РУБРИКИ |
Диплом: Движение трудовых ресурсов |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Движение трудовых ресурсовДиплом: Движение трудовых ресурсовС О Д Е Р Ж А Н И Е Введение.............................3 Глава 1. Понятие «трудовые ресурсы», «экономическая реконструкция», «рынок труда». Особенности формирования рынка труда в Тюменской области 1.1. Сущность, формирование и использование трудовых ресурсов...... 5 1.2.Сущность экономической реконструкции..............8 1.3.Понятие «рынок труда». Формирование рынка труда в условиях экономической реконструкции....................17 1.3.1. Понятие о рынке труда, регулирование рынка труда..........17 1.3.2. Современное состояние рынка труда................ 20 1.4.Особенности формирования рынка труда в Тюменской области.......23 Глава 2.Структура высвобождаемых трудовых ресурсов ОАО «Запсибгазпром» 2.1. Сущность движения трудовых ресурсов................32 2.2.Характеристика ОАО Запсибгазпром»................ 37 2.3.Структура высвобождаемых трудовых ресурсов строительной сферы ОАО «Запсибгазпром»....................... 43 2.3.1.Общее количество уволенных за год по категориям работников и основные причины увольнения в 1995 г.............. .46 2.3.2.Общее количество уволенных за год по категориям работников и основные причины увольнения в 1996 ..............48 2.3.3.Общее количество уволенных за год по категориям работников и основные причины увольнения в 1997 г............... 50 2.3.4.Общее количество уволенных за год по категориям работников и основные причины увольнения в 1998 г............... 52 2.3.5.Основные тенденции движения трудовых ресурсов в 1995-1998 г... 56 Глава 3.Совершенствование движения кадров в рыночных условиях на примере предприятий строительной сферы ОАО «Запсибгазпром» 3.1. Возможности влияния на движение трудовых ресурсов в масштабах всей экономики России..................59 3.2.Совершенствование движения кадров на предприятиях строительной сферы ОАО «Запсибгазпром».............. 66 Заключение.............................72 Литература..............................75 Приложения............................78 ВВЕДЕНИЕ Развитие рыночных отношений и рынка труда в нашей стране ставит на повестку дня необходимость совершенствования трудовых перемещений. Такая необходимость диктуется усилением давления рыночных механизмов на деятельность российских предприятий и организаций - усиление конкуренции, растущие издержки хозяйственной деятельности, резкое сжатие денежной массы, спад производства, имеющий в России недопустимо низкий уровень. В таких тяжелых экономических условиях на рынке труда нашей страны наблюдается сложная ситуация, характеризующаяся высоким и имеющим тенденцию к постоянному росту уровнем безработицы, высокой текучестью кадров, большими объемами скрытой безработицы. Таким образом, существует острая необходимость совершенствования перемещения работников на рынке труда в масштабах всей экономики, а также в масштабах предприятия. Осуществление мер в этом направлении является фактором оптимизации использования трудовых ресурсов, эффективной трудовой деятельности и снижения текучести. Цель написания дипломной работы - совершенствование движения персонала, занятого в сфере строительного производства ОАО «Запсибгазпром» в современных условиях экономической реконструкции. Исходя из цели, автором дипломной работы сформулированы следующие задачи: 1.выявление сущности экономической реконструкции в России и ее влияния на рынок труда; 2.выявление основных характеристик рынка труда, сложившегося в России в современных условиях; 3.рассмотрение сложившегося рынка труда Тюменской области; 4.выявление сущности движения трудовых ресурсов; 5.анализ структуры вывобождаемых кадров ОАО «Запсибгазпром»; 6.разработка рекомендаций по совершенствованию движения рабочей силы на примере ОАО «Запсибгазпром». Данная дипломная работы состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются понятия «трудовые ресурсы», «рынок труда», «экономическая реконструкция», развитие этого процесса в России, его влияние на рынок труда, а также ситуация на рынке труда Тюменской области. Во второй главе рассматривается сущность движения трудовых ресурсов, а также исследуется структура перемещений трудовых ресурсов ОАО «Запсибгазпром», а именно предприятий строительной сферы; выявляются тенденции, получившие развитие в 1995-1999гг. В третьей главе работы предлагаются рекомендации по совершенствованию движения персонала в экономике страны в целом и на предприятиях строительной сферы ОАО «Запсибгазпром» в современных условиях. 1. ПОНЯТИЯ «ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ», «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ», «РЫНОК ТРУДА». ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 1.1. Сущность, формирование и использование трудовых ресурсов Производство материальных благ и услуг предполагает наличие двух факторов, а именно материальных и человеческих ресурсов. Если ранее основное внимание уделялось первому фактору, то в настоящее время все больше говорят о гуманизации экономики, что означает перемещение акцента на человека. Таким образом, признается, что необходимым условием успешного функционирования экономики является соблюдение интересов человека. В экономической теории и статистике России принято использовать термин «трудовые ресурсы». Сущность этого понятия можно определить следующим образом: трудовые ресурсы – часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные ценности и услуги. Трудовые ресурсы включают занятых и незанятых, но могущих трудиться граждан. Таким образом, это реальные и потенциальные работники. Для работы человеку необходим некоторый уровень физического развития, определенные духовные качества. Особую важность развитие личности приобретает в условиях экономической реконструкции. Во многом уровень развития вышеуказанных качеств личности зависит от возраста. Таким образом, именно возраст является критерием отнесения к трудовым ресурсам. Согласно статистической практике, трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше этого возраста, который для женщин от 16 до 54 лет, для мужчин о 16 до 59 лет. Понятие «трудовые ресурсы» шире понятия «экономически активное население», так как трудовые ресурсы включают учащихся трудоспособного возраста, домохозяек и всех остальных граждан, которые, не являясь безработными, не заняты в хозяйстве страны. Формирование трудовых ресурсов – это процесс их непрерывного воспроизводства, возобновления их численности. В 1994 году структура трудовых ресурсов была следующей: трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 95,17%, работающие пенсионеры – 4,47%, работающие подростки - 0,06% общей численности трудовых ресурсов. По результатам наблюдений за ряд лет были отмечены следующие тенденции: в первой группе – относительная устойчивость, в группе работающих пенсионеров – повышение численности, в группе работающих подростков – понижение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие рынка труда связано с населением трудоспособного возраста, и динамика численности трудовых ресурсов определяется динамикой численности этой категории населения, которая зависит от ряда демографических факторов, а именно от уровня смертности и соотношения между численностью молодежи, достигшей трудоспособного возраста и численностью граждан, достигающих пенсионного возраста. Для России в целом характерны крутые подъемы и спады численности населения трудоспособного возраста, что обусловлено общим развитием страны. Данное обстоятельство ставит перед экономикой задачу постоянного приспособления к этой динамике. С середины 80-х гг. в России начался очередной затяжной спад, который не вызвал всплеска безработицы в результате спада производства. Но ожидается, что к началу 21 в. ситуация вновь изменится, что может вызвать обострение проблемы безработицы. Численность работающих подростков также находится под влиянием демографических факторов, а также уровня благосостояния семьи: чем он выше, тем меньше подростков работает. Относительно численности работающих пенсионеров отметим, что чем больше людей пенсионного возраста, тем больше среди них работающих. Эта категория наиболее быстро увеличивается, так как возрастно-половая структура населения сильно деформирована. В целом, численность работающих подростков и пенсионеров зависит также от спроса на рабочую силу и от наличия рабочих мест, соответствующих особенностям применения их труда. Использование трудовых ресурсов предполагает их распределения и эффективность применения их труда. Распределение происходит по видам занятости на занятых и незанятых, в свою очередь занятые распределяются по отраслям, по режимам труда, по территории страны, по полу, возрасту, уровню образования и здоровья, а также по видам экономической деятельности: -наемные работники; -работодатели; -лица, работающие за свой счет; -члены производственных кооперативов; -работники, не классифицируемые по статусу. Таким образом, трудовые или человеческие ресурсы являются основой развития экономики. Их роль в современных условиях возрастает, так как в условиях рынка нужно делать ставку именно на человека и его потенциал. Несомненно, экономическая реконструкция повлияла на эту категорию населения и на рынок труда в целом. Далее рассмотрим сущность этого явления и его влияние на экономику и рынок труда России. 1.2. Сущность экономической реконструкции Экономическая реконструкция - явление, охватившее все стороны жизни нашего общества. Все происходящие сегодня общественные и социальные процессы могут быть поняты и осмыслены только через призму этого явления. С чего началась экономическая реконструкция? Начало процесса было положено в 1985 г., тогда задачей ставилось к началу 21 в. удвоить экономический потенциал страны, повысить уровень благосостояния народа. Достижение этих целей требовало наращивания объемов производства товаров с помощью повышения эффективности производства. В тот период новые методы хозяйствования заключались в сокращении числа директивных показателей для предприятий с целью расширения их прав, усиления ответственности за конечные результаты. Но при этом реконструкция началась в условиях низкой производительности труда, изношенных основных фондов, режима неэкономии, забытого НТП, низкого организационно-технического уровня большинства предприятий. В целях устранения перечисленных явлений предусматривалось ускорение социально-экономического развития страны посредством мобилизации всех имеющихся резервов, научно-технической реконструкции, ускорения научно- технического прогресса, т.