РУБРИКИ |
Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округаКурсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округаМинистерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет Кафедра государственного и муниципального управления Курсовая работа по курсу «Территориальная организация общества» «Анализ структуры и объем работы транспортного комплекса в Уральском федеральном округе» Выполнила: ст-ка гр.432 Елесина Н. Проверила: доц. Дегтярева В.А. Санкт-Петербург 2005 Содержание Глава II. Роль транспорта, его виды, анализ структуры и объем работы. 6 2.2 Внутренний водный (речной) транспорт. 16 2.3 Трубопроводный транспорт. 17
ВведениеТранспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе народно-хозяйственного комплекса как страны в целом, так и Уральского федерального округа транспорт занимает особое место. Он обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между различными районами внешнюю торговлю страны, способствует общению людей. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства. В данной курсовой работе будет произведен анализ структуры и объема работы транспортного комплекса Урала, так как все виды транспорта в этом регионе присутствуют и достаточно хорошо развиты. Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери. Поэтому важно проанализировать, какие виды транспорта наиболее развиты и рентабельны. Необходимо также оценить степень влияния транспорта в целом на развитие региона, ведь «его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения целостности, повышения уровня жизни населения» [1]. В работе будут рассмотрены и проанализированы все существующие на сегодняшний день виды транспорта, а именно: сухопутный (железнодорожный и автомобильный), внутренний водный, воздушный, трубопроводный и электронный (ЛЭП). В Уральском федеральном округе развиты все эти виды. В целях написания данной курсовой работы были использованы различные источники литературы: учебники и книги – для теоретической основы, словари, официальный сайт Министерства Транспорта РФ – для описания современной ситуации и стратегии развития транспорта в РФ, статистические сборники – для проведения анализа.
Глава I. Общие положенияРоль транспортной сети в экономике любого региона исключительно важна, поскольку процесс производства фактически завершается тогда, когда товар доставлен потребителю. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Доля транспортных расходов в цене приобретаемых товаров (по России в целом) составляет 15-20% против 7-8% в странах развитой рыночной экономики. Причина тому - не протяженность транспортных коммуникаций, а отставание в современных транспортных технологиях, системах хозяйствования и управления, а также сохранение неэффективных схем финансирования. И, конечно, тормозом остаются высокие энергозатраты на транспорте. Эти расходы могут быть больше или меньше в зависимости от того, как работает транспортно-дорожный комплекс. Вот почему исключительно важно обеспечить его развитие и функционирование на уровне современной рыночной экономики. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать до 50%. Транспортный фактор имеет особо важное значение в Уральском регионе с его огромной территорией (824 тыс. км 2). Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой, - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %). Урал изобилует минералами и главным своим богатством - полезными ископаемыми. Чего здесь только нет! Железные и медные руды, хром и никель, кобальт и цинк, алюминиевые руды и асбест, каменный уголь и нефть, калийные удобрения, сода и серная кислота и др., а так же кристаллы горного хрусталя, изумительные аметисты, рубины, сапфиры, топазы, краса и гордость Урала - зеленый изумруд. При наличии такого огромного количества запасов очень важно, чтобы транспортная сеть функционировала правильно и в полном объеме с целью доставить все богатства Урала и всю произведенную на его территории продукцию в другие регионы и даже в другие страны. Для этого необходима верная транспортная политика как местных властей, так и государства в целом. В самом начале XXI века государственная политика в области транспорта была направлена, прежде всего, на совершенствование правовых и экономических условий транспортной деятельности, проведение реформ, обеспечение безопасности дорожного движения, стимулирование инвестиций на транспорте, повышение конкурентоспособности российской транспортной системы на мировом транспортном рынке. В какой-то мере эти проблемы остаются и сегодня. Правительство ищет различные пути их решения. В последние годы транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров. Начиная с 2000, наблюдалось снижение грузоемкости экономики и рост подвижности населения. Однако, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным. Основной структурной проблемой является несоответствие между уровнем развития и качеством функционирования транспортной отрасли, в первую очередь транспортной инфраструктуры, и спросом на транспортные услуги. Это несоответствие проявляется в ряде дисбалансов, которые в самое ближайшее время могут создать угрозу ограничения экономического роста и замедления социального развития: 1. Не завершено формирование опорной транспортной сети. 2. Наиболее остро проблема «инфраструктурного разрыва» стоит в дорожном хозяйстве, характеристики существующей сети автомобильных дорог не соответствуют по своим параметрам социально-экономическим потребностям и, в первую очередь, темпам развития автомобилизации. 3. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать. 4. Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры. 5. Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков. 6. Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. Эти недостатки относятся не только к Уральскому региону, они касаются положения транспортной сети страны в целом. Естественно, что их необходимо устранять в целях эффективного функционирования данной отрасли народного хозяйства и, следовательно, улучшения общего развития.
