РУБРИКИ

Диплом: Кокурентоспособность на международном рынке один из важнейших факторов роста национальной экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Кокурентоспособность на международном рынке один из важнейших факторов роста национальной экономики

против любого принятого решения по данному вопросу.

В целом, ущерб для российского экспорта от применения необоснованных и

дискриминационных мер ежегодно составляет порядка 1,5-2 миллиардов долларов.

По количеству ограничений экспорта Россия занимает второе место после Китая,

что объясняется тем, что обе страны пока не являются полноправными членами

ВТО. Что касается металлургии, то Россия добивается признания российской

металлургии в качестве отрасли, работающей в рыночных условиях. В результате

этой работы Таиланд, Индонезия и Канада согласились с доводами российском

стороны и приняли решение о применении соответствующего подхода при

проведении антидемпинговых расследований и рассмотрении решений о введении

других ограничительных мер. Только за период 1992-1999 годов усилиями

Минторга российские производители металлопродукции, являющиеся в подавляющем

большинстве градообразующими предприятиями и основными плательщиками налогов,

сохранили возможность экспорта своей продукции в более чем 25 стран, в том

числе страны ЕС, США, Канаду, в страны АТР, при этом полностью или частично

урегулированы 26 торговых споров. Предотвращен ущерб для отрасли на сумму

около 1,37 миллиарда долларов ежегодно.

2.2. Что может экспортировать Россия

В настоящее время расширение экспорта может ожидать практически любые группы

российских товаров. Поэтому и проблемы, связанные с выходом на мировые рынки

могут коснуться любых российских товаров. На мировых рынках идет очень

жесткая конкуренция во всех сегментах. И если до сих пор нам удавалось более

или менее спокойно чувствовать себя в сырьевой группе, то сейчас мы видим на

примере даже ряда энергетических товаров: конкуренция растет, и за свое место

надо бороться. Тем не менее, это процесс, конечно, длительный, мы готовимся к

нему. Сейчас в правительстве формируется специальный департамент поддержки

экспорта, который будет заниматься реализацией программ содействия российским

экспортерам, мы существенно усилили нашу службу, которая занимается

разрешением торговых споров и обеспечением доступа на рынки. Я думаю, будем

готовы, если будет нужно какой-то отрасли помочь. Если будут какие-то

проблемы с доступом на внешние рынки, мы будем готовы подключиться и помогать

устранять барьеры.

В то же время, многие отраслевые программы, которые были выработаны рядом

отраслей в последнее время, не учитывали требований ВТО. Это в первую очередь

касается агропромышленного комплекса, и сейчас мои коллеги из Минсельхоза,

которые ведут переговоры по сельскому хозяйству, видят, что необходимо внести

коррективы, иногда очень значительные, в национальную программу для того,

чтобы учесть и мировой опыт, тенденции развития и регулирования торговли в

сельскохозяйственной сфере. Мы совершенно неожиданно для себя стали

экспортерами сельскохозяйственных товаров, и для нас доступ на мировые рынки

становится критически важным. Посмотрите, с какими проблемами мы стали

сталкиваться сейчас по зерну. И это не только зерно — на следующий год могут

появится и другие товары, где внутренний рынок будет не в состоянии решить

проблему достаточного потребления товаров. Это значит, что мы должны

интегрироваться в мировую торговую систему, это значит, что наше сельское

хозяйство должно жить по правилам этой системы, иначе нас на рынки не пустят.

Идет процесс взаимного обогащения: мы представляем наши проекты, нам говорят,

что здесь хорошо, а что еще должно быть исправлено. Мы вносим коррективы. Я

думаю, что это — объективный процесс, который нам необходим.

Самый дорогой экспортный товар — знания. Их и надо экспортировать — знания,

воплощенные в современных технологиях, в программном обеспечении, ноу-хау,

разработках.

Офшорное программирование приносит Индии и Израилю больше денег, чем доходы

от нашей нефти. Но в России — а не в Индии — есть Физтех, Бауманский, МГУ,

где готовили и по-прежнему готовят специалистов мирового уровня.

Наш накопленный интеллектуальный потенциал оценивается в 100 млрд. долл., но

освоение интеллектуальной собственности возможно только в условиях

экспортирования и завоевания собственной ниши на мировых рынках. Разработки

научно-технического комплекса должны войти в номенклатуру экспорта.

Пока, как это ни грустно, основными статьями российского экспорта остаются

сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть, нефтепродукты, газ, сталь, алюминий,

лес и, как исключение, вооружение и военная техника. Исследования

конкурентоспособности российской промышленности, в том числе в ИМЭМО РАН,

показывают, что основная часть продукции российской промышленности

конкурентоспособна только на рынках России и СНГ. На рынках стран ОЭСР

конкурентоспособно только 3–5 процентов нашей продукции.

Среди отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, я бы выделил такие

наукоемкие отрасли, как биотехнологии, растущие в развитых странах с темпами

около 50–100% в год, информационные технологии, рост которых составляет

30–40% ежегодно, станкостроение, микроэлектроника и авиационная

промышленность, где мы могли бы найти свои ниши.

Кроме нефти и газа, Россия сегодня экспортирует много видов металлов,

промышленных полуфабрикатов, химических удобрений, лесоматериалов (целлюлозы,

древесины). Только экспорт продукции ВПК дает 4 млрд. долл. ежегодной

прибыли. Здесь достаточно широкий спектр, начиная от самолетов и кораблей и

кончая автоматами.

Теоретически, мы можем экспортировать довольно много продукции, но, я думаю,

на ближайшее время перечисленное мной останется основными видами экспорта. У

России есть и другие экспортные возможности, но это мелочи, не сопоставимые

по объему. Не исключено, что в ближайшем будущем мы сможем экспортировать

зерно. У нас ведь в прошлом году уже был огромный урожай, но мы зерно не

экспортировали. Думаю, причина в том, что в стране пока нет инфраструктуры,

необходимой для экспорта зерна, нет навыков работы на этом рынке.

Что касается более сложных наукоемких продуктов, то отдельные предприятия

могут их делать. Но это значимо только для самих предприятий, а никак не в

масштабах экономики.