е. с помощью перевода экономики на интенсивный путь развития, при котором результаты производства росли бы быстрее, чем затраты на него. Этот вопрос стоял достаточно остро, т. к. с 70-х гг. рост материальных затрат превышал прирост национального дохода как 1,2% : 1% [13]. Предполагалось, что ускорение НТП повлечет рост производительности труда, улучшение качества продукции, условий труда. Кроме того, НТП позволит экономить ресурсы. Были введены плановые задания по себестоимости продукции, установлен лимит затрат на единицу продукции. При этом ставилась цель сделать так, чтобы внедрение НТП стало экономически выгодным для предприятия путем включения плана по внедрению новой техники в число важнейших отчетных показателей. Также устанавливались жесткие экономические нормативы, заставляющие совершенствовать производство, в противном случае предполагалось снижение фонда материального поощрения. С 1986 г. предусматривалась аттестация продукции по категориям качества, в зависимости от которой устанавливались надбавки и скидки к оптовой цене. Постепенно внедрялось самофинансирование, т.е. предприятие ничего не получало из бюджета, но само вносило туда установленную сумму. Одним из важнейших направлений перехода к интенсивному способу хозяйствования был отход от расширения производства путем строительства новых предприятий, предполагалось вкладывать средства в наращивание мощностей уже действующих предприятий. Следующим направлением работы было повышение качества планов, устранение диспропорций, несоответствия между объемом и структурой производства и объемом и структурой общественных потребностей. В 80-х гг. рост заработной платы превышал рост производительности труда; таким образом, было необходимо установить жесткую зависимость заработной платы от результатов производства. Кроме того, в результате экстенсивного развития производства возник дефицит рабочей силы, увеличилось число рабочих мест с низкоквалифицированным трудом. Такая ситуация также нуждалась в рассмотрении. Из вышесказанного можно сделать вывод, что экономическая реконструкция - комплекс мер, призванных обеспечить рост основных показателей народного хозяйства, т.е. объема выпуска товаров, эффективности производства, благосостояния населения. Первоначально она представлялась как реорганизация сферы производства и использования трудовых ресурсов, запланированные реформы осуществлялись как административными, так и экономическими методами [5]. В 1991 г. экономическая реконструкция вступила в активную фазу, которая была названа переходным периодом на пути к рынку. Функции государства на данном этапе [19]: 1.создание парламентской основы принятия экономических решений; 2.определение приоритетов макроэкономического развития; 3.социально-орентированное распределение ресурсов; 4.регулирование рынка; 5.стабилизация экономики. В дальнейшем в ходе реконструкции стало очевидным, что из вышеуказанных функций государство выполнило только две первых. В начале нового этапа реконструкции были продекларированы следующие ее цели [5]: 1.создание социально-ориентированной экономики, удовлетворяющей социальные потребности населения, обеспечивающей высокий уровень жизни, социальную защиту всех членов общества при значительном контроле государства; 2.создание эффективной экономики, обеспечивающей благополучие общества в целом; 3.создание экономики, в необходимой степени регулируемой государством; 4.создание открытой экономики, обеспечивающей движение капиталов и идей, что возможно только в условиях экономической и политической стабильности; 5.создание смешанной экономики с участием всех форм собственности, т.к. предполагалось, что хозяин-собственник ускорит создание эффективной экономики. Необходимо было сформировать такой хозяйственный механизм, который обеспечил бы минимизацию издержек перехода к рынку и стал бы ведущим элементом системы стимулирования активной предпринимательской деятельности. В 1991 г. начался так называемый переходный период, который должен был завершиться созданием рыночной экономики. Ученые экономисты выделяют следующие этапы переходного периода [13]: 1.либерализационный, на котором происходит экономический спад, сокращение вмешательства государства, падение уровня жизни, дезорганизация экономических и социально-политических механизмов; 2.стабилизационный, на котором возникают новые хозяйственные связи, начинается подъем в конкурентоспособных отраслях, медленное восстановление уровня жизни и механизмов государственного управления; 3.инвестиционный, на данном этапе происходит преодоление инвестиционного кризиса, экономический рост, восстановление и дальнейший рост уровня жизни. В России либерализационный этап начался в 1992 г., когда произошла либерализация цен, введена ограниченная конвертируемость рубля, прекратились льготные кредиты национального банка на покрытие бюджетного дефицита. Каким же образом осуществлялась экономическая реконструкция в России? Была применена «шоковая терапия». В комплекс мер входили либерализация цен и внешней торговли, конвертируемость национальной валюты, дерегулирование экономики, отмена субсидий, быстрая приватизация, усиление налогового бремени, жесткая кредитно-денежная политика. Предусматривалось, что в результате проведения вышеописанной политики выживут эффективные и конкурентно способные товаропроизводители, а бесперспективные производства будут последовательно вытесняться. Рассмотрим три основных направления экономической реконструкции. 1.Либерализация цен 2.01.92 г., когда в целях превышения предложения над спросом были отпущены 80% цен. Действительно, один из основных рыночных законов был соблюден - спрос превысил предложение. Но скачок цен произошел не в 4-5 раз, как планировалось, а в 10-20 раз [5], что и вызвало падение платежеспособного спроса населения, многократный рост цен на средства производства, вследствие этого стало невыгодно производить товары, произошел массовый уход людей из сферы материального производства. Согласно отчетности прибыль предприятий возросла, но этот рост не был обеспечен ростом производства. В результате был создан рынок дорогих импортных товаров. 