разработки по этой проблеме отсутствуют.
Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции
населения
Взаимодействие сферы обслуживания и миграции населения - один из
существенных факторов регионального развития. Формы проявления этого
взаимодействия во многом зависят не только от общего уровня развития
производительных сил страны, но и от характера самих миграционных
процессов, а также от роли миграции в жизни общества.
Обычно миграция населения рассматривается как один из способов соединения
средств производства с рабочей силой. Для трудодефицитных районов миграция
решает проблему обеспечения существующих и вводимых предприятий необходимыми
кадрами, а для трудоизбыточных районов миграция - одно из средств вовлечения
местных трудовых ресурсов в общественное производство. Однако в таком виде
указанная роль миграции населения при социализме проявляется лишь на первых
этапах социалистического строительства, когда еще сохраняется относительное
перенаселение деревни и ввод новых рабочих мест полностью определяет
направление миграции.
По мере развития производительных сил страны сельская местность в
большинстве районов перестает быть поставщиком свободных трудовых ресурсов.
Одновременно происходит возрастание потребностей населения в услугах. В
такой ситуации ввод рабочих мест сам по себе перестает оказывать доминирующее
воздействие на миграционные процессы, но существенное воздействие еще могут
оказывать районные надбавки к заработной плате.
В период развитого социализма, когда проблема выравнивания уровней
экономического развития союзных республик в основном решена, когда
повсеместно происходит существенное повышение денежных доходов населения,
когда возникает дефицит рабочей силы в целом по стране, воздействие
производственных аспектов на миграционные процессы продолжает уменьшаться, но
существенно возрастает воздействие социально-экономических, связанных с
образом жизни населения, включая престижность профессии, предприятия, города
или района.
В период перехода от социализма к коммунизму миграции, сохраняя свою
экономическую функцию соединения рабочей силы со средствами производства, все
больше начинают выполнять и социальную функцию - способствовать расширению
кругозора людей, более полному проявлению такой черты человеческой личности,
как самовыражение, самоутверждение. Наложение экономической и социальной
функции миграции населения друг на друга существенно усложняет процесс
познания механизма миграции, и особенно механизма регулирования
миграционных процессов.
Как удачно подметил В. В. Покшишевский, в основе миграционных процессов лежит
«перепад уровней жизнеощущения». В процессе общественного развития такие
перепады существуют объективно, являясь отражением диалектических
противоречий, постоянно возникающих в народном хозяйстве страны в целом и
отдельных регионах. От того, насколько познаны эти перепады и насколько они
учитываются в народнохозяйственном планировании, зависит степень
соответствия миграционных потоков населения современному и перспективному
размещению рабочих мест. В свою очередь при размещении новых рабочих мест
должны учитываться реально возможные масштабы миграции населения в те или
иные районы и пункты. Для определения таких масштабов важное значение имеет
анализ роли сферы обслуживания в формировании миграции населения.
Как известно, миграция населения представляет собой очень сложное явление,
отдельные составные части которого по-разному взаимодействуют со сферой
обслуживания.
В настоящее время принято различать стационарную, сезонную и маятниковую, или
челночную, миграции. Стационарная миграция связана со сменой постоянного
места жительства; при сезонной миграции место жительства меняется лишь на
какой-то период года, тогда как при маятниковой миграции (проезд на работу и
обратно) смены места жительства не происходит.
В свою очередь по признаку дальности миграции и характеру пересекаемых
административных границ внутригосударственные миграции могут быть
межселенными, внутриобластными, межобластными, межреспубликанскими.
Для понимания механизма взаимодействия сферы обслуживания и миграции
населения важное значение имеет учет форм миграции - плановой
(организованной) и самодеятельной (неорганизованной), а также фаз миграции
(формирование потока мигрантов, переезд мигрантов и закрепление мигрантов в
районах вселения).
Рассмотрим воздействие сферы обслуживания на отдельные виды, формы и фазы
миграций, не упуская из виду тесных внутренних взаимосвязей между ними.
Из всех видов и форм миграций только для неорганизованной сезонной миграции
работников, временно выезжающих из южных районов в более северные районы на
заработки, сфера обслуживания не имеет сколько-нибудь существенного значения.
В то же время для успешного обеспечения такой формы сезонной миграции, как
отправка студенческих строительных отрядов, крайне важно создать нормальный
уровень обслуживания. Особенно велика роль сервиса для обеспечения такой
общественно необходимой формы сезонной миграции, как поездки отпускников в
районы и пункты массового санаторно-курортного и туристского отдыха.
