РУБРИКИ

Диплом: Лизинг

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Лизинг

лизинговых платежей на себестоимость продукции (работ, услуг)

лизингополучателя, что позволяет снизить налогооблагаемую базу по налогу на

прибыль, тогда как при покупке оборудования за счет полученного кредита

выплата процентов за пользование финансовыми ресурсами более чем наполовину

осуществляется за счет прибыли предприятия, остающейся после налогообложения.

Финансовый лизинг — более выгодный способ приобретения оборудования по сравнению

с его покупкой за счет полученного кредита или собственных средств. По данным

некоторых авторов, при сроке лизинга в пять лет экономичность лизинговой схемы

по сравнению с кредитной составляет 10,6 %, а по сравнению с покупкой за счет

собственных средств достигает 14%.

[28]

В настоящее время, когда роль банковских гарантий ослабла, а предлагаемые

лизингополучателями залоги малоликвидны, лизинговые компании пытаясь

минимизировать свои риски, берут авансовые платежи или предоплату в размере

20-50 %. В результате, лизинговая компания может лишиться возможности

определенного обеспечения лизинговых сделок.

Говоря о правовой основе лизинга в РФ, можно отметить следующее. В

Федеральном законе от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге" предпринята

попытка детально определить правовые и организационные особенности лизинга,

заложить основу для реформирования налогового, валютного, таможенного

законодательств в части лизинговой дятсльности. Целями Закона являются

развитие форм собственности, прав участников инвестиционного процесса,

обеспечение эффективности инвестирования в реальный сектор экономики.

Вместе с тем он содержит и существенные недостатки. В частности, имеется

настоятельная необходимость в упорядочении налогообложения участников

лизинговых операций. Однако решать эту проблему необходимо одновременно с

внесением изменений в другие законы, поскольку налоговые органы будут

руководствоваться налоговыми законами, а не Законом "О лизинге".

3.2. Механизм осуществления лизинговой сделки на предприятии

Ниже с учетом существующих реалий рассмотрим, какие конкретно преимущества

предлагает механизм финансовой аренды (лизинга) для лизингополучателя по

сравнению с использованием банковского кредитования при приобретении основных

средств.[29]

Обычно в своей деятельности фирмы используют три источника финансирования:

собственный капитал, банковский займ, рынки ценных бумаг. Однако во многих

странах с экономикой переходного периода рынки ценных бумаг развиты

недостаточно, а банки предпочитают работать с крупными предприятиями,

способными предоставить достаточное обеспечение, и имеющими стабильную

кредитную историю (т.е. документальное подтверждение того, насколько

аккуратно осуществлялись выплаты и возврат предыдущих кредитов). Малые и

средние предприятия или недавно образованные компании чаще всего не имеют

доступа к банковскому финансированию. Часто единственным источником внешнего

финансирования для подобных предприятий становится финансовая аренда (лизинг)

либо кредиты поставщиков.

Преимущества, которыми обычно обладают лизинговые сделки на развитых рынках

лизинговых услуг, и из-за которых лизинг является основным способом

приобретения оборудования для малых и средних предприятий, на российском

рынке, к сожалению, действуют не всегда, в основном по причине недостаточно

эффективного механизма возврата собственности. Однако и в России финансовая

аренда имеет свои преимущества по сравнению с банковским кредитованием.

Преимущества эти вытекают из благоприятного механизма налогообложения,

установленного для сторон лизинговой сделки, а именно: ускоренной амортизации

и вычета определенных издержек из прибыли до налогообложения.

Стороны лизинговой сделки — лизингодатель и лизингополучатель ~ тесно связаны

между собой. Финансовое состояние лизингополучателя, его возможность

аккуратно и в срок выплачивать лизинговые платежи оказывает влияние на

финансовое состояние и на поток денежных средств лизинговой компании. В то же

время благоприятный налоговый режим, установленный для лизинговой компании,

оказывает, в свою очередь, влияние на лизингополучателя. Обычно это

отражается в уменьшении размера суммы лизингового договора. Поэтому, хотя

основным в нашей статье является сравнение двух способов приобретения

оборудования — по договору финансовой аренды, и приобретение в собственность

с использованием банковского кредита, целесообразно также рассмотреть

преимущества лизинговой сделки и для лизинговой компании, как собственника

лизингового имущества.