Ключевая проблема российского экспорта состоит даже не в его очевидном

сырьевом перекосе и избыточной привязке к неустойчивым сырьевым рынкам.

Проблема в том, что сектора экономики, которые формируют ее современный

облик, могут развиваться только будучи интегрированными в мировые рынки.

За последние 10–15 лет в развитых странах сложился новый, достаточно

специфичный режим экономического развития. Сформировался мировой рынок

научно-технологической продукции, и на нем сложилась довольно четкая

специализация разных стран. Благодаря такой специализации ведущие экономики

мира получают технологическую ренту. Специализация обеспечивается за счет

приоритетного развития соответствующих критических технологий.

Воспроизводство этих технологий, обеспечение передовых рубежей на избранных

направлениях достигаются за счет национальных инновационных систем, в которых

интегрированы фундаментальная наука, венчурный капитал, сфера НИОКР, фирмы-

производители и потребители товаров.

Для России важен не сам по себе уход от сырьевой ориентации экспорта. В

принципе, мы можем продавать достаточно широкий круг товаров, не только

сырьевых, опираясь на заниженную зарплату, низкие цены на электроэнергию и

заниженный обменный курс рубля. Дело совсем не в этом, а в том, чтобы занять

определенную значимую нишу на рынке высокотехнологичной продукции,

специализируясь в какой-то определенной сфере. Сейчас отечественная продукция

практически не представлена на рынке высокотехнологичных товаров, ее доля

составляет примерно 1–2%. Такая специализация может быть только итогом,

результатом работы всей российской экономики, прежде всего — ее инновационных

структур.

Дальнейший экономический рост при существующей структуре экономики, при

сохранении нынешних уровней ресурсо- и энергоемкости, производительности

труда столкнется с объективными ресурсными ограничениями. Принимая во

внимание нестабильность мировых цен на энергоресурсы и сокращение освоенной

сырьевой базы, в том числе и в металлургической промышленности, все больше

сомнений в том, что сырьевой экспорт в состоянии обеспечить устойчивые и

высокие темпы роста всей экономики, обеспечить решение социальных проблем.

Но Россия может экспортировать не только сырье. Мы должны бы экспортировать,

скажем, программное обеспечение. Не экспортируем потому, что сегодня подобный

экспорт невозможен без поддержки государства.

Не могу выделить отдельные отрасли промышленности, которые обладают

экспортными возможностями или ориентируются на внутренний рынок. Сейчас

нельзя мыслить в размере отраслей, только в размере отдельных предприятий и

технологий. Экспортными возможностями сегодня обладают предприятия оборонной

промышленности. Есть зачатки системного программирования, которые довольно

быстро развиваются.

Исходя из сегодняшних тенденций в развитии экономики России, я думаю, что

Россия будет страной-производителем товаров, а не услуг. Мы можем традиционно

экспортировать металлы, энергию, продукцию тяжелого машиностроения и, я

уверен, автомобилестроения, авиастроения. Эти ресурсы у нас неисчерпаны, и по

мере развития этих секторов появится сильный экспортный потенциал. Особенно —

в части компонентов. Например, не целых самолетов, а их частей. Это могут

быть продукты питания, ведь у нас существует огромный потенциал в области

сельского хозяйства. Но пока российской бизнес-элите не хватает готовности

взять на себя обязательства перед обществом, которые позволили бы

консолидировать бизнес и сплотить общество для решения стоящих перед нами

задач.

В России много противоречий между различными слоями общества, и на их борьбу

уходит много времени. Много недостатков в нашей жизни из-за того, что у нас

не хватает ответственности за страну. И это, на мой взгляд, главная проблема.

Вследствие этого, в России нет общественного договора, какого-то «ядра»,

которое взяло бы на себя ответственность перед страной и при этом четко бы

понимало прогрессивный путь развития России и двигало бы общество в этом

направлении. Общественные институты сейчас работают недостаточно эффективно,

прежде всего — государство. Много говорится о российской бюрократии, о

несовершенстве законов, работы судов и т. д. Все это является препятствием на

пути роста российской экономики. Существует определенная дискриминация России

на мировом рынке, в мировом сообществе. Евросоюз, США не всегда признают

совершенно очевидные факты, например, как это было с рыночным статусом

российской экономики. Это тоже затрудняет рост российской экономики.

2.3. Политика государства в области повышения конкурентоспособности

Хотел обратить внимание на некоторые новые функции, которые должно решать

государство в нынешнем тысячелетии: управление процессами инновационной

активности и научно-технического прогресса. Именно эта составляющая

государственной политики является сегодня определяющей для

конкурентоспособности тех или иных стран. В основе современного

экономического лежит научно-технический прогресс, т.е. до 90% прироста

валового продукта в развитых странах достигается за счет внедрения новой

техники. Экономика все более становится экономикой знаний, в которой и

конкурентноспособность, и успех определяет способность хозяйствующих

субъектов создавать и осваивать новые технологии. И роль государства в этом

процессе существенно выше, чем в регулировании обычной экономической

деятельности. Это связано с тем, что научно-технический прогресс

характеризуется рядом весьма неприятных для бизнеса факторов, таких как

неопределенность, высокая степень рисков и хотя нововведения приносят

колоссальную сверхприбыль, тем не менее, статистика инновационных процессов

показывает, что для того, чтобы получить одно изобретение, приносящее

коммерческий успех, необходимо отработать не менее сотни научно-технических

идей. Таким образом, все это сопряжено с затратами, риском и любой новатор

никогда не знает, чем закончатся его эксперименты и усилия по внедрению новых

технологий.

Если 100 лет назад доля государства в расходах валового продукта составляла

порядка 10%, то сегодня это уже около 50%. И главное здесь, это как раз ответ

государства на судьбоносный вызов ХХ, а теперь уже ХХI века. Это вызов

научно-технической революции, который предопределил кардинальное усиление

роли государства в таких вопросах, как стимулирование научных исследований,

организация научно-технического прогресса, обеспечение всеобщего среднего, а

сегодня уже всеобщего высшего образования. В результате этих усилий мы видим,

что современная экономика все больше трансформируется от хрестоматийной

экономики, к экономике, где главным фактором становятся знания. Это

фундаментальное отличие интеллектуальной экономики от экономики традиционной.

