РУБРИКИ |
Курсовая: Акционерная собственность и проблемы ее формирования в Российской Федерации |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Акционерная собственность и проблемы ее формирования в Российской Федерации
Акционерная собственность является в настоящее время преобладающей организационно-правовой формой в коммерческих предприятиях. Это обусловлено рядом ёе преимуществ по сравнению с другими формами. 2.2 Преимущества и недостатки акционерной формы собственности. Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе позволяет вкладывать средства не только в очевидно перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности предпринимателя. Это обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной экономики, когда непредвиденная обстановка в сфере производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение у которых может не хватить всего имеющегося имущества. Такому риску подвергаются индивидуальные предприниматели и некоторые юридические лица, имеющие другую организационно-правовую форму. Акционерные общества позволяют также более эффективно использовать материальные и другие ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников. Акционерные общества, являющиеся основной формой организации современных крупных предприятий и организаций во всем мире, представляют собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов. Акционерные общества имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности. Во-первых, общество имеет возможность привлекать средства акционеров для пополнения уставного фонда и расширения своей деятельности, причем эти средства не подлежат возврату (за исключением полной ликвидации общества), так как акции обществом не выкупаются (кроме оговоренных законом отдельных случаев), а лишь перепродаются другим акционерам. Во-вторых, общее руководство деятельностью общества отделено от конкретного управления, что позволяет нанимать и выбирать наиболее подходящих управляющих, директоров, заставляет акционеров серьезно относиться к подбору управляющего персонала, так как каждый акционер отвечает за эффективную работу общества вложенными средствами. В-третьих, создается возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения каждым из них акций общества. Участие членов трудового коллектива в собственности и прибылях АО посредством приобретения акций является одной из важнейших предпосылок создания хозяйской мотивации. Когда акционер и работник совмещаются одном лице, у последнего возникает прямой интерес в успехе предприятия, поскольку чем лучше оно работает, тем более высокие проценты от прибыли он получит в виде дивиденда.. Но не только. У работника-акционера появляется стимул направлять прибыль как на потребление, так и на накопление. Инвестиции, обеспечивающие восстановление и модернизацию основных фондов влекут за собой рост стоимости акций и тем самым — увеличение личного имущества акционеров. Кроме того, повышение технического уровня производства и связанное с ним улучшение позиций акционерного общество на рынке также приводит к повышению стоимости акций. Добавим к этому, что вложенные в акции сбережения работника не утрачивают реальной стоимости и в условиях инфляции. С другой стороны работник-акционер рискует своими сбережениями, ибо при плохой работе предприятия цена акции может упасть ниже номинальной стоимости, при банкротстве предприятия он теряет и сбережения, и работу. Поэтому заинтересованность работника-акционера в высоких конечных результатах деятельности АО является достаточно сильной. Разумеется, описанный механизм материальной заинтересованности будет эффективен лишь в том случае, когда работники приобретают акции не за символическую, а за весомую сумму. Для того, чтобы создать реальную .заинтересованность членов трудового коллектива в управлении производством, стимулировать инициативу и творчество, доля акций, находящихся в собственности персонала, должна достигнуть определенной критической массы. Для компании небольших и среднего размера такая доля определяется американскими экспертами в размере 10-15% капитала, для крупных она должна быть выше. Поэтому необходимо в максимально возможной степени стимулировать участие в акционерной собственности членов трудового коллектива акционируемого предприятия. В-четвертых, имеется возможность привлечь в состав акционеров своих постоянных партнёров, создавая при этом общую заинтересованность в результатах деятельности общества. Также и само общество может приобрести ценные бумаги других обществ, образуя при этом целые сети заинтересованных в работе друг друга организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении. В-пятых, на предприятиях акционерной формы собственности более высокая, чем в других организационно-правовых формах, степень обобществления производства. Это даёт возможность снизить затраты на единицу продукции и получать сравнительно высокую прибыль, а также проводить дорогостоящие исследования и внедрять новейшие технологии в производство без существенного увеличения цен на товары, так как современная технология связана со все большими затратами, которые могут себе позволить лишь крупные производители, аккумулирующие средства огромного числа людей. Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров. Однако существует ряд недостатков свойственных акционерной формы собственности. Создание акционерного общества сопряжено с большими трудностями. Помимо поиска соучредителей, которые должны быть союзниками в интеллектуальном плане, и подготовки учредительных документов АО должно быть зарегистрировано в государственном органе. Но до этого необходимо вступить в отношения с Пенсионным фондом, Фондом медицинского страхования, Госкомстатом, Минфином, налоговой инспекцией, органами внутренних дел, Фондом занятости, банком. Кроме того, в Регистрационной палате, налоговой инспекции и банке на учет требуется встать дважды: сначала временно, а затем постоянно. При регистрации проверке подлежат не только учредительные документы. Учредителям надо доказать наличие уставного капитала и некоторых других аспектов деятельности. Кроме того, при создании АО необходимо зарегистрировать эмиссию акций в региональном органе федеральной комиссии по ценным бумагам. Должно быть зарегистрировано и каждое увеличение уставного капитала. Акционерное общество находится под пристальным оком государства, т. е. его деятельность подвергается со стороны государства значительному правовому регулированию. Это вполне понятно: в акционерном обществе задействовано множество