РУБРИКИ

Курсовая: Особенности размещения предприятий сервиса

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Особенности размещения предприятий сервиса

другой, а также учитывать раз­личия в порайонной стоимости строительства.

Таким образом, сущность экономико-географического подхода к развитию сферы

обслуживания заключается в том, что эта сфера в каждом районе рассматривается

как с точки зрения всего регионального комплекса, так и с точки зрения ее

влияния на развитие сферы обслужива­ния в иных районах; объектом исследования

являются региональные различия в объемах предоставляемых услуг или в

соответствующих им показателях развития сети учреждений сферы обслуживания;

сравнение региональ­ных уровней развития сферы обслуживания проводится путем

сопоставления показателей предоставляемых услуг (в среднем на душу) с учетом

местных природных, нацио­нальных демографических и экономических

особенностей, находящих свое отражение при сопоставлении объемов

предоставляемых услуг на 1000 рабочих, служащих и кол­хозников.

1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения

предприятий сферы обслуживания

Размещение предприятий социальной инфраструкту­ры, как и любой другой отрасли

народного хозяйства, регламентируется совокупностью принципов, отражающих

современную степень изученности вопросов рационально­го размещения и

территориальной организации производи­тельных сил.

Мы исходим из того, что размещение сферы обслужи­вания отражает распределение

элементов этой системы по территории страны, тогда как территориальная

организа­ция отражает не только размещение элементов, но и тер­риториальные

взаимосвязи между ними.

Различия между размещением и территориальной организацией были хорошо

показаны Ю. Г. Саушкиным, который отмечал, что территориальная организация

«под­разумевает не только взаимное размещение жилищ, про­изводства, зон

отдыха, учебных заведений, больниц и т. п., но и их отношения, взаимную

связь, соподчиненность, вза­имодополняемость, гибкость средств достижения

целей и историческую смену этих целей, наложение точек и зон друг на друга,

создание различных вариаций простран­ственных систем общественной жизни».

Рассмотрим особенности территориальной организации сферы обслуживания и ее

отдельных отраслей с позиций системы «человек - услуга» и специфики

размещения учреждений этой сферы. Своеобразие этих взаимосвязей определяется

прежде всего тем, что в отличие от промыш­ленной и сельскохозяйственной

продукции услуга не мо­жет перевозиться, но за ее определенными видами могут

перемещаться люди как потребители и в то же время могут перемещаться

поставщики услуг. Наряду с этим возможно пространственное расчленение всего

процесса обслуживания - сама услуга оказывается человеку по месту его

жительства, а производственные стороны ее обеспечения организуются в районах

наиболее для этого благоприятных с точки зрения эффективности общест­венного

производства. Например, холодильники должны продаваться во всех районах, а их

производство может быть сосредоточено лишь в некоторых из них.

Другая особенность взаимосвязей в системе «человек- услуга» - разная частота

обращения населения за различ­ными видами услуг - повседневное, периодическое

и эпи­зодическое.

В соответствии с отмеченными взаимосвязями в этой системе возможны три типа

обслуживания: стационарное (люди ездят за услугой), передвижное (поставщики

услуг ездят к людям) и дистанционное (пересылки товаров по заказам

населения). В свою очередь каждый из этих ти­пов может принимать межрайонную,

межселенную и внутриселенную формы обслуживания, влияя тем самым на общую

систему территориальной организации сферы об­служивания.

Соотношения между указанными тремя формами об­служивания зависят от природных

условий (наличие уникальных природных условий для санаторно-курортно­го

лечения, туризма, с одной стороны, и надежность тран­спортных связей во все

времена года - с другой) и от особенностей расселения населения (чем крупнее

сель­ские населенные пункты, тем выше уровень внутриселенного обслуживания и

менее развиты виды межселенного обслуживания).

Территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания и методы их измерения

Выше уже отмечалось, что одна из центральных задач географии сервиса -

выявление сложившихся территори­альных пропорций в развитии сферы

обслуживания, одна­ко методика изучения этих пропорций нуждается в

совер­шенствовании.

Необходимость изучения этих пропорций обусловлена тем, что «общественное

производство не может вестись без строгого распределения совокупного

общественного труда между видами хозяйственной деятельности и регионами,

участвующими в производстве. Поэтому территориальные пропорции

социалистического народного хозяйства - эко­номическая категория, сущность

которой состоит в рас­пределении общественного совокупного труда по регионам

страны в целях полного удовлетворения на данном конкретном этапе потребностей

общества в материальных благах и услугах с наименьшими его затратами».

На этом производственном принципе построены иссле­дования по оптимизации

территориальных пропорций, ши­роко проводимые в настоящее время. Но очевидно,

что для общественного воспроизводства, состоящего из производ­ства,

распределения, обмена и потребления, территориальные пропорции характерны для

каждой из этих фаз. Изу­чение данного вопроса позволяет считать, что

территори­альные пропорции в развитый сферы обслуживания должны отражать, с

одной стороны, региональное распре­деление живого и овеществленного труда в

этой сфере, а с другой - региональные соотношения в потреблении ма­териальных

благ и услуг за счет личного и общественного потребления населения.