Если в традиционной экономике факторы производства изнашиваются, физически

исчезают в процессе поглощения средств производства, то знания в процессе

поглощения не исчезают, они являются основой для получения новых знаний и

отсюда принципиально новые эффекты, когда инвестиции в новые технологии, в

новые знания дают лавинообразный нарастающий результат. Если мы обратимся к

механизму современной рыночной конкуренции, то мы увидим, что в результате

переходной экономики к инновационному типу развития, не только подавляющая

часть валового продукта образуется за счет внедрения новых технологий, но и

львиная доля прибыли формируется за счет внедрения новой техники. Доля

интеллектуальной ренты, т.е. сверхприбыли, которая образуется благодаря

монополии, временной монополии новатора на использовании новой техники может

достигать 90% и выше. Как правило, это 30-50% , если мы берем традиционные

отрасли. Если мы берем современные информационные технологии, скажем,

программное обеспечение, производство заказных интегральных схем, генетически

модифицированные товары, то здесь доля интеллектуальной ренты достигает 90%.

Таким образом, мы видим, что те, кто умеет создавать новые технологии,

применять новые знания, тот выигрывает. Но для того чтобы это научиться

делать, необходимы существенные усилия, которые предопределяют особые функции

государства, как субъекта развития. В государствах, которые прочно стоят на

пути инновационного развития, институты государственного управления,

работающие в этой сфере, успешно решают такие очень важные для частного

бизнеса задачи, как снижение рисков внедрения новой техники, как обеспечение

доступа к информации, как помощь субъектам рынка в определении правильных

приоритетов научно-исследовательских разработок. Т.е. государство, как

субъект развития тратит огромные средства для того, чтобы снизить риски и

неопределенности, связанные с научно-техническим прогрессом.

Достигается это разными способами. Применяется и субсидия на проведение

научно-исследовательских разработок. Достаточно сказать, что в Соединенных

Штатах и Европе доля государства в финансировании научно-исследовательских и

конструкторских разработок достигает 50%, причем значительная часть этих

денег осваивается частными фирмами. Это делается в силу того, что частному

капиталу, ориентированному на максимизацию текущих прибылей далеко не всегда

выгодно, с точки зрения текущих интересов, заниматься освоением новых

технологий.

Существует общая закономерность: если мы сталкиваемся действительно с

правовыми нововведениями, которые дают колоссальный эффект и меняют облик

экономики в течение десятилетия, то частные фирмы начинают внедрять новшества

не тогда, когда это приносит им прибыль, а тогда, когда инвестиции

традиционного направления становятся рискованными. Таким образом, стимулом

для внедрения нововведения является не погоня за прибылью, а риск невозврата

денег от инвестиций в старых устаревших направлениях. Лишь тогда, когда

частный капитал сталкивается с тем, что инвестиции в традиционные технологии

становятся неэффективными, тогда начинается поиск новых. Если сравнить

список, например, тысячи ведущих корпораций сегодня и тысячи корпораций 50

лет назад, мы увидим, что этот список обновился более чем на две трети. О чем

это говорит? О том, что частная фирма, даже процветающая, как правило,

обладает определенной инерцией мышления, что заставляет руководителей

бесконечно тиражировать старые технические решения. В результате такие фирмы

просто гибнут в ходе конкурентной борьбы на очередной волне научно-

технического прогресса, когда прорываются новые фирмы с новыми идеями, с

новыми технологиями. Это всегда сопряжено с большими потерями и для людей, и

для капитала. Поэтому государству очень важно подсказывать участникам рынка

приоритетные направления, в рамках которых можно ожидать увеличения эффекта.

Государство должно предоставлять гарантии под инвестиции в рискованные и

особенно капиталоемкие нововведения.

Сегодня важная функция государства - это снижение системного риска,

связанного с нововведениями. Если государству это удается сделать, тогда

участники экономических отношений получают серьезные конкурентные

преимущества. Им легче ориентироваться в бесконечном разнообразии новых

технических идей, они могут рассчитывать на поддержку в самой рискованной

сфере отработки перспективных, но еще практически не освоенных нововведений и

участники рынка могут привлекать инвестиции для того, чтобы организовывать

уже промышленное производство на новых технологических направлениях. Это одна

задача, которую государство должно сегодня решать как субъект развития.

Важная задача заключается в том, что новатору, который рискует подчас всем

своим бизнесом, осваивая нововведения, необходимо гарантировать получение

сверхприбыли. Не секрет, что с помощью промышленного шпионажа, с помощью

имитации нововведений, прибыль получают не те, кто начинал внедрение

инновационного проекта. Очень часто выгодно быть не первым, а вторым. Первый

тянет на себе все затраты, а второй получает сверхприбыль. Для того чтобы

этого не происходило, государство должно разработать и поддерживать механизмы

коммерческой тайны и механизмы защиты интеллектуальной собственности. Здесь

очень важно удерживать баланс. С одной стороны, мы все заинтересованы в том,

чтобы у каждого желающего был доступ к перспективным технологиям и чем больше

новых знаний применяется на практике, тем больше благосостояние общества и

выше конкурентноспособность экономики. С другой стороны, мы должны понимать,

что тем, кто идет впереди, необходимо иметь механизм удержания временной

монополии на использование нововведения, для того, чтобы окупить затраты на

научно-исследовательские разработки. Причем, доля затрат на научно-

исследовательские разработки в совокупных инвестициях в передовых отраслях

достигает более половины, а, скажем, в авиационной промышленности,

молекулярной биологии оно достигает 80%, т.е. практически львиная доля

инвестиций в передовых направлениях экономического роста – это инвестиции в

научно-исследовательские разработки.

