РУБРИКИ

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа

по курсу «Территориальная организация общества»

«Анализ структуры и объем работы транспортного комплекса в Уральском

федеральном округе»

Выполнила: ст-ка гр.432

Елесина Н.

Проверила: доц. Дегтярева В.А.

Санкт-Петербург

2005

Содержание

Введение. 3

Глава I. Общие положения. 4

Глава II. Роль транспорта, его виды, анализ структуры и объем работы. 6

2.1.Сухопутный транспорт. 7

а) Железнодорожный. 7

б) автомобильный. 10

2.2 Внутренний водный (речной) транспорт. 16

2.3 Трубопроводный транспорт. 17

2.4 Воздушный транспорт. 18

2.5 Электронный транспорт. 19

Заключение. 21

Список литературы. 23

Приложение 1. 24

Приложение 2. 25

Введение

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа Транспорт - важнейшая сфера

общественного производства. В системе народно-хозяйственного комплекса как

страны в целом, так и Уральского федерального округа транспорт занимает

особое место. Он обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между

различными районами внешнюю торговлю страны, способствует общению людей.

Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение

общественного производства, без его учета нельзя достичь рационального

размещения производительных сил. Важное значение транспорт имеет и в решении

социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой

транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и

производства.

В данной курсовой работе будет произведен анализ структуры и объема работы

транспортного комплекса Урала, так как все виды транспорта в этом регионе

присутствуют и достаточно хорошо развиты.

Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери.

Поэтому важно проанализировать, какие виды транспорта наиболее развиты и

рентабельны. Необходимо также оценить степень влияния транспорта в целом на

развитие региона, ведь «его устойчивое и эффективное функционирование является

необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста,

обеспечения целостности, повышения уровня жизни населения»

[1]. В работе будут рассмотрены и проанализированы все существующие на

сегодняшний день виды транспорта, а именно: сухопутный (железнодорожный и

автомобильный), внутренний водный, воздушный, трубопроводный и электронный

(ЛЭП). В Уральском федеральном округе развиты все эти виды.

В целях написания данной курсовой работы были использованы различные

источники литературы: учебники и книги – для теоретической основы, словари,

официальный сайт Министерства Транспорта РФ – для описания современной

ситуации и стратегии развития транспорта в РФ, статистические сборники – для

проведения анализа.

Глава I. Общие положения

Роль транспортной сети в экономике любого региона исключительно важна,

поскольку процесс производства фактически завершается тогда, когда товар

доставлен потребителю.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не

производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем,

материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию

потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции.

Доля транспортных расходов в цене приобретаемых товаров (по России в целом)

составляет 15-20% против 7-8% в странах развитой рыночной экономики. Причина

тому - не протяженность транспортных коммуникаций, а отставание в современных

транспортных технологиях, системах хозяйствования и управления, а также

сохранение неэффективных схем финансирования. И, конечно, тормозом остаются

высокие энергозатраты на транспорте. Эти расходы могут быть больше или меньше в

зависимости от того, как работает транспортно-дорожный комплекс. Вот почему

исключительно важно обеспечить его развитие и функционирование на уровне

современной рыночной экономики. По некоторым отраслям промышленности

транспортные издержки очень значительны, как например, в лесной, нефтяной

промышленности, где они могут достигать до 50%. Транспортный фактор имеет особо

важное значение в Уральском регионе с его огромной территорией (824 тыс. км

2).

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса

Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в

территориальном разделении труда, а с другой, - высоким уровнем комплексности

экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства

работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда -

высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).

Урал изобилует минералами и главным своим богатством - полезными ископаемыми.

Чего здесь только нет! Железные и медные руды, хром и никель, кобальт и цинк,

алюминиевые руды и асбест, каменный уголь и нефть, калийные удобрения, сода и

серная кислота и др., а так же кристаллы горного хрусталя, изумительные

аметисты, рубины, сапфиры, топазы, краса и гордость Урала - зеленый изумруд.

При наличии такого огромного количества запасов очень важно, чтобы

транспортная сеть функционировала правильно и в полном объеме с целью

доставить все богатства Урала и всю произведенную на его территории продукцию

в другие регионы и даже в другие страны. Для этого необходима верная

транспортная политика как местных властей, так и государства в целом.