Указанная особенность определяет характер применяе­мых методов изучения

территориальных пропорций в сфе­ре обслуживания. При этом, как будет показано

в дальней­шем, необходимо различать отраслевые территориальные и интегральные

территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания, отражающие ее

отраслевую и тер­риториальную структуру.

Проблеме разработки показателей для измерения от­раслевой и территориальной

структуры сферы обслужива­ния в литературе уделяется большое внимание, однако

исследования в этой области носят не всегда достаточно комплексный характер.

В экономической литературе основное внимание уделяется показателям,

отражающим роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве, а также

обеспечивающим измерение потребностей населе­ния и степени их удовлетворения

в развитии этой сферы. Необходимость таких исследований связана с

совершен­ствованием методологии народнохозяйственного планиро­вания и

повышением роли социальных аспектов плана. Как отмечает В. М. Рутгайзер, в

ходе подготовки деся­той пятилетки «был расширен набор показателей,

харак­теризующих важнейшие социальные процессы, улучшение условий труда и

быта, предусмотрены пути рационализа­ции использования внерабочего, и прежде

всего свободно­го, времени трудящихся. Усилился комплексный подход к

обоснованию всех элементов социальной программы».

Из приведенной цитаты ясно, что основное внимание уделяется измерению

межотраслевых пропорций в разви­тии сферы обслуживания в целом по стране при

извест­ной недооценке территориальных аспектов этой пробле­мы. Такая

недооценка хорошо видна из определения комплексного планирования сферы

обслуживания. В упо­минавшейся выше работе В. М. Рутгайзер пишет:

«Ком­плексное планирование сферы услуг сводится в конечном счете к выявлению

системы удовлетворяемых ею общест­венных потребностей и к обоснованию

масштабов отвле­каемых для этого ресурсов социалистической экономики» '.

Очевидно, что такая формулировка сужает сущность ком­плексного подхода к

планированию сферы услуг, ибо раз­витие этой сферы рассматривается вне

территориального аспекта. План может быть комплексным только тогда, ког­да в

нем увязываются вопросы и развития и размещения сферы обслуживания с учетом

воздействия последней на эффективность материального производства. На эту

сто­рону вопроса обращает внимание в своих работах С. И. Хватов, но он делает

упор на роль сферы обслужи­вания как регулятора миграции населения на основе

уст­ранения «необоснованных территориальных различий в уровне обслуживания

населения».

В экономико-географической литературе проблема сво­дится в основном к

сравнению районных показателей со среднесоюзными, но из поля зрения обычно

выпадают во­просы воздействия разных уровней развития сферы обслу­живания на

темпы развития материального производства в рассматриваемом районе и в целом

по стране.

Указанные недостатки - следствие относительно сла­бой еще разработанности

общих вопросов взаимодействия сферы обслуживания и материального производства

в тер­риториально-производственных комплексах, а также не­внимания к

комплексному подходу при измерении отрас­левой и территориальной структуры

самой сферы обслу­живания.

Методы оценки отраслевой и территориальной структу­ры сферы обслуживания

базируются на классификации задач, возникающих в связи с изучением этой

сферы, на отборе показателей, необходимых для решения каждой за­дачи, на

методах исчисления этих показателей.

При анализе содержания понятия «структура» мы ис­ходили из определения

структуры социально-экономиче­ской системы как «совокупности составляющих эту

систе­му элементов и их взаимосвязей, проявляющихся по пово­ду производства,

обмена, распределения и потребления». Из этого следует, что при изучении

отраслевой структуры сферы обслуживания предполагается анализ состава и

взаимосвязей разноименных подсистем и элементов (здра­воохранение,

просвещение и т. п.) на данной территории (страна, республика, область,

промышленные узлы и т. п.). В отличие от отраслевой территориальная структура

сферы обслуживания характеризуется составом и взаимо­связями одноименных

подсистем и элементов (например, сфера обслуживания в целом, или

здравоохранение, или торговля и т. д.), расположенных в разных районах

одно­го таксономического уровня. Так, межрайонная структу­ра сферы

обслуживания в целом характеризуется показа­телями ее развития по

экономическим районам СССР: межреспубликанская - по союзным республикам:

внутри-республиканская - по внутриреспубликанским экономи­ческим районам и т.

д. Аналогичный подход характерен и для территориальной структуры отдельных

отраслей сфе­ры обслуживания.

В приведенном выше определении структуры социаль­но-экономической системы

классификация связей дана в свете политэкономического подхода (производство,

обмен, распределение и потребление), для которого пространст­венный аспект

рассмотрения не имеет столь существенно­го значения. Иное дело при анализе

сферы обслуживания с экономико-географических позиций, когда основное

вни­мание уделяется пространственным связям по линии про­изводства, обмена и

потребления услуг.