Таким образом, успешное регулирование сезонной миграции во многом связано с
развитием сферы обслуживания, особенно если миграция связана с
удовлетворением потребностей людей в отдыхе и лечении. При этом важную роль
играет именно территориальный, географический аспект регулирующей роли сферы
обслуживания. Если в районах рекреационного обслуживания сфера услуг в
потенциально возможных пунктах концентрации населения развита примерно
одинаково, то и отдыхающие между этими пунктами распределяются примерно
пропорционально «емкости» пунктов. Если же среда обслуживания развита
неравномерно, то происходит наплыв отдыхающих в те пункты, где существенно
выше уровень торгового и бытового обслуживания со всеми отрицательными
последствиями, возникающими в переполненных отдыхающими курортных поселках,
дачных местностях и т. д.
Важное значение имеет организация сферы обслуживания для более равномерного
распределения отдыхающих между сложившимися зонами массового отдыха и вновь
формирующимися. При этом речь должна идти о создании не только самих
учреждений отдыха - санаториев, пансионатов, турбаз и т. п., но и целого
комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания. Подробнее это
будет рассмотрено в последней главе.
Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается между сферой обслуживания и
маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из пригородной зоны в
города до последнего времени лежали трудовые поездки на работу, а
удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело подчиненный
характер. В этих условиях для нормального функционирования городского
хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы обслуживания, в
значительной мере использующей маятниковых мигрантов, требовалось в первую
очередь развитие пригородного транспорта.
На современном этапе все большее значение приобретают культурно-бытовые
поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них
сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом общего пользования все
большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий
подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятниковой
миграции по культурно-бытовым связям оценивалась с точки зрения затрат на
организацию сферы обслуживания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь
ситуация меняется.
При современных масштабах маятниковой миграции возникают столь существенные
«пики» нагрузок на железных и автомобильных дорогах, что есть основания
усматривать в существующих перебоях на транспорте при перевозке
народнохозяйственных грузов значительную долю ее «вины». Наряду с
транспортными последствиями при оценке эффективности маятниковой миграции
важно учитывать и экологические последствия, возникающие в городах в связи с
«автомобилизацией» маятникового мигранта. Все это требует пересмотра
существующих подходов к проблемам внутрирайонного размещения материального
производства и сферы обслуживания.
Рассмотрим взаимодействие сферы обслуживания со стационарной миграцией,
включающей в себя миграцию из села в город, из села в село, из города в город
и из города в село.
При анализе взаимодействия развития сферы обслуживания и миграции сельского
населения необходимо учитывать тип сельского расселения, который может быть
двух-, трех-, а фактически и четырехуровневым. Двухуровневый тип расселения -
центр административного района и крупное сельское поселение - характерен для
степных и отчасти лесостепных районов, крупных межгорных котловин. В
настоящее время все эти населенные пункты уже имеют сравнительно высокий
уровень культурно-бытового обслуживания и миграция из них по причине
недостаточного уровня обслуживания незначительна.
Трех- и четырехуровневый типы расселения включают в себя центр
административного района, центральные усадьбы колхозов и совхозов,
периферийные поселки бригад, отделений и т. п. При этом периферийные
поселения неоднородны: одни расположены ближе к центральной усадьбе, другие
более удалены. Как правило, чем ближе поселение к центральной усадьбе, тем
лучше условия обслуживания. Четырехуровневый тип расселения характерен для
горных районов и районов лесной зоны, особенно после укрупнения колхозов и
совхозов.
О том, насколько разнятся уровни обслуживания сельского населения при
трехуровневом типе расселения, свидетельствуют исследования сибирских
ученых.
Таблица. Доля сельского хозяйства, пользующаяся услугами различных учреждений
в поселениях разного типа.