Таким образом, для того, чтобы экономика была конкурентоспособной в ХХI в.,

динамично и устойчиво развивалась, государство должно освоить функцию

развития. Это очень не простая задача, она включает в себя решение следующих

проблем. Во-первых, необходимо обеспечить всеобщую доступность знаний. В

современном обществе каждые 10-15 лет объем знаний, которым располагает

человечество, удваивается, и в этой ситуации, конечно, обеспечить всеобщую

доступность знаний не так-то просто. Для этого необходимо, как минимум,

обеспечить всеобщее высшее бесплатное, заметьте, образование, с тем, чтобы

люди могли научиться ориентироваться в этом море знаний и получили

необходимый багаж для самостоятельной деятельности и реализации своих

творческих способностей

Очень важно обеспечить соответствующую систему услуг для инновационного

предпринимательства. Мировая практика наработала немало интересных форм,

такие как технопарки или технополисы. Отметим, что первым в этой области был

Советский Союз, который сразу после войны создал ряд наукоградов. Этот опыт

себя абсолютно оправдал. Создание специализированных территориальных

образований с высокой концентрацией научно-технического потенциала,

работающих в льготных условиях, это важнейший фактор стимулирования

инновационной активности. Уже после Советского Союза впечатляющие успехи

продемонстрировали Соединенные Штаты, которые создали аналогичные города, что

привело к высокому эффекту в сфере создания интеллектуальной ренты и новых

научно-технических продуктов.

Создание технопарков и технополисов связано с большими инвестициями, которые

необходимы для развития современной информационной инфраструктуры, для

создания баз данных и пр. Но все это многократно окупается, потому что все

расходы материализуются в изобретениях, которые затем переворачивает наше

представление о технологиях и дают колоссальные сверхприбыли.

Очень серьезный вопрос для инновационного бизнеса – это доступ к кредитам.

Фактически финансовая система России такого доступа не предоставляет. Наши

коммерческие банки, которые выросли на волне финансовых спекуляций и сегодня

заняты в основном кредитованием экспорта сырья крайне неохотно идут в эту

сферу деятельности, связанной с высокими рисками, предпочитая роль финансовых

посредников. И, по всей видимости, здесь тоже без усилия государства не

обойтись. Необходимо создавать, по примеру других стран, банки развития,

бюджет развития и т.д. Решения об этом принимались и даже некоторые такие

институты сформированы, но работают они, к сожалению, лишь на бумаге, не

оказывая реального влияния на экономическую активность, в силу того, что

лишены механизмов рефинансирования.

Одна из важнейших задач государства - создание механизмов кредитования

инновационного предпринимательства. Первые шаги в этой области были сделаны

через создание фондов научно-технической политики и поддержке инновационной

активности, многие из них работают успешно, но этого недостаточно. По оценкам

Академии наук РФ на сегодняшний день востребовано лишь 20% нашего научно-

технического потенциала. Главная причина заключается в том, что нет механизма

финансирования научно-исследовательских разработок и проектов внедрения новой

техники. Эти механизмы предполагают такие вещи как горизонт планирования на

5-10 лет вперед, доступ к долгосрочным кредитам и пр.

Хотелось бы отметить, что отсутствие политики поддержки инновационной

активности страна ежегодно теряет интеллектуальный капитал, превышающий

финансовые потери. Потери из-за нелегального оттока капитала на сегодняшний

день составляют около 20 миллиардов долларов каждый год, а всего с учетом

платежей по внешнему долгу примерно 35 миллиардов долларов. К тому же, Россия

за последние 10 лет стала крупнейшим в мире донором умов, а это самый главный

ресурс, который обеспечивает современное экономическое развитие, для

реализации которого нужна политика развития.

Особое значение имеет деятельность государства по обеспечению долгосрочных

прогнозов. Субъекты рынка, как правило, не имеют возможности прогнозировать

развитие рынка на пять, десять или пятнадцать лет и очень часто оказываются

застигнутыми врасплох очередной волной научно-технической революции. И никто

кроме государства решить задачу внесения ясности в перспективу развития не

может. Ну, конечно, этим занимаются не государственные бюрократы, этим

занимаются ученые, специалисты, эксперты, но организовать всю эту

деятельность должно государство. Мировой опыт свидетельствует о том, что

необходимо иметь подобный перспективный прогноз, который позволяет участникам

рынка видеть перспективы, где инвестиции могут принести высокую отдачу, а где

они практически могут лишь поддержать статус кво.

В качестве примера сошлюсь на нынешнюю ситуацию. Для любого финансового

института возникает вопрос: куда вкладывать деньги? На сегодняшний день

большая часть кредитов идет в экспорт сырья, что происходит в силу

сложившейся экономической конъюнктуры. Сегодня экспорт сырья выгоден, но

завтра цены на нефть могут упасть, что приведет к колоссальным убыткам. Не

будем забывать, что четыре года назад, когда финансовые ресурсы вкладывались

в пирамиду ГКО, было ощущение всеобщего процветания. Затем наступил момент

истины, рухнули практически все системообразующие банки. Почему это

произошло? За год до кризиса 1998 г., Правительству был представлен доклад в

котором, на основании данных ученых, прогнозировался процесс саморазрушения

финансовой системы страны при сохранении политики раскрутки финансовой

пирамиды ГКО. Должен сказать, как это ни парадоксально, только один

государственный орган воспользовался этим прогнозом - Министерство атомной

энергетики. Минатом полностью воспринял рекомендации этого доклада и не

потерял ни копейки в ходе финансового краха 1998 г. Этот пример иллюстрирует

важность прогнозирования. Если мы сегодня проанализируем возможности роста в

разных направлениях, мы увидим насколько они отличаются. Казалось бы, самая

выгодная сфера деятельности нефтяная промышленность. Но возможности роста в

нефтяной промышленности ограничены 1-2% в год. Автомобильная промышленность,

казалось бы, очень перспективное направление. Однако и в этой отрасли

максимальный прирост эффективности всего 3-4%. Та же ситуация в сфере

биотехнологий. Объем применения биотехнологии, достижений молекулярной

биологии, генной инженерии удваиваются каждый год. И те, кто сегодня

вкладывает деньги в это направление, имеет возможность получать отдачу в 30-

40% в год. Отработанны методики, есть колоссальный спрос в фармацевтике, в

сельском хозяйстве и даже в добывающей промышленности. Но все это можно

потерять, потому что нет соответствующей государственной политики. Половина

наших выпускников по специальности молекулярная биология отправляется в

Соединенные Штаты реализовывать свои знания. А между тем они могли бы создать

быстро растущую отрасль.