Для политэкономического подхода основное значение имеет тот факт, что услуга

есть результат деятельности, а для экономической и социальной географии важны

характеристики территориальной концентрации производ­ства услуг в целом и по

видам, соотнесенные с численно­стью населения в целом и его половозрастных и

социаль­ных групп, проживающих на данной территории. Именно через эти

соотношения и проявляются пространственные взаимосвязи внутри сферы

обслуживания. Например, если объем предоставляемых услуг в данном поселении

эквива­лентен уровню фактического удовлетворения потребностей в них всех

жителей данного поселения, то мы имеем дело с внутриселенным обслуживанием,

если же существенно превышает - то с межселенным.

Анализ территориальной структуры сферы обслуживания можно проводить с разных

позиций: с точки зрения особенностей территориальной организации этой сферы и

их влияния на нормативы расхода ресурсов на единицу продукции; с точки зрения

качества обслуживания и т.д. В соответствии с целями анализа меняется

применяемый круг показателей. При анализе территориальной структу­ры сферы

обслуживания с точки зрения ее взаимодейст­вия с материальным производством в

региональных хозяй­ственных комплексах основное внимание должно быть уде­лено

влиянию разных форм территориальной организации отдельных отраслей сферы на

трудоемкость, капиталоем­кость и энергоемкость услуг и на территориальную

орга­низацию материального производства. Иными словами, важно учесть те

аспекты, от которых, с одной стороны, зависят объемы потребления ресурсов

сферой обслужива­ния, а с другой - обеспеченность материального производ­ства

рабочей силой и производительность труда работни­ков.

Показатели для измерения отраслевых и территориаль­ных пропорций могут быть

разделены на экономические и экономико-географические. В свою очередь

экономиче­ские включают три группы показателей: структурно-

вос­производственные (отражают роль сферы обслуживания в расширенном

воспроизводстве страны, союзной республи­ки, экономического района); технико-

экономические (ха­рактеризуют затраты ресурсов при функционировании

учреждений сферы обслуживания и ее отдельных отрас­лей): структурные

(показывают соотношения в развитии отдельных видов услуг, предоставляемых

данной отраслью сферы обслуживания). Иными словами, экономические показатели

позволяют характеризовать отраслевые пропор­ции в развитии сервиса страны и

отдельного региона.

Среди экономико-географических показателей целесо­образно выделить две

группы, характеризующие инте­гральные территориальные пропорции и отраслевые

терри­ториальные пропорции.

Система структурно-воспроизводственных и технико-экономических показателей

развития сферы обслужива­ния изложена в методических указаниях Госплана СССР

к составлению годовых и пятилетних планов и может использоваться при анализе

состояния отдельных отрас­лей в региональных комплексах. Что касается

структур­ных показателей, то они изложены, в частности, во многих учебниках

по экономике и организации соответствую­щих отраслей сферы обслуживания, где

учтены как общие черты социалистического предприятия, так и специфика

функционирования учреждения сферы обслуживания.

Сконцентрируем дальнейшее внимание на экономико-гео­графических показателях

для измерения отраслевой и тер­риториальной структуры сферы обслуживания. Они

могут быть объединены в следующие группы.

Показатели для измерения отраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания

региона. Необходимы для сравнения масштабов развития отдельных отраслей и

ви­дов услуг в исследуемых районах с масштабами союзного

(среднереспубликанского) уровня. При этом отраслевые пропорции характеризуются

показателями удельного веса работников и стоимости основных фондов каждой

отрасли и каждого вида услуг в сфере обслуживания.

Показатели для измерения интегральных территори­альных пропорций в развитии

сферы обслуживания. Сле­дует различать интегральные территориальные

пропорции по размеру предоставляемых услуг и по уровню развития сферы

обслуживания. В первом случае такие пропорции рекомендуется измерять, применяя

показатели стоимости основных фондов сферы обслуживания или численности занятых

в ней. Они даются в расчете на 1000 жителей, а во втором случае - на 1000

занятых в народном хозяйстве (чтобы учесть влияние региональных особенностей на

потребности населения региона в услугах).

Следует подчеркнуть, что рассмотренные показатели, отражая общий

количественный уровень развития сферы обслуживания, не вскрывают существенных

качественных сторон обслуживания. В результате вне поля зрения оста­ются

затраты времени ж денежных средств населения раз­ных районов на поездки за

услугами, затраты общего вре­мени на обслуживание (дорога + время самого

обслужи­вания), а также соотношение между общим объемом производственных

услуг и величиной денежных доходов населения, направляемых на эти цели.

Указанное соотношение по своей сущности относится к группе структурно-

воспроизводственных показателей, применяемых при расчетах общего объема

потребления услуг населением, а также баланса денежных доходов и расходов

населения страны или региона. Однако для эко­номико-географических

исследований соотношение между общим объемом производственных услуг (а не

просто плат­ных услуг) и спросом на них (который определяется де­нежными

доходами) должно быть одним из главных.