акционеров, рабочих, служащих; продукция и услуги, им производимые, носят массовый характер. В АО реальная власть сосредоточивается в руках учредителей, управляющих (менеджеров), а не акционеров. Они же часто действуют самостоятельно и независимо. Лишь контрольный пакет акций (50% плюс одна акция) того или иного члена корпорации или блока акционеров заставляет вышеназванных лиц действовать по их указке или реально позволяет ограничить самостоятельность учредителей либо управляющих определенными рамками. Но приобрести контрольный пакет акций чрезвычайно трудно. Акционерное общество несет тяжкое налоговое бремя: облагается налогами его доход, кроме того, делаются выплаты в страховой, пенсионный и некоторые другие фонды. Налогом облагается также заработная плата работников и доход акционеров по дивидендам. И тем не менее достоинства АО все же перевешивают недостатки. Вот почему эта форма все более и более распространяется в сфере предпринимательства, оттесняя на задний план другие виды корпораций. 3.1 Приватизация и акционерная форма собственности. Чтобы понять суть приватизации в России для начала необходимо разобрать суть и причины этого процесса в развитых странах, которые уже успешно миновали этот процесс. Приватизация - длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия. Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. Рассмотрим причины приватизационного процесса на примере факторов, которые инициировали процесс западной приватизации в 80-х годах. Она началась в западноевропейских странах в конце 70-х начале 80-х годов и стала возможной и необходимой в результате развития в экономике нескольких долгосрочных процессов. Во-первых, за сорок военных и послевоенных лет был достигнут высокий уровень централизации частных капиталов. Распространение мощных в финансовом отношении транснациональных корпораций, которые в свое время лежали в основе национализации капиталоемких видов производства. Частным финансовым группам сейчас по плечу мобилизовать крупные денежные капиталы, достаточные для самостоятельного осуществления большинства новых промышленных проектов и модернизации старых отраслей. Всего лишь несколькими десятилетиями ранее, в 40-е-50-е годы, многие базовые и новые отрасли (железнодорожный и воздушный транспорт, металлургическая и добывающая связь) можно было создать или реорганизовать только благодаря массированной бюджетной поддержке правительства. С тех пор изменились также условия конкуренции и организация межфирменных хозяйственных связей. В свое время важным аргументом в пользу национализации и прямого государственного контроля было обвинение “трестов” - крупных корпораций - в регулярной монополистической практике на рынках сбыта и сырья, в торможении научно-технического прогресса, в полном игнорировании интересов наемного труда. В 50-70-е годы произошли решающие перемены, связанные с формированием нового типа развития на основе непрерывного совершенствования техники и технологии, расширения и диверсификации рынков в едином мировом экономическом пространстве. Интернационализация производства и обращения практически ликвидировала опасность “загнивания” экономической жизни. Несмотря на невиданные ранее темпы концентрации и централизации капитала, в большинстве отраслей были созданы устойчивые режимы эффективной конкуренции. Даже крупные банковские, торговые, промышленно-финансовые группы сейчас неспособны установить контроль над мировыми отраслевыми рынками. Отпала острая необходимость противостоять административными мерами тенденции к картелизации рынков, которая в 30-е годы была настоящим бичом свободного предпринимательства и ощутимой преградой на пути научно-технического прогресса. Третья группа причин, повернувших вспять тенденцию к огосударствлению экономической жизни, теоретически обоснованной Кейнсом, марксистами и институционалистами. Она непосредственно связана с последствиями кризиса 1974-1975 гг. Кризис преподал неожиданный урок теоретикам и практикам “государства благосостояния”, опиравшимся на теоретическую схему кейсианства. Кейсианская схема предполагает воздействие на поведение предпринимателей путем изменения параметров платежеспособного спроса, в частности, через бюджетную политику, то есть через макроэкономическую сферу. Выяснилось, что в периоды резких изменений структуры отраслевых издержек производства и платежеспособного спроса (именно это случилось после скачкообразного повышения нефтяных цен в 1973 г.) эффективным способом преодоления экономического кризиса может быть только стратегия всеохватывающего внедрения в производство результатов научно-технического прогресса. Проводить такую стратегию должны, прежде всего, предприятия - только им известны вкусы и намерения потребителей и реальное наполнение их кошелька. Эффективно стимулировать научно-технический прогресс на отдельных предприятиях государство неспособно. Мобилизация крупных финансовых ресурсов путем налогообложения, которая успешно использовалась в свое время при создании атомного оружия и баллистических ракет, покупателем которого было само государство, здесь явно не оправдывает ожиданий. Но если производительность общественного труда не повышается вследствие форсированного государством инвестирования, рушится вся цепочка народнохозяйственных зависимостей, отраженных в кейнсианской модели (в соответствии с которой прирост бюджетных расходов и дешевых кредитов расширяет потребительский и инвестиционный платежеспособный спрос, что, в свою очередь, стимулирует производство). Между тем вся философия “государства благосостояния” привязана к идее увеличения спроса ради расширения высокоэффективного производства. В 30-х годах такая зависимость действовала. Казалось, что она приносила свои плоды и в послевоенный период. “Нефтяной кризис” изменил направление причинно-следственных связей. Можно утверждать, что необходимость государственного присутствия в производственной сфере в качестве предпринимателя, остро ощущавшаяся в 40-е годы, к началу 80-х годов отпала в состав правительственных мероприятий, направленных на поддержание экономической активности, разгосударствление и приватизацию. Произошло это не сразу после “нефтяного кризиса”, а спустя 5-7 лет, на протяжении которых текущая экономическая политика оставалась кейнсианской. В рамках этой политики преодоления кризиса государственные предприятия, вопреки их стратегическим интересам, активно использовались своим владельцем как инструмент поддержания глобального спроса. Правительства наложили на государственные предприятия ряд обязательств, от которых частный сектор был освобожден: формирование инвестиций за счет увеличения задолженности, сохранение уровня занятости ради облегчения ситуации на национальном рынке труда и вопреки производственной целесообразности, сдерживание роста цен на продукцию, чтобы индексы национальной инфляции не поднимались слишком быстро и т.