Освоение технологий долгосрочного научно-технического и экономического

прогнозирования дает большое разнообразие возможностей. Вызовы, которые нам

диктует современная мировая конкуренция очень серьезны, и они предопределяют

не ослабление, а напротив, усиление роли государства в экономическом развитии

страны. Суть политики государства сегодня – это стимулирование развития.

Именно на этом сегодня необходимо сосредоточить главное внимание.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Российская экономика в течение последних 5 лет демонстрирует высокие темпы

роста. При этом не раз менялись факторы, определяющие динамику развития. На

первом этапе это, безусловно, были девальвация рубля и повышение цен на

товары сырьевого экспорта. Надо сказать, что большинство российских

предприятий, за время реформ научившееся работать в условиях рынка,

эффективно использовали появившееся конкурентное преимущество – активно пошел

процесс импортозамещения, стал расти российский экспорт.

Многими экспертами тогда высказывалось мнение, что именно слабый рубль должен

стать основой экономического роста в стране. Да, это возможно, но только в

таком случае мы законсервировали бы существующую отсталую структуру

экономики, заморозили бы процессы повышения качества жизни населения.

Сегодня мы видим, что в условиях постепенного укрепления, или я бы даже сказал

«неослабления» рубля у нас происходит большой рост инвестиций, активно

идут процессы модернизации производства. По многим товарным позициям на

внутреннем рынке российские товары успешно конкурируют с иностранными не только

по цене, но и по качеству. При этом в последнее время именно инвестиции

обеспечивают большую часть экономического роста.

Конечно, нельзя сказать, что сегодня мы полностью используем возможности

роста за счет инвестиций:

экономика развивается в основном за счет внутренних ресурсов, поток внешних

инвестиций при этом остается относительно невысоким;

не задействованы большие сбережения населения. В решении этого вопроса

ключевую роль играют вопросы обеспечения макроэкономической стабильности,

страхования вкладов граждан в коммерческих банках;

недостаточно развита финансовая инфраструктура, обеспечивающая переток

инвестиционных ресурсов между экономическими агентами;

реальной проблемой является отсутствие объектов для инвестиций из-за

закрытости компаний, отсутствия их кредитных историй, неясности структуры

собственности. Все это не позволяет адекватно оценивать инвестиционные риски,

что резко сужает круг инвесторов. Важной мерой, направленной на решение этой

задачи, станет поэтапный переход к 2007 году всех крупных и средних

российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности.

Таблица 3.1.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

2000200120022003200420052008
Инфляция (прирост), в % к декабрю предыдущего года20,218,615,110-128-106,5-8,55-7
ВВП (прирост), в % к предыдущему году10,05,04,35,93,8-5,24,8-5,95,0-6,5
Структура производства ВВП, %:
производство товаров40,238,336,535,735,435,134,4
производство услуг49,251,054,053,453,854,154,8
Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году11,94,93,75,93,6-4,74,0-5,24,6-5,7
Структура промышленного производства, %:
доля добывающих отраслей50,448,149,049,448,948,245,7
доля обрабатывающих отраслей49,651,951,050,651,151,854,3
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году7,77,51,71,03,5-4,03,5-4,03,5-4,0

Продолжение таблицы 3.1.

Инвестиции в основной капитал, прирост в % к предыдущему году17,48,72,69,36,6-8,08,2-9,28,2-9,5
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США4,44,04,06,57,1-7,87,8-8,510-12
Экспорт товаров, млрд. долл. США105,0101,9107,2124,9113,2-125114,6- 131,4126-153
Структура экспорта, %:
сырье и материалы91,489,890,791,390,790,389,0
машинотехническая продукция8,610,29,38,79,39,711,0
Импорт товаров, млрд. долл. США44,953,861,071,076,2-78,481,8-86,598-112
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (среднегодовой):
общая10,59,08,08,38,4-8,08,2-7,97,1-7,2
официально зарегистрированная1,51,51,72,22,5-2,42,4-2,22,0
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году111,9108,5109,9109,2106,7- 108,1106,7- 108,1106,5- 108,0
Расходы федерального бюджета, в % от ВВП14,114,615,615,114,313,513,0
Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП25,825,828,126,524,825,123,8

Разработка основных параметров прогноза развития внешнеэкономических связей

на 2004 год и на период до 2006 года осуществлялась исходя из стратегических

ориентиров развития Российской Федерации, определенных в Программе социально-

экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, и

задач, вытекающих из Послания Президента Российской Федерации Федеральному

Собранию в 2003 году.

В прогнозе учтены как внутренние, так и внешние факторы, воздействующие на

динамику и структуру внешней торговли России, а также возрастающая степень

интеграции России в систему мирового хозяйства.

Перспективы развития внешней торговли отдельными товарами оценивались,

исходя из ожидаемой ситуации на мировых рынках, а также состояния

соответствующих отраслей в России.

В предстоящем периоде в российском экспорте в страны дальнего зарубежья,

по-прежнему основную роль будут играть топливно-энергетические товары,

химические товары и удобрения, черные и цветные металлы, лесобумажная

продукция, а также машинно-технические изделия.

Конъюнктура мирового рынка нефти в настоящее время в целом остается

благоприятной для стран-экспортеров. Геополитическая напряженность и конфликт в

Ираке снизили значение экономических факторов, определяющих баланс спроса и

предложения. Прогнозируется, что до конца текущего года на ценовую динамику

будут оказывать действие разнонаправленные факторы. С одной стороны,

нестабильность мировой экономики замедляет спрос на нефть, особенно

ожидается резкое уменьшение потребления нефти в Китае. В то же время

наблюдается беспрецедентное снижение уровня нефтяных резервов ведущих западных

стран. Прогнозируется, что до конца текущего года цена на нефть марки Urals,

скорее всего, резко не снизится и составит около 26 долл. США за баррель.