В последние годы большое внимание уделяется поиску интегрального

относительного показателя для измерения общего уровня развития сферы

обслуживания на основе суммирования отклонений районных значений по

отдель­ным видам услуг от условного уровня. Однако здесь мо­жет быть проявлен

субъективизм. Пока эти поиски мало­продуктивны.

Применяемый в экономических расчетах показатель об­щего объема потребления

населением услуг вряд ли может считаться приемлемым для экономико-

географических ис­следований вследствие наличия недостаточной внутренней

сопоставимости.

Названный показатель включает в себя следующее: валовую продукцию торговли и

общественного питания; расходы населения на оплату производственных и

непро­изводственных видов бытовых услуг; валовую продукцию отраслей,

обеспечивающих население водой, газом и элек­троэнергией; расходы населения

на пассажирский транс­порт и услуги связи; расходы общества на содержание

отраслей жилищно-коммунального хозяйства, здравоохра­нения, просвещения,

искусства и культуры, объем других услуг.

Для изучения динамики развития сферы обслуживания в стране и в отдельном

районе, т. е. для экономических исследований, такой метод по существу

единственный для оценки изменений общего уровня обслуживания населе­ния, но

для экономико-географических исследований он, по нашему мнению, непригоден

из-за межрайонной несо­поставимости. Последняя возникает под влиянием

терри­ториальных различий в стоимости строительства объектов сферы

обслуживания и разной степени их физического износа; в тарифах на воду, газ,

электроэнергию, проезд на транспорте; в заработной плате на услуги; в

структуре предоставляемых услуг.

Показатели для измерения отраслевых территориаль­ных пропорций в развитии

сферы обслуживания призва­ны отразить территориальные различия в развитии

от­дельных отраслей. Здесь необходимо различать объем предоставляемых услуг

(розничный товарооборот торгов­ли и общественного питания, число врачебных

посещений, число госпитализированных больных и т. д.); развитие сети

учреждений (число предприятий) и их размеры (по торговой площади магазинов,

числу посадочных мест в общественном питании и т. д.); состояние существующей

материально-технической базы (оснащенность современ­ным оборудованием,

степень износа зданий, соотношения между типовыми и приспособленными

помещениями и т. д.); наличие кадров и их квалификацию; удовлетворе­ние

потребностей населения в услугах и развитии сети учреждений; уровень

использования существующей сети. При использовании указанных показателей для

измерения отраслевых и территориальных пропорций необходимо различать

следующие типы задач:

- количественную характеристику фактического или планируемого состояния

отраслевых и территориальных пропорций в развитии сервиса;

- оценку изменений (сдвигов) отраслевых и террито­риальных пропорций в

рассматриваемом периоде;

- определение интенсивности сдвигов в данном пери­оде по сравнению с

предшествующими;

- межрайонное сопоставление темпов развития сфе­ры обслуживания и ее

отдельных отраслей;

- соотношения в развитии отдельных форм террито­риальной организации

обслуживания.

Состояние отраслевых и территориальных пропорций можно оценить по разности

между максимальным и мини­мальным значениями каждого показателя обслуживания

среди рассматриваемых районов и по отношению этой раз­ности к среднесоюзному

(среднереспубликанскому, среднеобластному) значению. Чем больше это

отношение, тем выше степень территориальной дифференциации по дан­ному виду

обслуживания.

Сдвиги в территориальных пропорциях за соответству­ющий период можно оценить

по сумме изменений за этот период удельного веса районов в стране

(республике, об­ласти) по рассматриваемому показателю.

Суммирование проводится без учета знака. Соизмере­ние указанной суммы

отклонений за два периода и более позволяет оценить интенсивность сдвигов.

Темпы развития сферы обслуживания и ее отдельных отраслей в регионах

предлагается оценивать по темпам роста капитальных вложений в рассматриваемом

периоде; по коэффициенту отклонения темпа роста отрасли в райо­не от темпа

роста капитальных вложений в сферу обслу­живания в целом; по коэффициенту

отклонения роста ка­питаловложений в отдельные отрасли района от союзного

(республиканского) уровня в расчете на одного жителя.

Показатели развития отдельных форм территориальной организации обслуживания

необходимы для учета соот­ветствия между фактической территориальной

организацией сферы обслуживания и особенностями расселения - чем больше доля

населения, проживающего в мелких сель­ских поселениях, тем большее развитие

получают межселенная и передвижная формы обслуживания.

Уровни развития форм территориальной организации обслуживания предлагается

измерять по каждому виду услуг при помощи таких показателей: удельный вес

насе­ления района, удовлетворяющего свои потребности в услу­ге за счет

межрайонного, межселенного или внутриселенного обслуживания, в том числе

передвижного и дистан­ционного; удельный вес населения других поселений

дан­ного района и других районов, получающих услуги в учреждениях сферы

обслуживания данного пункта или района; удельный вес работников в

соответствующей от­расли этой сферы, занятых в межселенном и межрайон­ном

обслуживании, в том числе передвижном и дистан­ционном.