2.Приватизация. Становление рыночной экономики требовало развития экономической свободы товаропроизводителей в сочетании с экономической ответственностью всем своим капиталом, т.е. было необходимо провести приватизацию. Процесс приватизации в России столкнулся с рядом объективных сложностей: масштаб преобразований, сложность оценки потенциала низкорентабельных предприятий, нехватка средств у населения. Необходимо отметить, что именно приватизация сделала реформы в России необратимыми, т.к. возврат собственности затронул бы интересы миллионов людей, кроме того преобразование государственных предприятий создало возможность развития фондового рынка. Приватизация осуществлялась различными способами: приватизационные чеки, аукционы, конкурсы, банкротство, акционирование. Процесс приватизации проводился в два этапа: 1. 1991-1994 гг. На данном этапе произошла формальная смена собственника без обновления производства и методов управления. 2. 1995 г. Задачи этого этапа - привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство. Создание рынка недвижимости, постепенная приватизация здравоохранения и социальной сферы, создание цивилизованного рынка ценных бумаг. Но российская приватизация не создала предпосылок для роста эффективности производства, возникновения конкурентной среды, т.к. зачастую предприятия передавались в частную собственность по заниженным ценам, кроме того, возникли неконтролируемые социальные процессы в обществе (углубление расслоения общества). 3. Жесткая кредитно-денежная политика, направленная на регулирование денежной массы и проводимая в основном за счет внешних заимствований (необходимо подчеркнуть, что внимание российской экономической науки и управления было направлено на оздоровление финансов через финансы). Кредитно-денежная политика тем жестче, чем меньше отношение денежной массы к ВВП (10-12%) [18], что фактически выражается в нехватке денег в экономике. Чрезмерно жесткая финансовая политика действительно позволила затормозить инфляцию, но в то же время вызвала бюджетный кризис, т.к. из-за нехватки денег в экономике снизилось поступление налогов, сократилась налогооблагаемая база вследствие того, что субъекты экономики перешли в теневой сектор за счет использования не облагаемых налогами платежных средств - валюта, вексели, наличные рубли, казначейские обязательства. Все бюджетные проблемы решались за счет ГКО, ради снижения текущей инфляции через ГКО в бюджет откачивалась основная часть инвестиционных ресурсов, что тормозило развитие народного хозяйства. В 1998 г. результатом такой политики стало банкротство государство, ущерб от пирамиды государственного долга составил 400 млрд. руб. [10]. В условиях нехватки денег усилились противоречия между финансовым и промышленным капиталом. Финансовый капитал получил стратегическое преимущество в первую очередь за счет обслуживания бюджетных счетов. Налоговое бремя, лежащее преимущественно на реальном секторе экономики, также обеспечивает укрепление позиций финансового и подавление производственного капитала. В результате произошло подавление реального сектора экономики, сужение возможности сохранения наличного производственного капитала. В результате осуществления реформ вышеуказанными способами экономика России приобрела следующие черты: 1.наличие одного мощного и связанного с природными богатствами источника валютных поступлений; 2.формирование из тех, кто причастен к этому источнику слоя сверхбогатой элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней; 3.удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности. Необходимо также более подробно описать последствия проводимой экономической реконструкции. Несомненно, что реформы способствовали продвижению экономики к рынку, что и было их конечной целью. Из положительных итогов реконструкции можно выделить следующие: демонтаж основных элементов административно- командной системы, проведение приватизации, возникновение индивидуальной и акционерной формы собственности, либерализация хозяйственной деятельности предприятий, внешнеэкономических операций; были сняты ограничения с фонда оплаты труда, запреты на совместительство, в стране начал складываться рынок труда. Но в то же время нельзя не упомянуть многочисленные отрицательные явления: 1.Кризис инвестиций. В 1992-1994 гг. объем инвестиций уменьшился вдвое, в 1995 г. - еще на 13%, утечка капитала за границу составляет 10-12 млрд. долларов в год [19], что обусловлено высокими рисками, налоговым прессингом, экономической и политической нестабильностью. В бюджете 1996 г. в производственную сферу планировалось направить 20% ресурсов. Объем вложений в основной капитал в 1997 г. составил 25% от уровня 1991 г.[41]. Недоинвестирование стало одной из причин спада производства. Крупнейшим инвестором является государство, но финансирование централизованных капитальных вложений является дефицитной статьей и осуществляется по мере поступления доходов, в основном на 50% от плана [19]. Высокая скорость обращения денег в экономике (8-10 оборотов в год) [19] свидетельствует о том, что деньги крутятся между сферой обращения и финансовым рынком, не попадая в производство. За 9 месяцев 1998 г. объем инвестиций снизился на 6,8 % по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [8] 2.