Для определения разницы в потоках денежных средств при финансовой аренде

оборудования и приобретения его в собственность, специалистами была построена

модель, рассчитывающая потоки денежных средств лизингополучателя и покупателя

оборудования. Упрощенная схема данной модели представлена ниже.

Упрощенная схема расчета потока денежных средств компании лизингополучателя.

Балансодержателем оборудования является лизинговая компания.

Уплачено лизинговых платежей (ЛП)

Экономия на налоге на прибыль ЭНП

Итого

(ПДС)

Расчет потока денежных средств покупателя оборудования, использующего заемные

средства для приобретения основных средств в собственность.

Выплата кредита

основная сумма долга (ОСД)

Проценты (ПР)

Экономия на налоге на прибыль ЭНП

Налог на имущество (НИ)

Таможенные платежи (ТП)

Итого

(ПДС)

Результаты сравнения потоков денежных средств лизингополучателя и покупателя

оборудования

Приведем расчетные формулы:

НИ = 0,02 * СГСИ,

где СГСИ – среднегодовая стоимость имущества;

0,02 – ставка налога на прибыль, установленная в размере 2%.

В свою очередь

Диплом: Лизинг

где,

СИнп – стоимость имущества на начало года;

СИ1кв – стоимость имущества I квартала;

СИ2кв – стоимость имущества II квартала;

СИ3кв – стоимость имущества III квартала;

СИrg – стоимость имущества на конец года.

Приведенные в таблице 1 и таблице 2 результаты были получены из модели, в

соответствии с которой рассчитывался поток денежных средств по годам.

Исходные данные для расчета были следующие:

Срок лизингового договора 3 года

Стоимость оборудования 1 000 000

дол.

Ставка по банковскому кредиту, полученному

лизингодателем для приобретения

основных средств (в валюте) 12%

Превышение процентной ставки по лизинговому

договору над банковской ставкой по кредиту,

полученному для приобретения основных средств 18%

Ставка налога на прибыль

24%

Ставка налога на имущество 2%

(возмещается полностью)

Ставка амортизационных отчислений 10%

Коэффициент ускоренной амортизации 3

Полученная прибыль

50000000руб.

Условия лизингового договора: оформление права собственности

лизингополучателя на полученные основные средства производится после полной

оплаты денежных средств согласно договору.

Расчет производился без учета налога с оборота, НДС и других показателей,

остающихся неизменными в обоих случаях.

Сравнение затрат покупателя и лизингополучателя приведено на Рис.1:

Как видно из приведенного графика, компания расходует на 32% средств меньше в

случае, если заключен договор финансового лизинга, по сравнению с

приобретением оборудования в собственность, используя банковский займ!

Какие факторы оказывают такое значительное влияние на потоки денежных средств

компании в двух рассматриваемых случаях? В основном это — экономия на налоге

на прибыль.

Включение определенных статей затрат в себестоимость уменьшает

налогооблагаемую базу компании, и, как следствие, уменьшает величину налога

на прибыль, подлежащую уплате. Понятие "Экономия на налоге на прибыль"

позволяет оценить, насколько меньше величина налога к уплате у компании,

вычитающей определенные затраты из налогооблагаемой прибыли, чем у компании,

которая не в состоянии принимать к вычету данные затраты. Математически

экономия на налоге на прибыль рассчитывается путем умножения величины

налоговых вычетов на величину налога на прибыль.

Следующий график демонстрирует, насколько выгоднее для компании включение

лизинговых платежей в себестоимость в полном объеме, по сравнению с затратами

в случае приобретения оборудования, ведь в последнем случае к вычетам до

налогообложения компании относятся амортизационные отчисления без

коэффициента ускорения и налог на имущество.

То, что вся сумма лизинговых платежей вычитается из налогооблагаемой прибыли,

означает, что сумма налога на прибыль, которую уплачивает лизингополучатель

составляет 52% суммы, которую уплачивает покупатель оборудования.

Модель дает нам возможность сравнить потоки денежных средств по нескольким

параметрам: это разница в экономии на налоге на прибыль (Рис.4), и разница в

налоге на имущество (Рис.5), которые возникают из-за применения ускоренной

амортизации.