2. Географические аспекты взаимодействия

социальной инфраструктуры и миграции населения

2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и

сферой обслуживания

При анализе показателей личного потребления мате­риальных благ и услуг

следует различать фактическое потребление и общую сумму средств, направляемых

для его увеличения.

Личное потребление трудящимися материальных благ и услуг складывается из

индивидуального потребления материальных благ и оплачиваемых услуг, а также

из бес­платных услуг, приводимых к единой стоимостной оценке по затратам

учреждений, оказывающих бесплатные услуги; кроме того, сюда включаются износ

обобществленного жи­лищного фонда, а также накопления учреждений сферы

обслуживания.

Общая сумма средств, направляемых на увеличение личного потребления

населения, превышает текущее лич­ное потребление на величину средств из фонда

накопле­ния, направляемых на строительство жилья и учреждений сферы

обслуживания.

Объем потребления материальных благ и услуг опре­деляет общий уровень

потребления, а соотношения меж­ду основными составляющими - структуру

потребления. Группировка районов по уровню и структуре потребления позволяет

выделить территориальные типы структур лич­ного потребления. Однако в

настоящее время отсутствует сопоставимая информация для такой типологии, и мы

вынуждены ограничиться рассмотрением особенностей по­требления населения лишь

наиболее специфических ре­гионов.

При характеристике типов личного потребления необ­ходимо различать уровни

анализа, идет ли речь о средне-душевом потреблении всего населения, или о

потреблении по социальным группам (рабочие, служащие, колхозники населения

Эстонии, а также ее специализация па санатор­но-курортном обслуживании и

туризме).

Итак, в основе исследований по географии сферы об­служивания должен лежать

анализ региональных особен­ностей в образе жизни населения с учетом местных

при­родных, демографических и экономических условий. Но пока, к сожалению,

серьезные разработки по этой пробле­ме отсутствуют.

Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции

населения

Взаимодействие сферы обслуживания и миграции на­селения - один из

существенных факторов регионального развития. Формы проявления этого

взаимодействия во мно­гом зависят не только от общего уровня развития

произво­дительных сил страны, но и от характера самих миграци­онных

процессов, а также от роли миграции в жизни обще­ства.

Обычно миграция населения рассматривается как один из способов соединения

средств производства с рабочей силой. Для трудодефицитных районов миграция

решает проблему обеспечения существующих и вводимых пред­приятий необходимыми

кадрами, а для трудоизбыточных районов миграция - одно из средств вовлечения

местных трудовых ресурсов в общественное производство. Однако в таком виде

указанная роль миграции населения при со­циализме проявляется лишь на первых

этапах социалисти­ческого строительства, когда еще сохраняется относитель­ное

перенаселение деревни и ввод новых рабочих мест полностью определяет

направление миграции.

По мере развития производительных сил страны сель­ская местность в

большинстве районов перестает быть поставщиком свободных трудовых ресурсов.

Одновремен­но происходит возрастание потребностей населения в ус­лугах. В

такой ситуации ввод рабочих мест сам по себе перестает оказывать доминирующее

воздействие на миг­рационные процессы, но существенное воздействие еще могут

оказывать районные надбавки к заработной плате.

В период развитого социализма, когда проблема вырав­нивания уровней

экономического развития союзных рес­публик в основном решена, когда

повсеместно происходит существенное повышение денежных доходов населения,

когда возникает дефицит рабочей силы в целом по стране, воздействие

производственных аспектов на миграционные процессы продолжает уменьшаться, но

существенно воз­растает воздействие социально-экономических, связанных с

образом жизни населения, включая престижность про­фессии, предприятия, города

или района.

В период перехода от социализма к коммунизму мигра­ции, сохраняя свою

экономическую функцию соединения рабочей силы со средствами производства, все

больше на­чинают выполнять и социальную функцию - способство­вать расширению

кругозора людей, более полному прояв­лению такой черты человеческой личности,

как самовы­ражение, самоутверждение. Наложение экономической и социальной

функции миграции населения друг на друга существенно усложняет процесс

познания механизма миг­рации, и особенно механизма регулирования

миграцион­ных процессов.

Как удачно подметил В. В. Покшишевский, в основе миграционных процессов лежит

«перепад уровней жизне­ощущения». В процессе общественного развития такие

перепады существуют объективно, являясь отражением диалектических

противоречий, постоянно возникающих в народном хозяйстве страны в целом и

отдельных регионах. От того, насколько познаны эти перепады и насколько они

учитываются в народнохозяйственном планировании, за­висит степень

соответствия миграционных потоков насе­ления современному и перспективному

размещению рабо­чих мест. В свою очередь при размещении новых рабочих мест

должны учитываться реально возможные масштабы миграции населения в те или

иные районы и пункты. Для определения таких масштабов важное значение имеет

анализ роли сферы обслуживания в формировании мигра­ции населения.

Как известно, миграция населения представляет собой очень сложное явление,

отдельные составные части кото­рого по-разному взаимодействуют со сферой

обслужива­ния.