Общий спад производства за 1992-1995 гг. составил более 50%, в сельском хозяйстве - 40%, в промышленности - 60% [41], в 1995 г. по сравнению с 1994 г. темп спада- 4%, в сельском хозяйстве - 10-12%, в легкой промышленности - 32%; увеличился объем производства в черной металлургии на 10%, химической и нефтехимической промышленности на 11%. В 1996 г. спад производства составил 4% [20]. В настоящее время 50% предприятий убыточны, рентабельность индустрии 5,2%. Задолженность предприятий огромна, в 1997 г. она составила 17,7% ВВП [41]. Спад продолжился и в 1998 г. - в сентябре он составил 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [13]. Вследствие вышеуказанных явлений российский рынок был наводнен импортными товарами, зачастую весьма низкого качества, что и вызвало резкий скачок цен на рынке потребительских товаров начиная с августа 1998 г. вследствие роста курса доллара. 3.Значительное ухудшение положения населения, включая ухудшение демографической ситуации - с 1992 г. происходит сокращение рождаемости, уменьшение продолжительности жизни, рост смертности. Обесценение сбережений граждан в 1992 г. в объеме годового федерального бюджета, утрата 20 трлн. руб. в финансовых пирамидах [10], резкое снижение реально выплаченной заработной платы, падение уровня жизни, уровень безработицы составляет 10%, расслоение общества, при котором 10% сверхбогатых людей располагают 80% ресурсов. В результате кризиса августа 1998 г. реальные доходы населения в октябре уменьшились на 26,9% по сравнению с августом. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в октябре составила более 30% [11]. Рост цен на потребительские товары за период с августа 1998 г. по февраль 1999г. составил около 300%. 4.Переориентация экономики на обслуживание экспортных отраслей и естественных монополий, которая произошла в 1992-1994 гг. в результате структурной перестройки экономики. Таким образом Россия стала зависеть от мировых цен на сырье, произошел межотраслевой перелив ресурсов, что привело к усилению региональной и социальной дифференциации. В остальных отраслях экономики имеет место преобладание устаревших неконкурентоспособных технологий, низкое качество менеджмента. 5.Криминализация государства и общества, произошедшая вследствие расширения сектора теневой экономики, который составляет около 40% экономики России. Этому способствовала также жесткая кредитно-денежная политика, т.к. нехватка денег обеспечила влиятельность видов бизнеса, связанных с наличными деньгами и поэтому потенциально наиболее криминальных. 6.Рост государственного долга. В 1992-1996 гг. государственный долг увеличился на 77 млрд. долларов, в 1996 г. он составил 127,4 млрд. долларов [18], в 1999 г. на его обслуживание необходимо направить 17,5 млрд. долларов, что составляет 87,5 % федерального бюджета. За годы экономической реконструкции не были осуществлены намеченные реформы: аграрная, военная, реформы жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов. Фактически мы имеем кризисы во всех областях жизни общества. По мнению ряда экономистов, мы имеем дело не с экономической реконструкцией, т.к. нет программы реформ в научно-практическом понимании, а вместо этого проводится эксперимент, предусматривающий спад производства и падение уровня жизни народа. За годы экономической реконструкции остались неизменны вялость экономики и бедность большей части населения, черты нашего общества и экономики - коррумпированность, мафиозность, бюрократизм. Россия так и не вступила в стабилизационный этап переходного периода. В начале 1995 г. завершился спад производства, началось депрессивное развитие, которое закончилось кризисом и банкротством страны в августе 1998 г. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическая реконструкция в России происходит в течение последних 15 лет, но до сих пор принесла мало положительных результатов. Все перечисленные выше процессы не могли не оказывать влияние на складывающийся рынок труда. В следующем разделе мы рассмотрим понятие "рынок труда" и его формирование в условиях экономической реконструкции. 1.3.Понятие "рынок труда", формирование рынка труда в условиях экономической реконструкции 1.3.1. Понятие о рынке труда, регулирование рынка труда С 1992 г. в России одновременно с формированием рыночной экономики идет формирование рынка труда, возникают учреждения рынка труда - центры занятости, биржи труда, агентства по найму персонала, задачами которых являются трудоустройство желающих работать, создание новых рабочих мест, переподготовка и подготовка кадров. Рынок труда - место, где происходит купля-продажа труда, при этом работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду - рабочей силой. Также можно дать еще одно определение рынка труда - это механизм согласования цены и условий труда между работодателями и наемными работниками, это составляющая рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и перераспределения труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности [50]. Работник вынужден продавать свой труд, если он не имеет всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения всех нужных для жизни средств. Чтобы продать труд, нужен его покупатель - предприниматель, имеющий все необходимое для ведения своего хозяйства, но нуждающийся в привлечении других работников. При этом спрос на труд характеризуется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Взаимодействие спроса на рабочую силу и предложения способности к труду складывается под влиянием экономической и социально-политической ситуации, движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня душевого потребления и формирует конъюнктуру рынка труда. Конъюнктура рынка труда может быть: 1.