д. Государственное предпринимательство было поставлено в заведомо неравные условия и несло убытки, которые не должно было бы нести, будь политика правительства одинаковой по отношению ко всем экономическим субъектам на микро уровне. Работая и раньше в режиме, как правило, нулевой прибыльности государственный производственный сектор вышел из кейсианского этапа антикризисной и антиинфляционной политики с глубоко расстроенными финансами. И консервативная критика поспешила обвинить во всем “безответственных” государственных менеджеров, которые якобы по природе своей неосмотрительны, так как над ними не висит дамоклов меч банкротства. Любой менеджер как лицо наемного труда не обязан владеть собственностью управляемой им компании, будь она частной или государственной. Мотивы его эффективного поведения как управляющего определяется рынком менеджеров. А на этом рынке все равны, так как оценка зависит от успешности предыдущего профессионального опыта. Кризис, развивающийся в условиях широкой интернационализации и проницаемости национальных экономических границ, остро поставил проблему конкурентоспособности хозяйствующих агентов. Начался пересмотр принципов государственного вмешательства в экономику. Предпринимательский класс потребовал и добился от государства, с одной стороны, отказа от большинства избирательных методов воздействия, когда объектом государственного вмешательства становилась отдельная компания или отрасль, а с другой стороны, резкого сокращения общих макроэкономических накладных расходов в виде разветвленной социальной политики, высоких потолков для минимальных заработных плат, вольготных выплат по причине безработицы, временной нетрудоспособности и т.д. Время “государства благосостояния” закончилось. Вместе с ним закончилась и миссия государственного сектора, занимавшего в структуре правительственных социальных структур определенное место. В конце 70-х годов западный капитализм вступил в период широкой приватизации. Нельзя забывать и о том факте, что приватизация оказалась чрезвычайно выгодной в политическом плане. Переводя на уровень предприятий решение непопулярных, но неотложных и неизбежных экономических проблем (сокращение занятости в силу производственной необходимости, уменьшение бюджетных дотаций путем повышения цен на продукцию государственных предприятий, сдвиг всей совокупности отношений “трудовой коллектив - правительство” в сферу отношений “трудовой коллектив - частный собственник”), консерваторы снимали с себя как представителей государственной власти ответственность за социально- экономическое положение в стране. Тем самым они политически переиграли социалистов и радикалов, призывавших голосовать за себя именно потому, что они якобы знали, как справиться с кризисом. Политический интерес удачно совпал с идеологическим. Сам факт обращения к приватизации после долгих десятилетий господства государственного капитализма реабилитировал капиталистическую систему хозяйствования. В виду специфического положения России в начале 90-х, приватизация не могла идти по пути постепенного увеличения её объёмов, для полуразрушенной экономики нужна была ускоренная и эффективная программа продажи государственного имущества. Насколько результативно прошёл этот процесс, мы можем судить по событиям сегодняшних дней и кто знает выбери правительство тогда иной путь приватизации, мы, возможно, оказались бы сейчас в более выгодной ситуации, однако оправданием может служить то, что до нас никто в таких масштабах не проводил денационализацию имущества, а времени было очень мало. Одним из основных направлений ускоренной приватизации является акционирование, те преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества. Необходимо подчеркнуть, что при преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускается создание акционерных обществ закрытого типа, в том числе холдинговых компаний на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав которых входят государственные предприятия. Решения о преобразовании предприятия в акционерные общества принимаются территориальными агентствами Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом или соответствующими комитетами по управлению имуществом. Решения принимаются на основании государственной, республиканской или местной программы приватизации, рассмотренной заявки на приватизацию, собственной инициативы вышеназванных органов, решений правительства Российской Федерации, отраслевых программ приватизации, утвержденных правительством, и решений других органов государственной власти в соответствии с действующим законодательством. Подготовка преобразования государственного или муниципального предприятия в акционерное общество осуществляется комиссией по приватизации. Учредителем акционерного общества выступает исключительно соответствующий комитет, территориальное агентство. Принят следующий порядок преобразования предприятия в акционерное общество. Учредитель (комитет, территориальное агентство) представляет в орган государственной регистрации следующие документы: решение комитета (территориального агентства) о создании открытого акционерного общества, заявку на регистрацию, устав акционерного общества. Установлен двухнедельный срок на регистрацию со дня подачи заявки. Регистрационный сбор и иные платежи, как отмечалось ранее, не взимается по всем актам и сделкам приватизации. Государственное или муниципальное предприятие считается преобразованным в акционерное общество со дня его регистрации, а его имущество переданным на баланс акционерного общества, которое выходит из подчинения вышестоящего территориального отраслевого органа управления. На баланс акционерного общества передаются имущество предприятия, перечисленное ранее и составляющее уставной капитал общества, а также государственное, муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом акционерному обществу по договору. В уставной капитал акционерного общества не включается следующее имущество, передаваемое ему по договору: объекты, для которых установлен законодательством особый режим приватизации; объекты социально-бытового и культурного назначения и другие объекты, по которым было принято решение сохранить их в государственной