В настоящее время принято различать стационарную, сезонную и маятниковую, или

челночную, миграции. Ста­ционарная миграция связана со сменой постоянного

места жительства; при сезонной миграции место жительства меняется лишь на

какой-то период года, тогда как при маятниковой миграции (проезд на работу и

обратно) сме­ны места жительства не происходит.

В свою очередь по признаку дальности миграции и характеру пересекаемых

административных границ внут­ригосударственные миграции могут быть

межселенными, внутриобластными, межобластными, межреспубликан­скими.

Для понимания механизма взаимодействия сферы об­служивания и миграции

населения важное значение имеет учет форм миграции - плановой

(организованной) и са­модеятельной (неорганизованной), а также фаз миграции

(формирование потока мигрантов, переезд мигрантов и закрепление мигрантов в

районах вселения).

Рассмотрим воздействие сферы обслуживания на от­дельные виды, формы и фазы

миграций, не упуская из виду тесных внутренних взаимосвязей между ними.

Из всех видов и форм миграций только для неоргани­зованной сезонной миграции

работников, временно выез­жающих из южных районов в более северные районы на

заработки, сфера обслуживания не имеет сколько-нибудь существенного значения.

В то же время для успешного обеспечения такой формы сезонной миграции, как

отправ­ка студенческих строительных отрядов, крайне важно соз­дать нормальный

уровень обслуживания. Особенно велика роль сервиса для обеспечения такой

общественно необхо­димой формы сезонной миграции, как поездки отпускни­ков в

районы и пункты массового санаторно-курортного и туристского отдыха.

Таким образом, успешное регулирование сезонной миг­рации во многом связано с

развитием сферы обслужива­ния, особенно если миграция связана с

удовлетворением потребностей людей в отдыхе и лечении. При этом важ­ную роль

играет именно территориальный, географический аспект регулирующей роли сферы

обслуживания. Если в районах рекреационного обслуживания сфера услуг в

по­тенциально возможных пунктах концентрации населения развита примерно

одинаково, то и отдыхающие между этими пунктами распределяются примерно

пропорцио­нально «емкости» пунктов. Если же среда обслуживания развита

неравномерно, то происходит наплыв отдыхающих в те пункты, где существенно

выше уровень торгового и бытового обслуживания со всеми отрицательными

послед­ствиями, возникающими в переполненных отдыхающими курортных поселках,

дачных местностях и т. д.

Важное значение имеет организация сферы обслужи­вания для более равномерного

распределения отдыхаю­щих между сложившимися зонами массового отдыха и вновь

формирующимися. При этом речь должна идти о создании не только самих

учреждений отдыха - санато­риев, пансионатов, турбаз и т. п., но и целого

комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания. Под­робнее это

будет рассмотрено в последней главе.

Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается меж­ду сферой обслуживания и

маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из пригородной зоны в

города до последнего времени лежали трудовые поездки на работу, а

удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело подчиненный

характер. В этих условиях для нормального функционирования городского

хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы обслуживания, в

значительной мере использующей маят­никовых мигрантов, требовалось в первую

очередь разви­тие пригородного транспорта.

На современном этапе все большее значение приобре­тают культурно-бытовые

поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них

сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом обще­го пользования все

большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий

подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятни­ковой

миграции по культурно-бытовым связям оценива­лась с точки зрения затрат на

организацию сферы обслу­живания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь

ситуация меняется.

При современных масштабах маятниковой миграции возникают столь существенные

«пики» нагрузок на желез­ных и автомобильных дорогах, что есть основания

усмат­ривать в существующих перебоях на транспорте при пере­возке

народнохозяйственных грузов значительную долю ее «вины». Наряду с

транспортными последствиями при оценке эффективности маятниковой миграции

важно учи­тывать и экологические последствия, возникающие в городах в связи с

«автомобилизацией» маятникового миг­ранта. Все это требует пересмотра

существующих подхо­дов к проблемам внутрирайонного размещения материаль­ного

производства и сферы обслуживания.

Рассмотрим взаимодействие сферы обслуживания со стационарной миграцией,

включающей в себя миграцию из села в город, из села в село, из города в город

и из горо­да в село.

При анализе взаимодействия развития сферы обслужи­вания и миграции сельского

населения необходимо учиты­вать тип сельского расселения, который может быть

двух-, трех-, а фактически и четырехуровневым. Двухуровневый тип расселения -

центр административного района и крупное сельское поселение - характерен для

степных и отчасти лесостепных районов, крупных межгорных котло­вин. В

настоящее время все эти населенные пункты уже имеют сравнительно высокий

уровень культурно-бытового обслуживания и миграция из них по причине

недостаточ­ного уровня обслуживания незначительна.

