РУБРИКИ

Курсовая: Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике

Курсовая: Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике

Курсовая: Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике

1-й курс заочного отделения экономического факультета

с сокращенной программой обучения

специальность 060400 «Финансы и кредит»

группа Фс-011с (Фс-21с)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

На тему

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Студент ПЫРХ С. В.

(ЭУ/99 – 24)

Руководитель

Профессор / доцент / АБРАМОВА М.

Москва, 1999

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение .............................3

1. Теоретические взгляды на государственное регулирование ........3

2. Рынок и государство .........................5

2.1. Экономические функции государства в смешанной экономике ........6

2.2. Государственное регулирование экономики: основные инструменты ....7

3. Антимонопольная политика ......................8

4. Бюджетная политика государства ...................10

4.1. Налоги. Их роль в рыночной экономике .................10

4.2. Критерии эффективности бюджетной политики .............16

4.3. Амортизация, как средство государственного регулирования экономикой

.....17

5. Денежно-кредитная политика .......................18

5.1. Управление инфляцией .........................21

6. Регулирование рынка труда ........................25

7. Государственное регулирование вывоза капитала ..............27

Заключение ..............................29

Список использованной литературы ...................33

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему

мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная

ли это экономика или же распределительная.

В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все

права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть

о регулировании говорить не приходится: государству просто некого

регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм

собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?",

одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на

основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением.

Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается

рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится

постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие

задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов,

товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами,

капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной

экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то,

увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений,

как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в

рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и

регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её

становления было различным.

а) Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В

то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она

провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты

утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В

связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа

А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов",

в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил (принцип "laissez

faire") создает гармоничное устройство.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать

безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными

словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить

самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы

рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя

к достижению своих частных интересов является главной движущей силой

экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как

его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для

всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы

основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности,

свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс

выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль

государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он

рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство

должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного

рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из

кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в

целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов -

перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов.

Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и

др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из

серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается,

считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При

увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет

стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-

финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки

и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия.

Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе

образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых

регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания

циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня

занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила

ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных

десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться

несоответствие между возможностями государственного регулирования и

объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть

устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста

национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба

накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко

ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица

и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса

только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса

произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования

и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции

неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели

государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на

воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер

воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают

необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу

частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как

функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух

источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части

прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с

этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления

капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги

ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым

затрудняет, использование заемных средств, для накопления. Поэтому

неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе

рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот

предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его

дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом

станет сокращение государственных расходов, отказ от использования

бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных

социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации

государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает

ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию

(смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей

силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно

влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития

страны отводится рыночным силам.

2. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики

не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться

государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления

государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр

теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от

полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством,

до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной

может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного

предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных,

например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,

так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии,

шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень

государственного монополизма, была построенная в нашей стране

централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее

директивное планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в

каком количестве и что производить, какие при этом должны быть

использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна

быть оплата труда, и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного

по всем статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной

размерности и статичности.

Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система,

где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет

вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все

экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых

заданий, приказов и распоряжений. Экономической самостоятельности было

столько, сколько считал полезным и приемлемым центр. Жесткая централизация

создавала бюрократические ограничения развитию.

Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и

обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма

саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается

при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к

производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.

В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи, но

практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей при

неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувствительной к динамике

потребительского спроса. Одно из следствий этого - перепроизводство в одних

отраслях и дефицит в других. Попытки же ликвидировать дефицит каких-то

товаров зачастую вновь приводили к их перепроизводству. Дефицит был

отличительным качеством плановой экономики.

В варианте государственного монополизма в управлении, экономикой оказывается

блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика, прежде

всего, и обязана своей эффективностью.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство

выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и

возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики,

государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается

политической философией, требующей подчинения личных интересов

общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством,

сводит на нет, все преимущества свободного предпринимательства, основанного

на конкуренции и рыночном ценообразовании.

2.1. Экономические функции государства в смешанной экономике.

Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике

коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в

экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм

достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процесс

разрушения старых механизмов централизованного государственного

регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных

рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему

ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной "без

государственной" рыночной модели. В России многими воспринято как аксиома

идея, согласно которой, основой политических свобод и демократии могут быть

полностью либерализованные рынки. Но это утверждение, не только несколько

искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет

с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведенной в

ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм. Системы, целиком

основанной на невмешательстве государства (laissez faire), не существовало и

в XIX в., и до него. В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только

с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся,

как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике,

можно выразить через выполняемые государством экономические функции.

К ним относятся:

1. Создание правовой основы для принятия экономических

решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие

предпринимательскую деятельность, определённые права и обязанности граждан;

2. Стабилизация экономики. Правительство

использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления

спада производства, для сглаживания инфляции, снижение безработицы, поддержания

стабильного уровня цен и национальной валюты;

3. Социально-ориентированное распределение ресурсов

. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается

частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи,

транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы

развития образования, здравоохранения и т. д.;

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии

. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости,

инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д..

Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В

реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе

воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная

деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее

результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении

доходов.

2.2. Государственное регулирование экономики: основные инструменты.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде

всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через

расширение государственной собственности на материальные ресурсы,

законотворчество и управление производственными предприятиями, и косвенное

вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство.

Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее

значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его

размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не

абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах,

предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником

предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа

людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии, до

8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного

сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная

промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный

транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет,

как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность

оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое

значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных

ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и

периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов,

призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами

рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем

издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести

положение о кооперации во Франции и т.п.

Косвенное вмешательство.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть

направлены на:

- стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно)

равновесия

между сбережениями и инвестициями;

- обеспечение полной занятости;

- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые

специфические товары;

- поддержку устойчивого экономического роста;

- перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к

фискальной и кредитно-денежной политике.

Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как

политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами

(прежде всего налогами) и расходами.

Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования

денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы.

Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно

различается.

Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад,

постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и

функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со

сложившейся централизованной экономической системой пытаются, в ходе

разгосударствления, возродить с помощью государства (как это ни

парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без

которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях

государства этот животворящий интерес.

3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей

приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух

направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному

функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых

естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие

органы, для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других

рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял

форму антимонопольного законодательства.

Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных

монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может

обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,

достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного

пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная

деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться

два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т. е.

цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собой отсутствие

стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить

общество от рыночной власти естественных монополий путём регулирования цен и

качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование

только там, где это не приводит к снижению эффективности производства.

Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может

обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антимонопольные законы. Эта форма контроля

имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана,

запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо

отрасли. Однако формулировка была довольно размыта, что не позволяло чётко

определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В

принципе он был продолжением закона Шермана и, лишь, уточнял некоторые его

пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В её компетенцию

входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать

нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии

расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому

антимонопольному органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним

доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно,

бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу

применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких

производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим

качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других

негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не

должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов

конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у

предпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятие более

сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает

оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и

конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это

соотношение было различным, корректируемым под особенности развития

экономики, государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

4. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Как я уже упоминал, бюджетная (фискальная) политика является одним из главных

инструментов государственного регулирования экономики. Посредством бюджетной

политики государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои

расходы и доходы (налогообложение).

Государственный бюджет - это годовой план государственных

расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно

обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата

или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года, полномочные

представители исполнительной власти, отчитываются о своей деятельности по

мобилизации доходов и осуществлению расходов, в соответствие с принятыми в

предыдущем году законом о бюджете.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов

макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и

ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и

трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило,

приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и

содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.). Трансфертные платежи –

это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех

налогоплательщиков, определённым слоям населения, в виде пособий по

безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Нужно заметить, что

государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно

используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не

связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению

ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность

гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют

другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального

потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоёв населения,

выплачиваются другим. Однако те, кому предназначены трансферты, тратят эти

деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

4.1. Налоги. Их роль в рыночной экономике.

Другим важным инструментом государственной бюджетной политики является

налогообложение.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой

системы, отвечающей условиям развития общественного производства,

эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции

они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно

начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании

доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это

главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно

сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений

от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место

следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-

денежных отношениях, нельзя обойтись.

Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по

этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить

себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не

регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется,

какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны

варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой

системе регулирования принадлежит налогам.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка

законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на

рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К

ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов,

регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,

деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых

домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила

обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования

рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в

условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в

обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о

финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей,

предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном

обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения

предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей

организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью

распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность

предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, не

отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на

предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система

экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,

возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике

отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а

зарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они,

как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами - путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,

выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных

закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное

место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает

условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,

способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время

нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства,

решение продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации

освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы,

другие производители сельскохозяйственной продукции. Если доля доходов от

несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и

они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от

такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.

Приведенные положения могут служить примером использования государством

возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в

необходимом обществу направлении.

Другой пример.

Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно

себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать

благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую

среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия, "мастодонты"

промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из

смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают

характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно

поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных

фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их

деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу -

особые льготные условия налогообложения.

Другая функция налогов – с т и м у л и р у ю щ а я.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический

прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в

расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с

помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли,

направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение

производства товаров народного потребления, оборудование для производства

продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Эта льгота, конечно, очень существенная. В прежнем Законе о налогах этой

льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но

непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от

налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские

работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются

в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от

налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из

облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предусмотрена и у нас,

в прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшалась на сумму,

составлявшую 30% затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ. Было бы целесообразно и сейчас установить, что в

состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например,

50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь - включать эти расходы в

затраты на производство.

Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление

способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше

налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов

банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. В

то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес

кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50% всех

вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20%.

Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18%

можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под

15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но

даже выигрывает за счет льготного налогообложения.

Следующая функция налогов – р а с п р е д е л и т е л ь н а я,

или, вернее, перераспределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,

направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как

производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,

комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и

предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие

и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные

дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных

условиях, значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие

сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно

отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный

социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система

позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это

сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем

установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной

части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного

освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов – ф и с к а л ь н а я.

Это изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания

государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной

сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения

культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер,

так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща

одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система

налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может

заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того

или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и

т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская

деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере,

удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется

неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий

налогообложения, а в условиях /нашей печальной памяти/ перестройки - и

самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в

предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой

прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,

льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем

налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает

характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость

социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству

- и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и

иных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней

требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития

народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или в

отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением

устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень

налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В

условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя

с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших

пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период

относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,

наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки

налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они

были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала

нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год,

наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить

целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3

пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не

нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют

эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет

основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых

налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий

с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь

должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на

прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы

налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической

ситуации в стране и в общественном производстве.

Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных

компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации

указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог

этот потеряет смысл.

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая

различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом

нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе,

учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая

система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии

заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС

налоговая система унифицируется, и останутся лишь несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее

нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций

- регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран

совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в

основном является функцией двух аргументов - экономической политики

государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если

экономическое положение страны и, решаемые в данном периоде задачи, требуют

внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно,

должны быть внесены, но по возможности – с нового хозяйственного года.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с

теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает

признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода,

укрываемого от налогообложения, ввиду его незаконности, преследуется

государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ

изъятия части доходов физических и юридических лиц, в государственный и

местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При

достижении определенного уровня грамотности населения, налоги будут

восприниматься ими с пониманием, как форма участия своими средствами в

решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно,

если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан,

предпринимателей, предприятий и государства.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах

налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и

предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой

характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами

и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами

Законами.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает

также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны.

Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно,

но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным

категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или

предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится

плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к

какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в

принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует

развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.