Ускоренная амортизация позволяет сокращать выплаты по налогу на имущество:

величина налога на имущество, уплаченная лизингополучателем в нашем примере

составляет 69% суммы, уплаченной компанией — покупателем оборудования.

Рис.3

Величина затрат лизингополучателя и покупателя

Диплом: Лизинг

Рис.4

Экономия на налоге на прибыль

Диплом: Лизинг

Рис.5

Экономия на налоге на имущество

Диплом: Лизинг

Какие факторы оказывают такое значительное влияние на потоки денежных средств

двух компаний? В основном это — экономия на налоге на прибыль.

Включение определенных статей затрат в себестоимость уменьшает

налогооблагаемую базу компании, и, как следствие, уменьшает величину налога

на прибыль, подлежащую уплате. Понятие "Экономия на налоге на прибыль"

позволяет оценить, насколько меньше величина налога к уплате у компании,

вычитающей определенные затраты из налогооблагаемой прибыли, чем у компании,

которая не в состоянии принимать к вычету данные затраты. Математически

экономия на налоге на прибыль рассчитывается путем умножения величины

налоговых вычетов на величину налога на прибыль.

Итак, из анализа потоков денежных средств участников лизинговой сделки и

покупателя оборудования очевидно, что финансовая аренда в России обладает

значительными преимуществами, по сравнению с приобретением основных средств с

использованием банковского займа. Поскольку финансовая аренда является

эффективным механизмом приобретения основных средств, а, следовательно, и

обновления материально-технической базы предприятий, крайне важно сохранить

данные преимущества и в будущем, в основном, конечно, возможность применения

ускоренной амортизации.

Если государство заинтересовано в развитии малого и среднего

предпринимательства, обновлении основных фондов производственных предприятий,

то представляется необходимым рассмотреть вопрос о сохранении механизма

ускоренной амортизации для лизингового имущества.

3.3. Необходимость укрепления роли лизинга в экономике производства

Может показаться странным, но некоторое негативное влияние на развитие

лизинга в России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга по

сравнению с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с

долгосрочным кредитованием. При этом зачастую используются неверные

аргументы. Остановимся только на некоторых из них.

Самым распространенным заблуждением является утверждение о том, что к числу

преимуществ лизинга относится «освобождение от НДС при сдаче имущества в

лизинг». Это утверждение неверно дважды: во-первых, потому, что налоговая

льгота — не свойство лизинга. Она может быть, а может и не быть. Во-вторых,

потому, что такой льготы в России не было и нет до сих пор. И лизингуемое

оборудование дважды облагается этим налогом, причем второй раз - НДС-2.

Другим заблуждением является утверждение о том, что полученное в лизинг

оборудование не облагается налогом на имущество у пользователя. Но, очевидно,

осуществляющий эти платежи лизингодатель все свои расходы включает в состав

лизингового платежа[30]. Более

того, лизингодатель должен платить хотя и сниженный с 1 января 2001 г. с 2,5%

до 1% от оборота налог на пользователей автомобильных дорог. И тоже за счет

лизингополучателя.

Вряд ли можно согласиться и с еще одним «преимуществом» лизинга: «Стабильные

платежи снижают влияние инфляции и рост банковских процентов по долгосрочным

ссудам». Такому утверждению противоречат два обстоятельства: первое —

лизингополучатель действительно выиграл бы, если бы лизинговые платежи

оставались стабильными, а уровень инфляции рос. Но этот уровень может

оставаться неизменным или понижаться. В этом случае лизингополучатель не

имеет никакого преимущества. Но рассматриваемые последствия характерны не

только для лизинга. Это свойство изменения позиций любого кредитора и

дебитора в условиях инфляции. То же присуще и обычному кредиту.

Обстоятельство второе: лизинговая сделка - равноправное соглашение двух

сторон, каждая из которых стремится извлечь свою выгоду. Поэтому

лизингодатель не готов сегодня устанавливать фиксированную процентную ставку

на несколько лет вперед при непредсказуемости динамики инфляции. На практике

он пользуется договоренностью об установлении плавающей процентной ставки или

индексации суммы платежей. Так что и по этой причине преимущество лизинга

перед тем же обычным кредитом никак не просматривается.

Роль лизинга в укреплении экономики производства определяется другими факторами.