В самом начале XXI века государственная политика в области транспорта была

направлена, прежде всего, на совершенствование правовых и экономических

условий транспортной деятельности, проведение реформ, обеспечение

безопасности дорожного движения, стимулирование инвестиций на транспорте,

повышение конкурентоспособности российской транспортной системы на мировом

транспортном рынке. В какой-то мере эти проблемы остаются и сегодня.

Правительство ищет различные пути их решения.

В последние годы транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки

грузов и пассажиров. Начиная с 2000, наблюдалось снижение грузоемкости

экономики и рост подвижности населения.

Однако, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние

транспортной отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень

ее развития достаточным. Основной структурной проблемой является

несоответствие между уровнем развития и качеством функционирования

транспортной отрасли, в первую очередь транспортной инфраструктуры, и спросом

на транспортные услуги. Это несоответствие проявляется в ряде дисбалансов,

которые в самое ближайшее время могут создать угрозу ограничения

экономического роста и замедления социального развития:

1. Не завершено формирование опорной транспортной сети.

2. Наиболее остро проблема «инфраструктурного разрыва» стоит в дорожном

хозяйстве, характеристики существующей сети автомобильных дорог не

соответствуют по своим параметрам социально-экономическим потребностям и, в

первую очередь, темпам развития автомобилизации.

3. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными

темпами, их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать.

4. Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное

отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению

растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости

перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной

инфраструктуры.

5. Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных

коммуникаций и перевозчиков.

6. Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь

дорожного движения, не соответствуют мировому уровню.

Эти недостатки относятся не только к Уральскому региону, они касаются

положения транспортной сети страны в целом. Естественно, что их необходимо

устранять в целях эффективного функционирования данной отрасли народного

хозяйства и, следовательно, улучшения общего развития.

Глава II. Роль транспорта, его виды, анализ структуры и объем работы

Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими

регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а

поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами

осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными

материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с

соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная

Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а

ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из

Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и

другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом

продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет

за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры,

экскаваторы, мотоциклы, природный газ.

Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов

хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала

определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают

широтные направления. Построена меридианная железная дорога,

выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается

высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов

внутри района и транзитные.

Транспорт района имеет исключительно важную роль, учитывая транзитное

положение Урала. Территория района покрыта густой сетью железных и

автомобильных дорог, ЛЭП и трубопроводами. Внутренние и межрайонные

перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали,

расположенные в меридиональном направлении служат межрайонному сообщению, а в

широтном - обеспечивают связи Урала с соседними районами Российской Федерации

и странами "ближнего зарубежья". Особенно большое значение имеют дороги,

проходящие через Челябинск и Екатеринбург. На Урале сформировалась мощная

транспортная система. По итогам работы за 10 месяцев 2003 года в целом по

округу к соответствующему периоду 2002 года объемы перевозок грузов всеми

видами транспорта возросли на 4,3%, или на 45,0 миллионов тонн, грузооборот —

на 8,7%, или на 70,6 миллиарда тонно-километров. Рост объемов перевозок

грузов достигнут на всех видах транспорта, за исключением внутреннего

водного.

2.1.Сухопутный транспорт

а) Железнодорожный

Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта,

обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее

значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами

над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности

основных транспортно-экономических межрайонных связей Урала с конфигурацией,

пропускной и провозной способностью.

Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность провозить

практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность,

сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и

автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство

железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично

осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта),

сравнительно высокая скорость движения и др.

Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе

принадлежит железным дорогам.

Таблица №1

ДЛИНА ДОРОГ

(км, всего и на 10 тыс.км2)

Железнодорожный транспорт

Республика Башкортостан1518

105

Республика Удмуртия859

204,5

Курганская область748

105

Оренбургская область1487

120

Пермская область1511

118

Свердловская область3551

182

Челябинская область1793

204

Уральский эк. район

11467

139

В целом по району показатели достаточно высоки, недаром данный вид транспорта

в районе является основным.

Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении,

они осуществляют экономические связи с другими районами. Наибольшее значение

из широтных магистралей, осуществляющих экономические связи с другими

районами, имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но

главной широтной дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт,

связывающий Москву с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте

Челябинска и Оренбурга - Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют

роль распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена.

Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется

линия Полуночное - Орск; параллельно ей идёт дорога Серов - Челябинск. На

западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск - Бакал. Построена

также железная дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь. Предполагается

построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную

железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока

грузонапряженность дорог.

Значительная часть железных дорог электрифицирована, что связано с высокой

грузонапряженностью и большим количеством подъёмов на многих участках.

Основные объемы перевозок по железной дороге приходятся на следующие станции:

Свердловск-сортировочный, Пермь-сортировочный, Серов-сортировочный,

Челябинск-главный, Оренбург. Перегрузка железнодорожного транспорта вызвана

тем фактом, что автомобильный и речной транспорт развиты недостаточно.

Таблица №2

ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ,

2003

Российская Федерация

50

50

50

50

50

50

Уральский

федеральный округ

48

48

48

48

48

48

5

Курганская область

105

105

105

105

105

105

46

Свердловская область

182

183

183

183

183

183

28

Тюменская область

17

17

17

17

17

17

69

В том числе:

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

21

21

21

21

21

21

Ямало-Ненецкий автономный округ

7

7

7

7

7

7

Челябинская область

204

204

204

204

204

204

24

Из данной таблицы видно, что Уральский федеральный округ имеет густую

железнодорожную сеть, практически как по России в целом (48 и50 км 10000 км

2 соответственно) и по данному показателю занимает 5 место в Федерации.

Однако, наиболее густая железнодорожная сеть в европейской части страны.

Что же касается отправления грузов железнодорожным транспортом общего

пользования, то из таблицы №2 (см. ниже) можно сделать следующий вывод: с

каждым годом этот показатель возрастает и на сегодняшний день в Уральском

федеральном округе составляет более 124 млн. тонн в год.

Массовые грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего

пользования осуществляются филиалами ОАО «Российские железные дороги»:

Свердловской и Южно-Уральской железными дорогами, частично — Горьковской на

магистральном пути протяженностью.

более 9,0 тысяч километров. Кроме того, 1310 предприятий имеют подъездные

железнодорожные пути не общего пользования протяженностью 10,6 тысячи

километров.

Таблица №3

ОТПРАВЛЕНИЕ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(миллионов тонн)

199819992000200120022003

Российская Федерация

834,8

947,4

1046,8

1057,5

1083,7

1160,9

Уральский

федеральный округ

91,0

105,8

123,8

119,7

126,3

123,8

Курганская область

1,2

1,4

2,2

1,5

1,7

1,8

Свердловская область

48,5

56,8

66,4

64,1

62,2

62,0

Тюменская область

7,8

9,2

10,4

10,6

19,9

13,7

В том числе:

Ханты Мансийский автономный округ - Югра

5,9

5,7

6,0

6,1

6,6

7,6

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,4

1,8

2,1

1,8

1,9

2,2

Челябинская область

33,5

38,4

44,8

43,5

42,5

46,2

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки

массовых грузов.

Таблица №4

ОТПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(тысяч человек)

199819992000200120022003

Российская Федерация

1471306

1337509

1418780

1305873

1270679

1303534

Уральский

федеральный округ

111197

89021

90052

67979

68936

65628

Курганская область

6538

3976

4229

4352

4188

4437

Свердловская область

66708

54259

51997

33500

35970

35399

Тюменская область

12572

11641

12221

10537

9649

9454

В том числе:

Ханты Мансийский автономный округ - Югра

3248

2344

3608

3447

3346

3029

Ямало-Ненецкий автономный округ

649

910

997

919

813

852

Челябинская область

25379

19145

21605

19590

19129

16338

Анализируя таблицу №3, делаем вывод: отправление пассажиров железнодорожным

транспорте общего пользования по Уральскому федеральному округу - 65628

человек в год, то есть достаточно высокий показатель. Наиболее высоким он

является в Свердловской (35400 тыс. чел.) и Челябинской (16340 тыс. чел.)

областях. Свердловская область имеет развитую железнодорожную сеть,

связывающую ее с западными и восточными районами России и странами СНГ.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 3,6 тыс.

км. В Челябинской области эксплуатационная длина железнодорожных путей общего

пользования – 1,8 тыс. км.