Стабилизации цен будет способствовать совместная деятельность стран ОПЕК и

независимых экспортеров нефти. Кроме того, иракская нефть, контроль над которой

получили США и Великобритания, не может быть слишком дешевой, так как в

противном случае нефтяные корпорации США, добывающие нефть в Мексиканском

заливе, Южно-Китайском и Северном морях могут понести финансовые потери.

Наличие в развитых странах-импортерах нефти, особенно в США, сильного

пронефтяного лобби, растущее осознание в политических и деловых кругах Запада

необходимости компромиссного подхода к регулированию мировой цены на нефть,

который учитывал бы интересы как экспортеров, так и импортеров, а также

активная ценовая политика ОПЕК, сохраняющей сильные позиции на рынке,

позволяют оценить вероятность «обвала» цен на нефть в прогнозируемый период

как маловероятную. Вместе с тем, наращивание экспортного потенциала Ирака,

широкий выход на мировой рынок каспийской нефти, стабилизация добычи в

Венесуэле и Нигерии, дальнейшее увеличение поставок из России и ряда других

государств, не входящих в ОПЕК, будут оказывать понижательное давление на

рынок. В этой связи следует ожидать, что цена на нефть будет все более

смещаться из верхней в нижнюю часть действующего в настоящее время ценового

коридора ОПЕК, составляющего 22-28 долл. США за баррель. Наиболее вероятным

представляется, что мировые цены на российскую нефть сорта Urals будут

колебаться в диапазоне 18,5-23 долл. США за баррель.

Что касается объемов поставок российской нефти, то, несмотря на ожидаемое

увеличение потребности в этом энергоносителе внутри страны, прогнозируется

значительный рост экспорта российской нефти к 2006 году(на 22-36% к уровню

2002 года), что будет связано с необходимостью обеспечения притока

иностранной валюты в экономику страны, в том числе, и для обслуживания и

погашения государственного внешнего долга.

Основными импортерами российской нефти останутся страны Западной Европы

(Германия, Италия), а также государства Центральной и Восточной Европы.

Имеются определенные перспективы расширения экспорта нефти за счет развития

сотрудничества в рамках энергодиалога с США.

Ситуация на мировом рынке нефтепродуктов в целом отражает конъюнктуру

рынка сырой нефти. На объемы экспорта российских нефтепродуктов будет оказывать

влияние налоговая политика импортеров, направленная на ограничение импорта

нефтепродуктов с высоким содержанием серы, а также переход восточноевропейских

стран на стандарты качества, действующие в ЕС.

В рассматриваемом периоде прогнозируется рост экспорта светлых

нефтепродуктов. К 2006 году экспорт автомобильного бензина увеличится по

сравнению с 2002 годом на 22-28 процентов. Объемы экспорта дизельного топлива

по I варианту остаются почти на уровне 2002 года, по II варианту ожидается

рост на 1 процент.

В связи с ожидающимся ростом внутреннего спроса, прогнозируется постепенное

ежегодное снижение экспорта топочного мазута.

Ожидается, что спрос на природный газ будет расти несколько более

высокими темпами, чем на нефть, и его доля в мировом спросе на энергоносители

уже в ближайшие годы может возрасти до 24-25 процентов. В частности, ожидается,

что увеличение спроса в основных европейских странах-потребителях российского

природного газа составит 2-3% в год. Цены будут, по-видимому, умеренно высокими

с отставанием (примерно на 4-6 месяцев) от мировых цен на нефть.

Однако продолжающаяся либерализация рынка природного газа стран ЕС, в целом

стимулируя рост поставок, делает этот рынок менее структурированным и

предсказуемым, прежде всего в отношении его ценовых параметров. Кроме того,

прослеживается тенденция увеличения европейскими потребителями импорта

сжиженного газа, как более эффективного и экологически чистого топлива. При

этом себестоимость производства сжиженного газа за последние двадцать лет

снизилась вдвое и продолжает уменьшаться, что усиливает позиции этого товара

на рынке газа.

К 2006 году объем экспорта российского газа в страны дальнего зарубежья может

превысить уровень 2002 года 16%.

Ожидаемый рост экспортных поставок природного газа связан с увеличением

объемов обязательств по долгосрочным контрактам, в частности, увеличением

ежегодных поставок в Германию, Францию, Италию, началом поставок в

Нидерланды. По мере загрузки газопровода «Голубой поток» значительно

увеличатся поставки российского природного газа в Турцию.

Не ожидается существенных изменений в динамике экспорта угля. Объемы

экспорта в страны дальнего зарубежья в 2004-2006 гг. могут составить 39–41 млн.

тонн. Это объясняется как относительно слабыми конкурентными позициями

российских экспортеров (высокие транспортные издержки), так и перспективами

развития внутреннего рынка. Япония и Турция по-прежнему сохранят ведущие

позиции среди основных импортеров российского угля.

В прогнозируемый период ожидается рост экспорта черных металлов в страны

дальнего зарубежья. Увеличению экспорта будет способствовать значительное

повышение конкурентоспособности и качества металлопродукции в результате мер,

принятых предприятиями по улучшению технического и технологического уровня

производства, что позволяет им успешно конкурировать на мировых рынках с

ведущими зарубежными металлургическими компаниями. Кроме того, следует

учитывать и действия, предпринятые в последнее время Правительством Российской

Федерации для защиты интересов российских экспортеров металла на внешних

рынках.

Одновременно следует учитывать, что внешние условия для сбыта российской

металлопродукции в прогнозируемый период будут оставаться достаточно

сложными. Значительное сокращение спроса на сталь на североамериканском рынке

и нестабильная экономическая ситуация в Европе не позволяют надеяться на

существенное увеличение сбыта в этих регионах. В этих условиях прогнозируется

увеличение объемов поставок черных металлов в страны азиатско-тихоокеанского

региона (особенно в Китай).

В прогнозируемый период в структуре российского экспорта доля цветных

металлов сохранится на высоком уровне. При этом ожидается рост экспорта из

цветных металлов более глубокой степени обработки.