Лизинг является инструментом ускорения амортизации имущества. Он применимы и

могут быть интересны лишь компании, ориентированной на долгосрочное развитие,

а также обеспечивающей долгосрочную устойчивую (хотя бы невысокую)

прибыльность своего бизнеса. Такая компания в долгосрочном плане должна быть

заинтересована в увеличении собственных источников развития (инвестиционного

капитала), в том числе за счет увеличения оборачиваемости собственного

капитала. Для такой компании ускоренная амортизация имущества не только

экономит налог на прибыль в текущем плане, но и, ускоряя процесс возврата

собственных инвестиций через механизм амортизации, ускоряет момент его

реинвестирования, что обеспечивает дополнительную прибыль, а, следовательно,

повышает рентабельность собственного капитала. Такой процесс реинвестирования

собственного капитала “отдаляет” момент налогообложения будущей прибыли, а

значит, снижает текущую стоимость налога на прибыль.

Таким образом, компания, ориентированная на долгосрочное развитие, должна

использовать в лизинговой сделке максимально возможный коэффициент ускорения

амортизации. Величина этого коэффициента лишь ограничивается, с одной

стороны, законодательством, а с другой, - уровнем рентабельности текущей

хозяйственной деятельности компании.

Говоря об определении целесообразного срока лизинговой сделки, многими авторами

отмечается следующее обстоятельство

[31].

Согласно законодательным требованиям, лизинг может быть признан таковым в

случае соизмеримости продолжительности лизинга со сроком амортизации

оборудования. При этом лизинг позволяет ускорить амортизацию по максимуму в 3

раза. Отсюда следует, срок лизинга должен быть “соизмерим” со сроком

ускоренной амортизации фондов.

В случае если срок лизинга меньше срока амортизации оборудования, возврат

кредитных средств, привлеченных на полную сумму приобретаемого имущества,

невозможен исключительно за счет амортизационных отчислений. Следовательно,

возникает необходимость в прибыльности лизинговой сделки, а значит, и

требование достаточности прибыли в составе лизингового платежа, что

увеличивает затраты, связанные с необходимостью уплаты налога на прибыль. В

этом случае привлекательность лизинга для производственного предприятия по

сравнению с прямым кредитом снижается.

Анализ приведенных в гл. 2 зависимостей показывает, что преимущества лизинга

тем отчетливее, чем больше срок использования имущества. Вышеприведенные

соотношения экономических параметров могут быть использованы для обоснования

рационального или минимально необходимого срока лизингового договора, либо

рационального уровня вознаграждения лизинговой компании.

Итак, на примере использования лизинговых операций мы попытались

проиллюстрировать, как законодательно разрешенные методы и схемы позволяют

повысить доходность реального бизнеса, а следовательно, увеличить

эффективность инвестирования в него. Но действенность существующих схем

сегодня весьма ограниченна.

Чтобы форсировать развитие лизинга (как одной из важнейших составляющих

инвестиционного процесса), необходимо сделать его действительно более

выгодным по сравнению с другими инструментами финансирования инвестиций. Для

этого надо прежде всего обеспечить соответствующую систему налогообложения

лизинговых операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита,

так как он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во

много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль

лизингополучателя, образуемые за счет включения лизинговых платежей в

себестоимость продукции.

Неконструктивная направленность налоговой политики государства по отношению к

лизингу проявляется и в практике налогообложения прибыли, и в новациях с

амортизацией.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995г. № 633

было четко записано: «Министерству финансов Российской Федерации подготовить

совместно с Министерством экономики Российской Федерации при участии других

заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в

июле 1995 г. в Правительство Российской Федерации предложения о внесении

изменений и дополнении в действующее налоговое законодательство, предусмотрев

при этом:

· освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты

налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга

со сроком действия не менее 3 лет;

· освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога

на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более

для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых

договоров);

· освобождение хозяйствующих субъектов — лизингодателей от уплаты налога

на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг (т.е. НДС-2-АК), с

сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при

приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга (НДС-1-АК)»

[32].

Что касается НДС-2, то он не только не был отменен, но даже закреплен

Федеральным законом «О лизинге».