равновесная с полной занятостью; 2.хронически трудоизбыточная; 3.хронически трудодефицитная. Наемный работник и предприниматель юридически равноправные лица. При этом наемный работник продает временное использование своего труда, сделка юридически фиксируется трудовым договором, содержащим взаимные права и обязанности. Существуют потенциальный и циркулирующий рынок труда. Потенциальный рынок труда - та часть занятого в сфере домашнего хозяйства, армии, учебных заведениях населения, которая формируется как предназначенная потенциально для последующего его вступления на рынок в качестве продавца своего труда. Циркулирующий рынок труда - сфера купли - продажи труда, в которой продавец постоянно перемещается между предприятиями (циркулируя между ними) в поисках покупателя. Формирование рынка труда предполагает: 1.создание механизма пропорционального распределения и перераспределения ресурсов рабочего времени согласно потребностям общества; 2.удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения и обеспечение национальной экономики нужными кадрами; 3.достижение полной и максимально беспрерывной занятости с учетом потребности в гибком графике работы. Из упомянутого выше следует, что для нормального функционирования рынка труда необходимо соблюдение следующих условий: 1.оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству труда; 2.минимальная заработная плата должна обеспечивать уровень жизни выше прожиточного минимума; 3.рабочие места должны отвечать требованиям техники безопасности и экономическим нормативам; 4.наличие конкуренции рабочей силы; 5.работодатель и работник равны перед законом; 6.наличие структур, для организации взаимодействия работодателя и работника. Рынок труда подлежит регулированию. Регулирование - поддержание общественных условий, при которых купля продажа труда становится необходимой, т.е. должны поддерживаться необходимые условия для непрерывного пополнения рынка труда новыми наемными работниками взамен выбывающих по естественным и социальным причинам. Регулирование также подразумевает [35]: -поддержание работоспособности наемных работников, не допуская снижения стоимости их жизни ниже черты бедности, на уровне которой невозможно поддержание нормальной работоспособности; -недопущение чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда, изнуряющих наемных работников до состояния деградации; -обеспечение равновесия между занятостью и безработицей; -соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой; -поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы; -обоснование дифференциации трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых, человеческих качеств, трудолюбия, добросовестности. То есть, регулирование означает поддержание существования, выживания в различных условиях, обеспечение равновесия составных частей и соответствия с другими структурами экономики. Рынок труда может также саморегулироваться с помощью программы занятости, социальной защиты безработных, финансово-кредитной политики, которая создавала бы предприятиям выгодные условия вложения капиталов в создание дополнительных рабочих мест. Государство также может регулировать рыночный механизм посредством налогообложения, законодательно, с помощью административно-командных методов, опирающихся на принуждение государственной власти, ограничивающей стихийный произвол рыночного механизма. Также государство предоставляет социальные гарантии по безработице: пособие по безработице, помощь по безработице, поддержание минимального прожиточного уровня доходов. Влияние на рынок труда оказывают и профсоюзы, монополизируя продажу труда, то есть, заменяя индивидуальную сделку купли-продажи труда монопольно - коллективной сделкой, организуя рабочих и заключая с фирмой коллективный договор, цель которого - выработка и закрепление в юридическом документе взаимоприемлемых условий купли-продажи труда и занятости. На рынок труда также влияют: -явления природы, вызывающие массовые передвижения населения, войны, военные действия; -демографическая ситуация; -общественные силы: забастовки, митинги, средства массовой информации, обычаи, традиции, нравы. 1.3.2. Современное состояние рынка труда Ранее в России обеспечивалась полная занятость путем создания новых рабочих мест в результате экстенсивного развития экономики. Политика занятости была приспособлена к интересам производства, темпам его роста, структурным сдвигам, размещению производительных сил. Сегодня центр тяжести переносится на качественное совершенствование рабочих мест и перегруппировку трудовых ресурсов между сферами общественно-полезной деятельности и отраслями народного хозяйства. Таким образом, преобразования в сфере занятости предусматривают сокращение общих затрат труда на основе роста его эффективности. К сожалению, необходимо отметить, что в нашем обществе человек является орудием для решения экономических и политических задач, социально- экономическая политика выдвигает крупные экономические задачи, а социальные цели являются лишь политическими лозунгами и удовлетворяются в той мере, как это позволяют оставшиеся средства. В настоящее время необходимо разработать концепцию рынка труда и механизма распределения общественного труда. Какова же ситуация на рынке труда сегодня? Прежде всего необходимо отметить, что выполняются не все условия функционирования цивилизованного рынка труда, указанные выше, а именно: не обеспечивается оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству труда; минимальная заработная плата не обеспечивает уровень