Учреждения сферы обслуживания | Типы сельских поселений | Районный центр | Центральная усадьба | Периферийное поселение | Почта | 92,5 | 92,4 | 78,6 | Аптека | 83,0 | 72,9 | 50,9 | Больница | 86,5 | 71,2 | 43,6 | Сберкасса | 79,5 | 56,2 | 48,3 | Дом культуры | 90,6 | 55,4 | 47,4 | Поликлиника | 84,2 | 59,2 | 36,4 | Общественная баня | 84,2 | 38,3 | 20,7 | Ателье ремонта и пошива одежды | 52,7 | 34,2 | 20,2 | Парикмахерская | 69,1 | 32,4 | 10,6 | Ателье ремонта обуви | 47,2 | 13,7 | 6,3 | Стадион | 37,5 | 4,5 | 3,6 |
Как видно из таблицы, по большинству видов услуг показатели по центральным
усадьбам в 1,5-2 раза уступают показателям по районным центрам, а показатели
по периферийным поселениям в 1,5-2 раза уступают показателям по центральным
усадьбам. Что же касается наиболее удаленных (глубинных периферийных)
поселений, то там уровень обслуживания еще ниже, чем в среднем по всем
периферийным поселениям.
В настоящее время характерен отток жителей прежде всего из глубинных
населенных пунктов, что нередко влечет за собой ослабление в них
производственных функций, а это в свою очередь усугубляет миграцию и
ускоряет процесс самоликвидации мелких и мельчайших удаленных пунктов.
Указанные процессы наблюдаются практически во всех союзных республиках, так
как даже на Украине, в Прибалтийских республиках, Армении и Молдавии от 1 до
5% сельского населения проживает в зоне более чем 2-часовой доступности
центров обслуживания. Согласно расчетам А. М. Лолы, в группу экономических
районов и союзных республик с долей сельского населения, проживающего за
пределами 2-часовой доступности центров обслуживания, входит не только Сибирь
и Дальний Восток, но и Казахстан и Киргизия (свыше 60%).
Принципиально иные проблемы возникают в крупных сельских населенных пунктах
среднеазиатских республик, в Азербайджане и Южном Казахстане с их высоким
естественным приростом сельского населения. Если в целом по СССР численность
сельского населения за 15 лет (с 1965 по 1980 г.) уменьшилась на 10,8 млн.
человек, то в указанных регионах ситуация противоположная: здесь за 15 лет
численность сельского населения увеличилась на 5,9 млн. человек. Если в
среднем в СССР удельный вес сельского населения за эти годы снизился с 63 до
53%, или на 10 пунктов, то в Узбекистане - только на 6, а в Азербайджане - на
3 пункта. В Киргизии за 15 лет удельный вес сельского населения практически
не изменился, а в Туркмении и Таджикистане доля сельского населения даже
возросла.
В связи с общим сокращением прироста трудовых ресурсов в СССР и
необходимостью рационального использования в общественном производстве
подрастающего поколения в указанных регионах с высоким приростом сельского
населения возникает принципиально иная проблема - повышение мобильности
сельского населения, стимулирование его миграции в города «своей» республики
и за ее пределы (особенно в Нечерноземную зону, в южные районы Сибири и
Дальнего Востока).
В настоящее время одним из факторов повышения мобильности сельского населения
южных районов для «своих» городов считается изменение жилищной политики,
расширение в них сети дошкольных учреждений, школ, учреждении для внешкольной
работы с детьми.
Выше речь шла о влиянии сферы обслуживания на миграцию сельского
населения. Не менее актуально рассмотрение вопросов миграции городского
населения. Известно, что 70-е годы характеризовались существенным
оттоком населения с Урала, из южных районов Сибири, Северного Казахстана в
южные районы страны. Так, только за 1966-1970 гг. РСФСР и Казахстан
«потеряли» в обмене с другими республиками 936 тыс. человек, тогда как на
Украине за эти же годы положительное сальдо миграции составило 346 тыс., а в
Средней Азии - 440 тыс. человек. В результате специальных мер по
улучшению условий жизни населения в районах Сибири, Дальнего Востока уже в
1970-1975 гг. было ликвидировано отрицательное сальдо миграции из Восточной
Сибири, однако продолжался отток в Прибалтику, на Северный Кавказ. В то же
время практически было сведено к нулю положительное сальдо миграции в Средней
Азии. В настоящее время существенно сократился отток населения из Западной
Сибири и Нечерноземной зоны РСФСР.
Анализ миграции городского населения с точки зрения его взаимодействия со
сферой обслуживания позволяет считать, что здесь уровень обслуживания
оказывает существенное влияние лишь на закрепление мигрантов, а
следовательно, на общий объем миграции. Что же касается направлений миграции
городского населения по схеме «город-город», то здесь большее значение имеют
производственные, этнические и природные факторы.