или муниципальной собственности. Размер уставного капитала акционерного общества определяется комиссией по приватизации; при этом в момент учреждения этого общества он должен состоять из оговоренного числа обыкновенных и привилегированных акций с одинаковой номинальной стоимостью. Обыкновенная акция - ценная бумага, дающая право в один голос при решении вопросов на собрании акционеров и участвовать в распределении чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Привилегированная акция - ценная бумага, обеспечивающая фиксированный при ее выплате дивиденд и преимущество при распределении прибыли и ликвидации общества; привилегированная акция не дает права голоса. В уставе акционерного общества в обязательном порядке определяются общая стоимость и количество безвозмездно передаваемых работникам предприятия акций, которые являются именными привилегированными, не дающими права голоса. После документального завершения преобразования государственного или муниципального предприятия в акционерное общество комитет передает права учредителю и пакет акций общества в соответствующий фонд имущества, который осуществляет полномочия собственника на общих собраниях акционеров и несет ответственность за деятельность акционерного общества в пределах его доли в уставном капитале. К осуществлению полномочий собственника на общих собраниях акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены за государством, по решению правительства Российской Федерации могут привлекаться представители соответствующих министерств и комитетов России. Первое собрание акционеров проводится не позднее чем через 12 месяцев со дня регистрации. На этом собрании формируются органы управления обществом. До этого функции исполнительной дирекции акционерного общества исполняют ранее назначенные руководители, а функции совета директоров общества — фонд ( комитет ) . В течение месяца после регистрации общества трудовой коллектив приватизированного предприятия обязан принять решение о единовременном распределении привилегированных акций работникам предприятия, включая бывших работников (пенсионеров или лиц, имеющих право вернуться на данное предприятие). Эти акции передаются перечисленным лицам безвозмездно. Решение принимается на общем собрании (конференции) трудового коллектива простым большинством голосов от общего числа работников предприятия. Соответствующий фонд государственного имущества или комитет утверждает этот список. Право собственности акционеров на эти акции возникает с момента внесения этих лиц в реестр акционеров. Акционеру по его требованию выдается сертификат на принадлежащие ему акции. Фонд (комитет) осуществляет продажу принадлежащих ему акций в установленном порядке. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд право голоса могут иметь не более 20% от общего числа акций каждого общества, остальные принадлежащие фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, являются привилегированными с фиксированным дивидендом (в размере учетной ставки банковского процента). При продаже этих акций их номинальный статус восстанавливается. Продажа акций регистрируется путем внесения в реестр акционеров соответствующих изменений. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей приватизированного предприятия. В условиях господства государственной собственности акционирование является одним из основных направлений приватизации, позволяет дать предприятиям рыночную организационно-правовую форму, не меняя формы собственности. Акционерная форма в наших условиях является наиболее понятной народу, а потому предпочтительной, позволяющей охватить приватизацией практически все предприятия независимо от их ведомственной подчиненности. Акционерная форма собственности сочетает в себе полную свободу предпринимательства с жесткими ограничительными условиями. Образованные таким путем акционерные общества в своей деятельности до последнего времени руководствовались “Временным положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества” (Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66), “Положением об акционерных обществах”, утвержденным Правительством России от 25 декабря 1990 г. № 601, “Типовым уставом акционерного общества открытого типа”, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721. 1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон “Об акционерных обществах”. Новый документ распространяет свое влияние на все акционерные общества Российской Федерации как действующие, так и вновь создаваемые. Для них он является своеобразной азбукой, которая от “А” до “Я” регламентирует весь их образ жизни и деятельности. Рассмотрим основные принципы деятельности акционерного общества. В соответствии с названным выше Законом акционерным обществом является коммерческая организация, созданная на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Общество может создаваться во всех отраслях народного хозяйства и осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. Общества создаются без ограничения срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Общество является юридическим лицом и обладает полной хозяйственной самостоятельностью, включая определение форм управления, принятие производственных решений, сбыт продукции, установление цен и оплаты труда, распределение чистой прибыли. Акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал, общество не отвечает по обязательствам акционеров. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всеми активами, т.е. всем имуществом. Согласно положению, общество может быть открытым или закрытым, что отражается в уставе. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров; акции закрытого общества могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено уставом. В нашей стране большое развитие получили акционерные общества закрытого типа. Правительство приняло решение о преобразовании закрытых акционерных обществ, созданных на основе государственной собственности, в открытые. Такой подход позволил сделать приватизацию более гласной и демократичной, расширил круг участников. Высшим органом управления является общее собрание акционеров, в промежутках между общими собраниями — совет директоров. В период между собраниями акционеров и заседаниями совета директоров всей деятельностью общества руководит правление в пределах компетенции, определенной уставом. К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся изменения устава, уставного капитала, избрание совета директоров, утверждение годовых результатов хозяйственной деятельности, создание и ликвидация дочерних предприятий или филиалов, а также реорганизация и ликвидация общества. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества позволит привлечь частный капитал и иностранные инвестиции. Наконец, акционирование государственных предприятий даст возможность внедрить холдинговую систему управления промышленностью на различных уровнях (государственном, отраслевом, региональном). Холдинг-компании — это акционерные общества, владеющие пакетом акций, как правило, контрольным, других компаний и фирм. Это позволяет холдинг-компании осуществлять по отношению к последним контрольные, управленческие, финансово-кредитные и другие функции, сохраняя юридическую и оперативно-экономическую самостоятельность предприятий. 3.2 Функционирование акционерной формы собственности в России Учреждение АО отличается своей сложностью. Инициатива создания предприятия, разработка плана, составление проекта устава, обращение к публике принять участие в организуемом предприятии и т.д.— все это падает на плечи учредителей (инициативной группы). В качестве таковых могут выступать как физические, так и юридические лица (если только хозяйственное общество — учредитель не состоит из одного лица). Учредители созывают учредительное собрание, где решают все необходимые вопросы и заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций, порядок их размещения и другие условия. Конечно, такой договор должен иметь письменную форму. Далее следует разработка проекта устава. Он, как правило, составляется учредителями и может содержать любые положения, которые они сочтут нужным в нем отразить. Однако закон определяет главные моменты содержания устава, причем соответствующие нормы носят довольно императивный характер. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона[2] устав общества должен содержать: — полное и сокращенное наименование общества; — место нахождения общества; — тип общества (открытое или закрытое); — количество, номинальную стоимость, категории акций (обыкновенные, привилегированные) и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; — права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа); — размер уставного капитала общества; — структуру и компетенцию органов управления, порядок принятия ими решений; — порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; — сведения о филиалах и представительствах общества. Устав также должен определять иные положения, предусмотренные указанным Законом: — сроки оплаты акций; — срок проведения годового собрания акционеров (не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года), порядок и сроки информирования акционеров о дате собрания, итогах голосования и принятых решениях (не позднее 45 дней с даты принятия); — количество и номинальную стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции); права, предоставляемые акциями каждой категории (типа); — размер дивиденда и/или стоимость, выплачиваемую при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа, определяемые в твердой денежной сумме или в процентах к их номинальной стоимости; порядок их определения (владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на его получение наравне с владельцами обыкновенных акций); — очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости по каждому типу привилегированных акций (если типов два и более); — порядок выпуска и размещения облигаций и иных ценных бумаг (если это предполагается); — размер резервного фонда (не менее 15% от уставного капитала) и размер ежегодных отчислений в резервный фонд (не менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, предусмотренного уставом); — порядок избрания членов совета директоров, ревизионной комиссии, а также границы их компетенции; — порядок применения и пределы ответственности исполнительного органа общества за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, за своевременное представление финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества акционерам, кредиторам и в средствах массовой информации. Вместе с тем по многим позициям Закон допускает многовариантный подход и предоставляет учредителям право выбора лучшего с их точки зрения варианта. В Законе часто встречаются следующие обороты: «...в случаях, предусмотренных уставом», «если в уставе не предусмотрено иное» и т. д. Поэтому в устав конкретного акционерного общества можно при необходимости вносить записи, позволяющие: ограничивать срок деятельности АО, хотя по Закону это необязательно; ограничивать возможность проведения закрытой подписки на выпускаемые обществом акции (п. 2 ст. 7); наделять закрытое общество преимущественным правом на приобретение акций, продаваемых акционерами, если они сами не используют это право. Срок покупки не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу (п. 3 ст. 7); ограничивать количество, суммарную номинальную стоимость акций, а также число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. З ст. 11); определять количество и номинальную стоимость акций, которые общество вправе размещать дополнительно к уже размещенным (объявленным), а также порядок и условия их размещения (п. 1 ст. 27); давать совету директоров право увеличивать уставный капитал, либо повышая номинальную стоимость акций, либо добавляя к ним новые в пределах количества объявленных акций, и принимать решение о внесении соответствующих изменений в устав (п. 2, З ст. 28); уменьшить уставный капитал путем приобретения и погашения части акций (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 72); наделять владельцев привилегированных акций определенного типа правом голоса на общем собрании акционеров, что не допускается, если не определено уставом (п. 1 ст. 32); накапливать и выплачивать впоследствии (кумулятивные привилегированные акции) невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в уставе (п. 2 ст. 32); определять возможность и условия конвертации привилегированных акций определенного типа в обыкновенные или привилегированные акции иных типов (п. 2 ст. 32); предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного типа, если уставом определена возможность их конвертации в обыкновенные (п. 5 ст. 32, п. 1 ст. 49); размещать облигации и иные ценные бумаги необязательно по решению совета директоров (п. 2 ст. 33, п. 7 ст. 65); ограничивать виды имущества, которым могут быть оплачены акции и иные ценные бумаги общества (п. 3 ст. 34); взыскивать неустойки (штраф, пени) за неоплату акций (п. 4 ст. 34); формировать из чистой прибыли специальный фонд акционирования работников