жизни выше прожиточного минимума; не все рабочие места отвечают требованиям техники безопасности и экономическим нормативам. Основные черты современного рынка труда в России: -темпы высвобождения персонала не соответствуют темпам спада производства, что консервирует скрытую безработицу, за 1991-1996 гг. спад производства составил 50%, а занятость снизилась на 23,2% [50]; -низкий уровень официальной безработицы, в службах занятости регистрируются около 30% безработных [38]; -значительные масштабы скрытой безработицы; -увеличение числа длительно безработных: в 1994 г. число ищущих работу более одного года - 9% общего числа безработных, в 1996 г. - 15,7% [50]; -преобладание среди безработных доли женщин, хотя в последние годы наметилась тенденция к ее сокращению; -сформировалась трудоизбыточная конъюнктура рынка труда; -по различным оценкам безработица в России составляет от 10 до 15%, при этом нормальным считается уровень 5-7%. Причинами указанных тенденций являются разгосударствление экономики, снижение хозяйственной активности предприятий, снижение потребительского спроса, рост импорта, что и вызвало сокращение рабочих мест. Таким образом, на рынке труда сложилась достаточно сложная ситуация, требующая пристального внимания со стороны государства. Безусловно, в каждом регионе имеют место свои особенности рынка труда, в следующем разделе мы рассмотрим его состояние в Тюменской области. 1.4. Особенности формирования рынка труда в Тюменской области Региональные особенности рынка труда формируются под влиянием разнообразных конкретных условий - демографическая ситуация, половозрастные характеристики, производственные отношения, экономическая активность демографических и этнических групп населения. Но так как экономика региона является органичной частью национальной экономики, она функционирует по принципам и законам национального рынка. В данном разделе рассмотрим формирование рынка труда в Тюменской области за период с 1994 по 1998 гг. Во второй половине 80-х гг. 89,6% трудовых ресурсов было занято в народном хозяйстве области, что отражало общую тенденцию России - экстенсивный характер производства. В начале 90-х гг. наметилась тенденция к сокращению численности занятых, в 1994 г. было занято 80,4%. За 1988-1994 гг. количество занятых сократилось на 130 тыс. человек, увеличилась доля экономически неактивного населения, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве, доля этого населения в 1988 г. была 5,7%, в 1994 г. - 15%. За период с 1993 по 1997 гг. безработица в области возросла в 10,3 раза, с 1993 по 1995 гг. количество официальных безработных увеличилось в 3,5 р. [17]. Названные факты являются следствием общероссийских изменений в экономике, упомянутых выше. Рынок труда Тюменской области в 1994 г. В 1994 г. безработица была преимущественно женской - 67,7%, доля мужчин - 32,3%. По возрастному составу распределение произошло следующим образом: безработные в возрасте от 18 до 29 лет - 31%, от 30 до 55 лет - 64%. По образованию: · 10,8% - высшее образование; · 30,2% - среднее специальное образование; · 42,5% - среднее образование. Среднее время поиска работы - 4,8 месяца [29]. Рынок труда Тюменской области в 1995 г. В 1995 г. количество занятых всеми видами экономической деятельности составило 1683 тыс. человек, численность трудоспособного населения - 2300 тыс. человек , уровень безработицы в среднем по области - 2,5% [17]. Также наблюдалось преобладание женщин, доля безработных мужчин - 40% [29], хотя в дальнейшем наблюдается ее повышение. Касательно возрастного состава безработных отметим, что 31,7% из них в возрасте от 18 до 29 лет, 62,9% - в возрасте от 30 до 55 лет. По образованию безработные распределились следующим образом: -8,3% имеют высшее образование; -29,0% - среднее специальное образование; -43,7% - среднее образование. Средний период поиска работы - 5,5 месяцев [29]. Рынок труда Тюменской области в 1996 г. В 1996 г. количество занятых в области всеми видами экономической деятельности - 1640 тыс. человек, по сравнению с 1995 г. она уменьшилась на 43 тыс. человек или на 2,6% [21], Переливы рабочей силы определялись значительной дифференциацией в оплате труда, также наибольшее сокращение численности произошло в тех отраслях, где низкий уровень оплаты труда и наибольший спад производства: -машиностроение; -легкая промышленность; -лесная промышленность; -образование; -сельское хозяйство; -деревообрабатывающая промышленность; -геодезическая и гидрометеорологическая служба [27]. И наоборот, возросла численность работающих: -финансово-кредитная отрасль, страхование на 1,5%; -органы управления на 1,5%; -жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения на 2% [27]. Также необходимо отметить снижение численности работников государственного сектора, в 1994 г. в госсекторе было занято 40% работающих, в 1996 г. - 29% [21]. Спад промышленного производства составил 5% по сравнению с 1995 г. [27], в связи с этим в 1996 г. в службы занятости области обратились 122,5 тыс. человек, или на 25% больше, чем в 1995 г. Из обратившихся в службу занятости 51% - уволенных по собственному желанию, 20% - по сокращению. Общая численность официально имеющих статус безработных 44 967 человек [24]. Продолжилось сокращение ввода дополнительных рабочих мест [21]: -в 1994 г. было введено 2,9 тыс. рабочих мест; -в 1995 г. - 2,1 тыс.; -в 1996 г. - 1,3 тыс. На динамику рабочей силы значительное влияние оказывает иммиграция, в основном это касается Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в 1996 г. в