Несколько по-другому обстоит дело с двумя другими льготами по налогу на

прибыль, получаемую лизинговыми компаниями и банками, предусмотренными

указанным постановлением Правительства Российской Федерации. Эти две льготы

были зафиксированы законом «О лизинге», но никогда не действовали, поскольку

не было внесено соответствующих изменений в налоговое законодательство. В

результате проведения такой недальновидной политики даже те немногие льготы,

которые были обещаны по лизингу, отменяются новым Налоговым кодексом.

Что касается судьбы налога на добавленную стоимость в лизинге (НДС-2),

возможны два варианта.

Первый. Как и было предусмотрено Постановлением Правительства Российской

Федерации № 633 от 29 июня 1995 г., отменить этот налог. Но видимо, такой

«подарок» вряд ли будет преподнесен российскому производителю сегодня. Не

случайно же это постановление объявлено утратившим силу после принятия

Федерального закона «О лизинге».

Второй. Оставить НДС-2, но точно определить облагаемую базу. Необходимо точно

установить: что такое добавленная стоимость в лизинге. Как уже отмечалось в

первой статье, добавленную стоимость нельзя смешивать с выручкой. В Законе

Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» последний

определяется как форма «изъятия в бюджет части добавленной стоимости,

создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между

стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных

затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы развития лизинга в

России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и

снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является

преобладающей тенденцией. Даже с учетом этого, видимо, есть основания для

пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.

Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за

кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не

остается неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит

может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или

лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить

плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого

оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки

рефинансирования.

В Федеральном законе «О лизинге» имеется целая глава «Государственная

поддержка лизинговой деятельности». В ней насчитывается 14 мер

государственной поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них

носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Кроме того, большинство этих мер носит формальный характер. Так, в качестве

первой меры государственной поддержки лизинговых организаций названа

«разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой

деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части

программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации или региона».

Но в чем выражается эффективность этой поддержки? Проект федеральной

программы развития лизинга был подготовлен шесть лет назад. Три с половиной

года назад был принят Федеральный закон «О лизинге». Однако федеральная

программа развития лизинга так и осталась проектом. Так же обстоит дело и с

такими мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам

и лизингодателям.

Примечательно и то, что почти все меры государственной поддержки лизинга

обещаны посредникам — лизинговым компаниям и банкам, а не главному пахарю

экономики — лизингополучателю.

Вопреки всем насущным потребностям экономики в форсированной мобилизации

инвестиционных ресурсов, сегодня со всех сторон идет давление даже на этот

очень несовершенный закон. В Государственной думе обсуждаются проекты

поправок к этому закону. Но представляется, что вес новации сводятся к

уточнению отдельных формулировок и второстепенных положений. Вопросы о

сохранении льгот по налогообложению прибыли, ускоренной амортизации, об

отмене необоснованного НДС-2 даже не обсуждаются.

Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное

значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов

и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и

утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» необходимо

существенно скорректировать курс экономической реформы, четко разграничивать

ее цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является

развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой.

Необходимо многообещающие намерения подкрепить надежными инструментами

достижения намеченных целей и прежде всего разработкой программы

инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному

улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в

формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, как

нам представляется, должна включать:

· полное восстановление инвестиционной функции амортизационных

отчислений, строго целевое формирование и использование средств

амортизационного фонда не только на государственных, но и на всех без

исключения предприятиях. Необходимо отказаться от предусмотренных в Налоговом

кодексе (ч. 2, ст. 260) норм амортизационных отчислений и пересмотреть их в

сторону существенного повышения;

· освобождение от налогообложения прибыли, на инвестиции в основной

капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских

разработок и освоение новых технологий;

· расширение государственного финансирования инвестиций в до уровня

законодательно установленной нормы;

· снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов

рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России

направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и

лизинга;

· создание институтов развития, включая Банк развития, способных

мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с

помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков,

формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием

Центрального банка Российской Федерации;

· развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования

производственных инвестиций;

· принятие эффективных мер по пресечению нелегального вывоза капитала

за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль

Сберегательного банка в этом;

· привлечение иностранного капитала для финансирования

производственной сферы.

Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и

налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности прежде всего на

интенсификацию и повышение эффективности инвестиционного процесса и

обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Достичь этого

непросто, но это необходимо, пока еще остаются шансы на возрождение России.