Трех- и четырехуровневый типы расселения включают в себя центр

административного района, центральные усадьбы колхозов и совхозов,

периферийные поселки бригад, отделений и т. п. При этом периферийные

поселе­ния неоднородны: одни расположены ближе к централь­ной усадьбе, другие

более удалены. Как правило, чем бли­же поселение к центральной усадьбе, тем

лучше условия обслуживания. Четырехуровневый тип расселения харак­терен для

горных районов и районов лесной зоны, особен­но после укрупнения колхозов и

совхозов.

О том, насколько разнятся уровни обслуживания сель­ского населения при

трехуровневом типе расселения, сви­детельствуют исследования сибирских

ученых.

Таблица. Доля сельского хозяйства, пользующаяся услугами различных учреждений

в поселениях разного типа.

Учреждения сферы обслуживания

Типы

сельских поселений

Районный центрЦентральная усадьбаПериферий­ное поселение
Почта92,592,478,6
Аптека83,072,950,9
Больница86,571,243,6
Сберкасса79,556,248,3
Дом культуры90,655,447,4
Поликлиника84,259,236,4
Общественная баня84,238,320,7
Ателье ремонта и пошива одежды52,734,220,2
Парикмахерская69,132,410,6
Ателье ремонта обуви47,213,76,3
Стадион37,54,53,6

Как видно из таблицы, по большинству видов услуг по­казатели по центральным

усадьбам в 1,5-2 раза уступают показателям по районным центрам, а показатели

по пери­ферийным поселениям в 1,5-2 раза уступают показате­лям по центральным

усадьбам. Что же касается наиболее удаленных (глубинных периферийных)

поселений, то там уровень обслуживания еще ниже, чем в среднем по всем

периферийным поселениям.

В настоящее время характерен отток жителей прежде всего из глубинных

населенных пунктов, что нередко вле­чет за собой ослабление в них

производственных функ­ций, а это в свою очередь усугубляет миграцию и

ускоряет процесс самоликвидации мелких и мельчайших удаленных пунктов.

Указанные процессы наблюдаются практически во всех союзных республиках, так

как даже на Украине, в Прибалтийских республиках, Армении и Молдавии от 1 до

5% сельского населения проживает в зоне более чем 2-часовой доступности

центров обслуживания. Согласно расчетам А. М. Лолы, в группу экономических

районов и союзных республик с долей сельского населения, прожи­вающего за

пределами 2-часовой доступности центров обслуживания, входит не только Сибирь

и Дальний Вос­ток, но и Казахстан и Киргизия (свыше 60%).

Принципиально иные проблемы возникают в крупных сельских населенных пунктах

среднеазиатских республик, в Азербайджане и Южном Казахстане с их высоким

есте­ственным приростом сельского населения. Если в целом по СССР численность

сельского населения за 15 лет (с 1965 по 1980 г.) уменьшилась на 10,8 млн.

человек, то в указанных регионах ситуация противоположная: здесь за 15 лет

численность сельского населения увеличилась на 5,9 млн. человек. Если в

среднем в СССР удельный вес сельского населения за эти годы снизился с 63 до

53%, или на 10 пунктов, то в Узбекистане - только на 6, а в Азербайджане - на

3 пункта. В Киргизии за 15 лет удельный вес сельского населения практически

не изменился, а в Туркмении и Таджикистане доля сельского населения даже

возросла.

В связи с общим сокращением прироста трудовых ре­сурсов в СССР и

необходимостью рационального исполь­зования в общественном производстве

подрастающего поколения в указанных регионах с высоким приростом сельского

населения возникает принципиально иная про­блема - повышение мобильности

сельского населения, стимулирование его миграции в города «своей» республи­ки

и за ее пределы (особенно в Нечерноземную зону, в южные районы Сибири и

Дальнего Востока).

В настоящее время одним из факторов повышения мобильности сельского населения

южных районов для «своих» городов считается изменение жилищной полити­ки,

расширение в них сети дошкольных учреждений, школ, учреждении для внешкольной

работы с детьми.

Выше речь шла о влиянии сферы обслуживания на миграцию сельского

населения. Не менее актуально рас­смотрение вопросов миграции городского

населения. Из­вестно, что 70-е годы характеризовались существенным

оттоком населения с Урала, из южных районов Сибири, Северного Казахстана в

южные районы страны. Так, только за 1966-1970 гг. РСФСР и Казахстан

«потеряли» в обмене с другими республиками 936 тыс. человек, тогда как на

Украине за эти же годы положительное сальдо миграции составило 346 тыс., а в

Средней Азии - 440 тыс. человек. В результате специальных мер по

улучшению условий жизни населения в районах Сибири, Дальнего Востока уже в

1970-1975 гг. было ликвидировано отрицательное сальдо миграции из Восточной

Сибири, однако продолжал­ся отток в Прибалтику, на Северный Кавказ. В то же

вре­мя практически было сведено к нулю положительное саль­до миграции в Средней

Азии. В настоящее время суще­ственно сократился отток населения из Западной

Сибири и Нечерноземной зоны РСФСР.