Состояние мирового рынка химической продукции в ближайшие годы будет

находиться под влиянием множества факторов, в том числе от общеэкономической

ситуации в промышленно развитых странах. Основным ценообразующим фактором на

этом рынке будут по-прежнему мировые цены на основные виды сырья (нефть,

нефтепродукты, природный газ). Кроме того, на состояние мирового рынка

химических товаров и динамику их цен будет оказывать влияние ожидаемое

увеличение объемов производства традиционными продуцентами и выход на рынок

новых производителей из стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока,

Центральной Азии, а также КНР и Индии.

Факторами, сдерживающими экспорт российской химической продукции, являются

увеличение себестоимости продукции и снижение ее конкурентоспособности из-за

роста цен на продукцию и услуги естественных монополий, изношенность основных

производственных фондов, сохранение экспортных пошлин на отдельные виды

продукции.

Определяющими условиями развития экспорта продукции лесопромышленного

комплекса будут являться мировая конъюнктура, состояние запасов и качество

поставляемой продукции. Предполагается, что увеличение спроса на древесину

будет умеренным, при этом конъюнктура рынков будет подвержена сезонным

колебаниям.

При благоприятной конъюнктуре внешнего рынка и снижении до нулевых значений

вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины

ожидается увеличение поставок на экспорт всех видов российской лесобумажной

продукции за исключением деловой древесины.

Современное состояние машиностроительного рынка характеризуется

значительным усилением спроса на наукоемкие товары и услуги. Решающим фактором

жизнедеятельности машиностроительных предприятий становится повышение

конкурентоспособности и технологическая новизна изделий.

Постепенная адаптация к новым условиям российских машиностроительных

предприятий, их активизация на внутреннем рынке позволяют рассчитывать на

увеличение машинно-технического экспорта в среднесрочной перспективе.

Ожидается, что экспорт машин, оборудования и транспортных средств из России

в страны дальнего зарубежья увеличится к 2006 году по сравнению с 2002 годом

на 20-33% по вариантам.

В то же время вряд ли произойдут кардинальные изменения в структуре

российского экспорта машин и оборудования. Экспортироваться будут в основном

традиционные изделия, которые имеют свою нишу на мировом рынке:

энергетическое оборудование, легковые и грузовые автомобили, металлорежущие

станки и кузнечно-прессовое оборудование, а также вертолеты и другая

авиационная техника.

Для расширения экспорта машинно-технической продукции в развивающиеся страны

по-прежнему особое значение будет иметь восстановление сотрудничества в

рамках технического содействия. Основными направлениями внешнеэкономической

деятельности России в этих странах будут сооружение объектов энергетики, в

том числе атомной, строительство новых и реконструкция ранее построенных

предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической

промышленности, транспортных и ирригационных сооружений.

Перспективным является продолжение работы по кооперационному сотрудничеству с

иностранными фирмами в организации в России сборочных производств и экспорте

за рубеж совместно выпускаемой продукции.

В рассматриваемый период в системе внешнеэкономических связей с дальним

зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с европейскими

странами, и, в первую очередь, с Европейским союзом (ЕС)

основным торговым партнером России, на долю которого приходится около 40%

внешнеторгового оборота страны, а после расширения ЕС этот показатель превысит

50 процентов. Роль этой интеграционной группировки в ближайшей перспективе еще

более возрастет в связи с вступлением в ЕС стран Центральной, Восточной и Южной

Европы. Расширение ЕС устранит проблему двойственности торгово-экономических

отношений, когда, с одной стороны, этим странам жизненно необходима торговля с

Россией, а с другой – они фактически проводили подчиненную ЕС политику,

формально не являясь членами этого интеграционного объединения. Появляется

возможность определять условия международного разделения труда на основе

прямого диалога Россия-ЕС, который будет иметь определяющее значение для

дальнейшего развития экономических отношений в Европе. В стратегическом плане

наибольшее значение имеет дальнейшая работа по созданию Общеевропейского

экономического пространства (ОЕЭП). Так, принципиальные вопросы энергодиалога

могут быть решены только в случае формирования ОЕЭП, включая Россию.

Энергетическая составляющая, включающая российские поставки нефти и газа,

является важнейшим инструментом для продвижения экономических интересов России

в Европе. Вопросами более отдаленной перспективы может стать перевод на

европейскую валюту расчетов между Россией и ЕС.

На американском континенте важнейшим торговым партнером России останутся

Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений

сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике,

огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что

американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж

передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями,

ядерной энергией, программным обеспечением. Закономерно ожидать продолжения

стратегического сотрудничества в энергетической сфере, активного двустороннего

диалога по проблематике присоединения России к ВТО.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с

реальными возможностями как в области развития российского экспорта высоких

технологий и продукции военного назначения, так и в налаживании взаимного

производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший

производственно-экономический потенциал этого региона. Латиноамериканские

страны сохранят свою роль поставщиков на российский рынок продовольственных

товаров и продукции тропического земледелия.

Значимость Азиатского региона для России определяется перспективами в

области поставок отечественной высокотехнологичной продукции, включая

вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного

потенциала. Кроме того, ряд стран этого региона (Китай, Япония), являются

потенциальными покупателями российских энергоносителей.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и

Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской

машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружение. Кроме

того, платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль,

нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны как потенциальные

источники инвестиций в экономику России. В то же время сохраняется высокая

вероятность военных конфликтов в этом регионе, что может привести к сокращению

объемов торгово-экономического сотрудничества с этими странами.

Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из

привлекательных для России, что связано с наличием значительных запасов

разнообразных природных ресурсов в странах этого континента. Кроме того, в этом

регионе имеется спрос на российскую продукцию гражданского и оборонного

комплексов, включая строительные услуги и технологии в различных отраслях

экономики.

Сотрудничество России со странами СНГ в 2004-2006 гг. должно стать одним

из основных направлений во внешней политике России, оказывающими существенное

влияние на развитие ее экономики.