общества (п. 2 ст. 35); наделять владельцев голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции (с их оплатой деньгами), преимущественным правом на их приобретение в количестве, пропорциональном доле каждого акционера (п. 1 ст. 40); объявлять о выплате дивидендов по размещенным акциям ежеквартально, раз в полгода или раз в год (п. 1 ст. 42); выплачивать дивиденды не только деньгами, но и иным имуществом (п.1 ст. 42); расширять (по сравнению с Законом) перечень вопросов, решаемых на общем собрании акционеров квалифицированным большинством голосов (п. 2 ст. 49); вводить особенный порядок подсчета голосов на общем собрании акционеров (п. 2 ст. 49); предусматривать, что ряд вопросов (см. пп. 2, 12, 15—20 п. 1 ст. 48 Закона) могут выноситься на общее собрание не только по предложению совета директоров общества (п. 3 ст. 49); назначать более поздний, чем в Законе, срок для подачи предложений в повестку дня общего собрания акционеров (по Закону — не позднее 30 дней после окончания финансового года, —п.1 ст. 53); разрешать АО с числом акционеров более пятисот тысяч проводить новое, взамен несостоявшегося, общее собрание акционеров при меньшем, чем по Закону, кворуме (по Закону — не менее 30% размещенных голосующих акций, — п. ст. 58); передавать в АО с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти функции совета директоров общему собранию акционеров (п. 1 ст. 64); относить к компетенции совета директоров образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий (ст. 48), а также определение условий заключаемого с ним договора и размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций (ст. 65,69); устанавливать требования (критерии), предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров общества (п. 2 ст. 66); предусматривать для АО с числом акционеров — владельцев обыкновенных акций менее одной тысячи кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров (п. 4 ст. 66); определять особенности избрания и переизбрания председателя совета директоров, его компетенцию, в том числе — право решающего голоса (ст. 67, п. 3 ст. 68); расширять круг лиц, имеющих право созвать заседание совета директоров; предусматривать возможность принятия решений на совете заочным голосованием (опросным путем, —п. 1 ст. 68); расширять предусмотренный Законом перечень документов, подлежащих хранению (п. 1 ст. 89). Устав акционерного общества может содержать и другие положения, не противоречащие законодательству. К категории особо важных при учреждении АО относится вопрос о вкладах учредителей. Чаще всего вклады вносятся в денежном выражении, даже в счет оплаты 50% уставного капитала. Однако не исключено осуществление учредителями вкладов и другим способом, т. е. не наличными деньгами, а имуществом, например путем привнесения в АО земельного участка, патента или уже имеющегося предприятия. Помимо этого АО может получить какое-либо оборудование или иное имущество за плату. Чтобы предотвратить злоупотребления, такие случаи необходимо подробно расписывать в учредительных документах. Договоры об имущественных вкладах являются действительными лишь в том случае, если в уставе АО указан предмет имущественного вклада или приобретаемый объект, лицо, у которого приобретено это имущество, а также сумма акций, гарантированных при имущественном вкладе, или сумма вознаграждения, определенная при приобретении имущества. Такого рода сведения должны предусматриваться и в отношении особых преимуществ в пользу отдельных акционеров, а также соглашений о возмещении акционерам или другим лицам расходов или вознаграждения за создание АО. По своей собственной воле учредители обычно включают данные о предмете деятельности, представительстве, способе публикации данных об обществе, порядке избрания и составе правления и другие. Положения по вопросам, не урегулированным в законе, должны соответствовать основным принципам акционерного законодательства. Устав утверждается учредителями большинством в 3/4 голосов и становится обязательным для контрагентов общества и всех акционеров, а не только для тех, кто принимал участие в его выработке и утверждении. В отличие от устава учредительный договор, который заключают его учредители между собой в целях совместной деятельности по организации общества, порождает права и обязанности только для учредителей. Иногда в акционерном обществе принимается внутренний регламент. Этот акт более подробно и детально регулирует многие из вопросов, отраженных в уставе, как-то: изменение размера уставного капитала, порядок распределения и передачи паев, совершения займов, проведения собраний, голосования, назначение директоров, их полномочия и т. п. Одним словом, этот акт (если его сочтут необходимым принять участники АО) направлен на регулирование отношений между акционерным обществом и его акционерами. Положения внутреннего регламента не должны противоречить положениям устава. А если такое имеет место, то преимущество должно отдаваться уставу. После составления учредительных документов начинается формирование уставного капитала. Как уже указывалось ранее, возможны два способа образования уставного капитала: единовременный и постепенный. Но в обоих случаях для создания общества необходима подписка на весь уставный капитал. К моменту регистрации общества должно быть оплачено не менее 50% уставного капитала. Возможна оплата вкладами в натуре, но за оценкой таких вкладов требуется особый контроль, для чего они предварительно должны быть оценены независимыми оценщиками. Завершается эта стадия создания общества созывом собрания будущих акционеров, на котором одобряется устав, заслушивается отчет учредителей об обеспечении формирования уставного капитала, образуются органы управления обществом. Важный момент учреждения общества — его регистрация. В настоящее время в России действует порядок, согласно которому при выполнении предусмотренных в законе предписаний для возникновения права на регистрацию акционерного общества не требуется чьего- либо распоряжения или разрешения. Такой порядок лучше всего выражается термином регистрационный. При регистрации АО осуществляется проверка выполнения требований о регистрации. Вопросы экономической и хозяйственной целесообразности при этом не должны обсуждаться. Согласно новому ГК РФ (ст. 51) все юридические лица обязаны регистрироваться в органах юстиции, определяемых законом о регистрации юридических лиц. Пока такой закон не издан, применяется прежний порядок регистрации юридических лиц органами исполнительной власти. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. И наконец, заключительная стадия учреждения АО состоит в издании проспекта эмиссии, размещении акций между учредителями и регистрации проспекта эмиссий в Федеральной комиссии по ценным бумагам. Организационная схема создания акционерного общества представлена на рис. 3.1.
Акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации. Под членством понимается совокупность прав и обязанностей акционера. Права акционера делятся на два вида. А. Личные права. К ним относятся: право на участие в общих собраниях общества, право на голос, право на спаривание принятых решений, право на информацию и другие. Б. Имущественные права. В их числе можно отметить право на получение дивиденда, право на часть имущества при ликвидации акционерного общества (ликвидационную квоту), преимущественные права на приобретение нового выпуска акций при увеличении уставного капитала и другие, если они определены в уставе. Акционерное общество носит чисто капиталистический характер (цель — собирание капитала для осуществления какой-либо социально полезной деятельности, приносящей прибыль), и поэтому личные права здесь не доминируют. Если же рассматривать значение последних, то можно заметить, что они зависят от имущественных прав: возможность реального осуществления личных прав принадлежит лицам, обладающим значительным количеством акций. Основным имущественным правом акционеров является право на получение дивидендов. Дивиденд определяется в процентном отношении к номинальной стоимости акции, а если номинальная цена акции не оплачена полностью — то, соответственно, к оплаченной сумме. Обычно считают, что акционеру гарантируется ежегодное получение дивиденда. Такое мнение не совсем верно. Для получения дивиденда необходимо предварительно добиться, чтобы общество давало прибыль. Считается, что общество имеет прибыль, если его активы превышают пассивы. Прибыль может быть получена и иным путем, помимо повышения эффективности работы предприятия, например продажей акций по цене выше номинала, переоценкой активов общества вследствие уменьшения уставного капитала. Для получения дивиденда важен и второй момент: решение общего собрания о выплате дивидендов. Ведь вполне возможен и противоположный вариант, когда собрание акционеров решает направить всю прибыль в дело, на развитие производства. И тогда дивиденды за год не выплачиваются. Правда, это бывает не так часто. Здесь следует отметить , что выплата дивидендов гарантируется владельцам привилегированных (не имеющих право голоса) акций по ставке зафиксированной в уставе общества. Какую часть прибыли направить на выплату дивидендов и каким размером ограничить их, совет директоров рекомендует общему собранию, которое может согласиться или не согласиться с такими рекомендациями, утверждая или не утверждая данное решение. Собрание вправе изменить предложенное советом директоров решение, но только в сторону уменьшения размера дивидендов. Считается, что увеличение дивидендов не относится к его компетенции, поскольку для принятия столь важного решения нужен детальный экономический анализ состояния дел в акционерном обществе, который способен провести только совет директоров (либо самостоятельно, либо с помощью специалистов). Такое положение ставит преграду для принятия скоропалительных и безответственных решений общим собранием. Как и любое право, право на получение дивиденда должно обеспечиваться юридической защитой. Она осуществляется судом. Но здесь есть ограничения. Можно реализовать такое право с помощью суда, если дивиденд объявлен и его выплата становится долгом акционерного общества. А если эти факторы отсутствуют? На сей счет нет указаний в законе. Молчит пока и судебная практика. Суды западных стран поступают по-разному. Так, по праву США и Англии считается, что для вынесения решения суду надо знать, носила ли деятельность АО прибыльный характер. Но доказать это обязаны акционеры. Однако и этого мало. Надо доказать, что выплата дивидендов не нанесет ущерба деятельности корпорации, что весьма сложно. По крайней мере, американские юристы вынуждены признать, что суды неохотно вторгаются в сферу управления внутренними делами корпорации'. Дивиденды могут выплачиваться в разной форме: акциями, облигациями, товарами, деньгами. Следует указать и на обязанности акционеров. Они должны оплатить часть уставного капитала, которая представлена их акциями, не разглашать конфиденциальную информацию, беречь имущество, принадлежащее акционерному обществу, соблюдать положения корпоративных документов, оказывать содействие обществу в осуществлении его деятельности и, наконец, нести имущественную ответственность по долгам общества в размере стоимости своих акций. Коллектив акционеров не остается неизменным. Насколько часто происходят изменения в его составе, зависит от привлекательности АО, которая определяется эффективностью его работы. Но даже если АО и выглядит выигрышно с этой точки зрения, обновление коллектива акционеров происходит хотя бы за счет правопреемства (реорганизации юридического лица или смерти гражданина). В уставах закрытых акционерных обществ встречаются положения, говорящие о том, что при реорганизации юридического лица или в случае смерти гражданина — участника общества правопреемники могут вступить в АО с согласия общего собрания акционеров. Данное положение противоречит требованиям законодательства. Поскольку акция является именной ценной бумагой, то права, удовлетворенные ею, будут передаваться в порядке, установленном для уступки требований (п. 2 ст. 146 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 382 (уступка требования) для перехода прав кредитора к другому лицу не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено Законом. Поэтому для наследования (правопреемства) прав кредитора (акционера) его наследниками (правопреемниками) согласие собрания акционеров (фактическое волеизъявление юридического лица — должника по отношению к акционеру) не требуется. На основании норм ГК РФ данные положения устава могут быть признаны недействительными. Иногда уставы ЗАО включают в компетенцию общего собрания такие полномочия, как «прием в общество новых акционеров». Следует учитывать, что полномочия по приему новых участников (акционеров) ГК и Закон не предусматривают. Существует несколько способов появления нового акционера: покупка им дополнительно выпущенной акции; покупка им ранее выпущенной акции у другого участника. или общества; конвертация иной ценной бумаги в акцию общества. Анализируя данные способы, можно сказать, что общее собрание вправе принимать к рассмотрению вопросы, связанные с возможностью конвертации (3-й способ) в акции ценных бумаг, но при этом решается вопрос о возможности конвертации, а не о приеме новых участников в состав общества. Что касается 1-го и 2-го способов, то здесь общество может осуществить лишь право преимущественной покупки. Поэтому общество в лице общего собрания акционеров вправе устанавливать возможность конвертации тех или иных своих ценных бумаг в акции общества или возможность преимущественного права покупки акций, но не может решать вопросы о приеме новых участников в общество. Ликвидация общества может быть проведена добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общества влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации общества. В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества. Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами. Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. 3.3 Удельный вес предприятий акционерной формы собственности в числе предприятий РФ и валовом внутреннем продукте. Предприятия акционерной формы собственности занимают лидирующее положение в российской экономике как количественно, так и качественно. В 1998 году более 85% ВВП России было произведено предприятиями этой формы собственности (имеется в виду как государственные, так и частные акционерные предприятия).
Тенденция к увеличению числа акционерных обществ за счёт уменьшения государственных предприятий обусловлена продажей и акционированием наиболее нерентабельных и убыточных хозяйств находящихся в государственной собственности. Несомненно, такой подход наиболее рационален, но он должен иметь строгие рамки и ограничения, чтобы исключить возможность нелегальной и грабительской приватизации. Заключение В настоящее время акционерная форма собственности является преобладающей в России. Этот факт свидетельствует о том, что наша экономика постепенно переходит на путь развития свойственный всем развитым странам, где такое положение вещей является нормой. Все преимущества такой организации собственности были изложены выше, однако стоит упомянуть о том, что согласно данным журнала «Эксперт» №36 за 1999 год: «Три четверти российской крупной промышленности абсолютно неликвидны. Из двухсот крупнейших компаний на фондовом рынке котируются акции только у 51. А более 80% оборота фондового рынка приходится на пять компаний.» Лидерами российской экономики являются предприятия нефтегазовой промышленности, что также не прибавляет оптимизма при анализе ситуации, так как Россия фактически стала поставщиком сырья на западные рынки, при упадке собственной промышленности. Надо полагать, что такое положение вещей изменится в скором времени, иначе нашу экономику ёще не раз будут потрясать сильнейшие кризисы, а ситуация будет становиться всё хуже. Российское производство можно спасти только грамотной продуманной политикой содействия, а не бездумным увеличением налогового бремя на одних для поддержания на плаву других, это только ухудшает и без того плачевное положение. Акционерная собственность как наиболее эффективная форма организации производства крупных промышленных предприятий станет основой возрождения России и её экономики в будущем, это обязательно произойдёт так как огромный потенциал накопленный за предыдущие десятилетия не может быть уничтожен в одночасье.
Список использованной литературы:Афанасьев В. Н. - Диалектика собственности: логика экономической формы. - С Петербург 1991 Рубин Ю. В. - Портфель приватизации и инвестирования. Книга собственника. – Москва 1992 Джон Уайли энд Снайз – Корпоративное управление. Владельцы, директора и наёмные работники акционерных обществ. – Москва 1995 Иванов А. Н. – Акционерное общество: управление капиталом и дивидендная политика. – Москва 1996 Остапенко В. Д. – Акционерное дело и ценные бумаги. - Москва 1992 Сыродаева О. Н. – Акционерное право США и России. - Москва 1996 Корпоративное управление: сборник документов. - Москва 1997 Приватизация и управление собственностью: сборник документов. – Москва 1997 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Климович М. Акционирование московских предприятий.// Российский экономический журнал.-1995/1. Мельник-Хмарый В. Трансформация собственности или новая модель управления производством.// Экономист.-1995/1. Шихирев В. Акционерная собственность юридических лиц.// Российский экономический журнал.-1995/9. Корпоративное управление в России: по ком звонит колокол?// МЭиМО 1996/11, 12 Розинский И. Российские предприятия: дилемма внутренних акционеров.// Российский экономический журнал.-1996/2. Кокошкин В. К реализации государственных интересов в смешанных акционерных обществах.// Российский экономический журнал.-1996/4. Грачёв Н., Котов А., Баумгартен Л., Дудкин В. Сравнительная результативность работы предприятий различных форм собственности.// Российский экономический журнал.-1996/8. Казаченко В. Собственность: присвоенческий аспект.// Экономист.-1996/12. Кокорев А. Перераспределение собственности в частном бизнесе.// Вопросы экономики.-1997/6. Винслов Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур.// Российский экономический журнал.-1997/1. Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике.// Российский экономический журнал.-1997/8. Мараев Н. Варианты реорганизации акционерных обществ: разделение и выделение.// Российский экономический журнал.-1997/10. Шупыро В. Приватизационный процесс и задачи управления госсобственностью.// Российский экономический журнал.-1997/11, 12. Губанов С. Эволюция отношений собственности: форма и содержание.// Экономист.-1997/2. Муравьёв А. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизационных предприятий.// Вопросы экономики.-1998/7. Мильнер В. Крупные корпорации – основа подъёма и ускоренного развития.// Вопросы экономики.-1998/9. Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе.// Российский экономический журнал.-1998/1. Якутин Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности.// Российский экономический журнал.-1998/1. Якутин Ю. Ещё раз к анализу эффективности становящихся российских корпораций.// Российский экономический журнал.-1998/9, 10. Хубиев К. Становление акционерной формы производства.// Экономист-1998/11. [1] Котов А., Грачёв Н., Баумгартен Л., Дудкин В. Сравнительная результативность работы предприятий различных форм собственности// Российский экономический журнал.-1996/8. [2] Здесь и далее: Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 203-ФЗ Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|