Ямало-Ненецком автономном округе было занято 7,15% всей иностранной рабочей силы в России, в Ханты-Мансийском автономном округе - 15,83%, также по области на 9% увеличилось количество беженцев, на 6,5% возросло число демобилизованных и освобожденных из мест лишения свободы, что также повлияло на состояние рынка труда [27]. Средняя продолжительность поиска работы составила у женщин - 6,5 месяцев, у мужчин - 6 месяцев, из ищущих работу занимались этим более одного года 26% мужчин и 27% женщин [24], общий уровень безработицы по области 3,13%, в Ямало-Ненецком автономном округе - 3,00%, в Ханты-Мансийском автономном округе - 3,04% [21]. Преобладает доля безработных в возрасте от 30 до 55 лет - 65,9%, от 18 до 29 лет - 30,2% [29]. Необходимо отметить, что безработица имеет женское лицо. Численность безработных женщин была в два раза выше, чем мужчин и составила 56,4%, мужчин - 43,6% [29]. В некоторых отраслях высвобождаются преимущественно женщины: -торговля и общественное питание -83,7%; -здравоохранение, социальное обеспечение, образование - 80%; -управление - 78,5%; -жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения - 76,6%; -строительство - 51,1%; -сельское хозяйство - 57,2% [29]. Доля безработных женщин с высшим образованием составляет 10% [29]. Относительно квалификационного состава безработных нужно сказать, что: -7,8% безработных имеют высшее образование; -37,0% среднее специальное образование; -38,1% - среднее образование [29]; -4,3% безработных - выпускники общеобразовательных школ, -3,5% - выпускники средних, высших, профессионально-технических учебных заведений [24]. Коэффициент напряженности на рынке труда - 8,1 человек на одно рабочее место, в 1993г. - 1,3, в 1995 г. - 5,4 человек [24]. Рынок труда Тюменской области в 1997 г. Основные тенденции 1997 г.: 1. произошло дальнейшее снижение численности экономически активного населения в следующих отраслях [45]: -промышленность и строительство - на 5%; -геология - на 8%; -наука - на 3%; -сельское хозяйство - на 11%; 2.отмечено увеличение численности в следующих сферах: -жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения - 19,9%; -органы управления - на 7,4%; -образование, культура, искусство - на 4,2%; -здравоохранение, социальное обеспечение - на 3,4% [45]; 3.увеличение занятости в негосударственном секторе на 6,3% по сравнению с 1996 г., всего в этом секторе занято 34,1% экономически активного населения [45]; 4.превышение численности выбывающих над принятыми, общий прием был меньше выбытия на 10 тыс. человек по сравнению с 1996 г., произошло дальнейшее сокращение числа заявленных вакансий на 13,4% по сравнению с 1996 г. [47]; 5.в органы занятости обратилось на 26,7% больше нуждающихся в помощи, чем в 1996 г.; произошла дальнейшая активизация процессов высвобождения граждан [47]. Из общего количества безработных 30% имели высшее и среднее специальное образование, а 31,4% - не старше 30 лет. Произошло возрастание доли мужчин на 5,5% [47]. В структуре спроса на рабочую силу преобладают рабочие специальности (главным образом строительные), низкооплачиваемые работники, кроме того, нет профессий, которые бы пользовались стабильным спросом. Уровень безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе - 3,15%, В Ямало- Ненецком автономном округе - 2,47%, в целом по области 3,21% [47]. В 1997 г. в результате деятельности областного центра занятости увеличилось трудоустройство мужчин на 27%, женщин - на 2%. Количество работников, уволенных по сокращению - 25%, по собственному желанию - 51%. Тревожащим фактором явилось то, что на 81,3% увеличилось число безработных, которые не могут подобрать работу в течение года, т.е. безработица приобретает застойный характер. Увеличилась доля лиц, имеющих общее среднее образование - на 1,3% [47]. Рынок труда Тюменской области в 1998 г. В 1998 г. в областной центр занятости населения обратилось на 20% больше, чем в 1997 г., при этом 30% обратившихся имеют высшее и среднее специальное образование. 60% обратившихся - женщины, таким образом, произошло увеличение доли женщин [31]. Уровень безработицы в целом по области составил 3,83 %, в т.ч. : -Ханты-Мансийский автономный округ - 4,1%; -Ямало-Ненецкий автономный округ - 3,5%; -Юг области - 3,9% [31]. Из общего числа высвобожденных работников 49% уволились по собственному желанию, 42% - по сокращению численности [53]. В конце года несколько увеличилась количество обратившихся, имеющих высшее и среднее специальное образование, в то же время 80-90% вакансий предлагаются на рабочие специальности [31], следовательно имеет место несоответствие структуры спроса на рабочую и ее предложения. Исходя из вышеизложенного, отметим основные тенденции на рынке труда Тюменской области (необходимо подчеркнуть, что речь идет только об официально зарегистрированных безработных) : 1.Уровень безработицы имеет устойчивую тенденцию к повышению, за период с 1995 по 1998 гг. он увеличился в 1,5 раза, с 2,5 до 3,83% (рис. 1),. В 1998 г. уровень безработицы по сравнению с уровнем 1997 г. увеличился на 0,62%, тогда как в 1997 г. только на 0,09%, такая ситуация объясняется увеличением числа сокращаемых работников во второй половине 1998 г. 2.В общем количестве безработных доля женщин существенно больше доли мужчин, но в то же время нужно отметить, что в последние годы количество безработных мужчин несколько увеличивается. Возможно, это связано с тем, что женщины быстрее адаптируются к ситуации. В 1997 г. количество мужчин и женщин было Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|