Железнодорожный транспорт развит в республике Башкортостан; в республике

Удмуртия эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования

составляет 887 км, на железных дорогах расположены основные промышленные

центры; эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в

Оренбургской области составляет 1,7 тыс. км; транспорт в Коми-Пермяцком

автономном округе развит крайне слабо. Железные дороги отсутствуют; в

Челябинской области эксплуатационная длина железнодорожных путей общего

пользования – 1,8 тыс. км; через Курганскую область проходит Транссибирская

железнодорожная магистраль (см. Приложение 1, рис.1)Все крупные города

расположены на ней. Она относится к наиболее грузонапряженным линиям, особенно

ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок

железной дороги в мире - более 100 млн. т-км на 1 км длины).

Железнодорожный транспорт играет существенную роль в пассажирских перевозках.

В пассажирообороте ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более

2/3 от общего пассажирооборота).

б) автомобильный

«Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими

особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые

заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие

быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном

месте; способность обеспечить доставку «от двери до двери» без дополнительных

перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и

обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния;

широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям

перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при

малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости

железнодорожного строительства)»[2].

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок

различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с

твердым покрытием.

Таблица №5

ДЛИНА ДОРОГ

(км, всего и на 10 тыс.км2)

Автомобильный транспорт

Республика Башкортостан240561675
Республика Удмуртия82331956
Курганская область7033999
Оренбургская область137071105
Пермская область14656913
Свердловская область16790862
Челябинская область158611804

Уральский эк. район

100391

1218

Показатели недостаточно высоки и по густоте автомобильных путей данный регион

занимает пятое место, что видно из таблицы №8.

С помощью таблиц №6 и №7 рассмотрим, каков удельный вес автомобильных дорог

с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог и насколько эти

дороги усовершенствованы.

Таблица №6

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ

В ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(на конец года; в процентах)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ, 2003

Российская Федерация

90,2

90,7

91,1

91,2

91,3

90,9

Уральский

федеральный округ

83,9

84,8

85,5

85,9

86,8

87,1

6

Курганская область

72,5

73,1

73,4

73,6

73,9

74,3

66

Свердловская область

93,1

94,2

94,3

94,5

94,5

94,5

37

Тюменская область

72,9

74,7

76,8

78,4

80,7

81,5

62

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

92,0

93,0

94,4

96,2

96,9

97,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

100

100

100

100

100

100

Челябинская область

99,8

99,8

99,3

97,5

97,8

97,8

20

Таким образом, видим, что удельный вес автомобильных дорог общего пользования

на 2003 год по Уралу не слишком высок - 87,1% (показатель в целом по

Федерации - 90,9%). По этому показателю Уральский федеральный округ занимает

всего лишь шестое место в стране, хотя в некоторых регионах он близок к 100%.

Таблица №7

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ ПОКРЫТИЕМ

В ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(на конец года; в процентах)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ, 2003

Российская Федерация

67,2

67,4

67,7

68,0

68,3

68,4

Уральский

федеральный округ

80,7

80,9

81,4

80,9

81,3

81,4

2

Курганская область

95,8

96,0

96,2

96,2

96,1

95,9

13

Свердловская область

77,0

77,3

78,2

78,8

79,9

80,3

31

Тюменская область

83,7

83,3

82,4

81,9

81,8

81,5

30

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

99,0

98,6

96,1

94,6

95,8

95,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

88,0

87,0

86,0

84,5

86,3

87,5

Челябинская область

70,4

71,2

72,7

71,1

71,7

71,8

38

Данные таблицы №7 говорят о хорошей оснащенности Урала автомобильными

дорогами с усовершенствованным покрытием. Этот показатель в рассматриваемой

территории значительно выше аналогичного показателя в целом по стране (81,4 и

68,4% соответственно) – на 13%. По этому показателю Урал занимает второе

место по стране. Наиболее оснащены Курганская область и Ханты-Мансийский АО.

Насколько густыми являются автомобильные дороги общего пользования с твердым

покрытием, покажет таблица №8:

Таблица №8

ГУСТОТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ

(на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров территории)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ, 2003

Российская Федерация

30

31

31

31

32

32

Уральский

федеральный округ

19

19

19

20

20

20

5

Курганская область

89

90

90

90

91

92

44

Свердловская область

52

53

54

54

55

55

53

Тюменская область

6,1

6,3

6,5

6,8

7,0

7,1

71

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный

округ - Югра

2,8

3,0

3,3

3,6

3,9

4,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,1

1,1

1,1

1,1

1,3

1,3

Челябинская область

92

93

92

99

100

101

42

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.