Анализ миграции городского населения с точки зрения его взаимодействия со

сферой обслуживания позволяет считать, что здесь уровень обслуживания

оказывает суще­ственное влияние лишь на закрепление мигрантов, а

сле­довательно, на общий объем миграции. Что же касается направлений миграции

городского населения по схеме «город-город», то здесь большее значение имеют

произ­водственные, этнические и природные факторы.

Иное положение характерно для миграции городского населения в сельскую

местность. Пока этот процесс про­является в очень слабой степени и

затрагивает наиболее экономически сильные хозяйства. Однако по мере

«авто­мобилизации» городов, развития дорожного строительства и улучшения

качества обслуживания сельского населе­ния, а также по мере возрастания

значимости в жизни людей такого фактора, как близость к природе, есть все

основания ожидать увеличения масштабов переселения горожан в сельскую

местность.

Таким образом, сфера обслуживания оказывает суще­ственное влияние на миграцию

населения, но на разные виды миграции это влияние различно. Оно определяет

направления и интенсивность миграции из села в город и из города в село.

При межрегиональной миграции городского населения развитие сферы обслуживания

влияет не столько на на­правления миграции, сколько на приживаемость

новоселов и на общий объем миграции. Поскольку повышенный уро­вень миграции

увеличивает общую текучесть кадров и свя­занные с нею потери рабочего

времени, постольку эконо­мическая эффективность капитальных вложений в сферу

обслуживания того или иного района во многом определя­ется той экономией,

которую обеспечивает сокращение текучести кадров на территориях

взаимодействующих районов страны (районов выхода и районов вселения).

Вместе с тем при современном уровне развития произ­водительных сил страны

возможности дополнительного выделения капитальных вложений на развитие сферы

об­служивания всегда меньше потребностей в них. Поэтому для рационализации

миграционных потоков необходимо использовать всю совокупность факторов,

влияющих на территориальную подвижность населения.

Заключение

Для того чтобы можно было использовать создаваемые благоприятные условия,

экономическая и социальная гео­графия в целом и ее ветвь - география

обслуживания должны иметь отработанную систему задач и показателей для

изучения сложившихся территориальных пропорций внутри сферы обслуживания,

между сферой обслужива­ния и материальным производством для проведения

типо­логии региональных комплексов и т. д. Ведь именно соче­тание

взаимосвязей локального и общегосударственного характера определяет

территориальные пропорции в раз­витии сферы обслуживания.

Для решения указанных задач, стоящих перед геогра­фией обслуживания, в первую

очередь следует усилить аналитические исследования, чтобы на основе анализа

массового статистического материала выявить и количе­ственно оценить основные

взаимосвязи между местными природными, демографическими и экономическими

осо­бенностями районов разного ранга, общим уровнем эконо­мического и

социального развития и состоянием сферы обслуживания в региональных

комплексах. Подобная ра­бота уже ведется, но она не имеет пока единого

организа­ционного и методического руководства, и объектом изуче­ния выступают

обычно отдельные отрасли сферы обслу­живания в отдельных регионах. Однако в

современных условиях этого недостаточно. Необходимо, чтобы такие исследования

носили не выборочный, а сплошной харак­тер, с охватом всей территории страны.

При этом объек­том изучения должен быть весь региональный комплекс отраслей

сферы обслуживания, рассматриваемый как со­ставная часть всего

народнохозяйственного комплекса.

Следует подчеркнуть, что материальной основой по­вышения уровня обслуживания

населения выступает и со­вершенствование размещения учреждений,

предоставляю­щих отдельные виды услуг, что в свою очередь тесно свя­зано с

общей проблемой совершенствования размещения производительных сил. Любые

предложения по рационали­зации отраслевых и территориальных пропорций в

разви­тии сервиса могут положительно влиять, как было пока­зано ранее, на

размещение предприятий других отраслей народного хозяйства в данном регионе и

на общую тер­риториальную организацию его хозяйства в целом.

К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы

обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в образе

жизни населения и влияния этих различий на региональ­ные типы личного

потребления, на миграционную под­вижность населения и в конечном счете на

соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.

Только такой комплексный территориальный и отрас­левой подход может

обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей) для

анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслу­живания в

экономических районах страны, может послу­жить основой типологий

территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по

взаимодей­ствию этой сферы с материальным производством. Нали­чие таких

типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок

территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее

региональ­ного планирования.

Изучение территориальной организации сферы обслу­живания - это относительно

новое направление исследо­ваний в современной экономической географии. В то

же время получение научных результатов (теорий, концеп­ций, методик,

нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в число

приоритетных проблем геогра­фии в целом. Эти результаты приобретают особую

акту­альность для научного и практического решения задач ускорения

экономического и социального развития общества развитого социализма. И в

первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния

советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания

населения. Советская эконо­мическая география и ее ветвь - география сферы

обслу­живания вносят свой вклад в решение этой долговремен­ной задачи,

поставленной самой жизнью и сформулиро­ванной в решениях партии и

правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший социальный

заказ географической науке.

Список литературы

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.