Заключение

Рыночной программой Правительства РФ предусмотрено развитие реформ и

стабилизация российской экономики, где отмечено, что в России должна быть

создана социально ориентированная, эффективная экономика -

конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная. Исходя из этого ежегодно

определяется перечень федеральных целевых программ, которые частично

инвестируются из федерального бюджета.

Основой технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства,

позволяющей поднять производство на качественно новый уровень, обеспечивающий

выпуск высококонкурентной продукции, является научно-технический потенциал

страны. На данном этапе, как никогда, созрела необходимость создания

эффективного механизма трансформации результатов их научно-исследовательских

и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, которые обеспечат

структурные преобразования как на отдельных промышленных предприятиях, так и

экономики в целом.

Проблемы в экономике на данном этапе развития негативно сказываются на

продвижении экономических реформ и соответственно на благосостоянии

российских граждан. Отсутствие инвестиций в эффективно действующие отрасли

порождает новые проблемы как у потребителя, так и у производителя продукции

промышленных предприятий.

Промышленные предприятия, как правило, не способны оплачивать сразу

приобретение новой техники, хотя постепенный возврат - в большинстве случаев

- могут осуществлять за счет доходов от ее эксплуатации. При этом и

производители промышленной техники не в состоянии помочь потребителям решить

эту проблему, так как сами нуждаются в значительных оборотных средствах для

организации производства. Таким образом, образовался порочный круг: с одной

стороны, отечественные потребители готовы приобретать российскую технику при

условии, если производители отдадут ее в кредит; с другой же - предприятия

готовы производить необходимое имущество при условии, что покупатель ее

оплатит сразу, а не в рассрочку.

В результате российские промышленные предприятия приобретают оборудование,

машины, суда и другую технику зачастую у иностранных производителей, которые

широко используют отработанный в западных странах рыночный опыт по передаче

различной техники через механизм лизингового кредитования.

К сожалению, на эту проблему на данном этапе эффективно повлиять не может и

государство, хотя поддержать реальные проекты необходимыми гарантиями оно

способно, что может быть использовано при заимствовании капитала как у

отечественных инвесторов, так и у зарубежных.

Состояние экономики в настоящее время диктует необходимость поиска новых

подходов к инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также к

формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере.

Одним из таких подходов для предприятий может быть особая форма

инвестирования - лизинг, который является на данном этапе развития экономики

единственной перспективной формой долгосрочного привлечения инвестиций. Для

предприятий сейчас главное - выбрать приоритетные нововведения, которые в

короткий срок обеспечили бы ему успех.

Лизинг - форма вложения средств на возвратной основе, т. е. предоставление на

определенный период средств, которые лизингодатель получает обратно в

установленное время. При этом за свою услугу лизингодатель имеет

вознаграждение в виде комиссионных.

Лизинг по своему содержанию соответствует кредитным отношениям, а поскольку

заемщик и ссудодатель используют капитал не в денежной, а в товарной форме,

то он имеет общие черты с инвестированием.

Лизинг - это кредит, который отличается от традиционной банковской ссуды тем,

что предоставляется лизингодателем лизингополучателю в форме переданного в

пользование имущества (оборудование, машины, суда и др.), т. е. своего рода

товарный кредит.

Лизингодатель оказывает лизингополучателю финансовую услугу, приобретая

имущество у производителя (продавца) за полную стоимость в собственность, а

лизингополучатель возмещает эту стоимость периодическими взносами (платежами)

с процентами за кредит.

Особенности лизинга проявляются и в праве пользования имуществом.

За лизингодателем сохраняется право собственника на весь период лизинга,

которое переходит к лизингополучателю только после полной выплаты

согласованного платежа по истечении срока договора.

Плата за пользование лизинговым имуществом осуществляется лизингополучателем

в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размеры, способ,

форма и периодичность выплат устанавливаются по соглашению сторон. Как

правило, общая сумма лизинговых платежей включает:

· сумму, возмещающую стоимость лизингового имущества;

· плату лизингодателю за использование кредитных ресурсов на приобретение

имущества по лизинговому договору;

· комиссионное вознаграждение лизингодателю;

· плату за страхование имущества, если оно застраховано лизингодателем;

· плату за дополнительные услуги лизингодателю, предусмотренные договором;

· сумму налога на лизинговое имущество;

· иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором.