В прогнозный период продолжатся работы по созданию с государствами СНГ

благоприятных условий для предпринимательской и банковской деятельности на

территории друг друга, в том числе по участию в процессах приватизации и

акционирования, устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле,

выработке механизма привлечения услуг национальных страховых компаний для

обеспечения внешнеэкономической деятельности экспортеров, информационному

обеспечению внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования и по другим

направлениям.

Потребуется выработать общие правила по защите национальных интересов

государств в случае применения отдельными из них методов недобросовестной

конкуренции, а также обеспечить координацию действий по присоединению России

и государств Содружества к ВТО и сближение на этих условиях национального

законодательства.

В 2004-2006 гг. предусматривается создание действенного механизма контроля за

перемещением товаров через таможенные границы государств-участников СНГ, имея

в виду обеспечение реализации достигнутых с этими странами договоренностей по

переходу во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу

«страны назначения».

Одним из основных направлений в работе со странами СНГ должно стать

инвестиционное сотрудничество с этими государствами. Предусматривается

продолжить практику подготовки и реализации проектов и программ по разработке

и освоению на территории стран СНГ запасов минерально-сырьевых ресурсов,

особенно углеводородного сырья, развитию энергосистем и другим направлениям,

от реализации которых во многом зависит функционирование экономики России.

Взаимодействие в производственно-технологической сфере будет направлено на

развитие сотрудничества в ключевых отраслях экономики России и стран СНГ, и

прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе, металлургии,

машиностроении, пищевой промышленности. Особое внимание будет уделяться

расширению сотрудничества в области обеспечения надежности функционирования

действующих топливно-энергетических, железнодорожных, водных и иных

транспортных коммуникаций, проходящих через территорию России и государств

СНГ в третьи страны, и строительству новых.

Важным фактором в формировании устойчивого рынка энергоресурсов России

должно стать сохранение взаимовыгодных производственных связей, прежде всего в

области совместной переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях

Украины и Белоруссии, а также производства электроэнергии на электростанциях

Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и странах закавказского региона СНГ с

целью покрытия собственных нужд и восстановления транзита в страны дальнего

зарубежья.

К 2006 году ожидается увеличение экспорта странам СНГ нефти (на 19-22% по

сравнению с 2002 годом), нефтепродуктов (на 11-27%), угля (на 13%) при

сохранении примерно на одном уровне поставок этим государствам природного

газа. В российском импорте из этих стран к 2006 году прогнозируется

значительное увеличение поставок природного газа, что обусловлено масштабным

вовлечением в топливно-энергетический баланс России газа, добываемого

странами центрально-азиатского региона СНГ (Туркменистаном, Узбекистаном и

Казахстаном).

Продолжит сохранять свое активное участие на рынках стран СНГ российская

металлургическая продукция. Рост мирового спроса на готовый прокат должен

стимулировать не только увеличение объемов экспорта этой продукции странам СНГ,

но и улучшение его структуры в сторону более дорогих, высокотехнологичных видов

(листового проката, листа с покрытиями, электротехнической стали и др.). В

импорте из стран СНГ значительную долю составят поставки сырья для

металлургических предприятий России (руд черных и цветных металлов,

ферросплавов, редкоземельных элементов и другой продукции).

Постепенное совершенствование структуры и качества продукции, выпускаемой

российскими предприятиями машиностроительного комплекса, должно

привести к значительному росту к 2006 году поставок машин и оборудования в

страны СНГ.

Более углубленно будет развиваться сотрудничество в рамках Евразийского

экономического сообщества (ЕврАзЭС) с целью завершения формирования в полном

объеме единой таможенной территории с общим рынком товаров (услуг) и создания

на этой основе единого экономического пространства с согласованным

проведением экономических преобразований, базирующихся на однотипных

принципах хозяйствования.

С основными партнерами России по ЕврАзЭС - Белоруссией и Казахстаном

продолжатся работы по формированию Единого экономического пространства,

создание которого совместно с Украиной определено соответствующим Заявлением

глав государств этих стран, подписанным 23 февраля 2003 года.

Сотрудничество с Белоруссией будет ориентировано на реализацию Договора о

создании Союзного государства и Программы действий по реализации его

положений, а также подписанных других основополагающих документов. Намечается

совместная реализация комплекса мер по сближению проводимых в обоих

государствах экономических реформ, введению единой денежной единицы,

завершению унификации хозяйственного законодательства, особенно в области

тарифного и нетарифного регулирования.

Темпы роста внешнеторгового оборота со странами СНГ прогнозируются в

2004-2006 годах в пределах 98,8-104,5%, в том числе экспорта

99-104,6%, импорта – 98,6-104,3 процента.

В целом же, перспективы развития российской экономики в ближайшие годы я

оцениваю позитивно. Даже при существенном снижении цен на нефть темпы роста

российской экономики не станут отрицательными. В ближайшие годы все больший

вклад в экономический рост будут вносить «новые» компании, сформировавшиеся в

рыночных условиях, ориентированные на требовательного потребителя. Государство,

со своей стороны, должно создавать все условия для поддержки таких компаний. А

для того, чтобы делать максимально просчитанные, максимально продуманные шаги,

оно должно стать прозрачным для общества, ориентированным на обеспечение

интересов общества и бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог рассмотрению существующего положения дел в проблематике

конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы. Прежде всего,

очевидно, что конкурентоспособность - это свойство практически любых

экономических объектов. Независимо от физической природы и выполняемых

функций все изделия, а также производственные системы их изготовляющие и

использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы

конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными

соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической

деятельности.

Далее, конкурентоспособность, видимо, может в определенных условиях оказаться

тождественной таким экономическим категориям, как качество, или

эффективность. Отсюда следует, что с операционной точки зрения для решения

проблемы конкурентоспособности могут привлекаться традиционные теоретические

и практические методы и средства решения экономических задач, связанных в той

или иной степени с проблематикой качества и эффективности. В неявной форме

свидетельством, подтверждающим данное высказывание, является выявленное

наличие парадигматических связей между общепринятыми экономическими

категориями и конкурентоспособностью.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.