Глава II. Роль транспорта, его виды, анализ структуры и объем работыУральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания. Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ. Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. Транспорт района имеет исключительно важную роль, учитывая транзитное положение Урала. Территория района покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог, ЛЭП и трубопроводами. Внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали, расположенные в меридиональном направлении служат межрайонному сообщению, а в широтном - обеспечивают связи Урала с соседними районами Российской Федерации и странами "ближнего зарубежья". Особенно большое значение имеют дороги, проходящие через Челябинск и Екатеринбург. На Урале сформировалась мощная транспортная система. По итогам работы за 10 месяцев 2003 года в целом по округу к соответствующему периоду 2002 года объемы перевозок грузов всеми видами транспорта возросли на 4,3%, или на 45,0 миллионов тонн, грузооборот — на 8,7%, или на 70,6 миллиарда тонно-километров. Рост объемов перевозок грузов достигнут на всех видах транспорта, за исключением внутреннего водного.
2.1.Сухопутный транспорта) ЖелезнодорожныйЖелезнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных связей Урала с конфигурацией, пропускной и провозной способностью. Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность провозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения и др. Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. Таблица №1 ДЛИНА ДОРОГ (км, всего и на 10 тыс.км2)
В целом по району показатели достаточно высоки, недаром данный вид транспорта в районе является основным. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Наибольшее значение из широтных магистралей, осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но главной широтной дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга - Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное - Орск; параллельно ей идёт дорога Серов - Челябинск. На западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск - Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог. Значительная часть железных дорог электрифицирована, что связано с высокой грузонапряженностью и большим количеством подъёмов на многих участках. Основные объемы перевозок по железной дороге приходятся на следующие станции: Свердловск-сортировочный, Пермь-сортировочный, Серов-сортировочный, Челябинск-главный, Оренбург. Перегрузка железнодорожного транспорта вызвана тем фактом, что автомобильный и речной транспорт развиты недостаточно. Таблица №2 ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)
Из данной таблицы видно, что Уральский федеральный округ имеет густую железнодорожную сеть, практически как по России в целом (48 и50 км 10000 км 2 соответственно) и по данному показателю занимает 5 место в Федерации. Однако, наиболее густая железнодорожная сеть в европейской части страны. Что же касается отправления грузов железнодорожным транспортом общего пользования, то из таблицы №2 (см. ниже) можно сделать следующий вывод: с каждым годом этот показатель возрастает и на сегодняшний день в Уральском федеральном округе составляет более 124 млн. тонн в год. Массовые грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования осуществляются филиалами ОАО «Российские железные дороги»: Свердловской и Южно-Уральской железными дорогами, частично — Горьковской на магистральном пути протяженностью. более 9,0 тысяч километров. Кроме того, 1310 предприятий имеют подъездные железнодорожные пути не общего пользования протяженностью 10,6 тысячи километров. Таблица №3 ОТПРАВЛЕНИЕ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (миллионов тонн)
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки массовых грузов. Таблица №4 ОТПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (тысяч человек)
Анализируя таблицу №3, делаем вывод: отправление пассажиров железнодорожным транспорте общего пользования по Уральскому федеральному округу - 65628 человек в год, то есть достаточно высокий показатель. Наиболее высоким он является в Свердловской (35400 тыс. чел.) и Челябинской (16340 тыс. чел.) областях. Свердловская область имеет развитую железнодорожную сеть, связывающую ее с западными и восточными районами России и странами СНГ. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 3,6 тыс. км. В Челябинской области эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 1,8 тыс. км. Железнодорожный транспорт развит в республике Башкортостан; в республике Удмуртия эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 887 км, на железных дорогах расположены основные промышленные центры; эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Оренбургской области составляет 1,7 тыс. км; транспорт в Коми-Пермяцком автономном округе развит крайне слабо. Железные дороги отсутствуют; в Челябинской области эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 1,8 тыс. км; через Курганскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль (см. Приложение 1, рис.1)Все крупные города расположены на ней. Она относится к наиболее грузонапряженным линиям, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире - более 100 млн. т-км на 1 км длины). Железнодорожный транспорт играет существенную роль в пассажирских перевозках. В пассажирообороте ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).
б) автомобильный«Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечить доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства)»[2]. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. Таблица №5 ДЛИНА ДОРОГ (км, всего и на 10 тыс.км2)
Показатели недостаточно высоки и по густоте автомобильных путей данный регион занимает пятое место, что видно из таблицы №8. С помощью таблиц №6 и №7 рассмотрим, каков удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог и насколько эти дороги усовершенствованы. Таблица №6 УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ В ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (на конец года; в процентах)
Таким образом, видим, что удельный вес автомобильных дорог общего пользования на 2003 год по Уралу не слишком высок - 87,1% (показатель в целом по Федерации - 90,9%). По этому показателю Уральский федеральный округ занимает всего лишь шестое место в стране, хотя в некоторых регионах он близок к 100%. Таблица №7 УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ ПОКРЫТИЕМ В ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (на конец года; в процентах)
Данные таблицы №7 говорят о хорошей оснащенности Урала автомобильными дорогами с усовершенствованным покрытием. Этот показатель в рассматриваемой территории значительно выше аналогичного показателя в целом по стране (81,4 и 68,4% соответственно) – на 13%. По этому показателю Урал занимает второе место по стране. Наиболее оснащены Курганская область и Ханты-Мансийский АО. Насколько густыми являются автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием, покажет таблица №8: Таблица №8 ГУСТОТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ (на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров территории)
Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|