Вся сумма лизинговых платежей у лизингополучателя относится на себестоимость

производимой им продукции, что снижает налогооблагаемую базу.

Если амортизацию на лизинговое имущество начисляет лизингополучатель, то

сумма лизинговых платежей относится на себестоимость выпускаемой им

продукции, за вычетом части платежей, предназначенных для возмещения

стоимости этого имущества.

Сумма затрат за пользование кредитами для инвестирования лизинговых сделок

относится у лизингодателя на себестоимость лизинговых услуг в пределах ставки

Центрального банка РФ.

Лизинговый механизм имеет преимущества и в объемах гарантий, необходимых для

инвесторов: при кредитном варианте инвестор требует 100%-ной гарантии

возврата средств и процентов по кредиту, в то время как при реализации

лизингового процесса требования инвестора к гарантиям могут быть снижены до

40 % в зависимости от схемы лизинга и условий лизингового контракта.

Все это является убедительным свидетельством привлекательности лизинга для

всех участников рынка лизингового бизнеса.

Таким образом, представляется, что настало время более серьезных

экономических исследований и более гибкого и грамотного применения

российского хозяйственно-налогового законодательства в целях цивилизованного

повышения эффективности инвестиционного процесса, и тем самым привлечения в

российский производственный сектор иностранного капитала стратегических

консервативных инвесторов.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации с постатейными комментариями.

- М.: Тандем, 2000. – 164 с.

2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» //

Законодательство и экономика. 1999. № 1. - С17-23.

3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге // Лизинг – ревю.

– 1998. - №1/2. С. 11-15.

4. Андреев П.А., Батулин В.М., Юсупова А.Т.. Лизинг; общая

характеристика, история, применение в агропромышленном секторе. -

М.: Информинтех, 1993. – 212 с.

5. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг как механизм

развития инвестиций и предпринимательства. - М.: "ДеКА", 1999. - 136

с.

6. Витрянский В. В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование

на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг – М.:

Статус, 2001. - 300 с.

7. Газман В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. -

М.: Фонд "Правовая культура", 1997. – 142 с.

8. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М.: Фонд

"Правовая культура" 1999. – 178 с.

9. Иванов А. А. Договор финансовой аренды (лизинга).

Учебно-практическое пособие – М.: Проспект, 2001. 64 с.

10. Карп М. В. и др. Лизинг. Экономические и правовые основы.

– М.: Юнити-Дана, 2001. - 192 с.

11. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии.

М.: ЮНИТИ, 1998. – 160с.

12. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие. М.: изд-во РДЛ, 2001-

912с.

13. Лещенко М. И. Основы лизинга. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.

14. Шатравин. В. А.. Эффективность лизинговых операций: - М.:

Ось - 89, 1998. – 138 с.

14. Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. О.И. Волкова. – М: ИНФРА-М,

2001. – 520 с.

15. Эриашвили Н. Банковское право. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000-471с.

16. Белоус А. Лизинг в мировой экономике. // МЭ и МО-1998.-№12 С.111-114.

17. Белоус А. Лизинг-50 лет на мировом рынке и первые шаги в России. //

Человек и труд.-2000.-№8. С.46-50.

18. Газман В.Д. Лизинг в России. // Финансы. 1999. №8. С.16-18

19. Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг-катализатор экономического роста. //

Финансы.-2001-№1. С.12-14.

20. Егерев Н. Оценка стоимости лизинга. // РЦБ. -2000. -№17. С.63-66.

21. Кашин В.А., Аушев М.М. Налоги и регулирование лизингового

предпринимательства. // Финансы. 2001.-№9. С.40-43.

22. Красева Т. Влияние амортизации и процентной ставки на динамику лизинговых

платежей. // Экономист.-2001.-№12. С.56-59.

23. Куликов А. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России.

// Деньги и кредит.-2001.-№3. С.25-30.

24. Кучер А. Закон о лизинге - шаг вперед или два назад? // Законодательство

и экономика. 1999. №6. С.8-16.

25. Лизинг-2001. // Хозяйство и право.-2001.-№9. С.110-129.

26. Методы расчета арендных ставок по лизингу. // Лизинг ревю. – 1996. - №

3/4. – С. 20-27.