Иное положение характерно для миграции городского населения в сельскую
местность. Пока этот процесс проявляется в очень слабой степени и
затрагивает наиболее экономически сильные хозяйства. Однако по мере
«автомобилизации» городов, развития дорожного строительства и улучшения
качества обслуживания сельского населения, а также по мере возрастания
значимости в жизни людей такого фактора, как близость к природе, есть все
основания ожидать увеличения масштабов переселения горожан в сельскую
местность.
Таким образом, сфера обслуживания оказывает существенное влияние на миграцию
населения, но на разные виды миграции это влияние различно. Оно определяет
направления и интенсивность миграции из села в город и из города в село.
При межрегиональной миграции городского населения развитие сферы обслуживания
влияет не столько на направления миграции, сколько на приживаемость
новоселов и на общий объем миграции. Поскольку повышенный уровень миграции
увеличивает общую текучесть кадров и связанные с нею потери рабочего
времени, постольку экономическая эффективность капитальных вложений в сферу
обслуживания того или иного района во многом определяется той экономией,
которую обеспечивает сокращение текучести кадров на территориях
взаимодействующих районов страны (районов выхода и районов вселения).
Вместе с тем при современном уровне развития производительных сил страны
возможности дополнительного выделения капитальных вложений на развитие сферы
обслуживания всегда меньше потребностей в них. Поэтому для рационализации
миграционных потоков необходимо использовать всю совокупность факторов,
влияющих на территориальную подвижность населения.
Для того чтобы можно было использовать создаваемые благоприятные условия,
экономическая и социальная география в целом и ее ветвь - география
обслуживания должны иметь отработанную систему задач и показателей для
изучения сложившихся территориальных пропорций внутри сферы обслуживания,
между сферой обслуживания и материальным производством для проведения
типологии региональных комплексов и т. д. Ведь именно сочетание
взаимосвязей локального и общегосударственного характера определяет
территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания.
Для решения указанных задач, стоящих перед географией обслуживания, в первую
очередь следует усилить аналитические исследования, чтобы на основе анализа
массового статистического материала выявить и количественно оценить основные
взаимосвязи между местными природными, демографическими и экономическими
особенностями районов разного ранга, общим уровнем экономического и
социального развития и состоянием сферы обслуживания в региональных
комплексах. Подобная работа уже ведется, но она не имеет пока единого
организационного и методического руководства, и объектом изучения выступают
обычно отдельные отрасли сферы обслуживания в отдельных регионах. Однако в
современных условиях этого недостаточно. Необходимо, чтобы такие исследования
носили не выборочный, а сплошной характер, с охватом всей территории страны.
При этом объектом изучения должен быть весь региональный комплекс отраслей
сферы обслуживания, рассматриваемый как составная часть всего
народнохозяйственного комплекса.
Следует подчеркнуть, что материальной основой повышения уровня обслуживания
населения выступает и совершенствование размещения учреждений,
предоставляющих отдельные виды услуг, что в свою очередь тесно связано с
общей проблемой совершенствования размещения производительных сил. Любые
предложения по рационализации отраслевых и территориальных пропорций в
развитии сервиса могут положительно влиять, как было показано ранее, на
размещение предприятий других отраслей народного хозяйства в данном регионе и
на общую территориальную организацию его хозяйства в целом.
К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы
обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в образе
жизни населения и влияния этих различий на региональные типы личного
потребления, на миграционную подвижность населения и в конечном счете на
соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.
Только такой комплексный территориальный и отраслевой подход может
обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей) для
анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслуживания в
экономических районах страны, может послужить основой типологий
территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по
взаимодействию этой сферы с материальным производством. Наличие таких
типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок
территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее
регионального планирования.
Изучение территориальной организации сферы обслуживания - это относительно
новое направление исследований в современной экономической географии. В то
же время получение научных результатов (теорий, концепций, методик,
нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в число
приоритетных проблем географии в целом. Эти результаты приобретают особую
актуальность для научного и практического решения задач ускорения
экономического и социального развития общества развитого социализма. И в
первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния
советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания
населения. Советская экономическая география и ее ветвь - география сферы
обслуживания вносят свой вклад в решение этой долговременной задачи,
поставленной самой жизнью и сформулированной в решениях партии и
правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший социальный
заказ географической науке.
Страницы: 1, 2
|