27. Ровенский Ю.А. Лизинг для малого предпринимательства. // Социально-

гуманитарные знания. 1999. №2. С.135.

28. Штельмах В. Лизинг и банковский кредит на приобретение основных средств:

сравнение эффективности. // Финансы. 1999. №8. С.19-21.

29. Юсупова А.Т. Особенности развития лизинга в Западной Европе. // ЭКО. -

1998. №10. С.156-166.

Приложение 1. Основные схемы, иллюстрирующие базовые понятия лизинга (Карп

М.В. и др. Финансовый лизинг на предприятии. М.: ЮНИТИ, 1998.)

Диплом: Лизинг

Диплом: Лизинг

Диплом: Лизинг

[1] Белоус А. Лизинг – 50 лет на

мировом рынке и первые шаги в России. // Человек и труд. 2000. - № 8. – С. 47.

[2] Там же, с. 47.

[3] Лещенко М.И. Основы лизинга. – М., 2001. – С. 10-11

[4] Куликов А. Стратегия

инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. // Деньги и кредит. –

2001. - № 3. – С. 26.

[5] Гражданский кодекс РФ с постатейными комментариями. –М., 2000. – С. 137.

[6] Васильев Н.М. и др. Лизинг как

механизм развития инвестиций и предпринимательства. – М., 1999. – С. 18.

[7] Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. – М., 1999. – С. 14.

[8] Федеральный закон «О лизинге».

Ст. 2. // Законодательство и экономика. – 1999. № 1. – С. 18.

[9] Конвенция УНИДРУА о

международном финансовом лизинге. // Лизинг-ревю. – 1998. № 1/2. – С. 13.

[10] Гражданский кодекс РФ с постатейными комментариями. –М., 2000. – С. 139.

[11] Лещенко М.И. Основы лизинга. – М., 2001. – С. 42.

[12] Там же, с. 43.

[13] Лещенко М.И. Основы лизинга. – М., 2001. – С. 42.

[14] Гражданский кодекс Рф с постатейными комментариями. – М., 2000. С. 141.

[15] Гражданский кодекс Рф с постатейными комментариями. – М., 2000. С. 142.

[16] Гражданский кодекс Рф с постатейными комментариями. – М., 2000. С. 144.

[17] Представленная в разделе

экономико-математическая модель более подробно рассмотрена в кн. Лещенко М.И.

Основы лизинга. – М., 2001. С. 64-81.

[18] См.: Газман В.Д. Лизинг:

теория, практика, комментарии. – М., 1997. – С. 71-76.

[19] См.: Методы расчета арендных

ставок по лизингу. // Лизинг-ревю. – 1996. № 3/4. – С. 20-27.

[20] См.: Газман В.Д. Лизинг:

теория, практика, комментарии. – М., 1997. – С. 77-84.

[21] Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. – М., 1997. – С. 85-101.

[22] Шатравин В.А. Эффективность лизинговых операций. М., 1998. С. 47-71.

[23] Белоус А. Лизинг – 50 лет на

мировом рынке и первые шаги в России. // Человек и труд. 2000. - № 8. – С. 48.

[24] Белоус А. Лизинг – 50 лет на

мировом рынке и первые шаги в России. // Человек и труд. 2000. - № 8. – С. 49.

[25] Там же, с. 50.

[26] Белоус А. Лизинг – 50 лет на

мировом рынке и первые шаги в России. // Человек и труд. 2000. - № 8. – С. 51.

[27] Там же, с. 51.

[28] Куликов А. Стратегия

инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. // деньги и кредит. –

2001. №3. – С. 26.

[29] Предлагаемая

экономико-математическая модель, демонстрирующая преимущества лизинга по

сравнению с обычным кредитов на конкретном предприятии, подробно рассмотрена в

ст. Штельмах В. Лизинг и банковский кредит на приобретение основных средств:

сравнение эффективности. // Финансы. –1999. № 8. С. 19-21.

[30] Федеральный закон «О

лизинге». Ст. 29. // Законодательство и экономика. – 1999. № 1. – С. 23.

[31] См., напр.: Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. М., 1999. С. 13-14.

[32] Куликов А. Стратегия

инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. // Деньги и кредит. –2001.

№3. – С. 30.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.